Прикладное элитоведение . ч. 10. "Где укажите нам, отчества отцы, которых мы должны принять за образцы?"
"Судьбы России" в свете принципа сменяемости структур
"Новый человек" и судьба русской интеллигенции
Кин-Дза-Дза, дон Кихот и проблематика "нового человека".
В преддверии новогодних праздников телевизор опять поставил советские комедии и попалась на глаза "Кин-Дза-Дза", которую не пересматривал уже довольно давно.
Что могу сказать: опять нашлись новые смыслы, как и положено каждому гениальному произведению.
Уже многократно и со всех сторон сказано про мир советских людей, миры планеты Плюк и планеты Альфа. Не будем тут повторяться, интернет полон самых подробных разборов и философских гипотез на эту тему.
Обратим внимание на инопланетянина, который попал в зимнюю Москву и потом нашел своих спасителей чтобы отдать носки. Он появляется в целом по крайней необходимости (иначе невозможна реализация сюжета) и подробно авторы про него ничего не говорят.
Но очевидно, что он не относится ни к миру Плюка (морлоков, орков), ни к миру Альфы (эолов, эльфов). Он как раз и есть тот самый "новый человек", который не гонится за выгодой, но действует по довольно строгим моральным канонам - если взял взаймы что угодно, то надо вернуть. Собственно, это всё что мы про него знаем, но как ни странно, этого достаточно, чтобы сделать массу смелых обобщений.
Обобщение первое.
В сюжете "Кин-Дза-Дза" мы наблюдаем ни больше не меньше коллизию столкновения трех социальных моделей:
- советской (Дядя Вова и Гедеван)
- условно говоря, "инклюзивного капитализма", хотя в 1986 году когда фильм вышел на экраны такого понятия еще не было (мир планет Плюк и Альфа)
- и столь же условно - "новый человек" новой эпохи, которая наступит после того, как будут преодолены перегибы и первого и второго (безымянный пришелец с носками).
Причем безымянный пришелец очевидно находится на более высокой ступени развития: он не пытается никого перевоспитать или переубедить, ни во что вмешиваться просто исполняет что должен. Отдать носки и переправить дядю Вову и Гедевана на Землю. И всё. Он понимает что Плюк неоперабелен (или еще время не пришло), но не пытается его исправить или уничтожить. Он предоставляет событиям идти естественным образом, и убирает невольно возникшее возмущение, которое невольно создали два землянина, нажав не на ту кнопку на машинке перемещения.
Из этого собственно следует два вывода: общественно-фаталистический и лично-трагический.
Общественный вывод состоит в том, что на Альфе и Плюке мы надолго, и тут главное ненароком не превратиться в планету Ханут. А личный вывод касается "советского человека": дяди Вовы и Гедевана, которые возвращаются домой чтобы погибнуть, если не буквально, то как миниму цивилизационно. Где именно это случиться в Средней Азии или Закавказье в 1988-1989 году, в России в 1990-е, или на Украине в 2013-2015 годах - не суть важно.
Обобщение второе.
С точки зрения искусства уже понятно, что как минимум для русской культуры "Кин-Дза-Дза" стала примерно тем же чем "Дон Кихот" Сервантеса для испанской в 17 веке: и то и другое произведение закрывает одну традицию и предвещает другую.
Дон Кихот похоронил средневековый рыцарский роман и открыл дверь для плутовского, романтического, реалистического и бог знает какого еще.
"Кин-Дза-Дза" подвела черту эпохи большого советского кино и возможно вообще советского искусства (хотя кто именно там был последним - вопрос спорный), и уж точно предсказал судьбу отечественной культуры: денег у артистов хватает на то чтобы купить пару недорогих планет и воздух к ним, но петь они нормально так и не научились.