В написании сценария мы использовали воспоминания летчика эскадрильи связи Шульгина Владимира Григорьевича. Предлагаем ознакомиться с воспоминаниями ветерана.
Отдельное авиационное звено связи 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса
В.Г.Шульгин крайний слева. И.Е.Негенбля пишет, что звание было старший лейтенант, но мне видятся капитанские погоны.
Надпись на обратной стороне:
Первый ряд - стоят - Шульгин В.Г. Рассказов А.И. Бородавкин П.Д. Голубев Ю.В.
Даричев Б.В. Шеин И.И
Второй ряд (на коленях) Голимбиевский М.Д.
Пипа П.А. ? Кочерга В. Юленков
Осень 1944 Литва
За предоставленное интервью выражаем благодарность LeonT ( форум http://sukhoiru.frmbb.ru/ ).
Какие выполняли задания, доставляли приказы т.д.?
Основная задача зв.связи танкового корпуса - собственно связь. Танки уходили в прорыв, и надо было передавать им приказы (особенно при соблюдении радиомолчания), передавать ответные донесения от танкистов к штабу. Нужно было обеспечивать передовые подразделения свежими картами, ну и при необходимости, всякую мелочёвку типа запчастей, медикаментов, патронов... Раненого могли забрать.
Разведывательных полётов как таковых, не было. Но "слетай, посмотри" бывало. После полёта докладывали в штабе где, чего, когда видели.
Возили офицеров связи (думаю, вы в курсе их функций и полномочий).
Боевым вылетом считался любой вылет на задание.
Довелось (но это скорее исключительный случай) поучаствовать в тех самых, знаменитых "тревожащих ночных бомбёжках".
Кому непосредственно подчинялись?
Подчинение было двояким, формально были подразделением воздушной армии. Оттуда получали техническое обеспечение например, бензин, запчасти.
Но непосредственно приказы отдавал штаб корпуса.
"Аэродром" располагался в пределах "телефонной доступности" от штаба. Обычно это ровная площадка - огороды, пустырь, часть дороги...
Кроме двух-трёх самолётов, звено связи располагало грузовиком и ленд-лизовским мотоциклом. Численный состав авиазвена связи был до двадцати человек. (Пилоты, механики, приборист, оружейник, пост ВНОС...).
В авиации наверное было попроще чем у танкистов, поскольку базировались на полковых аэродромах. Связной У-2 в каждом полку был.
Эскадрилья связи находилась в подчинении полка + в подчинении командования авиакорпуса.
Шульгин Владимир Григорьевич
Что представляло собой авиазвено оперативной связи танкового корпуса?
Строго говоря, при каждом фронте была воздушная армия. В ее составе был авиаполк оперативной связи. В состав этого полка входили эскадрильи связи, приданные танковым армиям этого фронта. А эскадрильи состояли из авиазвеньев, приданных танковым корпусам. Такая вот была структура.
Но я даже представления не имел о своей эскадрилье. Хотя в самом начале, было немало неразберихи, и некоторые организационные вопросы приходилось решать на уровне воздушной армии. Это касалось налаживания поставок бензина, запчастей. По нормам питания летного состава были вопросы. Но в дальнейшем вся наша работа была связана только с корпусом.
Например, задания я получал от начальника оперативного отдела- подполковника, позднее–полковника Репина. Или прямо от генерала Каравана – начальника штаба корпуса.
По бытовым вопросам, снабжению, довольствию, мы были прикреплены к Первому Гвардейскому отдельному батальону связи.
В состав звена входило три самолета, соответственно – три пилота, три техника, штурман звена, охранники, пост ВНОС, водитель.... В общем, личного состава – около двадцати человек. Меньше взвода, но мы приравнивались к роте. Например, мне как командиру, был положен по штату ординарец, и он был у нас, правда выполнял обязанности шофера. Ведь кроме самолетов был еще грузовик «Студебекер», и мотоцикл «Харлей». Был и еще один самолет, но «неучтенный».
На каких высотах обычно летали?
От одного – полутора метров. Связисты нас за это не очень любили. Мы иногда линии связи рвали. Они же провода ставили на шестах, а полевой провод, как его заметишь? Чувствуешь легенький рывок – значит, зацепил. Обычно он легко рвался, и когда в месте зацепа оборвется, то – ничего. А вот если далеко где-нибудь оборвется, то так и тащишь его за собой. Иной раз сотни метров проводов, вместе с шестами на шасси привозили.
Обычно на таких же высотах ходили «горбатые» - наши штурмовики Ил-2. Бывало, идут из-за фронта домой, а на них несколько «мессеров» наседают. Немцы пикируют, наши огрызаются. А мне куда деваться? Ниже некуда, вспухнуть над ними – нельзя, немцы заметят – собьют. А идут «фронтом», штук шесть, останешься у них на пути – не зарубят, так попасть под струю – тоже хорошего мало. Тут главное - заметить вовремя, и отвернуть… Иван Евграфович Фёдоров уверял, что однажды привёз на конце провода даже телефонный аппарат. (Не зря его прозвали "Барон Евграфыч") ))).
Какие интересные или забавные случаи были во время службы в эскадрильи?
Да, было. Например, байка о привезенных на шасси телефонных проводах, оказалась чистой правдой. Летали преимущественно в утренних и вечерних сумерках, на высотах до трёх-пяти метров(!). Немудрено, что цепляли колёсами и рвали, а иногда утаскивали за собой полевые провода вместе с вешками. Заметить их было почти невозможно. "связисты нас за это ненавидели))).
Прилетая на чужой аэродром, если приходилось надолго оставлять аэроплан, вынимали из двигателя несколько толкателей. На вопрос - неужто воровали самолёты? ответ был - так спокойнее))).
Интересно например, что поначалу не было повара, и с горячим питанием были проблемы. Но оказалось, что приборист до войны работал коком на волжском пароходе. "А что там на наших кукурузниках прибористу делать? только трубки продуть. я его и назначил поваром".
Говорят, что в случае атаки истребителей, По-2 был обречен. Какие были шансы уцелеть в таких случаях?
Ну я то жив, как видишь (смеется). Понимаешь, тут очень много факторов влияют, нужно было очень быстро соображать, не говоря о том, что вовремя противника заметить. Главное, как можно быстрее где-нибудь затеряться. Использовать складки местности. Может даже приземлиться где-то, пересидеть.
Например, такой случай был. Нужно было возить генерал-лейтенанта М, замкомандующего фронтом по тылу. Симпатичный такой дядька, потом пистолет мне подарил. Вылетели в утренних сумерках. Я обычно предупреждал пассажиров, чтобы следили за верхней полусферой, у меня-то крыло над головой.
И вот он стучит меня по плечу, показывает вверх. Я глянул – пара «ФВ-190», и один уже отваливает в нашу сторону. А у «фоккера» четыре пушечных ствола. Если попадет, от нас одни лохмотья останутся. Тут мне вот в чем повезло: была железнодорожная насыпь высокая, а возле нее горел, как я позже узнал, сахарозавод. И вот, за насыпью стоял густой дым, как туман в ложбине. Я через насыпь перелетел, в этот дым нырнул, видимости конечно – ноль. Думаю, летать в этом дыму – на столб какой-нибудь или на трубу напорешься, а сверху нас эти «друзья» караулят. Решил садиться вслепую. Сел. Там на пробеге еще пришлось через эскарп перепрыгивать. Хорошо, хватило скорости колеса от земли оторвать, а хвостом так сильно ударился, что костыль отлетел. Остановился в нескольких метрах от окопа. «Фоккеры» покрутились, покрутились, убрались. А потом уже посветлело, я осмотрелся, нашел пригодное для взлета направление, да и полетели дальше.
Было объединение двух фронтов, и генералу приходилось принимать новое хозяйство. Вот так вот. Казалось бы - Генерал-лейтенант, замкомандующий фронтом по тылу... а ведь тоже вполне мог погибнуть.
А что за пистолет подарил генерал?
«Зауер» 6,35 маленький, меньше ладони. Патронов правда, было только два, притом один – с осечкой.
Неужели личного оружия не выдавали?
Оружия полно было всякого. Но этот смотрелся красиво на поясе – чуть шире ремня, а я пижон был (смеется). А сколько я спирта с ним заработал!.. Никто не мог на спор его разобрать, а там нужно было сначала нажать на целик.
Вам приходилось садиться в тылу противника?
Так ведь танковые корпуса формировались именно как средство прорыва вражеской обороны. Для них, рейд в тыл противника – нормальная работа. Ребята – танкисты рассказывали, что когда ворвались в Инстербург, там еще трамваи ходили. Вот насколько быстро и глубоко прорывались. А мы, звено оперативной связи, всегда с ними. Садишься, и не знаешь, кто до тебя первым добежит, свои или немцы. А везешь ведь иногда «пакет серии К», это значит, что я его должен вручить только лично тому, кому приказано, или уничтожить, но не допустить попадания в посторонние руки, даже ценой жизни. Я однажды Василевскому такой пакет передавал.
Это ведь совсем обычное дело, многие пилоты об этом вспоминают. Разница только в длине привозимых проводов.
Представляем вашему вниманию известные фото Аркадия и Николая Каманиных в цвете. Ранее эти фото в цвете не публиковались. За восстановление и колоризацию фото спасибо Ольге Ширниной.
В нашей кинокартине есть несколько ключевых персонажей. Фильм в первую очередь о людях. У каждого героя своя судьба, свой характер, поступки. В образ некоторых из них заложены судьбы простых советских людей, с целью показать, за, что сражались люди в той войне, что переживали, к чему стремились, и что пришлось преодолеть в нелегкой борьбе с врагом.
Действия кинокартины начинаются и заканчиваются в наши дни с отряда поисковиков, занимающихся поиском самолетов времен ВОВ. Считаю важным показать и рассказать об этой трудной, и важной работе. Так как до сих пор еще находят сбитые самолеты, и возвращают летчиков той войны.
Вхождение в сюжет фильма начнется с рассказа истории у костра. Ее будет рассказывать начальник отряда поисковиков – Геннадий Петрович.
Это короткая, но важная роль. Важно, чтобы актер проникся историей, и она была рассказана с внутренним переживанием, и глубоким актерским умением. Что бы зритель с первых минут фильма начал погружаться в события фильма.
На роль Геннадия Петровича мы пригласили актера театра и кино – Владимира Гостюхина. Известный и много кем любимый актер. Владимир Васильевич любезно согласился принять участие в нашем кинопроекте.
Главный герой кинокартины – Аркадий Каманин. Аркадию было 14 лет. Он был худенький, не большого роста. Мне как режиссеру, смотря на фото Аркадия, видится в его роли совсем юный мальчишка, при взгляде на которого только и будут думать – ребенок. И вот этот ребенок должен повзрослеть в кадре, и взять управление над вполне взрослым самолетом У-2. Добившись мечты – летать и став совершать мужские поступки, не уступая взрослым.
На съемках одной из телепередач на глаза попался парнишка – Рымкевич Арсений. Ему тогда было 13 лет. Он как раз подошел под образ в моем воображении. Арсений уже не раз снимался в кино, имеет опыт работы в кадре. Пригласили его на пробы. И он их прошел. У Арсения есть сходства в внешности с Аркадием. Если все сложится, и летом 2021г. пройдут съемки кинокартины, то Арсению как раз будет 14 лет, как и Аркадию. Что очень символично.
Второй по значимости герой кинокартины – Галя, связист эскадрильи штурмовиков ИЛ-2. Судьба Гали, пожалуй, одна из самых тяжёлых в фильме. Она ярко отображает ту боль, и страдания, которые принесла война на нашу землю. Очень сильная роль, требующая хорошего актерского мастерства. На эту роль мы пригласили нашу Минскую киноактрису театра и кино – Татьяну Чердынцеву.
Степан – летчик штурмовик. Друг Аркадия. Степан так же является ключевой фигурой. Именно он в кадре будет выполнять боевой вылет на штурмовике ИЛ-2. На роль Степана пригласили актера театра и кино Сергея Ефремова.
Так же в фильме будет важная роль командира полка штурмовиков ил-2. На эту роль пригласили актера театра и кино – Дмитрия Гурбановича.
Конечно, есть еще важные роли, на которые мы пока еще не подобрали актеров. Это роль генерала Николая Каманина, комэска эскадрилья связи Трофимова и другие роли. Наша киногруппа очень рассчитывает на помощь и поддержку зрителя. Как видим, к участию в фильме уже подключаются сильные актеры. Я надеюсь, они останутся в нашем кинопроекте, и мы вместе с вами уважаемые зрители, благодаря вашей поддержке, доведем проект до конца. Вместе мы можем создать действительно интересное кино.
P.S. В статье использованы кадры с съемок пилота и тизера к фильму.
С Уважение режиссер Андрей Епифанцев!
Материал для тизера снимался на протяжении нескольких месяцев. Было выбрано несколько сцен из сценария, которые возможно было снять с небольшим бюджетом.
Одни из самых сложных съемок – воздушные. Наш фильм про летчиков, а значит самолеты и полеты должны быть показаны с максимальным реализмом. Так, чтобы зритель не засомневался, что снят настоящий самолет, а не смоделирован его полет в 3D среде.
Даже в последних голливудских кинокартинах, таких как «Красные хвосты» (2012г.), «Мидуэй» (2019г.) и подобных, для изображения воздушных боев применялась компьютерная графика. Полностью генерировалась окружающая среда – земля, небо, облака, вода. Полеты самолетов так же сгенерированы в 3D. А это значит полностью страдает физика полета, освещения, взаимодействия самолета с окружающей средой. В итоге мы получаем абсолютно не правдоподобный полет.
При просмотре такой кинокартины как «Дюнкерк» (2017г.), мы видим реалистичные полеты и воздушные бои. Так как там использовали для съемок спитфайры, закамуфлированный ЯК-52 под спитфайр и летающие модели самолетов. И сразу другое восприятие происходящего. Очень реалистично!
Вот и наша команда хочет добиться такого реализма. Что бы зритель, сидя в кресле смог ощутить полет, увидеть всю его красоту и стремительность. А это возможно только если подойти к съемкам кропотливо, и снять все на натуре, а не в смоделированном 3D пространстве.
К примеру чего стоят только облака, они индивидуальны, а если мы сюда добавим природное освещение, то поймем, что повторить так невозможно. Природа каждый раз рисует неповторимы картины с облаками.
К тому же, в 3D пространстве очень сложно повторить правильную физику полета самолета. Так как на полет самолета влияет много факторов. Самолет может перемещаться с разной скоростью, выполнять фигуры высшего пилотажа. Во всех этих случаях придумать поведение самолета очень сложно. А еще додумать как на него падает свет, где отражается и т.п. еще сложней. От сюда мы часто в кино наблюдаем абсолютно не понятные пролеты самолетов, порой решенных самой простой физической модели полета.
С учетом, что на постсоветском пространстве нет летающих экземпляров немецких истребителей, да и нет практически советских (в копилке фонда «Крылатая память победы» есть только МиГ-3, И-16, И-15), возникает безвыходная ситуация. Снять реальный воздушный бой просто нет возможности, з-за отсутствия самолетов. МиГ-3 нам по сценарию не подходят. Так как штурмовой авиакорпус Н. Каманина прикрывали Яки. И тем более нет немецких истребителей. Но без выходных ситуация не бывает. Мы решили выйти из ситуации отсняв реальные самолеты и произвести их замену при помощи компьютерной графики на нужный нам самолет.
Для этой цели выбрали учебно-тренировочный самолет ЯК-52. Яки были отсняты на пилотаже, в различных условиях. И так же было снято несколько шотов с изображением воздушного боя – ЯК-52 атаковал летающий ПО-2.
Общий вид ЯК-52, по своему контуру больше похож на FW9-190. Поэтому было решено использовать именно фоккер в рамках первых экспериментов.
Результат можно увидеть на стоп кадрах. Без графики и с графикой. А в динамике можно увидеть в тизере. На наш взгляд вышло уже не плохо. Мы достигли правильной физики полета, окружающей среды. Полет самолета смотрится естественно. Что очень важно.
Стоп кадр с ЯК-52
Стоп кадр с FW-190
Стоп кадр с ЯК-52
Стоп кадр с FW-190
Стоп кадр с ЯК-52
Стоп кадр с FW-190
Сцена с актерами снимались на земле. ПО-2 выставлялся горизонтально. И производились съемки. Из-за маленького бюджета, у нас, к сожалению, не было ветродуя, и мы не смогли растянуть большой синий экран, для дальнейших обработок видео.
В дальнейшем в планах есть мысли снимать такие сцены в реальном полете. Но не все возможно, по понятным причинам. Никто не доверит самостоятельный полет актеру. Поэтому такие сцены будут в большинстве случаев сниматься на земле.
Воздушная киносъемка выполняется с любых летательных аппаратов: самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов, дронов и т.п., а также киносъемка, осуществляемая оператором-парашютистом.
Объектами съемки могут служить как наземные, так и воздушные цели. При съемке наземных объектов, летательное устройство используется оператором для возможности занять наиболее удобную верхнею точку.
Кадр сделан с использованием стабилизатора Ronin M на камеру Panasonic GH4
Другую группу составляют все летательные аппараты, находящие непосредственно в полете. Диапазон скорости летательных аппаратов очень большой. К примеру, у тихоходного аппарата скорости могут в пределах 60-140км/ч, у более мощных аппаратов, как правило это самолеты, скорости могут быть в пределах 250-550км/ч. У реактивных же самолетов скорости могут превышать 1000км/ч.
Кадр снят со второго ЯК-52 в автоматическом режиме на камеру GoPro Hero 7 Black
Все воздушные съемки можно разделить на два типа. Первый, когда оператор непосредственно находится на летательном аппарате и снимает ручным киноаппаратом, которые дает ему возможность выбирать ракурс, выставлять диафрагму, выполнять наводку фокуса, менять объективы и т.д.
Подготовка кинооператора к воздушным съемкам с мотодельтаплана
Второй способ, когда кинокамеры снимают в автоматическом режиме, установленные в разных местах летательного аппарата. Такие камеры могут управляться дистанционно членом экипажа летательного аппарата. При этом способе важно, чтобы кинокамера могла автоматически регулировать экспозицию. Особенно это важно при съемках высшего пилотажа, когда камера сначала может снимать светлое небо с облаками, и тут же уже снимать объект на фоне земли.
Кадр снят со второго ЯК-52 в автоматическом режиме на камеру GoPro Hero 7 Black
С летательных аппаратов с небольшой скоростью, киносъемку можно производить с открытой кабиной, без особых физических усилий. Но на летательных аппаратах с высокой скоростью, оператору нужно обладать определенной физической подготовкой, быть тренированным переносить перегрузки. Так же важно взаимодействие кинооператора с летчиком. Летчик должен четко понимать задачи, поставленные кинооператором, и выстраивать полет так, чтобы у кинооператора была возможность выбора хорошего ракурса на снимаемый объект. Поэтому важна устойчивая связь кинооператора с летчиком.
Кадр сделан с использованием стабилизатора Ronin M на камеру Panasonic GH4
При маневрировании на скоростных летательных аппаратах кинооператор испытывает перегрузки. Перегрузкам так же подвергается и кинокамера. Это нужно учитывать и держать киноаппарат так, чтобы он не повредился во время маневрирования, или не повредил оператора или летательный аппарат.
В условиях полета, вибрации летательного аппарата поглощаются прижиманием киноаппарата к плечу. В этом случае не стоит прижиматься к борту, т.к. будет передаваться вибрация. Однако летательный аппарат всегда рыскает в небе, качается, не летит идеально ровно. Тут требуется определенная сноровка от оператора. Следует отметить, что при широкоугольном объективе устойчивость кадра лучше, чем при длиннофокусном объективе.
Лучше всего для киносъемки подходит одномоторный, двухместный самолет. В нашем случае это ЯК-52. В полете такой самолет дает хороший обзор, благодаря своей маневренности. В нем есть отличная связь с летчиком.
ЯК-52 Минского аэроклуба ДОСААФ перед съемками
Важной частью воздушной киносъемки является быстрота и неповторимость положений объектов съемки и ситуации в небе. Кинооператор должен уметь производить киносъемку быстро и всегда правильно. Он должен внимательно следить за обстановкой и ловить момент, еще до начала события, начать съемку.
При производстве киносъемки летящих самолетов в простом горизонтальном полете, нужно стараться снимать объекты на фоне облаков. В этом случае скорость движения объектов передается значительно лучше.
Кадр снят со второго ЯК-52 в автоматическом режиме на камеру GoPro Hero 7 Black
Многие интересные кадры можно снять и установив стационарные кинокамеры на ЯК-52. Для этой цели мы выбрали GoPro Hero 7 Black.
Установка камеры GoPro Hero 7 Blsck на скобу киля ЯК-52
В этом случае камеры устанавливают неподвижно, и снимают в автоматическом режиме. Камеры необходимо надежно закреплять. Крепления обязательно должны быть металлические, иметь запас прочности. Отрыв камеры во время полета чреват, и может привести к ЧП, вплоть до по кидания летчиком самолета. Поэтому тут важно все сделать правильно и надежно.
Камера должна быть надежно закреплена
учшими точками установки камер на ЯК-52, являются, скобы на киле, и ПВД на крыле. С киля можно выбирать ракурс для съемки камеры назад, или вперед. На ПВД, камеру можно направить на самолет, вперед, назад, от самолета, в зависимости от задач и плана полета (где и с какой стороны будет лететь второй самолет).
Лучше всего результаты такой съемки выходят при полете двух самолетов парой. Камеры устанавливаются на два самолета, так, чтобы при выполнении полета самолеты снимали друг друга.
Пример наших воздушных киносъемок
В следующей статье мы более подробно расскажем об особенностях воздушных съемок. Подписывайтесь в группу народного кинопроекта "Его позывной «Летунок» и узнавайте о процессе киносъемок из первых уст.
Здравствуйте, дорогие читатели.
Выкладываем несколько кадров из фильма.
В своем Дзен-канале и блоге Инстаграм, я создал целую серию статей под общим названием 'Тарковский без глянца".
В них, на основе мемуаров тех, кто работал с Гением кино, показано каким неоднозначно иконописным был Тарковский. А именно икону сделали из него электоральные СМИ за последние 40 лет. К сожалению многие продолжают верить в это. Мои статьи о Тарковском призваны разуверить тех, кто хочет разобраться в феномене "Андрей Тарковский". К сожалению, действительно большой художник, не являлся примером для подражания в работе, в общение со специалистами, коллегами, а так же, в личной жизни. Серию статей я продолжу здесь - на http://sponsr.ru
Подписывайтесь на меня. Плата за 6-8 эксклюзивных статей будет минимальной - 500 р/месяц. В них речь будет идти не только о Тарковском, но и о белых пятнах Культуры эпохи СССР. Об этом вам не расскажут на ТВ 'Культура" или ОРТ. Подписывайтесь, не пожалеете.
26 октября скончалась Хэтти Макдэниел (1895-1952), первая чернокожая актриса, удостоенная премии «Оскар».
Казалось бы, афроамериканское сообщество должно было Хэтти на руках носить, но, ага счас. При жизни актриса оказалась между двух рас, травили ее одинаково, как с той, так и с другой стороны.
Бабушка актрисы была рабыней, в рабстве родился отец.
Отец, Генри Макдэниел, воевал на фронтах Гражданской войны за Независимость, в 1875 женился.
Хэтти появилась на свет после двадцати лет брака. Кроме нее в семье воспитывалось еще двенадцать детей.
Первых успехов Макдэниел добилась как джазовая певица. В 1920-ые она записала несколько пластинок. Достижения обнулил биржевой крах 1929 года, подкосивший индустрию зрелищ.
С КЛАРКОМ ГЕЙБЛОМ В "УНЕСЕННЫХ ВЕТРОМ"
В 1931 Хэтти приехала в Лос-Анджелес, с намерением штурмануть Голливуд. Ей удалось пристроиться на радио с собственным шоу. На кошельке это не отразилось настолько, что актриса вынужденно подрабатывала горничной. Однако, сам факт, - Хэтти Макдэниел стала первой чернокожей женщиной, вышедшей с песнями в радиоэфир США, - впечатлял.
А вот в кино ее даже не ставили в титры, пока в 1934 Хэтти не вступила в Гильдию актеров США. Тогда же вышел фильм Джона Форда «Судья Прист», где Макдэниел впервые сыграла более-менее большую роль.
И пошло… В «Элис Адамс» Макдэниел играла неряшливую служанку, что не гнушается отчитывать свою хозяйку. В «Китайских морях» появилась с Кларком Гейблом. Снималась Хэтти и с женой Гейбла Кэрол Ломбард в картинах «Чистосердечное признание» и «Ничего святого». Связи с Гейблом сыграли важную штуку: именно с подачи «Короля Голливуда» Хэтти очутилась в мегапроекте «Унесенные ветром».
Именно в этот момент на Макдэниел обратили внимание члены «Национальной ассоциации по улучшению положения цветных людей» (NAACP), дабы больше ее в покое не оставлять. Экранизация «Унесенных ветром» находилась у них под особым контролем. Продюсер Дэвид Сэлзник получил требование удалить из картины расовые эпитеты, и не вздумать экранизировать сцену из романа, где на хорошенькую Скарлетт нападают чернокожие мужчины, а спасают бедняжку бравые парни из Ку-клукс-клана.
Вообще Макдэниел подвергалась критике афроамериканского сообщества с первых шагов на полотне экрана. Ее ругали за фильм «Маленький полковник» (1935), в котором Хэтти изобразила счастливую служанку времен Старого Юга. По мнению ряда гарлемских газет, Макдэниел стала проводником мысли, будто рабам жилось легче и веселее, нежели людям освобожденным.
Коренная нация тоже начала возмущаться Хэтти до «Унесенных ветром». В ленте «Элис Адамс» она, по мнению журналистов, выглядела слишком уж независимой, грубя хозяйке.
С ВИВЬЕН ЛИ В "УНЕСЕННЫХ ВЕТРОМ"
И вот «Унесенные ветром»... По выходу фильма, Макдэниел опять подверглась нападкам. На премьеру в Атланте ее просто не пустили в зал, несмотря на протест Кларка Гейбла и Дэвида Сэлзника. Вновь посыпались знакомые обвинения, что служанка, сыгранная Макдэниел чересчур своенравна и фамильярна с хозяевами, так не полагается.
Афроамериканское сообщество жаловалось, мол, «Унесенные ветром» поддерживают южан, жалея разрушенный мир рабовладельцев.
По любому, награждение Макдэниел «Оскаром» за лучшую роль второго плана выглядело компромиссным. С одной стороны это была победа, еще одна брешь пробитая в голливудской системе. С другой, образ служанки Мамушки в "Унесенных ветром" решался в красках, приемлемых для европейцев, - верная, глуповатая, готовая за хозяев в огонь и в воду, по существу, рабыня.
Члены NAACP призвали Макдэниел подходить к ролям ответственно, отказаться от комикования. Хватит, мол, потворствовать увековечиванию расовых предрассудков.
Никто не брал во внимание, что, несмотря на успех, голливудская машина не собиралась под Макдэниел подстраиваться. Ждали ее по-прежнему роли, недалеко от Мамушки ушедшие. Типа тети Темпи в экранизации Диснеем «Сказок дядюшки Римуса» «Песни Юга» (еще один фильм, обвиненный в «расизме»).
Отметая нападки членов NAACP, Хэтти говорила: «Почему я должна жаловаться на то, что зарабатываю 700 долларов в неделю, играя горничную? Если бы я этого не делала, то зарабатывала бы 7 долларов в неделю горничной».
Претензии множились. Не устраивало, что Макдэниел наняла агента-янки и не спешила в Гильдию негритянских актеров Америки, став ее членом лишь под давлением, когда карьера подходила к концу.
Расовая дискриминация также не обошла актрису стороной. В Лос-Анджелесе у афроамериканцев были ограниченные права на покупку земли и жилья. Купив двухэтажный дом в семнадцать комнат, Макдэниел вызвала протесты соседей. Дело дошло до разбирательства в Верховном суде.
МАМОЧКУ ДВА ТАПОЧКА РИСОВАЛИ С АКТРИСЫ
Покусывания и своих, и чужих нервировали. Хуже всего, - у Хэтти не нашлось крепкого тыла. Семейная жизнь Макдэниел отдельная трагическая песня; коснемся ее без подробностей. Один муж погиб в перестрелке. Третий брак не продержался и года. Четвертый брак развалила ложная беременность актрисы. Ей было под пятьдесят. Впереди маячило жуткое одиночество. Закончился разводом и брак №5, оказавшийся последним.
В таких неблагоприятных условиях Макдэниел совершила еще один прорыв, став первой чернокожей женщиной-актрисой, заимевшей свой телесериал. Телесериал назывался «Бойла» и выдержал пять сезонов. Он бы и дольше продлился, но дни Мамушки были сочтены.
Еще в 1950 она перенесла инсульт. В 1952 врачи диагностировали рак молочной железы. В завещании Макдэниел написала, что хочет быть похороненной на Голливудском кладбище. Владельцы кладбищенской земли родственникам в захоронении отказали.
Состояние так много зарабатывающей звезды оказалось полностью расстроенным. Имущество пошло на распродажу, дабы расплатиться с кредиторами.
В том числе продали статуэтку «Оскара».
На данный момент, кстати, местонахождение статуэтки неизвестно, по ее поиску проводились целые расследования, - глухо.
А зрители всего мира до сих пор помнят актрису по роли Мамушки да Мамочки Два Тапочка, - хозяйки мультипликационного кота в сериале «Том и Джери». За основу этой рисованной барышни взят именно образ Макдэниел.
Распри по ее поводу забыты.
И оно есть правильно.
К чему помнить расовые предрассудки?
Когда есть вечное искусство.
Встречайте долгожданную обложку второй части комикса о захватывающих приключениях Тишки!
Сам фильм в «отреставрированной» версии (с минимальной чисткой картинки и звука):
Цитата из «Театрального романа» (он же «Записки покойника»), которую я силился вспомнить в эфире:
Я хотел изобразить моему слушателю, как сверкают искорки на золотом крупе коня, как дышит холодом и своим запахом сцена, как ходит смех по залу… Но главное было не в этом. Раздавив в азарте блюдечко, я страстно старался убедить Бомбардова в том, что я лишь только увидел коня, как сразу понял и сцену, и все ее мельчайшие тайны. Что, значит, давным-давно, еще, быть может, в детстве, а может быть, и не родившись, я уже мечтал, я смутно тосковал о ней. И вот пришел!
— Я новый, — кричал я, — я новый! Я неизбежный, я пришел!
Тут какие-то колеса поворачивались в горящем мозгу, и выскакивала Людмила Сильвестровна, взвывала, махала кружевным платком.
— Не может она играть! — в злобном исступлении хрипел я.
— Но позвольте!.. Нельзя же…
— Попрошу не противоречить мне, — сурово говорил я, — вы притерпелись, я же новый, мой взгляд остр и свеж! Я вижу сквозь нее.
— Однако!
— И никакая те… теория ничего не поможет! А вот там маленький, курносый, чиновничка играет, руки у него белые, голос сиплый, но теория ему не нужна, и этот, играющий убийцу в черных перчатках… не нужна ему теория!
— Аргунин… — глухо донеслось до меня из-за завесы дыма.
— Не бывает никаких теорий! — окончательно впадая в самонадеянность, вскрикивал я и даже зубами скрежетал и тут совершенно неожиданно увидел, что на сером пиджаке у меня большое масляное пятно с прилипшим кружочком луку. Я растерянно оглянулся. Не было ночи и в помине. Бомбардов потушил лампу, и в синеве стали выступать все предметы во всем своем уродстве.
Ночь была съедена, ночь ушла.
Дополнение.
Добавлю сюда ещё студенческую короткометражку Данелии (разрешение увеличено с помощью нейронки, так что картинка чуть мультяшная, но те варианты, что удалось найти, не лучше).
Скидка на покупку: litres.ru/70793251/? lfrom=1103601128& ref_offer=1& ref_key=335c3bcd5467283d572ae891a468acc1ff9ad9d3964cda8bfa254ebc5b4904a7
О книге
В сборнике рассказов «Кто мы? Триллер рассказы» Юрий Белк исследует глубины человеческой психики и природу страха, прочно удерживая внимание читателя с первой до последней страницы.
Триллеры Белка отличаются необыкновенной атмосферой, лишенной банальности и предсказуемости. Каждая история несет в себе особый колорит, балансируя на грани реальности и кошмаров, что заставляет читателя задуматься о тонкой грани между нормальным и аномальным.
Основной темой всех рассказов сборника «Кто мы? Триллер рассказы» является исследование тёмных уголков человеческой души. Белк не боится задавать неудобные вопросы и приглашает читателя совершить путешествие по лабиринтам сознания, где каждое открытие становится шагом в неизвестность.
Читатели, которым интересны сложные психологические состояния и которые не боятся столкнуться с собственными страхами, найдут в книге Юрия Белк глубокий и многослойный литературный опыт.
Выбор профессии — один из экзистенциальных выборов в наше секулярное время, равно как и принципиальный отказ его совершать. По сути, человек определяет не только свой будущий род деятельности, но и ценность, которой он готов служить и по которой будет отмерять собственные успехи.
Молодой Данелия далеко не сразу определился со своим будущим ремеслом. Сперва по примеру отца он пошёл в инженеры. Николай Дмитриевич был метростроевцем и хотел, чтобы сын тоже занялся серьёзным делом. Мать же, Мери Ивлиановна, сменила профессию экономиста на работу вторым режиссёром на «Мосфильме».
Поэтому в гости к Данелиям постоянно захаживали известные деятели кино, и чаще других — актриса Вера Анджапаридзе, родная тётка будущего режиссёра, и её второй муж, режиссёр Михаил Чиаурели, пятикратный лауреат Сталинской премии (благодаря ему сняла свой первый фильм как режиссёр и тоже получила премию и Мери Ивлиановна). В мемуарах Георгий Николаевич описывает, как отец спорил с киношниками, убеждая их, что они снимают не то, что хочет видеть народ. Так, однажды один из основоположников теории монтажа и видный режиссёр второй четверти XX века Всеволод Пудовкин вынужден был выслушивать тирады о том, что не думает о зрителе, когда снимает своё кино. И творец больше молчал, не находя, что ответить на эти обвинения.
И вот, несмотря на столь мощное влияние со стороны кинотусовки, которое Данелия испытал с детства, участвуя в том числе в съёмках фильмов дяди Мишико (в качестве массовки и эпизодника), и знакомство с культовыми фигурами — в гости к ним заходил в том числе и Эйзенштейн во дни славы своей, — Георгий идёт учиться на инженера, женится на дочке замминистра и вообще выглядит хорошо упакованным молодым человеком, которому не о чем мечтать.
Но то ли природное упрямство, то ли внутренний кризис, только Данелия решается сменить судьбу. Возможно, у нас и не было бы такого режиссёра, если бы полученное тёпленькое местечко не было столь уж тёплым: Георгий Николаевич жаловался впоследствии, что инициатива там не поощрялась, а вся работа делалась очень вяло, с тем, чтобы начальство не повышало план.
Хорошей иллюстрацией конфликта инженерского и творческого начал кажется сцена из «Я шагаю по Москве», где метростроевец в исполнении Михалкова пытается рассказать приезжему писателю, насколько его работа увлекательна, но тот пришёл услышать вердикт о своих способностях от состоявшегося литератора и не готов отвлекаться на постороннее. Похоже, что-то подобное в какой-то момент ощутил и сам автор.
По несколько драматичной, но красивой версии, чуть ли не в последний момент перед отправкой в загранкомандировку в Китай (всей семьёй), где Данелии предстояло бы проектировать строящиеся города, ему попалось на глаза объявление об открытии на «Мосфильме» режиссёрских курсов. И он решился бросить всё и таки посвятить себя кино. Для человека, с детства живущего в двух мирах — инженерско-созидательном и творческо-киношном, — окунуться в любую из двух профессий было, несомненно, проще, но вот сделать выбор оказалось крайне сложно. Возможно, здесь подходит только аналогия с разводом родителей, когда у бедного ребёнка пытаются добиться, за папу он или за маму. Данелия, сперва выбравший отцовскую сторону, вероятно, таки находил некоторые из его доводов против кинематографистов вполне обоснованными — по крайней мере, он всегда будет стараться снимать фильмы для людей.
В красивую версию про случайно встреченную газетную заметку о курсах вкрадывается одна не очень симпатичная деталь: чтобы не промахнуться на этих курсах, мама решила организовать встречу юного дарования с другим великим земляком — Михаилом Калатозовым. Данелия впоследствии рассказывал, что один из учителей режиссёрских курсов и не последний человек на «Мосфильме» всячески пытался зацепиться за какие-нибудь творческие способности кандидата в протеже, но тот разочаровал по всем статьям. И когда Калатозов уже хотел развести руками, инженер спохватился, что у него есть заготовка в виде раскадровки к фильму по рассказу Чехова: Данелия своей рукой набросал последовательность планов с полным пониманием дела, и это стало его пропуском на курсы и в новую профессию.
Возможно, подстраховка бы Данелии и не понадобилась, но она у него была. И не один раз. После окончания курсов на съёмках дебютного полнометражного фильма Данелия решил поконфликтовать с главной звездой картины — Сергеем Бондарчуком. Может прозвучать неожиданно, но молодой режиссёр не хотел себе столь именитого актёра в фильм, особенно в комплекте с женой — боялся, что картина не будет восприниматься в отрыве от их реального брака с Ириной Скобцевой и тех ролей, которые они уже начали играть вместе. И Георгий Николаевич рассердился на Сергея Фёдоровича, в общем-то, на ровном месте, а на праздновании дня рождения актёра накопившаяся обида прорвалась и пролилась громкими обидными словами. Неизвестно, каких это стоило ему усилий, но виновник торжества сдержался, и ссоры не вышло, но Данелию на всякий случай перевели на работу с актёрами-детьми, а над сценами с Бондарчуком стал работать исключительно сорежиссёр Таланкин (совместная работа была хитростью — по одному им бы не дали сразу плёнки и бюджет на полный метр, а объединившись, они смогли сразу получить желаемое).
Был ли бы так дерзок уроженец Тифлиса (который, впрочем, рос в Москве, и даже те 2 года, что отучился во время Великой Отечественной в Грузии, он ходил в русскую школу), если бы не чувствовал? А если и бы натолкнулся на такого же горячего оппонента, не закончилась ли бы его карьера, не начавшись? Ответов на эти вопросы мы не узнаем, но всё-таки наличие так называемого стеклянного пола здесь налицо — шанс перезагрузиться у него был повыше, чем у многих других. Хотя даже ему было непросто вернуться в обойму, когда на полку положили его фильм «Тридцать три» (со свойственной ему самоиронией Данелия отмечал, что, когда пошла мода хвастаться своими запрещёнными работами, он попытался было ей соответствовать, но «Тридцать три» был так запрещён, что его многократно показывали по всей стране, и повысить свой социальный статус актуальным для перестройки образом у него не вышло).
К чести Георгия Николаевича надо сказать, что перед Сергеем Фёдоровичем он потом извинился, и они даже стали приятелями.
Также следует отметить, что режиссёр «Кин-дза-дзы» был не только тем, кто сам ходил в цветных штанах с лампасами (что делает критику системы привилегий в фильме несколько ненатуральной), но и помогал тем, в ком, по его мнению, был талант, их получить. Это правда могла быть его третья (уже молодая для маэстро) жена, которой он помогал и со сценариями, и с актёрами (что-то подобное будет практиковать и Кэмерон с Бигелоу, в том числе после развода), а мог быть сокурсник, который после тюрьмы пытался-таки начать кинокарьеру.
Александр Иванович Серый, снявший «Джентльменов удачи», учился на курсах «Мосфильма» вместе с Данелией, и сблизило их то, что среди подавляющего числа театральных режиссёров, проходивших, по сути, переквалификацию (Георгий Николаевич, правда, замечал, что детство на съёмочной площадке дало ему больше понимания того, как устроено кино, чем его сокурсникам театральные подмостки), они оба были инженерами по первой профессии. И вот Данелия помогал со сценарием, а потом продвижением фильма (по байке, дошло до самого верха — фильм одобрил лично Брежнев). А потом, правда, с Серым у них разладились отношения из-за этого же фильма. И, поскольку в конфликте участвовало две стороны, то и версий происходящего тоже две, но если брать только общее, то для человека сложной судьбы Серого это был хемингуэевский роман всей жизни (который якобы может написать каждый), а для творческого человека со связями Данелии это был вариант попробовать себя в полноценной роли продюсера и художника.
Вышли бы «Джентльмены» столь хорошими без этого симбиоза? Точно нет. Все другие фильмы Серого будут сильно не дотягивать по уровню (что можно списать на болезнь, но всё же факт), а авантюрные комедии Данелии будут сразу терять ту степень реализма, которая присуща его драмам.
Без Данелии в фильме бы не было Леонова, который на тот момент уже стал его фаворитом, и целого ряда других известных актёров, не было бы и нескольких сцен, которые он доснимал, пока титульный попал в тяжёлом состоянии в больницу, где у него обнаружили лейкемию. Без Серого не было бы самой темы и её серьёзности и точности в мелочах (как признавался Данелия, даже обычному юридическому жаргону его научила потом дочка, пошедшая в юристы — сцена суда с молодым адвокатом в «Мимино» была навеяна семейной жизнью режиссёра, который так же ждал дочь у суда после первого дела).
Но студенческие приятели рассорились из-за денег, мёртвых душ (Серый утверждал, что Данелия вписал в соавторы свою текущую любовницу, хотя писали весь сценарий они с ним вдвоём без посторонней помощи, а его самого потом решил исключить вместе со ставкой) и славы, которую не могли поделить. И, в отличие от конфликта с Бондарчуком, не примирились.
Подробнее о съёмках «Джентльменов удачи» логично поговорить при разборе самого фильма, а пока стоит заметить, что Данелию не смущал факт продвижения чего бы то ни было окольными путями по средствам знакомства. Это могла быть чья-то идея, фильм, тёплое местечко для хорошего человечка или роль, написанная специально для любимого актёра (так, для Леонова он будет несколько раз специально прописывать роли, если ему не найдётся место на главных ролях). Собственно, это и есть блат. Само по себе это ещё не дискредитирует идею или человека, которых он продвигает. Так, величайший английский полководец лорд Веллингтон считался в своей семье негодным к какой-либо карьере и не имеющим склонностей ни к чему, кроме верховой езды. Поэтому ему помогали в продвижении посредством связей и прямой покупки должностей (да, в Англии той порой погоны можно было себе купить, если кто-то освобождал должность) — и неизвестно, дорос бы до своих чинов победитель при Ватерлоо собственными силами. И вообще пошёл ли бы без семейного попечения по военной линии.
Данелия тоже считал, что блат бывает хороший, а бывает плохой. И разделял он их просто: хороший блат, когда хорошие люди помогают другим хорошим людям, а плохой — когда наоборот. Очевидный изъян этой мысли состоит в том, что хорошесть очень легко может подделываться или попросту подменяться личной верностью или приязнью.
Наиболее яркой иллюстрацией тезиса служит сюжет «Мимино», где благодаря случайной встрече пилота вертолёта устраивают (безо всякого необходимого налёта) на гражданский сверхзвуковой авиалайнер. Данелия пытается показать, что это хорошо, потому что сперва персонаж Леонова хотел это сделать по знакомству, приняв персонажа Кикабидзе за сына фронтового товарища, а потом они с другом как разобрались, что хоть он и никакой не родственник их сослуживца, но очень хороший человек, и устроили.
Конечно, творчество великого режиссёра не сводится к одной теме, но рассуждать об этичности и различных видах помощи по знакомству и предпочтения своим Данелия пытается постоянно и в разной форме (от острой сатиры до драмы), а в поздних фильмах возвращается к этому вопросу просто регулярно. Главной же внутренней потребностью автора, похоже, было желание понять других людей — не прославить или раскритиковать, а именно объяснить для самого себя, а потом и для зрителя. Причём, помня отцовские претензии к выдающимся режиссёрам прошлого, на понятном для обычного человека языке.
Начнём мы разбор творчества Данелии с первой его полнометражной работы «Серёжа» и рассмотрим по очереди наиболее важные его фильмы, а потом подытожим его творческий путь.
Постскриптум: на том самом собеседовании по знакомству с Калатозовым Данелия признался, что из всех творческих занятий он увлекался только игрой на барабанах в джаз-бэнде. Но именитый режиссёр лишь отмахнулся, как сейчас бы отмахнулся человек с классическим образованием от того факта, что молодой человек читает рэп или сочиняет бит (возможно, неспроста в модернизированной мультяшной версии «Кин-дза-дза» скрипача заменил диджей). А нам как раз этот факт и любопытен — Кубрик тоже в школьные годы играл на ударных в бэнде, а молодой и ранний Шазелл пока все свои успешные фильмы снял на тему своей травмы несостоявшегося джазового барабанщика.
И тут можно было бы сказать, что это логично и у этих людей просто развито чувство ритма и темпа, что очень важно в кино (причём не только в монтаже, но и в самой постановке сцен, т. е. непосредственно режиссуре). Но так далеко заходить мы не будем. Тут скорее интересно то, что джаз в своё время был художественной формой протеста в искусстве, и люди, проявляющие к нему интерес, легче могли увлечься кино и его новыми возможностями, в том числе потому, что оно ещё формировалось и давало возможность для поиска и импровизации. Тогда Шазелл, выросший во времена, когда джаз сам уже стал пыльной классикой, выпадает из этого списка, а обожавший его Мельвиль, наоборот, попадает. Как и Луи Маль, снимавший Кусто, а потом догадавшийся позвать великого Майлза Дэвиса для написания саундтрека в своём фильме «Лифт на эшафот», благодаря чему получилось одно из самых музыкальных сопровождений в истории кино.
Нельзя обойти стороной и несостоявшегося лабуха и драчуна Клинта Иствуда, который уже играл джаз на пианино в питейных заведениях к тому моменту, когда начал свою актёрскую карьеру. Так что в «Поющем по кабакам» есть что-то автобиографичное.
Милла Йовович просто не может избавиться от зомби — звезда экранизаций видеоигр «Обитель зла», где её героиня Элис только и делала, что сражалась с живыми мертвецами, получила ведущую партию в «Сумерках мертвецов» (Twilight of the Dead). Также в ленте сыграет Бетти Гэбриел («Прочь»).
Брэд Андерсон, постановщик фильмов «Машинист» и «Тревожный вызов», режиссирует картину.
По названию ленты можно догадаться, что это продолжение цикла Джорджа А. Ромеро — седьмая часть, если точнее. Ромеро оставил краткое описание сюжета до того, как скончался в 2017 году. «Сумерки», по его замыслу, должны стать грандиозным финалом эпической саги. У живых киношников таких планов нет — если фильм хорошо покажет себя в прокате, они могут и продолжить. Съёмки стартуют в марте.
Действие сюжета развернётся на тропическом острове, где последние люди на планете пытаются помешать зомби окончательно искоренить человечество. Но даже угроза тотального вымирания не мешает внутренней грызне, потому что такова тёмная природа человека.
У Андерсона своё видение постановки:
Я вижу этот фильм среди лучших представителей постапокалиптического жанра в духе картин «Я — легенда», «Тихое место» и «Одни из нас» — эмоциональных историй с максимальным накалом всего. Когда я впервые прочитал сценарий «Сумерек мертвецов», не смог сдержать слёзы. Не совсем типичная реакция для подобных фильмов. Но сюжет настолько крепко держит — идеальная комбинация хоррора и трагедии, что я очень люблю.
Нас же мучает другой вопрос. Куда смотрит режиссёр Пол Андерсон?
Больше новостей кино можно узнать на нашем канале — https://t.me/kinostro4ka
Привет! Как дела? — так обычно начинается разговор между людьми, которые давно не виделись. Что может быть не так в этом вопросе?
Все мы помним диалог киногероев из фильма Балабанова «Брат-2», в котором они задаются вопросом: «Зачем они спрашивают, как дела? Тут всё просто так».
Что изменится, если вы начнёте рассказывать своему другу, как на самом деле у вас дела? Как минимум, вас могут посчитать нытиком, а возможно, и больше. Поэтому привычка, которую нам навязало кино, неискренна не только за океаном. В точном переводе у американцев это имеет смысл: «Как делаешь дело или как делаешь деньги?»
Сохраняйте искренность в словах и чувствах.
Хотя привычка не улыбаться у нас сохранилась не потому, что мы не любим улыбаться, как американцы.
Наша улыбка искренняя, если мы не улыбаемся, значит, нам не хочется, если улыбаемся, значит, это искренне.
«Держать улыбку» — это именно из Америки пришло.
Надо признать, что многие привычки и даже ментальность мы получили из кино.
Однако, стоит задаться вопросом — а что, если мы перестанем воспринимать это как формальность и начнем действительно интересоваться друг другом? Где проходит та грань, за которой завершается вежливое общение и начинается истинное желание понять состояние собеседника? Возможно, социальные сети и новейшие технологии сыграли свою роль в этом изменении, убрав часть формальности, но ведь главная цель общения — это поддержка и взаимопонимание.
Взаимное исключение вежливых фраз из повседневной жизни может привести и к обратным последствиям — утере культурного связывающего элемента, который держит общество в гармонии. Тем не менее, умение сочетать искренность и вежливость может стать новой кульминацией культурного обмена, который соединит лучшее из обеих традиций.
Ведь, в конечном счете, главное — это оставаться собой и стараться сохранять искренние эмоции в каждой отдельной встрече. Природная наполненность наших улыбок или их отсутствие говорит больше, чем тысячи заученных фраз. Если же мы начнем сочетать искренность с вежливостью, возможно, именно это и станет тем балансом, который поможет лучше понять друг друга.
Смотрите правильные фильмы. Лично я фильмы, снятые после примерно 2010 года, уже смотреть не могу. Я их не понимаю. Возможно, я отстал.