ПОИСК ЛОКАЦИЙ АЭРОДРОМА. Часть 1.
Пилотная сцена воздушного боя.
Представляем вашему вниманию отрывок пилота к фильму. Сцена воздушного боя.
Как проходили съемки сцены воздушного боя для тизера.
Материал для тизера снимался на протяжении нескольких месяцев. Было выбрано несколько сцен из сценария, которые возможно было снять с небольшим бюджетом.
Одни из самых сложных съемок – воздушные. Наш фильм про летчиков, а значит самолеты и полеты должны быть показаны с максимальным реализмом. Так, чтобы зритель не засомневался, что снят настоящий самолет, а не смоделирован его полет в 3D среде.
Даже в последних голливудских кинокартинах, таких как «Красные хвосты» (2012г.), «Мидуэй» (2019г.) и подобных, для изображения воздушных боев применялась компьютерная графика. Полностью генерировалась окружающая среда – земля, небо, облака, вода. Полеты самолетов так же сгенерированы в 3D. А это значит полностью страдает физика полета, освещения, взаимодействия самолета с окружающей средой. В итоге мы получаем абсолютно не правдоподобный полет.
При просмотре такой кинокартины как «Дюнкерк» (2017г.), мы видим реалистичные полеты и воздушные бои. Так как там использовали для съемок спитфайры, закамуфлированный ЯК-52 под спитфайр и летающие модели самолетов. И сразу другое восприятие происходящего. Очень реалистично!
Вот и наша команда хочет добиться такого реализма. Что бы зритель, сидя в кресле смог ощутить полет, увидеть всю его красоту и стремительность. А это возможно только если подойти к съемкам кропотливо, и снять все на натуре, а не в смоделированном 3D пространстве.
К примеру чего стоят только облака, они индивидуальны, а если мы сюда добавим природное освещение, то поймем, что повторить так невозможно. Природа каждый раз рисует неповторимы картины с облаками.
К тому же, в 3D пространстве очень сложно повторить правильную физику полета самолета. Так как на полет самолета влияет много факторов. Самолет может перемещаться с разной скоростью, выполнять фигуры высшего пилотажа. Во всех этих случаях придумать поведение самолета очень сложно. А еще додумать как на него падает свет, где отражается и т.п. еще сложней. От сюда мы часто в кино наблюдаем абсолютно не понятные пролеты самолетов, порой решенных самой простой физической модели полета.
С учетом, что на постсоветском пространстве нет летающих экземпляров немецких истребителей, да и нет практически советских (в копилке фонда «Крылатая память победы» есть только МиГ-3, И-16, И-15), возникает безвыходная ситуация. Снять реальный воздушный бой просто нет возможности, з-за отсутствия самолетов. МиГ-3 нам по сценарию не подходят. Так как штурмовой авиакорпус Н. Каманина прикрывали Яки. И тем более нет немецких истребителей. Но без выходных ситуация не бывает. Мы решили выйти из ситуации отсняв реальные самолеты и произвести их замену при помощи компьютерной графики на нужный нам самолет.
Для этой цели выбрали учебно-тренировочный самолет ЯК-52. Яки были отсняты на пилотаже, в различных условиях. И так же было снято несколько шотов с изображением воздушного боя – ЯК-52 атаковал летающий ПО-2.
Общий вид ЯК-52, по своему контуру больше похож на FW9-190. Поэтому было решено использовать именно фоккер в рамках первых экспериментов.
Результат можно увидеть на стоп кадрах. Без графики и с графикой. А в динамике можно увидеть в тизере. На наш взгляд вышло уже не плохо. Мы достигли правильной физики полета, окружающей среды. Полет самолета смотрится естественно. Что очень важно.
Стоп кадр с ЯК-52
Стоп кадр с FW-190
Стоп кадр с ЯК-52
Стоп кадр с FW-190
Стоп кадр с ЯК-52
Стоп кадр с FW-190
Сцена с актерами снимались на земле. ПО-2 выставлялся горизонтально. И производились съемки. Из-за маленького бюджета, у нас, к сожалению, не было ветродуя, и мы не смогли растянуть большой синий экран, для дальнейших обработок видео.
В дальнейшем в планах есть мысли снимать такие сцены в реальном полете. Но не все возможно, по понятным причинам. Никто не доверит самостоятельный полет актеру. Поэтому такие сцены будут в большинстве случаев сниматься на земле.
ВОЗДУШНАЯ КИНОСЪЕМКА – НАШ ОПЫТ
Воздушная киносъемка выполняется с любых летательных аппаратов: самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов, дронов и т.п., а также киносъемка, осуществляемая оператором-парашютистом.
Объектами съемки могут служить как наземные, так и воздушные цели. При съемке наземных объектов, летательное устройство используется оператором для возможности занять наиболее удобную верхнею точку.
Кадр сделан с использованием стабилизатора Ronin M на камеру Panasonic GH4
Другую группу составляют все летательные аппараты, находящие непосредственно в полете. Диапазон скорости летательных аппаратов очень большой. К примеру, у тихоходного аппарата скорости могут в пределах 60-140км/ч, у более мощных аппаратов, как правило это самолеты, скорости могут быть в пределах 250-550км/ч. У реактивных же самолетов скорости могут превышать 1000км/ч.
Кадр снят со второго ЯК-52 в автоматическом режиме на камеру GoPro Hero 7 Black
Все воздушные съемки можно разделить на два типа. Первый, когда оператор непосредственно находится на летательном аппарате и снимает ручным киноаппаратом, которые дает ему возможность выбирать ракурс, выставлять диафрагму, выполнять наводку фокуса, менять объективы и т.д.
Подготовка кинооператора к воздушным съемкам с мотодельтаплана
Второй способ, когда кинокамеры снимают в автоматическом режиме, установленные в разных местах летательного аппарата. Такие камеры могут управляться дистанционно членом экипажа летательного аппарата. При этом способе важно, чтобы кинокамера могла автоматически регулировать экспозицию. Особенно это важно при съемках высшего пилотажа, когда камера сначала может снимать светлое небо с облаками, и тут же уже снимать объект на фоне земли.
Кадр снят со второго ЯК-52 в автоматическом режиме на камеру GoPro Hero 7 Black
С летательных аппаратов с небольшой скоростью, киносъемку можно производить с открытой кабиной, без особых физических усилий. Но на летательных аппаратах с высокой скоростью, оператору нужно обладать определенной физической подготовкой, быть тренированным переносить перегрузки. Так же важно взаимодействие кинооператора с летчиком. Летчик должен четко понимать задачи, поставленные кинооператором, и выстраивать полет так, чтобы у кинооператора была возможность выбора хорошего ракурса на снимаемый объект. Поэтому важна устойчивая связь кинооператора с летчиком.
Кадр сделан с использованием стабилизатора Ronin M на камеру Panasonic GH4
При маневрировании на скоростных летательных аппаратах кинооператор испытывает перегрузки. Перегрузкам так же подвергается и кинокамера. Это нужно учитывать и держать киноаппарат так, чтобы он не повредился во время маневрирования, или не повредил оператора или летательный аппарат.
В условиях полета, вибрации летательного аппарата поглощаются прижиманием киноаппарата к плечу. В этом случае не стоит прижиматься к борту, т.к. будет передаваться вибрация. Однако летательный аппарат всегда рыскает в небе, качается, не летит идеально ровно. Тут требуется определенная сноровка от оператора. Следует отметить, что при широкоугольном объективе устойчивость кадра лучше, чем при длиннофокусном объективе.
Лучше всего для киносъемки подходит одномоторный, двухместный самолет. В нашем случае это ЯК-52. В полете такой самолет дает хороший обзор, благодаря своей маневренности. В нем есть отличная связь с летчиком.
ЯК-52 Минского аэроклуба ДОСААФ перед съемками
Важной частью воздушной киносъемки является быстрота и неповторимость положений объектов съемки и ситуации в небе. Кинооператор должен уметь производить киносъемку быстро и всегда правильно. Он должен внимательно следить за обстановкой и ловить момент, еще до начала события, начать съемку.
При производстве киносъемки летящих самолетов в простом горизонтальном полете, нужно стараться снимать объекты на фоне облаков. В этом случае скорость движения объектов передается значительно лучше.
Кадр снят со второго ЯК-52 в автоматическом режиме на камеру GoPro Hero 7 Black
Многие интересные кадры можно снять и установив стационарные кинокамеры на ЯК-52. Для этой цели мы выбрали GoPro Hero 7 Black.
Установка камеры GoPro Hero 7 Blsck на скобу киля ЯК-52
В этом случае камеры устанавливают неподвижно, и снимают в автоматическом режиме. Камеры необходимо надежно закреплять. Крепления обязательно должны быть металлические, иметь запас прочности. Отрыв камеры во время полета чреват, и может привести к ЧП, вплоть до по кидания летчиком самолета. Поэтому тут важно все сделать правильно и надежно.
Камера должна быть надежно закреплена
учшими точками установки камер на ЯК-52, являются, скобы на киле, и ПВД на крыле. С киля можно выбирать ракурс для съемки камеры назад, или вперед. На ПВД, камеру можно направить на самолет, вперед, назад, от самолета, в зависимости от задач и плана полета (где и с какой стороны будет лететь второй самолет).
Лучше всего результаты такой съемки выходят при полете двух самолетов парой. Камеры устанавливаются на два самолета, так, чтобы при выполнении полета самолеты снимали друг друга.
Пример наших воздушных киносъемок
В следующей статье мы более подробно расскажем об особенностях воздушных съемок. Подписывайтесь в группу народного кинопроекта "Его позывной «Летунок» и узнавайте о процессе киносъемок из первых уст.
О третьем дне
В Оренбурге
А мы уже на полетах!
Журнал Киношника. Литвяк. Зима.
Зимние съемки панорамного неба с самолёта
Дела на проекте: боевой вылет
Тесты закончены. Началась охота.
Сегодня у нас для вас новое видео от Ани Шевцовой. Прямо из полей. Тем кто любит авиацию, будет самое то что надо!
Секретная новость для подписчиков
Секретная новость только для подписчиков