Что нельзя купить за деньги? | Рецензия на книгу Майкла Сэндела
Обзор книги Майкла Сэндела, известного русскоязычной аудитории благодаря гарвардскому курсу «Справедливость» в переводе Vert Dider. В книге «Моральные ограничения свободного рынка. Что нельзя купить за деньги?» автор проясняет, каковы для нашей жизни последствия рыночного мышления и применения рыночных механизмов.
Археология Русской Смерти | Обзор книги Сергея Мохова
Обзор антропологического исследования Сергея Мохова "Археология Русской Смерти", посвящённого особенностям похорон по-русски.
Роман "Жить" Юй Хуа и его экранизация Чжана Имоу | Обзор с китаеведом Санатом Жилкибаевым | #СНЧ
30 лет назад вышел роман "Жить" китайского писателя-авангардиста Юй Хуа. Это было его первое произведение в жанре реализма. Книга рассказывает о судьбе обычного китайского крестьянина, а через нее — о судьбе всего Китая во второй половине XX века.
ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН ПРОТИВ ОРУЭЛЛА | Анализ антиутопии 1985
Обзор на критический анализ знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла от Энтони Бёрджесса.
ПРОГРЕССОРЫ И ВЫБОР ОРУЖИЯ | ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МИРЫ ИЕНА БЭНКСА
Разбор книги шотландского писателя Йэна М. Бэнкса "Выбор оружия". 10-летию со дня смерти писателя-фантаста посвящается.
ГОЛЛИВУД ЧАРЛЬЗА БУКОВСКИ ЗА 15 МИНУТ | ПЬЯНЬ, НИЩЕТА И КИНО
Кинообзор на роман контр-культурного американского писателя Чарльза Буковски «Голливуд». Ко дню рождения великого писателя.
ВОЙНА, СОЗДАВШАЯ ОРУЭЛЛА | ПАМЯТИ КАТАЛОНИИ
Рассказываем о повести Джорджа Оруэлла "Памяти Каталонии", которая стала предтечей его антиутопий, в годы Гражданской войны в Испании.
Театр на линии соприкосновения. Как режиссер Ольга Окрепилова перевела с свидетельство репортера о Донбассе с немецкого языка на язык русской трагедии
Ольга Окрепилова, режиссер и исполнитель главной роли, сделала едва ли не первый шаг к тому, чтобы осмыслить жизнь людей на линии соприкосновения, географического и ментального. Главные герои – мирняк, который попадает в ужас войны.
В спектакле есть и исследование причин войны, ее хронология и физиология. В спектакле Окрепилова проходит всю историю трагических событий – от Майдана до 2022 года, Мариуполь
Дюна . Часть вторая (Dune: Part Two) - рецензия
О первой Дюне - было здесь.
ТТХ второй картины: (США, Канада, ОАЭ, Венгрия,Италия, Новая Зеландия, Иордания, Гамбия); бюджет 190 000 000 долларов; хронометраж 166 мин.; 8.5 баллов на "Кинопоиск" в текущем моменте
В моменте, фильм по сравнению с первой частью, показался несколько более затянутым и менее динамичным. Даже немного вздремнул во время просмотра, в уютном кресле кинозала, минут - 15. Как оказалось - ничего особенного не пропустил.
Хороши - схватки с охранниками гигантских машин по сбору специи (спайса), выпрыгивающие из песчанных ям/укрытий -фримены. Очень неплох барон, со своим сумашедшим племянником.
Но очень трудно, почти невозможно (и Вильневу, вместе со сценаристом - это абсолютно не удалось) - передать все политические и экономические взаимосвязи в Империи. Сложнейшая система взаимоотношений. Все это - выхолощено и не вошло в фильм. Тот же орден Бене Джесерит, сложнейшая тайная огранизация, развивающая таинственные психические навыки и самое главное - занимающаяся мифотворчеством для миров Галактики, во второй части -пара сморщенных старушек. Тот же -"Голос", показан эпизодический, не интересно. В книге же, или в серии книг, Херберт построил и описал очень сложный мир, политическую и экономическую системы.
Слабо, не смотря на современные технологии, получились эпизоды управления фрименами - песчанными червями. При приближении камеры, стойкое ощущение, что это не спина червя, а построенная для актера платформа.
Сардукары - лучшие солдаты в Империи, благодаря искусственному и естественному отбору, в фильме - вообще никакие. Не показаны силовые щиты у воинов.
В общем, вторая часть мне понравилась, значительно меньше первой и смотреть ее дома - не рекомендую. Лучше- на большом экране. И снова рекомендую, прежде чем смотреть фильм - прочитать первую книгу Херберта "Дюну", иначе - многое останется непонятным.
Заметки о фильме "Онегин". Часть 3. Почему Андреасян снял кино о старой доброй русской Англии? Евросмерть, евродекорации и европейзаж на материале Пушкина
Когда смотришь картину, ловишь себя на ощущении, что ты смотришь английскую экранизацию викторианского романа. Я написала в блоге о том, что наши научились снимать кино. Более того, наши научились снимать кино о русской жизни. И еще более, наши научились снимать кино о русской жизни так, будто снимают об английской. В этом кино есть восхищение и любование Россией. Прорыв!
Заметки о фильме "Онегин". Часть 1. Виктор Добронравов сыграл вашего соседа. Возможно, вашего любимого мужчину. Или даже вас
Онегин – лучшая роль в фильме. Виктор Добронравов – убедительный и точный Онегин. Злодей поневоле, от скуки, гордыни, лени и пустоты. Пожалуй, это Онегин, который теперь будет представляться, когда читаешь Пушкина, будет стоять за строками романа. Он и возмутителен, и притягателен. Между ним и Татьяной есть "химия". Привет Локшину с его асексуальными М и М даже в сцене секса. Онегин - наш мистер Дарси.
Э. Уэйр. Леди Элизабет
Криминальная драма "Стенографист" 2023 г. ( ориг. " Walden") - малая рецензия
Начнем с ТТХ фильма: 2023 г.; USA, хронометраж -103 мин.; жанр -триллер ( по мне, точнее - криминальная драма); на текущий момент рейтинг на Кинопоиск " 5,8" ( что опять же, по мне - несправедливо).
Плавное течение фильма, спокойные разговоры, очень приятный внешний и внутренний облик главного героя. Маленький телом человек, со стальным характером. В картине присуствует "гротеск", который как бы разбавляет всю серьезность и драматичность сюжета. Что-то такое... неуловимое "коэновское" из "Фарго".
Конечно преводчики фильма перемудрили, ведь в оригинале фильм носит имя главного героя, а стенографист - это его: призвание, работа и хобби.
Хорошая криминальная драма, простая и легкая. Рекомендую.
Книга " День Шакала" Ф. Форсайта (малая рецензия)
На мой взгляд, "День шакала" - один из лучших криминальных романов, раскрывающий психологию "наемного убийцы"/ "серого человека". Перечитывал роман, наверно, с десяток раз, эффект погружения - полнейший. Вообще, качественные художественные книги - позволяют читателю "проживать" разные жизни. Нарратив- бесстрастно отсеченное повествовование, другими словами-"сухая суть произведения"- эмоционально и интеллектуально обогащает читателя, знакомит его с определенными поведенческими шаблонами в конкретных обстоятельствах.
Этот эффект тем более заметен, если читатель- не спешит, не пропускает абзацы. По возможности, после прочтения - резюмирует свои впечатления в виде короткой рецензии.
об авторе
Стоит немного коснуться и некоторых интересных деталей в биографии Форсайта. Это поможет приоткрыть и секрет успеха его произведения ("День Шакала" включен в список из 100 лучших детективных романов всех времен).
Фредерик родился в городе Эшфорд, графства Кент. С детства зачитывался приключенческими романами, имел склонность к овладению инстранными языками, увлекался мотоциклами. В 17 лет Фредерик Форсайт -пилот самолета истребителя в королевских ВВС. После службы - репортер. Форсайт из интервью " то была единственная работа, которая по моему мнению, могла обеспечить возможность писать, путешествовать и оставаться хозяином собственного времени, хотя бы в некоторых пределах" .
Во время одной из своих многочисленных международных командировок, Форсайту пришлось освещать историю военнизированной организации ветеранов OAS ( в романе, руководство этой организации нанимает наемного убийцу ) . "День Шакала"- первое художественное произведение Форсайта, до него писатель выпустил книгу - " История Биафры" ( документальные очерки о гражданской войне в Нигерии).
немного о книге "День Шакала"
О наемных убицах написаны "тонны" художественных произведений, хотя, киллер- далеко не публичная хм...профессия, но в чем же секрет успеха произведения Форсайта? А дело здесь, на мой взгляд, в детальной, беспристрастной достоверности, возможно излишней для художественного произведения. Как отметил сам Форсайт в статье для БиБиСи В 2003 г., отвечая на вопросы читателей,- "...Меня до сих пор поминают недобрым словом каждый раз когда кто-нибудь пытается использовать поддельный паспорт. С тех пор, как была опубликована книга, прошло уже 32 года, а эту прореху в законе до сих пор не заткнули. А что касается технических подробностей подготовки преступлений, то здесь главное - не сидеть в библиотеке, а разговаривать с живыми людьми.
Когда я писал "День Шакала", меня интересовало буквально все: как можно раздобыть поддельный паспорт, где киллеры покупают снайперские винтовки. И за ответами на эти вопросы я отправился к людям, которые как раз этим и зарабатывают на жизнь.
Я встречался со специалистом по изготовлению поддельных документов, в Париже за бокалом вина разговаривал с профессиональным убийцей - мы познакомились в Алжире, а потом я случайно узнал, что он во Франции, и специально отправился в Париж, чтобы побеседовать с ним. И кстати, когда книга вышла в печать, человек, который подделывает документы, был очень огорчен. Он мне прямо сказал: "Вы отобрали у меня мой кусок хлеба".
Я до сих пор стараюсь как можно чаще общаться с экспертами. Если мне нужно описать какой-то город, какое-то кафе, я отправляюсь туда сам. И потом, когда вы окажетесь в этом городе, вы сможете сказать: "Вот отсюда он стрелял, вот здесь стоял этот персонаж, здесь - тот".
Структурно книга представляет собой -описание подготовки физического устранения главы республики наемным убийцей , а в параллель - детали оперативных мероприятий по его поиску спец. службами. Согласно оглавлению "День Шакала" разбита на три больших раздела: "Технология заговора", "Технология облавы" и "Технология убийства".
мифотворчество вокруг романа и личности автора
Роман иногда называют -"алгоритмом или антологией политического убийства", он собрал вокруг себя множество мифов.
Например: 1. "День шакала" был запрещен для публикации в СССР (вполне может оказаться правдой), но был в списке литературы, обязательной для прочтения сотрудниками КГБ (похоже на миф). 2. У наемного убийцы из романа - был реальный прототип, а описание подготовки к убийству президента республики Франция, в общем и целом соответствовало реальности. (Это предположение - не верно. Хотя, в истории известно более десятка покушений на президента французской республики Шарля Де Голля, в том числе совершенных группой членов OAS , а персонаж Жан-Мари-Бастьен-Терри, описанный на страницах романа , реально существовал, но никакого наемного убийцы не было. В интервью БиБиСи, Форсайт упоминает о том, что перед написанием книги ему приходилось беседовать с реальными людьми из криминального мира. "Портреты" - Шакала, оружейника и специалиста по фальшивым документам со страниц книги - это собирательные образы. 3. Реальный террорист - Ильич Рамирес Санчес, был фанатом этой книги и поэтому получил кличку "Шакал" (Не верно, книжка была найдена у одной из его "подружек" при обыске и благодаря статье криминального репортера, в которой он упомянул этот факт, Санчес заработал такое прозвище ). 4. Нередко упоминается, что Форсайт был сотрудником британской внешней разведки МI-6, прямо как Джеймс Бонд. ( Форсайт затронул этот "момент" в интервью для БиБиСи в 2015 г. С его слов -он был внештатным сотрудником, не получал за это деньги).
Конечно, существую разные переводы этой книги на русский язык. Мне симпатичен перевод В.С. Муравьева и С.А. Сухарева. Обложка издания с этим переводом на фотографии в заметке.
Как говорил "знаток человеческих душ" Ф.М. Достоевский,- "Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное". Конечно роман - "День Шакала" - далеко не "Иллиада" Гомера и не "Братья Карамазовы", но, на мой взгляд, роман- очень хорошая, "плотная", качественная беллетристика в духе: "В августе 44" В. Богомолова или книги "Война в зазеркалье" Джона Ле Карре.
Фильм " В сердце моря" - голливудский "фастфуд"
"Море не знает милосердия. Не знает иной власти, кроме своей собственной"
Г. Мелвилл "Моби Дик, или Белый кит"
"Кому арбуз, а кому свинной хрящик" - говаривал М.Е. Салтыков-Щедрин. Смотрел я смотрел - "В сердце моря" и ... ничего не увидел. Ожидание было гораздо больше, ведь именно перед просмотром, я "домучил" книгу Мелвилла -"Моби Дик", а читать ее, скажу я вам -тот еще труд. Продираться, не теряя концентрации, через все эти описания: анатомии китов, оснастки китобойного судна. Свою картину Рон Ховард снял "по мотивам" книги Мелвилла, точнее - ну очень "по мотивам".
Самая главная претензия - получился типичный "Голливуд". Такой "пластик", если хотите - "фастфуд" для масс. Пасофосные речи, главный герой -"по пояс деревянный" и тусклые второстепенные персонажи. Как говорил товарищ Станиславский, - " Не верю".
На мой взгляд, в картине Рона Ховарда, все персонажи - это именно актеры играющие профессиональных моряков, но ими не являющиеся.
Вспомнил историю, которую рассказывали о Станиславском. Мэтр, попросил студентку разыграть небольшую сценку, с поиском потерянной иголки. Студентка,"заломив" руки, с истерическими нотками в голосе - «Ну где же ты?», начала метаться по сцене. Тогда Станиславский заметил,–«я прошу вас, не играть, как будто вы ищете иголку, а действительно искать». Получив указание, студентка сосредоточилась и начала поиски, не используя лишних жестов.
Если захочется посмотреть "атмосферный" фильм про выживание в северных условиях, могу рекомендовать "Затерянные во льдах" с Мадсом Миккельсоном. Другая эпоха, никакой героики и пафоса,просто - тяжелый, монотонный, повседневный труд. В "Затерянных", за весь хронометраж картины, главный герой произносит, буквально-"пару предложений".
Но вернемся к картине " В сердце моря". ТТХ: хронометраж -122 мин., 2015 г., США/Австралия/Испания, рейтинг Кинопоиск (7.2).
У исландского -"Затерянные во льдах", рейтинг ( 6.8).
Джек Лондон "Мартин Иден" (нестареющая классика)
Давно я не обращался к творчеству Джека Лондона. Мощный писатель, по праву занявший свою нишу в мировой литературе. Что интересно - Лондон из писательской братии, книги которой отлично "заходят"- как в 16 лет, так и после сорока. В прошлые выходные, был в книжном магазине и не отказал себе в удовольствии, купить -"Мартин Иден". Читал по вечерам, закончил за три дня, к четвергу.
Есть множество авторов мирового масштаба, которых сложно читать, когда тебе только "шестнадцать". Просто не вопринимаются те заложенные в произведении - глубина и мощь. Конечно, школьная программа заставляет знакомиться с отдельными вещами у классиков и даже формулировать свои мысли в сочинении, но это все - "через силу", без удовольствия. Отсутствует жизненный опыт, нет багажа пережитого, человек еще "не созрел".
Из писателей, которых по настоящему "распробуешь" в зрелом возрасте, можно привести в качестве примера - Ф.М. Достоевского, описание внутренних конфликтов и противоречий его книжных героев- потрясает. Как пример, из менее известных - Леонид Андреев, вот уж где -"потемки души человеческой".
Как же так вышло, что в творчестве Джека Лондона, вне зависимости от собственного возраста, каждый из читателей может найти "свое"? На мой взгляд, благодаря трем основным факторам.
Первое - Джек Лондон ( настоящее имя - Джон Гриффит Чейни)- писатель "практик". Джек ходил на шхуне за"корраловыми" рифами, браконьерил, бродяжничал, участвовал в забастовках, пытал счастье на Аляске, во времена "Золотой лихорадки". В его произведениях то, что он - видел и пережил. Характеры персонажей, повстречавшиеся на жизненном пути, конечно, с определенной литературной обработкой.
Второе - безусловный писательский дар. Произведения Джека Лондона вызывают эффект "полного погружения". Это именно то, про что говорится - "читатель может прожить "тысячу" жизней, благодаря чтению хорошей литературы".
Третье - Джек писал о вечных вещах: об отваге, стойкости, силе духа, о чести и достоинстве , мужестве, жизни и смерти. Он писал о суровой природе, братьях наших меньших, о тяжелой работе, самопожертвовании и конечно о любви мужчины к женщине. О низменном и прекрасном в человеческой душе. Сложные обстоятельства - лишь лакмус, проявляющий в героях Лондона -худшие или лучшие черты характера. Казалось бы с каждым столетием изменяется окружающая среда, сумашедшие технические изобретения, но человек "внутри себя" остался прежним, прежним- с библейских времен.
"Мартин Иден" - не последняя книга писателя, но очень зрелая. Есть мнение, что она несколько "автобиографична", что подтверждается схожестью деталей из жизни главного героя и собственно событиями из официальной биографии писателя.
Есть - "Сердца трех", последнее из произведений Джека Лондона и "Мартин Иден" - опубликованный одинадцатью годами ранее. Первая- чистая беллетристика, одно из самых слабых произведений в биографии писателя. Можно сравнить с "Парижскими тайнами" Эжен Сю. "Мартин Иден" - напротив, одна из жемчужин творчества писателя. Я могу сравнить ее с произведением "Райский сад" Э. Хемингуэя, или скажем с трилогией желания (Финансист/Стоик/Титан) Т. Драйзера.
Молодым людям, наверняка будут импонировать: стойкость героя, его тяга к самообразованию и самосовершенствованию. Людям постарше- неприхотливость и жесткие этические правила, которых придерживался Мартин. Книгу можно посоветовать для обязательного чтения, как начинающим писателям так и просто молодым людям - "ищущим" себя в этом мире.
Но сейчас, когда перечитывал роман, я невольно отметил следующее: самообразование, какие-то приземленные цели ( благосостояние, любовь к женщине)- это не главное, не фундаментальное,- просто сопутствующие инструменты. У героя Джека Лондона - молодого моряка, драчуна и писателя, не оказалось хм...эдакого духовного вектора, некой-"высшей" цели, ради которой стоило жить. Казалось бы, достиг всего о чем мечтал, тяжким трудом, а в душе- сосущая "пустота". Эго. Но повторюсь- книга сильная, наводит на размышления и читается легко. Ставлю роману Лондона очень высокую оценку, обязательно перечитаю под настроение.
Рыбный день. Что бывает, если исполнить мужские мечты на морозе
ВНИМАНИЕ, ПРЕМЬЕРА! Детская сказка "По щучьему велению" - русский мужской блокбастер, где даются ответы на важные вопросы. Что бывает, если у сына - три отца? Почему богатые женщины любят англосаксов? Что делать, если пахнет рыбой? Как вспомнить забытую на том свете любимую? О новом фильме и ответах на вечные вопросы - в рецензии Наталии Осс в издании БАЮН-МЕДИА.
Фильм "Дочь болотного царя" ( ориг. "The Marsh King's Daughter)
Задалась -"пара часиков" свободного времени, заехал в кинотеатр и посмотрел эту картину. Ну, что ж ...Ожидал такую проходную" бэшечку", вроде картины- "Никто тебя не спасет", в которой девушка- интроверт мочит пришельцев, но нет. У авторов получился - мощный, плотный, медленно разворачивающийся криминальный триллер, с очень и очень короткими вспышками насилия. Скорее даже - криминальная драма.
Весьма...Актриса в роли главной героини - органична, как и актер, сыгравший отца "The Marsh King". На мой взгляд, есть некие нестыковочки, скорее - технического/тактического характера, но эффект погружения в картину- присутствует. Речь идет о психическом феномене, когда зритель, не просто наблюдает разворачивающееся действие, но как бы - находится внутри него. Такое бывает и с хорошей художественной книгой. "Дочь болотного царя"- понравится поклонникам фильма-"Ветренная река". Улавливается определенная симметричность - по темпоритму, этническим мотивам и по скупости экшен сцен. Эпизод, когда отец перевернулся в лодке, уходя от последующего выстрела -хорош.
Название фильма, как и ряд деталей в нем- отсылка к нарративу сказки Андерсона "Дочь болотного царя".
Достойно просмотра. ТТХ фильма: США( 2023 г.), 108 мин., криминальный триллер, текущий рейтинг на Кинопоиск- 6, 1 ( на мой взгляд, не отражает реальной "стоимости", я бы поставил 7-7.5 баллов)
Рецензия на книгу «Неизвестные QUEEN. Моя жизнь с величайшей рок-группой XX века» Питера Хинса
Фильм "Жатва" ( The Reaping)
Иногда хочется посмотреть что-то попроще. "Жатва" -такая картина на грани"бэшечки", но неплохая.
Понятно, отсылки к библейским преданиям, прежде всего к книгам- "Пятикнижие Моисеево". фильм сделан по определенному "лекалу" и поэтому, довольно легко определить куда повернется сюжет, начиная, примерно с середины картины. Конечно, по настоящему, такой христианской борьбы с вечным злом здесь нет, ведь- молитва, внутренняя борьба, это же - так скучно.
Вообще, не смотря на все потуги главной героини, что-то решить, приходишь к однозначному выводу, который можно выразить строчкой из псалма - " Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж", так и в нашей обычной жизни. На мой взгляд, чуть поменьше откровенной прямолинейной мистики и картина бы получилась гораздо весомей.
ТТХ фильма: 2007 год; США; хронометраж - 99 мин.; текущий рейтинг на "Кинопоиск" -6.6.
С рейтингом согласен, второй раз картину смотреть не буду, но для поверхностного знакомства с мощными библейскими "архетипами" - пойдет.