logo
Хрусталёв на связи
logo
0
читателей
Хрусталёв на связи  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Здесь Хрусталев(ведущий "Радио Рекорд") говорит о том, о чем не принято говорить в эфире, но о чем говорить нужно. Мысли, рефлексии, рекомендации на все случаи жизни.
Блог планируется как синтетический по формату, то есть будет включать в себя короткие тексты и лонгриды, видеосюжеты, видеостримы и, возможно, подкасты.
Темы для размышлений самые разнообразные - от актуальной повестки до экскурсов в историю страны, мира, культуры, сознания, подсознания и бессознания.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Вдумчивый полконник 500₽ месяц 4 800₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Хрусталёв на связи
Доступны сообщения

На этом уровне вам откроется доступ ко всему закрытому контенту. В него войдут тексты, видео-сюжеты, подкасты. Круг тем самый широкий, от текущей актуальной повестки до размышлений исторического и культурологического толка.

Оформить подписку
Прошаренный пользователь 1 000₽ месяц 9 600₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Хрусталёв на связи
Доступны сообщения

Доступ ко всему закрытому контенту, а также возможность участия в специальных стримах для подписчиков второго уровня, которые будут выходить 1-2 раза в месяц.

Оформить подписку
Некоторые любят погорячее 1 500₽ месяц 14 400₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Хрусталёв на связи
Доступны сообщения

Весь закрытый контент, доступ к стрима, а также возможность 1-2 раза в месяц выходить на прямую связь с автором блога и задавать темы для очередных стримов. И в принципе, задавать интересующие вопросы.

Оформить подписку
Приятно и полезно 3 000₽ месяц 28 800₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Хрусталёв на связи
Доступны сообщения

Все материалы, стримы, вопросы автору блога, а также доступ к специальным материалам - авторского курса Хрусталёва, посвященного развитию навыков риторики и ведения событий.

Оформить подписку
Доступ к телу 10 000₽ месяц 96 000₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Хрусталёв на связи
Доступны сообщения

Все опции предыдущих уровней, а также уникальная возможность встретиться с Хрусталевым лично на нейтральной территории. Периодичность подобных встреч 1-2 раза в год. Возможны индивидуальные и групповые встречи. Условие для встречи - вы должны быть в Петербурге. К вам не поеду. Либо поеду, но по отдельной договоренности.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 7+ мин
logo Хрусталёв на связи

Спорить - как лететь в самолете

Спорить ‎-‏ ‎как ‎лететь ‎в ‎самолете. ‎Важно‏ ‎понимать, ‎зачем‏ ‎и‏ ‎куда ‎летишь. ‎Когда‏ ‎мы ‎спорим‏ ‎с ‎людьми, ‎например, ‎о‏ ‎войне‏ ‎(пользуюсь ‎случаем‏ ‎пока ‎это‏ ‎слово ‎и ‎все ‎составляющие ‎его‏ ‎буквы‏ ‎в ‎России‏ ‎окончательно ‎не‏ ‎запретили) ‎или ‎когда ‎рубимся ‎о‏ ‎том,‏ ‎каким‏ ‎должно ‎быть‏ ‎будущее ‎страны‏ ‎или ‎когда‏ ‎мы‏ ‎схлестнулись, ‎не‏ ‎дай ‎бог, ‎о ‎Путине, ‎-‏ ‎мы ‎должны‏ ‎понимать:‏ ‎пытаясь ‎переубедить ‎человека‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎спецоперация- ‎плохо, ‎Россия‏ ‎неправа,‏ ‎Путин- ‎зло,‏ ‎вы ‎хотите‏ ‎убедить ‎человека ‎в ‎том, ‎что‏ ‎он‏ ‎идиот, ‎его‏ ‎жизнь ‎дерьмо,‏ ‎и ‎все, ‎что ‎он ‎знал‏ ‎и‏ ‎ценил‏ ‎до ‎этого‏ ‎чушь ‎собачья.‏ ‎Можно ‎убедить‏ ‎человека‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎он ‎глуп ‎и ‎бессмыслен?‏ ‎Вряд ‎ли.‏ ‎

Да,‏ ‎но ‎ведь ‎спецоперация‏ ‎и ‎Путин‏ ‎- ‎это ‎не ‎про‏ ‎него‏ ‎лично. ‎Так‏ ‎почему ‎же‏ ‎человека ‎невозможно ‎переубедить? ‎Дело ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎всякий‏ ‎раз ‎когда‏ ‎мы ‎спорим, ‎мы ‎спорим ‎только‏ ‎о‏ ‎двух‏ ‎вещах ‎-‏ ‎либо ‎об‏ ‎определениях, ‎либо‏ ‎о‏ ‎ценностях. ‎В‏ ‎споре ‎об ‎определениях, ‎а ‎их‏ ‎на ‎мой‏ ‎взгляд‏ ‎подавляющее ‎большинство, ‎договориться‏ ‎можно. ‎Например,‏ ‎когда ‎вы ‎спорите ‎о‏ ‎том‏ ‎"есть ‎ли‏ ‎счастье", ‎вам‏ ‎лишь ‎достаточно ‎определить, ‎что ‎это‏ ‎такое,‏ ‎и ‎спор‏ ‎тут ‎же‏ ‎закончится. ‎Если ‎вы ‎определяете ‎его,‏ ‎скажем,‏ ‎как‏ ‎способность ‎человека‏ ‎наслаждаться ‎прекрасным‏ ‎моментом, ‎а‏ ‎ваш‏ ‎оппонент ‎полагает,‏ ‎что ‎это ‎состояние ‎абсолютной ‎удовлетворенности‏ ‎всем ‎и‏ ‎всегда,‏ ‎то ‎сразу ‎становится‏ ‎ясно, ‎что‏ ‎для ‎вас ‎счастье ‎существует,‏ ‎а‏ ‎для ‎него‏ ‎нет. ‎Но‏ ‎если ‎вы ‎начинаете ‎спорить ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎важнее‏ ‎- ‎свобода‏ ‎или ‎безопасность, ‎что ‎более ‎значимо‏ ‎-‏ ‎государство‏ ‎или ‎отдельная‏ ‎личность; ‎если‏ ‎не ‎Путин,‏ ‎то‏ ‎кто; ‎или‏ ‎о ‎том, ‎что ‎ваша ‎религия‏ ‎правильнее, ‎а‏ ‎ваша‏ ‎мама ‎лучше, ‎чем‏ ‎мама ‎вашего‏ ‎визави, ‎- ‎вы ‎начинаете‏ ‎спорить‏ ‎о ‎«ценностях».‏ ‎И ‎здесь‏ ‎никого ‎никому ‎переубедить ‎еще ‎не‏ ‎удавалось!‏    ‎

 Что ‎такое‏ ‎ценности, ‎почему‏ ‎они ‎у ‎людей ‎разные ‎и‏ ‎откуда‏ ‎они‏ ‎берутся? ‎George‏ ‎Lakoff ‎в‏ ‎своей ‎книжке‏ ‎"Don't‏ ‎think ‎of‏ ‎an ‎elefant" ‎рассуждал ‎о ‎том,‏ ‎что ‎в‏ ‎Америке‏ ‎есть ‎две ‎принципильно‏ ‎разные ‎базовые‏ ‎морали. ‎Первый ‎тип ‎морали‏ ‎-‏ ‎это ‎мораль‏ ‎«строгий ‎отец"(‏ ‎strict ‎father). ‎Второй- ‎"заботливый ‎родитель"(‏ ‎nurturant‏ ‎parent ‎).‏ ‎Первая ‎система‏ ‎ценностей ‎закладывается ‎в ‎нас ‎с‏ ‎помощью‏ ‎жесткого‏ ‎отцовского ‎воспитания.‏ ‎Вторая ‎-‏ ‎материнской ‎заботой.‏ ‎"Первую‏ ‎мораль" ‎исповедуют‏ ‎республиканцы, ‎вторую ‎- ‎демократы. ‎Базовая‏ ‎моральная ‎модель‏ ‎республиканцев‏ ‎определяется ‎типом ‎воспитания‏ ‎"строгий ‎отец".‏ ‎Ценности ‎здесь ‎такие: ‎групповая‏ ‎лояльность‏ ‎(по ‎нашему,‏ ‎наверное, ‎государственничество‏ ‎или ‎этатизм); ‎уважение ‎к ‎авторитету,‏ ‎моральная‏ ‎чистота ‎(по‏ ‎нашему, ‎та‏ ‎самая ‎пресловутая ‎нравственность). ‎Базовые ‎моральные‏ ‎ценности‏ ‎демократов‏ ‎основаны ‎на‏ ‎"материнском ‎воспитании".‏ ‎Здесь ‎фундаментальные‏ ‎ценности‏ ‎совсем ‎другие.‏ ‎А ‎именно ‎- ‎справедливость, ‎взаимность,‏ ‎гуманность(последнего ‎слова‏ ‎Lakoff,‏ ‎конечно, ‎не ‎использовал,‏ ‎потому ‎что‏ ‎оно, ‎несмотря ‎на ‎латинский‏ ‎корень,‏ ‎очень ‎и‏ ‎очень ‎русское).‏ ‎Из-за ‎разности ‎и ‎при ‎этом‏ ‎фундаментальной‏ ‎значимости ‎каждой‏ ‎из ‎этих‏ ‎базовых ‎ценностей ‎полностью ‎договориться ‎демократам‏ ‎и‏ ‎республиканцам‏ ‎никогда ‎не‏ ‎удастся. ‎

Да,‏ ‎это ‎он‏ ‎про‏ ‎США. ‎Но‏ ‎если ‎вы ‎думаете, ‎что ‎Lakoff‏ ‎описывал ‎исключительно‏ ‎американскую‏ ‎действительность, ‎не ‎хочу‏ ‎вас ‎расстраивать:‏ ‎мы ‎в ‎России ‎имеем‏ ‎все‏ ‎те ‎же‏ ‎два ‎разных‏ ‎входа ‎в ‎одну ‎большую ‎истину‏ ‎-‏ ‎М ‎и‏ ‎Ж. ‎У‏ ‎нас ‎все ‎те ‎же ‎два‏ ‎разных‏ ‎набора‏ ‎базовых ‎ценностей.‏ ‎Разница ‎только‏ ‎в ‎названиях.‏ ‎У‏ ‎одних ‎sweets,‏ ‎у ‎других ‎candy, ‎у ‎одних‏ ‎парадная ‎у‏ ‎других‏ ‎подъезд. ‎У ‎них‏ ‎консерваторы ‎и‏ ‎прогрессисты, ‎у ‎нас ‎либералы‏ ‎и‏ ‎государственники ‎(либерасты‏ ‎и ‎ватники,‏ ‎если ‎вам ‎больше ‎нравится.) ‎Так‏ ‎вот,‏ ‎когда ‎вы‏ ‎спорите ‎о‏ ‎войне, ‎о ‎Путине, ‎коллективном ‎или‏ ‎персональном,‏ ‎о‏ ‎государственном ‎устройстве‏ ‎России, ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎хорошо‏ ‎или ‎плохо‏ ‎для ‎страны ‎в ‎целом, ‎вы‏ ‎спорите ‎о‏ ‎базовых‏ ‎ценностях. ‎О ‎тех‏ ‎самых ‎ценностях,‏ ‎которые ‎вы ‎сформировали, ‎когда‏ ‎были‏ ‎еще ‎детьми.‏ ‎Из ‎деталей‏ ‎этих ‎ценостей ‎нас ‎собрали ‎в‏ ‎детсве,‏ ‎как ‎автомобиль‏ ‎на ‎заводе.‏ ‎Одних ‎сделали ‎на ‎большом ‎имперском‏ ‎конвейере,‏ ‎других‏ ‎собрали ‎вручную‏ ‎на ‎базе‏ ‎приоритета ‎индивидуальности,‏ ‎гуманности‏ ‎и ‎свободы.‏ ‎

И ‎когда ‎вы, ‎человек ‎с‏ ‎"материнскими ‎ценостями",‏ ‎спорите‏ ‎с ‎тем, ‎кто‏ ‎исповедует ‎"отцовскую‏ ‎мораль", ‎вы ‎превращаетесь ‎в‏ ‎говорящий‏ ‎автомобиль. ‎Вы,‏ ‎Мерседес, ‎пытаетесь‏ ‎убедить ‎БМВ, ‎что ‎ему ‎лучше‏ ‎поменять‏ ‎свой ‎фирменный‏ ‎логотип ‎на‏ ‎звезду ‎из ‎трех ‎лучей. ‎Иными‏ ‎словами,‏ ‎вы‏ ‎спорите ‎о‏ ‎том, ‎кто‏ ‎из ‎вас‏ ‎дурак.‏ ‎Вторая ‎причина,‏ ‎по ‎которой ‎споры ‎о ‎ценностях‏ ‎бессмысленны, ‎состоит‏ ‎в‏ ‎том, ‎что ‎они‏ ‎- ‎покушение‏ ‎на ‎психологический ‎комфорт ‎человека.‏ ‎У‏ ‎меня ‎есть‏ ‎знакомая. ‎В‏ ‎начале ‎этой ‎невойны, ‎она, ‎как‏ ‎и‏ ‎большинство ‎людей‏ ‎городского ‎среднего‏ ‎класса ‎была ‎в ‎подавленном ‎настроении,‏ ‎не‏ ‎знала‏ ‎как ‎трактовать‏ ‎происходящую ‎драму.‏ ‎Но ‎уже‏ ‎через‏ ‎неделю ‎мы‏ ‎с ‎ней ‎созвонились ‎и ‎я‏ ‎услышал ‎знакомое:‏ ‎"все‏ ‎правильно... ‎мы ‎-‏ ‎русский ‎мир,‏ ‎они ‎- ‎бандеровцы-националисты, ‎и‏ ‎что,‏ ‎мол, ‎скоро‏ ‎всей ‎вашей‏ ‎Америке ‎кирдык..." ‎

Что ‎произошло? ‎Вы‏ ‎скажете:‏ ‎что-что? ‎Пропаганда!‏ ‎(ну, ‎конечно,‏ ‎в ‎том ‎случае ‎если ‎вы-‏ ‎жалкая‏ ‎щепотка‏ ‎российского ‎меньшенства).‏ ‎Окей, ‎но‏ ‎тогда ‎это‏ ‎означает‏ ‎только ‎одно:‏ ‎моя ‎знакомая ‎полная ‎дура. ‎Она‏ ‎не ‎способна‏ ‎сопротивляться‏ ‎псевдоинтеллектуальному ‎натиску ‎манипуляторов.‏ ‎Но ‎это‏ ‎не ‎так. ‎Я ‎ее‏ ‎хорошо‏ ‎знаю. ‎Она‏ ‎не ‎дура,‏ ‎случайно ‎подддавшаяся ‎на ‎сладкое ‎пение‏ ‎телесирен.‏ ‎Если ‎бы‏ ‎это ‎было‏ ‎так ‎просто, ‎то ‎мы ‎бы‏ ‎жили‏ ‎в‏ ‎раю ‎для‏ ‎мошенников. ‎Ведь‏ ‎любому ‎кидале‏ ‎достаточно‏ ‎было ‎просто‏ ‎подойти ‎к ‎вам ‎на ‎улице‏ ‎и ‎сказать:‏ ‎отдайте‏ ‎мне, ‎пожалуйста, ‎вашу‏ ‎банковскую ‎карту‏ ‎и ‎ключи ‎от ‎машины,‏ ‎потому‏ ‎что ‎они‏ ‎больше ‎вам‏ ‎не ‎понадобятся, ‎ведь ‎скоро ‎придут‏ ‎бандеровцы‏ ‎и ‎все‏ ‎это ‎у‏ ‎вас ‎отнимут. ‎И ‎вообще, ‎мол,‏ ‎пожертвуйте,‏ ‎не‏ ‎жадитесь, ‎вашу‏ ‎сумочку ‎на‏ ‎Русский ‎мир...

Неужели‏ ‎отдадите?‏ ‎Не ‎думаю.‏ ‎Так ‎почему ‎же ‎пропаганда ‎так‏ ‎мощно ‎действует‏ ‎даже‏ ‎на ‎неглупых ‎людей?‏ ‎А ‎потому‏ ‎что ‎пропаганда ‎- ‎это‏ ‎Мария‏ ‎Ивановна, ‎психолог‏ ‎со ‎стажем.‏ ‎Она ‎говорит ‎нам ‎не ‎просто‏ ‎неправду.‏ ‎Она ‎говорит‏ ‎нам ‎ту‏ ‎сладкую ‎ее ‎разновидность, ‎которую ‎нам‏ ‎всегда‏ ‎так‏ ‎хочется ‎слышать!‏ ‎Почему ‎нам‏ ‎хочется ‎слышать,‏ ‎что‏ ‎официальная ‎Россия‏ ‎молодец, ‎и ‎наше ‎дело ‎правое?‏ ‎Да ‎по‏ ‎той‏ ‎же ‎причине, ‎почему‏ ‎мы ‎хотим,‏ ‎чтобы ‎окружающие ‎нам ‎говорили,‏ ‎что‏ ‎молодцы ‎лично‏ ‎мы. ‎Для‏ ‎морального ‎комфорта. ‎Если ‎во ‎время‏ ‎полета‏ ‎в ‎самолете‏ ‎вдруг ‎что-то‏ ‎загудело ‎и ‎хрустнуло, ‎вы, ‎не‏ ‎зная‏ ‎что‏ ‎происходит, ‎хотите‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎лишь‏ ‎одного,‏ ‎- ‎чтобы‏ ‎вас ‎успокоили. ‎Когда ‎вы ‎чего-то‏ ‎не ‎знаете,‏ ‎вам‏ ‎не ‎всегда ‎нужна‏ ‎объективная ‎информация.‏ ‎Чаще ‎вам ‎нужно ‎успокоение.‏ ‎Пусть‏ ‎даже ‎ложное.‏ ‎

Люди, ‎которые‏ ‎чего-то ‎не ‎знают, ‎не ‎готовы‏ ‎немедленно‏ ‎травиться ‎цианистым‏ ‎калием ‎правды.‏ ‎Они ‎хотят ‎расслабляющего ‎наркотика ‎или‏ ‎вина.‏ ‎Они‏ ‎хотят ‎слышать,‏ ‎что ‎внезапный‏ ‎треск ‎в‏ ‎двигателе‏ ‎это ‎потому‏ ‎что ‎так ‎надо! ‎И ‎когда‏ ‎вы ‎своей‏ ‎паникующей‏ ‎соседке ‎по ‎креслу‏ ‎говорите, ‎что‏ ‎все ‎это ‎не ‎так,‏ ‎что‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎пилот‏ ‎пьян, ‎двигатели ‎отказали ‎и ‎самолет‏ ‎камнем‏ ‎падает ‎в‏ ‎ад, ‎вы,‏ ‎в ‎независимости ‎от ‎того ‎правы‏ ‎или‏ ‎нет,‏ ‎поступаете ‎в‏ ‎лучшем ‎случае‏ ‎негуманно. ‎Ведь‏ ‎она‏ ‎не ‎знает,‏ ‎что ‎ей ‎со ‎всем ‎этим‏ ‎делать! ‎У‏ ‎моей‏ ‎знакомой ‎трое ‎детей.‏ ‎Она ‎не‏ ‎слишком ‎разбирается ‎в ‎политике.‏ ‎Она‏ ‎не ‎собирается‏ ‎валить ‎из‏ ‎страны. ‎И ‎все ‎что ‎она‏ ‎хочет,‏ ‎это ‎верить,‏ ‎в ‎то‏ ‎что ‎все, ‎что ‎происходит ‎-‏ ‎не‏ ‎авиакатастрофа.‏ ‎Она ‎не‏ ‎хочет ‎думать,‏ ‎что ‎самолет‏ ‎падает‏ ‎и ‎спасения‏ ‎нет. ‎Ей ‎не ‎хочется ‎существовать‏ ‎с ‎мыслью‏ ‎о‏ ‎том, ‎что ‎ее‏ ‎дети ‎живут‏ ‎в ‎государстве, ‎где ‎вечно‏ ‎будет‏ ‎царить ‎кошмар,‏ ‎безысходность ‎и‏ ‎ВВП- ‎вранье, ‎воровство, ‎показуха. ‎Она‏ ‎хочет‏ ‎не ‎истины,‏ ‎а ‎надежды.‏ ‎Поэтому ‎никогда ‎не ‎спорьте ‎о‏ ‎ценностях.‏ ‎Лучше‏ ‎просто ‎станьте‏ ‎на ‎время‏ ‎стюардессой-телевизором ‎и‏ ‎соврите.‏ ‎Скажите ‎вашей‏ ‎соседке ‎то, ‎что ‎она ‎так‏ ‎хочет ‎слышать:‏ ‎да,‏ ‎вы ‎правы, ‎все‏ ‎в ‎порядке,‏ ‎самолет ‎не ‎падает, ‎это‏ ‎просто‏ ‎легкая ‎турбулентность...


Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048