Хеттские и хуреттские корни древнегреческой поэзии – Мария Молина | Научпоп
Хетты и хуретты как предшественники древнегреческой поэзии. Рассказывает Мария Молина, филолог, кандидат филологических наук.
Древнегреческая скульптура из мрамора
Одно из самых ранних известных скульптурных изображений музыкантов.
Ёжик с чашкой
В ЗАКРОМАХ МУЗЕЯ
Переосмысление античности как «древний красивый обычай»
Коллеги из «Эллинистики» выпустили лонгрид, с критическим разбором очередного научпопа от «Арзамаса» (на сей раз древнегреческого) и попросили его порекомендовать читателям везде где это возможно. За нами не заржавеет, но в развитие темы хотелось бы поговорить о феномене античности в современной культуре.
Античности на самом деле существует две: одна реальная историческая эпоха, о которой мы на самом деле не так и много знаем (скажем из 12 «Политий» Аристотеля сохранилась только Афинская), хотя об Ахеменидах и хеттах мы знаем ещё меньше. И вторая — символическая и мифологическая, которая сформирована на базе древнегреческого взгляда на окружающий мир и которую унаследовали и отчасти присвоили сначала римляне, а потом и Европа.
И если первая остается более или менее равной себе, пополняясь по мере новых археологических открытий, то вторая живет в унисон с актуальной социально-политической жизнью и регулярно переосмысляется и переписывается.
Крупных трансформаций можно выделить как минимум три.
Первая случилась, по всей видимости, в последнее столетие существования державы Ахеменидов, когда греки, глядя на почти непрерывную 75-детнюю внутри персидскую смуту (длилась примерно с 404 по 331 гг. до н. э.), тактично переписали собственную историю, представив поражения победами и дав совершенно другие оценки многим ключевым её событиям, включая поход Ксеркса 480-479 годов до н. э. и взятие Афин. Мы получили миф о победе греков над персами (хотя глядя на мирный договор, там скорее было все наоборот), о трехстах спартанцах и много ещё чего такого, что сегодня воспринимается как базис на котором строится западная культура. В римское время, к слову, это всё пришлось очень кстати, потому что бесконечные и не особенно удачные войны с Парфией и затем державой Сасанидов требовали поддерживать моральный дух общества на высоком уровне.
Вторая произошла в 529 году, когда император Юстиниан отказал язычникам в праве занимать публичные здания, а значит, иметь школы и преподавать. Это считается «концом античной философии», которая на самом деле никуда не делась, а была инкорпорирована в христианство (сначала восточное, а потом и западное). Обнаженную Венеру и Вакха временно запретили, но Аристотель остался.
Третья трансформация — конечно, началась в эпоху Возрождения. Тут комментировать особо нечего — открываете любое пособие по истории искусства, науки философии, культуры и читаете восторженный гимн титанам Возрождения вернувших Европе античность. И, замечу, попутно «запомоивших» высокое Средневековье. Но завершилась она скорее всего в середине 19 века, когда с внедрением всеобщего образования в Европе античность если не вошла в каждый дом, то уж точно приобрела огромную популярность и дала толчок к развитию культуры. Собственно говоря, сам факт того, что еврей Осип Мандельштам написал такие строки:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
говорит о том, что со времен греко-еврейского соперничества и Иудейский войн утекло настолько много воды, насколько это вообще возможно.
Надо отметить, что античность окончательно стала мифом именно в части Древней Греции — почти весь 19-й и половину 20 века Древний Рим котировался не в пример ниже Эллады, тут уже дало себя знать давнее греко-римское соперничество (см. подробнее тут)
Сегодня назревает очередная, четвертая, трансформация. И я бы изменил себе, если бы не попытался натянуть сову на глобус и не привязать указанные события к стадиям глобального социально-экономического цикла.
Итак,
- первая трансформация очевидно связана со стадией «кризиса» в цикле Иран II (см по ссылке стр. 314) и началом подъема в античном (греко-римском) цикле. Старая империя разваливается, новая присваивает её символический капитал.
- вторая трансформация зеркально завершает античный цикл (там же, стр. 303) — античный символический капитал уже не может продуктивно использоваться и его инкорпорируют в христианство.
- третья трансформация (пусть и сильно растянутая во времени) — это стадии «Переходного общества» и Подъема» современного (индустриального) цикла
- и наконец четвертая трансформация опять связана с «кризисом», но уже индустриального цикла.
Иными словами, античность как образ и миф востребована на этапе когда общество готовится к преобразованиям и теряет привлекательность, когда оно входит в кризис, реорганизацию и переходит к стадии «традиционного общества». Что мы сегодня и наблюдаем. Слабнут государства, при возглавившие себя «новой Римской империей» и усиливается Иран, которые тоже давно не Ахеменидский, но руки то помнят. Да и кроме того историческая справедливость требует более точно расставить акценты. Так что полагаю, что переосмысление античности будет с ярко выраженным негативным оттенком — Древнюю Грецию будут так или иначе принижать и где возможно ниспровергать с пьедестала.
"300" без купюр: битва при Фермопилах
Лекция о сражении при Фермопилах
Эзоп
Действие происходит на Самосе, в Древней Греции.
Философ Ксанф из очередного путешествия возвращается домой с новым рабом, уродливым человеком по имени Эзоп, обладающим удивительными качествами мыслителя и сочинителя.
Культурология с претензией ч.4. Мифология Эллады
Фильм "Тайны древних знаний"
https://sponsr.ru/onlinelai/12766/Film__Tainy_drevnih_znanii
Поддержать авторов проекта: https://sponsr.ru/onlinelai/?tab=levels
Считается, что в древности наука была в зачаточном состоянии и развивалась от простого к сложному. Невозможно представить, что человек древнего мира сталкивался с механизмами и достижениями науки, которые не отличались от современных. В теории все гладко, однако на практике мы сталкиваемся с дошедшими до нас сказаниями, описывающими достижения древней науки, которые ставят в тупик современных ученых.
Предтеча европейского атеизма. Ксенофан Колофонский
Ксенофан Колофонский жил в середине 1 тысячелетия до нашей эры. Тогда еще не было Сократа, Платона, Аристотеля и других важнейших для европейской цивилизации философов. Некоторые исследователи полагают, что Ксенофан был первым в мире философом. Потому что его считают основателем элеатской философской школы, которая придумала онтологию - науку о бытии, основу самой философии.
Ксенофан Колофонский протестовал против греческого политеизма (многобожия). Он считал, что политеизм, «религия отцов», предков - совершенно неразумна. Поэтому он стал изобретать «религию разумную» в противовес тогдашним самым модным верованиям.
Греческий политеизм подразумевает генеалогию богов, то есть одни боги были рождены от других богов, а эти другие боги были рождены от третьих богов. Это значит, что был бог, который являлся самым первым.
(Пантеон греческих богов)
Но откуда появился этот первый бог? Из ничего он появиться не мог, а значит его просто не было. Ксенофан недоумевал: как же могут существовать так много богов? Ведь если есть один самый сильный и совершенный бог, значит все остальные боги должны ему подчиняться, следовательно, они богами не являются, ибо бог не может подчиняться кому-либо. Равными эти боги тоже быть не могут, ведь настоящий бог должен превосходить абсолютно всех, он не может быть равен кому-либо, следовательно, равенство богов невозможно.
Ксенофан критиковал традиционные религии своего времени за то, что боги в них были уж слишком похожими на людей. Они также могли быть грешнее людей. Тогда какой смысл их почитать? Тот же Зевс оплодотворял направо и налево любую деву, которая ему понравится.
(Зевс и Гера)
Ксенофану приписывается идея, что у каждого народа боги похожи на их самих: у эфиопов боги черные, у фракийцев боги светлые и голубоглазые. В этом смысле Ксенофан интересен тем, что он один из первых стал говорить о происхождении религии. Из-за явной схожести греческих богов с самими же греками философ утверждал, что люди сами сотворили себе этих богов. А причиной этому стал страх людей перед силами природы. Люди не понимали происходящего в окружающем мире, поэтому считали, что природными явлениями (гроза, бури, холод) руководят высшие существа. Знакомая аргументация?
Столь прогрессивные для своего времени идеи делают Ксенофана предтечей европейского атеизма. Его аргументы можно встретить даже в речах нынешних атеистов. Однако сам философ не был атеистом. Его просто не удовлетворяла греческая религия. В ответ на недостатки политеизма с его антропоморфизмом, то есть приписыванием богам человеческих качеств, Ксенофан разработал свою неантропоморфную религию. Его можно назвать религиозным реформатором.
Он считал, что бог существует только один, и этот бог есть Единое. Все явления природы, вещи, происходят из Единого. Всё упирается в это Единое. Этот бог проникает в каждую вещь окружающего мира. Вся Вселенная и Единый тождественны.
Единый никогда не рождался и никогда не умрет, он вечен. Он является основой бытия, сущностью мира, без него мир существовать не может. Такая концепция именуется монизмом. Монизм – это учение, при котором все вещи в мире сводятся к одной субстанции, к одному началу. Вполне возможно, что Ксенофан предполагает существование некой энергии, которая лежит в основе всего мира, без которой мир просто перестал бы существовать.
Из-за жесткой критики религии греков Ксенофан был вынужден всё время скитаться. Иначе его бы просто осудили, как это произошло с Сократом. Ибо критика религии – это критика традиции, общественных устоев и морали, что опасно для порядка в обществе.
После Ксенофана начинается процесс критики религии, появляются новые философы-атеисты, которые предлагали свои концепции происхождения религии.
Апофеоз Пирра Эпирского. Жизнь и борьба выдающегося военачальника
Со смертью Александра Великого в 323 году до н.э. рухнул построенный им и его отцом Филиппом II мир. Огромная по масштабам империя начала распадаться на части, разрываемая конфликтами преемников Александра – диадохами, и старыми геополитическими проблемами между греческим, восточным и македонским миром.
В борьбу за раздел Македонии включилось и Эпирское царство. Рождение Пирра пришлось как раз на это сложное для эллинского мира время, когда одного владыку сменял другой, а сегодняшний успех на следующий день мог обернуться катастрофическим провалом. Биография Пирра является во многом отражением эпохи, в которой он жил: царь- изгнанник, пешка на службе у диадохов, но позже выдающийся военачальник, он в конечном счёте стал серьёзным противником не только диадохов, но и римлян, и карфагенян. Это видео об истории человека, который почти смог стать "Александром Великим" для Западного Средиземноморья.
Литература:
- Светлов Р.В. Пирр и военная история его времени – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006;
- Казаров С.С. История царя Пирра Эпирского / Под ред. Ю.Н. Кузьмина и М.М. Холода – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2009;
- Джекоб Эббот. Пирр. Царь Эпира – М.: «Центрполиграф», 2004;
- Теодор Моммзен, История Рима. кн II. гл. VII Царь Пирр в борьбе с римлянами и объединение Италии – СПб.: «Наука», «Ювента», 1997;
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Пирр – М.: «Наука», 1994;
- Jeff Champion, Pyrrhus of Epirus. Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword Books Limited - 2009, 192 p.