Ну что же, продолжаем делиться с нашими ЛОМами мудростью и лайфхаками от «отца современной пропаганды».
Начало здесь.
И, на всякий случай, вдруг кто-то еще не понимает смысла понятия пропаганда...
Справочная информация
Propaganda (пропаганда) – название конгрегации основанной в 1623 году папой Урбаном VIII. Организация состояла из мирян и священников, занималась распространением веры среди язычников, боролась с ересями и собирала разведданные для Ватикана.
Специально обученные священнослужители отправлялись «по городам и весям» с миссионерской миссией – они несли свет истиной веры, помогали им в этом благом деле миряне, состоящие в организации.
В тот период, когда была создана конгрегация, вера в Бога была данностью, мало кто сомневался в наличии Бога или Богов. Другой вопрос, что миссионерам было необходимо убедить язычников в том, что Бог, о котором они проповедуют, сильнее и могущественнее, чем те Боги, которым они поклонялись.
Семнадцатый век – это век великих географических открытий и Ватикан просто не мог отказаться от распространения своей власти на новые территории, вот и отправлялись священники и миряне за моря и океаны, шли в пустыни и т. д.
Борьба с ересями – это одно, а проповедь, завлекающая людей в лоно церкви – это совсем другое. Тем более, что люди – это в массе своей, мало язычники, так они еще и дикари. Как их убеждать, чем?
Образ жизни дикарей сильно отличался от образа жизни, который знали миссионеры. Нужды у людей, живущих в условиях, приближенных к первобытным, тоже были не очень понятны миссионерам, опять же ценности и традиции, сильно разнились с ценностями и традициями пусть и средневекового, но европейца.
Понятно, что миссионеру, пусть и не досконально, но приходилось изучать быт, традиции и ценности тех, к кому он приехал проповедовать и, чтобы доказать силу и мощь своего Бога нужно было сотворить чудо. Ну или убедить племя, общину, род в том, что они стали свидетелями чуда и их жизнь станет лучше и комфортнее, если они перейдут под протекторат нового, более сильного Бога.
Так вот, пропаганда – это комплекс мероприятий, направленный на манипулирование общественным сознанием. В современном мире, такое манипулирование осуществляется путем использования средств массовой информации. Манипуляция человеческим сознанием происходит с помощью радио и телепередач, газет, листовок, наглядной агитации и других средств передачи информации.
Чтобы сообщение считалось пропагандой, оно должно соответствовать трем критериям: • Наличие осознанной попытки манипулировать мнением других людей.
• В сообщении представлена лишь одна из сторон конфликта, для того чтобы у общества создалось впечатление, что оно является безоговорочной истиной.
• Намерение, которое содержится в сообщении, тщательно замаскировано, чтобы слушатели не воспринимали его как пропаганду.
Ну и продолжаем «раскрывать» приемы пропаганды, разработанные начальником управления пропаганды Третьего рейха Herrꞌом Геббельсом.
Шаблоны
Геббельс имел много «козырей в рукаве» и по мере надобности использовал их. Вот, например, что мы отвечаем на традиционный, ставший риторическим, вопрос:
- «Кто виноват?»
- «Пушкин»
Пушкин у нас в ответе за все. И это несмотря на то, что ответ на этот вопрос порой и разнообразим, утверждая, что «виновного» знает «черт», кто-нибудь из писателей классиков или кто-то имеющий авторитет в обществе. Но именно «Пушкин» у нас стал записным знатоком и «нашим всем».
Когда мы приписываем «знание» этому поэту, то мы не имеем ввиду, ни его происхождение, ни его отношения с государем-императором, ни его увлечение декабристами… Мы имеем ввиду, что имя, действительно великого поэта, перестало отражать его личность, оно стало символом, в том числе и потому, что слишком часто, к месту и не к месту его цитировали, а потому и вину, и какие-то действия адресуем к «Пушкину». Отвечая на риторический вопрос именем Поэта, мы иронизируем, порой и саркастически, но это все, что имеется в виду.
Геббельс точно так же, как и мы, отвечая на вопрос «кто виноват?» называл имя известного австрийского писателя еврейского происхождения. И, согласитесь, уже совсем другой смысл. И это уже не ирония или сарказм, а мягкое указание, на то, куда следует перенести свой гнев. Прием работал отлично.
И, этот прием и сегодня работает прекраснейшим образом: у нас на полном серьезе обвиняют мигрантов в том, что россияне недостаточно серьезно подходят к проблеме демографии.
И как-то никто из противников мигрантов не задумывается над тем, что от того, что в стране не будет рабочих из ближнего зарубежья, коренных россиян больше не станет, если рождаемость в стране останется на прежнем, низком уровне. Ну, не будем принимать мигрантов и что? Будет пять человек на пятидесяти квадратных километрах ходить, аукаться…
Подобного рода шаблоны необходимы, они являют собой прекрасно работающий инструмент пропаганды. Этим приемом часто пользуются западные пропагандисты, когда ищут виноватых в том, что сегодня происходит на Украине.
Западные политики, деятели СМИ взяли все «лучшее» из уроков Геббельса. Так на доводы, что НАТО разместило свои военные базы практически на границах РФ, они отвечают «Ну и что? Нейтральный статус не спас Украину от нападения России».
Вот, дорогие наши ЛОМы, учитесь отвечать на неудобные вопросы так же легко и по заветам Геббельса. А то, вы конечно, стараетесь, но очень уж у вас это неуклюже выходит. Если уж ругаете министра обороны, то нужно это делать изящно, с выдумкой, а не так топорно, как это прописано в ваших никах – «ШВО» (Шойгу в отставку). Ладно бы так грубо работали только «убежавшие» с Донбасса и Украины «защитники» России – этим-то изящества неоткуда взять, рагулизм-с. Ну а вы-то, российские, в США обученные, в Чехии квалификацию повышавшие… Стыдно-с, господа.
А что касается того, что собственно, СВО и началось по причине того, что Украина отказалась от нейтрального статуса – так то, такое; про это уже мало кто помнит, а благодаря активной деятельности западных пропагандистов, скоро и вообще забудут.
Пропаганда – это вера
Когда Геббельс впервые увидел Гитлера – это случилось 12 июля 1925 года на партийном митинге в Веймаре, – то он записал в дневнике: «это было воскресение в прямом смысле этого слова... Кто этот человек? Наполовину плебей, наполовину бог! Кто он, Христос иль просто человек?»
Для пропагандиста не важна вера, религия. Он может быть человеком религиозным или заядлым материалистом – не суть. Но важно, чтобы пропагандист умел «работать с религиозной тематикой», умел использовать язык символов, сплетенный вокруг жертвы, жертвоприношения, смерти, героизма, вечной жизни и спасения.
Геббельс не был верующим человеком, но символический, сакральный язык он хранил до конца.
Сказанное выше можно проиллюстрировать тем, как была сакрализирована гибель автора гимна НСДАП Хорста Весселя.
Вессель, до того, как стал членом нацисткой партии был поэтом-лириком, учился в колледже. Но колледж он бросил и присоединился к группе «Штурм-5». Вессель был убит в 1930 году, в возрасте 23 лет. В дневнике Геббельса есть запись: «как из романа Достоевского – идиот, рабочий класс, шлюха, гражданская семья, вечные битвы совести, муки выбора – это была жизнь этого детского идеалиста и фантаста».
Среди убийц Весселя было двое коммунистов, и Геббельс делает из факта гибели молодого человека ИСТОРИЮ! Сначала в партийной газете «Angriff» появляется статья, про жизнь чистого, юного идеалиста, которому выпала судьба Иисуса. В тексте не упоминалось имя Христово, но было сказано, что «юноша – стал избавителем, ведь он испил чашу до дна, за всех нас». Ну а поскольку Вессель был поэтом, то один из его стихов положили на музыку и получили гимн НСДАП – и это имело грандиозный пропагандистский успех.
Кому интересно увидеть, как работала пропаганда в гитлеровской Германии, посмотрите фильм Висконти «Гибель богов», вышедший в 1969 году. Его еще можно найти в сети, в VK Видео. Фильм сам по себе крайне интересен, для понимания того, что происходило в Германии в начале прошлого века. Но, я предлагаю обратить внимание на элементы нацисткой пропаганды, которые отлично показаны в фильме. Смотрите оформление улиц, вслушивайтесь в разговоры… Там всё, то, о чем пишу здесь, есть. Просто нужно обращать внимание.
Фактически, вот эти несколько абзацев, посвященные «языку веры», сакральности сегодня и отыгрываются западными пропагандистами и очень успешно. Вы просто вслушайтесь в слова о «европейских ценностях», «правах человека», «свободе личности», «правилах» и т. д. Вы рассуждения Борреля о «цветущем саде» и «джунглях» вспомните, или рассуждения недоучки Бербок, о том, «насколько мы разные, они не такие как мы, они не ценят личность и жизнь». И вроде бы ничего сверх не сказано, ничего такого, что вызывало бы крайнее возмущение, и, что особенно важно – прав и Боррель, со своим «садом», права и Бербок – мы и правда другие.
И тот и другая, выразили реальные политические категории, но они «вбросили» их в массы, а массы, простите – это всегда пространство профанов. Выражение, примененное в кругу дипломатов, политиков имеет вполне определенное значение, а вброшенное в толпу, это же выражение, будет иметь уже совсем иной смысл. «Дипломатические сношения» для дипломатического корпуса – обыденная работа, рутина. И это же выражение для толпы – это повод скабрезно похихикать. И то же самое относится и к «правам человека» и «европейским ценностям» и т. д. – эти слова, произнесенные в кругу политиков, имеют определенный смысл, зарегулированный декларациями, договорами, актам и еще кучей международных документов. Но вброшенные в массы, эти слова начинают приобретать религиозный окрас и флер сакральности. А что происходит с тем, кто покусится «на святое?»
Вот к этому – наказание за «покушение на святое» – и подводит Запад своих граждан.
Не увлекайтесь креативом
Не переусердствуйте с инновациями. В военной пропаганде творчество –проблемная категория – считал Геббельс. Оно, безусловно, необходимо, но никогда не знаешь какой в итоге получишь результат. Не стоит «плодить сущности» – если достаточно провозгласить одну тему, то и оставьте ее в одиночестве. Найдите ключевую тему и работайте с ней.
Например, Украина с самого начала образования государства провозгласила «европейский вектор», а с начала майдана 2014 года сделала перефраз «Мы – европейцы». И эта единственная тема прекрасно работает и по сей день, и, судя по всему, будет работать и впредь.
«Украина – это Европа», «украинцы – европейцы» – это включает «механизм защиты» европейского сообщества от России. Защиты, в том числе и психологической. Тут ведь смыслово получается, что страна, в восточной части Европы, в которой проживают европейцы, подверглась атаке и теперь украинцы, «своими жизнями платят за мир и покой в других европейских странах». То есть европеец понимает, что украинцы гибнут «за всех нас» и, при таком раскладе, потерпеть проблемы роста цен – возможно, и поддержать оказание помощи Украине – это то же приветствуется.
Этот нарратив, в том числе, тоже включается в объем религиозных понятий – понятий о нравственности и морали, понятии о спасении. Для европейцев – это шок, что есть люди, которые умирают за Европу. Этот эффект постоянно подчеркивается украинскими дипломатам утверждающими, что украинский воин, умирающий под Харьковом от российской гранаты, умирает за голландца, сидящего на амстердамской набережной и потягивающего пиво.
Задача пропагандиста:
а) заставить случайного европейца понять, как украинец под Харьковом умирает за него;
б) убедить европейца в том, что его мирная жизнь висит буквально на волоске и в любой момент может оборваться;
в) заставить европейцев убеждать свои правительства в необходимости отправки на Украину вооружений, техники, снарядов, войск…. Да хоть флотилию Летучих Голландцев.
Нужно помнить, что современный западный пропагандист идет проторенным путем: глубокое чувство враждебности к русским, россиянам, советским людям у него буквально в крови, просто его надо «чуть подогреть – вдохнуть актуальность и придать динамичное развитие».
Но это на Западе, на глобальном Западе. А вот здесь, внутри России убедить россиян, что их «праздная жизнь», концерты, театры, фестивали, кафе-рестораны, детские площадки, строительство социальных объектов и прочее, прочее, прочее – это «пиво» собирательного европейца – это сделать труднее.
Но мы постоянно наблюдаем такие попытки. То нам предлагают испытывать чувство вины и стыда, за празднование Нового года, Восьмого марта, Дня Победы и т. д., потому что за наше празднование кто-то платит своей жизнью, то нам предлагают перейти на «мобилизационную экономику – дескать, нефиг тратить средства на создание предприятия и совхозы – живите впроголодь, ходите в обносках и т. д». На самом деле такого очень много, стоит только включить ТВ или заглянуть на тот же СоловьевLive. Особенно приятно слышать, вести «из московских гостиных» от М. Симоньян, с призывами к народу «мобилизоваться» или «сказать нам правду».
Как в московских гостиных – не знаю, а народ уже давно мобилизовался и работает в три смены и строит, и создает, и творит – и все это от души. И бойцам на передовой оказывает всю возможную и невозможную помощь.
Мы, народ, и журналистам, и медийщикам помощь окажем – только скажите какую. Что вам нужно для того, чтобы прекратили выдавать свои измышления за «фронтовую правду», интерполировать мнение «московских гостиных» на все население России, размещать в социальных сетях фото прилетов с геолокацией, сдавать населенные пункты ВСУ и заживо хоронить российских военных. Скажите, товарищи журналистское сообщество, что нужно сделать, чтобы вы не устраивали панику в государстве, ведущем боевые действия?
Пропаганда – это средство для противостояния противнику в информационной войне. У нас, в России, в информационной войне участвуют (должны участвовать) журналисты – это вообще-то их профессия. И, сегодня эти люди, заявляют нам, что информационную войну они проиграли.
Ребята, а вы вообще, начинали противостоять информационным атакам Запада, Украины? Буквально через пару месяцев с начала СВО, вы же практически все объявили себя ЛОМами и начали самоотверженно сотрудничать с Западом и той же Украиной. По пальцам перечесть можно тех журналистов, кто в этой, информационной войне стоит на стороне России. Ирония, но всю работу по противодействию Западу ведет МИД РФ, фейки разоблачают самоорганизованные компании, разъясняют людям суть происходящего отставные военные на страницах социальных сетей и т. д.
А ведь вот этим самым ЛОМам, по большому-то счету и придумывать ничего не нужно, просто берите то, что есть и развивайте. Вот оно, российское общество, оно перед вами, все идеи и темы давно озвучены и ваше дело творчески следовать заданной теме.
Ну а теперь давайте поговорим о личных инвестициях в дело пропаганды
В каждой профессии существуют определенные риски, ответственность, социальный вес. Проектное бюро, производители работ несут за свою деятельность несколько уровней ответственности, начиная с финансовой и заканчивая уголовной. Люди рискуют своей репутацией, лицензией, свободой, в конце концов. Но они отвечают за себя, за свою работу.
А вот пропагандист, может прекрасно выполнить свою работу, и оказаться на скамье подсудимых отвечая за дела «хозяина». Пропагандист платит за чужие грехи – грехи своих начальников, вдохновителей, политических фриков, внесистемной оппозиции, за грехи тех, кто является сценаристом и режиссером всего того, что «оформляет» пропагандист.
Архитектор Пизано, всегда мог оправдаться тем, что был пьян или влюблен, когда проектировал свою, окривевшую со временем башню. Его еще и пожалеть могут. Да и, в конце концов, не рухнула же, стоит вот уже 8 веков и приносит неплохой доход с туристов, приезжающих полюбоваться на это кривое творение.
Бывшие пропагандисты на подобное отношение рассчитывать не могут. История непременно запомнит их, как персонажей с проблемами морали, лжецов и преступников и это минус. Но история будет помнить вас – и это плюс.
После вас хоть трава не расти
Гитлер, как стало известно из дневника Геббельса, в последние месяцы войны пришел к выводу, что лучше всего справляется тот, у кого нет запасного сценария. Вы должны быть готовы постоянно повышать степень своей вовлеченности и демонстрировать это. Когда обычные методы пропаганды больше не работают, просто потому, что ваш «руководитель» не собирается останавливаться, вам нужно перейти к чему-то более радикальному. В случае с Геббельсом развязка известна, он покончил с собой 1 мая 1945 года, всего лишь сутки побыв на месте Гитлера.
Но нынешним пропагандистам бояться судьбы Геббельса не нужно. У нас всё просто: закрылись все СМИ, медиа группы, социальные сети и прочие источники информации, еще недавно принадлежавшие Пригожину, и только. А журналистов, оставшихся без работы, как водится, приглашает на работу в РТ его главный редактор М. С. Симоньян. Думается и Овчинниковой-плакатоносице не долго оставаться безработной – кто-то да пригреет, возьмет под крылышко.
На Западе с этим еще проще. Например, представителю НАТО Джейми Шею, блестящему оратору, который виртуозно умел использовать сакральный язык, не пришлось прибегать к суициду, напротив, он сделал академическую карьеру. Шей – этот тот человек, который создавал ореол зла вокруг Югославии и Милошевича. Он, как и Олбрайт, считал, что «убитые американскими бомбами мирные жители – это цена победы над злом».
Триумф оратора – не щадя себя
Секрет успеха Геббельса – триумф хорошего оратора. Писателем он был плохим, а вот ритором – хорошим. Более того, Геббельс выкладывался «по полной».
Будучи на партийном митинге в Бреслау в сентябре 1929 года Геббельс получил от Розенберга телеграмму о том, что Гитлер погиб (был эпизод, когда автомобиль с Гитлером перевернулся после устроенного взрыва), тогда он произнес настолько эмоциональную речь, что у него поднялась температура и он слег на три дня.
Рискуйте своими страхами
Для большинства людей, и пропагандистов это тоже касается, самый большой страх – это страх конечного, страх смерти. Не факта «что все мы, когда-нибудь умрем», а факта ожидания и формы смерти. Но факт смерти или факт ее ожидания – это огромный материал для работы пропагандиста. Смерть можно оправдать, можно придать ей статус жертвы, можно сделать ее позорной или позором – в общем, там «непаханный объем работы».
С 1929 года Геббельс, тогдашний секретарь партии в Берлине, начал большую пропагандистскую линию в построении культа мертвых. Поминовения погибших немецких солдат в Великой войне стали повседневной практикой и обрядом.
Партийная газета писала: «трижды доктор Геббельс был переводчиком между мертвыми и живыми». То есть в тот день он произнес три надгробные речи.
А в своем дневнике Геббельс писал, что «этот культ» не дает ему спокойно спать по ночам, ему после таких обрядов-похорон снились кошмары. В том году он признался в дневнике, что ему постоянно снится один и тот же сон, что он в какой-то школе, вероятно, в своем родном городе, где его часами преследуют ненавистные восточногалицкие раввины.
Ищите для себя босса, наделенного инстинктом выживания
История показала, что это совсем не просто. Большинство «одержимых властью» предпочитают ломать мосты позади себя (что еще хуже, позади вас!). Они не будут капитулировать, чтобы спасти жизни людей (президенты нэзалежной это прекрасно демонстрируют). Одержимые властью не задумываясь поставят под угрозу и вашу работу, и ваше физическое существование.
В своих дневниках Геббельс неоднократно раздражается гневом, потому что Гитлер не делает то, что он, Геббельс, хотел бы. И вот здесь «отец пропаганды» совсем не прав, ибо тщеславен был, весьма.
Товарищи пропагандисты, избавляйтесь от этой глупости – тщеславия. Не пропагандисту принадлежит сценарий, не ему принадлежит режиссура. Пропагандист – это тарелки или треугольник в симфоническом оркестре. У него (пропагандиста) никогда не бывает собственной партии, он – антураж, настроение, флёр – он ничто. У пропагандиста нет ничего своего, все что у него есть – идея, которую ему поручено сделать такой, чтобы она выглядела удобоваримой и питательной, даже если только от одного ее запаха можно околеть.
При этом, пропагандист обязан сознавать реальность, а вот для его босса – это не обязательно. Все же одержимость – это еще и элемент безумия.
В сентябре 1944 года Геббельс предложил боссу заключить сепаратный мир с СССР. Гитлер проигнорировал предложение и избегал его упоминания до последних мгновений, до самоубийства. И вот об этом, пропагандисту нужно всегда помнить, чтобы успеть своевременно удрать с тонущего корабля.
Смотрите на украинцев, что приехали в Россию «учить мокшан Родину любить».
Не верь своей пропаганде
Дело пропагандиста вселять оптимизм в людей. Но не увлекайтесь собственными словами, если вы действуете на стороне одержимого властью.
Не поддавайтесь собственной лжи, будьте умнее. Вы не верующий, а делающий, вы активны и, когда однажды, ваша кривая песчаная башня рухнет, только от вас будет зависеть, где вы будете находиться в этот момент – в ней или далеко от места крушения мифа.