Памяти Заслуженного художника России Владислава Анисенкова
С Владиславом Анатольевичем познакомился на защите студентов специальности «Художественное проектирование костюма», это был 2009 год. До этого на отделении дизайн ежегодно возникала проблема, кого пригласить в качестве председателя ГАК (Государственная Аттестационная Комиссия), для проведения процедуры защиты дипломных работ студентов специальности ХПК (художественное проектирование костюма), квалификация художник – стилист.
Обычно приглашали женщин, имевших статус руководителя швейного предприятия, это директора, руководители, но ни как не дизайнеры и не художники, прокомментировать коллекцию, представленную студенткой на защиту им было трудно.
И когда преподаватель специальности ХПК Молчанова Людмила Анатольевна, предложила кандидатуру Анисенкова Владислава Анатольевича, который по своим регалиям идеально подходил для этой должности (главный художник Государственного театра оперы и балета Удмуртии имени Чайковского, к этому ещё и заслуженный художник России.
И на первой же защите мы поняли, что не просто угадали с его кандидатурой, а попали именно в точку. Владислав Анатольевич делал полный анализ не только всей коллекции, а и каждой модели в коллекции, очень внимательно, дотошно рассматривал каждый шов, как пошито и как должно быть пошито, разбор был на высоком профессиональном уровне.
Разбор продолжался и при оглашении оценок, который превращался в удивительное почти театральное действо, проникая в суть каждой модели коллекции, а в коллекции как правило было 5, 6 моделей и он запоминал детали каждой модели любого дипломника, давал незаменимые советы, а его комментарии, замечания, советы были незабываемы.
Мог легко обосновать принятое решение и посоветовать дипломнику, что предпринять, чтобы идея была успешно реализована. Любимое выражение Владислава Анатольевича «Лучше меньше – да лучше», которое подчёркивало основную идею чистоты стиля.
Тогда было не понятно, лично мне, откуда такие профессиональные конструктивно - технологические знания о швах, о шитье у главного художника театра оперы и балета Удмуртской республики.
Это всё прояснилось после концерта, посвящённого памяти главного художника Государственного театра оперы и балета Удмуртии имени Чайковского Владислава Анисенкова, проходившего в концертном зале Филармонии УР. Многие из участников мероприятия уверены, что его годы работы в театре вскоре будут называть эпохой Анисенкова.
Номера были очень разнообразны и три часа концерта пролетели как один миг, особенно мне понравился ведущий концерта Филипп Разенков (главный режиссёр Уфимского театра оперы и балета), между номерами концерта интересно рассказывал о творческом пути художника и становлении его личности, а его рассказ сопровождался показом фотографий из семейного архива и эскизами к постановкам.
Информации в этих рассказах было много и стало ясно откуда были такие знания о тонкостях портняжного искусства у Владислава Анатольевича. А мне пора переходить к биографии Анисенкова и онлайн-выставке его творческих работ.
1951 год
В городе Саратове на свет появился маленький Владик, здесь же в Саратове прошли его детские, отроческие и юношеские годы. Его мама Александра Семёновна была большой любительницей театра, и эту любовь передала сыну. Когда Владику было 17 лет, его фамилия на афише театра ДК профсоюзов уже значится как художника-постановщика спектакля «Снежок».
Завершение учёбы в Школе-студии МХАТ (ВУЗ) имени В.И.Немировича-Данченко по специальности «Художник театра», и получив квалификацию художник театра и кино, отправляется в творческое путешествие по СССР, в рамках которого работал по одному творческому сезону в разных театрах страны.
По завершению творческого турне возвращается в родной Саратов, где становится главным художником театра оперетты. В родном театре обратили внимание на Владислава не только как на талантливого художника, но и талантливого портного.
Народная артистка СССР Ольга Бардина всегда категорично заявляла, что гримировать её и шить костюмы будет «только Владик».
1988 год
Владислав Анатольевич, решает пойти по стопам своего деда, в своё время бывшего главным портным Саратова. Покидает театр и начинает работать художником-модельером в авторском салоне «Стиль», где у него одевались модники не только Саратова, но и столичные.
Многие модницы того времени мечтали иметь платье от кутюрье Владика, но не каждая могла это себе позволить, это было большой роскошью. Мечтала о подобном платье и студентка вокального отделения Саратовской консерватории Тамара Камашева. Ничего случайного в этом мире нет, и по видимому провидению было угодно, чтобы свой дальнейший творческий путь Владислав Анатольевич продолжил в Удмуртии.
А для этого провидение пересекло пути Владислава и Тамары, вспыхнула искра, родившая большую любовь, и в жизни художника началась новая глава, его любовь к женщине родила любовь к Удмуртскому краю. В начале девяностых Владислав Анатольевич переезжает в Ижевск.
1992 год
Назначение на должность главного художника Государственного театра оперы и балета Удмуртии. Владислав Анатольевич возглавил большое художественное хозяйство театра оперы и балета.
Сценография
Специфика работы художника в театре, в первую очередь, это сценограф, дизайнер, занимающийся архитектоникой сцены, создаёт из плоскостных и объёмных элементов единую целостную картину места театрального действия, используя кроме традиционных способов изображения среды и новые современные – проекции, драпировки и другие. Создаёт облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены.
Театральный художник широкое многогранное понятие, это и дизайнер сцены, декоратор, художник, модельер, архитектор сцены, знающий её устройство изнутри, умеющий собственноручно изготовить декорации и костюмы, чтобы профессионально контролировать процесс работы и видеть как идёт процесс воплощения его творческого замысла.
Создавая одежду сцены, отслеживает как дирижёр все элементы художественной организации сценического действия, используя при этом все виды искусства – живопись, графику, скульптуру, архитектуру, интерпретируя это всё под своё видение сценического действия, каждой отдельной постановки, создавая сказочное, волшебное действие на сцене.
Отличие театрального художника и вольного живописца или графика в том, что вольные ни от кого не зависят, а сценографу приходится много копаться в литературе, изучать подробности эпохи, вникать в мельчайшие детали, быть в какой то мере и культорологом хорошо знающим историю, историю театра, архитектуры, культуры, в особенности историю костюма.
Эскизы
Работая над эскизами костюмов изучал исторические материалы эпохи, периода, проникаясь духом произведения слушал музыку, вникал в характеры и образы всех персонажей, для каждой постановки только эскизов костюмов разрабатывалось от 30 до 40 и более. Индивидуально принимались решения по костюмам хора, статистов, массовки.
Костюмы
При изготовлении костюмов, бывали случаи, что нужных тканей не было в ассортименте магазинов и требовалось их создать, чтобы реализовать творческий замысел.
Следуя за идеей автора, быть сообщником режиссёра, учитывая его творческий замысел, реализуя его задумку, но пассивного воплощения идеи режиссёра в жизнь подчас бывает мало.
И у Владислава Анатольевича хватало опыта и многогранности таланта для расширения, обогащения режиссёрской идеи по сути он был его соавтором и объединяя усилия, согласовывая режиссёрский и художественный замысел с Филиппом Разенковым, они в результате достигали невероятного по силе результата.
В подтверждение этого хочется привести слова Филиппа о Владиславе.
- Самый большой вклад, на мой взгляд, постановка опер и балетов Петра Ильича Чайковского здесь, на его родине. Это постановки такого высокого уровня и класса, что будь Чайковский жив, он порадовался бы несомненно.
Филипп Разенков
Владислав Анисенков- это масштабная творческая личность, которого я считаю своим учителем, с которым мне посчастливилось работать все годы после окончания ГИТИСа в 2011 году. В 2012 году у меня была премьера в Ижевске - опера «Аида». За шесть лет каждая работа с мастером была для меня этапной, значимой. Это и уже перечисленные спектакли, и выездной спектакль «Дни и ночи блокадного Ленинграда», и спектакль на музыку Таривердиева «На Тихорецкую состав отправится», и «Царская невеста» - вершина и некий итог его творчества. В этом спектакле уже чувствовалось, что человек внутренне готов к уходу. В этот спектакль он вложил максимум своего профессионализма и максимум своего человеческого и духовного опыта.
филипп Разенков
К глубокому сожалению нам остались пусть и прекрасные воспоминания, но всё же воспоминания об уникальном талантливом мастере, честном художнике, чутком человеке.