Миф о христопродавцах
Еврей - это... (продолжите фразу)
Вопрос, с ответом на который нет никакой ясности не только у тех, кто смотрит на евреев со стороны, но и у тех, кого он касается непосредственно. Почему так происходит, каковы варианты ответов и что мне мешает с ними согласиться? В очередном видео - мое строго субъективное мнение. Хотите поспорить или поделиться своими соображениями, пишите в комментариях.
Мир, в который пришел Христос
Первым читателям Евангелий был хорошо знаком тот мир, в который пришел Иисус, чего не скажешь о нас. О Палестине в дни Христа Б. Дин пишет, что ее “ландшафт остался прежним с тех пор, как Авраам впервые разбил свой шатер в Сихеме”, но “все остальное стало другим”. Откуда взялись такие изменения?
Колесо Сансары и трансдисциплинарность
Продолжим начатый предыдущем посте разговор о религии и реинкарнации, но теперь обратимся к механике процесса.
Базовой схемой, описывающей процесс, является колесо Сансары
Вот его традиционное представление. Описание см. по ссылке. Индуистские, джайнистские и буддийские описания могут отличатся в трактовках, но как правило общую схему все описывают одинаково.
Также я специально нашел картинку без красивостей, но со стрелочками. Согласно базовой модели, реинкарнация происходить множество раз, пока душа либо не сольется с Абсолютом либо не прекратит своё существование.
В графическом виде переход Абсолюту (Брахме в индуизме, Нирване в буддизме) рисуют обычно так
Если это представить на структурной матрице, то все эти картинки можно обобщить следующим образом.
Колесо Сансары с выходом в Абсолют (Брахму, Нирвану)
Колесо Сансары с удалением от абсолюта и прекращением существования.
Земная жизнь в данной концепции происходит только в левой верхней четверти матрицы.
Собственно, если проанализировать с точки зрения структурной матрицы авраамические и политеистические религии, то окажется, что земная жизнь там располагается примерно там же.
Колеса Сансары как будто нет, но элементы механизма все на своих местах.
А если еще добавить одну из моих любимых цитат из Милорада Павича
Слушайте теперь то, чего вы не знаете. Три реки античного мира мёртвых — Ахеронт, Пирифлегетон и Коцит — принадлежат сейчас преисподним ислама, иудаизма и христианства; их русла разделяют три ада — геену, ад и ледяную преисподнюю магометан — под территорией бывшей страны хазар. Здесь как раз и сходятся границы трёх загробных миров: огненное государство Сатаны с девятью кругами христианского ада, с троном Люцифера и знамёнами владыки тьмы; исламский ад с царством ледяных мук Иблиса и область Гевары с левой стороны от Храма, где сидят еврейские боги зла, вожделения и голода, геена во власти Асмодея. Эти три ада существуют отдельно, граница между ними пропахана железным плугом, и никому не позволено её переходить.
Правда, вы эти три ада представляете себе неправильно, потому что у вас нет опыта. В еврейском аду в державе ангела тьмы и греха Велиала, корчатся в огне вовсе не евреи, как вы думаете. Там горят одни лишь арабы и христиане. Точно так же и в христианском пекле нет христиан — в огонь там попадают магометане или сыны и дочери Давида; в то время как в магометанском аду страдают только христиане и евреи, ни одного турка или араба там нет. (М, Павич. «Хазарский словарь»)
То выяснится, что правый квадратик можно разделить на три части (ориентация и порядок расположения взяты условно, пока над этим глубоко не думал)
Соответственно цветом помечены этапы развития религиозного сознания: от простейших представлений (трехчастный мир шаманизма и родноверия) до системы «мировых» авраамических религий. Представления усложняются, расширяются и того гляди через 50-100 лет по крайней меер в христианстве дойдет до колеса Сансары и признания реинкарнации.
Хотя например христианство при зарождении и в первые века своего существования вполне допускало реинкарнацию, но потом с этим быстро покончили, после того, как религия стала официальной в Римской империи
Если же говорить непосредственно о концепции реинкарнации, то рис. 4 и 5 дают нам существенную корректировку: для достижения Абсолюта душа должна увеличивать испытания — поскольку размах спирали возрастает.
И чем более упорядочено ваше земное существование, тем более беспокойным и хаотичным будет посмертное.
Закон Моисея о женщинах
Бог велел Моисею пересчитать мужчин в двух группах: тех, которые должны были служить в армии (Чис. 1:1-3), и тех, которые должны были служить в храмах (Чис. 1:20-50; 3:5-10, 14, 15). Женщин не обязывали нести воинскую службу и не позволяли быть священниками. Бог велел Моисею пересчитать всех первенцев мужского пола в Израиле как принадлежавших Ему, но не женского (Чис. 3:40, 45; Исх. 13:12; 22:29).
Каждому мужчине в Израиле предписывалось трижды в году являться пред Господом (Исх. 23:17). Мужчинам племени священнослужителей позволялось есть от жертвоприношений (Лев. 6:18, 29; 7:6).
Если женщина рожала девочку, для ее очищения требовался более длительный срок, чем если она рожала мальчика (Лев. 12:1-8). Когда на войне брали пленников, всех мужчин и женщин предписывалось убивать, за исключением девственниц (Чис. 31:17, 18).
Семейное наследство должно было делиться между сыновьями, а первородному сыну полагалась двойная часть (Втор. 21:16, 17). Родовое имя и наследство должны были сохранятся по мужской линии. Если муж умирал, его жена должна была родить детей от его брата, чтобы создать семью и сохранить имя умершего (Втор. 25:5-10). Мужу не предписывалось создавать семью для жены, которая умерла бездетной. У мужчин было много жен, но нигде не сказано, чтобы у женщины было несколько мужей.
Мы не можем знать наверняка, почему женщина, надевавшая мужскую одежду, или мужчина, надевавший женское, были “мерзки” пред Богом (Втор. 22:5). Возможно, потому, что Бог создал их разными и хотел, чтобы каждый из них играл свою роль, не старался походить на противоположный пол и не играл роль противоположного пола. Осуждение в Новом Завете женоподобных мужчин (1 Кор. 6:9) указывает на то, что Бог по-прежнему не приемлет мужчин в обличье женщин и женщин в обличье мужчин. Мужчинам и женщинам предписывается иметь разную длину волос. По Божьему замыслу для женщины иметь длинные волосы почетно, а для мужчины - позорно (1 Кор. 11:14, 15). Божий замысел в отношении разных ролей для мужчин и женщин можно видеть в том, какой внешний облик они должны иметь.
Согласно закону оценка мужчины, дающего обет, должна была составлять пятьдесят сиклей серебра, а оценка женщины в возрасте от двадцати до шестидесяти лет - тридцать сиклей (Лев. 27:1-7). Более бедные должны были оцениваться по усмотрению священника (Лев. 27:8). Это может означать, что оценка больше основывалась на платежеспособности, чем на достоинствах человека. Мужчины зарабатывали деньги и поэтому, наверное, были более платежеспособны, чем женщины.
Мужчины всегда были обязаны выполнять свои обеты. Если же отец или муж запрещал своей дочери или жене давать обет, тогда ее обет становился необязательным. У мужчин было право подтверждать или отменять обеты женщин в семье (Чис. 30:1-15). Закон не предусматривал, чтобы женщины как-то влияли на обеты, которые давали мужчины. Все это еще раз указывает на верховенство мужчины в доме.
Почему евреи нигде не прижились и почему их всегда притесняли
На протяжении многих веков еврейский народ притеснялся практически повсеместно. В Древнем Египте евреев сделали рабами, в Средневековой Европе они были подвергнуты жестоким гонениям, а в середине XX века могли быть вообще полностью истреблены фашистами. Даже в современном, относительно толерантном мире, к евреям не все хорошо относятся. Но почему же так происходит?
Как римляне выгнали евреев из Израиля
Считается, что основные причины антисемитизма кроются в культуре и религии. Еврейский народ исповедует монотеистическую религию ― иудаизм. В данном вероучении говорится, что евреи ― народ богоизбраный, особенный и уникальный. Исторически, остальные народы были для евреев как бы «людьми второго сорта», а религии этих этносов евреями высмеивались.
Израиль евреям пришлось покинуть: его в I веке до нашей эры захватили римляне, которым сильно не нравилось, что еврейский народ не уважает их культуру и религию. Это привело к ряду кровопролитных войн и иудейских восстаний. Особенно страшным стало восстание Бар-Кохбы, произошедшее в 132 году и продлившееся четыре года. Евреи тогда буквально вырезали почти всех римлян и греков в провинции Иудея, после чего оказали сильное и удачное сопротивление карательным отрядам Рима.
Для подавления иудейского восстания император Андриан перебросил на Ближний Восток 13 британских легионов (в каждом легионе могло быть до 10 тысяч человек), два из которых были полностью уничтожены. Правительство Рима уже поняло, что конца и края иудейским восстаниям не предвидится, потому решило действовать по-другому. Римляне стали делать всё, чтобы стереть любые упоминания о евреях из истории. Еврейский народ изгнали с территории Израиля, а саму провинцию Иудея переименовали в Сирийскую Палестину. Город Иерусалим стал называться Элия Капитолина, а тем, кто исповедовал иудаизм, грозила смертная казнь.
Гонения на евреев в Средние века
Во II веке нашей эры антисемитами оказались христиане. Мотивация у христиан была: Иисуса Христа евреи не считали мессией, к тому же, в нулевом году нашей эры они были причастны к его распятию! Еврейский народ был объявлен «богоубийцей», а потому подлежал уничтожению.
Ростовщичество также ставилось в вину иудеям. Христианам на государственном и религиозном уровне было запрещено давать кому-либо деньги под проценты, хитрые же евреи делали это почти поголовно: а что, если спрос есть ― чего ж не заработать на нём. Большая часть христианского населения в те годы была малограмотной и бедной. Эти тёмные, но очень религиозные люди считали, что евреи (которые, по сути, просто умели «вертеться») были невероятно богатыми. Все завидовали евреям, каждый раз стараясь обвинить в нечестных манипуляциях.
В разные годы евреев выселяли из Франции, Португалии, Германии, Австрии. В 1492 году Испания полностью выгнала иудеев из своего полуострова, ведь те отказывались креститься. Евреев даже обвиняли в колдовстве и ритуальных убийствах «праведных христиан». Примерно тогда же евреев приютила Османская империя, предоставив свои земли, обеспечив защиту и освободив от некоторых налогов.
Притеснения евреев в Киевской Руси, Российской империи и СССР
Первые недовольства на тему евреев на Руси возникли ещё во времена правления Святополка. Тот предоставил иудеям многие «христианские вольности», чем вызвал недовольство, как киевлян, так и остальных жителей Киевской Руси.
В 1727 году, во времена правления Екатерины I, евреев решили выселить из Российской империи. Исключение делалось лишь для тех, кто примет христианство. В 1791 году уже Екатерина II определила «черту оседлости» для евреев: это были территории площадью 1200 тысяч квадратных километров, включавшие в себя в основном города и «местечки» (малые города), расположенные в Беларуси, Литве, Украине, Царстве Польском. За пределами этих территорий разрешалось селиться лишь врачам, другим ценным специалистам, имеющим высшее образование, некоторым ремесленникам, прикреплённым к цехам и отслужившим рекрутам.
К концу XIX века в Российской империи проживало более пяти миллионов евреев. Около полутора миллионов из них, по причине притеснений в 1881―1914 годы эмигрировало в США.
Геноцид евреев во время Второй мировой
В отдельных населённых пунктах (Минск, Витебск, Гродно, Киев, Варшава) в довоенные годы количество евреев достигало 40% населения. И именно эти территории первыми подверглись нападению фашистской Германии. Гитлер невзлюбил евреев, считая, что они умственно и физически неполноценны, а потому должны быть уничтожены, чтобы заселённые ими (а также славянами, цыганами, африканцами и прочими «низшими расами») земли достались «арийской расе». Только вот единственное исследование, исходя из которого, евреи оказались «ущербной» расой, было проведено самими гитлеровцами, качественно подтасовано, а пропаганда изложенных тезисов ― раздута до мировых масштабов.
Роль евреев в современном мире
Современные историки считают, что антисемитизм в XX веке и позднее всё ещё диктуется завистью к «богатым и жадным» евреям, а также их нежеланием ассимилироваться с другими народами. За долгие годы угнетения еврейский народ вынужденно научился выживанию и изворотливости.
Сегодня в мире насчитывается до 25 млн евреев (в это число входят те, кто осознаёт и называет себя евреями), из них 15,2 млн исповедуют иудаизм. При этом в Израиле проживает всего около 9,2 млн, в США ― до шести млн, в России ― около 150 тысяч. Даже в современном многонациональном мире эта нация не пытается походить на какой-либо из титульных этносов страны проживания, а культуру и традиции перенимает лишь частично. Религиозная идентичность иудеев чаще всего сохраняется в полной мере.
Почему евреев ненавидят арабы
Широко распространено мнение, что ислам ненавидит иудаизм. Это совсем не так: наоборот, мусульмане терпимо относятся к иудейской религии, считая её максимально близкой к «правильной».
А вот с арабами-мусульманами у евреев давний спор из-за территорий, которые в разные годы населяли и те, и другие. Основной спор возник, когда в 1948 году было создано государство Израиль. В VII веке нашей эры арабы завоевали ближневосточные территории и стали считать их своими. Только вот иудеи жили на этих землях задолго до палестинцев: примерно со второго тысячелетия до нашей эры. Когда же был создан Израиль, закономерно возник территориальный конфликт. Арабы считают евреев фашистами, а геноцид при Холокосте ― отрицают.
Почему евреев ненавидят все?
«Все народы друг друга ненавидят. Только все вместе они ненавидят евреев», ― писал Марк Твен. Фактически, евреи долго не имели собственной страны, а, соответственно, никакой защиты, но жили почти повсеместно. Именно поэтому все беды (например, неурожай) было принято списывать на присутствие евреев.
Иудеи «создали» христианство, но отказались от него: весь мир оценил это как предательство. В современном времени многие евреи добились солидных успехов: практически не существует таких сфер деятельности, у «верхушки» которых бы так или иначе не стоял хоть один еврей. Естественно, это вызывает зависть: евреев даже обвиняют в мировом заговоре и попытках захватить мир.
Посмотрите хотя бы, сколько евреев в правительстве Байдена. Это объясняет то, почему они так помогают Израилю?
Принцип сменяемости структур и исторический процесс. ч.3. религиозный вопрос
Новый русский гностицизм, или куда нас заведёт боевое булгаковедение
Непосредственным поводом к данному посту, наверное, стала вот эта лекция Валерия Бондаренко 3-х летней давности, которая заставила меня несколько иначе взглянуть на роман "Мастер и Маргарита" (далее по тексту - Роман). Не с литературной, но с социальной точки зрения: я начал рассматривать и осмыслять его как явление общественной жизни.
За истекшее время я прослушал с десяток аналогичных лекций - и религиозных, и атеистических, и советских, и антисоветских, да и просто и откровенно безумных авторов. Также прочитал некоторое количество исследований тоже разной степени буйства фантазии. Наиболее занятное - это толкование романа в контексте теории пассионарности Льва Гумилева и привязка всего этого к анализу текущей политической ситуации.
По итогу стало понятно, что этот роман (а) действительно "больше чем роман"; (б) в современной интеллектуальной жизни вокруг него сегодня наблюдаются процессы, аналогичные тому что творилось вокруг Танаха в V-I веках до н.э. в Израиле и вокруг Евангелий во II-IV веках в Египте и Сирии. Благо проблемы все три книги затрагивают самого высокого уровня.
Д.А. Пригов как-то сказал, что "Искусство занимается предпоследними вещами" (см. тут с 25:30) - здесь как раз все три книги занимаются именно что "последними вещами", то есть обсуждают самые важные духовые вопросы, которые далеко выходят за рамки собственно литературы. Не вдаваясь в суть полемики и анализ смыслов, обратимся к строго формальным признакам, на основании которых можно сделать такой вывод.
Танах
Ключевой фигурой в становлении иудаизма считается Эзра (иногда Ездра) — религиозный реформатор, воссоздавший еврейскую государственность на основе закона Торы. Деятельность Эзры имела в глазах народа столь большое значение, что более поздняя традиция расценивала его не меньше, как второго Моисея и называла (правда с оговорками) отцом иудаизма. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса, прибывшего в Иерусалим из Вавилона в 479 г. до н.э.
Приезд его случился не на пустом месте - в Ахеменидской державе впервые случилась масштабная гражданская война, в том числе и восстания в Египте, который, по идее, должны были "держать" евреи, как привилегированный имперский народ (подробнее см. по ссылке стр. 783-824). Поэтому религиозная реформа имела весьма важный социально-политический.
Эзра имел официальный статус особого уполномоченного персидского царя, наделенного властью над иудеями сатрапии к западу от реки Евфрат. Эзра предпринял различные меры для восстановления иудейского общества: осенью, в год его прибытия, во время Суккота, он представил закон народу. Он также принял меры против смешения браков и убедил мужчин добровольно развестись с их чужеземными женами. Эзра также создал Синдерион «мужей великого собрания», которые вместе с ним написали в общей сложности 7 из 22 книг на которые традиционно подразделяется Танах * и бог знает ещё сколько отредактировали, возможно, что все остальные** . После проведения этих реформ о Эзре ничего не известно. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что Эзра умер и был похоронен в Иерусалиме. Согласно другому преданию, он вернулся в Вавилон, где его предполагаемая могила являлась святыней.
Вне зависимости от того, кто сочинил Танах и были ли евреи в Египте на самом деле, очевидно, что именно после Эзры Танах получил свой нынешний статус а евреев стали называть "народ Книги". Хотя формирование канонической версии Танаха продолжалась еще несколько столетий: вплоть до I века н.э.***
Итого, мы имеем яркий и сравнительно короткий исходный импульс (рождение Книги) и затем дальнейшее её осмысление, уточнение, комментирование, которео в случае с Танахом растянулось на 400 лет, пока наконец не происходит формирование канона, хотя в еврейском понимании канон - это понятие относительное и довольно приблизительное. Раввины и сейчас дописывают 100500-ый том комментариев и уточнений к Танаху. Иной раз просто потому, что жизнь настолько изменилась, что изначальный смысл текста для современного читателя уже не вполне ясен.
Евангелия и Новый завет.
У Нового завета нет одного автора и даже точной даты появления. Самые ранние фрагменты датируются 70-ми годами н.э.****, то есть скорее всего возникли под влиянием Первой Иудейской войны и взятия Иерусалима римлянами. Но первоначальный импульс (вне зависимости от того, было ли это распятие Христа, или разгром Второго Храма) для создания Книги, безусловно, был и носил весьма трагичный характер. Более того, основной корпус текстов к 70-80 м годам уже скорее всего сложился.
Дальше началась стадия стадия актуальной эсхатологии и расцвет гностицизма, когда этот импульс осмыслялся, превращался в самые разнообразные тексты и концепции. Для интересующихся историей религии и богословием вообще это крайне любопытный сюжет (см. например лекцию Кураева на эту тему), но в рамках рассматриваемого вопроса важно то, что процесс осмысления и формирования канона также занял несколько веков: привычный нам вид Новый Завет приобрел только к 367 году, то есть примерно через 300 лет после появления первых текстов. В этом смысле он повторил путь Танаха, хотя и при других исторических обстоятельствах.
Что касается самого текста, он уже давно и бесповоротно оторвался от исторического контекста и представляет собой корпус общефилософских и мировоззренческих истин, которые для исповедующих христианство являются Словом Божьим, а для всех остальных - как минимум "мудростью веков", которой умный человек не станет пренебрегать.
Роман и его толкователи.
Теперь если мы с этой точки зрения взглянем на Роман и на то что с ним происходит, то увидим следующее:
- Он создается в очень непростое время, когда общество переживает слом социальных порядков и как минимум это была личная трагедия автора.
- Несмотря на то, что революции и последующим социальным преобразованиям были посвящены тысячи самых разных книг, Роман, судя по всему, успешно преодолел и эпоху и контекст, и с каждым новым десятилетием читатели там находят новые смыслы и новые оттенки.
- О причинах этого можно долго говорить*****, но факт в том, что ситуация развивается по пути, аналогичному становлению христианской литературы: начальный импульс породил обширные толкования, поиск смыслов, иной раз весьма далекий от замысла автора. Кстати говоря, полемистам стало тесно в пространстве итоговой редакции Романа и они перенесли баталии на ранние версии.
- Естественно, чем дальше тем больше это все отдаляется и от личности автора и от авторского замысла, что очень похоже на историю и с иудаизмом и с христианством.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что у "Мастера и Маргариты" есть хорошие шансы стать Новым Евангелием посткризисной эпохи, то есть где-то начиная с 2060-2070 года. К тому времени как раз окончательно развалятся существующие социальные порядки и неизбежно встанет вопрос о новой общемировой культуре и новом человеке (да-да, опять, но уже на новом витке истории). А как раз то самое "швондерство" и жлобство, против которого все творчество Булгакова и было направлено (тут я согласен с Валерием Бондаренко), показав себя во всей красе в предыдущие полвека, будет подвергаться осуждению и искоренению.
Правда для этого нужно, чтобы Россия к тому времени вышла на первые роли в мировой политике, а русская культура смогла бы избежать катастрофического упадка, или хотя бы прилично выглядеть на фоне европейской и азиатской культур. Что отнюдь не гарантировано.
Пока же в отношении "Мастера и Маргариты" мы переживаем период апокрифов и гностицизма. Ну что сказать ... сие весьма любопытно, но как известно "и это пройдет".
-----------------------------
* Речь идет о книгах: Эзра, Нехемья, Эсфирь, пророка Даниила, пророка Иезекииля, 12 малых пророков, а также две книги Хроник, которые иногда считают за одну. Вообще, с количеством книг в Танахе существует огромная путаница – их число колеблется от 22 до 35 в зависимости от того, как исследователь группирует тексты и что именно считает за «книгу». Но в любом случае огромный вклад Эзре сомнению не подвергается.
** В этой связи можно вспомнить нашумевшие работы профессора археологии Тель-Авивского университета Зеева Херцога, в которых он говорит о том, что «израильтяне никогда не были в Египте, не странствовали по пустыне, не завоёвывали страну в ходе военной кампании и не стали предком 12 колен израилевых. Вероятно, труднее будет смириться с тем фактом, что единая монархия Давида и Соломона, которую Библия описывает как влиятельную региональную силу, была всего лишь небольшим племенным царством. И неприятным шоком для многих окажется то, что Бог Израиля, Иегова, имел супругу женского пола, и что ранняя израильская религия приняла монотеизм лишь на закате монархии, а вовсе не на горе Синай».
*** По ссылке см. интересные соображения относительно сроков и состава формирования канонического Танаха.
**** Речь прежде всего об Апокалипсисе Иоанна Богослова. Хотя, например, некоторые библеисты считает, что Первое Послание к Фессалоникийцам написано около 52 года, правда там ни слова нет про разрушение Иерусалима.
***** - Отчасти это связано с художественными достоинствами Романа, а отчасти с тем, что непростые времена не то что не пройдут - они множатся и ширятся и конца-края этому пока не видно, причем уже в мировом масштабе.