logo
Diodand
logo
76
читателей
Diodand  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Друзья, приветствую вас в своем блоге!
Буду краток и перечислю то, что вы здесь найдете:
  • Все ролики, которые были скрыты на канале по разным причинам
  • Аудиокниги, а также ссылки для их скачивания. Эксклюзивные аудиокниги, которые не будут опубликованы в открытом доступе.
  • Бонусные видео по темам, не подходящим для основного канала и просто дополнительные ролики для спонсоров.
Чтобы посмотреть инструкцию, как стать спонсором, НАЖМИТЕ СЮДА. В этой инструкции подробно рассказано о всех преимуществах и бонусах.
Спасибо за вашу поддержку!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Зритель 100₽ месяц 900₽ год
(-25%)
При подписке на год для вас действует 25% скидка. 25% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Diodand

Этот уровень для желающих сказать "спасибо" и поддержать канал. Небольшой, но весомый вклад в развитие творчества. На этом уровне вам доступны следующие бонусы:

* Ранний доступ к аудиокнигам, которые будут опубликованы на Youtube канале

* Доступ к скрытым и бонусным роликам

* Доступ к переводам

Оформить подписку
Благодарный Слушатель 350₽ месяц 3 150₽ год
(-25%)
При подписке на год для вас действует 25% скидка. 25% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Diodand

На этом уровне вам доступны все бонусы уровня "Зритель", а также:

* Эксклюзивные аудиокниги, которые больше нигде не будут публиковаться. Нажмите сюда, чтобы посмотреть список эксклюзивов.

Оформить подписку
Щедрый Меценат 1 000₽ месяц 9 000₽ год
(-25%)
При подписке на год для вас действует 25% скидка. 25% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Diodand
Осталось 245 мест

На этом уровне вы получаете все преимущества, доступные на предыдущих уровнях.

* Я сразу же отправляю вам металлический значок спонсора канала. Фото значка - https://bit.ly/3Hr4R6o

* В титрах каждого моего ролика будет размещен ваш никнейм или имя в качестве благодарности за поддержку

Оформить подписку
Хранитель Книг 5 000₽ месяц 45 000₽ год
(-25%)
При подписке на год для вас действует 25% скидка. 25% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Diodand
Осталось 15 мест

Вы получаете все преимущества предыдущих уровней

* Я отправляю вам значок спонсора, фото значка - https://bit.ly/3Hr4R6o

* В конце каждой озвученной мной аудиокниги или аудиорассказа я буду называть ваши имена или никнеймы в качестве благодарности. Количество мест ограничено

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
76 подписчиков
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
аудиорассказы 159 Вторая Мировая 35 Эксклюзив 33 Скрытое И Неизданное 20 Вьетнам 19 пехотинец 19 летчик 18 ссср 18 Вьетнамский Цикл 15 спецназ 11 сша 8 Цыпленок 8 Афганистан 7 Открытый Доступ 7 Первая Мировая война 7 интербеллум 6 Третий Рейх 6 Чеченская Война 6 Афганская Война 5 белогвардеец 5 Бонусные Ролики 5 Диверсант 4 Перевод 4 РоссийскаяИмперия 4 РусскоЯпонскаяВойна 4 1980-е 3 Артиллерист 3 германия 3 Гражданская Война В России 3 Записки Врача 3 Кавалерист 3 Крымская война 3 мемуары 3 моряк 3 Оборона Петропавловска 3 русская америка 3 Танкисты 3 Тоцкие Учения 3 художка 3 югославия 3 авиация 2 военная проза 2 Допрос 2 китай 2 Партизаны 2 подводные лодки 2 таджикистан 2 техсостав 2 фантастика 2 Финны 2 флот 2 япония 2 1970-е 1 21 Век 1 Азимов 1 военачальник 1 генерал 1 гражданский 1 детектив 1 дивесант 1 дневник 1 зенитчик 1 Зимняя Война 1 Израиль 1 инженер 1 интервью 1 Ирак 1 испания 1 историческое видео 1 Кавалерия 1 коллаборант 1 Люфтваффе 1 нато 1 нквд 1 Норвегия 1 Отряд731 1 Плен 1 Пограничники 1 Подводник 1 разведчик 1 рассказ 1 РОА 1 Русская Эмиграция 1 Сапер 1 снайпер 1 советник 1 Сталинград 1 тактика 1 украина 1 Холодная Война 1 шпион 1 юмор 1 Больше тегов
Слушать: 14+ мин
logo Diodand

Случай С Механиком, Выпавшим Из Самолета

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Diodand

[ЭКСКЛЮЗИВ] Мемуары Перегонщика Самолетов Из США В СССР

Доступно подписчикам уровня
«Благодарный Слушатель»
Подписаться за 350₽ в месяц

Слушать: 1 час 0+ мин
logo Diodand

Интервью С Членом Советского Экипажа Бомбардировщика B-25

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 20+ мин
logo Diodand

Интервью С Немецким Асом Штейнхоффом

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 2 час 0+ мин
logo Diodand

Миги В Небе Вьетнама. Воспоминания Советского Летчика

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 4 час 28+ мин
logo Diodand

[ЭКСКЛЮЗИВ] Воспоминания Советского Летчика О Боях В Китае

Доступно подписчикам уровня
«Благодарный Слушатель»
Подписаться за 350₽ в месяц

Слушать: 53+ мин
logo Diodand

Интервью Со Стрелком B-29

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 35+ мин
logo Diodand

Записки Испытателя Бомбардировщиков

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 1 час 20+ мин
logo Diodand

Записки Японского Летчика-Пикировщика

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 17+ мин
logo Diodand

Как Советские Летчики Бомбили Тайвань

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 51+ мин
logo Diodand

[ЭКСКЛЮЗИВ] Воспоминания Летчика Фантома, Попавшего во Вьетнамский Плен

Доступно подписчикам уровня
«Благодарный Слушатель»
Подписаться за 350₽ в месяц

Слушать: 9+ мин
logo Diodand

Главная Проблема И-185. Записки Испытателя

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 7+ мин
logo Diodand

"Летающая Курица" ДБ-ЛК. Воспоминания Летчика-Испытателя

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 50+ мин
logo Diodand

[ЭКСКЛЮЗИВ] Проект "Звено" - Советский Воздушный Авианосец.

Доступно подписчикам уровня
«Благодарный Слушатель»
Подписаться за 350₽ в месяц

Слушать: 11+ мин
logo Diodand

Записки Испытателя. Бесхвостые К-12 и "Полблина" БИЧ-14

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 13+ мин
logo Diodand

Записки Летчика-Испытателя. Гигантский Бомбардировщик ТБ-4

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 1 час 8+ мин
logo Diodand

Интервью С Героем Советского Союза, Летчиком Ил-2 - Владимиром Титовичем

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 26+ мин
logo Diodand

Интервью С Немецким Асом Альфредом Гриславски

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 22+ мин
logo По сусекам памяти

Небесный бунтарь. Как дерзкий летчик Чкалов стал кумиром миллионов, головной болью начальства и любимцем Сталина?

Гордый, ‎самоуверенный‏ ‎и ‎безрассудный. ‎Полярный ‎летчик ‎Валерий‏ ‎Чкалов не ‎терпел‏ ‎монотонности‏ ‎и ‎рутины, ‎игнорировал‏ ‎приказы ‎и‏ ‎ненавидел ‎дисциплину. ‎За ‎этот‏ ‎сложный‏ ‎нрав ‎его‏ ‎недолюбливало ‎начальство,‏ ‎но ‎обожали ‎миллионы ‎сограждан. ‎В‏ ‎конце‏ ‎1930-х ‎годов‏ ‎он ‎был‏ ‎невероятно ‎популярен. ‎Его ‎ценил ‎даже‏ ‎Иосиф‏ ‎Сталин.‏ ‎И ‎было‏ ‎за ‎что.‏ ‎О ‎том,‏ ‎как‏ ‎простой ‎волжский‏ ‎паренек ‎благодаря ‎таланту, ‎дерзости ‎и‏ ‎упорству ‎стал‏ ‎супергероем‏ ‎Страны ‎Советов, ‎«Лента.ру»‏ ‎рассказывает ‎в‏ ‎рамках ‎проекта ‎«Жизнь ‎замечательных‏ ‎людей»


Над‏ ‎белой ‎пустыней

19 июня‏ ‎1937 ‎года‏ ‎в ‎4:15 ‎утра ‎советский ‎самолет‏ ‎«РД»‏ ‎пролетел ‎над‏ ‎Северным ‎полюсом.‏ ‎Впервые ‎в ‎истории ‎человек ‎совершал‏ ‎беспосадочный‏ ‎перелет‏ ‎из ‎Европы‏ ‎в ‎США через‏ ‎ледяные ‎льды‏ ‎Арктики.‏ ‎На ‎борту‏ ‎были ‎трое: ‎командир ‎корабля ‎Валерий‏ ‎Чкалов, ‎второй‏ ‎пилот‏ ‎Георгий ‎Байдуков ‎и‏ ‎штурман ‎Александр‏ ‎Беляков.

Полет ‎будет ‎длиться ‎63‏ ‎с‏ ‎половиной ‎часа,‏ ‎растянется ‎на‏ ‎9130 ‎километров ‎и ‎несколько ‎раз‏ ‎едва‏ ‎не ‎кончится‏ ‎крушением ‎в‏ ‎ледяной ‎пустыне. ‎Но ‎все ‎обойдется.‏ ‎Через‏ ‎несколько‏ ‎дней ‎слава‏ ‎о ‎подвиге‏ ‎советских ‎летчиков‏ ‎разлетится‏ ‎по ‎всему‏ ‎миру. ‎По ‎приземлении ‎их ‎примет‏ ‎в ‎Белом‏ ‎доме‏ ‎сам ‎президент ‎США‏ ‎Франклин ‎Рузвельт, американцы‏ ‎будут ‎носить ‎на ‎руках‏ ‎и‏ ‎даже ‎создадут‏ ‎впоследствии ‎музей‏ ‎Чкалова ‎в ‎Ванкувере, штат ‎Вашингтон. ‎Отважный‏ ‎командир‏ ‎корабля ‎станет‏ ‎кумиром ‎миллионов‏ ‎мальчишек, ‎идеалом ‎всех ‎советских ‎женщин‏ ‎и‏ ‎примером‏ ‎мужскому ‎населению‏ ‎Страны ‎Советов.‏ ‎А ‎сложные‏ ‎отношения‏ ‎между ‎США‏ ‎и ‎СССР ‎начнут ‎улучшаться, ‎да‏ ‎так, ‎что‏ ‎уже‏ ‎через ‎несколько ‎лет‏ ‎они ‎станут‏ ‎союзниками ‎во ‎Второй ‎мировой.


Но‏ ‎все‏ ‎это ‎—‏ ‎потом.

Пока ‎же‏ ‎экипаж ‎летит ‎над ‎белоснежными ‎просторами‏ ‎Арктики‏ ‎и ‎отправляет‏ ‎в ‎Москву радиограмму:

МОСКВА,‏ ‎КРЕМЛЬ, ‎СТАЛИНУ.

Полюс ‎позади.

Идем ‎над ‎полюсом‏ ‎неприступности.

Полны‏ ‎желания‏ ‎выполнить ‎ваше‏ ‎задание.

Экипаж ‎чувствует‏ ‎себя ‎хорошо.

Привет.

Еще‏ ‎надежно‏ ‎работает ‎радиосвязь,‏ ‎можно ‎получить ‎сводку ‎погоды ‎и‏ ‎рассчитывать ‎на‏ ‎помощь‏ ‎в ‎случае ‎аварии‏ ‎и ‎вынужденной‏ ‎посадки. ‎В ‎районе ‎Северного‏ ‎полюса‏ ‎за ‎полетом‏ ‎следит ‎советская‏ ‎полярная ‎дрейфующая ‎станция ‎Ивана ‎Папанина.

На‏ ‎тот‏ ‎момент ‎пройдена‏ ‎первая ‎половина‏ ‎уникального ‎маршрута. ‎Все ‎трое ‎понимали,‏ ‎что‏ ‎самое‏ ‎сложное ‎и‏ ‎опасное ‎впереди.‏ ‎Дальше ‎—‏ ‎мертвая‏ ‎ледяная ‎пустыня,‏ ‎куда ‎не ‎залетал ‎еще ‎ни‏ ‎один ‎самолет‏ ‎и‏ ‎где ‎люди ‎исчезали‏ ‎бесследно, ‎а‏ ‎рассчитывать ‎следовало ‎только ‎на‏ ‎собственные‏ ‎силы, ‎подготовку‏ ‎и ‎удачу.

«Сейчас‏ ‎все ‎замерзнет, ‎мотор ‎откажет»

Около ‎шести‏ ‎утра‏ ‎в ‎районе‏ ‎Земли ‎Бенкса‏ ‎«РД» ‎попал ‎в ‎зону ‎циклона‏ ‎и‏ ‎начал‏ ‎обмерзать.

Высота ‎5000‏ ‎метров, ‎температура‏ ‎за ‎бортом‏ ‎упала‏ ‎до ‎минус‏ ‎30, ‎в ‎кабине ‎— ‎минус‏ ‎4, ‎отопление‏ ‎не‏ ‎справлялось, ‎вода ‎замерзла.‏ ‎Видимость ‎была‏ ‎нулевой. ‎В ‎сплошной ‎облачности‏ ‎экипажу‏ ‎приходилось ‎лететь‏ ‎вслепую.

После ‎40‏ ‎часов ‎полета ‎сказывается ‎недостаток ‎кислорода.‏ ‎У‏ ‎Чкалова ‎сводит‏ ‎ноги ‎и‏ ‎идет ‎носом ‎кровь. ‎Пилоты ‎все‏ ‎чаще‏ ‎меняются‏ ‎за ‎штурвалом.‏ ‎В ‎тесной‏ ‎кабине, ‎в‏ ‎толстых‏ ‎летных ‎костюмах‏ ‎это ‎уже ‎само ‎по ‎себе‏ ‎непросто.

Началось ‎«фарфоровое‏ ‎обледенение»:‏ ‎лед ‎белого ‎цвета‏ ‎покрывает ‎самолет‏ ‎сантиметровым ‎слоем, ‎как ‎фарфор.‏ ‎Такой‏ ‎лед ‎необычайно‏ ‎крепок ‎и‏ ‎держится ‎шестнадцать ‎часов, ‎не ‎оттаивая.‏ ‎Пилоты‏ ‎принимают ‎решение‏ ‎опуститься ‎вниз,‏ ‎до ‎высоты ‎3000 ‎метров.

Вдруг ‎из‏ ‎мотора‏ ‎что-то‏ ‎брызнуло, ‎и‏ ‎самолет ‎затрясло.

«Переднее‏ ‎стекло ‎было‏ ‎покрыто‏ ‎льдом, ‎—‏ ‎рассказывает ‎Валерий ‎Чкалов. ‎— ‎Егор‏ ‎[Георгий ‎Байдуков],‏ ‎просунув‏ ‎руку ‎сквозь ‎открытые‏ ‎боковые ‎стекла‏ ‎кабины, ‎стал ‎срубать ‎финкой‏ ‎лед.‏ ‎Срубив ‎немного,‏ ‎он ‎увидел‏ ‎через ‎образовавшееся ‎„окошко“, ‎что ‎красный‏ ‎поплавок,‏ ‎показывающий ‎уровень‏ ‎воды, ‎скрылся.‏ ‎Это ‎значит, ‎что ‎вода ‎не‏ ‎накачивается‏ ‎к‏ ‎мотору. ‎Стали‏ ‎работать ‎насосом.‏ ‎Вода ‎не‏ ‎забирается.‏ ‎Нет ‎воды.‏ ‎Трубопровод ‎замерз. ‎Машина ‎идет ‎на‏ ‎минимальных ‎оборотах.‏ ‎Что‏ ‎делать? ‎Сейчас ‎все‏ ‎замерзнет, ‎мотор‏ ‎откажет… ‎Катастрофа. ‎Где ‎взять‏ ‎воду?‏ ‎Я ‎бросился‏ ‎к ‎запасному‏ ‎баку ‎— ‎и ‎там ‎лед…‏ ‎Бросился‏ ‎к ‎питьевой‏ ‎— ‎в‏ ‎резиновом ‎мешке ‎тоже ‎лед…»

По ‎рассказу‏ ‎Чкалова,‏ ‎выход‏ ‎нашли, ‎слив‏ ‎в ‎бак‏ ‎чай ‎с‏ ‎лимоном‏ ‎из ‎термосов.

В‏ ‎итоге ‎все ‎обошлось, ‎и ‎через‏ ‎63 ‎часа‏ ‎16‏ ‎минут ‎после ‎старта‏ ‎самолет ‎успешно‏ ‎приземлился.

Сбылась ‎мечта ‎человечества ‎о‏ ‎воздушной‏ ‎дороге ‎между‏ ‎материками ‎через‏ ‎Северный ‎полюс

Газета ‎«Правда»

Полет ‎Чкалова ‎изменил‏ ‎представление‏ ‎о ‎расстояниях.‏ ‎До ‎войны‏ ‎советские ‎самолеты ‎летали ‎в ‎США‏ ‎по‏ ‎маршруту‏ ‎Москва ‎—‏ ‎Петропавловск-Камчатский — Сиэтл — Нью-Йорк. Такой ‎перелет‏ ‎занимал ‎137‏ ‎часов.‏ ‎Все ‎прежние‏ ‎попытки ‎проложить ‎короткий ‎маршрут ‎через‏ ‎Северный ‎полюс‏ ‎срывались.

Но‏ ‎у ‎Чкалова ‎и‏ ‎его ‎команды‏ ‎получилось.

«Привык ‎к ‎чертовски ‎тяжелой‏ ‎работе»‏ ‎

У ‎Чкалова‏ ‎с ‎малых‏ ‎лет ‎все ‎получалось. ‎Его ‎детство‏ ‎(Валерий‏ ‎Чкалов ‎родился‏ ‎в ‎1904‏ ‎году) ‎прошло ‎на ‎Волге, ‎в‏ ‎небольшом‏ ‎селе‏ ‎в ‎Нижегородской‏ ‎губернии. ‎Он‏ ‎рано ‎остался‏ ‎без‏ ‎матери. ‎В‏ ‎слободе ‎слыл ‎отчаянным ‎и ‎задиристым.‏ ‎Никто ‎не‏ ‎мог‏ ‎так ‎быстро ‎переплыть‏ ‎Волгу ‎или‏ ‎так ‎ловко ‎уцепиться ‎за‏ ‎руль‏ ‎идущей ‎по‏ ‎реке ‎полным‏ ‎ходом ‎баржи.

Одной ‎из ‎опасных ‎игр‏ ‎слободских‏ ‎ребят ‎было‏ ‎ныряние ‎под‏ ‎проходящие ‎по ‎Волге ‎плоты. ‎Нужно‏ ‎было‏ ‎проплыть‏ ‎под ‎плотом‏ ‎как ‎можно‏ ‎дальше ‎и‏ ‎после‏ ‎каждой ‎пары‏ ‎бревен ‎выпускать ‎ртом ‎пузырьки ‎воздуха.‏ ‎Это ‎называлось‏ ‎«сигнализация».‏ ‎Игра ‎требовала ‎силы,‏ ‎ловкости, ‎смелости‏ ‎и ‎знания ‎подводных ‎течений.‏ ‎Обычно‏ ‎ребятам ‎удавалось‏ ‎отсчитать ‎двадцать-тридцать‏ ‎бревен. ‎Чкалов ‎отсчитывал ‎до ‎сорока.

В‏ ‎то‏ ‎время ‎на‏ ‎Волге ‎был‏ ‎обычай ‎драться ‎стенка ‎на ‎стенку.‏ ‎Бились‏ ‎на‏ ‎кулаках ‎и‏ ‎взрослые, ‎и‏ ‎ребята. ‎Валерка‏ ‎Чкалов‏ ‎был ‎предводителем‏ ‎самой ‎сильной ‎в ‎селе ‎группы‏ ‎ребят.

В ‎12‏ ‎лет‏ ‎он ‎начал ‎работать‏ ‎помощником ‎молотобойца‏ ‎в ‎затоне, ‎где ‎ремонтировал‏ ‎суда‏ ‎его ‎отец‏ ‎— ‎котельщик‏ ‎Павел ‎Чкалов.

Каждый ‎день ‎по ‎десять-двенадцать‏ ‎часов‏ ‎я ‎поднимал‏ ‎и ‎опускал‏ ‎молот. ‎От ‎непосильной ‎работы ‎ломило‏ ‎руки,‏ ‎спину,‏ ‎кружилась ‎голова.‏ ‎А ‎потом‏ ‎привык. ‎Привык‏ ‎к‏ ‎чертовски ‎тяжелой‏ ‎работе, ‎за ‎которую ‎получал ‎гроши

Валерий‏ ‎Чкалов«Высоко ‎над‏ ‎землей»,‏ ‎1939 ‎год.

В ‎14‏ ‎лет ‎Валерий‏ ‎устроился ‎кочегаром ‎на ‎землечерпалку,‏ ‎а‏ ‎через ‎год‏ ‎уже ‎плавал‏ ‎на ‎пароходе ‎«Баян».

Об ‎авиации ‎он‏ ‎тогда‏ ‎еще ‎не‏ ‎думал. ‎Более‏ ‎того, ‎пройдет ‎еще ‎долгих ‎пять‏ ‎лет,‏ ‎прежде‏ ‎чем ‎он‏ ‎первый ‎раз‏ ‎в ‎жизни‏ ‎увидит‏ ‎самолет ‎—‏ ‎гидроплан. ‎Это ‎случилось ‎в ‎1919‏ ‎году. ‎Во‏ ‎время‏ ‎Гражданской ‎войны ‎в‏ ‎Нижнем ‎Новгороде‏ ‎располагался ‎авиационный ‎полк. ‎Изредка‏ ‎самолеты‏ ‎пролетали ‎над‏ ‎рекой. ‎Услышав‏ ‎шум ‎мотора, ‎Чкалов ‎выбегал ‎из‏ ‎кочегарки‏ ‎и ‎любовался‏ ‎«невиданными ‎птицами».‏ ‎Тогда ‎он ‎и ‎сделал ‎свой‏ ‎выбор.

Мои‏ ‎детские‏ ‎мечты ‎совершить‏ ‎что-нибудь ‎особенное,‏ ‎дерзкое ‎и‏ ‎отважное‏ ‎свелись ‎теперь‏ ‎к ‎одному ‎— ‎летать!

Валерий ‎Чкалов«Высоко‏ ‎над ‎землей»,‏ ‎1939‏ ‎год

Небесный ‎хулиган

Осенью ‎1919‏ ‎года ‎Чкалов‏ ‎вступил ‎добровольцем ‎в ‎Красную‏ ‎армию,‏ ‎получив ‎направление‏ ‎в ‎IV‏ ‎авиационный ‎полк, ‎расположенный ‎в ‎Заречной‏ ‎части‏ ‎Нижнего ‎Новгорода.‏ ‎Работал ‎слесарем,‏ ‎затем ‎— ‎сборщиком ‎самолетов. ‎Присматривался‏ ‎к‏ ‎летчикам,‏ ‎изучал ‎матчасть.

В‏ ‎1921 ‎году‏ ‎Чкалову ‎удалось,‏ ‎наконец,‏ ‎получить ‎рекомендацию‏ ‎для ‎поступления ‎в ‎Егорьевскую ‎авиашколу.‏ ‎Курсанты ‎называли‏ ‎ее‏ ‎«терка», ‎что ‎означало‏ ‎теоретическая ‎школа.‏ ‎Самолетов ‎в ‎«терке» ‎было‏ ‎мало,‏ ‎все ‎они‏ ‎были ‎старые,‏ ‎изношенные ‎и ‎постоянно ‎ломались. ‎За‏ ‎два‏ ‎года ‎Чкалов‏ ‎поднялся ‎в‏ ‎воздух ‎всего ‎несколько ‎раз ‎и‏ ‎лишь‏ ‎в‏ ‎качестве ‎пассажира.

В‏ ‎апреле ‎1923‏ ‎года ‎Чкалова‏ ‎направили‏ ‎учеником-летчиком ‎в‏ ‎Борисоглебскую ‎авиашколу, ‎потом ‎перевели ‎в‏ ‎Московскую ‎военно-авиационную‏ ‎школу‏ ‎высшего ‎пилотажа.

Молодой ‎Чкалов‏ ‎обучался ‎там‏ ‎искусству ‎боевых ‎разворотов, ‎петель,‏ ‎штопоров,‏ ‎переворотов ‎и‏ ‎других ‎сложнейших‏ ‎воздушных ‎фигур

После ‎этого ‎была ‎Серпуховская‏ ‎школа‏ ‎стрельбы, ‎бомбометания‏ ‎и ‎воздушного‏ ‎боя. ‎А ‎уже ‎в ‎следующем‏ ‎году‏ ‎20-летний‏ ‎Чкалов ‎получил‏ ‎распределение ‎в‏ ‎Ленинградскую ‎эскадрилью‏ ‎ВВС‏ ‎РККА.

Наконец-то ‎он‏ ‎добился ‎того, ‎о ‎чем ‎так‏ ‎мечтал, ‎и‏ ‎здесь‏ ‎ярко ‎проявились ‎противоречия‏ ‎его ‎характера.‏ ‎С ‎одной ‎стороны, ‎ему‏ ‎не‏ ‎было ‎равных‏ ‎в ‎умении‏ ‎управлять ‎самолетом. ‎Из ‎старых, ‎исчерпавших‏ ‎свой‏ ‎ресурс ‎машин‏ ‎Чкалов ‎умудрялся‏ ‎выжимать ‎максимум, ‎выделывая ‎на ‎них‏ ‎фигуры‏ ‎высшего‏ ‎пилотажа. ‎Но‏ ‎одновременно ‎с‏ ‎этим ‎он‏ ‎оказался‏ ‎человеком ‎своевольным,‏ ‎плохо ‎поддающимся ‎военной ‎дисциплине.

«Меня ‎уже‏ ‎не ‎удовлетворял‏ ‎просто‏ ‎полет, ‎— ‎вспоминал‏ ‎он. ‎—‏ ‎Стоило ‎больших ‎трудов ‎заставить‏ ‎себя‏ ‎идти ‎в‏ ‎строю ‎самолетов.‏ ‎Мне ‎хотелось ‎неожиданно ‎ринуться ‎вниз,‏ ‎к‏ ‎земле, ‎или‏ ‎сделать ‎на‏ ‎глазах ‎у ‎изумленных ‎товарищей ‎какую-нибудь‏ ‎замысловатую‏ ‎фигуру.‏ ‎Часто ‎я‏ ‎уходил ‎в‏ ‎сторону ‎от‏ ‎аэродрома‏ ‎и ‎накручивал‏ ‎одну ‎фигуру ‎за ‎другой».

Я ‎ставил‏ ‎машину ‎в‏ ‎трудные,‏ ‎рискованные ‎положения. ‎Однажды‏ ‎в ‎течение‏ ‎сорока ‎минут ‎я ‎сделал‏ ‎пятьдесят‏ ‎мертвых ‎петель

Валерий‏ ‎Чкаловиз ‎посмертного‏ ‎сборника ‎«Моя ‎жизнь ‎принадлежит ‎Родине»

Самым‏ ‎дерзким‏ ‎и ‎демонстративным‏ ‎нарушением ‎дисциплины‏ ‎был ‎трюк, ‎проделанный ‎Чкаловым ‎на‏ ‎спор‏ ‎в‏ ‎Ленинграде, где ‎он‏ ‎пролетел ‎под‏ ‎Троицким ‎мостом,‏ ‎едва‏ ‎не ‎коснувшись‏ ‎колесами ‎воды. ‎В ‎другой ‎раз,‏ ‎увидев ‎два‏ ‎дерева,‏ ‎расстояние ‎между ‎которыми‏ ‎было ‎меньше‏ ‎размаха ‎крыльев, ‎он ‎поставил‏ ‎машину‏ ‎на ‎ребро‏ ‎и ‎проскочил‏ ‎между ‎ними.

Старенькая ‎техника ‎не ‎выдерживала‏ ‎яростного‏ ‎молодого ‎напора,‏ ‎и ‎зачастую‏ ‎после ‎чудесного ‎приземления ‎самолеты ‎буквально‏ ‎разваливались‏ ‎на‏ ‎куски. ‎Чкалова‏ ‎наказывали ‎за‏ ‎разбитые ‎машины‏ ‎и‏ ‎пренебрежение ‎воинской‏ ‎дисциплиной. ‎За ‎год ‎он ‎просидел‏ ‎на ‎гауптвахте‏ ‎едва‏ ‎ли ‎не ‎больше‏ ‎времени, ‎чем‏ ‎провел ‎на ‎службе. ‎Но‏ ‎все‏ ‎равно ‎каждый‏ ‎раз, ‎оказываясь‏ ‎за ‎штурвалом, ‎не ‎мог ‎удержаться‏ ‎от‏ ‎лихачества.

Не ‎все‏ ‎было ‎гладко‏ ‎и ‎на ‎земле. ‎Вот ‎какую‏ ‎характеристику‏ ‎дал‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎Чкалову‏ ‎его ‎непосредственный‏ ‎командир,‏ ‎инструктор ‎Николай‏ ‎Шелухин: ‎«Чкалов ‎— ‎хороший ‎летчик,‏ ‎но ‎исключительно‏ ‎недисциплинированный‏ ‎человек, ‎не ‎хочет‏ ‎выполнять ‎распоряжений,‏ ‎требований ‎и ‎приказов… ‎Он‏ ‎злостно‏ ‎нарушает ‎приказы,‏ ‎увлекается ‎выпивкой‏ ‎и ‎морально-отрицательно ‎влияет ‎на ‎окружающих‏ ‎товарищей».

В‏ ‎конце ‎концов‏ ‎после ‎очередного‏ ‎загула, ‎когда ‎пьяного ‎летчика ‎пришлось‏ ‎вытаскивать‏ ‎из‏ ‎самолета ‎силой,‏ ‎Чкалов ‎был‏ ‎отдан ‎под‏ ‎трибунал‏ ‎и ‎приговорен‏ ‎к ‎году ‎заключения. ‎Однако ‎за‏ ‎решеткой ‎он‏ ‎провел‏ ‎лишь ‎три ‎месяца‏ ‎и ‎был‏ ‎досрочно ‎освобожден.

За ‎него ‎ходатайствовало‏ ‎руководство‏ ‎части, ‎которое‏ ‎не ‎было‏ ‎готово ‎терять ‎талантливого ‎пилота ‎и‏ ‎надеялось,‏ ‎что ‎этот‏ ‎урок ‎пойдет‏ ‎ему ‎впрок.

Но ‎этого ‎не ‎случилось:‏ ‎Чкалову‏ ‎вновь‏ ‎не ‎было‏ ‎равных ‎в‏ ‎мастерстве ‎управления‏ ‎самолетом,‏ ‎но ‎не‏ ‎было ‎равных ‎и ‎в ‎недисциплинированности.‏ ‎Оказавшись ‎в‏ ‎воздухе,‏ ‎он ‎забывал ‎обо‏ ‎всем, ‎что‏ ‎порой ‎приводило ‎к ‎большим‏ ‎неприятностям.‏ ‎Так, ‎во‏ ‎время ‎одного‏ ‎из ‎учебных ‎боев ‎Чкалов ‎настолько‏ ‎увлекся,‏ ‎что ‎уронил‏ ‎самолет ‎своего‏ ‎товарища.

Любимец ‎Сталина

О ‎Чкалове ‎вождь ‎народов‏ ‎Иосиф‏ ‎Сталин,‏ ‎скорее ‎всего,‏ ‎услышал ‎во‏ ‎время ‎воздушного‏ ‎парада‏ ‎в ‎честь‏ ‎десятой ‎годовщины ‎Октябрьской ‎революции, ‎на‏ ‎котором ‎присутствовало‏ ‎высшее‏ ‎руководство ‎страны. ‎Показав‏ ‎несколько ‎сложных‏ ‎фигур ‎высшего ‎пилотажа, ‎Чкалов‏ ‎вызвал‏ ‎восхищение ‎зрителей,‏ ‎а ‎нарком‏ ‎Ворошилов ‎распорядился ‎выписать ‎ему ‎за‏ ‎мастерство‏ ‎денежную ‎премию.

Сталин‏ ‎запомнил ‎храброго‏ ‎летчика, ‎и ‎с ‎этого ‎момента‏ ‎за‏ ‎Чкаловым‏ ‎стали ‎приглядывать‏ ‎«высшие ‎силы».

В‏ ‎следующем ‎году‏ ‎во‏ ‎время ‎тренировочных‏ ‎полетов ‎Чкалов ‎угробил ‎два ‎новеньких‏ ‎самолета, ‎купленных‏ ‎за‏ ‎границей. ‎В ‎одном‏ ‎случае ‎он,‏ ‎зацепившись ‎за ‎телеграфные ‎провода,‏ ‎разбил‏ ‎самолет, ‎но‏ ‎сам ‎почти‏ ‎не ‎пострадал. ‎И ‎хотя ‎отчасти‏ ‎в‏ ‎этом ‎был‏ ‎виноват ‎командир‏ ‎звена, ‎разбиравшая ‎причины ‎аварий ‎комиссия‏ ‎сочла,‏ ‎что‏ ‎авария ‎стала‏ ‎следствием ‎грубого‏ ‎нарушения ‎устава,‏ ‎невнимательности‏ ‎и ‎хулиганства‏ ‎Чкалова. ‎Сказалась ‎его ‎дурная ‎репутация‏ ‎и ‎тянувшийся‏ ‎за‏ ‎ним ‎шлейф ‎нарушений‏ ‎дисциплины ‎и‏ ‎наказаний. ‎Чкалова ‎вновь ‎отдали‏ ‎под‏ ‎трибунал, ‎который‏ ‎приговорил ‎его‏ ‎к ‎году ‎тюрьмы.

Из ‎рядов ‎ВВС‏ ‎он‏ ‎был ‎изгнан‏ ‎с ‎убийственной‏ ‎характеристикой:

Недисциплинирован ‎как ‎в ‎воздухе, ‎так‏ ‎и‏ ‎на‏ ‎земле. ‎Не‏ ‎признает ‎никакого‏ ‎начальства: ‎особенно‏ ‎это‏ ‎выделяется ‎по‏ ‎отношению ‎к ‎непосредственным ‎его ‎командирам…‏ ‎Никакие ‎воспитательные‏ ‎меры‏ ‎на ‎него ‎не‏ ‎действуют

Из ‎характеристики‏ ‎Валерия ‎Чкалова

Однако ‎в ‎заключении‏ ‎Чкалов‏ ‎пробыл ‎недолго.‏ ‎Через ‎несколько‏ ‎недель ‎его ‎освободили ‎по ‎ходатайству‏ ‎самого‏ ‎Ворошилова, ‎но‏ ‎в ‎армию‏ ‎до ‎поры ‎не ‎вернули. ‎В‏ ‎качестве‏ ‎наказания‏ ‎летчика ‎отправили‏ ‎работать ‎в‏ ‎Осоавиахим ‎инструктором.‏ ‎Прошло‏ ‎почти ‎два‏ ‎года, ‎прежде ‎чем ‎его ‎восстановили‏ ‎в ‎звании‏ ‎и‏ ‎нашли ‎новую ‎работу‏ ‎— ‎летчиком-испытателем‏ ‎в ‎НИИ ‎ВВС. ‎Там‏ ‎он‏ ‎мог ‎летать‏ ‎на ‎новейших‏ ‎самолетах, ‎испытывая ‎их ‎возможности ‎всеми‏ ‎доступными‏ ‎ему ‎способами.


Новая‏ ‎работа ‎отлично‏ ‎подходила ‎независимому ‎и ‎любящему ‎риск‏ ‎Чкалову,‏ ‎его‏ ‎навыкам, ‎темпераменту‏ ‎и ‎жажде‏ ‎приключений.

Однажды ‎во‏ ‎время‏ ‎испытания ‎нового‏ ‎самолета ‎с ‎убирающимся ‎шасси ‎застряла‏ ‎его ‎левая‏ ‎«нога»‏ ‎— ‎трос, ‎который‏ ‎подтягивал ‎шасси,‏ ‎ослаб ‎и ‎свернулся ‎в‏ ‎петлю.‏ ‎Чтобы ‎его‏ ‎распутать, ‎Чкалов‏ ‎40 ‎минут ‎швырял ‎машину ‎из‏ ‎стороны‏ ‎в ‎сторону,‏ ‎делал ‎резкие‏ ‎развороты, ‎переворачивал ‎ее ‎колесами ‎вверх,‏ ‎но‏ ‎это‏ ‎не ‎помогало.‏ ‎Тогда ‎летчик‏ ‎швырнул ‎самолет‏ ‎с‏ ‎большой ‎высоты‏ ‎вниз ‎и ‎у ‎самой ‎земли‏ ‎резко ‎выровнял.‏ ‎От‏ ‎сильнейших ‎перегрузок ‎Чкалов‏ ‎на ‎мгновение‏ ‎потерял ‎сознание, ‎а ‎когда‏ ‎пришел‏ ‎в ‎себя,‏ ‎застрявшая ‎«нога»‏ ‎наконец ‎была ‎выпущена.

Очевидно, ‎Ворошилов ‎рассказывал‏ ‎Сталину‏ ‎о ‎воздушных‏ ‎приключениях ‎летчика-испытателя‏ ‎Валерия ‎Чкалова. ‎При ‎посещении ‎опытного‏ ‎военного‏ ‎аэродрома‏ ‎Сталин ‎спросил:‏ ‎«Почему ‎вы‏ ‎не ‎пользуетесь‏ ‎парашютом,‏ ‎а ‎обычно‏ ‎стараетесь ‎спасти ‎машину?»

Чкалов ‎ответил, ‎что‏ ‎летает ‎на‏ ‎ценных‏ ‎экспериментальных ‎самолетах, ‎которые‏ ‎надо ‎беречь‏ ‎во ‎что ‎бы ‎то‏ ‎ни‏ ‎стало. ‎И‏ ‎все ‎мысли‏ ‎у ‎него ‎о ‎том, ‎чтобы‏ ‎благополучно‏ ‎довести ‎их‏ ‎до ‎посадки.‏ ‎«Ваша ‎жизнь ‎нам ‎дороже ‎любой‏ ‎машины,‏ ‎—‏ ‎сказал ‎Сталин.‏ ‎— ‎Надо‏ ‎пользоваться ‎парашютом,‏ ‎если‏ ‎есть ‎в‏ ‎этом ‎нужда!»

Чкалова ‎попросили ‎показать ‎большому‏ ‎гостю ‎фигурные‏ ‎полеты.‏ ‎Летчик ‎запустил ‎мотор‏ ‎и ‎свечой‏ ‎взвился ‎в ‎воздух.

«Я ‎старался‏ ‎проделать‏ ‎самые ‎сложные‏ ‎фигуры ‎особенно‏ ‎красиво ‎и ‎легко. ‎В ‎ушах‏ ‎все‏ ‎еще ‎звучали‏ ‎слова ‎Сталина.‏ ‎Я ‎думал ‎о ‎нем. ‎Я‏ ‎знал,‏ ‎что‏ ‎он ‎следит‏ ‎за ‎мной…‏ ‎Много ‎дней‏ ‎я‏ ‎обдумывал ‎все‏ ‎сказанное ‎Сталиным ‎и ‎сделал ‎для‏ ‎себя ‎ряд‏ ‎практических‏ ‎выводов: ‎стал ‎летать‏ ‎много ‎дисциплинированнее,‏ ‎стал ‎в ‎воздухе ‎спокойнее.‏ ‎Меня‏ ‎поразила ‎ясная‏ ‎сила ‎сталинских‏ ‎слов: ‎жизнь ‎летчика ‎дороже ‎машины…‏ ‎Сталина‏ ‎летчики ‎любят‏ ‎крепко, ‎по-особенному,‏ ‎всей ‎душой. ‎И ‎Сталин ‎любит‏ ‎летчиков.‏ ‎Сталин‏ ‎лелеет, ‎бережет‏ ‎их… ‎Разве‏ ‎можно ‎представить‏ ‎лучшего‏ ‎друга, ‎учителя,‏ ‎отца…»

Валерий ‎Чкалов

Сейчас ‎сложно ‎понять, ‎насколько‏ ‎искренним ‎был‏ ‎Чкалов,‏ ‎признаваясь ‎в ‎любви‏ ‎к ‎Сталину.‏ ‎Но ‎то, ‎что ‎о‏ ‎своем‏ ‎восхищении ‎вождем‏ ‎мирового ‎пролетариата‏ ‎летчик ‎говорил ‎и ‎писал ‎многократно,‏ ‎—‏ ‎это ‎факт.‏ ‎Сталин ‎симпатизировал‏ ‎и ‎доверял ‎Чкалову, ‎насколько ‎он‏ ‎вообще‏ ‎был‏ ‎способен ‎кому-то‏ ‎доверять. ‎Есть‏ ‎свидетельства ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎в‏ ‎ноябре ‎1938 ‎года, ‎за ‎месяц‏ ‎до ‎гибели‏ ‎Чкалова,‏ ‎Сталин ‎предложил ‎ему‏ ‎должность ‎наркома‏ ‎внутренних ‎дел. ‎Отказаться ‎напрямую‏ ‎Чкалов‏ ‎не ‎посмел,‏ ‎но ‎сказал,‏ ‎что ‎должен ‎сначала ‎закончить ‎испытания‏ ‎нового‏ ‎самолета. ‎Пост‏ ‎занял ‎Лаврентий‏ ‎Берия, а ‎Чкалов ‎погиб, ‎и ‎обстоятельства‏ ‎его‏ ‎смерти‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор ‎вызывают‏ ‎вопросы.

Герой

В ‎1930-е‏ ‎годы‏ ‎культ ‎личности‏ ‎Сталина ‎в ‎СССР ‎был ‎не‏ ‎единственным ‎культом‏ ‎народа,‏ ‎строившего ‎светлое ‎будущее‏ ‎в ‎одной‏ ‎отдельно ‎взятой ‎стране. ‎Помимо‏ ‎героев‏ ‎революции, ‎соратников‏ ‎великих ‎Ленина‏ ‎и ‎Сталина, ‎чтились ‎Герои ‎Труда,‏ ‎лучшие‏ ‎представители ‎пролетарского‏ ‎искусства ‎и‏ ‎культуры, ‎полярники ‎и ‎летчики. ‎Чкалов‏ ‎был‏ ‎летчиком‏ ‎и ‎полярником‏ ‎одновременно.

Всенародную ‎славу‏ ‎ему ‎принес‏ ‎беспосадочный‏ ‎перелет ‎на‏ ‎специально ‎созданном ‎для ‎дальних ‎полетов‏ ‎самолете ‎«РД»‏ ‎(АНТ-25,‏ ‎«РД» ‎означает ‎«рекорд‏ ‎дальности») ‎по‏ ‎маршруту ‎Москва ‎— ‎Земля‏ ‎Франца-Иосифа‏ ‎— ‎Северная‏ ‎Земля ‎—‏ ‎Петропавловск-Камчатский ‎— ‎остров ‎Удд, ‎стартовавший‏ ‎20‏ ‎июля ‎1936‏ ‎года ‎и‏ ‎продолжавшийся ‎56 ‎часов ‎20 ‎минут‏ ‎до‏ ‎посадки‏ ‎на ‎песчаной‏ ‎косе ‎острова‏ ‎Удд ‎в‏ ‎Сахалинском‏ ‎заливе ‎Охотского‏ ‎моря.

Протяженность ‎маршрута ‎— ‎9374 ‎километра‏ ‎— ‎превышала‏ ‎тогдашний‏ ‎мировой ‎рекорд ‎беспосадочных‏ ‎полетов ‎(9105‏ ‎километров), ‎однако ‎в ‎качестве‏ ‎официального‏ ‎рекорд ‎засчитан‏ ‎не ‎был,‏ ‎так ‎как ‎в ‎то ‎время‏ ‎учитывалось‏ ‎лишь ‎расстояние‏ ‎по ‎прямой.‏ ‎Для ‎советского ‎народа ‎подобные ‎буржуазные‏ ‎формальности‏ ‎значения‏ ‎не ‎имели,‏ ‎тем ‎более‏ ‎что ‎значительная‏ ‎часть‏ ‎полета ‎проходила‏ ‎за ‎Полярным ‎кругом, ‎в ‎исключительно‏ ‎суровых ‎условиях.

За‏ ‎этот‏ ‎подвиг ‎Валерий ‎Чкалов‏ ‎и ‎члены‏ ‎его ‎экипажа ‎были ‎удостоены‏ ‎званий‏ ‎Героя ‎Советского‏ ‎Союза

Однако ‎перелет‏ ‎из ‎Москвы ‎на ‎Камчатку ‎был‏ ‎лишь‏ ‎репетицией ‎и‏ ‎прологом ‎к‏ ‎главному ‎событию ‎— ‎беспосадочному ‎перелету‏ ‎из‏ ‎Москвы‏ ‎в ‎США‏ ‎через ‎Северный‏ ‎полюс ‎на‏ ‎том‏ ‎же ‎самом‏ ‎самолете ‎АНТ-25, ‎который ‎состоялся ‎18–20‏ ‎июня ‎1937‏ ‎года.‏ ‎После ‎этого ‎имя‏ ‎Чкалова ‎стало‏ ‎известно ‎во ‎всем ‎мире.

Молодой‏ ‎Советской‏ ‎России были ‎нужны‏ ‎настоящие, ‎молодые,‏ ‎красивые ‎и ‎отважные ‎герои. ‎Летом‏ ‎1938‏ ‎года ‎Чкалов‏ ‎превратился ‎в‏ ‎главного ‎супергероя ‎Страны ‎Советов, ‎обожаемого‏ ‎народом‏ ‎и‏ ‎обласканного ‎властью.

«Отца‏ ‎убрали ‎потому,‏ ‎что ‎он‏ ‎имел‏ ‎большое ‎влияние‏ ‎на ‎Сталина»

Чкалову ‎не ‎раз ‎предлагали‏ ‎высокие ‎посты,‏ ‎но‏ ‎его ‎тянуло ‎в‏ ‎небо, ‎а‏ ‎не ‎в ‎кабинеты. ‎Вряд‏ ‎ли‏ ‎он ‎понимал,‏ ‎что ‎тяга‏ ‎к ‎самолетам ‎и ‎станет ‎причиной‏ ‎его‏ ‎смерти.

На ‎календаре‏ ‎15 ‎декабря‏ ‎1938 ‎года. ‎Стоял ‎яркий ‎морозный‏ ‎и‏ ‎ветреный‏ ‎зимний ‎день.‏ ‎Чкалову ‎предстояло‏ ‎испытание ‎нового‏ ‎истребителя‏ ‎И-180. ‎Это‏ ‎был ‎первый ‎полет ‎перспективного ‎боевого‏ ‎самолета. ‎Конструктор‏ ‎Николай‏ ‎Поликарпов и ‎испытатель ‎Валерий‏ ‎Чкалов ‎очень‏ ‎хотели ‎сделать ‎подарок ‎родине‏ ‎к‏ ‎7 ‎ноября.‏ ‎Спешили, ‎но‏ ‎к ‎сроку ‎самолет ‎готов ‎не‏ ‎был.

Первый‏ ‎испытательный ‎полет‏ ‎несколько ‎раз‏ ‎откладывали. ‎2 ‎декабря ‎уже ‎в‏ ‎собранной‏ ‎машине‏ ‎обнаружили ‎190‏ ‎дефектов. ‎На‏ ‎их ‎устранение‏ ‎отвели‏ ‎всего ‎десять‏ ‎дней. ‎12 ‎декабря ‎при ‎наземной‏ ‎рулежке ‎у‏ ‎И-180‏ ‎сломалась ‎тяга ‎газа.‏ ‎Тем ‎не‏ ‎менее ‎15 ‎декабря ‎Чкалов‏ ‎продавил‏ ‎разрешение ‎на‏ ‎первый ‎полет.‏ ‎Препятствовать ‎герою ‎никто ‎не ‎решился.

Полетное‏ ‎задание‏ ‎включало ‎круг‏ ‎над ‎аэродромом‏ ‎и ‎посадку. ‎Но ‎Чкалов, ‎сделав‏ ‎круг,‏ ‎и‏ ‎не ‎подумал‏ ‎садиться, ‎вместо‏ ‎этого ‎он‏ ‎ушел‏ ‎на ‎второй‏ ‎круг, ‎более ‎того ‎— ‎ушел‏ ‎за ‎пределы‏ ‎аэродрома.

В‏ ‎тот ‎день ‎был‏ ‎мороз ‎около‏ ‎25 ‎градусов. ‎На ‎втором‏ ‎круге‏ ‎мотор ‎отказал.‏ ‎Планируя, ‎Чкалов‏ ‎пытался ‎дотянуть ‎до ‎посадочной ‎полосы,‏ ‎но‏ ‎расстояние ‎оказалось‏ ‎слишком ‎большим.‏ ‎Примерно ‎в ‎километре ‎от ‎аэродрома‏ ‎И-180‏ ‎упал.

«Самолет‏ ‎обнаружен ‎на‏ ‎территории ‎дровяного‏ ‎склада ‎(Магистральная‏ ‎ул.,‏ ‎д. ‎№‏ ‎13) ‎возле ‎Хорошевского ‎шоссе. ‎Самолет‏ ‎при ‎снижении‏ ‎зацепил‏ ‎и ‎оборвал ‎провода‏ ‎на ‎территории‏ ‎склада ‎и, ‎развернувшись, ‎врезался‏ ‎в‏ ‎кучу ‎дровяных‏ ‎отходов. ‎При‏ ‎ударе ‎т. ‎Чкалова ‎выбросило ‎вперед‏ ‎на‏ ‎10-15 ‎метров‏ ‎вместе ‎с‏ ‎хвостовой ‎частью ‎фюзеляжа, ‎управлением ‎и‏ ‎сиденьем.‏ ‎Передняя‏ ‎часть ‎самолета‏ ‎разбита. ‎Пожара‏ ‎не ‎было.‏ ‎Т.‏ ‎Чкалов ‎был‏ ‎тотчас ‎же ‎взят ‎еще ‎живым‏ ‎работниками ‎склада‏ ‎и‏ ‎доставлен ‎в ‎Боткинскую‏ ‎больницу, ‎где‏ ‎скончался ‎через ‎несколько ‎минут».

По‏ ‎свидетельству‏ ‎очевидцев, ‎последними‏ ‎словами ‎Валерия‏ ‎Чкалова ‎были:

В ‎случившемся ‎прошу ‎никого‏ ‎не‏ ‎винить, ‎виноват‏ ‎я ‎сам.

Тем‏ ‎не ‎менее ‎сразу ‎после ‎катастрофы‏ ‎были‏ ‎арестованы‏ ‎около ‎40‏ ‎человек, ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎заместитель‏ ‎Поликарпова ‎авиаконструктор‏ ‎Дмитрий ‎Томашевич, ‎директор ‎завода ‎№‏ ‎156 ‎Михаил‏ ‎Усачев, начальник‏ ‎Летно-испытательной ‎станции ‎полковник‏ ‎Виктор ‎Порай,‏ ‎начальник ‎главка ‎авиационной ‎промышленности‏ ‎Семен‏ ‎Беляйкин ‎и‏ ‎другие ‎люди,‏ ‎прямо ‎или ‎косвенно ‎причастные ‎к‏ ‎испытаниям‏ ‎И-180. ‎Усачев‏ ‎и ‎Беляйкин‏ ‎получили ‎по ‎15 ‎лет, ‎Порай‏ ‎—‏ ‎10.‏ ‎Последний ‎сгинул‏ ‎в ‎лагерях.‏ ‎Беляйкин ‎освободился‏ ‎в‏ ‎1945-м ‎и‏ ‎вскоре ‎погиб ‎при ‎невыясненных ‎обстоятельствах.‏ ‎Томашевича ‎и‏ ‎Усачева‏ ‎вернули ‎в ‎1943‏ ‎году: ‎советскому‏ ‎авиапрому ‎были ‎нужны ‎опытные‏ ‎специалисты.

Комиссии,‏ ‎занимавшиеся ‎разбором‏ ‎катастрофы ‎в‏ ‎1938 ‎и ‎1955 ‎годах, ‎пришли‏ ‎к‏ ‎заключению, ‎что‏ ‎ее ‎причиной‏ ‎стал ‎«отказ ‎мотора ‎в ‎результате‏ ‎его‏ ‎переохлаждения‏ ‎и ‎ненадежной‏ ‎конструкции ‎управления‏ ‎газом».

В ‎конце‏ ‎1980-х‏ ‎— ‎начале‏ ‎1990-х ‎в ‎перестроечной ‎прессе ‎появились‏ ‎публикации, ‎авторы‏ ‎которых‏ ‎придерживались ‎версии ‎умышленного‏ ‎устранения ‎знаменитого‏ ‎летчика. ‎В ‎частности, ‎так‏ ‎считали‏ ‎его ‎дети‏ ‎Валерия ‎Валерьевна‏ ‎и ‎Игорь ‎Валерьевич ‎Чкаловы. ‎По‏ ‎версии‏ ‎дочери, ‎«отца‏ ‎убрали ‎потому,‏ ‎что ‎он ‎имел ‎большое ‎влияние‏ ‎на‏ ‎Сталина».‏ ‎Впрочем, ‎никаких‏ ‎убедительных ‎доказательств‏ ‎убийства ‎никто‏ ‎предъявить‏ ‎не ‎смог.

16 декабря‏ ‎1938 ‎года ‎все ‎радиостанции ‎Советского‏ ‎Союза ‎передали‏ ‎правительственное‏ ‎сообщение ‎о ‎«гибели‏ ‎великого ‎летчика‏ ‎нашего ‎времени, ‎Героя ‎Советского‏ ‎Союза‏ ‎товарища ‎Валерия‏ ‎Павловича ‎Чкалова‏ ‎при ‎испытании ‎нового ‎самолета».

Торжественное ‎прощание‏ ‎прошло‏ ‎в ‎Колонном‏ ‎зале ‎Дома‏ ‎Союзов. ‎Несмотря ‎на ‎сильные ‎морозы‏ ‎люди‏ ‎выстаивали‏ ‎многие ‎часы,‏ ‎чтобы ‎подойти‏ ‎к ‎гробу‏ ‎прославленного‏ ‎авиатора. ‎За‏ ‎два ‎с ‎половиной ‎дня ‎это‏ ‎сделали ‎более‏ ‎полумиллиона‏ ‎человек. ‎На ‎траурном‏ ‎митинге ‎актер‏ ‎Иван ‎Москвин назвал ‎Чкалова ‎русским‏ ‎самородком,‏ ‎а ‎писатель‏ ‎Алексей ‎Толстой — богатырем‏ ‎советской ‎земли. ‎Урна ‎с ‎прахом‏ ‎Чкалова‏ ‎была ‎помещена‏ ‎в ‎Кремлевскую‏ ‎стену. ‎Позже ‎туда ‎же ‎отправят‏ ‎Сталина,‏ ‎на‏ ‎эру ‎которого‏ ‎и ‎пришелся‏ ‎яркий ‎жизненный‏ ‎путь‏ ‎летчика.

ИСТОЧНИК

Смотреть: 9 час 59+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Второе восстание Спартака

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Спартак Котляревский был русским летчиком, бомбившим Берлин в августе 1941-го. Но вместо Звезды Героя он получил тюремный срок. И теперь у Спартака, как у его тезки, римского гладиатора, две тысячи лет назад, остался единственный выход – восстание. Котляревский организует самый крупный бунт заключенных за всю историю советского режима. Наперекор судьбе Спартак вырывается на волю, чтобы вернуться к любимой..

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

76 подписчиков

Метки

аудиорассказы 159 Вторая Мировая 35 Эксклюзив 33 Скрытое И Неизданное 20 Вьетнам 19 пехотинец 19 летчик 18 ссср 18 Вьетнамский Цикл 15 спецназ 11 сша 8 Цыпленок 8 Афганистан 7 Открытый Доступ 7 Первая Мировая война 7 интербеллум 6 Третий Рейх 6 Чеченская Война 6 Афганская Война 5 белогвардеец 5 Бонусные Ролики 5 Диверсант 4 Перевод 4 РоссийскаяИмперия 4 РусскоЯпонскаяВойна 4 1980-е 3 Артиллерист 3 германия 3 Гражданская Война В России 3 Записки Врача 3 Кавалерист 3 Крымская война 3 мемуары 3 моряк 3 Оборона Петропавловска 3 русская америка 3 Танкисты 3 Тоцкие Учения 3 художка 3 югославия 3 авиация 2 военная проза 2 Допрос 2 китай 2 Партизаны 2 подводные лодки 2 таджикистан 2 техсостав 2 фантастика 2 Финны 2 флот 2 япония 2 1970-е 1 21 Век 1 Азимов 1 военачальник 1 генерал 1 гражданский 1 детектив 1 дивесант 1 дневник 1 зенитчик 1 Зимняя Война 1 Израиль 1 инженер 1 интервью 1 Ирак 1 испания 1 историческое видео 1 Кавалерия 1 коллаборант 1 Люфтваффе 1 нато 1 нквд 1 Норвегия 1 Отряд731 1 Плен 1 Пограничники 1 Подводник 1 разведчик 1 рассказ 1 РОА 1 Русская Эмиграция 1 Сапер 1 снайпер 1 советник 1 Сталинград 1 тактика 1 украина 1 Холодная Война 1 шпион 1 юмор 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048