Невероятный самолет: ТУ-144
Немногие знают, что в середине прошлого столетия СССР участвовал не только в космической, но и сверхзвуковой гонке. Правда, соревновался он на этот раз не с США, а с Европой – и победил. 31 декабря 1968 года состоялся первый полет пассажирского самолета Ту-144, произведенного на Воронежском заводе №64. Именно это событие принесло победу Советскому союзу в битве за сверхзвук, и рекорды по скорости и высоте полета легендарного воздушного судна не были побиты до сих пор.
История создания Ту-144 началась с освоения Севера и Дальнего востока. До его создания в конце 50-х годов для пассажирских перевозок в СССР использовался реактивный пассажирский самолет Ту-104, на котором с двумя остановками можно было долететь из Москвы до Дальневосточного региона за восемь часов. Несмотря на то, что Ту-104 на тот момент считался одним из самых передовых авиалайнеров в мире, было понятно, что СССР не удастся долго удерживать оставаться лидеров. Советские специалисты знали, что в Европе и США существуют проекты сверхзвуковых пассажирских самолетов – их макеты неоднократно показывались на международных авиасалонах.
В 1962 году, Великобритания и Франция начали работу над совместным проектом, получившим название Concorde. Впоследствии именно «Конкорд» станет главным соперником отечественного Ту-144. Кроме того, почти в то же время в США развернулись собственные работы по созданию самолета Boeing 2707, который должен был перевозить 300 пассажиров со скоростью до 3 тысяч километров в час, однако после появления «Боинга-747», который оказался вместительнее и дешевле, проект был заморожен.
В июле 1963 года Никита Хрущев поставил задачу создать пассажирский сверхзвуковой самолет, на котором до Хабаровска можно будет долететь за 3,5 часа. Он должен был развивать крейцеровскую скорость полета 2300-2700 километров в час и способен пролететь на сверхзвуке 4000-4500 километров с 80-100 пассажирами на борту, либо 6000-6500 километров с 50 пассажирами на борту.
Разработку нового авиалайнера поручили Конструкторскому бюро Туполева, а ответственным за его создание был назначен Алексей Андреевич Туполев, сын знаменитого конструктора Андрея Туполева. Перед советскими специалистами стоял план: построить к 1967 году пять экземпляров. Социализм должен был во что бы то ни стало одержать победу над капитализмом.
Создание сверхзвукового пассажирского авиалайнера стало одним из приоритетных проектов Министерства авиационной промышленности. Однако путь не был простым. Во время проектировки Ту-144 специалисты были вынуждены зайти в ранее неизведанную область, где они столкнулись с вопросами, на которые не было готового ответа.
Поскольку Ту-144 должен был совершать на сверхзвуковых скоростях дальние полеты, это отразилось на его конструкции. Чтобы добиться нужного результата, инженеры использовали самые передовые научно-технические решения. Планер самолета был выполнен по схеме «бесхвостка» – у него отсутствовали плоскости управления высотой, что позволило снизить массу конструкции и аэродинамическое сопротивление. Также Ту-144 имел опускающуюся перед кабинкой пилота носовую часть фюзеляжа. Она обеспечивала пилотам более широкий обзор при взлете и посадке на больших углах атаки, что было характерно для самолетов подобной конструкции. Впоследствии такая особенность конструкции Ту-144 стала его визитной карточкой.
Специально для Ту-144 в ОКБ Николая Кузнецова был разработан двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой НК-144. Также при создании воздушного судна использовалась самые совершенные на тот момент бортовые приборы, благодаря которым самолет мог приземлиться в автоматическом режиме в любое время суток. И даже внешне воздушное судно, выполненное из титана и алюминия, выглядело изящным, словно подтверждая знаменитый тезис Туполева «некрасивые самолеты не летают».
Советские власти стремились во что бы то ни стало обогнать соперников и не могли допустить, чтобы «Конкорд» взлетел первым. Из-за этого специалистам приходилось собирать пассажирский лайнер в спешке и идти на риски.
Так, за год до первого полета транспортировка крыльев для Ту-144 могла закончиться трагедией. Дело в том, что детали для самолета производись на Воронежском заводе №64, а позже отправлялись по речным путям в Жуковский, где проходила сборка. Однако зимой 1967 года лед на реках встал очень рано, и транспортировка оказалась попросту невозможна. Чтобы не срывать сроки, министр авиапрома Петр Дементьев пошел на отчаянный шаг. Он приказал провести сложнейшую операцию по доставке крыльев с помощью вертолета-крана Ми-10 – несмотря на то, что расчеты показывали, что теоретически это невозможно. И хотя советские летчики справились с заданием, оно вполне могло закончиться трагически.
31 декабря 1968 года советский сверхзвуковой самолет Ту-144 совершил свой первый полет. Всего в воздухе судно пробыло 38 минут. Европейский «Конкорд» взлетел на два месяца позже, 2 марта 1969 года. Правда, в эксплуатации он пробыл намного дольше, чем отечественный Ту-144.
Вплоть до 1977 года самолет проходил многочисленные испытания, а также использовался для доставки грузов. Единственным пассажирским маршрутом стали рейсы из Москвы в Алма-Ату и обратно, но они выполнялись лишь до мая 1978 года. Их было решено приостановить после катастрофы под Егорьевском, когда самолет разбился во время испытаний перед передачей в эксплуатацию.
Французский «Конкорд» же был снят с пассажирских рейсов только в 2003 году. Причиной стала катастрофа, произошедшая над Парижем тремя годами ранее, когда у авиалайнера загорелся двигатель и он рухнул на здание гостиницы.
Тем не менее, в 1980-е годы несколько уже построенных Ту-144 продолжали использоваться в качестве летающих лабораторий. На них устанавливались мировые рекорды скорости и высоты полета.
Автор: Кристина Уласович
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-104
https://www.gazeta.ru/science/2018/12/31_a_12115153.shtml
https://rostec.ru/news/tu-144-operezhaya-zvuk-i-ves-mir/
http://www.vaso.ru/index.php/home/stranitsy-istorii/225-stranitsy-istorii