114. Достоинство человека предостерегает от возвращения на четвереньки
К вопросу о лепке фигуры в Поле.
Если рассматривать новое модное увлечение особо упоротой молодёжи - квадроберство, то есть имитацию внешнего вида и повадок животных - через призму вопроса о самоуважении, то становится видно, что такая молодёжь банально отказывается от главного, что есть у любого человека - достоинства.
Которое, собственно, и является привычным нам речевым обозначением фигуры в Поле.
92. Обладатели страха Божьего показывают наследникам шпангоуты корабля "Россия"
День Светлого Христова Воскресения - подходящая дата для продолжения темы сознательного формирования идентичности.
Судя по попадающимся на глаза новостям из отечественных регионов, наши сограждане понимают важности этой темы, иначе не поступали бы, как жители Череповца:
В Череповце 70% родителей выбрали для детей уроки по основам православия...
82. Сознательные родоки продают детям участие в "Корпорации Отечество"
В продолжение темы формирования идентичности.
Ровно 2 года назад Россия начала специальную военную операцию на территории бывшей УССР с целью как защиты этнически русского населения Донбасса, так и устранения бандеровской угрозы своим коренным регионам.
Сейчас, спустя названный период, есть все основания утверждать, что старт СВО был необходим не только для демилитаризации и денацификации...
50. Флэш-рояль пороков обновляет мозговую прошивку
Продолжая тему насаждения дегенеративного "гламура", обращу внимание коллег-родителей на механизм, посредством коего в сознание ребёнка внедряют семечко флэш-рояля грядущих пороков.
Ключевой элемент этого механизма...
49. Ответственные родоки воспитывают не только своих детей
В продолжение темы инструкций, раздаваемых родителями детям.
Поскольку трансляция примеров для подражания окружающим нас детям идёт непрерывно всё время, пока мы бодрствуем, то зрителями такой трансляции неизбежно оказываются не только наши мелкие, но и чужие.
Причём слово "чужой" в данном контексте включает не только детей, чужих в биологическом смысле, но и тех, кто в придачу к этому чужд нам...
34. Превращаемые в румын молдаване напоминают, зачем надо формировать идентичность
На днях президент Молдавии - русофобка и западная креатура Майя Санду - объявила, что государственным языком постсоветской республики...
Кто такие русские или про русскую идентичность глазами иностранца
Есть такой миф, что жители Спарты не писали сами что-то про себя, поэтому мы знаем о спартанцах только то, что про них говорили и писали соседи, а точнее — противники. Потому что в те времена в Греции все воевали со всеми периодически. Представьте себе, насколько уважительным отношением может похвастаться Спарта, что даже их откровенные враги оставили о них лишь несколько устрашающих историй о «скале и выброшенных детях», а все остальное в человеческой памяти о Спарте сквозит суровостью, мужеством, железной дисциплиной и волей.
В России всегда была определенная сложность со взглядом на себя. Мы довольно долго колебались вокруг тех или иных западных точек отсчета, то отрицая Запад (славянофилы, евразийцы), то жаждая его одобрения (западники, местные «либералы»). Не находя однозначного подтверждения ни в одной из крайностей, иногда пытаясь играть в «мост между Западом и Востоком», мы так и не завели собственных критериев оценки себя. И, судя по последним годам, сейчас только пытаемся (в очередной раз) завести такие критерии.
В этой связи хочется посмотреть на Россию глазами иностранца, раз уж своих лекал пока не создали. Но с одним важным уточнением. Человек — деятельное существо, отягощенное или облагороженное сознанием, воображением и желанием воплощать что-то из собственных мыслей. Поэтому часто и в нашей, и в почти любой другой культуре можно встретить мысль, что «судить стоит не по словам, а по делам». В более высоком штиле — по поступкам, т. е. по делам с большой буквы «Д».
Здесь сразу требуется пара оговорок. Во-первых, текст не претендует на объективность и пишется автором, выросшим в русской культуре, что, конечно, накладывает определенные ограничения. Но всегда ли нужна объективность? Если вам тоже кажется, что не всегда и не везде, то предлагаем поразмышлять на заданную тему. Во-вторых, понятие «русский» упоминается в данном тексте в культурном и в политическом смысле, а не в этническом. Для этого и нужен «иностранный взгляд», чтобы именно из него определить «russians». В-третьих, из него специально вынут весь образ «злого медведя», который активно используется в западных медиа и не является мнением именно столкнувшихся с русскими воочию.
Проведем мысленный эксперимент, пытаясь попасть в типичный ответ. Итак, что же можно сказать о русских, если смотреть глазами иностранца, который, что важно, представляет ту же профессиональную сферу, о которой идет речь?
Кто такой русский спортсмен?
Существенная часть видов спорта тут отпадет просто географически и исторически. О русских коллегах в мире мало что-то знают баскетболисты, бегуны, пловцы или дайверы, хотя такая вероятность существует. Немного будет данных про футболистов (но они есть), об игроках в волейбол или кёрлинг, про культуристов и т. д.
Но вот ответ хоккеистов, художественных гимнастов, фигуристов представить себе или найти в интервью очень легко. Тоже самое касается синхронного плавания, почти всех видов единоборств, бокса всех весовых категорий, биатлона и, как ни странно, пляжного футбола (поищите, если интересно).
Для всех указанных во втором списке спортсменов русский коллега — принципиальный и волевой соперник. Вечный участник топ-10, а часто и топ-3 соревнований, профессионал своего дела. Вместе с тем, очень часто о наших спортсменах отзываются как о душевных и открытых людях, искренних и добрых, простых в желаниях, но интересных собеседниках. Список выдающихся русских по каждому топовому виду спорта состоял бы, конечно, из советских и уже российских граждан, которых, что симптоматично, в глазах иностранцев всегда объединяли в «русских», не смотря на наш разнообразный этнический состав.
Кто такой русский деятель искусства?
Здесь, чтобы претендовать хоть на какую-то долю объективности, надо сразу отсечь сферу кино. К сожалению или к счастью, наших актеров кино в мире сейчас мало кто знает. Поэтому поговорим, например, о балете, о классической музыке и об опере. И тут любой серьезный специалист что западного, что восточного полушария скажет вам, что русский деятель искусства это самоотверженный высокий профессионал своего дела. В прошлом — новатор и законодатель мод, а ныне классик. Это высота, к которой стремятся десятки и сотни тысяч учеников всего мира, мечтающих выступить на сцене Большого театра в Москве или Мариинского в Санкт-Петербурге. Приезд русской труппы с выступлением на заграничные площадки — всегда событие в местном профессиональном сообществе. Русских ценят за их мастерство, точность исполнения, высокую планку, которую мы держим в каждом своем выступлении.
Кто такой русский писатель?
В данном случае требуется оговориться, добавив «классический», ибо современных, будем честны, знают не так широко. Русский классический писатель — одна из основ мировой литературы. Для любого иностранного писателя, философа, мыслителя не знать русских — профнепригодность в прямом смысле, и это не преувеличение. Русский писатель, по их словам, это всегда глубокий, рефлектирующий и живой ум, поднимающий, как теперь понятно, «вечные темы», взывающий к совести, чести, прямо говорящий о душе и Боге. Заметьте, что и здесь речь идет о человеке, буквально горящем на своем месте, ориентире (во многом — моральном), но говорится уже про что-то внутреннее, даже интимное. Это редкий для нынешних времен пример, когда речь идет именно о русской мысли и, как бы сейчас выразились, о «мягкой силе». Об идеях, сформулированных русскими, которые влияют на мир. В эту же когорту, как ни странно, можно смело отнести и В. Ленина, которого продолжают читать, изучать и цитировать, но это уже больше о политике, а не о душе.
Кто такой русский ученый?
В большинстве отзывов коллег-ученых это, как бы странно не показалось на фоне мифа о нашей коллективности, выдающийся оригинал. Человек с незаурядным мышлением, которое отличается от типично западного или восточного. Во многом — нарушающего правила текущей науки, чтобы изобрести свои, которые впоследствии и станут всеобщими. В этом тексте специально не приводится список фамилий, чтобы не превращать его в простое перечисление представителей разных сфер. Но любой серьезный мировой ученый навскидку легко назовет русского химика, физика и математика. А те современники, кому довелось работать с русскими, как правило, будут указывать черты, что написаны выше.
Кто такой русский военный?
Наконец, в связи с понятными событиями, нельзя не упомянуть про войну. Россия в своей истории многократно сталкивалась в конфликтах с армиями десятков стран, некоторые из которых уже перестали существовать, а другие изменили названия, как и наша страна, впрочем. Почитайте на досуге, если будет такое желание, что о русских военных писали все, кто хотел или был вынужден воевать против России. Мужество, смелость и стойкость — самые частые слова про русского солдата, которые можно встретить в мемуарах выживших противников на тех войнах. Здесь важно указать, что замечаем и выделяем мы то, что сильно отличается от прошлого опыта. Условно — глаз не цепляется за однообразие, скорее, мы замечаем «белое пятно» — нетипичное и непривычное в море обыденного. Не отрицая храбрости в солдатах иных народов, как-то так получалось, что именно по отношению к русским выше названные эпитеты применялись массово, последовательно и не избирательно, а обобщая.
Превентивный ответ критикам
Обладая определенным опытом научной работы, понимаем ограничения приведенного размышления. Во-первых, кроме примера про солдат, во всех остальных были лучшие из лучших русских, а это уже тянет на «ошибку выжившего», мол, не все же русские такие. Но для этого, с одной стороны, и были приведены примеры из разных сфер; а с другой, на кого, если не на лучших, воображаемый критик предлагает ориентироваться? Обычно народы и страны соревнуются именно что лучшими людьми, и речь идет не только про спорт.
Во-вторых, многие виды деятельности в этом списке отсутствуют напрочь: будь то инженер, бизнесмен или политик. В этой связи, перечень, конечно, не может претендовать на полноту и (тем более) на репрезентативность. Здесь есть два базовых объяснения и одно замечание. Объяснения первое — задачи охватить все сферы не ставилось, это невозможно ни в рамках поста, ни в небольшом исследовании. Объяснение второе — в сферах, где у русских нет настолько выпуклых и массовых примеров, видимо, действуют культурные и/или исторические ограничения. А замечание, увы, печальное — про русский бизнес пока существует только образ «русского олигарха».
Итог
Ситуацию, при которой некий общий внешний портрет русских почти сложился, а внутренняя оценка находится «в стадии разработки», нельзя назвать здоровой. И даже нелогично отнести это к нашим сложным отношениям с Западом, достаточно вспомнить, какие у нас были отношения с Ордой, были и есть с Турцией, да и с Японией, к примеру. Сейчас, в связи с очередным военным противостоянием, часто можно прочитать и услышать мысль, что Россия «проснулась», «очнулась», «сосредоточена» или даже «вернулась». Надеемся, что в социо-гуманитарном и философском смысле она тоже достаточно сосредоточиться, чтобы наконец ответить на вопрос «Кто мы?», желательно хотя бы на пару-тройку столетий вперед.
Возвращаясь к теме внешнего образа, можно заметить из текста выше, что в сложных и достаточно разных сферах у русских сложились некие общие черты:
— почти всегда это способность к преодолению себя и обстоятельств;
— творческое и, как сейчас говорят, креативное начало;
— душевность и искренность;
— не всегда уважительное отношение к правилам.
Во многом, описанный персонаж, конечно, является собирательным образом. В каждом конкретном русском будет ярче выражена какая-то одна черта, а другие — тускнее.
В сумме же это портрет волевого и храброго, но творческого и искреннего человека. Он штурмует новые высоты для всего человечества и по немыслимому совпадению очень похож на Юрия Гагарина. Того русского, которым действительно хочется быть, надеемся, всем нам.
Как детская литература формирует мировоззрение
Образы, как визуальные, так и словесные, запечатлённые в нашем сознании с детства - остаются с нами навсегда. Посмотрим на примере двух книг современного британского автора, какой образ первой и второй мировых войн складывается в сознании читателя.
Отражение лингво-социо-культурных особенностей современного российского общества на примере ромфана
Ромфан - чтиво для тупых? А что, если прочитав ромфан вы сможете увидеть срез современного общества, не менее точный, чем описан в "Герое нашего времени" или в "Войне и мире". Главное ведь знать, что искать и куда смотреть. Уж точно не в декольте и не в пасть дракона. И не нужно закатывать василичьи глаза!
Практика работы с социальной нормой
Бороться с любой системой - бесполезно. Но абсолютно любую систему можно обхитрить. Это важно помнить при работе над билингвизмом и учитывать при планировании программы. Предлагаю вам ряд упражнений по работе с социальной нормой.
Билингвизм и социальная норма
Избежать социальной нормы мы не сможем никогда. Даже если вы с ней боретесь, вы признаете, что норма есть (иначе с чем бы вы боролись?).
Тема не проста, но заслуживает нашего внимания. Не простая она еще и потому, что я постараюсь перевернуть ваше представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо (с точки зрения билингвизма, конечно)
Чтение и его влияние на процесс формирования билингвизма
О важности чтения для развития речевых навыков говорить не приходится. Но важно не только уметь читать, но и нечто большее. Разбираемся в новом материале
Дерево как способ адаптации
Если ни плавильный котел, ни миска с салатом не могут решить проблему адаптации, что что поможет? Мой ответ - дерево
Миска с салатом как способ адаптации
Когда стало понятно, что плавильный котел не справляется со своими задачами и адаптация не происходит или происходит не так, не то и не там как хотелось бы, появилась теория миски с салатом
Плавильный котел как способ адаптации
Один из способов формирования национальной идентичности, который был "приватизирован" США и разлетелся вдребезги там же
О языках, культурах и всем, что между ними
Проект «Билингвальная культурология» появился как естественный результат моей научной работы — изучение влияния культурной идентичности на формирование билингвизма взрослых, а также практической деятельности — консультативной помощи в формировании билингвизма детей и подростков и активная работа над формированием билингвизма взрослых
Моя деятельность начиналась строго в рамках преподавания английского языка студентам лингвистического университета, а сейчас мы с моими студентами работаем исключительно над идентичностью, используя язык только как инструмент ее проявления.
В рамках этого проекта я планирую делиться с вами своими заметками, идеями и практическими наработками
Обращаю ваше внимание, что все материалы этого канала — авторские. Это означает, что любое цитирование без ссылки на автора — запрещено. Кроме того, это означает, что перед вами не аксиома, а результат размышлений.
Эти материалы — итог моих знаний и опыта на данный момент времени.
Псков. Неожиданное открытие на берегу Великой
Псков. Неожиданное открытие на берегу Великой
ДП. Приложение к гл. XIX. Сибирский экспресс "Как русский ест!" (Дж. Ф. Фрейзер, 1901)
Приложение к гл. XIX. Сибирский экспресс "Как русский ест!" (Дж. Ф. Фрейзер, 1901)
Приложение №1 к "Рельсовой Поднебесной"
Приложение №1 к книге "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 32
Глава 32 "Коллективные танцы и возвращение в столицу" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"