#065 Clip, art stream. Puppet | Murat Alimov
#065 Clip, art stream. Puppet | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
#065 Clip, art stream. Puppet | Murat Alimov
Спасибо за просмотр!
Мнемоника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), специальные способы и приемы, облегчающие запоминание нужной информации ассоциативным путем).
Обладая неплохой природной памятью "на лица"- легко узнаю человека, которого не видел, лет эдак ...цать, но при этом, плохо запоминаю числовой ряд (последовательность цифр).
Цирковые трюки с запоминаем числовых рядов, лично мне, не интересны, но попытки просто вызубрить - номер сотового/ ключевую дату, приводили к довольно большим временным затратам и требовали периодического повторения. В общем и целом, жить - это не мешало, но определенная "слабина" была.
Когда- то , в книге Дейла Карнеги про "ораторское искусство", я прочитал о простом мнемоническом приеме запоминания числовой последовательности. Но попытки применения его на практике - особого успеха не принесли. Однажды, перечитывая книгу нейробиолога Венди Сузуки "Девочка которая влюбилась в собственный мозг", я осознал корень ошибки. Соответственно, в способ запоминания была внесена корректировка и он "заработал".
База
Основой метода быстрого и устойчивого запоминая числового ряда ( да и не только числового ряда, а вообще некой информации) - это ассоциация и структура.
Можно вспомнить мнемонический пример из детства, когда ребенка учать запоминанию последовательности цветов радуги. "Каждый Охотник. Желает. Знать Где. Сидит. Фазан" (по первым буквам - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
С цифрами - тот же принцип.
Суть метода быстрого запоминания числового ряда
Например, так
0- боль
1- гражданин
2- Москва
3- смотри
4- в тире
5- спать
6- есть
7- (с этой цифрой помучался, в подборе рифмы) - шлем
8- заморозим
9- лебедь
Более гибко
Пример: на банковской карточке, которой человек расчитывается в магазине (пин -"4587"), для запоминания достаточно помнить не пин, а правило "+1". Последние цифры номера карты на лицевой стороне - "...3476", связав "в уме" правило -"+1" к последним четырем цифрам карточки, всегда можно восстановить свой пин в памяти, просто посмотрев на последние цифры банковской карточки и прибавив к ним "в уме" единицу.
Формирование нового движения, перевод его в навык (рефлекс)
Еще интересный момент применения подобного принципа при разучивании новых движений, перевода движений в двигательные рефлексы.
Люблю и регулярно тренируюсь в бразильском джиу джитсу / БЖЖ (уровень- продвинутый физкультурник, но не соревнующийся спортсмен). Например, разучиваю новое движение. Необходимо- "вычленить" суть, не зацикливаясь на деталях, представить его визуально (очень короткой, яркой формулой) и при механической отработке с партнером/на снарядах , проговаривать "короткую формулу" -"про себя". Усвоение (перевод движения на рефлекторный уровень) - будет "в разы" быстрее, чем стандартная механическая отработка. Потому, что заучивая движение механически, мы подсознательно, все равно "рисуем" в нашем мозге "его образ".
Когда движение начнет "вылетать"\получаться не только в схватках по заданию, но и в вольных схватках (переведено на рефлекторный уровень), можно заострить внимание на каких -то технических нюансах и деталях. Мне так удобно.
Пример: простой базовый прием в стойке: сбивание проходом в 2 ноги/" дабл лег тейк даун" в БЖЖ , с колена. Вариантов проходов много, как и разницы в технических деталях ( положение головы, выдергивание ног в сторону /назад, движение туловищем, головой и т.д.), но для новичка, который разучивает движение впервые, есть самые важные моменты. 1. подбить руки противника (сделать "окно" для входа) 2. заходить на прием - не сгибая спину ( "накроют"/ отбросят ноги)- как самолет на взлете, самое устойчивое положение структуры (угол 45 градусов), прижиматься -плотно без зазоров, захватив - подколеные сгибы, подолжать движение до сваливания партнера, не замирать . Формируется простая формула, например - "Окно, самолет, плотно -на вынос", формула/образ "прокручивается в голове". При отработке приема с партнером, короткая формула проговаривается, пока движение не станет целостным и рефлекторным.
Еще такой, весьма полезный момент, для универсализации - движение нужно отрабатывать с разными по антропометрии и классу партнерами: худыми, тяжелыми, короткими, длинными, сильными и опытными, новичками и с разными "снарядами". Например: чучело, резина. Это позволяет сформировать - более гибкие нейронные связи. В вольной схватке, представить даже такую короткую формулу - не получится, да это и не требуется, просто будет всплывать визуальный образ.
Это тоже не мое изобретение. Как говорится в Екклесиате, - "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после".
В общем, на примере БЖЖ, описанна методика ассоциативного запоминания + идеомоторики (образ-движение) из трудов российского профессора психологии А.В. Алексеева. Профессионально работавшего с нашими олимпийцами: дзюдоистами, тяжелоатлетами, стрелками, прыгунами в воду и т.д. Автора книг- "Преодолей себя. Психическая подготовка в спорте" , "Система АГИМ" и т.д. Кому интересно - они есть в свободном доступе в интернете.
Но здесь нужно понимать: 1. это все не догма, не набор жестких аксиом, нужно понять принципы и гибко применять 2. работает то, что - "практикуется", знание принципов - ничто.
Нейробика
Можно считать, описанные выше способы запоминания, одним из прикладных упражнений для мозговых структур (сейчас модно слово-"нейробика") и прежде всего - комплексных механизмов, отвечающих за ассоциативную память.
Принцип прикладной физиологии - "что не используется, то утрачивается". Можно тренироваться - в любом месте ( цифры запоминать, формулы для движений - прокручивать визуально). Если дополнить, к примеру, регулярным - механическим разучиванием: стихов, молитв, иностранных слов и обучением в каких-то новых двигательных навыках, то голова станет - "светлой", тело -"умным и послушным", ум -"острым", а память -"цепкой". Цирковыми артистами оригинального жанра нам (аборигенам )-не стать, но в жизни пригодится.
Необыкнове́нный конце́рт — пародийно-сатирическое представление Театра кукол имени С. Образцова, — спектакль, поставленный в Москве Сергеем Образцовым и Семёном Самодуром в 1946 году. В 1968 году была создана вторая редакция спектакля, в 1972-м — его телевизионная версия.
«Необыкновенный концерт» стал самым известным в мире русским кукольным представлением XX века и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как спектакль, который посмотрело самое большое число зрителей в мире. Зиновий Гердт исполнял роль конферансье Аркадия Апломбова на многих языках мира.
Ещё в 1939 году Александр Введенский принёс в театр Образцова в Москве свою кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете». Пьеса по просьбе Образцова была переработана для детей и представляла собой пародию на популярные концертные программы и исполнителей тех лет, а действующими лицами в ней были животные. Однако постановку отложили, затем началась война, и пьеса Введенского так и осталась лежать в архиве театра. Между пьесой Введенского и созданным позже «Необыкновенным концертом» можно найти много перекличек по стилю, настроению, характеру драматургии, пародируемым жанрам.
Работа над новым спектаклем началась уже весной 1944 года. Почти год продумывалась пьеса, осенью 1945 года были готовы первые эскизы кукол, затем начались репетиции. Один из режиссёров спектакля, В. А. Кусов, вряд ли знавший о пьесе Введенского, вспоминал, что сценарий спектакля складывался постепенно по принципу театрального «капустника». Спектакль-сатира, созданный как смешная пародия на стандартные приёмы и стереотипы множества тогдашних эстрадных концертов, так и назвали — «Обыкновенный концерт»; премьера состоялась 19 июня 1946 года. Постановка имела огромный зрительский успех, но через три года чиновники от культуры спектакль запретили. Пьесу, в которой не было положительного героя, обвинили в «очернительстве советской эстрады». Образцов нашёл выход из положения, введя в спектакль «положительный персонаж»: он сам решил вести концерт. По настоянию чиновников из программы были изъяты ещё несколько номеров (пародия на «буржуазный» джаз, «трафаретная» обезличенная хоровая капелла, в которой узнавали хор Свешникова, и ряд других), и оставшихся пяти-шести кукольных номеров хватило лишь на одно (второе) отделение, которое было названо «Концерт кукол», а в первом отделении Образцов исполнял свой сольный концерт.
«Двадцать два года назад в Центральном театре кукол под руководством С. В. Образцова выпущена была новая постановка, которая носила название „Обыкновенный концерт“, — вспоминал Виктор Ардов. — В этом спектакле пародировались номера и артисты, которые — увы! — часто встречались на нашей эстраде и не слишком радовали советских зрителей. Сатирические портреты таких служителей муз выполнены были отлично. Каждый персонаж вызывал радость зрительного зала, ибо в этих фигурах, сатирически заострённых, все узнавали иных малоталантливых, лишённых художественного вкуса завсегдатаев концертной эстрады… <…> У публики „Обыкновенно-необыкновенный концерт“ обрёл успех совершенно поразительный».
В 1968 году в новой редакции спектакля возродился полный концерт. Образцов изменил его первоначальное название на иное — «Необыкновенный концерт». При этом ему удалось сохранить неизменной всю программу, в том числе блестящие реплики конферансье (автор — Алексей Бонди), которые произносил Зиновий Гердт, искромётный юмор и сатирические образы всех персонажей. Премьера второй редакции состоялась 26 марта 1968 года.
По состоянию на 2022 год спектакль идёт на сцене Театра кукол и пользуется огромной популярностью.
Спектакль представляет собой пародию на различные жанры искусства, обычно входящие в сборный концерт:
хоровое пение (торжественная кантата «Витамин» в исполнении сводной капеллы областного аптекоуправления);
камерная музыка (виолончелист-виртуоз Аполлон Аполлонович Переделкин — мастер «улучшения классики», певица Вероника Несмыкальская со старинным романсом);
оперный вокал (пародийная ария в исполнении «певца итальянской школы Сидора Сидоровича Сидорова-Сидорини»);
юная пианистка-виртуоз Сусанна Голенищева;
оперетта (сцена и дуэт из оперетты «Букет моей бабушки»);
авангардная музыка (квантомузыкальная конструкция «Мироощущение» в исполнении квинтета «Балябадалям-69»);
цирковые номера (фокусник Тархун ибн Абракадабра-младший и его помощница Шахерезада Степановна; укротитель Эврипид Самохин; дрессировщица «Стелла Свисс — урождённая Степанида Свистунова»);
бальные и эстрадные танцы (танго в исполнении «зарубежных мастеров психопатологического танца»; дуэт братьев-чечёточников, каких на советской эстраде было больше одного);
цыганские романсы («цыганский хор Заполярной филармонии под управлением Паши Пашина»);
зарубежная эстрада (французская певица Мари Жють — аллюзия на Жюльетт Греко, Мирей Матьё, Мари Лафоре и других; латиноамериканское трио «Лос Самоучос»);
конферансье Эдуард Апломбов.
В рецензии «Обыкновенные артисты из „Необыкновенного концерта“» Виктор Ардов описал нескольких персонажей спектакля: певица-сопрано «по внешнему виду близка к многотрубному органу в Большом зале Московской консерватории. С той только разницей, что испускаемые ею звуки не включают в себя басовых тонов, а только дискантовые»; у пианиста «лица <…> и нету. Есть только руки, которыми он стучит по клавишам»; Мари Жють — «наимоднейшая» «гастролёрка с Запада», которая «мычит и мяукает басом. Содержание её песни: жалобы на любовные неудачи, якобы постигшие лично её, и восхваление пейзажей и нравов города Парижа»; наконец, «надменный» и «самоуверенный» конферансье — «едва ли не лучший персонаж спектакля», извергающий «серию смешных реприз».
«Шлягер, шлягер, только шлягер…» (1985) — кукольный спектакль Государственного академического центрального театра кукол (автор спектакля — Аркадий Хайт, автор музыки — Александр Басилая). По словам одного из постановщиков спектакля, Владимира Кусова, сюжет включает в себя пародии на эстрадных певцов (восходящая звезда Орфей Хрипунов, жанровая певица Варвара Стрессова, рок-группа «Пена», ВИА «Дородные молодцы»), рок-оперу на производственную тему, ресторанный шлягер, тематическую песню в исполнении детского хора, песню для международного конкурса и т. п.
«Только вам» — кукольный спектакль Государственного театра кукол Латвийской ССР «Интеркук» (1970). Автор сценария — Марк Захаров, режиссёр — Инесса Ковалевская, роль конферансье озвучивал Евгений Весник. Помимо концертных номеров (вокально-инструментальный ансамбль, детский дуэт, дрессированные собаки и т. д.), в этом спектакле присутствовали хоккейный матч, автогонки, боксёрский поединок, а также съёмки «самого-самого заграничного, самого-самого приключенческого» фильма.
На советский теплоход погрузили опасный груз — тигров и львов, а сопровождать приставили буфетчика. Во время плавания маленькая обезьянка, подаренная покупателю, открывает клетки. Хищники выходят на свободу, вся команда в ужасе разбегается. И только племяннице капитана удается спасти положение, укротив диких зверей.
Циркач, скачущий на коне и стреляющий по надувным шарикам в руках своего друга и напарника, получает известие, что его бабушка тяжело больна. Несмотря на то, что его ждёт кровная месть, он собирается ехать. Напарник, волнуясь за товарища, отправляется с ним.
"Светлая" книга, "светлого" клоуна. Ни капельки "звездности", обыкновенный человек, проживший достойную жизнь. Книга о жизни -"как она есть". Любимый сын у своих родителей, Юрий Владимирович Никулин всегда отвечал им тем же. К советам отца, будущий профессиональный клоун будет прислушиваться на протяжении всей своей карьеры.
"Почти серьезно", можно поделить на части: юность, война, мир цирка и мир кино. Все это щедро сдобрено: прибаутками, историями, анекдотами. Это сейчас, мы - пользователи всемирной "паутины" можем прочитать любой анекдот, не выходя из дома. Юрий Никулин, на протяжении всей своей жизни, записывал интересные и смешные- факты, истории, анекдоты в тетрадочку в кожанном переплете.
Двадцать процентов книги - воспоминания о юности, семья, армия и Великая Отечественая Война, а тяжелую армейскую лямку Юрий Никулин "тянул" от и до, включая оборону Сталинграда. Зарисовочки о армейском быте, со всеми его нелепицами. Процентов семьдесят текста- цирк и истории с ним связанные. Все -таки карьера клоуна у Юрия Никулина - судьба. Последняя часть - кино кино, куда в отличие от цирка Никулин попал совершенно случайно, но "влился" так органично, что истории режиссера Гайдая, зная наизусть, мы продолжаем смотреть спустя десятилетия. "Постой паровоз, не стучите колеса, кондуктор нажми на тормоза...".
На мой взгляд, книга получилась не только развлекательной, но весьма и поучительной. Между веселыми историями и анекдотами, часто скользит грустная нотка. Рассказ про династию акробатов - напоминает читателям о древней "максиме" - "дисциплина всегда бьет талант". С огромным уважением написана часть книги, посвященная клоуну- Карандашу, главными источниками востребованности и известности которого, были - дисциплина и трудолюбие, профессионализм, с которым Карандаш относился к своим репетициям.
Так уж повелось, что я для себя "отмечаю" - "буду" или "не буду" перечитывать когда-нибудь книгу. "Почти серьезно", помечена -"обязательно перечитать под настроение".