Странности во время строительства БАМа, про которые сейчас мало кто знает
Вы слышали о «Летучем Голландце», корабле-призраке, время от времени появлявшемся из глубин океана и пугавшем моряков своим странным видом? Думаю, что да. А вот про «Призрак Железной дороги» слыхали немногие, хотя это одна из самых известных легенд БАМа. Есть и другие странности, которые происходили во время строительства Байкало-Амурской Магистрали, и это вызывает еще больше любопытства, так как про это сейчас мало кто знает.
Даешь, молодежь!
«Даешь отправиться на строительство БАМа?» — такими лозунгами полнились предложения для советской молодежи 1970-х годов. Платили там хорошо, но условия труда были, скажем прямо, ужасно трудными. Так как туда ехала не только молодежь, но и отправляли заключенных, в общем, контингент оставлял желать лучшего.
Тем не менее, это строительство было одним из самых амбициозных и значимых проектов при Сталине. Длина магистрали составила больше 4 тысяч км, причем путь пролегает по самым сложнейшим участкам Сибири, вплоть до Дальнего Востока, где погодные и природные условия оставляют весьма мало шансов для выживания человека. Строительство началось в 1930-е годы и продолжалось на протяжении почти пяти десятков лет, завершившись лишь в 1984 году официальным открытием движения по этой дороге.
Если в 1930-е там работали в основном ссыльные из ГУЛАГа (для них был организован даже БАМЛаг), то в 1974 году строительство превратилось во Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. Проект стал значительным инженерным достижением Советского Союза, соединив Западную и Восточную части огромной страны. А еще он породил множество легенд и историй, правда, про них сейчас уже мало кто помнит, тем не менее, они до сих пор ходят у местных жителей, старающихся избегать места, с которыми эти легенды связаны.
Интересно, что изначально БАМ проектировался как восточная часть Великого Северного железнодорожного пути, проекта 1928 года — то есть альтернатива Транссибирской магистрали, если она по каким-то причинам станет недоступна. Потому в 1930-40-е старались сохранять секретность проекта, из-за сложившейся геополитической ситуации. И эта секретность как раз и породила домыслы и легенды о БАМе.
Легенды о БАМе
Как я уже говорил выше, самой известной легендой была история о «Призраке Железной дороги». Местные жители и строители видели на магистрали поезд, который появлялся совершенно беззвучно, а через несколько десятков секунд бесследно исчезал. История была очень спорной. Однако очевидцев нашлось немало.
Потому рассказ этот заинтересовал серьезных исследователей. Они пришли к мнению, что происхождение легенды связано с происходившими в 1940 годах событиями на БАМе. К середине Великой Отечественной работы приостановились, часть пути даже разобрали и отправили на военные нужды, но потом снова были возобновлены силами осужденных за самые разные преступления.
Но до 1942-го строительство велось, и тогда многие работали в очень тяжелых условиях, недоедали, болели. Зимой группа зеков совершила побег, они угнали паровоз и три вагона, намереваясь доехать до Западной Якутии, а там бросить поезд и скрыться в лесах. Однако власти стали искать беглецов с помощью авиации. Все призывы сдаться не подействовали и тогда на поезд скинули бомбу — состав был полностью разрушен, а люди погибли. После этой трагедии и появилась легенда о призрачном поезде с тремя вагонами, продолжающем свое «путешествие» по БАМу.
На одном из сложных участков строительство велось четверть века — это Северомуйский тоннель протяженностью 15 километров. Там потребовались специальные методы и технологии, так как строительство было очень сложным. Северомуйский хребет, сквозь который рыли тоннель — очень сложный объект: там часто бывают землетрясения, грунт очень сложный, нередко происходили обвалы. Все это делало проведение работ чрезвычайно опасным. И именно там чаще всего случались странности во время строительства БАМа, которые сложно объяснить рационально.
Случаи были даже записаны. Вот некоторые из них, которые нашлись в архивах и собраны по рассказам местных жителей.
На одном из участков в тоннеле внезапно прорвался подземный источник. Он был таким мощным, что снес почти все, что успели построить. Погибло 30 человек, десяток рабочих оказались под завалами грунта и разрушившимися конструкциями. Выживших спасли, потом один из них рассказывал, что пока был в завале, перед ним оказалась странная дверь из металла. Он очень хотел ее раскрыть, но усилия пропали даром. Рассказ добавил мистики вокруг БАМа. Многие пытались отгадать, что скрывает эта загадочная дверь.
А когда строили Байкальский тоннель, перед рабочими стали появляться огненно-желтые световые шары. Их видели не один раз — шары внезапно появлялись и исчезали в никуда. А потом происходили сильные вбросы подземных вод, которые затрудняли и замедляли работу, и были очень опасными для жизни строителей. Шары как бы предупреждали об опасности. Строители даже говорили потом — «Увидел шар, беги из тоннеля».
На наиболее высокогорном участке БАМа прорыли Кадарский тоннель, и про него ходили страшные истории. По словам рабочих, в тоннеле не раз видели «белого шамана» — привидение, которое появлялось перед началом сильных бедствий, так же служа предупреждением для строителей.
Однажды, заметив «шамана», бригадир приказал срочно выходить из тоннеля, как только все рабочие оказались снаружи, началось сильное землетрясение и за ним последовал обвал. Только благодаря своевременному выводу строителей из туннеля никто не пострадал. Трудно сейчас сказать, что на самом деле тогда было — может, просто у бригадира сильно развитая интуиция была, но факт остается — все, кто работал в тот день в туннеле, остались живы.
По пути БАМа были построены разные населенных пункты, где селились рабочие со своими семьями. Некоторые поселки выросли в целые города, продолжающие развиваться и в наше время.
Северомуйский горный хребет в одном месте делает крутой поворот, на котором было решено построить мост, соединяющий две возвышенности. Мост назвали Чертовым, так как местные жители уверяли, что его охраняют нечистые силы, напрямую влияющие на движение поездов. Мост этот — уникальное сооружение инженерной мысли. Он поддерживается опорами высотой до 38 метров, состоящими из двух ярусов. Потому во время движения поезда мост как бы качается. Это легкое колебание конструкции подтверждают и машинисты, проезжавшие по Чертову мосту.
Такое движение добавляло еще больше напряженности в без того сложной работе как строителей, так и потом, когда постройка была завершена. Правда, в наши дни Чертов мост используется в основном для перевозки служебного персонала и материалов — пассажирские поезда там не ездят. Но люди, знающие о легенде и вынужденные пересекать этот мост, ощущают тревожность, и многие даже крестятся перед въездом.
Из за строительства БАМа сильно изменилась экология в регионах, где он проходит. Поменялся ландшафт, флора и даже фауна — многие животные ушли из этих мест, а другие, наоборот, стали более интенсивно размножаться. Для человека (страны) эта дорога, безусловно, была полезной — доступ в отдаленные районы страны, развитие экономики и освоение природных ресурсов. А государство получило пользу в плане геополитики — БАМ стал символом индустриальной мощи СССР. И все истории о магистрали, его легенды еще больше подчеркивают всю сложность проведенного строительства и его значимость.