Прикладное элитоведение ч.12. «Кружок ревнителей благочестия» против москитной тактики постмодерна
Лекция по трансдисциплинарной методологии и теории познания
Трансдисциплинарная методология и теория познания. ч2: поиск истины «от религии».
Социология - структурированная модель. Часть 2. Сменяемость доминирующих моделей коллективного поведения в рамках глобального цикла
Социология - структурированная модель. Часть 1. Общие положения.
Внезапное нападение социологов на политическую экономию. Попытка с негодными средствами.
Трансдисциплинарная модель развития культурного процесса - необходимые уточнения
Многослойность политической системы и структурная матрица
Сообщества и их динамика: "группа/решетка" Мэри Дуглас
Проблемы фантастики и христианства - комментарии к колонке магистра Мараховского
Трансдисциплинарная методология и теория познания
Образование - чего ждать после краха болонской системы.
"Судьбы России" в свете слома социальных порядков.
Когда начитаешься всяких "хфилософов" да визионеров, поневоле инфицируешься сам, и начинаешь мыслить о судьбах.
Я долго не понимал почему "судьбы" употребляют во множественном числе, но тут как с термином "ипостась" - в какой то момент начинаешь его сам использовать, хотя до конца не понимаешь что он значит, и это свидетельство того, что ты стал богословом.
Так вот о судьбах. И заодно о "либертарианской революции" о которой прочитал у коллег.
В чем на самом деле коренное отличие общественного сознания России (если шире - Евразии) от других стран, что западных, что восточных?
Оно, если так можно выразиться в "накоплении" социальных порядков. Общество постоянно трансформируется, одни социальные порядки сменяют другие и в итоге рано или поздно встает вопрос - а что делать с носителями старых, отживших социальных порядков. "Бывшими людьми", если употреблять терминологию 1920-1930-х годов.
В Европе этот вопрос решается путем масштабной резни (если уж называть своими словами) и коллеги правы - может быть не строго раз в 250 лет это происходит, но достаточно регулярно. Причем происходит это не по национальному, племенному или клановому принципу а на экстерриториальной, идеологической основе.
На Ближнем Востоке и в Африке резню устраиваю помельче, но чаще (последняя называлась если кто забыл, ИГИЛ) и чаще всего на племенной основе.
Китай и Индия избрали другой путь - они построили фактически непроницаемое общество, ограниченно подверженное внешнему воздействию и там (по крайней мере с завершения эпохи Троецарствия в Китае 3-4 веках и изгнания буддистов из Индии в 12 веке) практикуют постоянное, но сравнительно мелкое насилие, которое позволяет трансформировать общество не разрушая его.
Хотя китайскую "культурную революцию" мелким событием назвать трудно, но все же сравнить с развалом страны в 1911-1949 годах, который кстати имел преимущественно внешние причины.
В России ввиду все той же географии, а также особенностей возникновения и существования государственности модель действует другая: социальные порядки не уничтожаются насовсем, а, если можно так выразится, накапливаются и по необходимости поднимаются властью из запасников.
- Либерализм? - он есть у нас. Начиная с Великого Новгорода
- Орда и степная империя? - не вопрос,
- Византийство - вообще легко
- Коммунизм и анархизм - мы еще можем всем этим оппортунистам и импотентным левакам мастер классы давать
В общем кладовая у нас не только природная, но и идейная. При желании можно найти и каннибализм, и космизм, и фашизм, и черта лысого. И достать, явить миру так сказать. Благо что на территории нашей необъятной представлены почти все (пусть иногда малочисленные и маргинальные) социальные группы, практикующие почти все известные социальные порядки.
Сходная ситуация, возможно, ещё сохраняется в США, но там унификация в последние 30-40 лет свое дело делает и идейное разнообразие стало поменьше
Учитывая склонность власти к синтезу и сочетанию несочетаемого, а населения к импровизации, перспективы открываются колоссальные. Повторюсь, достать из загашника можно что угодно. Другое дело, что иногда не получается быстро убрать обратно, как в Смутное время и в Русскую революцию, но что поделать - везде свои риски.
Кстати о русской революции. Мы не раз отмечали, что некоторые её идеи, рожденные в 1920-е годы, благополучно проникли на Запад в 1930-е а в 1960-е уже в троцкистском изводе легли в основу современной "актуальной повестки". Западный мейнстрим вроде бы вычистил отовсюду социальную теорию, но это мало помогло, потому что разрушительное действие на социальные порядки "актуальная повестка" оказывает сегодня ничуть не меньшее, чем ортодоксальный марксизм в начале ХХ века.
Если в преобразовании мира:
- западный метод состоит в создании логичной (по крайней мере внешне) идеологической конструкции, которую общество должно принять и тем самым определить свою судьбу,
- а восточный метод состоит в "управлении отклонениями" от линии, которая признана максимально рациональной,
то
- русский метод - это бросить пачку дрожжей в унитаз (иной раз из хулиганских побуждений, иной раз в ответ на какие-то недружественные действия соседей) и с интересам наблюдать что из этого выйдет.
В этом смысле напрашивается два основных вывода:
- У России действительно не судьба, а "судьбы", потому что будущее принципиально не определяемо и куда кривая вывезет никто даже не пытается понять. Глобально, как мы выяснили, социализму и коммунизму альтернативы нет, но то когда еще будет и в каком виде мы туда приедем - вопрос отдельный. По дороге может потеряться и этнос и логос, и что угодно.
- В ближайшее время (то есть стадию "кризиса" глобального социально-экономического цикла), как ни странно, такая концепция будет наиболее выигрышной. Это касается как содержания (хаос - это надолго и мы в нем существует как рыба в воде), так и трансдисциплинарного аспекта развития общества: Россия в кой-то веку "крутится" в унисон с общим ходом истории.
Соответственно, никакой "либертарианской революции" ни ожидать ни бояться точно не надо: это будет обычный хаос и бардак, Смутное время в масштабах всей планеты.