logo
1
читатель
28 610 ₽
всего собрано
Magistra Vitae  Magistra Vitae это проект, посвящённый античной и средневековой истории Европы от автора YouTube канала Varus PrimaRenatus.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Magistra Vitae это проект, посвящённый античной и средневековой истории Европы от автора YouTube канала Varus PrimaRenatus. Доступное изложение сочетается с погружением в эпоху и качественной визуальной составляющей. Материал будет интересен и тем кто увлекается историей и студентам истфаков. Повествование дополняется анимированными картами, в особенности, качественными картами сражений.
Проект охватывает период от греческой Древности до Раннего Нового времени. Мы говорим не только о военной истории и политике, но затрагиваем и культурные, социальные, экономические аспекты того или иного исторического периода, цивилизации, их уникальные особенности и специфику.
Видео выходят 2-3 раза в месяц в 18:00 (по московскому времени).
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Вы можете поддержать проект и единоразовым платежом. Средства пойдут на развитие канала, улучшение техники и контента.

Помочь проекту
Базовая подписка 510₽ месяц 5 508₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Magistra Vitae
Доступны сообщения

Самая доступная и простая поддержка канала

Оформить подписку
Продвинутая подписка 710₽ месяц 7 498₽ год
(-12%)
При подписке на год для вас действует 12% скидка. 12% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Magistra Vitae
Доступны сообщения

Даёт доступ к голосованию за темы материала

Оформить подписку
Элитная подписка 1 000₽ месяц 10 200₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Magistra Vitae
Доступны сообщения

Даёт доступ к эксклюзивным подкастам. Подписчики этого уровня указываюься в списке "топ спонсоров" в конце каждого ролика

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
1 подписчик
28 610 ₽ всего собрано
Обновления проекта
Поделиться
Метки
Смотреть: 21+ мин
logo Magistra Vitae

Апофеоз Пирра Эпирского. Жизнь и борьба выдающегося военачальника

Со ‎смертью‏ ‎Александра ‎Великого ‎в ‎323 ‎году‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎рухнул‏ ‎построенный ‎им ‎и‏ ‎его ‎отцом‏ ‎Филиппом ‎II ‎мир. ‎Огромная‏ ‎по‏ ‎масштабам ‎империя‏ ‎начала ‎распадаться‏ ‎на ‎части, ‎разрываемая ‎конфликтами ‎преемников‏ ‎Александра‏ ‎– ‎диадохами,‏ ‎и ‎старыми‏ ‎геополитическими ‎проблемами ‎между ‎греческим, ‎восточным‏ ‎и‏ ‎македонским‏ ‎миром.

В ‎борьбу‏ ‎за ‎раздел‏ ‎Македонии ‎включилось‏ ‎и‏ ‎Эпирское ‎царство.‏ ‎Рождение ‎Пирра ‎пришлось ‎как ‎раз‏ ‎на ‎это‏ ‎сложное‏ ‎для ‎эллинского ‎мира‏ ‎время, ‎когда‏ ‎одного ‎владыку ‎сменял ‎другой,‏ ‎а‏ ‎сегодняшний ‎успех‏ ‎на ‎следующий‏ ‎день ‎мог ‎обернуться ‎катастрофическим ‎провалом.‏ ‎Биография‏ ‎Пирра ‎является‏ ‎во ‎многом‏ ‎отражением ‎эпохи, ‎в ‎которой ‎он‏ ‎жил:‏ ‎царь-‏ ‎изгнанник, ‎пешка‏ ‎на ‎службе‏ ‎у ‎диадохов,‏ ‎но‏ ‎позже ‎выдающийся‏ ‎военачальник, ‎он ‎в ‎конечном ‎счёте‏ ‎стал ‎серьёзным‏ ‎противником‏ ‎не ‎только ‎диадохов,‏ ‎но ‎и‏ ‎римлян, ‎и ‎карфагенян. ‎Это‏ ‎видео‏ ‎об ‎истории‏ ‎человека, ‎который‏ ‎почти ‎смог ‎стать ‎"Александром ‎Великим"‏ ‎для‏ ‎Западного ‎Средиземноморья.

Литература:

  1. Светлов‏ ‎Р.В. ‎Пирр‏ ‎и ‎военная ‎история ‎его ‎времени‏ ‎–‏ ‎СПб.:‏ ‎Издательский ‎дом‏ ‎Санкт-Петербургского ‎государственного‏ ‎университета, ‎2006;
  2. Казаров‏ ‎С.С.‏ ‎История ‎царя‏ ‎Пирра ‎Эпирского ‎/ ‎Под ‎ред.‏ ‎Ю.Н. ‎Кузьмина‏ ‎и‏ ‎М.М. ‎Холода ‎–‏ ‎СПб.: ‎Издательский‏ ‎дом ‎Санкт-Петербургского ‎государственного ‎университета,‏ ‎2009;
  3. Джекоб‏ ‎Эббот. ‎Пирр.‏ ‎Царь ‎Эпира‏ ‎– ‎М.: ‎«Центрполиграф», ‎2004;
  4. Теодор ‎Моммзен,‏ ‎История‏ ‎Рима. ‎кн‏ ‎II. ‎гл.‏ ‎VII ‎Царь ‎Пирр ‎в ‎борьбе‏ ‎с‏ ‎римлянами‏ ‎и ‎объединение‏ ‎Италии ‎–‏ ‎СПб.: ‎«Наука»,‏ ‎«Ювента»,‏ ‎1997;
  5. Плутарх. ‎Сравнительные‏ ‎жизнеописания. ‎Пирр ‎– ‎М.: ‎«Наука»,‏ ‎1994;
  6. Jeff ‎Champion,‏ ‎Pyrrhus‏ ‎of ‎Epirus. ‎Barnsley,‏ ‎South ‎Yorkshire:‏ ‎Pen ‎& ‎Sword ‎Books‏ ‎Limited‏ ‎- ‎2009,‏ ‎192 ‎p.
Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Переосмысление античности как «древний красивый обычай»

Коллеги ‎из‏ ‎«Эллинистики» ‎выпустили ‎лонгрид, с ‎критическим ‎разбором‏ ‎очередного ‎научпопа‏ ‎от‏ ‎«Арзамаса» ‎(на ‎сей‏ ‎раз ‎древнегреческого)‏ ‎и ‎попросили ‎его ‎порекомендовать‏ ‎читателям‏ ‎везде ‎где‏ ‎это ‎возможно.‏ ‎За ‎нами ‎не ‎заржавеет, ‎но‏ ‎в‏ ‎развитие ‎темы‏ ‎хотелось ‎бы‏ ‎поговорить ‎о ‎феномене ‎античности ‎в‏ ‎современной‏ ‎культуре.

Античности‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎существует‏ ‎две: ‎одна‏ ‎реальная‏ ‎историческая ‎эпоха,‏ ‎о ‎которой ‎мы ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎не‏ ‎так‏ ‎и ‎много ‎знаем‏ ‎(скажем ‎из‏ ‎12 ‎«Политий» ‎Аристотеля ‎сохранилась‏ ‎только‏ ‎Афинская), ‎хотя‏ ‎об ‎Ахеменидах‏ ‎и ‎хеттах ‎мы ‎знаем ‎ещё‏ ‎меньше.‏ ‎И ‎вторая‏ ‎— ‎символическая‏ ‎и ‎мифологическая, ‎которая ‎сформирована ‎на‏ ‎базе‏ ‎древнегреческого‏ ‎взгляда ‎на‏ ‎окружающий ‎мир‏ ‎и ‎которую‏ ‎унаследовали‏ ‎и ‎отчасти‏ ‎присвоили ‎сначала ‎римляне, ‎а ‎потом‏ ‎и ‎Европа.

И‏ ‎если‏ ‎первая ‎остается ‎более‏ ‎или ‎менее‏ ‎равной ‎себе, ‎пополняясь ‎по‏ ‎мере‏ ‎новых ‎археологических‏ ‎открытий, ‎то‏ ‎вторая ‎живет ‎в ‎унисон ‎с‏ ‎актуальной‏ ‎социально-политической ‎жизнью‏ ‎и ‎регулярно‏ ‎переосмысляется ‎и ‎переписывается.

Крупных ‎трансформаций ‎можно‏ ‎выделить‏ ‎как‏ ‎минимум ‎три.

Первая‏ ‎случилась, ‎по‏ ‎всей ‎видимости,‏ ‎в‏ ‎последнее ‎столетие‏ ‎существования ‎державы ‎Ахеменидов, ‎когда ‎греки,‏ ‎глядя ‎на‏ ‎почти‏ ‎непрерывную ‎75-детнюю ‎внутри‏ ‎персидскую ‎смуту‏ ‎(длилась ‎примерно ‎с ‎404‏ ‎по‏ ‎331 ‎гг.‏ ‎до ‎н.‏ ‎э.), ‎тактично ‎переписали ‎собственную ‎историю,‏ ‎представив‏ ‎поражения ‎победами‏ ‎и ‎дав‏ ‎совершенно ‎другие ‎оценки ‎многим ‎ключевым‏ ‎её‏ ‎событиям,‏ ‎включая ‎поход‏ ‎Ксеркса ‎480-479‏ ‎годов ‎до‏ ‎н.‏ ‎э. ‎и‏ ‎взятие ‎Афин. ‎Мы ‎получили ‎миф‏ ‎о ‎победе‏ ‎греков‏ ‎над ‎персами ‎(хотя‏ ‎глядя ‎на‏ ‎мирный ‎договор, ‎там ‎скорее‏ ‎было‏ ‎все ‎наоборот),‏ ‎о ‎трехстах‏ ‎спартанцах ‎и ‎много ‎ещё ‎чего‏ ‎такого,‏ ‎что ‎сегодня‏ ‎воспринимается ‎как‏ ‎базис ‎на ‎котором ‎строится ‎западная‏ ‎культура.‏ ‎В‏ ‎римское ‎время,‏ ‎к ‎слову,‏ ‎это ‎всё‏ ‎пришлось‏ ‎очень ‎кстати,‏ ‎потому ‎что ‎бесконечные ‎и ‎не‏ ‎особенно ‎удачные‏ ‎войны‏ ‎с ‎Парфией ‎и‏ ‎затем ‎державой‏ ‎Сасанидов ‎требовали ‎поддерживать ‎моральный‏ ‎дух‏ ‎общества ‎на‏ ‎высоком ‎уровне.

Вторая‏ ‎произошла ‎в ‎529 ‎году, ‎когда‏ ‎император‏ ‎Юстиниан ‎отказал‏ ‎язычникам в ‎праве‏ ‎занимать ‎публичные ‎здания, ‎а ‎значит,‏ ‎иметь‏ ‎школы‏ ‎и ‎преподавать.‏ ‎Это ‎считается‏ ‎«концом ‎античной‏ ‎философии»,‏ ‎которая ‎на‏ ‎самом ‎деле ‎никуда ‎не ‎делась,‏ ‎а ‎была‏ ‎инкорпорирована‏ ‎в ‎христианство ‎(сначала‏ ‎восточное, ‎а‏ ‎потом ‎и ‎западное). ‎Обнаженную‏ ‎Венеру‏ ‎и ‎Вакха‏ ‎временно ‎запретили,‏ ‎но ‎Аристотель ‎остался.

Третья ‎трансформация ‎—‏ ‎конечно,‏ ‎началась ‎в‏ ‎эпоху ‎Возрождения.‏ ‎Тут ‎комментировать ‎особо ‎нечего ‎—‏ ‎открываете‏ ‎любое‏ ‎пособие ‎по‏ ‎истории ‎искусства,‏ ‎науки ‎философии,‏ ‎культуры‏ ‎и ‎читаете‏ ‎восторженный ‎гимн ‎титанам ‎Возрождения ‎вернувших‏ ‎Европе ‎античность.‏ ‎И,‏ ‎замечу, ‎попутно ‎«запомоивших»‏ ‎высокое ‎Средневековье.‏ ‎Но ‎завершилась ‎она ‎скорее‏ ‎всего‏ ‎в ‎середине‏ ‎19 ‎века,‏ ‎когда ‎с ‎внедрением ‎всеобщего ‎образования‏ ‎в‏ ‎Европе ‎античность‏ ‎если ‎не‏ ‎вошла ‎в ‎каждый ‎дом, ‎то‏ ‎уж‏ ‎точно‏ ‎приобрела ‎огромную‏ ‎популярность ‎и‏ ‎дала ‎толчок‏ ‎к‏ ‎развитию ‎культуры.‏ ‎Собственно ‎говоря, ‎сам ‎факт ‎того,‏ ‎что ‎еврей‏ ‎Осип‏ ‎Мандельштам ‎написал ‎такие‏ ‎строки:

Бессонница. ‎Гомер.‏ ‎Тугие ‎паруса.
Я ‎список ‎кораблей‏ ‎прочел‏ ‎до ‎середины:
Сей‏ ‎длинный ‎выводок,‏ ‎сей ‎поезд ‎журавлиный,
Что ‎над ‎Элладою‏ ‎когда-то‏ ‎поднялся.

говорит ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎со ‎времен ‎греко-еврейского ‎соперничества ‎и‏ ‎Иудейский‏ ‎войн‏ ‎утекло ‎настолько‏ ‎много ‎воды,‏ ‎насколько ‎это‏ ‎вообще‏ ‎возможно.

Надо ‎отметить,‏ ‎что ‎античность ‎окончательно ‎стала ‎мифом‏ ‎именно ‎в‏ ‎части‏ ‎Древней ‎Греции ‎—‏ ‎почти ‎весь‏ ‎19-й ‎и ‎половину ‎20‏ ‎века‏ ‎Древний ‎Рим‏ ‎котировался ‎не‏ ‎в ‎пример ‎ниже ‎Эллады, ‎тут‏ ‎уже‏ ‎дало ‎себя‏ ‎знать ‎давнее‏ ‎греко-римское ‎соперничество ‎(см. ‎подробнее ‎тут)

Сегодня‏ ‎назревает‏ ‎очередная,‏ ‎четвертая, ‎трансформация.‏ ‎И ‎я‏ ‎бы ‎изменил‏ ‎себе,‏ ‎если ‎бы‏ ‎не ‎попытался ‎натянуть ‎сову ‎на‏ ‎глобус ‎и‏ ‎не‏ ‎привязать ‎указанные ‎события‏ ‎к ‎стадиям‏ ‎глобального ‎социально-экономического ‎цикла.

Итак,

  • первая ‎трансформация‏ ‎очевидно‏ ‎связана ‎со‏ ‎стадией ‎«кризиса»‏ ‎в ‎цикле ‎Иран ‎II ‎(см‏ ‎по‏ ‎ссылке стр. ‎314)‏ ‎и ‎началом‏ ‎подъема ‎в ‎античном ‎(греко-римском) ‎цикле.‏ ‎Старая‏ ‎империя‏ ‎разваливается, ‎новая‏ ‎присваивает ‎её‏ ‎символический ‎капитал.
  • вторая‏ ‎трансформация‏ ‎зеркально ‎завершает‏ ‎античный ‎цикл ‎(там ‎же, ‎стр.‏ ‎303) ‎—‏ ‎античный‏ ‎символический ‎капитал ‎уже‏ ‎не ‎может‏ ‎продуктивно ‎использоваться ‎и ‎его‏ ‎инкорпорируют‏ ‎в ‎христианство.
  • третья‏ ‎трансформация ‎(пусть‏ ‎и ‎сильно ‎растянутая ‎во ‎времени)‏ ‎—‏ ‎это ‎стадии‏ ‎«Переходного ‎общества»‏ ‎и ‎Подъема» ‎современного ‎(индустриального) ‎цикла
  • и‏ ‎наконец‏ ‎четвертая‏ ‎трансформация ‎опять‏ ‎связана ‎с‏ ‎«кризисом», ‎но‏ ‎уже‏ ‎индустриального ‎цикла.

Иными‏ ‎словами, ‎античность ‎как ‎образ ‎и‏ ‎миф ‎востребована‏ ‎на‏ ‎этапе ‎когда ‎общество‏ ‎готовится ‎к‏ ‎преобразованиям ‎и ‎теряет ‎привлекательность,‏ ‎когда‏ ‎оно ‎входит‏ ‎в ‎кризис,‏ ‎реорганизацию ‎и ‎переходит ‎к ‎стадии‏ ‎«традиционного‏ ‎общества». ‎Что‏ ‎мы ‎сегодня‏ ‎и ‎наблюдаем. ‎Слабнут ‎государства, ‎при‏ ‎возглавившие‏ ‎себя‏ ‎«новой ‎Римской‏ ‎империей» ‎и‏ ‎усиливается ‎Иран,‏ ‎которые‏ ‎тоже ‎давно‏ ‎не ‎Ахеменидский, ‎но ‎руки ‎то‏ ‎помнят. ‎Да‏ ‎и‏ ‎кроме ‎того ‎историческая‏ ‎справедливость ‎требует‏ ‎более ‎точно ‎расставить ‎акценты. Так‏ ‎что‏ ‎полагаю, ‎что‏ ‎переосмысление ‎античности‏ ‎будет ‎с ‎ярко ‎выраженным ‎негативным‏ ‎оттенком‏ ‎— ‎Древнюю‏ ‎Грецию ‎будут‏ ‎так ‎или ‎иначе ‎принижать ‎и‏ ‎где‏ ‎возможно‏ ‎ниспровергать ‎с‏ ‎пьедестала.


Читать: 31+ мин
logo Историк Александр Свистунов

"300" без купюр: битва при Фермопилах

Доступно подписчикам уровня
«Посвященный»
Подписаться за 500₽ в месяц

Лекция о сражении при Фермопилах

Смотреть: 1 час 43+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Эзоп

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Действие происходит на Самосе, в Древней Греции.
Философ Ксанф из очередного путешествия возвращается домой с новым рабом, уродливым человеком по имени Эзоп, обладающим удивительными качествами мыслителя и сочинителя.

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

Культурология с претензией ч.4. Мифология Эллады

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Смотреть: 38+ мин
logo Научно-просветительский проект НаукаPRO

Хеттские и хуреттские корни древнегреческой поэзии – Мария Молина | Научпоп

Доступно подписчикам уровня
«Научный сотрудник»
Подписаться за 500₽ в месяц

Хетты и хуретты как предшественники древнегреческой поэзии. Рассказывает Мария Молина, филолог, кандидат филологических наук.

Читать: 2+ мин
logo Научно-просветительский проект НаукаPRO

Древнегреческая скульптура из мрамора

Доступно подписчикам уровня
«Научный ассистент»
Подписаться за 100₽ в месяц

Одно из самых ранних известных скульптурных изображений музыкантов.

Читать: 1+ мин
logo Научно-просветительский проект НаукаPRO

Ёжик с чашкой

Доступно подписчикам уровня
«Научный ассистент»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo Научно-просветительский проект НаукаPRO

В ЗАКРОМАХ МУЗЕЯ

Доступно подписчикам уровня
«Научный сотрудник»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 26+ мин
logo НИЦ ЛАИ - Запретные темы истории

Фильм "Тайны древних знаний"

https://sponsr.ru/onlinelai/12766/Film__Tainy_drevnih_znanii

Поддержать ‎авторов‏ ‎проекта: ‎https://sponsr.ru/onlinelai/?tab=levels

Считается, ‎что ‎в ‎древности‏ ‎наука ‎была‏ ‎в‏ ‎зачаточном ‎состоянии ‎и‏ ‎развивалась ‎от‏ ‎простого ‎к ‎сложному. ‎Невозможно‏ ‎представить,‏ ‎что ‎человек‏ ‎древнего ‎мира‏ ‎сталкивался ‎с ‎механизмами ‎и ‎достижениями‏ ‎науки,‏ ‎которые ‎не‏ ‎отличались ‎от‏ ‎современных. ‎В ‎теории ‎все ‎гладко,‏ ‎однако‏ ‎на‏ ‎практике ‎мы‏ ‎сталкиваемся ‎с‏ ‎дошедшими ‎до‏ ‎нас‏ ‎сказаниями, ‎описывающими‏ ‎достижения ‎древней ‎науки, ‎которые ‎ставят‏ ‎в ‎тупик‏ ‎современных‏ ‎ученых. ‎

Читать: 4+ мин
logo Трикстер. Научно о религии

Предтеча европейского атеизма. Ксенофан Колофонский

Ксенофан ‎Колофонский‏ ‎жил ‎в ‎середине ‎1 ‎тысячелетия‏ ‎до ‎нашей‏ ‎эры.‏ ‎Тогда ‎еще ‎не‏ ‎было ‎Сократа,‏ ‎Платона, ‎Аристотеля ‎и ‎других‏ ‎важнейших‏ ‎для ‎европейской‏ ‎цивилизации ‎философов.‏ ‎Некоторые ‎исследователи ‎полагают, ‎что ‎Ксенофан‏ ‎был‏ ‎первым ‎в‏ ‎мире ‎философом.‏ ‎Потому ‎что ‎его ‎считают ‎основателем‏ ‎элеатской‏ ‎философской‏ ‎школы, ‎которая‏ ‎придумала ‎онтологию‏ ‎- ‎науку‏ ‎о‏ ‎бытии, ‎основу‏ ‎самой ‎философии.

Ксенофан ‎Колофонский ‎протестовал ‎против‏ ‎греческого ‎политеизма‏ ‎(многобожия).‏ ‎Он ‎считал, ‎что‏ ‎политеизм, ‎«религия‏ ‎отцов», ‎предков ‎- ‎совершенно‏ ‎неразумна.‏ ‎Поэтому ‎он‏ ‎стал ‎изобретать‏ ‎«религию ‎разумную» ‎в ‎противовес ‎тогдашним‏ ‎самым‏ ‎модным ‎верованиям.

Греческий‏ ‎политеизм ‎подразумевает‏ ‎генеалогию ‎богов, ‎то ‎есть ‎одни‏ ‎боги‏ ‎были‏ ‎рождены ‎от‏ ‎других ‎богов,‏ ‎а ‎эти‏ ‎другие‏ ‎боги ‎были‏ ‎рождены ‎от ‎третьих ‎богов. ‎Это‏ ‎значит, ‎что‏ ‎был‏ ‎бог, ‎который ‎являлся‏ ‎самым ‎первым.

(Пантеон‏ ‎греческих ‎богов)

Но ‎откуда ‎появился‏ ‎этот‏ ‎первый ‎бог?‏ ‎Из ‎ничего‏ ‎он ‎появиться ‎не ‎мог, ‎а‏ ‎значит‏ ‎его ‎просто‏ ‎не ‎было.‏ ‎Ксенофан ‎недоумевал: ‎как ‎же ‎могут‏ ‎существовать‏ ‎так‏ ‎много ‎богов?‏ ‎Ведь ‎если‏ ‎есть ‎один‏ ‎самый‏ ‎сильный ‎и‏ ‎совершенный ‎бог, ‎значит ‎все ‎остальные‏ ‎боги ‎должны‏ ‎ему‏ ‎подчиняться, ‎следовательно, ‎они‏ ‎богами ‎не‏ ‎являются, ‎ибо ‎бог ‎не‏ ‎может‏ ‎подчиняться ‎кому-либо.‏ ‎Равными ‎эти‏ ‎боги ‎тоже ‎быть ‎не ‎могут,‏ ‎ведь‏ ‎настоящий ‎бог‏ ‎должен ‎превосходить‏ ‎абсолютно ‎всех, ‎он ‎не ‎может‏ ‎быть‏ ‎равен‏ ‎кому-либо, ‎следовательно,‏ ‎равенство ‎богов‏ ‎невозможно.

Ксенофан ‎критиковал‏ ‎традиционные‏ ‎религии ‎своего‏ ‎времени ‎за ‎то, ‎что ‎боги‏ ‎в ‎них‏ ‎были‏ ‎уж ‎слишком ‎похожими‏ ‎на ‎людей.‏ ‎Они ‎также ‎могли ‎быть‏ ‎грешнее‏ ‎людей. ‎Тогда‏ ‎какой ‎смысл‏ ‎их ‎почитать? ‎Тот ‎же ‎Зевс‏ ‎оплодотворял‏ ‎направо ‎и‏ ‎налево ‎любую‏ ‎деву, ‎которая ‎ему ‎понравится.

(Зевс ‎и‏ ‎Гера)

Ксенофану‏ ‎приписывается‏ ‎идея, ‎что‏ ‎у ‎каждого‏ ‎народа ‎боги‏ ‎похожи‏ ‎на ‎их‏ ‎самих: ‎у ‎эфиопов ‎боги ‎черные,‏ ‎у ‎фракийцев‏ ‎боги‏ ‎светлые ‎и ‎голубоглазые.‏ ‎В ‎этом‏ ‎смысле ‎Ксенофан ‎интересен ‎тем,‏ ‎что‏ ‎он ‎один‏ ‎из ‎первых‏ ‎стал ‎говорить ‎о ‎происхождении ‎религии.‏ ‎Из-за‏ ‎явной ‎схожести‏ ‎греческих ‎богов‏ ‎с ‎самими ‎же ‎греками ‎философ‏ ‎утверждал,‏ ‎что‏ ‎люди ‎сами‏ ‎сотворили ‎себе‏ ‎этих ‎богов.‏ ‎А‏ ‎причиной ‎этому‏ ‎стал ‎страх ‎людей ‎перед ‎силами‏ ‎природы. ‎Люди‏ ‎не‏ ‎понимали ‎происходящего ‎в‏ ‎окружающем ‎мире,‏ ‎поэтому ‎считали, ‎что ‎природными‏ ‎явлениями‏ ‎(гроза, ‎бури,‏ ‎холод) ‎руководят‏ ‎высшие ‎существа. ‎Знакомая ‎аргументация?

Столь ‎прогрессивные‏ ‎для‏ ‎своего ‎времени‏ ‎идеи ‎делают‏ ‎Ксенофана ‎предтечей ‎европейского ‎атеизма. ‎Его‏ ‎аргументы‏ ‎можно‏ ‎встретить ‎даже‏ ‎в ‎речах‏ ‎нынешних ‎атеистов.‏ ‎Однако‏ ‎сам ‎философ‏ ‎не ‎был ‎атеистом. ‎Его ‎просто‏ ‎не ‎удовлетворяла‏ ‎греческая‏ ‎религия. ‎В ‎ответ‏ ‎на ‎недостатки‏ ‎политеизма ‎с ‎его ‎антропоморфизмом,‏ ‎то‏ ‎есть ‎приписыванием‏ ‎богам ‎человеческих‏ ‎качеств, ‎Ксенофан ‎разработал ‎свою ‎неантропоморфную‏ ‎религию.‏ ‎Его ‎можно‏ ‎назвать ‎религиозным‏ ‎реформатором.

Он ‎считал, ‎что ‎бог ‎существует‏ ‎только‏ ‎один,‏ ‎и ‎этот‏ ‎бог ‎есть‏ ‎Единое. ‎Все‏ ‎явления‏ ‎природы, ‎вещи,‏ ‎происходят ‎из ‎Единого. ‎Всё ‎упирается‏ ‎в ‎это‏ ‎Единое.‏ ‎Этот ‎бог ‎проникает‏ ‎в ‎каждую‏ ‎вещь ‎окружающего ‎мира. ‎Вся‏ ‎Вселенная‏ ‎и ‎Единый‏ ‎тождественны.

Единый ‎никогда‏ ‎не ‎рождался ‎и ‎никогда ‎не‏ ‎умрет,‏ ‎он ‎вечен.‏ ‎Он ‎является‏ ‎основой ‎бытия, ‎сущностью ‎мира, ‎без‏ ‎него‏ ‎мир‏ ‎существовать ‎не‏ ‎может. ‎Такая‏ ‎концепция ‎именуется‏ ‎монизмом.‏ ‎Монизм ‎–‏ ‎это ‎учение, ‎при ‎котором ‎все‏ ‎вещи ‎в‏ ‎мире‏ ‎сводятся ‎к ‎одной‏ ‎субстанции, ‎к‏ ‎одному ‎началу. ‎Вполне ‎возможно,‏ ‎что‏ ‎Ксенофан ‎предполагает‏ ‎существование ‎некой‏ ‎энергии, ‎которая ‎лежит ‎в ‎основе‏ ‎всего‏ ‎мира, ‎без‏ ‎которой ‎мир‏ ‎просто ‎перестал ‎бы ‎существовать.

Из-за ‎жесткой‏ ‎критики‏ ‎религии‏ ‎греков ‎Ксенофан‏ ‎был ‎вынужден‏ ‎всё ‎время‏ ‎скитаться.‏ ‎Иначе ‎его‏ ‎бы ‎просто ‎осудили, ‎как ‎это‏ ‎произошло ‎с‏ ‎Сократом.‏ ‎Ибо ‎критика ‎религии‏ ‎– ‎это‏ ‎критика ‎традиции, ‎общественных ‎устоев‏ ‎и‏ ‎морали, ‎что‏ ‎опасно ‎для‏ ‎порядка ‎в ‎обществе.

После ‎Ксенофана ‎начинается‏ ‎процесс‏ ‎критики ‎религии,‏ ‎появляются ‎новые‏ ‎философы-атеисты, ‎которые ‎предлагали ‎свои ‎концепции‏ ‎происхождения‏ ‎религии.

Читать: 13+ мин
logo Горы и Плоски

На форуме истории

Доступно подписчикам уровня
«Скидка на первые 10 подписок»
Подписаться за 300₽ в месяц

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048