logo
Глазами космополита
logo
0
читателей
Глазами космополита  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Истории о людях и путешествиях, рассказанные без предубеждений. Взгляд на мир глазами космополита.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Базовый 500₽ месяц 4 800₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Глазами космополита
Доступны сообщения

Вы видите публикации раньше всех и можете их комментировать

Оформить подписку
Продвинутый 700₽ месяц 6 720₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Глазами космополита
Доступны сообщения

Вы получаете доступ к новым видеороликам, видите публикации раньше всех и можете оставлять комментарии

Оформить подписку
Привилегированный 1 000₽ месяц 9 600₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Глазами космополита
Доступны сообщения

Для вас открыт доступ к дополнительным статьям, вы можете сами предлагать темы для будущих материалов, вам доступен просмотр видеороликов и возможность оставлять комментарии

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
Смотреть: 11+ мин
logo Глазами космополита

Миф о христопродавцах

Доступно подписчикам уровня
«Продвинутый»
Подписаться за 700₽ в месяц

Смотреть: 5+ мин
logo Глазами космополита

Еврей - это... (продолжите фразу)

Вопрос, ‎с‏ ‎ответом ‎на ‎который ‎нет ‎никакой‏ ‎ясности ‎не‏ ‎только‏ ‎у ‎тех, ‎кто‏ ‎смотрит ‎на‏ ‎евреев ‎со ‎стороны, ‎но‏ ‎и‏ ‎у ‎тех,‏ ‎кого ‎он‏ ‎касается ‎непосредственно. ‎Почему ‎так ‎происходит,‏ ‎каковы‏ ‎варианты ‎ответов‏ ‎и ‎что‏ ‎мне ‎мешает ‎с ‎ними ‎согласиться?‏ ‎В‏ ‎очередном‏ ‎видео ‎-‏ ‎мое ‎строго‏ ‎субъективное ‎мнение.‏ ‎Хотите‏ ‎поспорить ‎или‏ ‎поделиться ‎своими ‎соображениями, ‎пишите ‎в‏ ‎комментариях.

Читать: 26+ мин
logo С Богом по жизни

Мир, в который пришел Христос

Доступно подписчикам уровня
«Большие статьи»
Подписаться за 100₽ в месяц

Первым читателям Евангелий был хорошо знаком тот мир, в который пришел Иисус, чего не скажешь о нас. О Палестине в дни Христа Б. Дин пишет, что ее “ландшафт остался прежним с тех пор, как Авраам впервые разбил свой шатер в Сихеме”, но “все остальное стало другим”. Откуда взялись такие изменения?

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

Колесо Сансары и трансдисциплинарность

Продолжим ‎начатый‏ ‎предыдущем ‎посте ‎разговор ‎о ‎религии‏ ‎и ‎реинкарнации,‏ ‎но‏ ‎теперь ‎обратимся ‎к‏ ‎механике ‎процесса.

Базовой‏ ‎схемой, ‎описывающей ‎процесс, ‎является‏ ‎колесо‏ ‎Сансары

Вот ‎его‏ ‎традиционное ‎представление.‏ ‎Описание ‎см. ‎по ‎ссылке. Индуистские, ‎джайнистские‏ ‎и‏ ‎буддийские ‎описания‏ ‎могут ‎отличатся‏ ‎в ‎трактовках, ‎но ‎как ‎правило‏ ‎общую‏ ‎схему‏ ‎все ‎описывают‏ ‎одинаково.

Также ‎я‏ ‎специально ‎нашел‏ ‎картинку‏ ‎без ‎красивостей,‏ ‎но ‎со ‎стрелочками. ‎Согласно ‎базовой‏ ‎модели, ‎реинкарнация‏ ‎происходить‏ ‎множество ‎раз, ‎пока‏ ‎душа ‎либо‏ ‎не ‎сольется ‎с ‎Абсолютом‏ ‎либо‏ ‎не ‎прекратит‏ ‎своё ‎существование.

В‏ ‎графическом ‎виде ‎переход ‎Абсолюту ‎(Брахме‏ ‎в‏ ‎индуизме, ‎Нирване‏ ‎в ‎буддизме)‏ ‎рисуют ‎обычно ‎так

Если ‎это ‎представить‏ ‎на‏ ‎структурной‏ ‎матрице, ‎то‏ ‎все ‎эти‏ ‎картинки ‎можно‏ ‎обобщить‏ ‎следующим ‎образом.

Колесо‏ ‎Сансары ‎с ‎выходом ‎в ‎Абсолют‏ ‎(Брахму, ‎Нирвану)

Колесо‏ ‎Сансары‏ ‎с ‎удалением ‎от‏ ‎абсолюта ‎и‏ ‎прекращением ‎существования.

Земная ‎жизнь ‎в‏ ‎данной‏ ‎концепции ‎происходит‏ ‎только ‎в‏ ‎левой ‎верхней ‎четверти ‎матрицы.

Собственно, ‎если‏ ‎проанализировать‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎структурной‏ ‎матрицы ‎авраамические ‎и ‎политеистические ‎религии,‏ ‎то‏ ‎окажется,‏ ‎что ‎земная‏ ‎жизнь ‎там‏ ‎располагается ‎примерно‏ ‎там‏ ‎же.

Колеса ‎Сансары‏ ‎как ‎будто ‎нет, ‎но ‎элементы‏ ‎механизма ‎все‏ ‎на‏ ‎своих ‎местах.

А ‎если‏ ‎еще ‎добавить‏ ‎одну ‎из ‎моих ‎любимых‏ ‎цитат‏ ‎из ‎Милорада‏ ‎Павича

Слушайте ‎теперь‏ ‎то, ‎чего ‎вы ‎не ‎знаете.‏ ‎Три‏ ‎реки ‎античного‏ ‎мира ‎мёртвых‏ ‎— ‎Ахеронт, ‎Пирифлегетон ‎и ‎Коцит‏ ‎—‏ ‎принадлежат‏ ‎сейчас ‎преисподним‏ ‎ислама, ‎иудаизма‏ ‎и ‎христианства;‏ ‎их‏ ‎русла ‎разделяют‏ ‎три ‎ада ‎— ‎геену, ‎ад‏ ‎и ‎ледяную‏ ‎преисподнюю‏ ‎магометан ‎— ‎под‏ ‎территорией ‎бывшей‏ ‎страны ‎хазар. ‎Здесь ‎как‏ ‎раз‏ ‎и ‎сходятся‏ ‎границы ‎трёх‏ ‎загробных ‎миров: ‎огненное ‎государство ‎Сатаны‏ ‎с‏ ‎девятью ‎кругами‏ ‎христианского ‎ада,‏ ‎с ‎троном ‎Люцифера ‎и ‎знамёнами‏ ‎владыки‏ ‎тьмы;‏ ‎исламский ‎ад‏ ‎с ‎царством‏ ‎ледяных ‎мук‏ ‎Иблиса‏ ‎и ‎область‏ ‎Гевары ‎с ‎левой ‎стороны ‎от‏ ‎Храма, ‎где‏ ‎сидят‏ ‎еврейские ‎боги ‎зла,‏ ‎вожделения ‎и‏ ‎голода, ‎геена ‎во ‎власти‏ ‎Асмодея.‏ ‎Эти ‎три‏ ‎ада ‎существуют‏ ‎отдельно, ‎граница ‎между ‎ними ‎пропахана‏ ‎железным‏ ‎плугом, ‎и‏ ‎никому ‎не‏ ‎позволено ‎её ‎переходить.
Правда, ‎вы ‎эти‏ ‎три‏ ‎ада‏ ‎представляете ‎себе‏ ‎неправильно, ‎потому‏ ‎что ‎у‏ ‎вас‏ ‎нет ‎опыта.‏ ‎В ‎еврейском ‎аду ‎в ‎державе‏ ‎ангела ‎тьмы‏ ‎и‏ ‎греха ‎Велиала, ‎корчатся‏ ‎в ‎огне‏ ‎вовсе ‎не ‎евреи, ‎как‏ ‎вы‏ ‎думаете. ‎Там‏ ‎горят ‎одни‏ ‎лишь ‎арабы ‎и ‎христиане. ‎Точно‏ ‎так‏ ‎же ‎и‏ ‎в ‎христианском‏ ‎пекле ‎нет ‎христиан ‎— ‎в‏ ‎огонь‏ ‎там‏ ‎попадают ‎магометане‏ ‎или ‎сыны‏ ‎и ‎дочери‏ ‎Давида;‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎как ‎в ‎магометанском ‎аду‏ ‎страдают ‎только‏ ‎христиане‏ ‎и ‎евреи, ‎ни‏ ‎одного ‎турка‏ ‎или ‎араба ‎там ‎нет.‏ ‎(М,‏ ‎Павич. ‎«Хазарский‏ ‎словарь»)

То ‎выяснится,‏ ‎что ‎правый ‎квадратик ‎можно ‎разделить‏ ‎на‏ ‎три ‎части‏ ‎(ориентация ‎и‏ ‎порядок ‎расположения ‎взяты ‎условно, ‎пока‏ ‎над‏ ‎этим‏ ‎глубоко ‎не‏ ‎думал)

Соответственно ‎цветом‏ ‎помечены ‎этапы‏ ‎развития‏ ‎религиозного ‎сознания:‏ ‎от ‎простейших ‎представлений ‎(трехчастный ‎мир‏ ‎шаманизма ‎и‏ ‎родноверия)‏ ‎до ‎системы ‎«мировых»‏ ‎авраамических ‎религий.‏ ‎Представления ‎усложняются, ‎расширяются ‎и‏ ‎того‏ ‎гляди ‎через‏ ‎50-100 ‎лет‏ ‎по ‎крайней ‎меер ‎в ‎христианстве‏ ‎дойдет‏ ‎до ‎колеса‏ ‎Сансары ‎и‏ ‎признания ‎реинкарнации.

Хотя ‎например ‎христианство ‎при‏ ‎зарождении‏ ‎и‏ ‎в ‎первые‏ ‎века ‎своего‏ ‎существования ‎вполне‏ ‎допускало‏ ‎реинкарнацию, но ‎потом‏ ‎с ‎этим ‎быстро ‎покончили, ‎после‏ ‎того, ‎как‏ ‎религия‏ ‎стала ‎официальной ‎в‏ ‎Римской ‎империи

Если‏ ‎же ‎говорить ‎непосредственно ‎о‏ ‎концепции‏ ‎реинкарнации, ‎то‏ ‎рис. ‎4‏ ‎и ‎5 ‎дают ‎нам ‎существенную‏ ‎корректировку:‏ ‎для ‎достижения‏ ‎Абсолюта ‎душа‏ ‎должна ‎увеличивать ‎испытания ‎— ‎поскольку‏ ‎размах‏ ‎спирали‏ ‎возрастает.

И ‎чем‏ ‎более ‎упорядочено‏ ‎ваше ‎земное‏ ‎существование,‏ ‎тем ‎более‏ ‎беспокойным ‎и ‎хаотичным ‎будет ‎посмертное.

Читать: 3+ мин
logo С Богом по жизни

Закон Моисея о женщинах

Бог ‎велел‏ ‎Моисею ‎пересчитать ‎мужчин ‎в ‎двух‏ ‎группах: ‎тех,‏ ‎которые‏ ‎должны ‎были ‎служить‏ ‎в ‎армии‏ ‎(Чис. ‎1:1-3), ‎и ‎тех,‏ ‎которые‏ ‎должны ‎были‏ ‎служить ‎в‏ ‎храмах ‎(Чис. ‎1:20-50; ‎3:5-10, ‎14,‏ ‎15).‏ ‎Женщин ‎не‏ ‎обязывали ‎нести‏ ‎воинскую ‎службу ‎и ‎не ‎позволяли‏ ‎быть‏ ‎священниками.‏ ‎Бог ‎велел‏ ‎Моисею ‎пересчитать‏ ‎всех ‎первенцев‏ ‎мужского‏ ‎пола ‎в‏ ‎Израиле ‎как ‎принадлежавших ‎Ему, ‎но‏ ‎не ‎женского‏ ‎(Чис.‏ ‎3:40, ‎45; ‎Исх.‏ ‎13:12; ‎22:29).

Каждому‏ ‎мужчине ‎в ‎Израиле ‎предписывалось‏ ‎трижды‏ ‎в ‎году‏ ‎являться ‎пред‏ ‎Господом ‎(Исх. ‎23:17). ‎Мужчинам ‎племени‏ ‎священнослужителей‏ ‎позволялось ‎есть‏ ‎от ‎жертвоприношений‏ ‎(Лев. ‎6:18, ‎29; ‎7:6).

Если ‎женщина‏ ‎рожала‏ ‎девочку,‏ ‎для ‎ее‏ ‎очищения ‎требовался‏ ‎более ‎длительный‏ ‎срок,‏ ‎чем ‎если‏ ‎она ‎рожала ‎мальчика ‎(Лев. ‎12:1-8).‏ ‎Когда ‎на‏ ‎войне‏ ‎брали ‎пленников, ‎всех‏ ‎мужчин ‎и‏ ‎женщин ‎предписывалось ‎убивать, ‎за‏ ‎исключением‏ ‎девственниц ‎(Чис.‏ ‎31:17, ‎18).

Семейное‏ ‎наследство ‎должно ‎было ‎делиться ‎между‏ ‎сыновьями,‏ ‎а ‎первородному‏ ‎сыну ‎полагалась‏ ‎двойная ‎часть ‎(Втор. ‎21:16, ‎17).‏ ‎Родовое‏ ‎имя‏ ‎и ‎наследство‏ ‎должны ‎были‏ ‎сохранятся ‎по‏ ‎мужской‏ ‎линии. ‎Если‏ ‎муж ‎умирал, ‎его ‎жена ‎должна‏ ‎была ‎родить‏ ‎детей‏ ‎от ‎его ‎брата,‏ ‎чтобы ‎создать‏ ‎семью ‎и ‎сохранить ‎имя‏ ‎умершего‏ ‎(Втор. ‎25:5-10).‏ ‎Мужу ‎не‏ ‎предписывалось ‎создавать ‎семью ‎для ‎жены,‏ ‎которая‏ ‎умерла ‎бездетной.‏ ‎У ‎мужчин‏ ‎было ‎много ‎жен, ‎но ‎нигде‏ ‎не‏ ‎сказано,‏ ‎чтобы ‎у‏ ‎женщины ‎было‏ ‎несколько ‎мужей.

Мы‏ ‎не‏ ‎можем ‎знать‏ ‎наверняка, ‎почему ‎женщина, ‎надевавшая ‎мужскую‏ ‎одежду, ‎или‏ ‎мужчина,‏ ‎надевавший ‎женское, ‎были‏ ‎“мерзки” ‎пред‏ ‎Богом ‎(Втор. ‎22:5). ‎Возможно,‏ ‎потому,‏ ‎что ‎Бог‏ ‎создал ‎их‏ ‎разными ‎и ‎хотел, ‎чтобы ‎каждый‏ ‎из‏ ‎них ‎играл‏ ‎свою ‎роль,‏ ‎не ‎старался ‎походить ‎на ‎противоположный‏ ‎пол‏ ‎и‏ ‎не ‎играл‏ ‎роль ‎противоположного‏ ‎пола. ‎Осуждение‏ ‎в‏ ‎Новом ‎Завете‏ ‎женоподобных ‎мужчин ‎(1 ‎Кор. ‎6:9)‏ ‎указывает ‎на‏ ‎то,‏ ‎что ‎Бог ‎по-прежнему‏ ‎не ‎приемлет‏ ‎мужчин ‎в ‎обличье ‎женщин‏ ‎и‏ ‎женщин ‎в‏ ‎обличье ‎мужчин.‏ ‎Мужчинам ‎и ‎женщинам ‎предписывается ‎иметь‏ ‎разную‏ ‎длину ‎волос.‏ ‎По ‎Божьему‏ ‎замыслу ‎для ‎женщины ‎иметь ‎длинные‏ ‎волосы‏ ‎почетно,‏ ‎а ‎для‏ ‎мужчины ‎-‏ ‎позорно ‎(1‏ ‎Кор.‏ ‎11:14, ‎15).‏ ‎Божий ‎замысел ‎в ‎отношении ‎разных‏ ‎ролей ‎для‏ ‎мужчин‏ ‎и ‎женщин ‎можно‏ ‎видеть ‎в‏ ‎том, ‎какой ‎внешний ‎облик‏ ‎они‏ ‎должны ‎иметь.

Согласно‏ ‎закону ‎оценка‏ ‎мужчины, ‎дающего ‎обет, ‎должна ‎была‏ ‎составлять‏ ‎пятьдесят ‎сиклей‏ ‎серебра, ‎а‏ ‎оценка ‎женщины ‎в ‎возрасте ‎от‏ ‎двадцати‏ ‎до‏ ‎шестидесяти ‎лет‏ ‎- ‎тридцать‏ ‎сиклей ‎(Лев.‏ ‎27:1-7).‏ ‎Более ‎бедные‏ ‎должны ‎были ‎оцениваться ‎по ‎усмотрению‏ ‎священника ‎(Лев.‏ ‎27:8).‏ ‎Это ‎может ‎означать,‏ ‎что ‎оценка‏ ‎больше ‎основывалась ‎на ‎платежеспособности,‏ ‎чем‏ ‎на ‎достоинствах‏ ‎человека. ‎Мужчины‏ ‎зарабатывали ‎деньги ‎и ‎поэтому, ‎наверное,‏ ‎были‏ ‎более ‎платежеспособны,‏ ‎чем ‎женщины.

Мужчины‏ ‎всегда ‎были ‎обязаны ‎выполнять ‎свои‏ ‎обеты.‏ ‎Если‏ ‎же ‎отец‏ ‎или ‎муж‏ ‎запрещал ‎своей‏ ‎дочери‏ ‎или ‎жене‏ ‎давать ‎обет, ‎тогда ‎ее ‎обет‏ ‎становился ‎необязательным.‏ ‎У‏ ‎мужчин ‎было ‎право‏ ‎подтверждать ‎или‏ ‎отменять ‎обеты ‎женщин ‎в‏ ‎семье‏ ‎(Чис. ‎30:1-15).‏ ‎Закон ‎не‏ ‎предусматривал, ‎чтобы ‎женщины ‎как-то ‎влияли‏ ‎на‏ ‎обеты, ‎которые‏ ‎давали ‎мужчины.‏ ‎Все ‎это ‎еще ‎раз ‎указывает‏ ‎на‏ ‎верховенство‏ ‎мужчины ‎в‏ ‎доме.


Читать: 9+ мин
logo По сусекам памяти

Почему евреи нигде не прижились и почему их всегда притесняли

На ‎протяжении‏ ‎многих ‎веков ‎еврейский ‎народ ‎притеснялся‏ ‎практически ‎повсеместно.‏ ‎В‏ ‎Древнем ‎Египте ‎евреев‏ ‎сделали ‎рабами,‏ ‎в ‎Средневековой ‎Европе ‎они‏ ‎были‏ ‎подвергнуты ‎жестоким‏ ‎гонениям, ‎а‏ ‎в ‎середине ‎XX ‎века ‎могли‏ ‎быть‏ ‎вообще ‎полностью‏ ‎истреблены ‎фашистами.‏ ‎Даже ‎в ‎современном, ‎относительно ‎толерантном‏ ‎мире,‏ ‎к‏ ‎евреям ‎не‏ ‎все ‎хорошо‏ ‎относятся. ‎Но‏ ‎почему‏ ‎же ‎так‏ ‎происходит?

Как ‎римляне ‎выгнали ‎евреев ‎из‏ ‎Израиля

Считается, ‎что‏ ‎основные‏ ‎причины ‎антисемитизма ‎кроются‏ ‎в ‎культуре‏ ‎и ‎религии. ‎Еврейский ‎народ‏ ‎исповедует‏ ‎монотеистическую ‎религию‏ ‎― ‎иудаизм.‏ ‎В ‎данном ‎вероучении ‎говорится, ‎что‏ ‎евреи‏ ‎― ‎народ‏ ‎богоизбраный, ‎особенный‏ ‎и ‎уникальный. ‎Исторически, ‎остальные ‎народы‏ ‎были‏ ‎для‏ ‎евреев ‎как‏ ‎бы ‎«людьми‏ ‎второго ‎сорта»,‏ ‎а‏ ‎религии ‎этих‏ ‎этносов ‎евреями ‎высмеивались.

Израиль ‎евреям ‎пришлось‏ ‎покинуть: ‎его‏ ‎в‏ ‎I ‎веке ‎до‏ ‎нашей ‎эры‏ ‎захватили ‎римляне, ‎которым ‎сильно‏ ‎не‏ ‎нравилось, ‎что‏ ‎еврейский ‎народ‏ ‎не ‎уважает ‎их ‎культуру ‎и‏ ‎религию.‏ ‎Это ‎привело‏ ‎к ‎ряду‏ ‎кровопролитных ‎войн ‎и ‎иудейских ‎восстаний.‏ ‎Особенно‏ ‎страшным‏ ‎стало ‎восстание‏ ‎Бар-Кохбы, ‎произошедшее‏ ‎в ‎132‏ ‎году‏ ‎и ‎продлившееся‏ ‎четыре ‎года. ‎Евреи ‎тогда ‎буквально‏ ‎вырезали ‎почти‏ ‎всех‏ ‎римлян ‎и ‎греков‏ ‎в ‎провинции‏ ‎Иудея, ‎после ‎чего ‎оказали‏ ‎сильное‏ ‎и ‎удачное‏ ‎сопротивление ‎карательным‏ ‎отрядам ‎Рима.

Для ‎подавления ‎иудейского ‎восстания‏ ‎император‏ ‎Андриан ‎перебросил‏ ‎на ‎Ближний‏ ‎Восток ‎13 ‎британских ‎легионов ‎(в‏ ‎каждом‏ ‎легионе‏ ‎могло ‎быть‏ ‎до ‎10‏ ‎тысяч ‎человек),‏ ‎два‏ ‎из ‎которых‏ ‎были ‎полностью ‎уничтожены. ‎Правительство ‎Рима‏ ‎уже ‎поняло,‏ ‎что‏ ‎конца ‎и ‎края‏ ‎иудейским ‎восстаниям‏ ‎не ‎предвидится, ‎потому ‎решило‏ ‎действовать‏ ‎по-другому. ‎Римляне‏ ‎стали ‎делать‏ ‎всё, ‎чтобы ‎стереть ‎любые ‎упоминания‏ ‎о‏ ‎евреях ‎из‏ ‎истории. ‎Еврейский‏ ‎народ ‎изгнали ‎с ‎территории ‎Израиля,‏ ‎а‏ ‎саму‏ ‎провинцию ‎Иудея‏ ‎переименовали ‎в‏ ‎Сирийскую ‎Палестину.‏ ‎Город‏ ‎Иерусалим ‎стал‏ ‎называться ‎Элия ‎Капитолина, ‎а ‎тем,‏ ‎кто ‎исповедовал‏ ‎иудаизм,‏ ‎грозила ‎смертная ‎казнь.

Гонения‏ ‎на ‎евреев‏ ‎в ‎Средние ‎века

Во ‎II‏ ‎веке‏ ‎нашей ‎эры‏ ‎антисемитами ‎оказались‏ ‎христиане. ‎Мотивация ‎у ‎христиан ‎была:‏ ‎Иисуса‏ ‎Христа ‎евреи‏ ‎не ‎считали‏ ‎мессией, ‎к ‎тому ‎же, ‎в‏ ‎нулевом‏ ‎году‏ ‎нашей ‎эры‏ ‎они ‎были‏ ‎причастны ‎к‏ ‎его‏ ‎распятию! ‎Еврейский‏ ‎народ ‎был ‎объявлен ‎«богоубийцей», ‎а‏ ‎потому ‎подлежал‏ ‎уничтожению.

Ростовщичество‏ ‎также ‎ставилось ‎в‏ ‎вину ‎иудеям.‏ ‎Христианам ‎на ‎государственном ‎и‏ ‎религиозном‏ ‎уровне ‎было‏ ‎запрещено ‎давать‏ ‎кому-либо ‎деньги ‎под ‎проценты, ‎хитрые‏ ‎же‏ ‎евреи ‎делали‏ ‎это ‎почти‏ ‎поголовно: ‎а ‎что, ‎если ‎спрос‏ ‎есть‏ ‎―‏ ‎чего ‎ж‏ ‎не ‎заработать‏ ‎на ‎нём.‏ ‎Большая‏ ‎часть ‎христианского‏ ‎населения ‎в ‎те ‎годы ‎была‏ ‎малограмотной ‎и‏ ‎бедной.‏ ‎Эти ‎тёмные, ‎но‏ ‎очень ‎религиозные‏ ‎люди ‎считали, ‎что ‎евреи‏ ‎(которые,‏ ‎по ‎сути,‏ ‎просто ‎умели‏ ‎«вертеться») ‎были ‎невероятно ‎богатыми. ‎Все‏ ‎завидовали‏ ‎евреям, ‎каждый‏ ‎раз ‎стараясь‏ ‎обвинить ‎в ‎нечестных ‎манипуляциях.

В ‎разные‏ ‎годы‏ ‎евреев‏ ‎выселяли ‎из‏ ‎Франции, ‎Португалии,‏ ‎Германии, ‎Австрии.‏ ‎В‏ ‎1492 ‎году‏ ‎Испания ‎полностью ‎выгнала ‎иудеев ‎из‏ ‎своего ‎полуострова,‏ ‎ведь‏ ‎те ‎отказывались ‎креститься.‏ ‎Евреев ‎даже‏ ‎обвиняли ‎в ‎колдовстве ‎и‏ ‎ритуальных‏ ‎убийствах ‎«праведных‏ ‎христиан». ‎Примерно‏ ‎тогда ‎же ‎евреев ‎приютила ‎Османская‏ ‎империя,‏ ‎предоставив ‎свои‏ ‎земли, ‎обеспечив‏ ‎защиту ‎и ‎освободив ‎от ‎некоторых‏ ‎налогов.

Притеснения‏ ‎евреев‏ ‎в ‎Киевской‏ ‎Руси, ‎Российской‏ ‎империи ‎и‏ ‎СССР

Первые‏ ‎недовольства ‎на‏ ‎тему ‎евреев ‎на ‎Руси ‎возникли‏ ‎ещё ‎во‏ ‎времена‏ ‎правления ‎Святополка. ‎Тот‏ ‎предоставил ‎иудеям‏ ‎многие ‎«христианские ‎вольности», ‎чем‏ ‎вызвал‏ ‎недовольство, ‎как‏ ‎киевлян, ‎так‏ ‎и ‎остальных ‎жителей ‎Киевской ‎Руси.

В‏ ‎1727‏ ‎году, ‎во‏ ‎времена ‎правления‏ ‎Екатерины ‎I, ‎евреев ‎решили ‎выселить‏ ‎из‏ ‎Российской‏ ‎империи. ‎Исключение‏ ‎делалось ‎лишь‏ ‎для ‎тех,‏ ‎кто‏ ‎примет ‎христианство.‏ ‎В ‎1791 ‎году ‎уже ‎Екатерина‏ ‎II ‎определила‏ ‎«черту‏ ‎оседлости» ‎для ‎евреев:‏ ‎это ‎были‏ ‎территории ‎площадью ‎1200 ‎тысяч‏ ‎квадратных‏ ‎километров, ‎включавшие‏ ‎в ‎себя‏ ‎в ‎основном ‎города ‎и ‎«местечки»‏ ‎(малые‏ ‎города), ‎расположенные‏ ‎в ‎Беларуси,‏ ‎Литве, ‎Украине, ‎Царстве ‎Польском. ‎За‏ ‎пределами‏ ‎этих‏ ‎территорий ‎разрешалось‏ ‎селиться ‎лишь‏ ‎врачам, ‎другим‏ ‎ценным‏ ‎специалистам, ‎имеющим‏ ‎высшее ‎образование, ‎некоторым ‎ремесленникам, ‎прикреплённым‏ ‎к ‎цехам‏ ‎и‏ ‎отслужившим ‎рекрутам.

К ‎концу‏ ‎XIX ‎века‏ ‎в ‎Российской ‎империи ‎проживало‏ ‎более‏ ‎пяти ‎миллионов‏ ‎евреев. ‎Около‏ ‎полутора ‎миллионов ‎из ‎них, ‎по‏ ‎причине‏ ‎притеснений ‎в‏ ‎1881―1914 ‎годы‏ ‎эмигрировало ‎в ‎США.

Геноцид ‎евреев ‎во‏ ‎время‏ ‎Второй‏ ‎мировой

В ‎отдельных‏ ‎населённых ‎пунктах‏ ‎(Минск, ‎Витебск,‏ ‎Гродно,‏ ‎Киев, ‎Варшава)‏ ‎в ‎довоенные ‎годы ‎количество ‎евреев‏ ‎достигало ‎40%‏ ‎населения.‏ ‎И ‎именно ‎эти‏ ‎территории ‎первыми‏ ‎подверглись ‎нападению ‎фашистской ‎Германии.‏ ‎Гитлер‏ ‎невзлюбил ‎евреев,‏ ‎считая, ‎что‏ ‎они ‎умственно ‎и ‎физически ‎неполноценны,‏ ‎а‏ ‎потому ‎должны‏ ‎быть ‎уничтожены,‏ ‎чтобы ‎заселённые ‎ими ‎(а ‎также‏ ‎славянами,‏ ‎цыганами,‏ ‎африканцами ‎и‏ ‎прочими ‎«низшими‏ ‎расами») ‎земли‏ ‎достались‏ ‎«арийской ‎расе».‏ ‎Только ‎вот ‎единственное ‎исследование, ‎исходя‏ ‎из ‎которого,‏ ‎евреи‏ ‎оказались ‎«ущербной» ‎расой,‏ ‎было ‎проведено‏ ‎самими ‎гитлеровцами, ‎качественно ‎подтасовано,‏ ‎а‏ ‎пропаганда ‎изложенных‏ ‎тезисов ‎―‏ ‎раздута ‎до ‎мировых ‎масштабов.

Роль ‎евреев‏ ‎в‏ ‎современном ‎мире

Современные‏ ‎историки ‎считают,‏ ‎что ‎антисемитизм ‎в ‎XX ‎веке‏ ‎и‏ ‎позднее‏ ‎всё ‎ещё‏ ‎диктуется ‎завистью‏ ‎к ‎«богатым‏ ‎и‏ ‎жадным» ‎евреям,‏ ‎а ‎также ‎их ‎нежеланием ‎ассимилироваться‏ ‎с ‎другими‏ ‎народами.‏ ‎За ‎долгие ‎годы‏ ‎угнетения ‎еврейский‏ ‎народ ‎вынужденно ‎научился ‎выживанию‏ ‎и‏ ‎изворотливости.

Сегодня ‎в‏ ‎мире ‎насчитывается‏ ‎до ‎25 ‎млн ‎евреев ‎(в‏ ‎это‏ ‎число ‎входят‏ ‎те, ‎кто‏ ‎осознаёт ‎и ‎называет ‎себя ‎евреями),‏ ‎из‏ ‎них‏ ‎15,2 ‎млн‏ ‎исповедуют ‎иудаизм.‏ ‎При ‎этом‏ ‎в‏ ‎Израиле ‎проживает‏ ‎всего ‎около ‎9,2 ‎млн, ‎в‏ ‎США ‎―‏ ‎до‏ ‎шести ‎млн, ‎в‏ ‎России ‎―‏ ‎около ‎150 ‎тысяч. ‎Даже‏ ‎в‏ ‎современном ‎многонациональном‏ ‎мире ‎эта‏ ‎нация ‎не ‎пытается ‎походить ‎на‏ ‎какой-либо‏ ‎из ‎титульных‏ ‎этносов ‎страны‏ ‎проживания, ‎а ‎культуру ‎и ‎традиции‏ ‎перенимает‏ ‎лишь‏ ‎частично. ‎Религиозная‏ ‎идентичность ‎иудеев‏ ‎чаще ‎всего‏ ‎сохраняется‏ ‎в ‎полной‏ ‎мере.

Почему ‎евреев ‎ненавидят ‎арабы

Широко ‎распространено‏ ‎мнение, ‎что‏ ‎ислам‏ ‎ненавидит ‎иудаизм. ‎Это‏ ‎совсем ‎не‏ ‎так: ‎наоборот, ‎мусульмане ‎терпимо‏ ‎относятся‏ ‎к ‎иудейской‏ ‎религии, ‎считая‏ ‎её ‎максимально ‎близкой ‎к ‎«правильной».

А‏ ‎вот‏ ‎с ‎арабами-мусульманами‏ ‎у ‎евреев‏ ‎давний ‎спор ‎из-за ‎территорий, ‎которые‏ ‎в‏ ‎разные‏ ‎годы ‎населяли‏ ‎и ‎те,‏ ‎и ‎другие.‏ ‎Основной‏ ‎спор ‎возник,‏ ‎когда ‎в ‎1948 ‎году ‎было‏ ‎создано ‎государство‏ ‎Израиль.‏ ‎В ‎VII ‎веке‏ ‎нашей ‎эры‏ ‎арабы ‎завоевали ‎ближневосточные ‎территории‏ ‎и‏ ‎стали ‎считать‏ ‎их ‎своими.‏ ‎Только ‎вот ‎иудеи ‎жили ‎на‏ ‎этих‏ ‎землях ‎задолго‏ ‎до ‎палестинцев:‏ ‎примерно ‎со ‎второго ‎тысячелетия ‎до‏ ‎нашей‏ ‎эры.‏ ‎Когда ‎же‏ ‎был ‎создан‏ ‎Израиль, ‎закономерно‏ ‎возник‏ ‎территориальный ‎конфликт.‏ ‎Арабы ‎считают ‎евреев ‎фашистами, ‎а‏ ‎геноцид ‎при‏ ‎Холокосте‏ ‎― ‎отрицают.

Почему ‎евреев‏ ‎ненавидят ‎все?

«Все‏ ‎народы ‎друг ‎друга ‎ненавидят.‏ ‎Только‏ ‎все ‎вместе‏ ‎они ‎ненавидят‏ ‎евреев», ‎― ‎писал ‎Марк ‎Твен.‏ ‎Фактически,‏ ‎евреи ‎долго‏ ‎не ‎имели‏ ‎собственной ‎страны, ‎а, ‎соответственно, ‎никакой‏ ‎защиты,‏ ‎но‏ ‎жили ‎почти‏ ‎повсеместно. ‎Именно‏ ‎поэтому ‎все‏ ‎беды‏ ‎(например, ‎неурожай)‏ ‎было ‎принято ‎списывать ‎на ‎присутствие‏ ‎евреев.

Иудеи ‎«создали»‏ ‎христианство,‏ ‎но ‎отказались ‎от‏ ‎него: ‎весь‏ ‎мир ‎оценил ‎это ‎как‏ ‎предательство.‏ ‎В ‎современном‏ ‎времени ‎многие‏ ‎евреи ‎добились ‎солидных ‎успехов: ‎практически‏ ‎не‏ ‎существует ‎таких‏ ‎сфер ‎деятельности,‏ ‎у ‎«верхушки» ‎которых ‎бы ‎так‏ ‎или‏ ‎иначе‏ ‎не ‎стоял‏ ‎хоть ‎один‏ ‎еврей. ‎Естественно,‏ ‎это‏ ‎вызывает ‎зависть:‏ ‎евреев ‎даже ‎обвиняют ‎в ‎мировом‏ ‎заговоре ‎и‏ ‎попытках‏ ‎захватить ‎мир.

Посмотрите ‎хотя‏ ‎бы, ‎сколько‏ ‎евреев ‎в ‎правительстве ‎Байдена.‏ ‎Это‏ ‎объясняет ‎то,‏ ‎почему ‎они‏ ‎так ‎помогают ‎Израилю?

Источник ‎

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Принцип сменяемости структур и исторический процесс. ч.3. религиозный вопрос

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Angry Bonds неформат

Новый русский гностицизм, или куда нас заведёт боевое булгаковедение

Непосредственным ‎поводом‏ ‎к ‎данному ‎посту, ‎наверное, ‎стала вот‏ ‎эта ‎лекция‏ ‎Валерия‏ ‎Бондаренко ‎3-х ‎летней‏ ‎давности, которая ‎заставила‏ ‎меня ‎несколько ‎иначе ‎взглянуть‏ ‎на‏ ‎роман ‎"Мастер‏ ‎и ‎Маргарита"‏ ‎(далее ‎по ‎тексту ‎- ‎Роман).‏ ‎Не‏ ‎с ‎литературной,‏ ‎но ‎с‏ ‎социальной ‎точки ‎зрения: ‎я ‎начал‏ ‎рассматривать‏ ‎и‏ ‎осмыслять ‎его‏ ‎как ‎явление‏ ‎общественной ‎жизни.

За‏ ‎истекшее‏ ‎время ‎я‏ ‎прослушал ‎с ‎десяток ‎аналогичных ‎лекций‏ ‎- ‎и‏ ‎религиозных,‏ ‎и ‎атеистических, ‎и‏ ‎советских, ‎и‏ ‎антисоветских, ‎да ‎и ‎просто‏ ‎и‏ ‎откровенно ‎безумных‏ ‎авторов. ‎Также‏ ‎прочитал ‎некоторое ‎количество ‎исследований ‎тоже‏ ‎разной‏ ‎степени ‎буйства‏ ‎фантазии. ‎Наиболее‏ ‎занятное ‎- ‎это ‎толкование ‎романа в‏ ‎контексте‏ ‎теории‏ ‎пассионарности ‎Льва‏ ‎Гумилева ‎и‏ ‎привязка ‎всего‏ ‎этого‏ ‎к ‎анализу‏ ‎текущей ‎политической ‎ситуации. ‎

По ‎итогу‏ ‎стало ‎понятно,‏ ‎что‏ ‎этот ‎роман ‎(а)‏ ‎действительно ‎"больше‏ ‎чем ‎роман"; ‎(б) ‎в‏ ‎современной‏ ‎интеллектуальной ‎жизни‏ ‎вокруг ‎него‏ ‎сегодня ‎наблюдаются ‎процессы, ‎аналогичные ‎тому‏ ‎что‏ ‎творилось ‎вокруг‏ ‎Танаха ‎в‏ ‎V-I ‎веках ‎до ‎н.э. ‎в‏ ‎Израиле‏ ‎и‏ ‎вокруг ‎Евангелий‏ ‎во ‎II-IV‏ ‎веках ‎в‏ ‎Египте‏ ‎и ‎Сирии.‏ ‎Благо ‎проблемы ‎все ‎три ‎книги‏ ‎затрагивают ‎самого‏ ‎высокого‏ ‎уровня. ‎

Д.А. ‎Пригов‏ ‎как-то ‎сказал,‏ ‎что ‎"Искусство ‎занимается ‎предпоследними‏ ‎вещами" (см.‏ ‎тут с ‎25:30)‏ ‎- ‎здесь‏ ‎как ‎раз ‎все ‎три ‎книги‏ ‎занимаются‏ ‎именно ‎что‏ ‎"последними ‎вещами",‏ ‎то ‎есть ‎обсуждают ‎самые ‎важные‏ ‎духовые‏ ‎вопросы,‏ ‎которые ‎далеко‏ ‎выходят ‎за‏ ‎рамки ‎собственно‏ ‎литературы.‏ ‎Не ‎вдаваясь‏ ‎в ‎суть ‎полемики ‎и ‎анализ‏ ‎смыслов, ‎обратимся‏ ‎к‏ ‎строго ‎формальным ‎признакам,‏ ‎на ‎основании‏ ‎которых ‎можно ‎сделать ‎такой‏ ‎вывод.‏ ‎

Танах

Ключевой ‎фигурой‏ ‎в ‎становлении‏ ‎иудаизма ‎считается ‎Эзра (иногда ‎Ездра) ‎—‏ ‎религиозный‏ ‎реформатор, ‎воссоздавший‏ ‎еврейскую ‎государственность‏ ‎на ‎основе ‎закона ‎Торы. ‎Деятельность‏ ‎Эзры‏ ‎имела‏ ‎в ‎глазах‏ ‎народа ‎столь‏ ‎большое ‎значение,‏ ‎что‏ ‎более ‎поздняя‏ ‎традиция ‎расценивала ‎его ‎не ‎меньше,‏ ‎как ‎второго‏ ‎Моисея‏ ‎и ‎называла ‎(правда‏ ‎с ‎оговорками)‏ ‎отцом ‎иудаизма. Иосиф ‎Флавий ‎в‏ ‎«Иудейских‏ ‎древностях» ‎описывает‏ ‎Ездру ‎как‏ ‎личного ‎друга ‎персидского ‎царя ‎Ксеркса,‏ ‎прибывшего‏ ‎в ‎Иерусалим‏ ‎из ‎Вавилона‏ ‎в ‎479 ‎г. ‎до ‎н.э.‏ ‎

Приезд‏ ‎его‏ ‎случился ‎не‏ ‎на ‎пустом‏ ‎месте ‎-‏ ‎в‏ ‎Ахеменидской ‎державе‏ ‎впервые ‎случилась ‎масштабная ‎гражданская ‎война,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎восстания ‎в‏ ‎Египте, ‎который,‏ ‎по ‎идее, ‎должны ‎были‏ ‎"держать"‏ ‎евреи, ‎как‏ ‎привилегированный ‎имперский‏ ‎народ ‎(подробнее ‎см. ‎по ‎ссылке стр.‏ ‎783-824).‏ ‎Поэтому ‎религиозная‏ ‎реформа ‎имела‏ ‎весьма ‎важный ‎социально-политический.

Эзра ‎имел ‎официальный‏ ‎статус‏ ‎особого‏ ‎уполномоченного ‎персидского‏ ‎царя, ‎наделенного‏ ‎властью ‎над‏ ‎иудеями‏ ‎сатрапии ‎к‏ ‎западу ‎от ‎реки ‎Евфрат. ‎Эзра‏ ‎предпринял ‎различные‏ ‎меры‏ ‎для ‎восстановления ‎иудейского‏ ‎общества: ‎осенью,‏ ‎в ‎год ‎его ‎прибытия,‏ ‎во‏ ‎время ‎Суккота, он‏ ‎представил ‎закон‏ ‎народу. ‎Он ‎также ‎принял ‎меры‏ ‎против‏ ‎смешения ‎браков‏ ‎и ‎убедил‏ ‎мужчин ‎добровольно ‎развестись ‎с ‎их‏ ‎чужеземными‏ ‎женами.‏ ‎Эзра ‎также‏ ‎создал ‎Синдерион‏ ‎«мужей ‎великого‏ ‎собрания»,‏ ‎которые ‎вместе‏ ‎с ‎ним ‎написали ‎в ‎общей‏ ‎сложности ‎7 из‏ ‎22‏ ‎книг на ‎которые ‎традиционно‏ ‎подразделяется ‎Танах‏ ‎* ‎и ‎бог ‎знает‏ ‎ещё‏ ‎сколько ‎отредактировали,‏ ‎возможно, ‎что‏ ‎все ‎остальные** ‎. ‎После ‎проведения‏ ‎этих‏ ‎реформ ‎о‏ ‎Эзре ‎ничего‏ ‎не ‎известно. ‎Иосиф ‎Флавий ‎в‏ ‎«Иудейских‏ ‎древностях» пишет,‏ ‎что ‎Эзра‏ ‎умер ‎и‏ ‎был ‎похоронен‏ ‎в‏ ‎Иерусалиме. ‎Согласно‏ ‎другому ‎преданию, ‎он ‎вернулся ‎в‏ ‎Вавилон, ‎где‏ ‎его‏ ‎предполагаемая ‎могила ‎являлась‏ ‎святыней. ‎

Вне‏ ‎зависимости ‎от ‎того, ‎кто‏ ‎сочинил‏ ‎Танах ‎и‏ ‎были ‎ли‏ ‎евреи ‎в ‎Египте ‎на ‎самом‏ ‎деле,‏ ‎очевидно, ‎что‏ ‎именно ‎после‏ ‎Эзры ‎Танах ‎получил ‎свой ‎нынешний‏ ‎статус‏ ‎а‏ ‎евреев ‎стали‏ ‎называть ‎"народ‏ ‎Книги". ‎Хотя‏ ‎формирование‏ ‎канонической ‎версии‏ ‎Танаха ‎продолжалась ‎еще ‎несколько ‎столетий:‏ ‎вплоть ‎до‏ ‎I‏ ‎века ‎н.э.*** ‎

Итого,‏ ‎мы ‎имеем‏ ‎яркий ‎и ‎сравнительно ‎короткий‏ ‎исходный‏ ‎импульс ‎(рождение‏ ‎Книги) ‎и‏ ‎затем ‎дальнейшее ‎её ‎осмысление, ‎уточнение,‏ ‎комментирование,‏ ‎которео ‎в‏ ‎случае ‎с‏ ‎Танахом ‎растянулось ‎на ‎400 ‎лет,‏ ‎пока‏ ‎наконец‏ ‎не ‎происходит‏ ‎формирование ‎канона,‏ ‎хотя ‎в‏ ‎еврейском‏ ‎понимании ‎канон‏ ‎- ‎это ‎понятие ‎относительное ‎и‏ ‎довольно ‎приблизительное.‏ ‎Раввины‏ ‎и ‎сейчас ‎дописывают‏ ‎100500-ый ‎том‏ ‎комментариев ‎и ‎уточнений ‎к‏ ‎Танаху.‏ ‎Иной ‎раз‏ ‎просто ‎потому,‏ ‎что ‎жизнь ‎настолько ‎изменилась, ‎что‏ ‎изначальный‏ ‎смысл ‎текста‏ ‎для ‎современного‏ ‎читателя ‎уже ‎не ‎вполне ‎ясен.‏ ‎


Евангелия‏ ‎и‏ ‎Новый ‎завет.

У‏ ‎Нового ‎завета‏ ‎нет ‎одного‏ ‎автора‏ ‎и ‎даже‏ ‎точной ‎даты ‎появления. ‎Самые ‎ранние‏ ‎фрагменты ‎датируются‏ ‎70-ми‏ ‎годами ‎н.э.****, ‎то‏ ‎есть ‎скорее‏ ‎всего ‎возникли ‎под ‎влиянием‏ ‎Первой‏ ‎Иудейской ‎войны‏ ‎и ‎взятия‏ ‎Иерусалима ‎римлянами. ‎Но ‎первоначальный ‎импульс‏ ‎(вне‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎того, ‎было‏ ‎ли ‎это ‎распятие ‎Христа, ‎или‏ ‎разгром‏ ‎Второго‏ ‎Храма) ‎для‏ ‎создания ‎Книги,‏ ‎безусловно, ‎был‏ ‎и‏ ‎носил ‎весьма‏ ‎трагичный ‎характер. ‎Более ‎того, ‎основной‏ ‎корпус ‎текстов‏ ‎к‏ ‎70-80 ‎м ‎годам‏ ‎уже ‎скорее‏ ‎всего ‎сложился. ‎

Дальше ‎началась‏ ‎стадия‏ ‎стадия ‎актуальной‏ ‎эсхатологии ‎и‏ ‎расцвет ‎гностицизма, когда ‎этот ‎импульс ‎осмыслялся,‏ ‎превращался‏ ‎в ‎самые‏ ‎разнообразные ‎тексты‏ ‎и ‎концепции. ‎Для ‎интересующихся ‎историей‏ ‎религии‏ ‎и‏ ‎богословием ‎вообще‏ ‎это ‎крайне‏ ‎любопытный ‎сюжет‏ ‎(см.‏ ‎например ‎лекцию‏ ‎Кураева на ‎эту ‎тему), ‎но ‎в‏ ‎рамках ‎рассматриваемого‏ ‎вопроса‏ ‎важно ‎то, ‎что‏ ‎процесс ‎осмысления‏ ‎и ‎формирования ‎канона ‎также‏ ‎занял‏ ‎несколько ‎веков:‏ ‎привычный ‎нам‏ ‎вид ‎Новый ‎Завет ‎приобрел ‎только‏ ‎к‏ ‎367 ‎году,‏ ‎то ‎есть‏ ‎примерно ‎через ‎300 ‎лет ‎после‏ ‎появления‏ ‎первых‏ ‎текстов. ‎В‏ ‎этом ‎смысле‏ ‎он ‎повторил‏ ‎путь‏ ‎Танаха, ‎хотя‏ ‎и ‎при ‎других ‎исторических ‎обстоятельствах.

Что‏ ‎касается ‎самого‏ ‎текста,‏ ‎он ‎уже ‎давно‏ ‎и ‎бесповоротно‏ ‎оторвался ‎от ‎исторического ‎контекста‏ ‎и‏ ‎представляет ‎собой‏ ‎корпус ‎общефилософских‏ ‎и ‎мировоззренческих ‎истин, ‎которые ‎для‏ ‎исповедующих‏ ‎христианство ‎являются‏ ‎Словом ‎Божьим,‏ ‎а ‎для ‎всех ‎остальных ‎-‏ ‎как‏ ‎минимум‏ ‎"мудростью ‎веков",‏ ‎которой ‎умный‏ ‎человек ‎не‏ ‎станет‏ ‎пренебрегать.


Роман ‎и‏ ‎его ‎толкователи.

Теперь ‎если ‎мы ‎с‏ ‎этой ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎взглянем ‎на ‎Роман‏ ‎и ‎на‏ ‎то ‎что ‎с ‎ним‏ ‎происходит,‏ ‎то ‎увидим‏ ‎следующее:

  • Он ‎создается‏ ‎в ‎очень ‎непростое ‎время, ‎когда‏ ‎общество‏ ‎переживает ‎слом‏ ‎социальных ‎порядков‏ ‎и ‎как ‎минимум ‎это ‎была‏ ‎личная‏ ‎трагедия‏ ‎автора. ‎
  • Несмотря‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎революции‏ ‎и‏ ‎последующим ‎социальным‏ ‎преобразованиям ‎были ‎посвящены ‎тысячи ‎самых‏ ‎разных ‎книг,‏ ‎Роман,‏ ‎судя ‎по ‎всему,‏ ‎успешно ‎преодолел‏ ‎и ‎эпоху ‎и ‎контекст,‏ ‎и‏ ‎с ‎каждым‏ ‎новым ‎десятилетием‏ ‎читатели ‎там ‎находят ‎новые ‎смыслы‏ ‎и‏ ‎новые ‎оттенки.‏ ‎
  • О ‎причинах‏ ‎этого ‎можно ‎долго ‎говорить*****, ‎но‏ ‎факт‏ ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎ситуация ‎развивается‏ ‎по ‎пути,‏ ‎аналогичному‏ ‎становлению ‎христианской‏ ‎литературы: ‎начальный ‎импульс ‎породил ‎обширные‏ ‎толкования, ‎поиск‏ ‎смыслов,‏ ‎иной ‎раз ‎весьма‏ ‎далекий ‎от‏ ‎замысла ‎автора. ‎Кстати ‎говоря,‏ ‎полемистам‏ ‎стало ‎тесно‏ ‎в ‎пространстве‏ ‎итоговой ‎редакции ‎Романа ‎и ‎они‏ ‎перенесли‏ ‎баталии ‎на‏ ‎ранние ‎версии.
  • Естественно,‏ ‎чем ‎дальше ‎тем ‎больше ‎это‏ ‎все‏ ‎отдаляется‏ ‎и ‎от‏ ‎личности ‎автора‏ ‎и ‎от‏ ‎авторского‏ ‎замысла, ‎что‏ ‎очень ‎похоже ‎на ‎историю ‎и‏ ‎с ‎иудаизмом‏ ‎и‏ ‎с ‎христианством.

Из ‎всего‏ ‎сказанного ‎можно‏ ‎сделать ‎вывод ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎у ‎"Мастера‏ ‎и ‎Маргариты"‏ ‎есть ‎хорошие ‎шансы ‎стать ‎Новым‏ ‎Евангелием‏ ‎посткризисной ‎эпохи,‏ ‎то ‎есть‏ ‎где-то ‎начиная ‎с ‎2060-2070 ‎года.‏ ‎К‏ ‎тому‏ ‎времени ‎как‏ ‎раз ‎окончательно‏ ‎развалятся ‎существующие‏ ‎социальные‏ ‎порядки ‎и‏ ‎неизбежно ‎встанет ‎вопрос ‎о ‎новой‏ ‎общемировой ‎культуре‏ ‎и‏ ‎новом ‎человеке ‎(да-да,‏ ‎опять, ‎но‏ ‎уже ‎на ‎новом ‎витке‏ ‎истории).‏ ‎А ‎как‏ ‎раз ‎то‏ ‎самое ‎"швондерство" ‎и ‎жлобство, ‎против‏ ‎которого‏ ‎все ‎творчество‏ ‎Булгакова ‎и‏ ‎было ‎направлено ‎(тут ‎я ‎согласен‏ ‎с‏ ‎Валерием‏ ‎Бондаренко), ‎показав‏ ‎себя ‎во‏ ‎всей ‎красе‏ ‎в‏ ‎предыдущие ‎полвека,‏ ‎будет ‎подвергаться ‎осуждению ‎и ‎искоренению.‏ ‎

Правда ‎для‏ ‎этого‏ ‎нужно, ‎чтобы ‎Россия‏ ‎к ‎тому‏ ‎времени ‎вышла ‎на ‎первые‏ ‎роли‏ ‎в ‎мировой‏ ‎политике, ‎а‏ ‎русская ‎культура ‎смогла ‎бы ‎избежать‏ ‎катастрофического‏ ‎упадка, ‎или‏ ‎хотя ‎бы‏ ‎прилично ‎выглядеть ‎на ‎фоне ‎европейской‏ ‎и‏ ‎азиатской‏ ‎культур. ‎Что‏ ‎отнюдь ‎не‏ ‎гарантировано. ‎

Пока‏ ‎же‏ ‎в ‎отношении‏ ‎"Мастера ‎и ‎Маргариты" ‎мы ‎переживаем‏ ‎период ‎апокрифов‏ ‎и‏ ‎гностицизма. ‎Ну ‎что‏ ‎сказать ‎...‏ ‎сие ‎весьма ‎любопытно, ‎но‏ ‎как‏ ‎известно ‎"и‏ ‎это ‎пройдет".


-----------------------------

* Речь‏ ‎идет ‎о ‎книгах: ‎Эзра, ‎Нехемья,‏ ‎Эсфирь,‏ ‎пророка ‎Даниила,‏ ‎пророка ‎Иезекииля,‏ ‎12 ‎малых ‎пророков, ‎а ‎также‏ ‎две‏ ‎книги‏ ‎Хроник, ‎которые‏ ‎иногда ‎считают‏ ‎за ‎одну.‏ ‎Вообще,‏ ‎с ‎количеством‏ ‎книг ‎в ‎Танахе ‎существует ‎огромная‏ ‎путаница ‎–‏ ‎их‏ ‎число ‎колеблется ‎от‏ ‎22 ‎до‏ ‎35 ‎в ‎зависимости ‎от‏ ‎того,‏ ‎как ‎исследователь‏ ‎группирует ‎тексты‏ ‎и ‎что ‎именно ‎считает ‎за‏ ‎«книгу».‏ ‎Но ‎в‏ ‎любом ‎случае‏ ‎огромный ‎вклад ‎Эзре ‎сомнению ‎не‏ ‎подвергается.‏ ‎

** В‏ ‎этой ‎связи‏ ‎можно ‎вспомнить‏ ‎нашумевшие ‎работы‏ ‎профессора‏ ‎археологии ‎Тель-Авивского‏ ‎университета ‎Зеева ‎Херцога, в ‎которых ‎он‏ ‎говорит ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎«израильтяне ‎никогда‏ ‎не ‎были‏ ‎в ‎Египте, ‎не ‎странствовали‏ ‎по‏ ‎пустыне, ‎не‏ ‎завоёвывали ‎страну‏ ‎в ‎ходе ‎военной ‎кампании ‎и‏ ‎не‏ ‎стали ‎предком‏ ‎12 ‎колен‏ ‎израилевых. ‎Вероятно, ‎труднее ‎будет ‎смириться‏ ‎с‏ ‎тем‏ ‎фактом, ‎что‏ ‎единая ‎монархия‏ ‎Давида ‎и‏ ‎Соломона,‏ ‎которую ‎Библия‏ ‎описывает ‎как ‎влиятельную ‎региональную ‎силу,‏ ‎была ‎всего‏ ‎лишь‏ ‎небольшим ‎племенным ‎царством.‏ ‎И ‎неприятным‏ ‎шоком ‎для ‎многих ‎окажется‏ ‎то,‏ ‎что ‎Бог‏ ‎Израиля, ‎Иегова,‏ ‎имел ‎супругу ‎женского ‎пола, ‎и‏ ‎что‏ ‎ранняя ‎израильская‏ ‎религия ‎приняла‏ ‎монотеизм ‎лишь ‎на ‎закате ‎монархии,‏ ‎а‏ ‎вовсе‏ ‎не ‎на‏ ‎горе ‎Синай».

*** По‏ ‎ссылке см. ‎интересные‏ ‎соображения‏ ‎относительно ‎сроков‏ ‎и ‎состава ‎формирования ‎канонического ‎Танаха.‏  ‎

**** Речь ‎прежде‏ ‎всего‏ ‎об ‎Апокалипсисе ‎Иоанна‏ ‎Богослова. ‎Хотя,‏ ‎например, ‎некоторые ‎библеисты ‎считает,‏ ‎что‏ ‎Первое ‎Послание‏ ‎к ‎Фессалоникийцам‏ ‎написано ‎около ‎52 ‎года, ‎правда‏ ‎там‏ ‎ни ‎слова‏ ‎нет ‎про‏ ‎разрушение ‎Иерусалима.

***** - Отчасти ‎это ‎связано ‎с‏ ‎художественными‏ ‎достоинствами‏ ‎Романа, ‎а‏ ‎отчасти ‎с‏ ‎тем, ‎что‏ ‎непростые‏ ‎времена ‎не‏ ‎то ‎что ‎не ‎пройдут ‎-‏ ‎они ‎множатся‏ ‎и‏ ‎ширятся ‎и ‎конца-края‏ ‎этому ‎пока‏ ‎не ‎видно, ‎причем ‎уже‏ ‎в‏ ‎мировом ‎масштабе.‏ ‎

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048