logo
1
читатель
Историк Александр Свистунов  Здесь я публикую свои статьи на историческую тематику, которые не выкладываю в публичный доступ. Любишь историю? Подпишись!
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Привет! Меня зовут Александр, я историк, переводчик и научный редактор. 
Не вижу смысла долго перечислять все, над чем работал - при желании вы без труда это нагуглите. Написал чертову тучу статей, перевел и отредактировал несколько научных книг, среди прочего был научным редактором русскоязычного издания "Новой Кембриджской истории Средних веков".
Мне нравится делать историю максимально доступной и популярной, и сейчас я как раз занят тем, что делюсь своими знаниями с вами. 
Если вам нравится то, что я делаю - вы можете поддержать меня рублем. 
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Просто отблагодарить автора за труд

Помочь проекту
Рыцарь 250₽ месяц 2 700₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Историк Александр Свистунов
Доступны сообщения

Базовый уровень подписки

Оформить подписку
Посвященный 500₽ месяц 5 400₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Историк Александр Свистунов
Доступны сообщения

Я хочу узнавать новое раньше остальных!

Оформить подписку
Герцог 600₽ месяц 6 120₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Историк Александр Свистунов
Доступны сообщения

Ваш род едва-ли уступит знатностью королевской фамилии. Вы - один из столпов королевства, и одним своим появлением на поле боя способны переломить ситуацию. 

Оформить подписку
Алчущий знаний 700₽ месяц 7 140₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Историк Александр Свистунов
Доступны сообщения

Я не жалею денег на образование!

Оформить подписку
Меценат 1 000₽ месяц 10 200₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Историк Александр Свистунов
Доступны сообщения

Вы помогаете в популяризации исторической науки.

Оформить подписку
Благодетель 5 000₽ месяц 51 000₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Историк Александр Свистунов
Доступны сообщения

Яхонтовый вы мой! Проходите, располагайтесь, не угодно ли чаю?

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
1 подписчик
Обновления проекта
Поделиться
Метки
Читать: 31+ мин
logo Историк Александр Свистунов

"300" без купюр: битва при Фермопилах

Доступно подписчикам уровня
«Посвященный»
Подписаться за 500₽ в месяц

Лекция о сражении при Фермопилах

Смотреть: 1 час 41+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Адмирал Ушаков

«Адмира́л ‎Ушако́в»‏ ‎— ‎советский ‎художественный ‎историко-биографический ‎фильм,‏ ‎посвящённый ‎жизни‏ ‎и‏ ‎деятельности ‎адмирала ‎Фёдора‏ ‎Фёдоровича ‎Ушакова‏ ‎(1745—1817).

Первая ‎часть ‎кинодилогии, ‎снятой‏ ‎в‏ ‎1953 ‎году‏ ‎режиссёром ‎Михаилом‏ ‎Роммом ‎с ‎актёром ‎Иваном ‎Переверзевым‏ ‎в‏ ‎заглавной ‎роли.‏ ‎Фильм ‎посвящён‏ ‎становлению ‎российского ‎флота ‎на ‎Чёрном‏ ‎море.‏ ‎Продолжение‏ ‎— ‎фильм‏ ‎«Корабли ‎штурмуют‏ ‎бастионы».

История ‎создания

Первоначальный‏ ‎вариант‏ ‎сценария ‎был‏ ‎написан ‎историком-романистом ‎Анатолием ‎Виноградовым ‎в‏ ‎1944 ‎году,‏ ‎во‏ ‎время ‎его ‎пребывания‏ ‎на ‎фронте.‏ ‎В ‎титрах ‎фильма ‎фамилия‏ ‎Виноградова‏ ‎не ‎указана,‏ ‎однако ‎сценарий‏ ‎числится ‎в ‎официальной ‎библиографии. ‎Его‏ ‎также‏ ‎упоминает ‎Святослав‏ ‎Бэлза ‎в‏ ‎предисловии ‎к ‎трехтомному ‎собранию ‎сочинений.

Фильм‏ ‎создан‏ ‎по‏ ‎инициативе ‎командования‏ ‎советского ‎ВМФ‏ ‎(вице-адмирал ‎Николай‏ ‎Кузнецов)‏ ‎для ‎заявления‏ ‎исторической ‎роли ‎адмирала ‎Ушакова ‎в‏ ‎истории ‎российского‏ ‎флота,‏ ‎так ‎как ‎утверждение‏ ‎Ордена ‎Ушакова‏ ‎как ‎главного ‎флотоводческого ‎ордена‏ ‎вызвало‏ ‎множество ‎вопросов‏ ‎в ‎СССР.‏ ‎В ‎составлении ‎и ‎корректировке ‎сценария‏ ‎главную‏ ‎роль ‎играло‏ ‎руководство ‎ВМФ‏ ‎и ‎МИД ‎СССР ‎(по ‎вопросам‏ ‎внешней‏ ‎политики‏ ‎исторического ‎периода).‏ ‎Съёмки ‎проводились‏ ‎в ‎крепости‏ ‎в‏ ‎Белгороде-Днестровском.

В ‎этом‏ ‎фильме ‎дебютировали ‎в ‎кинематографе ‎актёры‏ ‎Владимир ‎Этуш‏ ‎и‏ ‎Готлиб ‎Ронинсон ‎(в‏ ‎титрах ‎не‏ ‎указан).

В ‎музыкальном ‎ряде ‎фильма‏ ‎Арам‏ ‎Хачатурян ‎использовал‏ ‎часть ‎своих‏ ‎набросков, ‎не ‎вошедших ‎в ‎балет‏ ‎«Спартак».

Сюжет

Действие‏ ‎фильма ‎разворачивается‏ ‎в ‎период‏ ‎правления ‎российской ‎императрицы ‎Екатерины ‎Великой.

1780 год.‏ ‎Капитан‏ ‎императорской‏ ‎яхты ‎Фёдор‏ ‎Ушаков ‎испрашивает‏ ‎у ‎светлейшего‏ ‎князя‏ ‎Г. ‎А.‏ ‎Потёмкина ‎направления ‎на ‎строящийся ‎Черноморский‏ ‎флот. ‎Для‏ ‎этого‏ ‎он ‎готов ‎отказаться‏ ‎от ‎перспективы‏ ‎придворной ‎карьеры.

1783 год. ‎С ‎небольшим‏ ‎отрядом‏ ‎матросов ‎и‏ ‎мастеровых ‎Ушаков‏ ‎прибывает ‎в ‎Херсон ‎на ‎корабельные‏ ‎верфи.‏ ‎В ‎это‏ ‎время ‎на‏ ‎южных ‎рубежах ‎России ‎свирепствует ‎эпидемия‏ ‎чумы,‏ ‎среди‏ ‎рабочих ‎зреет‏ ‎бунт. ‎Тихон‏ ‎Прокофьев, ‎по‏ ‎кличке‏ ‎Рваное ‎ухо,‏ ‎беглый ‎крепостной ‎из ‎имения ‎Ушакова‏ ‎и ‎соратник‏ ‎самого‏ ‎Емельяна ‎Пугачёва, ‎по‏ ‎наущению ‎английского‏ ‎шпиона ‎Орфано ‎подстрекает ‎народ‏ ‎уходить‏ ‎на ‎Дон.‏ ‎Ушаков ‎с‏ ‎матросами ‎останавливает ‎бунтовщиков, ‎организует ‎тушение‏ ‎верфей,‏ ‎подожжённых ‎тем‏ ‎же ‎шпионом.‏ ‎Личным ‎примером ‎он ‎затем ‎убеждает‏ ‎главного‏ ‎местного‏ ‎лекаря ‎Ермолаева‏ ‎остаться, ‎привлекает‏ ‎на ‎свою‏ ‎сторону‏ ‎Тихона, ‎вводит‏ ‎строгий ‎карантинный ‎режим ‎и ‎побеждает‏ ‎чуму. ‎Сын‏ ‎лекаря‏ ‎Ермолаева ‎Виктор ‎просит‏ ‎у ‎Ушакова‏ ‎зачислить ‎его ‎на ‎корабль,‏ ‎однако‏ ‎тот ‎отказывает‏ ‎— ‎но‏ ‎только ‎потому, ‎что ‎кораблей ‎ещё‏ ‎нет.

1784 год.‏ ‎Одновременно ‎со‏ ‎строительством ‎флота‏ ‎начинается ‎обучение ‎экипажей ‎кораблей. ‎Во‏ ‎время‏ ‎учебных‏ ‎стрельб ‎Ушакова‏ ‎отвлекает ‎прибывший‏ ‎курьер ‎—‏ ‎капитан‏ ‎Дмитрий ‎Сенявин.‏ ‎Между ‎ним ‎и ‎Ушаковым ‎сразу‏ ‎возникает ‎неприязнь.‏ ‎Между‏ ‎тем, ‎Сенявин ‎хотел‏ ‎сообщить, ‎что‏ ‎на ‎церемонию ‎спуска ‎кораблей‏ ‎на‏ ‎воду ‎прибыл‏ ‎сам ‎Потёмкин.‏ ‎Глава ‎вновь ‎созданного ‎Черноморского ‎адмиралтейского‏ ‎правления‏ ‎граф ‎Мордовцев‏ ‎также ‎доносит‏ ‎Потёмкину ‎о ‎нарушениях, ‎допускаемых ‎Ушаковым‏ ‎—‏ ‎обучение‏ ‎офицеров ‎не‏ ‎по ‎уставам,‏ ‎неортодоксальные ‎тактические‏ ‎идеи…‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎«неподобающее» ‎поведение ‎Ушакова, ‎Потёмкин ‎благоволит‏ ‎ему, ‎так‏ ‎как‏ ‎рассмотрел ‎в ‎нём‏ ‎потенциал ‎талантливого‏ ‎флотоводца.

Во ‎время ‎церемонии ‎спуска‏ ‎на‏ ‎воду ‎линейного‏ ‎корабля ‎«Святой‏ ‎Павел» ‎Виктор ‎Ермолаев, ‎несмотря ‎на‏ ‎протесты‏ ‎матери, ‎прорывается‏ ‎на ‎корабль.‏ ‎К ‎Орфано ‎тем ‎временем ‎прибывает‏ ‎связной.‏ ‎Шпион‏ ‎находит ‎Тихона‏ ‎и ‎напоминает‏ ‎бывшему ‎пугачёвцу,‏ ‎что‏ ‎по-прежнему ‎может‏ ‎выдать ‎его.

1786 год. ‎Во ‎время ‎первого‏ ‎учебного ‎плавания‏ ‎Ушаков‏ ‎теоретически ‎прорабатывает ‎свои‏ ‎идеи ‎в‏ ‎области ‎тактики ‎морских ‎сражений,‏ ‎при‏ ‎этом ‎удивляя‏ ‎офицеров ‎тем,‏ ‎что ‎ставит ‎свои ‎силы ‎в‏ ‎проигрышные‏ ‎условия ‎—‏ ‎руководствуясь ‎принципом‏ ‎«хочешь ‎победы ‎— ‎полагай, ‎что‏ ‎противник‏ ‎втрое‏ ‎сильнее, ‎вчетверо».

1787 год.‏ ‎Екатерина ‎II‏ ‎совершает ‎путешествие‏ ‎в‏ ‎Тавриду. ‎Потёмкин‏ ‎прорабатывает ‎сценарий ‎мероприятий ‎по ‎этому‏ ‎поводу. ‎Ушаков‏ ‎заявляет‏ ‎ему, ‎что ‎может‏ ‎похвастаться ‎только‏ ‎усиленной ‎выучкой ‎личного ‎состава.‏ ‎Потёмкин,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎внешнее ‎возмущение,‏ ‎принимает ‎решение ‎удивить ‎императрицу ‎и‏ ‎послов‏ ‎европейских ‎держав‏ ‎не ‎помпезностью,‏ ‎а ‎мощью. ‎Во ‎время ‎встречи‏ ‎императрицы‏ ‎Потёмкин‏ ‎сначала ‎«жалуется»‏ ‎на ‎недостаток‏ ‎сил, ‎действия‏ ‎турецких‏ ‎пиратов, ‎использующих‏ ‎английское ‎и ‎французское ‎вооружение. ‎Послы‏ ‎Англии ‎и‏ ‎Франции‏ ‎игнорируют ‎заявления. ‎Однако‏ ‎затем ‎Потёмкин‏ ‎демонстрирует ‎собравшимся ‎эскадру ‎Черноморского‏ ‎флота‏ ‎на ‎севастопольском‏ ‎рейде. ‎По‏ ‎сигналу ‎Ушакова ‎корабли ‎начинают ‎показательные‏ ‎стрельбы.‏ ‎Однако ‎Ушаков,‏ ‎забывшись, ‎выкрикивает‏ ‎«Молодец ‎Васильев ‎(старпом ‎„Святого ‎Павла“)‏ ‎—‏ ‎всем‏ ‎по ‎чарке‏ ‎водки!» ‎Несмотря‏ ‎на ‎это,‏ ‎императрица‏ ‎производит ‎командующего‏ ‎эскадрой ‎графа ‎Войновича ‎в ‎контр-адмиралы,‏ ‎а ‎Ушакова‏ ‎—‏ ‎в ‎бригадиры.

Лондон. ‎Правительство‏ ‎Великобритании ‎обеспокоено‏ ‎появлением ‎российского ‎флота ‎на‏ ‎Чёрном‏ ‎море. ‎Премьер-министр‏ ‎Уильям ‎Питт‏ ‎Младший ‎занял ‎антироссийскую ‎позицию, ‎по-своему‏ ‎понимая‏ ‎завещание ‎своего‏ ‎отца ‎о‏ ‎том, ‎что ‎у ‎Британии ‎не‏ ‎должно‏ ‎быть‏ ‎конкурентов ‎на‏ ‎море. ‎Выход‏ ‎Питт ‎находит‏ ‎в‏ ‎объявлении ‎России‏ ‎войны ‎— ‎но ‎не ‎Британией,‏ ‎а ‎Турцией.‏ ‎Турецкий‏ ‎султан ‎приказывает ‎заключить‏ ‎посла ‎России‏ ‎Якова ‎Булгакова ‎в ‎Семибашенный‏ ‎замок‏ ‎и ‎объявить‏ ‎России ‎войну.‏ ‎В ‎Крыму ‎связной ‎сообщает ‎Орфано‏ ‎о‏ ‎начале ‎войны.‏ ‎Одновременно ‎с‏ ‎турецким ‎десантом ‎должно ‎начаться ‎подготовленное‏ ‎англичанами‏ ‎восстание‏ ‎крымских ‎татар.‏ ‎Наиболее ‎актуальная‏ ‎задача ‎Орфано‏ ‎—‏ ‎избавиться ‎от‏ ‎бригадира ‎Ушакова. ‎Он ‎требует ‎от‏ ‎Тихона ‎Прокофьева‏ ‎убить‏ ‎Ушакова. ‎Однако ‎тот‏ ‎нападает ‎на‏ ‎шпиона ‎и ‎избивает ‎его,‏ ‎но‏ ‎оказывается ‎вынужден‏ ‎ретироваться ‎из-за‏ ‎появившихся ‎матросов.

Орфано ‎сообщает ‎графу ‎Мордовцеву,‏ ‎что‏ ‎Ушаков ‎укрывает‏ ‎беглого ‎каторжника.‏ ‎Мордовцев ‎является ‎на ‎бал, ‎который‏ ‎дает‏ ‎Потёмкин‏ ‎— ‎с‏ ‎целью ‎доложить‏ ‎об ‎этом.‏ ‎Потёмкин‏ ‎тем ‎временем‏ ‎обсуждает ‎с ‎Ушаковым ‎его ‎идеи.‏ ‎Мордовцев ‎собирается‏ ‎доложить‏ ‎о ‎Тихоне, ‎однако‏ ‎появившийся ‎Сенявин‏ ‎докладывает, ‎что ‎Турция ‎объявила‏ ‎России‏ ‎войну.

1788 год. ‎Бежавшая‏ ‎половина ‎разгромленного‏ ‎под ‎Очаковым ‎турецкого ‎флота ‎и‏ ‎впервые‏ ‎вышедшая ‎в‏ ‎бой ‎Севастопольская‏ ‎эскадра ‎встречаются ‎у ‎острова ‎Фидониси.‏ ‎Турки‏ ‎имеют‏ ‎явное ‎преимущество‏ ‎в ‎силах‏ ‎— ‎17‏ ‎линейных‏ ‎кораблей ‎против‏ ‎2 ‎российских. ‎Однако ‎командующий ‎авангардом‏ ‎(линейный ‎корабль‏ ‎«Святой‏ ‎Павел», ‎фрегаты ‎«Берислав»‏ ‎и ‎«Стрела»)‏ ‎бригадир ‎Ушаков ‎уверен, ‎что‏ ‎сможет‏ ‎добиться ‎победы.‏ ‎Он ‎убеждает‏ ‎командующего ‎эскадрой ‎Войновича ‎разрешить ‎ему‏ ‎действовать‏ ‎по ‎собственному‏ ‎усмотрению. ‎Контр-адмирал‏ ‎разрешает ‎и ‎отбывает ‎на ‎флагман.‏ ‎На‏ ‎просьбу‏ ‎Сенявина ‎позволить‏ ‎ему ‎остаться‏ ‎на ‎корабле‏ ‎Ушаков‏ ‎отвечает ‎отказом.‏ ‎Перед ‎боем ‎Тихон ‎сознается ‎Ушакову,‏ ‎что ‎воевал‏ ‎вместе‏ ‎с ‎Пугачёвым ‎и‏ ‎является ‎беглым‏ ‎каторжником, ‎однако ‎Ушаков ‎закрывает‏ ‎на‏ ‎это ‎глаза‏ ‎и ‎приказывает‏ ‎ему ‎занять ‎свой ‎пост.

Авангард ‎отрывается‏ ‎от‏ ‎кордебаталии ‎и‏ ‎начинает ‎манёвр‏ ‎с ‎целью ‎охвата ‎головы ‎турецкой‏ ‎линии.‏ ‎Турки‏ ‎открывают ‎огонь,‏ ‎однако ‎беспорядочный‏ ‎и ‎с‏ ‎неэффективной‏ ‎дистанции. ‎Ушаков‏ ‎запрещает ‎стрелять ‎в ‎ответ, ‎пока‏ ‎корабли ‎не‏ ‎сойдутся‏ ‎на ‎минимальное ‎расстояние.‏ ‎Турецкий ‎капудан-паша‏ ‎Гази ‎Хасан ‎приказывает ‎готовится‏ ‎к‏ ‎абордажу, ‎однако‏ ‎сойдясь, ‎российские‏ ‎корабли ‎открывают ‎по ‎турецкому ‎флагману‏ ‎сокрушительный‏ ‎огонь. ‎В‏ ‎результате ‎манёвра‏ ‎фрегатов ‎турецкий ‎флагман ‎оказываемся ‎под‏ ‎огнём‏ ‎с‏ ‎обоих ‎бортов.‏ ‎Войнович, ‎тем‏ ‎временем, ‎лишь‏ ‎молится‏ ‎за ‎то,‏ ‎чтобы ‎«от ‎турков ‎без ‎сраму‏ ‎уйти». ‎Сенявин‏ ‎сообщает‏ ‎ему ‎о ‎дерзком‏ ‎манёвре ‎Ушакова.‏ ‎Несмотря ‎на ‎то, ‎что‏ ‎Войнович‏ ‎одобряет ‎манёвр‏ ‎в ‎силу‏ ‎достигнутого ‎результата, ‎сам ‎он ‎предпочитает‏ ‎держаться‏ ‎линейной ‎тактики,‏ ‎отсылает ‎Сенявина‏ ‎и ‎начинает ‎молиться ‎за ‎успех‏ ‎Ушакова.

Сенявин‏ ‎прибывает‏ ‎в ‎ставку‏ ‎с ‎докладом‏ ‎для ‎Потёмкина,‏ ‎которого,‏ ‎однако, ‎разбил‏ ‎приступ ‎хандры. ‎Пользуясь ‎этим, ‎Мордовцев‏ ‎пытается ‎подложить‏ ‎ему‏ ‎донос ‎на ‎Ушакова‏ ‎— ‎якобы‏ ‎тот ‎распускает ‎о ‎Потёмкине‏ ‎порочащие‏ ‎слухи. ‎Потёмкин‏ ‎безразлично ‎относится‏ ‎к ‎«обвинениям» ‎в ‎злоупотреблении ‎положением,‏ ‎однако‏ ‎обвинение ‎в‏ ‎зависти ‎к‏ ‎славе ‎графа ‎А. ‎В. ‎Суворова‏ ‎приводит‏ ‎его‏ ‎в ‎бешенство.‏ ‎Сенявин ‎снова‏ ‎невольно ‎спасает‏ ‎Ушакова,‏ ‎сумев ‎прорваться‏ ‎к ‎Потёмкину ‎и ‎доложить ‎ему‏ ‎о ‎победе‏ ‎при‏ ‎Фидониси ‎и ‎определяющей‏ ‎роли ‎бригадира‏ ‎Ушакова, ‎отчего ‎тот ‎«прощает»‏ ‎все‏ ‎обвинения, ‎заявляя,‏ ‎что ‎ему‏ ‎нужен ‎флотоводец, ‎а ‎не ‎ябедники‏ ‎и‏ ‎фискалы. ‎Он‏ ‎усаживает ‎Мордовцева‏ ‎за ‎стол ‎и ‎вместо ‎указа‏ ‎об‏ ‎отстранении‏ ‎Ушакова ‎диктует‏ ‎ему ‎приказ‏ ‎о ‎присвоении‏ ‎Ушакову‏ ‎чина ‎контр-адмирала‏ ‎и ‎назначении ‎командующим ‎Севастопольской ‎эскадрой.‏ ‎Новым ‎начальником‏ ‎Черноморского‏ ‎адмиралтейского ‎правления ‎он‏ ‎назначает ‎графа‏ ‎Войновича, ‎а ‎Мордовцева ‎отправляет‏ ‎в‏ ‎продолжительный ‎отпуск,‏ ‎якобы ‎по‏ ‎болезни.

Ушаков, ‎принимая ‎командование ‎эскадрой, ‎испрашивает‏ ‎у‏ ‎Войновича ‎разрешения‏ ‎применить ‎ещё‏ ‎одно ‎своё ‎нововведение ‎— ‎резерв.‏ ‎Войнович‏ ‎отказывается,‏ ‎однако ‎заявляет,‏ ‎что ‎верным‏ ‎решением ‎будет‏ ‎обратиться‏ ‎к ‎Потёмкину.‏ ‎Ушаков ‎по ‎совету ‎Войновича ‎заявляет‏ ‎Потёмкину, ‎что‏ ‎придумал‏ ‎эту ‎идею, ‎якобы‏ ‎следуя ‎его‏ ‎наставлениям. ‎Потёмкин ‎понимает, ‎что‏ ‎идея‏ ‎принадлежит ‎именно‏ ‎Ушакову, ‎и‏ ‎спрашивает, ‎зачем ‎тот ‎так ‎поступил‏ ‎—‏ ‎ведь ‎создателем‏ ‎этой ‎идеи‏ ‎провозгласят ‎Потёмкина, ‎а ‎не ‎его.‏ ‎Ушаков‏ ‎отвечает,‏ ‎что ‎ему‏ ‎нужна ‎не‏ ‎слава, ‎а‏ ‎возможность‏ ‎бить ‎противника.‏ ‎После ‎ухода ‎Ушакова ‎Потёмкин ‎задумчиво‏ ‎констатирует: ‎«Умница».

1790 год.‏ ‎В‏ ‎сражении ‎при ‎мысе‏ ‎Тендра ‎Ушаков‏ ‎разбивает ‎турецкий ‎флот ‎и‏ ‎захватывает‏ ‎корабль ‎«Мелеки-Бахри».‏ ‎Находившиеся ‎на‏ ‎турецких ‎кораблях ‎в ‎качестве ‎«наблюдателей»‏ ‎британские‏ ‎офицеры ‎сообщают‏ ‎в ‎адмиралтейство‏ ‎о ‎тактике ‎Ушакова. ‎Молодые ‎офицеры‏ ‎Эдвард‏ ‎Фут‏ ‎и ‎Горацио‏ ‎Нельсон ‎анализируют‏ ‎сражение ‎при‏ ‎Тендре.‏ ‎Фут, ‎как‏ ‎и ‎большая ‎часть ‎британских ‎офицеров,‏ ‎видят ‎в‏ ‎нарушении‏ ‎Ушаковым ‎правил ‎лишь‏ ‎варварство ‎и‏ ‎дикость, ‎но ‎Нельсон ‎оказывается‏ ‎способным‏ ‎разглядеть ‎в‏ ‎«варварстве ‎этого‏ ‎русского» ‎новаторские ‎идеи ‎военно-морской ‎тактики.‏ ‎Правда,‏ ‎вмешавшийся ‎в‏ ‎их ‎спор‏ ‎адмирал ‎напоминает ‎Нельсону, ‎на ‎случай‏ ‎если‏ ‎тот‏ ‎когда-нибудь ‎станет‏ ‎командовать ‎эскадрой,‏ ‎о ‎судьбе‏ ‎адмирала‏ ‎Джона ‎Бинга,‏ ‎расстрелянного ‎за ‎нарушение ‎уставов ‎Адмиралтейства‏ ‎(и, ‎стоит‏ ‎заметить,‏ ‎за ‎поражение ‎от‏ ‎французов ‎при‏ ‎Минорке).

Турецкий ‎султан ‎и ‎его‏ ‎приближённые‏ ‎обсуждают ‎ситуацию‏ ‎на ‎войне.‏ ‎Турецкий ‎флот ‎разбит, ‎несмотря ‎на‏ ‎клятвы‏ ‎советников ‎и‏ ‎обещания ‎британцев.‏ ‎Султан ‎спрашивает ‎своих ‎советников, ‎чего‏ ‎ждать‏ ‎дальше‏ ‎— ‎не‏ ‎того ‎ли,‏ ‎что ‎«Ушак-паша»‏ ‎откроет‏ ‎с ‎Босфора‏ ‎огонь ‎по ‎его ‎дворцу. ‎Но‏ ‎прибывший ‎из‏ ‎Алжира‏ ‎адмирал ‎Сеид-Али ‎обнадёживает‏ ‎султана. ‎Со‏ ‎Средиземного ‎моря ‎прибыли ‎новые‏ ‎корабли‏ ‎— ‎быстрее‏ ‎и ‎мощнее‏ ‎русских. ‎В ‎бухте ‎Калиакрии ‎не‏ ‎видно‏ ‎воды ‎от‏ ‎множества ‎судов.‏ ‎Сеид-Али ‎клянётся ‎султану ‎привезти ‎Ушакова‏ ‎в‏ ‎клетке.

Несмотря‏ ‎на ‎уверенность‏ ‎своих ‎офицеров,‏ ‎Ушаков ‎серьёзно‏ ‎готовится‏ ‎к ‎предстоящему‏ ‎сражению.

1791 год. ‎В ‎сражении ‎при ‎Калиакрии,‏ ‎пройдя ‎под‏ ‎огнём‏ ‎береговых ‎батарей, ‎эскадра‏ ‎в ‎походном‏ ‎ордере ‎трёх ‎колонн ‎обрушивается‏ ‎на‏ ‎турецкий ‎флот.‏ ‎В ‎ходе‏ ‎боя ‎флагман ‎Ушакова ‎сближается ‎с‏ ‎флагманом‏ ‎Сеида-Али. ‎Ушаков‏ ‎замечает ‎турецкого‏ ‎адмирала ‎и, ‎зная ‎о ‎клятве,‏ ‎кричит‏ ‎ему:‏ ‎«Эй, ‎Сеид-али,‏ ‎бездельник! ‎Я‏ ‎отучу ‎тебя,‏ ‎сукин‏ ‎сын, ‎давать‏ ‎обещания ‎султану!» ‎Бой ‎продолжается ‎до‏ ‎глубокой ‎ночи‏ ‎и‏ ‎заканчивается ‎разгромом ‎турецкого‏ ‎флота. ‎Вскоре‏ ‎заканчивается ‎и ‎сама ‎война.

1792 год.‏ ‎После‏ ‎смерти ‎Потёмкина‏ ‎Мордовцев ‎снова‏ ‎становится ‎главой ‎Черноморского ‎адмиралтейского ‎правления.‏ ‎Граф‏ ‎исполнен ‎решимости‏ ‎навести ‎на‏ ‎флоте ‎свои ‎порядки: ‎«У ‎офицера‏ ‎есть‏ ‎голос.‏ ‎У ‎боцмана‏ ‎дудка. ‎А‏ ‎матрос ‎—‏ ‎только‏ ‎предмет ‎для‏ ‎исполнения ‎команд». ‎Ушаков ‎же, ‎не‏ ‎вступая ‎в‏ ‎спор‏ ‎с ‎графом, ‎у‏ ‎него ‎на‏ ‎глазах ‎обнимает ‎своего ‎матроса‏ ‎Ховрина‏ ‎и ‎удаляется‏ ‎заниматься ‎мирным‏ ‎делом ‎— ‎достраивать ‎Севастопольский ‎порт.‏ ‎Население‏ ‎Севастополя ‎приветствует‏ ‎его ‎как‏ ‎героя.

Историчность

Ушаков ‎получает ‎назначение ‎на ‎Черноморский‏ ‎флот‏ ‎(1783‏ ‎год) ‎сразу‏ ‎после ‎отказа‏ ‎от ‎должности‏ ‎капитана‏ ‎императорской ‎яхты,‏ ‎тогда ‎как ‎после ‎яхты ‎в‏ ‎1780—1782 ‎гг.‏ ‎являлся‏ ‎командиром ‎линейного ‎корабля‏ ‎«Виктор», ‎который‏ ‎участвовал ‎в ‎осуществлении ‎политики‏ ‎«вооружённого‏ ‎нейтралитета» ‎в‏ ‎составе ‎эскадры‏ ‎на ‎Средиземном ‎море.

Князь ‎Потёмкин ‎изображён‏ ‎лишённым‏ ‎левого ‎глаза,‏ ‎тогда ‎как‏ ‎на ‎деле ‎не ‎видел ‎у‏ ‎него‏ ‎правый.‏ ‎Повязку ‎он‏ ‎не ‎носил.

Во‏ ‎время ‎прогулки‏ ‎на‏ ‎императорской ‎яхте‏ ‎в ‎разговоре ‎с ‎Потемкиным ‎Екатерина‏ ‎II ‎упоминает‏ ‎графа‏ ‎Безбородку, ‎хотя ‎она‏ ‎пожалует ‎тому‏ ‎графский ‎титул ‎только ‎12‏ ‎(23)‏ ‎октября ‎1785‏ ‎г.

Один ‎из‏ ‎главных ‎персонажей ‎— ‎граф ‎«Мордовцев»,‏ ‎по‏ ‎фильму ‎президент‏ ‎Черноморского ‎адмиралтейского‏ ‎правления, ‎не ‎существовал ‎(под ‎ним,‏ ‎очевидно,‏ ‎подразумевается‏ ‎Н. ‎С.‏ ‎Мордвинов, ‎который‏ ‎к ‎тому‏ ‎же‏ ‎не ‎был‏ ‎таким ‎низким ‎карьеристом ‎и ‎притеснителем‏ ‎нижних ‎чинов,‏ ‎каким‏ ‎Мордовцев ‎изображён ‎в‏ ‎фильме).

В ‎сцене‏ ‎с ‎уличным ‎торговцем ‎газетой,‏ ‎оглашающим‏ ‎новость ‎о‏ ‎появлении ‎русского‏ ‎флота ‎на ‎Черном ‎море, ‎присутствует‏ ‎вывеска‏ ‎с ‎надписью‏ ‎Times, ‎хотя‏ ‎газета ‎станет ‎так ‎называться ‎только‏ ‎с‏ ‎1‏ ‎января ‎1788‏ ‎г., ‎а‏ ‎сцена ‎происходит‏ ‎до‏ ‎объявления ‎Турцией‏ ‎войны ‎России ‎- ‎т.е. ‎в‏ ‎1787 ‎г.

Турецкий‏ ‎султан‏ ‎один ‎и ‎тот‏ ‎же ‎и‏ ‎в ‎начале ‎и ‎в‏ ‎конце‏ ‎русско-турецкой ‎войны‏ ‎1787—1791 ‎гг.,‏ ‎тогда ‎как ‎до ‎1789 ‎г.‏ ‎султаном‏ ‎был ‎Абдул-Хамид‏ ‎I, ‎а‏ ‎затем ‎его ‎племянник ‎Селим ‎III.

Турецкий‏ ‎султан‏ ‎обвиняет‏ ‎советников ‎в‏ ‎том, ‎будто‏ ‎они ‎клялись,‏ ‎что‏ ‎скорее ‎небо‏ ‎упадёт ‎на ‎землю ‎и ‎воды‏ ‎Дуная ‎потекут‏ ‎вспять,‏ ‎чем ‎его ‎флот‏ ‎будет ‎разгромлен.‏ ‎В ‎действительности ‎эта ‎фраза‏ ‎была‏ ‎ответом ‎начальника‏ ‎крепости ‎Измаил‏ ‎Айдослу ‎Мехмед-паши ‎на ‎ультиматум ‎Суворова‏ ‎перед‏ ‎штурмом.

В ‎закадровом‏ ‎комментарии ‎говорится‏ ‎о ‎победе ‎Ушакова ‎при ‎Синопе,‏ ‎которую‏ ‎одержал,‏ ‎как ‎известно,‏ ‎не ‎он,‏ ‎а ‎П.‏ ‎С.‏ ‎Нахимов. ‎Возможно,‏ ‎подразумеваются ‎действия ‎Черноморского ‎флота ‎у‏ ‎побережья ‎Турции‏ ‎в‏ ‎1789—1790 ‎гг., ‎когда‏ ‎был ‎нанесён‏ ‎удар ‎по ‎ряду ‎турецких‏ ‎портов,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе ‎и‏ ‎по ‎Синопу, ‎но ‎параллель ‎с‏ ‎победой‏ ‎Нахимова ‎очевидна.

После‏ ‎взятия ‎Измаила‏ ‎именно ‎сильный ‎флот ‎остался ‎последней‏ ‎надеждой‏ ‎Османский‏ ‎империи, ‎так‏ ‎что ‎ссылки‏ ‎на ‎«разбитый‏ ‎флот»‏ ‎довольно ‎странны.

Захваченный‏ ‎в ‎сражении ‎при ‎Тендре ‎турецкий‏ ‎линейный ‎корабль‏ ‎«Мелеки-Бахри»‏ ‎изображён ‎трёхдечным ‎(т.e.‏ ‎несущим ‎не‏ ‎менее ‎90 ‎орудий), ‎тогда‏ ‎как‏ ‎в ‎действительности‏ ‎это ‎был‏ ‎двухдечный ‎66-пушечный ‎корабль. ‎Кроме ‎того,‏ ‎«Мелеки-Бахри»‏ ‎был ‎захвачен‏ ‎линейным ‎кораблём‏ ‎«Мария ‎Магдалина», ‎а ‎не ‎«Святым‏ ‎Павлом».‏ ‎В‏ ‎фильме ‎говорится‏ ‎о ‎нескольких‏ ‎кораблях, ‎пленённых‏ ‎при‏ ‎Тендре, ‎причём‏ ‎на ‎экране ‎показывают ‎линейные ‎корабли,‏ ‎а ‎таковой‏ ‎был‏ ‎захвачен ‎только ‎один‏ ‎— ‎«Мелеки-Бахри».

В‏ ‎сражении ‎при ‎Фидониси ‎корабль‏ ‎Войновича‏ ‎«Преображение ‎Господне»‏ ‎выиграл ‎бой‏ ‎с ‎двумя ‎кораблями ‎турецких ‎вице-‏ ‎и‏ ‎контр-адмиралов ‎и‏ ‎потопил ‎турецкую‏ ‎шебеку, ‎тогда ‎как ‎в ‎фильме‏ ‎всё‏ ‎сражение‏ ‎вёл ‎один‏ ‎Ушаков ‎с‏ ‎авангардом, ‎а‏ ‎Войнович‏ ‎только ‎молился.

Марко‏ ‎Войнович ‎показан ‎человеком ‎преклонного ‎возраста,‏ ‎в ‎действительности‏ ‎в‏ ‎описываемое ‎время ‎ему‏ ‎было ‎около‏ ‎40 ‎лет, ‎более ‎того,‏ ‎он‏ ‎был ‎на‏ ‎пять ‎лет‏ ‎младше ‎Ушакова. ‎Н. ‎К. ‎Свободину,‏ ‎игравшему‏ ‎Мордовцева, ‎было‏ ‎55 ‎лет,‏ ‎тогда ‎как ‎его ‎прототипу ‎Мордвинову‏ ‎даже‏ ‎в‏ ‎1792 ‎г.,‏ ‎когда ‎заканчивается‏ ‎действие ‎фильма,‏ ‎—‏ ‎38 ‎лет.

Войнович‏ ‎назван ‎графом ‎сразу ‎после ‎сражения‏ ‎при ‎Фидониси,‏ ‎которым‏ ‎он ‎стал ‎несколько‏ ‎позже, ‎хотя‏ ‎и ‎в ‎награду ‎за‏ ‎этот‏ ‎бой. ‎Тогда‏ ‎же ‎и‏ ‎Суворов ‎назван ‎графом ‎в ‎1788‏ ‎г.,‏ ‎хотя ‎получил‏ ‎этот ‎титул‏ ‎в ‎1789 ‎г. ‎за ‎победу‏ ‎при‏ ‎Рымнике.

Флагманским‏ ‎кораблём ‎Ушакова‏ ‎в ‎течение‏ ‎всего ‎фильма‏ ‎является‏ ‎66-пушечный ‎«Святой‏ ‎Павел», ‎тогда ‎как ‎уже ‎в‏ ‎первом ‎«самостоятельном»‏ ‎сражении‏ ‎в ‎Керченском ‎проливе‏ ‎его ‎флагманом‏ ‎стал ‎84-пушечный ‎«Рождество ‎Христово».

Сражение‏ ‎при‏ ‎Калиакрии ‎показано‏ ‎как ‎решительный‏ ‎разгром ‎турецкого ‎флота ‎с ‎уничтожением‏ ‎значительной‏ ‎его ‎части,‏ ‎тогда ‎как‏ ‎на ‎деле ‎турки ‎не ‎потеряли‏ ‎ни‏ ‎одного‏ ‎корабля ‎и‏ ‎смогли ‎уйти‏ ‎благодаря ‎конструктивному‏ ‎превосходству‏ ‎своих ‎судов.‏ ‎Однако ‎турецкий ‎флот ‎оказался ‎сильно‏ ‎дезорганизован ‎—‏ ‎бóльшая‏ ‎часть ‎кораблей ‎рассеялась‏ ‎по ‎Румелийскому‏ ‎побережью, ‎получив ‎повреждения ‎различной‏ ‎степени.‏ ‎Турецкий ‎флагман‏ ‎начал ‎тонуть,‏ ‎уже ‎дойдя ‎до ‎Константинополя, ‎что‏ ‎произвело‏ ‎тяжёлое ‎впечатление‏ ‎на ‎обитателей‏ ‎столицы ‎Османской ‎империи, ‎тем ‎более‏ ‎что‏ ‎случилось‏ ‎это ‎напротив‏ ‎султанского ‎дворца.

Смотреть: 1 час 14+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Два бойца

«Два ‎бойца»‏ ‎— ‎художественный ‎фильм, ‎снятый ‎режиссёром‏ ‎Леонидом ‎Луковым‏ ‎в‏ ‎Ташкенте ‎в ‎условиях‏ ‎эвакуации, ‎во‏ ‎время ‎Великой ‎Отечественной ‎войны,‏ ‎в‏ ‎1943 ‎году.‏ ‎В ‎1963‏ ‎году ‎киностудией ‎имени ‎М. ‎Горького‏ ‎сделана‏ ‎«новая ‎редакция»‏ ‎фильма. ‎Снят‏ ‎по ‎повести ‎Льва ‎Славина ‎«Мои‏ ‎земляки»,‏ ‎рассказывающий‏ ‎о ‎нерушимой‏ ‎фронтовой ‎дружбе‏ ‎двух ‎советских‏ ‎бойцов‏ ‎в ‎годы‏ ‎Великой ‎Отечественной ‎войны.

Сюжет

1941 год. ‎Это ‎был‏ ‎год ‎тяжёлых‏ ‎и‏ ‎напряжённых ‎боёв ‎на‏ ‎Ленинградском ‎фронте.‏ ‎Крепкая ‎товарищеская ‎спайка ‎помогала‏ ‎бойцам‏ ‎в ‎трудные‏ ‎минуты ‎ожесточённых‏ ‎сражений. ‎Глубокая ‎боевая ‎дружба ‎соединила‏ ‎и‏ ‎пулемётчика ‎Аркадия‏ ‎Дзюбина, ‎сварщика‏ ‎из ‎Одессы, ‎с ‎уральским ‎сталеваром‏ ‎Сашей‏ ‎Свинцовым.‏ ‎Но ‎однажды‏ ‎друзья ‎серьёзно‏ ‎поссорились: ‎получив‏ ‎очередной‏ ‎однодневный ‎отпуск,‏ ‎они ‎гуляли ‎по ‎Ленинграду. ‎Немного‏ ‎смущаясь, ‎Саша‏ ‎признался‏ ‎своему ‎другу, ‎что‏ ‎в ‎городе‏ ‎у ‎него ‎есть ‎знакомая‏ ‎девушка‏ ‎Тася, ‎которая‏ ‎приглашала ‎его‏ ‎к ‎себе ‎в ‎гости. ‎Весь‏ ‎вечер,‏ ‎пока ‎друзья‏ ‎были ‎в‏ ‎гостях ‎у ‎Таси, ‎Аркадий ‎не‏ ‎замолкал‏ ‎ни‏ ‎на ‎минуту.‏ ‎Он ‎рассказывал‏ ‎смешные ‎истории,‏ ‎шутил‏ ‎и ‎пел,‏ ‎а ‎Саша ‎просидел ‎всё ‎время‏ ‎молча.

Когда ‎Аркадий‏ ‎и‏ ‎Саша ‎вернулись ‎поздно‏ ‎вечером ‎в‏ ‎свою ‎воинскую ‎часть, ‎оказалось,‏ ‎что‏ ‎за ‎время‏ ‎их ‎отсутствия‏ ‎был ‎тяжёлый ‎бой, ‎а ‎многие‏ ‎из‏ ‎однополчан ‎погибли.‏ ‎Чтобы ‎поднять‏ ‎настроение ‎бойцов, ‎Аркадий ‎с ‎присущим‏ ‎ему‏ ‎остроумием‏ ‎рассказывает ‎товарищам‏ ‎историю ‎«несчастной»‏ ‎Сашиной ‎любви.‏ ‎Свинцов‏ ‎глубоко ‎обижен‏ ‎шуткой ‎друга, ‎и ‎они ‎ссорятся,‏ ‎но ‎эта‏ ‎ссора‏ ‎разлучает ‎друзей ‎ненадолго.‏ ‎Закипает ‎жаркий‏ ‎бой, ‎и ‎Дзюбин ‎защищает‏ ‎ДОТ‏ ‎от ‎атакующего‏ ‎противника.

Боец ‎выполняет‏ ‎задание, ‎но ‎при ‎этом ‎его‏ ‎тяжело‏ ‎ранят. ‎Рискуя‏ ‎жизнью, ‎Саша‏ ‎выносит ‎раненого ‎друга ‎с ‎поля‏ ‎боя.

Публикации‏ ‎о‏ ‎фильме

Режиссёр ‎Леонид‏ ‎Луков, ‎которого‏ ‎мы ‎знаем‏ ‎по‏ ‎его ‎прежним‏ ‎работам ‎и ‎особенно ‎по ‎талантливо‏ ‎сделанной ‎«Большой‏ ‎жизни»,‏ ‎и ‎на ‎этот‏ ‎раз ‎создал‏ ‎свежую ‎и ‎по-новому ‎интересную‏ ‎картину.‏ ‎Весь ‎фильм‏ ‎пронизан ‎светлым‏ ‎юмором, ‎и ‎даже ‎в ‎«грустных»‏ ‎сценах‏ ‎«огонёк ‎юмора»‏ ‎освещает ‎события‏ ‎ласковым ‎приятным ‎светом.

— Григорий ‎Александров. ‎«Два‏ ‎бойца».‏ ‎«Труд»,‏ ‎21 ‎сентября‏ ‎1943 ‎года.

Можно‏ ‎не ‎сомневаться,‏ ‎что‏ ‎фильм ‎будет‏ ‎тепло ‎встречен ‎зрителем. ‎В ‎картине‏ ‎имеются ‎отдельные‏ ‎недостатки‏ ‎— ‎боевые ‎эпизоды‏ ‎сняты ‎авторами‏ ‎несколько ‎наивно. ‎Немцы, ‎например,‏ ‎наступают‏ ‎в ‎фильме‏ ‎густой ‎толпой‏ ‎и ‎покорно ‎падают ‎всем ‎подразделением‏ ‎от‏ ‎первой ‎очереди‏ ‎советского ‎пулемёта.‏ ‎Но, ‎по-моему, ‎в ‎данном ‎случае‏ ‎удача‏ ‎основного‏ ‎поэтического ‎замысла‏ ‎далеко ‎перекрывает‏ ‎значение ‎отдельных‏ ‎недочётов.

Сюжет‏ ‎картины ‎чрезвычайно‏ ‎прост. ‎Два ‎бойца ‎— ‎один‏ ‎кузнец ‎с‏ ‎Урала‏ ‎(актёр ‎Б. ‎Андреев),‏ ‎другой ‎—‏ ‎сварщик ‎из ‎Одессы ‎(актёр‏ ‎М.‏ ‎Бернес) ‎—‏ ‎соединены ‎дружбой,‏ ‎чудесной, ‎глубокой, ‎нежной ‎и ‎преданной,‏ ‎такой,‏ ‎какая ‎часто‏ ‎возникает ‎между‏ ‎хорошими ‎людьми ‎в ‎тяжёлой ‎военной‏ ‎обстановке.‏ ‎Эта‏ ‎дружба ‎чиста,‏ ‎лишена ‎какого‏ ‎бы ‎то‏ ‎ни‏ ‎было ‎расчёта‏ ‎и ‎полна ‎естественного ‎оптимизма. ‎Она‏ ‎напоминает ‎дружбу‏ ‎юношей-школьников,‏ ‎стихийно ‎верящих ‎в‏ ‎себя ‎и‏ ‎друг ‎в ‎друга ‎и‏ ‎в‏ ‎свою ‎будущую‏ ‎счастливую ‎жизнь.‏ ‎Уже ‎этот ‎органический, ‎глубокий ‎оптимизм,‏ ‎расцветающий‏ ‎в ‎тяжёлом‏ ‎военном ‎труде,‏ ‎по-моему, ‎составляет ‎первую ‎прекраснейшую ‎удачу‏ ‎картины.

— Всеволод‏ ‎Пудовкин.‏ ‎«Правда», ‎6‏ ‎октября ‎1943‏ ‎года.

Успех ‎фильма‏ ‎в‏ ‎значительной ‎степени‏ ‎основан ‎также ‎на ‎хорошей ‎игре‏ ‎актеров. ‎Они‏ ‎избежали‏ ‎опасностей, ‎подстерегавших ‎их‏ ‎в ‎сценарии.‏ ‎М. ‎Бернес, ‎исполняющий ‎роль‏ ‎Дзюбина,‏ ‎мог ‎чрезмерно‏ ‎увлечься ‎одесскими‏ ‎шуточками. ‎Этого ‎не ‎произошло ‎благодаря‏ ‎счастливому‏ ‎чувству ‎меры‏ ‎артиста. ‎Его‏ ‎Дзюбин ‎весельчак, ‎балагур, ‎песенник. ‎Но‏ ‎это‏ ‎в‏ ‎нем ‎не‏ ‎главное. ‎Он‏ ‎умеет ‎чувствовать,‏ ‎он‏ ‎по-настояшему ‎чуток‏ ‎и ‎глубоко ‎человечен. ‎То ‎же‏ ‎самое ‎и‏ ‎с‏ ‎Сашей ‎Свинцовым, ‎которого‏ ‎отлично, ‎сыграл‏ ‎арт. ‎Б. ‎Андреев. ‎Простодушие‏ ‎и‏ ‎милая ‎медлительность‏ ‎кузнеца ‎не‏ ‎стали ‎поводом ‎для ‎актерского ‎самолюбования.‏ ‎Наоборот,‏ ‎Андреев ‎сдержан‏ ‎и ‎скуп.‏ ‎Его ‎Саша ‎обаятелен ‎своей ‎внутренней‏ ‎непорочностью,‏ ‎душевным‏ ‎целомудрием. ‎Он‏ ‎по-настоящему ‎храбр,‏ ‎по-настоящему ‎самоотвержен.‏ ‎Бледнее‏ ‎дан ‎образ‏ ‎Таси ‎артисткой ‎В. ‎Шершневой.

— Савва ‎Голованивский.‏ ‎«Фронтовая ‎дружба».‏ ‎«Красная‏ ‎звезда», ‎6 ‎октября‏ ‎1943 ‎года.

Песни

Песни‏ ‎«Тёмная ‎ночь» ‎и ‎«Шаланды,‏ ‎полные‏ ‎кефали» ‎(музыка‏ ‎Никиты ‎Богословского,‏ ‎стихи ‎Владимира ‎Агатова), ‎исполненные ‎в‏ ‎фильме‏ ‎Марком ‎Бернесом,‏ ‎приобрели ‎широкую‏ ‎популярность.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048