ИИ для Художника
Последнее время у меня часто спрашивают мнение относительно будущего художников в эпоху наступающего ИИ. Обычно задают два вопроса: «Боишься ли ты, что ИИ тебя заменит?», «Как ты планируешь использовать новые клёвые ИИ-инструменты?».
Оба вопроса показывают, что я, как художник, для окружающего меня общества (в основном это айтишники) — инопланетянин. Всё равно что спросить мужика, как он себя чувствует во время менструации.
То есть, каждый вопрос надо переформулировать и пояснить.
1) «Боишься ли ты, что ИИ тебя заменит?»
Правильный вопрос: Чего ты боишься в связи с появлением ИИ, как художник?
2) «Как ты планируешь использовать новые клёвые ИИ-инструменты, как художник?»
Правильный вопрос: Есть ли что-то в ИИ для тебя полезное, как для художника?
ЧЕГО Я БОЮСЬ В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ ИИ, КАК ХУДОЖНИК?
Наибольшей неприятностью для художника в цифровую эпоху всегда были издевательства над его авторскими правами. Наше общество настолько дремуче в этом вопросе, что я даже не буду пытаться в это углубляться.
И, если уж говорить, чего я боюсь — появления новых способов издеваться над результатами моего труда. Сегодня еще есть возможность защитить свои интересы. С появлением генеративных изображений мы попадаем в ситуацию, когда ни Законодательство ни суды не будут понимать, что с этим делать. Пока они разберутся, пройдёт лет двадцать. Уже сейчас одна из главных претензий художественного сообщества к ИИ-графике ровно в этом.
То есть, меня не заменят, но гадить будут чаще и сильнее. Будет больше поводов для стресса и мизантропии.
Для общего понимания: программисты не делают мир более цивилизованным, они просто осваивают новые территории, а это всегда «Дикий Запад» с его плюсами, романтикой, золотыми жилами, баснословными состояниями, виселицами, грабежами, покером и шлюхами.
Ключевая разница тут в том, что в эпоху колонизации Америки, всегда была цивилизованная часть территории, где царил закон и правила поведения джентльмена. У человека был выбор. Сегодня у нас нет выбора, так как «Диким Западом» становится то место, где ты живёшь, тот рынок, на котором ты трудишься.
Вот вам промт по теме: «Пьяные голодные конквистадоры Кортеса вместе с воинами Монтесумы и его кровожадными жрецами врываются в высшее общество Мадрида XVI века».
Почему меня трудно заменить? — Я работаю с юмором. Это пока недоступный для замены человека жанр. Но кроме меня есть другие художники, которых реально можно заменить. Например, это книжные иллюстраторы. Стоит ли им опасаться? — Однозначно!
Часто слышу оптимистичные «да ладной забей» или «с ИИ будет только лучше». Это очень наивный оптимизм. Вот вам цитата Дмитрия Тимко из Яндекс.Поиска по поводу появления ChatGPT 3.5:
«И мы точно понимали, что для бизнеса это звучит, как конкуренция. Возможно даже угроза. Параллельно в компании Google вообще был объявлен красный код, так называемый. Это когда компания считает, что угроза настолько велика, что нужно пересобрать команды, каких-то людей переключить на более важные проекты…»
То есть сами технологические компании воспринимают ИИ, как угрозу, ровно по этой причине они участвуют в гонке, которая ведет нас к пресловутой сингулярности, и не могут остановиться. Они не могут остановить безобразие, поэтому решают его возглавить.
Просто посмотрите на это, как бизнесмен.
Представьте что у компании, в которой вы работаете появился сильный конкурент который обладает шансом откусить рынок. Вполне возможно уже немного откусил. Например ваш график роста перестал быть графиком роста. И вот вы сидите на совещании с генеральным, коммерческим, финансовым и прочими директорами, чьи лица встревожены. Скажете им «забей»? Акуна, бл**ь, матата…
Просто почитайте историю компании Kodak — здравый смысл и деловая жилка подсказывают, что надо реагировать.
И пусть ты одинокий иллюстратор или владелец студии — бизнес есть бизнес. Настало время волноваться.
Можно не сомневаться что уже в ближайшее время выйдут первые книги проиллюстрированные искусственным интеллектом. У издательств много текста, им нужны картинки. Следующий шаг очевиден.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОДУКТА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ: Есть ли что-то в ИИ для тебя полезное?
Многие убеждены, что художники прямо сейчас смогут использовать ИИ себе во благо. Эти люди не отдают себе отчёт в том, что инструменты именно для художников должны выглядеть совсем иначе, чем то, что на хайпе.
«Алло! Позовите продАкта!»
Подобное непонимание естественно. Мы живём в текстовом обществе. ЕГЭ не содержит ни одного предмета связанного с визуальным мышлением. Школа беспощадно ампутирует навык мыслить визуально. Даже дизайнер не является по умолчанию художником. Художник — это маргинал, редкое исключение. Беспощадно малый процент. Инопланетянин.
Отсюда непонимание ключевого принципа. Чтобы стало понятнее, объясню на примере музыки.
Предложите ИИ джазовому саксофонисту. Каким должен быть продукт? Вы реально скажете музыканту, что ему надо текстом описать, какую мелодию он хочет получить и наслаждаться результатом? И всё? Саксофон можно продать и дальше тыкать пальцами в клавиатуру совершенствуясь в промтах?
Так может мыслить только беспощадно лишенный эмпатии человек. Лишенный понимания роли музыки в жизни музыканта. Для джазового саксофониста важнейшим элементом бытия является сам процесс игры на инструменте. Нельзя просто взять и отобрать у него саксофон.
Не говоря уже о том, как он будет себя чувствовать, если отобрать у него живые концерты. Долгие месяцы подготовки, репетиции, кайф исполнения. И конечно — живые аплодисменты.
Вернемся к художникам. И пожалуйста, не путайте их с дизайнерами!
Каким должен быть инструмент для художника?
Это большое поле деятельности для адекватного продакта. Который увидит потребности, придумает фичи… до того, как его переключат на хайповое направление, где больше подписчиков. Поскольку художники — это ничтожно малый %, я не думаю, что кто-то всерьез для них что-то сделает.
Пока я вижу следующее:
— Бенефиты получают дизайнеры, которые ускоряют свою работу и расширяют диапазон своих итоговых возможностей. Правда могут наступить последствия в виде удешевления их труда при повышении требований к скорости, качеству и многообразию.
— Представители современно искусства, конечно же, поймают своё перо жар-птицы. Они столько умных слов говорят по этому поводу — мастера обосновать вообще всё, даже говно в консервной банке.
А что получит художник-акварелист или автор пейзажей пастелью?
Что получит автор комиксов?
Что полезного есть для карикатуриста?
Им всем надо «продать свой саксофон»?
Лично для меня ИИ, пока, полностью бесполезен. Его идеи мне не нужны. Помогать с рисунком мне не надо. Даже не знаю, что придумать.
Но можно поразмышлять.
ВАСИЛИСА, НА ПОМОЩЬ!
Василиса Прекрасная говорила Ивану-царевичу: «Утро вечера мудренее!». И пока тот спал, она вызывала Сатану из Ада и с блеском решала все Ванюшины проблемы.
Чтобы ИИ понадобился художнику, ему надо:
1. Усложнить задачу. Например, конь не валялся, а комикс на 60 страниц нужен к рассвету.
2. Перенести задачи в средУ, где пока что они решаются отвратительно. Например, ИИ под названием Adobe Sensei в приложении Adobe Fresco имитирует акварель и прочие краски. Коротко — говно.
Важное условие. ИИ должен не заменить художника, а помочь ему. Василиса Прекрасная не пытается заменить Ивана-царевича (сняв с него кожу).
Оба случая намекают на необходимость создания довольно навороченного редактора, где есть и профессиональный инструментарий и его усиление за счет ИИ.
Нафантазирую, что может уметь такой редактор:
1. Взяв за основу пару полностью раскрашенных страниц комикса раскрасить остальные 58.
2. Исправить опечатки в рисованном тексте.
3. Исправить ошибки возникшие на бумаге, которые уже нельзя исправить на самой бумаге (например, акварель за контур вытекла).
4. Скан или фото рисунка привести к идеальному виду, в том числе сделанные под плохим углом или плохом освещении.
5. Изменить композицию готового рисунка, например, переставить персонажи местами.
6. Персонаж с одного рисунка вставить в другой с адаптацией по освещенности, теням и т.п.
7. Персонаж нарисованный в анфас повернуть в профиль.
8. Разные варианты изменения положения тела персонажа.
9. Художник рисует персонажи и сцены с ними, а ИИ предлагает историю — пишет книгу.
10. Художник рисует персонажи, ИИ предлагает сцены (пейзажи, архитектуру).
11. пункт 10 наоборот.
В пунктах: 1, 5, 6, 7, 8, 10 и 11 — нарушается «Важное условие» — ИИ заменяет художника. Упс!
На этом я сдаюсь, может у вас фантазия получше.
Кир. Анастасин
12.12.23