logo
0
читателей
Вызывайте историка!  Разбираем исторические фейки. Разоблачаем стереотипы массовой культуры. Выставляем напоказ предвзятость одиозных авторов. Изобличаем пропаганду, маскирующуюся под псевдо-документалистику. И ищем, ищем, ищем новые факты.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Вы — образованный современный человек, живёте современной жизнью, смотрите сериалы, читаете новостные каналы, следите за любимыми блогерами. Вы имеете достаточное представление обо всех ключевых персонах и событиях прошлого … или нет? Что, если Ваши представления об истории — лишь набор стереотипов, накрепко вбитых в мозг массовой культурой? Что если режиссёры, журналисты, блогеры — лишь повторяют кем-то сфабрикованную ложь? Специально ли они это делают или сами наивно заблуждаются?
Вызывайте историка и давайте разбираться.

Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Бронза 300₽ месяц
Доступны сообщения

Хочу поддержать проект суммой 300 р. в месяц

Оформить подписку
Серебро 500₽ месяц
Доступны сообщения

Хочу поддержать проект суммой 500 р. в месяц

Оформить подписку
Золото 1 000₽ месяц
Доступны сообщения

Хочу поддержать проект суммой 1000 р. в месяц

Оформить подписку
Платина 2 000₽ месяц
Доступны сообщения

Хочу поддержать проект суммой 2000 р. в месяц

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 24+ мин
logo Вызывайте историка!

«Последние цари»: кто, как и зачем дурит голову аудитории Netflix

«Последние ‎цари»:‏ ‎мини-сериал, ‎1 ‎сезон, ‎6 ‎эпизодов,‏ ‎4 ‎часа‏ ‎30‏ ‎минут. ‎Производство ‎Netflix,‏ ‎2019 ‎г.

Скорее‏ ‎всего ‎вы ‎видели ‎этот‏ ‎знаменитый‏ ‎кадр, ‎облетевший‏ ‎весь ‎интернет.‏ ‎На ‎Красной ‎площади ‎гордо ‎стоит‏ ‎мавзолей‏ ‎Ленина ‎под‏ ‎заголовком ‎«1905‏ ‎год». ‎Владимир ‎Ильич ‎в ‎это‏ ‎время‏ ‎ещё‏ ‎конечно ‎же‏ ‎жив, ‎здоров‏ ‎и ‎проводит‏ ‎время‏ ‎в ‎Швейцарии,‏ ‎а ‎посередине ‎Красной ‎площади возвышается ‎памятник гражданину‏ ‎Минину ‎и‏ ‎князю‏ ‎Пожарскому. Но ‎об ‎этом‏ ‎не ‎догадываются‏ ‎исторические ‎консультанты ‎сериала ‎«Последние‏ ‎цари».

Этот‏ ‎проект, ‎вышедший‏ ‎на ‎экраны‏ ‎в ‎2019 ‎году, ‎стал ‎настоящим‏ ‎анти-рекордсменом‏ ‎по ‎количеству‏ ‎как ‎киноляпов,‏ ‎так ‎и ‎грубых ‎подтасовок ‎фактов.‏ ‎Вы‏ ‎без‏ ‎труда ‎найдёте‏ ‎в ‎интернете‏ ‎статьи с ‎подборками‏ ‎самых‏ ‎идиотских ‎ошибок‏ ‎авторов ‎сериала, ‎и ‎мы ‎не‏ ‎станем ‎все‏ ‎их‏ ‎повторно ‎разбирать. ‎Однако‏ ‎нас ‎заинтересовал‏ ‎вопрос: ‎как ‎же ‎такое‏ ‎могло‏ ‎случиться? Почему ‎с‏ ‎одной ‎стороны‏ ‎кто-то ‎произвёл ‎настолько ‎некачественный ‎кинопродукт,‏ ‎а‏ ‎с ‎другой‏ ‎стороны ‎кто-то‏ ‎такой ‎некачественный ‎продукт ‎принял ‎и‏ ‎профинансировал?‏ ‎Ошибка‏ ‎ли ‎это,‏ ‎халтура ‎или‏ ‎хитрый ‎умысел?‏ ‎Вот‏ ‎что ‎действительно‏ ‎интересно ‎проанализировать.

А ‎ведь ‎сериал ‎для‏ ‎Netflix ‎произвела‏ ‎американско-британская‏ ‎компания ‎Nutopia, которая ‎не‏ ‎первый ‎год‏ ‎занимается ‎съёмкой ‎именно ‎документального‏ ‎исторического‏ ‎кино. В ‎качестве‏ ‎своей ‎цели‏ ‎компания ‎декларирует ‎«поиск ‎нового ‎жанра‏ ‎телевидения‏ ‎— ‎«megadoc», который‏ ‎сочетает ‎в‏ ‎себе ‎традиции ‎эпического ‎кинематографа ‎и‏ ‎драматургии‏ ‎с‏ ‎первоклассной ‎документалистикой».‏ ‎В ‎кино-рубрикаторах‏ ‎«Последние ‎цари»‏ ‎относят‏ ‎к ‎понятию‏ ‎«докудрама» – современному ‎популярному ‎жанру ‎игрового ‎кино,‏ ‎делающему ‎упор‏ ‎на‏ ‎воспроизведение ‎исторических ‎событий‏ ‎силами ‎драматических‏ ‎актёров. ‎Важнейшим ‎признаком ‎докудрамы‏ ‎является‏ ‎то, ‎что‏ ‎сюжет ‎должен‏ ‎опираться ‎на ‎реальные ‎исторические ‎факты‏ ‎и‏ ‎документы, а ‎не‏ ‎на ‎выдумки‏ ‎сценаристов.

Но ‎увы, ‎громкие ‎декларации ‎и‏ ‎красивые‏ ‎слова‏ ‎«мегадок» ‎и‏ ‎«докудрама» ‎на‏ ‎поверку ‎лишь‏ ‎сбивают‏ ‎зрителя ‎с‏ ‎толку ‎– ‎историческая ‎фактура ‎исковеркана‏ ‎авторами ‎«Последних‏ ‎царей»‏ ‎как ‎в ‎кривом‏ ‎зеркале. ‎К‏ ‎чему ‎нужны ‎бесконечные ‎костюмы,‏ ‎дворцы‏ ‎и ‎сотни‏ ‎статистов, ‎если‏ ‎всё ‎это ‎перечеркивается ‎неопрятно ‎лживым‏ ‎содержанием?

Хотя‏ ‎для ‎многих‏ ‎посмотревших ‎этот‏ ‎сериал ‎именно ‎он ‎и ‎окажется‏ ‎единственной‏ ‎«правдой».‏ ‎На ‎основании‏ ‎такой ‎«вымышленной‏ ‎правды» ‎зрители‏ ‎и‏ ‎будут ‎формировать‏ ‎свое ‎представление ‎о ‎России, ‎её‏ ‎истории ‎и‏ ‎её‏ ‎правителях. ‎В ‎антиутопии‏ ‎Джорджа ‎Оруэлла‏ ‎было ‎сказано:

«И ‎если ‎все‏ ‎принимают‏ ‎ложь, ‎навязанную‏ ‎партией, ‎если‏ ‎во ‎всех ‎документах ‎одна ‎и‏ ‎та‏ ‎же ‎песня,‏ ‎тогда ‎эта‏ ‎ложь ‎поселяется ‎в ‎истории ‎и‏ ‎становится‏ ‎правдой».‏ ‎

И ‎ещё:

«Кто‏ ‎управляет ‎прошлым,‏ ‎тот ‎управляет‏ ‎будущим».‏ ‎

Оруэлл ‎пытался‏ ‎в ‎своих ‎антиутопиях ‎изобразить ‎ужасное‏ ‎тоталитарное ‎коммунистическое‏ ‎общество‏ ‎будущего. ‎Он ‎сильно‏ ‎удивился ‎бы,‏ ‎узнав ‎насколько ‎точно ‎предсказал‏ ‎законы‏ ‎развития ‎медиа-капитализма‏ ‎западного ‎образца‏ ‎во ‎главе ‎с ‎Netflix, ‎Facebook‏ ‎и‏ ‎YouTube.

И ‎вот,‏ ‎в ‎угоду‏ ‎современной ‎политической ‎конъюнктуре, ‎Российскую ‎империю‏ ‎в‏ ‎сериале‏ ‎представляют ‎абсолютной‏ ‎автократией. ‎Зрителю‏ ‎показывают, ‎что‏ ‎царь‏ ‎единолично ‎контролирует‏ ‎всё ‎государственное ‎управление: ‎от ‎религии‏ ‎до ‎рядовых‏ ‎экономических‏ ‎вопросов. ‎Но ‎ведь‏ ‎это ‎невозможно‏ ‎даже ‎просто ‎с ‎позиции‏ ‎логики‏ ‎– ‎один‏ ‎человек ‎физически‏ ‎не ‎мог ‎бы ‎этого ‎делать.‏ ‎В‏ ‎России ‎существовал‏ ‎весьма ‎разветвлённый‏ ‎управленческий ‎аппарат. Высшим ‎государственным ‎учреждением ‎страны‏ ‎был‏ ‎Государственный‏ ‎совет. ‎Из‏ ‎десяти ‎департаментов‏ ‎состоял ‎Сенат.‏ ‎Делами‏ ‎православной ‎церкви‏ ‎руководил ‎Синод. ‎Определяющую ‎роль ‎в‏ ‎управлении ‎страной‏ ‎играли‏ ‎министерства, а ‎координационным ‎органом‏ ‎над ‎ними‏ ‎был ‎Совет ‎министров. ‎За‏ ‎годы‏ ‎правления ‎Николая‏ ‎II ‎появился‏ ‎также ‎и ‎избираемый ‎парламент ‎–‏ ‎Государственная‏ ‎Дума.

Авторы ‎сериала‏ ‎каждой ‎деталью‏ ‎желают ‎подчеркнуть ‎закрытость, ‎изолированность ‎далёкой‏ ‎холодной‏ ‎страны‏ ‎от ‎всего‏ ‎мира ‎(на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎нет).‏ ‎А ‎значит‏ ‎и ‎все ‎привычные ‎монархиям ‎процедуры‏ ‎в ‎России‏ ‎должны‏ ‎происходить, ‎по ‎мнению‏ ‎авторов, ‎закрыто‏ ‎и ‎неприветливо. ‎Так, ‎коронацию‏ ‎Николая‏ ‎II ‎представляют‏ ‎камерным ‎событием,‏ ‎происходящим ‎за ‎закрытыми ‎дверями. ‎Хотя‏ ‎так‏ ‎же, ‎как‏ ‎и ‎во‏ ‎всём ‎мире, ‎в ‎России ‎это‏ ‎был‏ ‎абсолютно‏ ‎публичный ‎ритуал.‏ ‎Да ‎не‏ ‎просто ‎публичный‏ ‎–‏ ‎это ‎была‏ ‎ни ‎с ‎чем ‎не ‎сопоставимая‏ ‎череда ‎массовых‏ ‎мероприятий!‏ ‎Одной ‎только ‎охраны‏ ‎было ‎задействовано‏ ‎82 батальона, ‎36 ‎эскадронов, ‎9‏ ‎сотен‏ ‎и ‎28‏ ‎батарей! На ‎коронацию‏ ‎съехались ‎тысячи ‎именитых ‎гостей: ‎вся‏ ‎европейская‏ ‎элита; ‎журналисты,‏ ‎фотографы ‎и‏ ‎художники ‎со ‎всего ‎мира; ‎представители‏ ‎Востока,‏ ‎Ватикана,‏ ‎англиканской ‎церкви,‏ ‎восточных ‎патриархий.

«Пришлось‏ ‎принять ‎целую‏ ‎армию‏ ‎свит ‎наехавших‏ ‎принцев», ‎

запишет ‎Николай ‎II ‎в‏ ‎своём ‎дневнике.‏ ‎Авторам‏ ‎сериала ‎не ‎мешало‏ ‎бы ‎опираться‏ ‎не ‎только ‎на ‎измышления‏ ‎странных‏ ‎«консультантов», ‎но‏ ‎и ‎на‏ ‎документы. ‎А ‎ведь ‎на ‎коронации‏ ‎императора‏ ‎Николая ‎II‏ ‎была ‎впервые‏ ‎в ‎истории ‎(!) ‎осуществлена ‎репортажная‏ ‎документальная‏ ‎съёмка, для‏ ‎чего ‎на‏ ‎мероприятии ‎присутствовал‏ ‎французский ‎журналист‏ ‎и‏ ‎оператор ‎Камилл‏ ‎Серф. ‎Его ‎репортаж ‎продолжительностью ‎около‏ ‎двух ‎минут‏ ‎стал‏ ‎настоящим ‎хитом ‎кинопроката‏ ‎того ‎времени;‏ ‎его ‎и ‎сейчас ‎можно‏ ‎без‏ ‎труда ‎найти‏ ‎в ‎сети. Но‏ ‎в ‎сериале ‎Мария ‎Федоровна ‎надевает‏ ‎корону‏ ‎на ‎голову‏ ‎Аликс ‎и‏ ‎произносит ‎бессмысленное ‎«Ты ‎одна ‎из‏ ‎нас».‏ ‎Что‏ ‎невозможно ‎себе‏ ‎представить ‎ни‏ ‎при ‎каких‏ ‎обстоятельствах,‏ ‎так ‎как‏ ‎только ‎сам ‎царь, ‎как ‎носитель‏ ‎самодержавной ‎власти,‏ ‎мог‏ ‎короновать ‎свою ‎супругу,‏ ‎царицу.

И ‎так‏ ‎далее, ‎и ‎тому ‎подобное.‏ ‎Проект‏ ‎«Последние ‎цари»‏ ‎совсем ‎не‏ ‎похож ‎на ‎правдоподобную ‎документалистику ‎–‏ ‎гораздо‏ ‎больше ‎он‏ ‎напоминает ‎авторское‏ ‎художественное ‎произведение. ‎Так кто ‎же ‎его‏ ‎авторы,‏ ‎которые‏ ‎вводят ‎нас‏ ‎в ‎заблуждение?

Начнём‏ ‎с ‎режиссёров,‏ ‎ведь‏ ‎по ‎сути‏ ‎для ‎любого ‎кинопроекта ‎это ‎основные‏ ‎творцы. ‎Адриан‏ ‎МакДауэлл – снимал‏ ‎короткометражное ‎авторское ‎кино,‏ ‎детективные и ‎подростковые‏ ‎сериалы, шоу ‎о ‎«Формуле-1» ‎и‏ ‎даже‏ ‎музыкальный ‎клип. То‏ ‎есть ‎всё‏ ‎что ‎угодно, ‎кроме ‎исторической ‎документалистики.‏ ‎Второй‏ ‎режиссёр ‎Гарет‏ ‎Танли – снял ‎эпизод‏ ‎для ‎документального ‎сериала ‎о ‎паранормальных‏ ‎явлениях‏ ‎«True‏ ‎Horror», ужасы ‎«Creeped‏ ‎Out» и ‎«Cold‏ ‎Call», а ‎также‏ ‎триллер‏ ‎«Упырь». Тоже ‎отличный‏ ‎послужной ‎список. ‎То ‎есть ‎для‏ ‎съёмок ‎якобы‏ ‎документального‏ ‎фильма ‎о ‎гибели‏ ‎могущественной ‎европейской‏ ‎династии ‎режиссёров ‎выбирали ‎как‏ ‎угодно,‏ ‎но ‎точно‏ ‎не ‎за‏ ‎знакомство ‎с ‎материалом.

Ладно; ‎допустим, ‎что‏ ‎Nutopia‏ ‎ограничила ‎ответственность‏ ‎режиссёров ‎лишь‏ ‎контролем ‎за ‎уровнем ‎драматизма, ‎соответствием‏ ‎сценарию‏ ‎и‏ ‎подбором ‎актёров.‏ ‎И ‎что‏ ‎за ‎фактчекинг‏ ‎в‏ ‎сериале ‎отвечают‏ ‎специально ‎привлечённые ‎консультанты. ‎Так ‎кто‏ ‎же ‎они?‏ ‎На‏ ‎первый ‎взгляд ‎кажется,‏ ‎что ‎уважаемые‏ ‎люди, ‎учёные, ‎знатоки ‎русской‏ ‎истории…‏ ‎или ‎нет?‏ ‎Давайте ‎познакомимся‏ ‎с ‎ними ‎поближе.

Дуглас ‎Смит — американский ‎исследователь‏ ‎и‏ ‎писатель. ‎Считается‏ ‎авторитетным ‎специалистом‏ ‎по ‎истории ‎России, ‎так ‎как‏ ‎знает‏ ‎русский‏ ‎язык ‎и‏ ‎написал ‎шесть‏ ‎книг. ‎Эксперт‏ ‎чего-то‏ ‎про ‎русский‏ ‎национализм. ‎Ближе ‎к ‎распаду ‎СССР‏ ‎занимался ‎культурными‏ ‎проектами‏ ‎в ‎американской ‎дипломатической‏ ‎миссии ‎в‏ ‎Советском ‎Союзе ‎и ‎работал‏ ‎аналитиком‏ ‎на ‎«Радио‏ ‎Свобода» ‎–‏ ‎то ‎есть ‎разваливал ‎нашу ‎страну‏ ‎идеологически.‏ ‎В ‎принципе,‏ ‎на ‎Брайтон‏ ‎Бич ‎много ‎таких ‎же ‎«экспертов»,‏ ‎которые‏ ‎знают‏ ‎русский ‎язык,‏ ‎пожили ‎в‏ ‎СССР ‎и‏ ‎недолюбливали‏ ‎его. ‎Но‏ ‎ладно, ‎у ‎Дугласа ‎Смита ‎хотя‏ ‎бы ‎есть‏ ‎работы‏ ‎про ‎Распутина ‎и‏ ‎русское ‎дворянство.

Доктор‏ ‎Марина ‎Александрова из ‎Техасского ‎университета.‏ ‎Родилась‏ ‎в ‎России,‏ ‎в ‎Саратове‏ ‎– ‎что, ‎увы, ‎никак ‎не‏ ‎обеспечило‏ ‎ей ‎знания‏ ‎истории ‎родной‏ ‎страны.  ‎Изучает ‎Марина ‎русские ‎революционные‏ ‎движения,‏ ‎культуру‏ ‎эпохи ‎модерна‏ ‎и ‎авангард.‏ ‎Как ‎написано‏ ‎на‏ ‎сайте ‎университета,‏ ‎сейчас ‎она ‎ведет ‎авторский ‎курс‏ ‎«Цари ‎и‏ ‎мистики»,‏ ‎который ‎«исследует ‎неправославные‏ ‎духовные ‎практики‏ ‎и ‎необычных ‎исповедников ‎российских‏ ‎правителей‏ ‎от ‎Ивана‏ ‎Грозного ‎до‏ ‎Николая ‎II». ‎То ‎есть, ‎вроде‏ ‎как,‏ ‎и ‎учёная‏ ‎степень ‎имеется…‏ ‎но ‎звучит ‎всё ‎это ‎как‏ ‎анонс‏ ‎к‏ ‎новому ‎сезону‏ ‎«Битвы ‎Экстрасенсов».

Ещё‏ ‎один ‎«эксперт»‏ ‎–‏ ‎Саймон ‎Себаг-Монтефиоре вообще‏ ‎даже ‎не ‎историк, ‎а ‎просто‏ ‎писатель-энтузиаст ‎какой-то.‏ ‎Стоит‏ ‎взглянуть ‎на ‎его‏ ‎библиографию ‎и‏ ‎многое ‎становится ‎понятно. ‎«Екатерина‏ ‎Великая‏ ‎и ‎Потёмкин:‏ ‎имперская ‎история‏ ‎любви» ‎и ‎«Сталин: ‎двор ‎красного‏ ‎монарха»‏ ‎– ‎да‏ ‎это ‎же‏ ‎простая ‎популяризация ‎исторических ‎пасквилей! ‎Например,‏ ‎Сталин‏ ‎охарактеризован‏ ‎им ‎как‏ ‎«молодой ‎террорист,‏ ‎грабитель ‎банков,‏ ‎поэт‏ ‎и ‎любовник»‏ ‎(кстати, ‎за ‎это ‎автор ‎сразу‏ ‎же ‎получил‏ ‎британскую‏ ‎премию ‎«Лучшая ‎историческая‏ ‎книга ‎2004‏ ‎года»). ‎Что ‎ж, ‎участие‏ ‎такого‏ ‎«непредвзятого ‎консультанта‏ ‎по ‎России»‏ ‎многое ‎происходящее ‎в ‎сериале ‎объясняет.

Например,‏ ‎этот‏ ‎чудо-«эксперт» ‎манипулирует‏ ‎эмоциональными ‎понятиями‏ ‎и ‎круглыми, ‎взятыми ‎из ‎ниоткуда‏ ‎числами.‏ ‎Не‏ ‎моргнув ‎глазом‏ ‎Себаг-Монтефиоре ‎сообщает:

«При‏ ‎подавлении ‎революции‏ ‎Николай‏ ‎проявляет ‎себя‏ ‎как ‎по-настоящему ‎кровавый ‎и ‎безжалостный‏ ‎правитель. ‎Погибает,‏ ‎по‏ ‎разным ‎оценкам, ‎до‏ ‎15 ‎000‏ ‎человек!» ‎

Минуточку, ‎с ‎каких‏ ‎это‏ ‎пор ‎непредвзятый‏ ‎эксперт ‎уполномочен‏ ‎развешивать ‎субъективные ‎ярлыки ‎«кровавый» ‎и‏ ‎«безжалостный»?‏ ‎Это ‎же‏ ‎банальная ‎манипуляция‏ ‎зрителем. ‎Разве ‎вы ‎где-нибудь ‎видели‏ ‎мирное‏ ‎подавление‏ ‎революций? ‎Да‏ ‎и ‎о‏ ‎количестве ‎жертв‏ ‎тоже‏ ‎очень ‎удобная‏ ‎оговорка: ‎«по ‎разным ‎оценкам». ‎То‏ ‎есть ‎берём,‏ ‎например,‏ ‎официальную ‎оценку ‎в‏ ‎10 ‎000‏ ‎человек, ‎добавляем ‎свою ‎в‏ ‎20‏ ‎000, ‎и‏ ‎получаем ‎15‏ ‎000 ‎«по ‎разным ‎оценкам». ‎Тяп-ляп‏ ‎–‏ ‎и ‎готово.

Кстати,‏ ‎сразу ‎после‏ ‎этого ‎комментария ‎в ‎сериале ‎следуют‏ ‎документальные‏ ‎кадры‏ ‎якобы ‎расправы‏ ‎над ‎участниками‏ ‎революции ‎1905‏ ‎года.‏ ‎На ‎самом‏ ‎же ‎деле ‎на ‎кадрах ‎хроники‏ ‎запечатлен ‎расстрел‏ ‎латышских‏ ‎коммунистов ‎белогвардейцами ‎в‏ ‎1919 ‎году. После‏ ‎кадров ‎хроники ‎зрителю ‎ещё‏ ‎демонстрируют‏ ‎фотографию ‎царских‏ ‎репрессий. ‎И‏ ‎тут ‎тоже ‎«мимо ‎тазика» ‎–‏ ‎на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎на ‎фото‏ ‎красноармейцы, ‎повешенные ‎белогвардейцами во ‎время ‎гражданской‏ ‎войны‏ ‎и‏ ‎иностранной ‎интервенции‏ ‎1918-1921 ‎гг.‏ ‎Интересно, ‎подал‏ ‎ли‏ ‎в ‎суд‏ ‎Себаг-Монтефиоре ‎на ‎авторов ‎сериала ‎за‏ ‎подтасовку ‎исторической‏ ‎фактуры‏ ‎вслед ‎за ‎его‏ ‎комментарием? ‎Мы‏ ‎думаем, ‎что ‎если ‎не‏ ‎подал‏ ‎– ‎значит,‏ ‎его ‎всё‏ ‎устраивает.

Дальше ‎– ‎больше. ‎В ‎другом‏ ‎фрагменте‏ ‎господин ‎Монтефиоре‏ ‎выдаёт ‎желаемое‏ ‎за ‎действительное:

«Ленинское ‎видение ‎власти ‎рабочих‏ ‎предполагало‏ ‎физическое‏ ‎уничтожение ‎царской‏ ‎семьи ‎и‏ ‎самого ‎императора-самодержца.‏ ‎Ленин‏ ‎согласен ‎в‏ ‎случае ‎подхода ‎белых ‎дать ‎разрешение‏ ‎уральским ‎боевикам‏ ‎на‏ ‎физическое ‎уничтожение ‎всех‏ ‎членов ‎семьи».‏ ‎

И ‎где ‎же ‎задокументировано‏ ‎такое‏ ‎ленинское ‎видение?‏ ‎Владимир ‎Ильич‏ ‎оставил ‎нам ‎в ‎наследие ‎десятки‏ ‎тысяч‏ ‎страниц ‎текста,‏ ‎но ‎нигде‏ ‎не ‎расписывался ‎в ‎необходимости ‎физического‏ ‎устранения‏ ‎царской‏ ‎семьи. ‎Похоже,‏ ‎господин ‎«эксперт»‏ ‎просто ‎выдумал‏ ‎это‏ ‎утверждение ‎о‏ ‎Ленине.

Крест ‎на ‎себе ‎как ‎на‏ ‎эксперте ‎Себаг-Монтефиоре‏ ‎ставит‏ ‎утверждением: ‎«Весьма ‎удивительно,‏ ‎что ‎у‏ ‎этой ‎революции ‎нет ‎руководителей».‏ ‎Что‏ ‎это ‎за‏ ‎революция, ‎у‏ ‎которой ‎нет ‎руководителей? ‎Прям ‎цветная‏ ‎революция‏ ‎по-американски: ‎недовольный‏ ‎народ ‎поднялся‏ ‎и ‎сам ‎сверг ‎ненавистный ‎режим.‏ ‎Знаем-знаем‏ ‎как‏ ‎это ‎делается. У‏ ‎любой ‎революции‏ ‎есть ‎интересант,‏ ‎который‏ ‎в ‎меру‏ ‎возможностей ‎реализует ‎задуманный ‎сценарий. ‎То,‏ ‎что ‎господину‏ ‎Монтефиоре‏ ‎руководители ‎русской ‎революции‏ ‎неизвестны ‎–‏ ‎не ‎означает, ‎что ‎их‏ ‎не‏ ‎было. ‎А‏ ‎означает ‎лишь,‏ ‎что ‎мнение ‎господина ‎Монтефиоре ‎стоит‏ ‎не‏ ‎дороже ‎мнения‏ ‎любого ‎посетителя‏ ‎Макдоналдса.

Далее ‎идет ‎доктор ‎Филиппа ‎Хетерингтон. Вот‏ ‎цитата‏ ‎с‏ ‎её ‎страницы‏ ‎на ‎сайте‏ ‎университета:

«Я ‎преподаю‏ ‎современную‏ ‎евразийскую ‎историю‏ ‎в ‎Школе ‎славянских ‎и ‎восточноевропейских‏ ‎исследований ‎Университетского‏ ‎колледжа‏ ‎Лондона, ‎где ‎я‏ ‎исследую ‎и‏ ‎преподаю ‎культурную, ‎социальную ‎и‏ ‎правовую‏ ‎историю ‎императорской‏ ‎России ‎и‏ ‎раннего ‎Советского ‎Союза ‎в ‎глобальном‏ ‎и‏ ‎транснациональном ‎контексте.‏ ‎В ‎более‏ ‎широком ‎смысле ‎моя ‎работа ‎исследует‏ ‎пересечения‏ ‎истории‏ ‎международного ‎права‏ ‎с ‎биополитикой‏ ‎и ‎феминистской‏ ‎теорией,‏ ‎особенно ‎в‏ ‎контексте ‎империи ‎и ‎при ‎социализме».

Биополитика‏ ‎и ‎феминистская‏ ‎теория?‏ ‎Это ‎вообще ‎наука?‏ ‎За ‎что‏ ‎она ‎получила ‎звание ‎доктора?‏ ‎В‏ ‎«Википедии» ‎есть‏ ‎описание ‎термина‏ ‎«биополитика». Например, ‎цитата: ‎«В ‎исследованиях ‎политики‏ ‎на‏ ‎основе ‎постструктурализма‏ ‎и ‎постмодернизма‏ ‎биополитика ‎используется ‎для ‎анализа ‎и‏ ‎разоблачения‏ ‎власти».‏ ‎Почитайте, ‎чем‏ ‎занимаются ‎люди‏ ‎под ‎видом‏ ‎научной‏ ‎деятельности, ‎там‏ ‎прямо ‎смешно.

Не ‎удивительно, ‎что ‎при‏ ‎такой ‎каше‏ ‎в‏ ‎голове ‎госпожа ‎Хетерингтон‏ ‎совершает, ‎вероятно,‏ ‎самую ‎грубую ‎ошибку ‎в‏ ‎сериале,‏ ‎называя ‎Думу‏ ‎«избранным ‎правительством».‏ ‎Более ‎того, ‎в ‎5 ‎эпизоде‏ ‎мы‏ ‎слышим ‎даже‏ ‎о ‎каком-то‏ ‎«президенте ‎Думы». ‎Напомним, ‎что ‎в‏ ‎царской‏ ‎России‏ ‎Государственная ‎Дума‏ ‎была ‎органом‏ ‎законодательной ‎власти‏ ‎с‏ ‎целым ‎рядом‏ ‎ограничений, и ‎то ‎не ‎сразу ‎(сначала‏ ‎– ‎всего‏ ‎лишь‏ ‎законосовещательным ‎учреждением). ‎И‏ ‎Думу ‎возглавлял‏ ‎председатель, ‎а ‎никакой ‎не‏ ‎президент.

В‏ ‎другом ‎фрагменте‏ ‎доктор ‎Хетерингтон‏ ‎называет ‎Николая ‎II ‎«представителем ‎Бога‏ ‎на‏ ‎земле». ‎Такой‏ ‎пассаж, ‎видимо,‏ ‎понятен ‎западному ‎зрителю ‎(по ‎аналогии‏ ‎с‏ ‎папой‏ ‎римским), ‎но‏ ‎в ‎корне‏ ‎искажает ‎действительную‏ ‎роль‏ ‎русского ‎самодержца.‏ ‎Во ‎время ‎церемонии ‎венчания ‎на‏ ‎царство ‎свершалось‏ ‎второе‏ ‎в ‎жизни ‎вступающего‏ ‎на ‎царство‏ ‎монарха ‎таинство ‎миропомазания. Оно ‎символизировало‏ ‎его‏ ‎царскую ‎миссию,‏ ‎уподобляя ‎её‏ ‎по ‎ответственности ‎и ‎сложности ‎священству.‏ ‎Царь‏ ‎назывался ‎«помазанником‏ ‎Божьим», ‎то‏ ‎есть ‎его ‎дело ‎было ‎благословлено‏ ‎высшими‏ ‎силами.‏ ‎Называть ‎русского‏ ‎царя ‎«представителем‏ ‎Бога ‎на‏ ‎земле»‏ ‎– ‎это‏ ‎как ‎называть ‎отличника ‎представителем ‎учителя.‏ ‎Но ‎вероятно‏ ‎с‏ ‎точки ‎зрения ‎биополитики‏ ‎и ‎феминистской‏ ‎теории ‎разницы ‎нет.

Но, ‎конечно,‏ ‎ключевой‏ ‎«эксперт» ‎сериала‏ ‎– ‎доктор‏ ‎Пабло ‎де ‎Ореллана. Преподает ‎на ‎кафедре‏ ‎военных‏ ‎исследований. ‎В‏ ‎биографической ‎справке‏ ‎описан ‎как ‎«междисциплинарный ‎ученый, ‎изучающий‏ ‎дипломатию,‏ ‎национализм‏ ‎и ‎взаимосвязь‏ ‎между ‎искусством‏ ‎и ‎конфликтом».‏ ‎Никаких‏ ‎научных ‎работ‏ ‎о ‎России ‎у ‎него ‎нет.‏ ‎Но ‎вещает‏ ‎он‏ ‎как ‎настоящий ‎знаток‏ ‎русской ‎истории.

Например,‏ ‎когда ‎речь ‎заходит ‎про‏ ‎руководителя‏ ‎расстрела ‎царской‏ ‎семьи ‎Юровского.‏ ‎Что ‎нам ‎говорит ‎де ‎Ореллана‏ ‎об‏ ‎этом ‎человеке?

«Доверие‏ ‎к ‎царю‏ ‎в ‎войсках ‎окончательно ‎рухнуло. ‎Яков‏ ‎Юровский‏ ‎–‏ ‎один ‎из‏ ‎военных, ‎которому‏ ‎предстоит ‎сыграть‏ ‎серьезную‏ ‎роль ‎в‏ ‎истории ‎семьи ‎Романовых. ‎Он ‎санитар‏ ‎на ‎передовой».

Это‏ ‎чистейшее‏ ‎враньё. ‎Юровский ‎ни‏ ‎дня ‎не‏ ‎был ‎на ‎фронте ‎и‏ ‎служил‏ ‎фельдшером ‎по‏ ‎месту ‎жительства.‏ ‎Он ‎в ‎своей ‎автобиографии ‎сам‏ ‎пишет,‏ ‎чёрным ‎по‏ ‎белому : «Февральская ‎революция‏ ‎застала ‎меня ‎в ‎Екатеринбурге». ‎Но‏ ‎для‏ ‎драматизма‏ ‎авторам ‎необходимо‏ ‎показать, ‎что‏ ‎Юровский ‎не‏ ‎простой‏ ‎убийца, ‎а‏ ‎часть ‎переживающей ‎трагедию ‎армии.

Они ‎же‏ ‎так ‎хотят‏ ‎показать,‏ ‎что ‎в ‎русской‏ ‎армии ‎всё‏ ‎плохо. ‎Что ‎ещё ‎в‏ ‎1915‏ ‎году ‎Николай‏ ‎II ‎Первую‏ ‎мировую ‎войну ‎якобы ‎проиграл ‎с‏ ‎разгромным‏ ‎счетом. ‎Что‏ ‎к ‎началу‏ ‎1916 ‎года ‎«целые ‎батальоны ‎уходят‏ ‎в‏ ‎тыл»,‏ ‎солдаты ‎не‏ ‎подчиняются ‎командирам,‏ ‎армия ‎требует‏ ‎мира…‏ ‎понятно, ‎да?‏ ‎Ни ‎одна ‎другая ‎армия ‎мира‏ ‎не ‎требует,‏ ‎а‏ ‎вот ‎именно ‎в‏ ‎России ‎–‏ ‎потребовала? ‎Чистейшая ‎ложь. ‎С‏ ‎момента‏ ‎вступления ‎императора‏ ‎Николая ‎II‏ ‎в ‎должность ‎верховного ‎главнокомандующего ‎в‏ ‎1915‏ ‎году ‎ход‏ ‎войны ‎резко‏ ‎изменился и ‎никаких ‎стратегических ‎поражений ‎наша‏ ‎армия‏ ‎больше‏ ‎не ‎несла. Было‏ ‎остановлено ‎наступление‏ ‎германских ‎войск,‏ ‎установлено‏ ‎абсолютное ‎господство‏ ‎русского ‎флота ‎на ‎Чёрном ‎море,‏ ‎разгромлены ‎турецкие‏ ‎силы‏ ‎и ‎взят ‎Эрзерум,‏ ‎реализован ‎Брусиловский‏ ‎прорыв ‎и ‎так ‎далее.‏ ‎Бывший‏ ‎во ‎время‏ ‎войны ‎сперва‏ ‎Морским ‎министром, ‎а ‎после ‎и‏ ‎Военным‏ ‎министром ‎Великобритании‏ ‎У. ‎Черчилль,‏ ‎располагавший ‎всеми ‎агентурными ‎данными, ‎категорически‏ ‎утверждал,‏ ‎что‏ ‎Россия ‎стояла‏ ‎у ‎самого‏ ‎порога ‎победы. С‏ ‎этой‏ ‎же ‎точкой‏ ‎зрения ‎впоследствии ‎соглашался ‎и ‎Адольф‏ ‎Гитлер. ‎Германия‏ ‎пала‏ ‎в ‎1918 ‎году‏ ‎уже ‎даже‏ ‎без ‎участия ‎России ‎в‏ ‎войне,‏ ‎а ‎при‏ ‎участии ‎–‏ ‎пала ‎бы ‎много ‎раньше. ‎На‏ ‎весну‏ ‎1917 ‎года‏ ‎было ‎намечено‏ ‎всеобщее ‎наступление. ‎Уже ‎прорабатывались ‎сценарии‏ ‎торжественных‏ ‎парадов‏ ‎в ‎Берлине,‏ ‎Вене ‎и‏ ‎Константинополе…

Но ‎вернёмся‏ ‎к‏ ‎«дну ‎в‏ ‎мире ‎экспертов ‎по ‎истории», ‎многоуважаемому‏ ‎господину ‎де‏ ‎Ореллане.‏ ‎Когда ‎он ‎произносит‏ ‎«великий ‎князь‏ ‎Николаша», ‎это ‎не ‎вызывает‏ ‎ничего,‏ ‎кроме ‎желания‏ ‎прикрыть ‎лицо‏ ‎от ‎стыда. ‎Настолько ‎же ‎нелепо‏ ‎было‏ ‎бы ‎называть‏ ‎Александра ‎Македонского‏ ‎«Великим ‎Саньком», ‎и ‎это ‎уж‏ ‎точно‏ ‎никак‏ ‎не ‎соответствует‏ ‎статусу ‎документалистики.‏ ‎«Николашей» ‎великого‏ ‎князя‏ ‎Николая ‎Николаевича‏ ‎называли ‎исключительно ‎в ‎семейных ‎кругах,‏ ‎и ‎такое‏ ‎семейное‏ ‎прозвище ‎никак ‎не‏ ‎могло ‎упоминаться‏ ‎в ‎сочетании ‎с ‎его‏ ‎официальным‏ ‎титулом.

Рассказывая ‎о‏ ‎кровавом ‎воскресенье,‏ ‎де ‎Ореллана ‎упоминает ‎каких-то ‎детей,‏ ‎сидящих‏ ‎на ‎ветвях‏ ‎деревьев, ‎по‏ ‎которым ‎стреляют, ‎и ‎о ‎последовавшей‏ ‎за‏ ‎этими‏ ‎событиями ‎кровавой‏ ‎резне. ‎Жуткая‏ ‎картина!, ‎но‏ ‎рождена‏ ‎она ‎исключительно‏ ‎больной ‎фантазией ‎де ‎Орелланы ‎–‏ ‎фактов, ‎подтверждающих‏ ‎это,‏ ‎не ‎существует. ‎Но,‏ ‎пожалуй, ‎самая‏ ‎дикая ‎цитата ‎де ‎Ореллана:

«Это‏ ‎чудовищное‏ ‎злодеяние, ‎люди‏ ‎видят ‎изрешеченного‏ ‎пулями ‎ребенка, ‎висящего, ‎как ‎на‏ ‎кресте,‏ ‎на ‎решетке‏ ‎Зимнего ‎дворца!»

До‏ ‎такого ‎кровавого ‎фарса ‎не ‎додумались‏ ‎даже‏ ‎режиссёры‏ ‎фильма ‎«Зомбиленд»!

Как‏ ‎подобные ‎бредни‏ ‎могут ‎соотноситься‏ ‎с‏ ‎«экспертизой» ‎и‏ ‎«документалистикой»?! ‎Кто ‎все ‎эти ‎люди??‏ ‎С ‎какой‏ ‎стати‏ ‎именно ‎они ‎дают‏ ‎экспертные ‎комментарии‏ ‎в ‎сериале ‎о ‎русских‏ ‎царях??

Невежество‏ ‎сценаристов ‎и‏ ‎псевдо-экспертов ‎поражает‏ ‎на ‎каждом ‎шагу:

  • Цитата: ‎«Распутин ‎источает‏ ‎электричество‏ ‎из ‎кончиков‏ ‎пальцев» ‎–‏ ‎это ‎они ‎в ‎Мортал ‎Комбате‏ ‎подсмотрели?
  • Цусимское‏ ‎сражение‏ ‎в ‎сериале‏ ‎укоротили ‎до‏ ‎40 ‎минут‏ ‎–‏ ‎хотя ‎на‏ ‎самом ‎деле ‎оно ‎длилось ‎двое‏ ‎суток;
  • Николая ‎II‏ ‎охраняют‏ ‎какие-то ‎морские ‎пехотинцы‏ ‎– ‎хотя‏ ‎такого ‎рода ‎войск ‎в‏ ‎Российской‏ ‎Империи ‎в‏ ‎помине ‎не‏ ‎было;
  • Дверь ‎Марии ‎Фёдоровне ‎открывает ‎слуга-африканец‏ ‎–‏ ‎но ‎негры‏ ‎никогда ‎не‏ ‎служили ‎в ‎покоях ‎русского ‎императора;
  • Александра‏ ‎Фёдоровна‏ ‎якобы‏ ‎употребляет ‎кокаин‏ ‎– ‎просто‏ ‎ещё ‎одна‏ ‎безосновательная‏ ‎лживая ‎выдумка‏ ‎в ‎стремлении ‎сделать ‎сюжет ‎«доступнее»‏ ‎современному ‎западному‏ ‎зрителю;
  • Реальность‏ ‎политической ‎и ‎общественной‏ ‎жизни ‎России‏ ‎начала ‎XX ‎века ‎в‏ ‎сериале‏ ‎упрощена ‎до‏ ‎детского ‎примитива.‏ ‎В ‎фильме ‎нет ‎октябристов, ‎кадетов‏ ‎или‏ ‎эсэров ‎–‏ ‎есть ‎лишь‏ ‎абстрактные ‎революционеры, ‎а ‎огромную ‎семью‏ ‎Романовых‏ ‎сериал‏ ‎обрезает ‎до‏ ‎нескольких ‎человек.‏ ‎Когда ‎Николай‏ ‎II‏ ‎отрекается ‎от‏ ‎престола ‎в ‎пользу ‎младшего ‎брата,‏ ‎показать ‎в‏ ‎кадре‏ ‎некого ‎– ‎великий‏ ‎князь ‎Михаил‏ ‎Александрович ‎не ‎фигурировал ‎в‏ ‎сюжете‏ ‎до ‎этого‏ ‎момента;
  • «Монарх ‎должен‏ ‎был ‎посетить ‎пострадавших», ‎– ‎с‏ ‎укоризной‏ ‎пеняют ‎«эксперты»‏ ‎Николаю ‎II‏ ‎на ‎события ‎ходынской ‎трагедии. ‎Но‏ ‎это‏ ‎лишь‏ ‎очередная ‎манипуляция:‏ ‎ведь ‎нам‏ ‎забывают ‎добавить,‏ ‎что‏ ‎царь ‎так‏ ‎и ‎сделал! ‎Николай ‎и ‎Александра‏ ‎уже ‎на‏ ‎следующий‏ ‎день ‎посетили ‎госпиталь‏ ‎с ‎пострадавшими‏ ‎и ‎выделили ‎на ‎лечение‏ ‎из‏ ‎своих ‎личных‏ ‎денег ‎80‏ ‎тысяч ‎рублей. ‎А ‎каждой ‎осиротевшей‏ ‎семье‏ ‎повелел ‎выдать‏ ‎по ‎1000‏ ‎рублей ‎и ‎расходы ‎на ‎похороны‏ ‎принять‏ ‎на‏ ‎его ‎счёт ;
  • И‏ ‎так ‎без‏ ‎конца, ‎подобные‏ ‎ошибки‏ ‎и ‎манипуляции‏ ‎– ‎буквально ‎в ‎каждом ‎эпизоде.

Но,‏ ‎к ‎счастью,‏ ‎всё‏ ‎тайное ‎рано ‎или‏ ‎поздно ‎становится‏ ‎явным. ‎На ‎сайте ‎Лондонского‏ ‎королевского‏ ‎колледжа ‎Пабло‏ ‎де ‎Ореллана‏ ‎без ‎всяких ‎стеснений ‎в ‎одном‏ ‎из‏ ‎интервью объясняет, ‎как‏ ‎он ‎попал‏ ‎в ‎«Последние ‎цари»:

«Помимо ‎того, ‎что‏ ‎я‏ ‎заядлый‏ ‎любитель ‎документальных‏ ‎фильмов, ‎у‏ ‎меня ‎также‏ ‎есть‏ ‎некоторые ‎связи‏ ‎с ‎этой ‎индустрией ‎через ‎друзей.‏ ‎Мой ‎друг‏ ‎был‏ ‎продюсером ‎этого ‎проекта‏ ‎и ‎изначально‏ ‎пригласил ‎меня ‎дать ‎комментарий‏ ‎о‏ ‎национализме. ‎Но‏ ‎по ‎ходу‏ ‎работы ‎над ‎сериалом ‎я ‎всё‏ ‎больше‏ ‎вовлекался ‎как‏ ‎эксперт ‎по‏ ‎истории ‎в ‎самом ‎широком ‎смысле».

И‏ ‎здесь‏ ‎же‏ ‎сам ‎де‏ ‎Ореллана ‎откровенно‏ ‎даёт ‎объяснение‏ ‎примитивному‏ ‎уровню ‎подачи‏ ‎информации ‎в ‎сериале: ‎

«Последние ‎цари…‏ ‎фокусируется ‎на‏ ‎том,‏ ‎чтобы ‎вести ‎повествование‏ ‎в ‎настолько‏ ‎доступном ‎формате, ‎насколько ‎это‏ ‎только‏ ‎возможно. ‎Это‏ ‎был ‎основной‏ ‎приоритет, ‎установленный ‎Netflix-ом ‎в ‎ходе‏ ‎переговоров‏ ‎с ‎Nutopia…‏ ‎Это ‎объясняет‏ ‎многие ‎производственные ‎решения, ‎от ‎включения‏ ‎утрированных‏ ‎игровых‏ ‎эпизодов ‎до‏ ‎изложения ‎истории‏ ‎на ‎уровне‏ ‎средней‏ ‎школы… ‎Это‏ ‎история ‎в ‎изложении ‎для ‎школьников,‏ ‎донесённая ‎до‏ ‎максимально‏ ‎широкой ‎аудитории… ‎Проект‏ ‎должен ‎был‏ ‎стать ‎максимально ‎доступным, ‎что‏ ‎не‏ ‎только ‎делает‏ ‎излишней ‎подробную‏ ‎аналитику, ‎но ‎и ‎подталкивает ‎к‏ ‎выбору‏ ‎в ‎пользу‏ ‎упрощения, ‎как‏ ‎при ‎обучении ‎детей».

Вот ‎теперь ‎всё‏ ‎понятно‏ ‎с‏ ‎«Последними ‎царями».‏ ‎Никакая ‎это‏ ‎не ‎«докудрама»‏ ‎и‏ ‎не ‎«мегадок»‏ ‎– ‎это ‎упрощённый ‎до ‎уровня‏ ‎школьного ‎троечника‏ ‎пропагандистский‏ ‎комикс ‎о ‎плохих‏ ‎русских, ‎их‏ ‎диких ‎нравах ‎и ‎их‏ ‎глупых‏ ‎царях.

Воспринять ‎этот‏ ‎материал ‎за‏ ‎чистую ‎монету ‎может ‎только ‎очень‏ ‎недалёкий‏ ‎зритель. ‎«Кинопоиск»‏ ‎зря ‎в‏ ‎своей ‎рецензии пишет, ‎что ‎«историки ‎подробно‏ ‎разбирают‏ ‎действия‏ ‎самого ‎Николая‏ ‎II ‎и‏ ‎его ‎министров‏ ‎и‏ ‎объясняют, ‎к‏ ‎каким ‎последствиям ‎они ‎привели». ‎Нет‏ ‎в ‎«Последних‏ ‎царях»‏ ‎ни ‎историков, ‎ни‏ ‎подробного ‎разбора,‏ ‎ни ‎причинно-следственных ‎связей. ‎Есть‏ ‎лишь‏ ‎желание ‎взять‏ ‎и ‎всё‏ ‎упростить. ‎До ‎уровня ‎Шарикова.

Которому, ‎в‏ ‎принципе,‏ ‎и ‎мавзолей‏ ‎в ‎1905‏ ‎году ‎ничем ‎не ‎плох.


Вы ‎можете‏ ‎посмотреть‏ ‎выпуск‏ ‎нашего ‎видеоблога,‏ ‎посвящённый ‎сериалу‏ ‎«Последние ‎цари».




Смотреть: 14+ мин
logo Вызывайте историка!

Выпуск №1: «Последние цари»

Ещё ‎Владимир‏ ‎Ильич ‎Ленин ‎называл ‎важнейшим ‎из‏ ‎искусств ‎кино.‏ ‎Современный‏ ‎обыватель ‎любит ‎ходить‏ ‎на ‎премьеры‏ ‎и ‎по ‎вечерам ‎смотреть‏ ‎сериалы.‏ ‎Киноиндустрия ‎научилась‏ ‎делать ‎впечатляющие‏ ‎проекты. ‎Но ‎увы! ‎— ‎пока‏ ‎глаза‏ ‎наслаждаются ‎картинкой,‏ ‎мозг ‎не‏ ‎успевает ‎анализировать ‎смыслы.

Увидев ‎что-либо ‎в‏ ‎фильме,‏ ‎«снятом‏ ‎на ‎основе‏ ‎реальных ‎событий»,‏ ‎мы ‎начинаем‏ ‎считать‏ ‎это ‎чистой‏ ‎правдой. ‎Хотя ‎чаще ‎всего ‎исторические‏ ‎факты ‎нагло‏ ‎фальсифицируют.‏ ‎Иногда ‎ради ‎повышения‏ ‎драматизма, ‎а‏ ‎иногда ‎и ‎в ‎угоду‏ ‎политической‏ ‎повестке.

Случайно ‎ли‏ ‎русских ‎в‏ ‎западных ‎фильмах ‎показывают ‎угрюмыми ‎дураками?‏ ‎Случайно‏ ‎ли ‎плохие‏ ‎ливийцы ‎появились‏ ‎в ‎кино ‎во ‎время ‎правления‏ ‎Муаммара‏ ‎Каддафи?‏ ‎Случайно ‎ли‏ ‎Netflix ‎и‏ ‎HBO ‎выделяют‏ ‎миллионы‏ ‎долларов ‎на‏ ‎исторические ‎проекты? ‎Нет-нет, ‎такие ‎«случайности»‏ ‎— ‎не‏ ‎случайны.

Мы‏ ‎запускаем ‎видеоблог ‎об‏ ‎исторических ‎фейках‏ ‎в ‎современных ‎фильмах ‎и‏ ‎сериалах!

Первый‏ ‎выпуск ‎посвящён‏ ‎мини-сериалу ‎«Последние‏ ‎цари» ‎(The ‎Last ‎Czars, ‎Netflix,‏ ‎2019).‏ ‎Этот ‎кино-проект‏ ‎представляет ‎зрителю‏ ‎исковерканную ‎трактовку ‎истории ‎России ‎начала‏ ‎XX‏ ‎века.‏ ‎Революция ‎и‏ ‎события ‎Первой‏ ‎мировой ‎войны,‏ ‎фигура‏ ‎императора ‎Николая‏ ‎II, ‎его ‎отречение ‎от ‎престола‏ ‎и ‎гибель‏ ‎династии‏ ‎Романовых ‎— ‎всё‏ ‎искажено ‎до‏ ‎неузнаваемости. ‎Сериал ‎стал ‎настоящим‏ ‎анти-рекордсменом‏ ‎по ‎числу‏ ‎подтасовок ‎фактов‏ ‎и ‎откровенной ‎лжи.

Кто ‎и ‎зачем‏ ‎сделал‏ ‎такую ‎грубую‏ ‎работу? ‎Ошибка‏ ‎ли ‎это, ‎халтура ‎или ‎хитрый‏ ‎умысел?‏ ‎Кто‏ ‎авторы ‎фильма‏ ‎и ‎кто‏ ‎его ‎исторические‏ ‎(якобы)‏ ‎консультанты? ‎Ответы‏ ‎вы ‎найдёте ‎в ‎этом ‎видео:

Смотреть‏ ‎выпуск ‎«Последние‏ ‎цари»‏ ‎на ‎YouTube, Смотреть ‎выпуск‏ ‎«Последние ‎цари»‏ ‎во ‎ВКонтакте, Смотреть ‎выпуск ‎«Последние‏ ‎цари»‏ ‎на ‎RuTube.

Страница‏ ‎выпуска ‎«Последние‏ ‎цари» ‎на ‎нашем ‎сайте: ‎https://vizivayteistorika.ru/video-poslednie-tsari/



Читать: 6+ мин
logo Андрей Фурсов

Операция «Великая война». Глубинная власть расправляет плечи. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 100₽ в месяц

Глобальная Британская империя: план и реальность. Чему стоит поучиться у англосаксов, евреев и китайцев.

Читать: 30+ мин
logo Когда запели пушки

Удивительные наемники середины-конца 19-го века. Часть I.

Доступно подписчикам уровня
«Подписывайся на базу⚡»
Подписаться за 250₽ в месяц

О жизни этих безумцев можно и нужно снимать биографические фильмы, ибо жизненные сценарии и судьбы этих легендарных наемников наполнены романтикой и трешом. Время вспомнить эту удивительную авантюрную жизнь 19-го века, когда границы были только для слабаков и лентяев! Огромный лонгрид со многими неизвестными ранее наемниками, погнали!

Читать: 21+ мин
logo Когда запели пушки

«Это маленький Сэмми, боевой еврей». Выходец из Российской Империи, флибустьер и борец за Мексику.

Доступно подписчикам уровня
«Подписывайся на базу⚡»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 11+ мин
logo Когда запели пушки

Славянский генерал мамби. Российский поданный на войне кубинцев.

Доступно подписчикам уровня
«Подписывайся на базу⚡»
Подписаться за 250₽ в месяц

Смотреть: 19+ мин
logo Андрей Фурсов

Какое место Шойгу занимает в российской элите. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Спасибо!»
Подписаться за 150₽ в месяц

Треугольник: Шойгу - Мантуров - Греф. Тайная сторона российской элиты.

Читать: 8+ мин
logo Андрей Фурсов

Перезапуск мировой истории. По какому шаблону создавались постсоветские элиты. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 100₽ в месяц

Жестокое, презрительное отношение, как к существам низшего порядка, знающим своё место.

Читать: 6+ мин
logo Андрей Фурсов

Вероятность ядерной войны. Как далеко готовы зайти мировые верхи. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 100₽ в месяц

Главная особенность всех эпох упадка.

Смотреть: 1 час 19+ мин
logo Андрей Фурсов

Жизнь в условиях хаоса. Какой будет элита нового мира. А. Фурсов. А. Игнатьев

Доступно подписчикам уровня
«Спасибо!»
Подписаться за 150₽ в месяц

Что такое элита. Почему в нынешнюю переломную эпоху она уже не будет прежней.

Смотреть: 16+ мин
logo Андрей Фурсов

О мятеже Пригожина и «голой вечеринке». Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Спасибо!»
Подписаться за 150₽ в месяц

Мятеж Пригожина. Спецоперация "Ивлеева". Проект будущего для России.

Читать: 9+ мин
logo Андрей Фурсов

Безумие Европы. Что движет европейцами в конфликте с Россией. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 100₽ в месяц

С чем связана саморазрушительная воинственность Евросоюза.

Читать: 3+ мин
logo Андрей Фурсов

Неучтённый фактор. Последняя страна, в которой сформируется кастовая система. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 100₽ в месяц

На острие борьбы с великим обнулением. Какой культурно-исторический фактор помогает избежать построения неокастовой системы корпораций.

Читать: 18+ мин
logo Нацизм германский, нацизм украинский*

К истории создания тайных обществ, которые имели прямое отношение к тому, как развивалась Россия в период правления Романовых

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 250₽ в месяц

К сожалению без тайных орденов, мистики, спиритических сеансов и прочего оккультизма в истории России не обошлось. И массив всего тайного и мистического шел на нас с Украины и из Европы.

Читать: 6+ мин
logo Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Биография Сергея Боткина

Сергей ‎Боткин‏ ‎родился ‎в ‎1832 ‎году ‎в‏ ‎просвещённой ‎купеческой‏ ‎семье.‏ ‎Его ‎отцом ‎был‏ ‎крупнейший ‎в‏ ‎Москве ‎торговец ‎чаем ‎Петр‏ ‎Кононович‏ ‎Боткин, ‎матерью‏ ‎– ‎Анна‏ ‎Ивановна ‎Боткина, ‎также ‎принадлежавшая ‎к‏ ‎купеческому‏ ‎сословию. ‎Помимо‏ ‎Сергея ‎в‏ ‎семье ‎было ‎четырнадцать ‎детей ‎–‏ ‎восемь‏ ‎сыновей‏ ‎и ‎пять‏ ‎дочерей. ‎Все‏ ‎они ‎жили‏ ‎в‏ ‎просторном ‎особняке‏ ‎на ‎Петроверигском ‎переулке.

Старшие ‎сыновья ‎были‏ ‎близки ‎к‏ ‎искусству,‏ ‎поэтому ‎дом ‎Боткиных‏ ‎стал ‎одним‏ ‎из ‎очагов ‎культуры. ‎Василий‏ ‎–‏ ‎писатель, ‎критик‏ ‎и ‎историк‏ ‎искусства; ‎Михаил ‎– ‎художник, ‎коллекционер,‏ ‎член‏ ‎Российской ‎академии‏ ‎художеств; ‎и‏ ‎Дмитрий ‎– ‎коллекционер ‎и ‎историк‏ ‎искусства.‏ ‎Остальные‏ ‎братья ‎стали‏ ‎просвещенными ‎купцами,‏ ‎промышленниками, ‎общественными‏ ‎деятелями.‏ ‎В ‎доме‏ ‎Боткиных ‎бывали ‎Толстой, ‎Щепкин, ‎Мочалов,‏ ‎Грановский. ‎Позже‏ ‎сестра‏ ‎Мария ‎вышла ‎замуж‏ ‎за ‎поэта‏ ‎Афанасия ‎Фета.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎Сергей‏ ‎был ‎обычным‏ ‎ребенком, ‎который,‏ ‎на ‎первый ‎взгляд, ‎не ‎отличался‏ ‎никакими‏ ‎выдающимися ‎способностями.‏ ‎Более ‎того,‏ ‎он ‎научился ‎читать ‎довольно ‎поздно,‏ ‎в‏ ‎девять‏ ‎лет, ‎и‏ ‎сначала ‎тяготел‏ ‎вовсе ‎не‏ ‎к‏ ‎медицине, ‎а‏ ‎к ‎математике. ‎Он ‎даже ‎собирался‏ ‎поступать ‎на‏ ‎математический‏ ‎факультет, ‎но ‎именно‏ ‎в ‎год‏ ‎его ‎поступления ‎вышел ‎указ‏ ‎Николая‏ ‎I, ‎который‏ ‎запрещал ‎принимать‏ ‎молодых ‎людей, ‎не ‎окончивших ‎гимназию,‏ ‎на‏ ‎все ‎факультеты,‏ ‎кроме ‎медицинского.‏ ‎Поэтому ‎Боткин, ‎мечтавший ‎во ‎что‏ ‎бы‏ ‎то‏ ‎ни ‎стало‏ ‎попасть ‎в‏ ‎Московский ‎университет,‏ ‎сдал‏ ‎экзамены ‎и‏ ‎пошел ‎учиться ‎лечебному ‎делу.

Правда, ‎на‏ ‎втором ‎курсе‏ ‎Сергей‏ ‎понял, ‎что ‎нашел‏ ‎свое ‎призвание.‏ ‎Он ‎с ‎увлечением ‎работал‏ ‎в‏ ‎прозекторской, ‎дежурил‏ ‎в ‎клинике.‏ ‎Кроме ‎того, ‎Боткин ‎приобрел ‎среди‏ ‎сверстников‏ ‎славу ‎знатока‏ ‎«простукивания ‎и‏ ‎прослушивания». ‎Используя ‎эти ‎методы, ‎он‏ ‎мог‏ ‎так‏ ‎точно ‎определить‏ ‎диагноз ‎больного,‏ ‎что ‎к‏ ‎нему‏ ‎прислушивались ‎даже‏ ‎преподаватели.

Важным ‎отличием ‎Сергея ‎Боткина ‎от‏ ‎большинства ‎его‏ ‎сокурсников,‏ ‎да ‎и ‎некоторых‏ ‎профессоров, ‎была‏ ‎тяга ‎к ‎исследованиям. ‎Однажды‏ ‎в‏ ‎доме ‎общих‏ ‎знакомых ‎он‏ ‎познакомился ‎с ‎Иваном ‎Сеченовым, ‎и‏ ‎эта‏ ‎встреча ‎стала‏ ‎для ‎обоих‏ ‎ученых ‎судьбоносной. ‎Их ‎тесная ‎дружба‏ ‎продолжалась‏ ‎до‏ ‎конца ‎жизни.‏ ‎Основываясь ‎именно‏ ‎на ‎теоретических‏ ‎учениях‏ ‎Сеченова, ‎Боткин‏ ‎опроверг ‎все ‎существующие ‎догмы.

До ‎середины‏ ‎XIX ‎века‏ ‎была‏ ‎популярна ‎гуморальная ‎теория.‏ ‎Она ‎говорит‏ ‎о ‎том, ‎что ‎в‏ ‎организме‏ ‎человека ‎существует‏ ‎четыре ‎жидких‏ ‎среды ‎– ‎кровь, ‎слизь, ‎желтая‏ ‎желчь‏ ‎и ‎черная‏ ‎желчь ‎–‏ ‎и ‎нарушение ‎их ‎баланса ‎приводит‏ ‎к‏ ‎возникновению‏ ‎болезней. ‎При‏ ‎этом ‎причиной‏ ‎всех ‎явлений‏ ‎считалась‏ ‎непознаваемая ‎«жизненная‏ ‎сила», ‎которая ‎создает ‎и ‎формирует‏ ‎материю. ‎Позже,‏ ‎когда‏ ‎начала ‎активнее ‎развиваться‏ ‎экспериментальная ‎медицина,‏ ‎гуморальная ‎теория, ‎господствовавшая ‎почти‏ ‎два‏ ‎тысячелетия, ‎начала‏ ‎вступать ‎в‏ ‎противоречие ‎с ‎научными ‎фактами. ‎Тогда‏ ‎Боткин‏ ‎предложил ‎альтернативное‏ ‎учение ‎о‏ ‎целостности ‎организма ‎и ‎о ‎его‏ ‎связи‏ ‎с‏ ‎окружающей ‎средой.

На‏ ‎теории ‎нервизма‏ ‎Боткина, ‎которая‏ ‎говорит‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎деятельностью ‎человеческого ‎тела ‎управляют‏ ‎нервные ‎центры,‏ ‎отвечающие‏ ‎на ‎внешние ‎раздражители,‏ ‎построена ‎современная‏ ‎медицина. ‎Она ‎стала ‎переломным‏ ‎моментом‏ ‎для ‎медицины,‏ ‎как ‎науки,‏ ‎и ‎положила ‎начало ‎функциональному ‎направлению.

После‏ ‎окончания‏ ‎медицинского ‎факультета‏ ‎в ‎1855‏ ‎году ‎Боткин ‎в ‎составе ‎отряда‏ ‎Пирогова‏ ‎отправился‏ ‎на ‎Крымскую‏ ‎войну. ‎Врачи,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎Сергей‏ ‎Боткин, ‎работали ‎по ‎18-20 ‎часов‏ ‎в ‎сутки.‏ ‎Он‏ ‎скрывал ‎от ‎коллег,‏ ‎что ‎страдал‏ ‎врожденным ‎астигматизмом. ‎Порой ‎во‏ ‎время‏ ‎операций ‎все‏ ‎становилось ‎мутным,‏ ‎начинала ‎кружиться ‎голова, ‎ему ‎приходилось‏ ‎просить‏ ‎ассистентов ‎о‏ ‎помощи. ‎В‏ ‎итоге, ‎после ‎Крымской ‎кампании ‎Боткин‏ ‎принял‏ ‎решение‏ ‎отказаться ‎от‏ ‎хирургии ‎раз‏ ‎и ‎навсегда.

В‏ ‎1856‏ ‎году ‎Боткин‏ ‎уезжает ‎заграницу ‎продолжать ‎образование. ‎Он‏ ‎стажируется ‎в‏ ‎клиниках‏ ‎лаборатории ‎Германии, ‎Франции‏ ‎и ‎Австрии.‏ ‎По ‎возвращении ‎ученый ‎был‏ ‎приглашен‏ ‎вместе ‎с‏ ‎Сеченовым ‎в‏ ‎Петербург ‎в ‎Медико-хирургическую ‎академию. ‎Его‏ ‎лекции‏ ‎становятся ‎безумно‏ ‎популярными ‎среди‏ ‎студентов ‎и ‎собирают ‎полную ‎аудиторию.‏ ‎Когда‏ ‎в‏ ‎отставку ‎уходит‏ ‎руководитель ‎академической‏ ‎клиники ‎общих‏ ‎болезней,‏ ‎на ‎его‏ ‎место ‎назначают ‎Боткина ‎– ‎по‏ ‎требованию ‎студентов‏ ‎и‏ ‎молодых ‎преподавателей. ‎Он‏ ‎почти ‎сразу‏ ‎приступает ‎к ‎ее ‎переустройству,‏ ‎и‏ ‎вскоре ‎она‏ ‎становится ‎одной‏ ‎из ‎лучших ‎в ‎Европе.

За ‎29‏ ‎лет,‏ ‎в ‎течение‏ ‎которых ‎Сергей‏ ‎Боткин ‎возглавлял ‎больницу, ‎он ‎создал‏ ‎новую‏ ‎научную‏ ‎школу. ‎Ее‏ ‎основой ‎стала‏ ‎строго ‎научная‏ ‎диагностика.‏ ‎Там ‎же‏ ‎он ‎основал ‎одну ‎из ‎первых‏ ‎в ‎мире‏ ‎лабораторий,‏ ‎где ‎делал ‎анализы,‏ ‎исследовал ‎действие‏ ‎лекарственных ‎препаратов, ‎проводил ‎эксперименты‏ ‎на‏ ‎животных. ‎В‏ ‎будущем ‎это‏ ‎место ‎станет ‎Институтом ‎экспериментальной ‎медицины‏ ‎–‏ ‎одним ‎из‏ ‎крупнейших ‎современных‏ ‎научно-исследовательских ‎центров ‎России.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎путь‏ ‎Сергея‏ ‎Боткина ‎не‏ ‎был ‎простым‏ ‎– ‎у‏ ‎него‏ ‎было ‎много‏ ‎завистников ‎и ‎недоброжелателей ‎в ‎академии.‏ ‎Так, ‎уже‏ ‎будучи‏ ‎известным ‎профессором, ‎он‏ ‎поставил ‎одному‏ ‎из ‎своих ‎пациентов ‎диагноз‏ ‎–‏ ‎тромбоз ‎воротной‏ ‎вены. ‎Однако‏ ‎больной, ‎который ‎должен ‎был ‎в‏ ‎этом‏ ‎случае ‎умереть,‏ ‎прожил ‎еще‏ ‎несколько ‎недель, ‎что ‎позволило ‎завистникам‏ ‎поставить‏ ‎под‏ ‎сомнение ‎компетентность‏ ‎Боткина. ‎Тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎больной‏ ‎в ‎конце‏ ‎концов ‎умер, ‎а ‎вскрытие ‎показало,‏ ‎что ‎диагноз,‏ ‎поставленный‏ ‎медиком, ‎был ‎верным.‏ ‎После ‎этого‏ ‎слава ‎о ‎врачебной ‎интуиции‏ ‎Сергея‏ ‎Боткина ‎вышла‏ ‎далеко ‎за‏ ‎пределы ‎места, ‎где ‎он ‎работал.

За‏ ‎свою‏ ‎жизнь ‎Боткин‏ ‎лечил ‎многих‏ ‎известных ‎людей, ‎включая ‎Дмитрия ‎Менделеева,‏ ‎Федора‏ ‎Достоевского,‏ ‎Ивана ‎Репина,‏ ‎Федора ‎Тютчева.‏ ‎В ‎начале‏ ‎1872‏ ‎года ‎ему‏ ‎даже ‎поручили ‎лечить ‎серьезно ‎заболевшую‏ ‎Государыню ‎Императрицу‏ ‎Марию‏ ‎Александровну, ‎после ‎чего‏ ‎он ‎приобрел‏ ‎расположение ‎царской ‎семьи ‎и‏ ‎фактически‏ ‎стал ‎ее‏ ‎домашним ‎врачем.

Сергею‏ ‎Боткину ‎принадлежит ‎немало ‎открытий, ‎которые‏ ‎сложно‏ ‎уместить ‎в‏ ‎одной ‎статье.‏ ‎Он ‎исследовал ‎старение ‎организма; ‎установил,‏ ‎что‏ ‎желтуху,‏ ‎которую ‎сегодня‏ ‎называют ‎болезнью‏ ‎Боткина, ‎вызывают‏ ‎микроорганизмы;‏ ‎предсказал, ‎что‏ ‎в ‎мозге ‎человека ‎есть ‎центры,‏ ‎отвечающие ‎за‏ ‎такие‏ ‎функции, ‎как ‎выделение‏ ‎пота ‎и‏ ‎кроветворение; ‎заметил, ‎что ‎южный‏ ‎климат‏ ‎благоприятен ‎для‏ ‎больных ‎туберкулезом.

Еще‏ ‎при ‎жизни ‎он ‎стал ‎всемирно‏ ‎известным‏ ‎врачом, ‎но‏ ‎судьба ‎сыграла‏ ‎над ‎ним ‎злую ‎шутку. ‎Профессор,‏ ‎знаменитый‏ ‎благодаря‏ ‎точности ‎своих‏ ‎диагнозов, ‎в‏ ‎собственном ‎ошибся.‏ ‎Он‏ ‎умер ‎в‏ ‎1889 ‎году ‎от ‎ишемической ‎болезни‏ ‎сердца. ‎Тем‏ ‎не‏ ‎менее, ‎его ‎наследие‏ ‎оставило ‎яркий‏ ‎след ‎в ‎истории ‎медицины‏ ‎и‏ ‎продолжает ‎жить‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор.

Автор: ‎Кристина ‎Уласович

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 11, март 2004 (СПб)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

20 лет назад. Выпуск 11, март 2004 (СПб)

Читать: 2+ мин
logo Angry Bonds неформат

Постижение империи - 3. Сравнительные жизнеописания Османской и Российской империй

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 6 (СПб, Елагин остров)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 4 (Тарту, Эстония)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Посёлок Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048