Творчество чешского художника Альфонса Мухи — эталон стиля . Плавные, текучие линии, прекрасные женщины, смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров, выразительные обрамления в виде арок и цветочных гирлянд — все это знаменитый «стиль Мухи», такой узнаваемый, такой притягательный. Мы вспоминаем о самых ярких страницах его жизни.
Божественное провидение. В детстве будущий художник проявил замечательный талант к пению и в 12 лет стал певчим в хоре мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, а пенсион дал ему возможность параллельно обучаться в гимназии. Через пять лет юношу исключили за неуспеваемость. Опечаленный этим событием, Альфонс поехал домой в Иванчице, а по дороге заехал навестить друга, который жил в городке Усти-над-Орлице. Что привело Муху по своды местной церкви святого Вацлава? Желание покаяться в грехах? Успокоить ум и чувства перед неприятной встречей с отцом? Этого мы уже не узнаем. Но именно здесь он увидел фреску, написанную местным художником Яном Умлауфом (1825−1916), выполненную в традиции чешского . Осознание того, что его современник, художник, способен зарабатывать на жизнь живописью, подтолкнуло Альфонса Муху к осуществлению давней мечты — он решает стать профессиональным художником.
Полную биографию Альфонса Мухи вы найдете здесь
Год спустя, после неудачного поступления в Пражскую академию искусств, Муха некоторое время служит писарем в родном городе, совмещая любовь к театру и рисованию с работой. В 1879 году 19-летний Муха становится учеником художника-декоратора в венской театральной компании Kautsky-Brioschi-Burghardt.
Истоки стиля
По вечерам, когда театр зажигал огни рампы, Альфонс Муха посещал вечерние художественные курсы или шел смотреть очередную выставку современного искусства. Особенно нравился Мухе художник Ганс Макарт (1840−1884), признанный лидер художественной жизни Вены. Помимо живописи, Макарт, которого называли «волшебником цвета», мастером аллегории и исторического жанра, занимался дизайном интерьеров, мебели, костюмов, его работы украшали многие общественные места. Он был настолько популярен, что его стиль, основанный на дизайне и эстетизме, так и называли — «стиль Макарта».
Судьбоносный портрет
В 1881 году венский Рингтеатр, основной заказчик театральной компании Kautsky-Brioschi-Burghardt, сгорел. Это трагическое событие потрясло Альфонса, и после роспуска мастерской он с легким сердцем и пустым кошельком покинул Вену. Муха сел на поезд и уехал на север — настолько далеко, насколько хватило денег на билет. Городок Микулов, расположенный между Веной и Брно, стал его следующим прибежищем. Скудные заказы на портреты местных буржуа, театральные декорации и даже оформление кладбищенских надгробий — Муха брался за любую работу. Кто знает, как бы повернулась дальнейшая судьба художника, если бы не конфуз?
На берегу - Альфонс Муха, 1900, 16 х 32 см.
В местной книжной лавке Муха поместил на продажу портрет с весьма занятной подписью: «За пять гульденов в отеле „У льва“», имея, конечно же, ввиду, что любой желающий может сделать у него заказ портрета за эту цену. Однако недвусмысленность подписи и изображения — а на портрете красовалась жена местного врача — привлекла внимание графа Эдуарда Куэна Беласи. В итоге он познакомился с Мухой, оценил его талант, и сделал заказ: поручил создать серию фресок для его резиденции в замке Эммахоф, а позже — росписи в родовом замке в Тироле. Благодаря покровительству графа (Беласи был художником-любителем) Муха вместе с ним посетил Венецию, Флоренцию и Милан, где часами пропадал в музеях и был представлен многим художникам. В сентябре 1885 года Альфонс Муха приехал в Мюнхен. Граф оплатил его обучение в Академии художеств, а позже — учебу в Академии Жюлиана и Академии Коларосси в Париже.
Париж: иллюстрации, фотографии и фисгармония
Альфонс Муха начал свою карьеру во французской столице, иллюстрируя популярные журналы. В 1890 и 1891 годах он работал на еженедельный журнал La Vie, печатавший романы с продолжением, и вскоре его работа попала на обложку издания. Для Le Petit Français Illustré он изображал драматические исторические сцены. Возросший доход позволил Мухе приобрести вожделенную фисгармонию и снова заняться музыкой.
Еще одним увлечением художника стала фотография. Муха купил свою первую фотокамеру, способную делать снимки 10×15 см, и стал использовать ее не только для съемки себя и друзей, но и фотографирования моделей в нужных ему позах. Не конкурента, но замечательного помощника видел в фотокамере Муха. Художник сам проявлял негативы и наносил на небольшие отпечатки карандашную сетку, чтобы впоследствии перевести изображение в более крупный формат по клеточкам. Фотоархив Мухи насчитывал более полутора тысяч отпечатков, экспонированных пластин и негативов.
Студия Альфонса Мухи на улице Валь-де-Грас. 1896
Великая Сара Бернар
Знаменитая актриса Сара Бернар после очередного мирового турне вернулась в Париж и решила вложить деньги в собственный театр. В 1893 году она заплатила 700 тысяч франков за Театр Возрождения (Théâtre de la Renaissance) и следующие шесть лет была его художественным руководителем и ведущей актрисой. Бернар вникала во все мелочи театральной жизни, и однажды столкнулась с проблемой: для возобновленного показа спектакля «Жизмонда» не были вовремя заказаны афиши. Обнаружилось это на второй день после Рождества, и вышло так, что в типографии Лемерсье от «горящего» заказа отказались все, кроме Альфонса Мухи.
Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар - Альфонс Муха
Ради «божественной Сары» можно было поработать и в праздники. Художник взял в аренду цилиндр и смокинг, отправился в театр на спектакль, засел за работу и выполнил заказ за сутки. Результат привел в ужас де Брунхоффа, руководителя типографии Лемерсье, и в восторг — саму Сару Бернар. Пятидесятилетняя актриса предстала перед зрителями в полный рост — прекрасная женщина, полная сил и жизни, истинный объект восторга и почитания. Как писал журналист Жером Дусе, «это триумф шелка, золота и драгоценных камней, это богатство, брошенное на сомнительную белизну стен нашего города».
После знакомства Сара Бернар предложила Мухе контракт, по которому он становился декоратором и художником по костюмам в Театре Возрождения, а также создателем всей печатной продукции, включая афиши и буклеты. Ежемесячный гонорар Мухи был очень щедр — 3 тысячи франков, плюс полторы тысячи за каждую новую афишу.
Сара Бернар в спектакле "Жизмонда". Фото ателье Надара. @BnF
Альфонс Муха. «Сара Бернар в роли Медеи». 1898
Размеры афиш в исполнении Мухи были огромными, вытянутыми на японский манер — два метра в высоту, и печатались они на двух листах. Потрясающая красота афиш, изображавших знаменитую актрису, привела к тому, что после очередной расклейки поклонники аккуратно обрывали или срезали замечательные литографии с афишных тумб. Это натолкнуло Сару Бернар на удачный финансовый ход, и после очередного тиража часть афиш оставляли в театре для продажи коллекционерам — на них было выручено около 130 тысяч франков.
Автопортрет в ателье на улице Валь-де-Грас. Альфонс Муха. 1896−1897
Художник-сенсация
Сотрудничество с Сарой Бернар вознесло Альфонса Муху на самые вершины парижского мира иллюстрации и дизайна. Он стал практически воплощением стиля модерн, его квинтэссенцией. Параллельно с работой в театре художник разрабатывал этикетки и рекламные плакаты, календари и упаковки для самой разнообразной продукции. Духи и мыло, печенье и папиросная бумага, обивочные ткани, сигареты, шампанское… По эскизам Мухи был расписан кафель в ванных комнатах «Восточного экспресса». Роскошные «женщины Мухи» с легкостью продавали практически любую продукцию. Его личный стиль был настолько узнаваем, что его так и называли — «стиль Мухи».
Реклама мыла Bagnelet - Альфонс Муха, 1897, 51,5 х 37 см.
С 1896 года Муха в сотрудничестве с типографией Фердинанда Шампенуа разрабатывает серии декоративных панно в формате квадриптиха, из которых наибольшую популярность получили «Четыре времени суток», «Четыре цветка», «Четыре времени года». Коллекционеры мечтают заполучить очередные работы. Муха работает в поте лица до глубокой ночи — всего было создано около 50 художественных серий.
Альфонс Муха. «Четыре времени суток»
Шампенуа печатает дешевые и дорогие варианты популярных панно, выпускает около 150 почтовых открыток, на которых работы Мухи, воплощение всей роскоши Belle Époque, буквально разлетаются по миру. Несмотря на возросшие доходы (гонорар «от Шампенуа» — 4 тысячи франков в месяц!), художник не знал покоя. Многое он просто не успевал физически, а ведь надо было уделить время и гостям! В новую студию Мюша, как его называли на французский лад, приходили решительно все: друзья-художники и модели, издатели и торговцы, здесь же проводились спиритические сеансы.
Альфонс Муха. «Луна и звезды»
Актриса, художник и ювелирВ 1898 году молодой парижский ювелир Жорж Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Особое внимание Фуке привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.
Жорж Фуке. Золотой браслет «Медея» с кольцом. 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония
Фуке предложил Альфонсу Мухе сотрудничество — и художник согласился. По его эскизам создавались браслеты, подвесы, броши. В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза», и для этого образа Альфонс Муха создал прекрасный дизайн — тиару с лилиями и подвеску. Украшения по его эскизам украсили стенд дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле "Принцесса Греза"
Венцом сотрудничества Фуке и Мухи стал дизайн нового ювелирного салона в стиле ар-нуво, который открылся на улице Руаяль в 1901 году. Публика была в восторге: фасад украсили роскошные «женщины Мухи», интерьер был наполнен декором с цветочными и природными мотивами. Камин, фонтан, изысканная мебель, бронзовые скульптуры, оригинальные витрины, витражи, мозаичный пол…
Когда модерн вышел из моды, Жорж Фуке бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году всю эту роскошь получил в подарок парижский музей Карнавале. В 1989 году в одном из залов музея интерьер ювелирного дома Фуке, разработанный Альфонсом Мухой, был воссоздан до мельчайших подробностей.
Любовь не только к родине
Любовь всей своей жизни Муха обрел на родине. Причем, как пишут, не по своей инициативе: молодая девушка, чешка по национальности, увидела художника, бывшего старше ее на 20 лет, в пражском Национальном театре. Импозантный мужчина привлек ее внимание: Мария добивается новой встречи и знакомится с мастером, который давно мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Она позирует, он называет ее на чешский манер «Марушкой» и считает всех женщин, бывших с ним до нее — «чужими». По духу, по склонности, по влечению. Муха пишет возлюбленной: «Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…».
Портрет Марушки - жены художника, Альфонс Муха, 1905, 50,7 х 32,1 см.
У четы рождаются дети: Ярослава и Иржи.На фото — Ярослава и Иржи с мамой, супругой Мухи Марушкой (фото — Mucha Foundation)
Чешская независимость и «муховки»
Альфонс Муха родился в самый разгар возрождения чешского национального самосознания и вырос ярым сторонником независимости и самоопределения своей родины. В 1918 году художник принял срочный заказ первого правительства независимой Чехословакии на разработку новых банкнот, а также герба, правительственных бланков и почтовой продукции.
15 апреля 1919 года была выпущена первая банкнота достоинством 100 чешских крон, позже были отпечатаны банкноты номиналом в 10, 20, 50, 100 и 500 крон. Огромное количество сложных узорных комбинаций говорит о том, что Муха стал одним из первых художников-бонистов, который уделял большое внимание защите купюр от возможной подделки. Чехам очень понравились новые деньги, которые в честь их создателя в народе называли «муховки».
«Славянская эпопея» — главный проект художника
Над грандиозным циклом картин «Славянская эпопея» Альфонс Муха трудился около 20 лет и впервые обнародовал его в полном объеме в 1928 году, во время празднования 10 годовщины независимости Чехословакии. В него вошли батальные сцены, исторические и религиозные эпизоды из общего прошлого чехов, русских и болгар. Средства для реализации проекта предоставил Мухе американец-славянофил Чарльз Крейн, и, по взаимному согласию, все работы были переданы в дар чешской столице — Праге.
Альфонс Муха работает над «Славянской эпопеей». 1920
…Для создания столь масштабной работы Мухе требуется поистине огромная студия. После усиленных поисков в 1911 году художник находит подходящее помещение. Это замок Збирог, расположенный между Прагой и Пльзенем. Перестроенный из старой крепости эксцентричным немецким магнатом, замок Збирог представлял собой строения в стиле нового ренессанса. А главное — там были подходящие залы: для «Славянской эпопеи» Муха приобрел холсты максимально возможного размера — 6×8 метров.
Славяне на своей земле - Альфонс Муха, 610-Х 810 см.
Семья художника — любимая жена и модель Мария Хитилова и дети, дочь Ярослава и сын Иржи — поселилась в задних покоях пустующего замка. После долгих консультаций с ведущими историками и поездок в Польшу, Галицию и Россию, на Балканы, в монастыри Греции, вооружившись фактами, фотографиями и зарисовками, Альфонс Муха приступает к работе над главным трудом своей жизни.
Ведение славянской литургии. Из цикла «Славянская эпопея» - Альфонс Муха, 1912
Десять полотен Муха посвятил истории Чехии, остальные десять — истории других славянских народов. Исторические сцены переплетаются с мифологическими видениями, патетика перемежается драматизмом. Ежедневно художник проводит по 9−10 часов на лесах, а жители деревни Збирог принимают в работе над полотнами самое непосредственное участие на протяжении 18 лет — позируют художнику в исторических доспехах и костюмах. Моделью для многих женских персонажей была любимая жена Мухи, Марушка, часто позировали дочь и сын.
Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах. Из цикла "Славянская эпопея" - Альфонс Муха, 1914, 610 х 810 см.
«Целью моих произведений не было разрушать, а всегда только строить, возводить мосты, так как мы все должны питать надежду, что человечество сблизится. И это сближение будет происходить тем быстрее и проще, чем больше люди узнают друг о друге» — писал Альфонс Муха о своей главной художественной работе. Но следует ли винить современников в том что сближает их не только социальный посыл главного труда жизни мастера, «Славянская эпопея»? Для нас Альфонс Муха был и остается великим художником модерна, создателем замечательной галереи женских фантазийных портретов, которые делают повседневную жизнь более нарядной и эстетичной.
Статья про Альфонса Муху мне понравилась, поэтому публикую на своей площадке. Автор статьи: Рита Лозинская