Альфонс Муха - дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке
На данную статью наткнулся, когда совершенно случайно, правда случайного никогда и ни чего не бывает, попал на статью: "Альфонс Муха. Художник-сенсация: истории из жизни" - автор статьи: Рита Лозинская, её уже опубликовал на своём ресурсе. И вот там мне попала на глаза информация о статье - " Альфонс Муха - дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке", которую также решил опубликовать для посетителей своей площадки, автор статьи Ирина Олих...
В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах: город был обклеен его театральными афишами с божественной Сарой Бернар и рекламными постерами с томными красавицами. Под их очарование попал молодой парижский ювелир Жорж Фуке и предложил Альфонсу стать дизайнером украшений. Это была воистину блестящая идея, — ах, вы только посмотрите.
Художник, как мы знаем, принял предложение ювелира. Альфонс Муха создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.
Жорж Фуке увидев работы Мухи, считал его прирожденным дизайнером, а Жорж знал толк в ювелирном деле. Он был уже третьим поколением из знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу и решил полностью обновить стиль своего ювелирно дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.
Жорж Фуке в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве. К 1898 году он уже создает украшения в стиле модерн и становится главным конкурентом знаменитого ювелира Рене Лалика.
В это время младший Фуке приглашает к сотрудничеству Альфонса Муху. Его роскошные, пленительные девушки, все в цветах и умопомрачительных ювелирных украшениях, вдохновили парижского ювелира на новые творческие искания.
Блестящее трио: актриса, художник и ювелир
Совместная деятельность художника и ювелира началась в 1898 году, когда Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.
Сара Бернар играет Медею — принцессу из Колхиды, земли сказочных богатств и колдовства. Медея становится возлюбленной и женой Ясона, приплывшего на восточное побережье Черного моря в поисках золотого руна. Когда Ясон оставил Медею и намеревался жениться на коринфской принцессе, Медея отравила соперницу и убила своих двух сыновей, чтобы больнее ранить своего неверного супруга.
Внимание Жоржа Фуке в работе привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, всего лишь украшение, усилила впечатление жестокости матери-убийцы и одновременно подчеркнула нравы варварской страны. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.
Браслет «Медея» — одно из самых ярких, экстравагантных и изумительных украшений, созданных Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке для Сары Бернар. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.
Золотой браслет «Медея» Фуке выполнил в 1899 году. Змея обвивала запястье и поднималась выше по руке. Ее голова выполнена в технике перегородчатой эмали, создавая чешуйчатую поверхность. Кроме того, дорогое изысканное украшение было дополнено рубинами, опалами и бриллиантами. Браслет соединялся цепочкой с кольцом тоже украшенным головой змеи, — две змейки словно смотрели друг на друга. Браслет был очень гибким благодаря скрытой системе шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.
Сара Бернар блистала на сцене в экстраординарных сценических костюмах и заказывала себе такие же необычайные украшения. Альфонс Муха выполнил шесть афиш с актрисой, на которых она выглядела юной и прекрасной в свои 54 года. Сара была более, чем довольна его графическими работами и ожидала таких же поразительных результатов от ювелирных украшений.
А.П.Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…». Ослепить она пытается и своими украшениями — роскошными ожерельями, широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.
В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.
«Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар»…
Альфонс Муха на Всемирной выставке в Париже в 1900 году
Жорж Фуке доверил Альфонсу Мухе делать эскизы украшений для стенда дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Их работы вызвали всеобщее одобрение и даже наделали немало шума. За 202 дня, которые длилась выставка, ее посетили 50 миллионов человек — более, чем все население Франции! Сегодня известны два произведения, участвовавших в этой знаменательной выставке начала века — кольцо и цепочка.
Кстати, на этой выставке Муха представил не только ювелирные работы, но и свои блестящие достижения в области скульптуры. В павильоне Боснии и Герцеговины Альфонс Муха выставил свою скульптурную работу — «Природа». Из графики художника сразу вспоминается его работа «Зодиак». Пока таинственная и чувственная девушка притягивает и завораживает зрителей, исследователи продолжают разгадывать загадку — чье лицо вдохновило мастера и кого он изобразил?
Зная об увлечении Мухи фотографией, историки изучили архивные фото многих европейских музеев и пришли к выводу, что музой скульптора могла быть Сара Бернар или знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод.
Счастливый союз двух мастеров модерна
Муха работал только три года с Фуке — с 1899 по 1901, но за это время он серьезно повлиял на образы ювелирного искусства и на само восприятие своей работы ювелиром. В то время, как в этом искусстве еще со времен Людовика XVI главным считалось использование самых драгоценных камней, Фуке и Муха пересмотрели сами основы. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы не по своей стоимости, а из их способности включиться в общий дизайн.
Фуке воплотил ряд искусных украшений по рисункам Мухи. В своих произведениях ювелир обычно использовал золото, эмаль, слоновую кость, опалы, жемчуг и маленькие бриллианты.
Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся преодолеть сложившиеся взгляды на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, сложные украшения для корсажей. Многие работы включают его любимые мотивы — изображения очаровательных молодых девушек, а особенностью форм изделий были мистические круги и полумесяцы.
А вот и история, стольже прелестная, сколь и тема нашего исследования: Альфонс Муха своей невесте сделал свадебный подарок — ожерелье. Он сам нарисовал эскиз будущего украшения, а выполнил его пражский ювелир Ян Рехнер в 1906 году. Золотое ожерелье украшено амулетами-подвесками из полудрагоценных камней, гроздьями подков и тремя голубками — знак любви и символ супружества.
Ювелирный бутик как произведение искусства
В 1899 году Фуке поручает Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерной плавной, гибкой линией и изобилием природных мотивов.
Фасад магазина украшает бронзовая центральная панель с рельефом полуобнаженной девушки, окутанной развивающимися волосами и драпировкой и фриз из десяти витражей с изображениями модных красавиц. Девушки по-прежнему любимый объект художника!
Роскошный интерьер, как и подобает ювелирному бутику, заставляет покупателя потерять голову!
Муха дает волю своей фантазии и интерьер утопает в живой природе — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы декорированы цветами, листьями и бутонами; панели украшает рисунки на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы. В зале салона дизайнер поместил чудный камин витиеватых форм, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в «японском стиле», «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.
«Я постоянно изучаю природу. Нет ни одного растения, цветка, который бы не был полон предложений и воплощений». Альфонс Муха
В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, разработанного по эскизам Мухи.
Наибольшее очарование от стиля модерн получаешь, рассматривая репродукции и фотографии графических произведений, рисунки на тканях, но это опять таки графика, витражи Тиффани, металлические решётки, ювелирные изделия, по всем этим направлениям иллюстративного материала накопилось много и мог бы делать подборки, если у аудитории будет желание, но пока ни кто и ни как не реагирует. Общаться можно через мессенджеры в vk, WhatsApp, Viber