По архивным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. А сколько их было в партизанских отрядах? Можно смело утверждать, что в годы Великой Отечественной войны за Родину сражались тысячи молодых ребят. Но лишь один из них был летчиком. Аркадий Каманин стал самым молодым летчиком той войны. Он начал летать в 14 лет. О трагической судьбе героя пойдет речь в этой статье.
Родился Аркадий на Дальнем востоке, 2 ноября 1928г. Его отец Николай Каманин стал четвертым Героем Советского Союза, за спасение Челюскинцев.
Перед самой войной отца перевели служить в Ташкент. С началом войны Аркадий несколько месяцев работал на авиационном заводе механиком. Жил рядом с аэродромом, постоянно наблюдая за полетом самолетов. Аркадий грезил небом и самолетами.
Весной 1943г. с матерью и братом Левой Аркадий приехал к отцу на фронт. Отец командовал штурмовым корпусом ИЛ-2, на Калинеском фронте. Аркадий мечтал попасть на фронт, и отец уступил его настойчивым просьбам. 15 апреля 1943г. Аркадий был зачислен красноармейцем в полевые авиационные ремонтные мастерские.
Аркадий рвался в небо. Летчики эскадрильи связи стали его брать штурманом двухместного «кукурузника» У-2. Самолет имел дублированное управление. И иногда летчики давали Аркадию «подержаться» за управление самолетом. Так Аркадий набрался летного опыта.
Аркадий Каманин на втором году службы в авиакорпусе.
Однажды при возвращении на аэродром случилось происшествие. В стороне шел воздушный бой. Истребители гоняли немецкий Ю-87. Шальная пуля разбила летные очки летчика. Кровью залило глаза. Пилот ничего не видел. Он передал управление Аркадию. Аркадий повел самолет на посадку. С первой попытки посадить самолет не вышло. Командир эскадрильи понял, что происходит не ладное, и взлетел. Пристроившись рядом, он помог Аркадию посадить самолет.
«Есть у меня друзья по эскадрилье. Правда, они постарше меня. Я один среди них, как новобранец, пострижен под нулевку. Рядом со мной слева самые близкие друзья: Сашко Друма и Василий Осин. У самолёта стоит мой комэск майор Пётр Григорьевич Трофимов.»
25 мая 1943 года командир эскадрильи связи майор Трофимов обратился к отцу Аркадия: «Разрешите Аркадия выпустить в самостоятельный полет на У-2, я его лично проверил, он отлично летает». Отец Аркадия сильно удивился. И решил лично проверить Аркадия в деле.
После долгих проверок по всем дисциплинам, знаниям по мотору, приборам самолета, и всего необходимого для управления самолета отец, Николай Петрович Каманин, дал добро на совместный полет. Аркадий выполнил полет на пять баллов. 26 июня 1943г. состоялся его первый самостоятельный полет. Аркадий стал летчиком.
Аркадий с отцом.
В эскадрильи связи Аркадий получил позывной «Летунок». Не смотря на такой детский позывной Аркадий вскоре доказал, что в мастерстве пилотирования не уступает взрослым. Аркадий, попав в прицел немецкого истребителя «Мессершмитт» ловко ушел от него маневрирую на предельно низкой высоте. Немецкий летчик из-за боязни разбиться, бросил преследование, медленного, но юркого У-2.
Боевая жизнь Аркадия была полна интересных и опасных событий. Он переживал за гибель боевых товарищей. Но об этом мы расскажем в следующих публикациях.