В написании сценария мы использовали воспоминания летчика эскадрильи связи Шульгина Владимира Григорьевича. Предлагаем ознакомиться с воспоминаниями ветерана.
Отдельное авиационное звено связи 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса
В.Г.Шульгин крайний слева. И.Е.Негенбля пишет, что звание было старший лейтенант, но мне видятся капитанские погоны.
Надпись на обратной стороне:
Первый ряд - стоят - Шульгин В.Г. Рассказов А.И. Бородавкин П.Д. Голубев Ю.В.
Даричев Б.В. Шеин И.И
Второй ряд (на коленях) Голимбиевский М.Д.
Пипа П.А. ? Кочерга В. Юленков
Осень 1944 Литва
За предоставленное интервью выражаем благодарность LeonT ( форум http://sukhoiru.frmbb.ru/ ).
Какие выполняли задания, доставляли приказы т.д.?
Основная задача зв.связи танкового корпуса - собственно связь. Танки уходили в прорыв, и надо было передавать им приказы (особенно при соблюдении радиомолчания), передавать ответные донесения от танкистов к штабу. Нужно было обеспечивать передовые подразделения свежими картами, ну и при необходимости, всякую мелочёвку типа запчастей, медикаментов, патронов... Раненого могли забрать.
Разведывательных полётов как таковых, не было. Но "слетай, посмотри" бывало. После полёта докладывали в штабе где, чего, когда видели.
Возили офицеров связи (думаю, вы в курсе их функций и полномочий).
Боевым вылетом считался любой вылет на задание.
Довелось (но это скорее исключительный случай) поучаствовать в тех самых, знаменитых "тревожащих ночных бомбёжках".
Кому непосредственно подчинялись?
Подчинение было двояким, формально были подразделением воздушной армии. Оттуда получали техническое обеспечение например, бензин, запчасти.
Но непосредственно приказы отдавал штаб корпуса.
"Аэродром" располагался в пределах "телефонной доступности" от штаба. Обычно это ровная площадка - огороды, пустырь, часть дороги...
Кроме двух-трёх самолётов, звено связи располагало грузовиком и ленд-лизовским мотоциклом. Численный состав авиазвена связи был до двадцати человек. (Пилоты, механики, приборист, оружейник, пост ВНОС...).
В авиации наверное было попроще чем у танкистов, поскольку базировались на полковых аэродромах. Связной У-2 в каждом полку был.
Эскадрилья связи находилась в подчинении полка + в подчинении командования авиакорпуса.
Шульгин Владимир Григорьевич
Что представляло собой авиазвено оперативной связи танкового корпуса?
Строго говоря, при каждом фронте была воздушная армия. В ее составе был авиаполк оперативной связи. В состав этого полка входили эскадрильи связи, приданные танковым армиям этого фронта. А эскадрильи состояли из авиазвеньев, приданных танковым корпусам. Такая вот была структура.
Но я даже представления не имел о своей эскадрилье. Хотя в самом начале, было немало неразберихи, и некоторые организационные вопросы приходилось решать на уровне воздушной армии. Это касалось налаживания поставок бензина, запчастей. По нормам питания летного состава были вопросы. Но в дальнейшем вся наша работа была связана только с корпусом.
Например, задания я получал от начальника оперативного отдела- подполковника, позднее–полковника Репина. Или прямо от генерала Каравана – начальника штаба корпуса.
По бытовым вопросам, снабжению, довольствию, мы были прикреплены к Первому Гвардейскому отдельному батальону связи.
В состав звена входило три самолета, соответственно – три пилота, три техника, штурман звена, охранники, пост ВНОС, водитель.... В общем, личного состава – около двадцати человек. Меньше взвода, но мы приравнивались к роте. Например, мне как командиру, был положен по штату ординарец, и он был у нас, правда выполнял обязанности шофера. Ведь кроме самолетов был еще грузовик «Студебекер», и мотоцикл «Харлей». Был и еще один самолет, но «неучтенный».
На каких высотах обычно летали?
От одного – полутора метров. Связисты нас за это не очень любили. Мы иногда линии связи рвали. Они же провода ставили на шестах, а полевой провод, как его заметишь? Чувствуешь легенький рывок – значит, зацепил. Обычно он легко рвался, и когда в месте зацепа оборвется, то – ничего. А вот если далеко где-нибудь оборвется, то так и тащишь его за собой. Иной раз сотни метров проводов, вместе с шестами на шасси привозили.
Обычно на таких же высотах ходили «горбатые» - наши штурмовики Ил-2. Бывало, идут из-за фронта домой, а на них несколько «мессеров» наседают. Немцы пикируют, наши огрызаются. А мне куда деваться? Ниже некуда, вспухнуть над ними – нельзя, немцы заметят – собьют. А идут «фронтом», штук шесть, останешься у них на пути – не зарубят, так попасть под струю – тоже хорошего мало. Тут главное - заметить вовремя, и отвернуть… Иван Евграфович Фёдоров уверял, что однажды привёз на конце провода даже телефонный аппарат. (Не зря его прозвали "Барон Евграфыч") ))).
Какие интересные или забавные случаи были во время службы в эскадрильи?
Да, было. Например, байка о привезенных на шасси телефонных проводах, оказалась чистой правдой. Летали преимущественно в утренних и вечерних сумерках, на высотах до трёх-пяти метров(!). Немудрено, что цепляли колёсами и рвали, а иногда утаскивали за собой полевые провода вместе с вешками. Заметить их было почти невозможно. "связисты нас за это ненавидели))).
Прилетая на чужой аэродром, если приходилось надолго оставлять аэроплан, вынимали из двигателя несколько толкателей. На вопрос - неужто воровали самолёты? ответ был - так спокойнее))).
Интересно например, что поначалу не было повара, и с горячим питанием были проблемы. Но оказалось, что приборист до войны работал коком на волжском пароходе. "А что там на наших кукурузниках прибористу делать? только трубки продуть. я его и назначил поваром".
Говорят, что в случае атаки истребителей, По-2 был обречен. Какие были шансы уцелеть в таких случаях?
Ну я то жив, как видишь (смеется). Понимаешь, тут очень много факторов влияют, нужно было очень быстро соображать, не говоря о том, что вовремя противника заметить. Главное, как можно быстрее где-нибудь затеряться. Использовать складки местности. Может даже приземлиться где-то, пересидеть.
Например, такой случай был. Нужно было возить генерал-лейтенанта М, замкомандующего фронтом по тылу. Симпатичный такой дядька, потом пистолет мне подарил. Вылетели в утренних сумерках. Я обычно предупреждал пассажиров, чтобы следили за верхней полусферой, у меня-то крыло над головой.
И вот он стучит меня по плечу, показывает вверх. Я глянул – пара «ФВ-190», и один уже отваливает в нашу сторону. А у «фоккера» четыре пушечных ствола. Если попадет, от нас одни лохмотья останутся. Тут мне вот в чем повезло: была железнодорожная насыпь высокая, а возле нее горел, как я позже узнал, сахарозавод. И вот, за насыпью стоял густой дым, как туман в ложбине. Я через насыпь перелетел, в этот дым нырнул, видимости конечно – ноль. Думаю, летать в этом дыму – на столб какой-нибудь или на трубу напорешься, а сверху нас эти «друзья» караулят. Решил садиться вслепую. Сел. Там на пробеге еще пришлось через эскарп перепрыгивать. Хорошо, хватило скорости колеса от земли оторвать, а хвостом так сильно ударился, что костыль отлетел. Остановился в нескольких метрах от окопа. «Фоккеры» покрутились, покрутились, убрались. А потом уже посветлело, я осмотрелся, нашел пригодное для взлета направление, да и полетели дальше.
Было объединение двух фронтов, и генералу приходилось принимать новое хозяйство. Вот так вот. Казалось бы - Генерал-лейтенант, замкомандующий фронтом по тылу... а ведь тоже вполне мог погибнуть.
А что за пистолет подарил генерал?
«Зауер» 6,35 маленький, меньше ладони. Патронов правда, было только два, притом один – с осечкой.
Неужели личного оружия не выдавали?
Оружия полно было всякого. Но этот смотрелся красиво на поясе – чуть шире ремня, а я пижон был (смеется). А сколько я спирта с ним заработал!.. Никто не мог на спор его разобрать, а там нужно было сначала нажать на целик.
Вам приходилось садиться в тылу противника?
Так ведь танковые корпуса формировались именно как средство прорыва вражеской обороны. Для них, рейд в тыл противника – нормальная работа. Ребята – танкисты рассказывали, что когда ворвались в Инстербург, там еще трамваи ходили. Вот насколько быстро и глубоко прорывались. А мы, звено оперативной связи, всегда с ними. Садишься, и не знаешь, кто до тебя первым добежит, свои или немцы. А везешь ведь иногда «пакет серии К», это значит, что я его должен вручить только лично тому, кому приказано, или уничтожить, но не допустить попадания в посторонние руки, даже ценой жизни. Я однажды Василевскому такой пакет передавал.
Это ведь совсем обычное дело, многие пилоты об этом вспоминают. Разница только в длине привозимых проводов.
Представляем вашему вниманию отрывок пилота к фильму. Сцена воздушного боя.