Принцип сменяемости структур и исторический процесс. ч.1. взаимоотношения России и Европы
"Судьбы России" в свете принципа сменяемости структур
Символический капитал. ч.3. Разрушение и синтез
От истории "королей и битв" к истории социальных порядков
Где же прародина славян?
В прошлых рассказах мы пытались выяснить, кто же такие славяне и что такое Русь? Продолжим исследование и попытаемся найти прародину славян. Так сказать, откуда есть пошло племя славянское? Это очень сложный и интереснейший вопрос! Начать с того, что существуют несколько теорий появления и формирования народов. Одни утверждают, что народ появляется в небольшом географическом пространстве, потом разрастается и начинает свое разной степени успешности шествие по планете. Другие говорят, что новые народы образуются на стыке других больших народов. Лев Гумилев доказывал образование народов на стыке разных географических ландшафтов. И, конечно же, существует и масса теорий о месте появления славян. Основных версий — пять. Их сегодня защищают и продвигают разные государства, которым очень хочется быть прародиной огромного славянского племени. Подробно рассказываю о всех этих гипотезах и версиях. Так что, смотрите, слушайте, думайте.
Кто такие венеды? Предки славян или славяне?
Продолжаем поиски предков и прародины славян. В этом поиске невозможно обойти вниманием большие племена венедов, живших на просторах от северной Италии до Восточной Европы. Кстати, город Венеция - их рук дело. Кто они, где обитали и главное: славяне они или нет? Смотрите, слушайте, думайте.
Древние курганы Хакасии
Небольшой видео-рассказ о том, как выглядят древние курганы в Хакасии.
Славяне: кто они? И кто их «соседи» и «родственники»?
Начиная большой цикл об истории Древней Руси, начну рассказом о славянах. И первый большой вопрос — а кто такие славяне? Откуда они появились, когда, и кем были по крови? Конечно, рассматривать славян отдельно от их «соседей» и современников совершенно бессмысленное занятие. Поэтому, в том числе, буду говорить и об истории народов восточной Европы и причерноморья. Ведь не все наши предки были славянами. Версий времени появления славян в восточной Европе — большое количество. Увы, все они трудно доказуемы в силу объективных и понятных причин. Мне очень не нравится, когда некоторые исследователи говорят, что славяне военным и насильственным путем сместили народы с той территории, что заняли сами. Конечно, это ерунда. А правда в том, что, во-первых, любой крупный народ прошлого — полиэтничен. То есть состоит из людей разной крови, но при этом приверженных единой культуре и языку. А, во-вторых, есть в науке понятие — ассимиляция. Народы перемешивались друг с другом всегда. Именно поэтому и нет ни одной моноэтничной нации, по крайней мере, на территории Европы. Так что, смотрите, слушайте, думайте.
Загадка выживания славян
Сотни народов канули в лету за последние 2000 лет. Но племя славян выжило и сохранилось.
Древние вопросы древней Руси.
На кадр-картинку не обращайте внимания. Алгоритм просто выбрал один из кадров с буквами.
Пирамиды и фараоны — это очень романтично, но ведь и в нашей истории, истории Руси, загадок и тайн — хоть отбавляй. Да начать хотя бы с вопроса: а что такое Русь? И кто такие русы? Откуда появились, чьи они потомки? Гипотез много, как и устоявшихся догм. С ответами — сложнее. А дальше — вопросы, как из рога изобилия: кто такой Рюрик? Это тот Рюрик, что из Дании или тот, что с Дуная? Какие странности видны в образах наших первых князей Олега, Игоря, Ольги? Возможно, летописи сделали собирательные образы этих князей? Какие есть доводы «за» и какие — «против»? В отличие от многих каналов, поднимавших эту тему славян и Руси изначальной, не буду ничего утверждать и навязывать свою гипотезу. Ставлю задачу шире — хочу показать, какие есть гипотезы и точки зрения на раннюю историю Русского государства. Частично тему происхождения славян я затрагивал в рассказе о наших предках. Сегодня начинаю новый цикл рассказов, в котором планирую подробно, подобно циклу лекций о древнем Египте, рассмотреть как разные аспекты древней истории России, так и разные подходы к пониманию этих аспектов. Смотрите, слушайте, думайте!
Парижское призвание «Светозарного», западный оккультизм, наследники российского престола, Украина
Оккультный обряд растянули на восемь лет и завершили призванием «Светозарного».
Россия в Северном Причерноморье: почему Запад боится повторения? | Евгений Спицын и Руслан Сафаров
Евгений Спицын, историк, и Руслан Сафаров, политолог, эксперт Финансового Университета в проекте Геополитбюро обсудили историю подписания Кучук Кайнаджирского мирного договора между Российской Империей и Турецким ханством.
Почему сегодня коллективный Запад вновь боится возвращения России в Северное Причерноморье?
Приобрести книги Евгения Юрьевича Спицына можно по ссылке — https://konzeptual.ru/lozh-i-pravda-o-sovetskoj-jekonomike-sovetskaja-derzhava-v-1945-1985-gg-12232/
Аудиовыпуск можно прослушать здесь — https://neradio.online/geopolitburo/
ИВАН III — ГЕНИЙ ГЕОПОЛИТИКИ. ГЛАВА III: Последний бой
Новгородская кампания 1471 года имела ошеломляющий успех для Москвы. Казалось бы, Ивану III ничего не мешало сразу завоевать Новгород. Так, наверное, поступили бы предшественники Ивана, искушённые судьбою. Но
наш герой отличался осторожностью и вдумчивостью. Он прекрасно понимал: Новгород слишком большой кусок — его невозможно съесть одним махом. Сперва надо подготовить новгородцев к их нелёгкой судьбе, а уже потом воплощать в жизнь заветную мечту. Поездка 1475–1476 гг., как раз подготовила новгородцев к их будущему (см. предыдущую часть), и вот тогда настало время нанести решающий удар!
Предыстория нового конфликта
Судейская деятельность Ивана Васильевича усилила позиции «московской партии» в Новгороде, и та решилась на действия. В 1477 году к московскому двору прибыло новгородское посольство с предложением именовать Ивана III «государём», а не «господином», как было прежде. Для современного человека эти понятия могут показаться тождественными, «однако в системе понятий того времени разница между этими… словами была столь же существенной, как между словами „отец“ и „отчим“» (Н. С. Борисов «Иван III»). «Государём» величали холопы своего хозяина, и этим жестом Господин Великий Новгород хотел формально признать власть Москвы над собой.
Такая инициатива исходила и от новгородского архиепископа, но «решение было принято в достаточно узком кругу аристократии и не утверждалось на общегородском вече» (Н. С. Борисов «Иван III»), иными словами, признавать Ивана III своим «государём» были согласны далеко не все. Однако было поздно и Иван III живо ухватился за предложение и отправил в Новгород своих послов с условиями, на которых он был согласен принять новый титул. Согласно условиям великого князя,
- Новгород напрямую управлялся великокняжеским двором и по всем улицам размещались московские тиуны (управляющие);
- великий князь становился безусловным авторитетом — его решения не оспаривались;
- на вечевой площади размещался двор Ивана III (естественно, это означало ликвидацию вечевого строя).
Такие требования вызвали взрыв негодования среди новгородцев, и 31 мая в Новгороде вспыхнул мятеж, в ходе которого сторонники «литовской партии» громили дома промосковских бояр и убивали их. Однако провоцировать новый конфликт с Москвой никто не хотел, так что самосуд не коснулся московских послов, а отказ от условий Ивана III был выражен в максимально мягкой формулировке. Как бы не старались новгородские дипломаты, война была для государя делом решённым. Уже летом 1477 года великий князь готовил своё грандиозное по масштабам войско, которое вобрало в себя всех ополченцев Северо-Восточной Руси (в том числе Твери) и Псковщины, а также татарскую конницу.
Поход на Новгород 1477 года
Новгородцы действительно устрашились великняжеского войска. Они отправили в Москву гонца, чтобы получить «опас» (разрешение на проезд) и безопасно приехать на переговоры. Но время переговоров прошло — по приказу Ивана III новгородский посланец был арестован в Торжке по пути в Москву.
30 сентября 1477 года Иван III отправил в Новгорода «складную грамоту», извещавшую о начале войны. Тогда же из Москвы начали выходить передовые отряды московского войска. Столицу же государь покинул 9 октября. 19 октября великий князь прибыл в Торжок, где к нему прибыли новгородские бояре Лука и Иван Клементьевы с просьбой поступить на службу. С этого времени количество новгородских перебежчиков всё росло и росло.
Между тем Новгород лихорадочно начал искать пути к примирению и отправил в Торжок второго посла — его ждала такая же участь, что и первого.
Великокняжеское войско было разделено на 4-е части: Большой и Передовой полки, полки правой и левой руки. Войска поддерживала татарская конница.
Естественно, Иван III, собирая такое большое войско, нуждался в серьёзной материальной базе: пище и фураже. Поэтому перед авангардом поставили важную задачу, от которой зависел дальнейший успех кампании: занять позицию у села Бронница (20 верст к востоку от Новгорода) и быстро захватить богатые пригородные сёла и монастыри, пока их не успели сжечь новгородцы. Задача была успешно выполнена: татары царевича Даньяра стремительной атакой захватили близлежащие от Новгорода территории и удержали их до подхода основных московских сил.
Далее в ночь с 24 на 25 ноября части Передового и Большого полка перешли по льду через Ильмень-озеро и заняли княжескую резиденцию Городище, юго и юго-западные монастыри и сёла близ Новгорода. Уже через два дня, 27 ноября, московское войско обложило Новгород со всех сторон. Имея сильную армию, Иван III обладал всеми шансами на успешный штурм столицы республики, но на него не решился. Вероятно, стратег понимал, что это ненужные потери и подрыв доверия к московской короне (Иван III позиционировал для новгородцев эту войну как необходимость для того, чтобы вернуться к «мудрой старине» — сильной княжеской власти — и наказать бояр-изменников).
Переговоры
Далее начался этап тяжёлых переговоров. Иван III выдвинул ряд жёстких требований, по которым Новгород должен был:
- ликвидировать вече;
- присягнуть на верность своему новому «государю»;
- выплачивать бо́льшую, чем раньше дань;
- отдать московской короне в прямое пользование ряд церковных и государственных земель.
При всём этом, как отмечает Н. С. Борисов,
великий князь гарантировал новгородским боярам сохранение за ними тех вотчин, которыми они владели, а также освобождение от службы в московском войске за пределами Новгородской земли
Тем самым Иван III дал понять боярству, что оставит за правящим классом его привилегии. Ход был достоин мастера — теперь новгородской элите было выгоднее сдать Новгород и практически ничего не потерять, а не рисковать жизнью, продолжая бессмысленное сопротивление. Видные представители правящей элиты реально переходили на сторону Москвы, в том числе на службу к Ивану III перешёл главнокомандующий новгородскими войсками Василий Васильевич Гребёнка Шуйский.
Новгородцы из всех сил пытались сопротивляться и смягчить условия мира, но все попытки были тщетными и пришлось в конечном итоге согласиться на жёсткие условия Москвы.
Конец «демократии»
Как только кончился военный поход Ивана III, начались похороны Новгородской республики. 15 января 1478 года новгородцы присягнули на верность Ивану, а 18 января то же сделала новгородская знать. В городе были поставлены московские наместники, а их резиденция расположилась на Ярославовом дворище, где обычно собиралось вече (спустя несколько недель сам вечевой колокол был снят и доставлен в Москву как трофей). Начались репрессии в сторону «неблагонадёжных элементов». Прежде всего были репрессированы представители рода Борецких: Марфа-посадница и её внук Фёдор Борецкий были брошены в московскую темницу. Новгородские чистки продолжались вплоть до начала XVI века.
Послесловие
Завоевание Новгородской республики — важная веха в нашей истории. Именно эта победа позволила Московскому государству заполучить столь необходимые ресурсы для создания поместной системы — основы военного могущества России на несколько веков вперёд. Конечно, присоединение Новгорода это заслуга не только Ивана III, но и его предшественников; однако то, как Великий правитель грамотно распорядился своим наследством, вызывает одни овации и восхищения. Иван Васильевич не просто присоединил Новгород, а сделал это без большой крови и незаметно для врагов.
Иван III — это гений геополитики, и как жаль, что это фигура в народе недооценена: никто не ставит памятников, не переименовывает улицы и не снимает фильмов. Верю, что в будущем ситуация изменится к лучшему и люди вспомнят, что «Россия нынешняя образована Иоанном» (Н. М. Карамзин).
Расцвет и крах откупной системы. История русского алкоголизма. ЧАСТЬ II
Чтобы понять, как пьянство начало распространяться массово (см. предыдущую часть), необходимо понять существовавшую тогда питейную систему и её развитие. На рубеже XVI–XVII вв. царские кабаки начинают делиться на два вида: «кабаки на вере» и «кабаки на откупе».
В первом случае вино продавали от казны и содержали кабаки на вере выборные «верные» казенные целовальники, получившие свое название от того, что целовали, в присутствии священника, крест и давали клятву на библии на верность царю, т. е. обязательство вести дело честно, без обмана — пишет М. Л. Гавлин (к. и. н.)
Во втором случае торговали «охочие люди», которые выкупали у государства право на продажу алкоголя. Проще говоря, кабаки стали делиться на государственные и частные.
Откупная система была палкой о двух концах, которая, с одной стороны, приносила колоссальные доходы в казну; с другой, навязывала населению пьянство. «Откупа в России были сложным, но прибыльным предприятием» (М. Л. Гавлин). Со временем количество «кабаков на откупе» росло, и, когда мы говорим о расцвете откупной системы, мы говорим в том числе о росте числа «питухов» (пьяниц, от слово «пить») в России.
Первые попытки ограничить систему откупов
В «Домострое» сказано: «не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству». А Стоглавый собор 1551 года постановил, что «пьянство начало и конец всем злым делам». Патриарх Никон вслед за догматами воспринимал пьянство за грех, который надо живо искоренить, чтобы создать православное царство благочестия. Алексей Михайлович поддержал идеи Никона и созвал в 1652 году Земский собор, который вошёл в историю как «собор о кабаках». По итогу сократили количество кабаков и дни их работы, запретили торговлю пивом и мёдом, а также были ликвидированы частные винокурни.
Кабацкая реформа 1652 года была непродуманной, в результате чего ограничения сильно ударили по казне. Крах антиалкогольной компании определил Медный бунт (1662 год), который вызвал серьёзный финансовый кризис в стране. В 1663 году Алексей Михайлович, пытаясь решить финансовые вопросы, вернул старую систему.
Федор Алексеевич, как и отец, пытался ограничить деятельность откупов. Его указ 18 июля 1681 года гласит: «кружечным дворам быть на вере, а откупу отнюдь… нигде не быть». В связи с внезапной смертью царя (1682 год) указ не привели в действие.
Третья винная монополия
Система винных откупов, помимо того, что «портила нравственные силы населения» (по выражению Н. Г. Чернышевского), рождала корче́мство (нелегальное производство и продажа вина). Из-за корчемства государство недополучало внушительные средства. Государства боролось с корчемниками, вводя суровые наказания, но эта борьба не давала положительных результатов. Дело было сверхприбыльным — риск того стоил. Да и этот риск был небольшим. «Питухи» готовы были покрывать корчемников, а в случае «шухера» можно было дать взятку. Более того, И. В. Курукин, Е. А. Никулина отмечают:
закон имел лазейку, которая превращала преступника-«корчемника» в добропорядочного откупщика: такой выявленный, но очевидно состоятельней человек имел право тут же заплатить и зарегистрировать откуп в Новой четверти. Такая уловка освобождала его от ответственности
Петр I, чтобы устранить корчемство и получить из питейного дело максимум, вводит винную монополию. Теперь производство и продажа водки — привилегия государства. План ждал провал. И. В. Курукин и Е. А. Никулина объясняют это тем, что в начале XVIII века
казенная промышленность не могла так быстро нарастить мощности, чтобы заменить частное производство; провинциальная администрация была не в состоянии — да и не слишком старалась — проконтролировать все дворянские имения [чтобы те не занимались корчемством — Рахмет]
По свидетельству ганноверского резидента Фридриха Вебера, «из одного посредственно-зажиточного дома» продали 100 ведер водки, «что причинило убытку царским интересам по крайней мере на 900 руб». И это только один случай, а сколько их было вообще?
Третья винная монополия (первая были при Иване III и Василии III, а вторая — при Алексее Михайловиче) была отменена указом от 28 января 1716 года. Вместе с этим для производителей вводилась «винокурная пошлина». Она и обеспечила финансовое здоровье казны. Как отмечает М. Л. Гавлин:
к концу царствования Петра I доход в государственную казну от питейных откупов составлял 1 194 950 руб., или 20% от общего поступления денег от сбора налогов в Российской империи
Откупы в эпоху «Просвещения»
Екатерина II, взойдя на престол, сразу поняла всю важность питейной торговли, потому в 1763 году лично занялась систематизацией и совершенствованием откупной системы. Сначала в 1765 году она издала «Устав о винокурении», регулировавший производство, сбыт алкоголя и его налогообложение. А уже в 1767 году предоставила откупам монополию на торговлю (за исключением Сибири). «Мать Отечества» сделала откупов «коронными поверенными» (своими доверенными лицами), освободила их от государственных повинностей и контроля. Сделав винных откупов элитой общества, Екатерина Великая стимулировала развитие питейного дела. Об эффективности такой политики говорят цифры, приведенные М. Л. Гавлиным:
к концу периода правления Екатерины II питейный доход в пользу государства доходил, по некоторым подсчетам, до 19 млн руб. при общем доходе бюджета 65 млн руб (т. е. 30,4% или немногим меньше ⅓ всех поступлений
Реформа Д. А. Гурьева
Пока винные откупы были существенной статьёй доходов, их никто не собирался отменять. Но к началу XIX в. ситуация изменилась. Откупная система мало того, что стала меньше давать денег, так она снижала трудоспособность крестьян, от которой зависели другие источники дохода (например, подушная подать и экспорт хлеба). Излишняя либерализация откупной системы привела к ещё большему процветанию корчемства, отчего также страдала казна.
После окончания наполеоновских войн в 1817 году министр финансов Д. А. Гурьев продавил правительство Александра I утвердить «Устав о питейном сборе». Согласно новому уставу, устанавливались фиксированные цены на ряд алкогольной продукции (прежде всего водку, наливки и настойки), а заготовкой и оптовой продажей вина занималось исключительно государство — это означало создание очередной винной монополии.
Новая система, хотя и сократила потребление алкоголя крестьянством, но сильно ударила по доходам государства. Помимо этого, администрация, заведующая питейным делом, погрязла в многочисленных злоупотреблениях (взяточничестве). Характеризуя «развращенность администрации по питейному делу», И. В. Курукин и Е. А. Никулина пишут:
Продавцы бессовестно манипулировали ценами и сортами вина, обмеряли покупателей [согласно словарю Даля, «обмер — это обман или ошибка при измерении или отмеривании чего-либо» — Рахмет] и снижали предписанную крепость водки при полном попустительстве местного начальства
Апогей откупной системы. «Семиоткупщина»
С воцарением Николая I стала оспариваться эффективность государственной монополии. Новый министр финансов Е. Ф. Канкрин высказал императору мнение, что самый оптимальный вариант — это свободная торговля с акцизным налогом, но раз такой вариант невозможен в условиях крепостничества, то стоит остановиться на старой, дореформенной системе. В 1827 году система винных откупов была возвращена. Удивительно, но Е. Ф. Канкрин, внеся минимальные изменения в систему, добился того что «при Николае I винные откупа достигли особенного расцвета», а «доходы в казну от откупа возросли в течение его царствования более чем в два раза» (М. Л. Гавлин). Более того, начиная с 1840-х гг. питейные сборы стали давать самые большие доходы в казну. Вот какие цифры приводят И. В. Курукин и Е. А. Никулина: «в 1825 году 19 554 600 рублей, в 1850-м — 45 015 500 рублей, в 1859-м — 80 137 700 рублей (38% бюджета)».
Естественно, была и обратная сторона медали такого «успеха». Контролируя важную статью доходов государства, откупщики стали больше влиять на политику. По предложению В. А. Кокорева, которого именовали «Откупщицкий царь» и который объединился в синдикат (форма монополии для совместного сбыта продукции и устранения конкурентов) с Д. Е. Бенардаки (богатейшим откупщиком того времени), в 1847 году царское правительство приняло «Положение об акцизно-откупном комиссионерстве». Согласно новым правилам,
- страна делилась на питейные округа, каждым из которых заведовал определенный откуп;
- откупщик выкупал вино у государства по заготовительной цене с прибавкой откупной суммы и был посредником (комиссионером) по продажи казенного вина;
- если откупщик выкупит у казны установленную пропорцию вина, то ему полагалось 10-15% комиссионных с продажи;
- откупщик также наделялся правом сбора акцизных статей с алкогольной продукции.
Как видим, система «акцизно-откупного комиссионерства», предложенная В. А. Кокоревым, для откупщиков имела много плюшек. Откупщики из просто привилегированной прослойки населения превратились в олигархическую группу. И. В. Курукин и Е. А. Никулина пишут:
Откупная система производства и продажи спиртного к концу своего существования сосредоточилась в руках небольшой группы дельцов. питейные дома империи были поделены между 146 откупщиками, обладавшими колоссальными состояниями; семь человек держали откупа на сумму более 3 миллионов рублей каждый (Бенардаки, Утин, Рюмин, Базилевский, Гинцбург, Кокорев, Мамонтов), 21 человек — более чем на миллион, 30 человек — от 500 тысяч до миллиона, 87 — от 100 тысяч до полумиллиона рублей
Окончательный крах откупной системы
Государство вновь берется за пересмотр откупной системы после катастрофы Крымской войны ввиду расшатанной финансовой системы. Предчувствуя свой близкий конец, откупщики решили напоследок выжать все соки. С 1858 года они начали в несколько раз повышать цены на водку, а в кабаки — поставлять её недоброкачественный аналог, состоящий из дурманящих примесей вроде табака. Крестьяне на это запротестовали массовым «трезвенным» движением. Через год «восставших» удалось подавить, но их акция сильно ударила по казне. События 1858–1859 гг. стали последним гвоздем в крышку гроба откупной системы Российской империи. В 1859 году проходят последние откупные торги, в следующем году учреждается специальная комиссия для рассмотрения проблемы, ещё через год «Положением о питейном сборе» винные откупы отменяются. На место прежней системы в 1863 году вводится акцизная система, которая предусматривала взимание косвенных налогов в сфере производства.
Итог
Винная откупная система, возникшая ещё во времена Ивана Грозного, сыграла огромную роль в продвижении алкоголя в массы, но не стоит эту роль преувеличивать. Убив в себе этот феодальный рудимент, Россия пошла по капиталистическому пути и «семиоткупщина» просто заменилась олигархами «нового типа», которые стали проводить политику, если не хуже, то точно такую же. Соотвественно с кончиной откупщины умирает только система, но никак не пьянство.
О том как Российское государство на протяжении века пыталось побороть пьянство, ставшее массовым, вы узнаете в следующей части…
Подписывайтесь!
Хотите узнавать новости и стать частью моего сооющества, тогда вам в Телеграм https://web.telegram.org/k/#@rakhmetru
Хотите раньше читать статьи, тогда в вам в ЯндексДзен: https://dzen.ru/id/661b8bbd879c62541a8a9a46
Хотите больше исторических мемов, тогда вам в ВК https://m.vk.com/rakhmetru?from=groups
Пикабу https://pikabu.ru/@RAKHMETHISTORY
Трезвая Русь. История русского алкоголизма. ЧАСТЬ I
В 2005 году экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, выступая на латвийском национальном телеканале LNT, выдала, что русские
9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию
Вот только не говорите, что вы не так отмечаете 9 мая?
На самом деле в этом мало чего смешного. Развесистой клюкве о русских подвержены даже «сливки общества», чего говорить об обычных людях. Идея, что русский = неисправимый пьянчужка — это миф, ничего не имеющий общего с реальностью. Более того, на протяжении веков русские были одной из самых трезвых наций. Не верите? Тогда предлагаю окунуться в историю.
Киевская Русь
Пожалуй, всем известен ответ Владимира Красно Солнышко на предложение принять ислам:
Руси есть веселие пить: не можем без того быти
Звучит как девиз заядлого алкоголика, но не всё так просто. Запрет алкоголя препятствовал проведению княжеских пиров. «Угощение князем дружинников закрепляло личные связи, существовавшие между ними с детства» (И. Н. Данилевский, д. и. н.). Историк пришел к выводу:
отношения князя и дружины строились на личных связях, закреплявшихся развитой системой «даров» в различных формах
Для современного человека эта идея может показаться странной, но вспомните: мы, как правило, принимаем пищу в кругу семьи (не чужих людей). Даже в наше время, чтобы быстро сблизиться с человеком, надо с ним выпить.
«Торговые поездки и военные экспедиции в Византию познакомили русских с виноградным вином» (историки И. В. Курукин, Е. А. Никулина). Вино, привозимое на Русь из Византии, было некрепким. Византийцы разбавляли напиток водой, так как считали неразбавленное вино признаком варварства. Но русы всё же редко пили вино и предпочитали ему мед: он был дешевле и его можно было сделать в домашних условиях. Напиток также был некрепким. При любом раскладе напиться в стельку было трудно. Более того, напиться считалось привилегией знати. Обычные же крестьяне напивались только во время братчины (праздничного мирского пира), которая жёстко регламентировались сельской общиной.
Монголы и Русь
В середине XIII в. на Руси установилось татаро-монгольское иго. Нравы монголов отличались от русских. Татаро-монголы, которые вели однообразную степную жизнь, любили выпивать. Н. С. Борисов, д. и. н., пишет:
Поводом для пирушки могли стать различные события семейной (свадьба, рождение ребенка) или хозяйственной жизни (стрижка овец, изготовление первого кумыса, клеймение лошадей, осенний забой скота и т. п.). В Орде пили все и помногу. Чингисхан сетовал, что его люди «пропивают полностью коня, стадо и все, что у них есть»
Китайский посол Чжао Хун, живший в XIII веке вспоминает:
Всякий раз, когда татары видят, что чужеземный гость, напившись, шумит, нарушает этикет, либо его рвет или он уснул, они бывают очень довольны и говорят: «Раз гость напился, то, значит, он с нами душа в душу!»
Николай Сергеевич Борисов задается вопросом:
Трудно даже представить себе, сколько же при этих нравах должны были выпивать заздравных чаш русские князья, приезжавшие в Орду в роли просителей. И не от того ли многие из них умирали в Орде или на обратном пути домой?
Историк также отмечает, что
Ибн Баттута недаром называет русских «плутовским народом». Они быстро заметили пристрастие татар к хмельным напиткам. Кажется, уже Иван Калита начал потихоньку спаивать Орду своим неиссякаемым лесным «мёдом». Однако при этом русские и сами незаметно втянулись в процесс. К концу «татарского периода» они, по свидетельству Иосифа Волоцкого, пили столь же неумеренно, как и степняки…
Алкогольная политика при Иване III
При московском дворе времен Ивана III (если хотите узнать, как Иван III завоевал Новгород, см. здесь) появился интересный обычай. Бояре спаивали иностранцев, чтобы получить у них всю возможную информацию. Напивался и сам великий князь. По свидетельству Сигизмунда Герберштейна, посла Священной Римской империи,
За обедом он [Иван III] большею частью до того напивался, что засыпал, а все приглашенные между тем от страху молчали; проснувшись, он протирал глаза, и только тогда начинал шутить и был весел с гостями
При этом Иван III установил для «черной кости» дни, регламентирующие употребление меда и браги. Об этом упоминает тот же С. Герберштейн:
Татарские обычаи отозвались на Руси запрещением крестьянам пить спиртное во все дни, кроме свадеб и больших праздников
Соответственно, чтобы контролировать потребление алкоголя среди населения, Ивана III в 1470-х гг. ввел винную монополию государства.
Русские или же европейцы?
В 1533 г. госмонополия была отменена, а во второй половине XVI в. появляется «государев кабак», который продает сначала опричникам, а потом и всему населению алкоголь. В конце того же века, в 1581 г., появляется первая российская аптека, которая использовала аквавиту (спирт, полученный перегонкой виноградного вина) и водку (тогда этим словом называли лечебную настойку) как лекарство. Важно не путать кабак и аптеку: они выполняли разные функции. И. В. Курукин, д. и. н., отмечает:
Аптека — это не место производства алкоголя, это место, где производят разные лечебные настойки, которое обслуживает прежде всего двор, и к продаже алкоголя она не имела отношения
В эпоху Ивана Грозного русские стали пить больше, но не больше своих соседей. Это отмечал в середине XVI века литовский посол в Крымском ханстве Михалон Литвин, сравнивая русских со своими земляками. В своих записках «О нравах татар, литовцев и москвитян» он пишет:
Литовцы возят с собою пиво и водку и в военные походы и даже тогда, когда съезжаются, чтобы присутствовать при богослужении. Они так привыкают к этим напиткам дома, что если во время похода случится пить воду, они, вследствие непривычки, гибнут от поноса и дизентерии. Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звуки волынки. Растратив таким образом свои средства, они испытывают голод и затем обращаются к воровству и разбою. Это случается так часто, что в каждой литовской области в течение месяца подвергается смертной казни за названные преступления более людей, чем в сто или двести лет в областях Московии и Татарии, в которых воспрещено пьянство.
Забавно, но на 2023 год Литва занимает 2-е почетное место (1-е место у Молдавии) как самая пьющая страна. Не отстают от предков. Литовцы выпивают 15 литров чистого спирта в год, но почему-то Вайра Вике-Фрейберга не говорит про литовских алкоголиков. Я считаю это несправедливым.
CONCLUSIO
Как видим, на протяжении веков русские вели трезвый образ жизни. Так что разговоры о том, что «генетически» предрасположены к алкоголизму, сплошная русофобия.
Но как русские стали пить больше и как сформировался образ русского алкоголика? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в следующих частях моей саги. До скорой встречи!
Хотите узнавать новости и стать частью моего сооющества, тогда вам в Телеграм https://web.telegram.org/k/#@rakhmetru
Хотите раньше читать статьи, тогда в вам в ЯндексДзен: https://dzen.ru/id/661b8bbd879c62541a8a9a46
Хотите больше исторических мемов, тогда вам в ВК https://m.vk.com/rakhmetru?from=groups
Пикабу https://pikabu.ru/@RAKHMETHISTORY
Единая Россия вместо СССР? Проект Ленина против проекта Сталина в 1922 году
Его Ил-2 был сбит за два месяца до Победы. Дважды Герой Советского Союза Евгений Кунгурцев
По статистике, Ил-2 сбивался на 54 боевом вылете. Гвардии старший лейтенант Евгений Кунгурцев превзошел этот показатель в несколько раз. К марту 1945 года число вылетов Кунгурцев перевалило за 200. Но в самом конце войны самолет Евгения все-таки сбили.
В полку летчика признали погибшим и отправили матери похоронку. Однако спустя три недели Кунгурцев вернулся в часть...