Во многих школах каратэ большую часть тренировки составляют базовые упражнения (одиночные и с партнёром), а также ката. Можно систематически заниматься в такой школе несколько лет и быть неспособным применить навыки в драке.
Я не претендую на истину и заранее знаю, что любители до изнеможения наяривать кихон и крутить «ананко» (прим. название ката) со мной не согласятся.
Ваш учитель часто говорит, что надо делать по 30 «санчин» перед завтраком, тогда через много лет все будет работать автоматически?
На деле, если говорить о самообороне, этот «двигательный автомат» должен безошибочно срабатывать на определённое действие соперника, а при самостоятельной отработке это невозможно!
Поединок это не техника, а тактика, то есть применение техники в постоянно меняющейся системе, и для успеха требуется практика самого поединка. Как говорил один мой товарищ, невозможно научиться кататься на велосипеде, сидя на табурете и воображая, как держишь руль и крутишь педали. Даже если делаешь это изящно и быстро.
Мне вспоминаются 90-е годы, когда из-за переезда в другой район Москвы я поменял секцию. В первой из них спарринги были чем-то естественным и постоянным, в другой их не было в программе вообще: мы шлифовали кихон, крутили ката, отрабатывали заранее обусловленные комбинации с партнёром (якусоку кумитэ), а спарринговали, когда сэнсэя не было в зале.
Знаю, это напоминает историю об учениках Гичина Фунакоси, но у нас было то же самое!
Изредка случались поединки, в которых тяжело было узнать грацию той техники, которую мы оттачивали в ката, зато зачастую такие встречи заканчивалось отбитыми яйцами или выбитыми зубами.
Помню, чем реже мы спарринговали, тем менее комфортными становились поединки. Меня тогда держали в форме тренировки и соревнования по греко-римке, рукопашке и кикбоксингу.
Для возобновления спаррингов пришлось опять поменять секцию.
Зачем в каратэ нужны агэ-укэ, сото-укэ и как их применить?
Для начала надо сказать, что защита — это комплекс мер, направленных на срыв приёмов соперника, а не примитивные реакции «гэданбараями» на летящие «маэгэри».
В технике каратэ приемы могут отрабатываться с разными амплитудами: большой, средней и малой. Защиты руками не исключение. На начальном этапе подготовки защиты выполняются с полной амплитудой. Так же, как и подтягивания рекомендуется выполнять с касанием грудью перекладины.
Полноамплитудные отбивы, отводы и блоки работают только в тех случаях, когда у вас есть уйма времени на них: например, если ваш соперник атакует с большим замахом или с дальней дистанции (ои дзуки или маваси гэри с шагом).
Во всех остальных случаях защиты руками выполняются с меньшей амплитудой и обычно комплексно с маневром. Они должны быть простыми и надёжными.
Классические учи укэ, гэдан барай и др., которые мы отрабатываем в кихон или ката, по сути являются махами руками в разных направлениях с предварительным растяжением упругих тканей, то есть подготовительными упражнениями.
Почему вам так некомфортно двигаться в поединке?
Занимаясь кихон или ката, вы все время перемещаетесь из стойки в стойку. Перенося эту практику в вольный поединок, вы понимаете, что это не работает.
В поединках не двигаются в стойках.
Для манёвров используется комфортная «дзию гамаэ», позволяющая двигаться любым способом в любом направлении, а в стойки становятся на мгновение при проведении приёмов: например, в дзэнкуцу дачи при проведении гяку дзуки или в коса дачи при подготовке броска. После проведения приёма опять возвращаются в дзию гамаэ.
Можно ли отрывать пятки в стойках?
Нужно!
Перемещаться нужно так, чтобы ваши ступни все время упруго работали, как работает гимнастический мостик, когда на него запрыгиваешь перед опорным прыжком. Причём для манёвров нужно в большей степени пружинить (не прыгать!) ступнями и как можно в меньшей степени коленями и тазобедренными суставами, иначе спустя минуту-две ноги «умрут».
Зачем нужен «хикитэ»?
Хватать и бить!
Мне часто приходится слышать, что действие реверсивной руки усиливает удар или блок.
Но давайте подойдём к этому вопросу от определения.
Хикитэ — переводится с японского как «тянуть руку». В дзюдо, когда перед броском вы захватили соперника, к примеру, за рукав под локтем и стали тянуть на себя, такое действие называют «хикитэ».
Функция хикитэ в каратэ не отличается — схватить соперника, резко потянуть на себя одной рукой, а нанести удар, например, другой. Когда лишаешь соперника равновесия, он автоматически пытается его удержать; в этот момент формируются благоприятные условия для проведения удара, так как сопернику трудно одновременно решать две задачи: и удерживать баланс, и выполнить защиту от удара. В этом весь смысл хикитэ!
Воин, выходя на поле битвы, был снаряжён щитом и мечом. В каратэ, в то время как одна наносит удар, другая должна выполнять функцию по крайней мере пассивной защиты, прикрывая голову. Тянуть руку без захвата к пояснице равно самоубийству!
Зачем так много приёмов?
Разнообразие защит и ударов в каратэ не для того, чтобы занимающийся оттачивал каждый приём, а для того, чтобы он мог выбрать наиболее подходящий для себя.
Не идёт урамаваси гэри, несмотря на многократные повторения? Забудьте о нем и отрабатывайте до автоматизма то, что хорошо получается.
Например, из ударов ногами маэ кэагэ, маваси гэри, йоко кэкоми, усиро гэри, урамаваси гэри, гэдан гэри, у вас лучше остальных получается маэ кэагэ. Это ваша любимая техника, токуи вадза.
Выполняйте 1000 повторений маэ кэагэ, и по 100 повторений остальные удары ногами.
То же самое касается ударов руками. Любите гяку дзуки? Отдайте ему основной объём повторений.
Не забывайте выполнять приемы как слева, так и справа, чтобы не нарушать осанку.
Отработка любимых приёмов на снарядах
Итак, вы знаете, какие приемы у вас получаются лучше. Теперь нужно начать их отрабатывать по-новому. Не стационарно по деревянной макиваре или в привычном кихоне. Это тоже нужно делать, но в меру.
Ниже приведён минимальный список упражнений.
Манёвр в боевой позиции, последующее проведение любимого приёма, возврат в боевую позицию.
Начинать следует с простых манёвров: скольжения вперёд, назад, влево, вправо. Затем манёвры усложняются. Можно для этого разметить пол малярной лентой.
При работе на снарядах начните с отработки мощности любимых приёмов на неподвижных подушках, мешках. Начинайте и заканчивайте приём в боевой позиции.
Это будет даваться довольно просто.
Далее — отработка акцента одиночных приёмов по движущимся мишеням.
Лапа удаляется — догоняем, поражаем мишень, лапа приближается — бьем навстречу или уходим и затем поражаем. Нанося удары по лапам, помните, что здесь важно чувствовать дистанцию, трескать своевременно, коротко (без замаха), отчетливо и «сухо». Это упражнение не на мощность, как в случае с мешком или подушкой. Амплитуду в таких ударах надо сократить до средней, если сравнивать с классическим кихоном.
Следующий шаг — ставить акцент на лапах после собственного манёвра: манёвр — поражение мишени — боевая позиция.
Важно развивать глазомер и адаптироваться к дистанции так, чтобы бить без проноса.
Обусловленный поединок с лапами и жилетами
На протяжении многих лет в учебных поединках вам говорили «Не бей! Контролируй!». Навык контролировать усилие должен формироваться только после навыка прилагать усилие. Сначала надо учиться бить, а уже потом не бить!
Помните те упражнения, когда в ответ на атаку вы защищались, а потом проводили контратаку без касания? Теперь нужно на партнёра надеть жилет и дать ему в руку тайский пад или лапу.
Допустим, ваш любимый приём рукой — гяку дзуки. Когда ваш соперник атакует, вы защищаетесь и наносите контрудар в полный контакт по жилету или по лапе, которую в нужный момент подставляет партнёр. Каждый раз возвращайтесь в дзию гамаэ на безопасной дистанции. Такое упражнение гораздо эффективнее ортодоксального «кихон кумитэ».
Применение в свободном поединке
Для применения вашего любимого приёма в поединке на начальном уровне требуется 2 вещи: хорошая защита и самодисциплина. О самодисциплине надо поговорить отдельно.
Для успешного ведения поединка надо как минимум не допускать грубых ошибок.
Ставьте в поединке простые задачи. Чем проще задача, тем меньше сумбура, лишних движений, мыслей и суеты.
Для начала решите, каким приёмом вы намерены поразить соперника. Желательно, чтобы это был любимый приём. Вы уже знаете, какая должна быть оптимальная дистанция для проведения этого приёма. Так вот надо терпеливо ждать того момента, когда все совпадёт: дистанция, тайминг и неготовность соперника эффективно защищаться.
Такой шанс может предоставляться нечасто. Старайтесь каждый раз реализовывать его, а в остальное время эффективно защищаться. Например, если на 5 минут 3 раза складываются условия для проведения приёма, надо трижды (не более!) постараться его провести. Если какой-то составляющей не хватает, надо терпеливо ждать наступления благоприятных условий.
Если ваш приём проводится со средней дистанции, ждите, пока вы не окажетесь на ней. Причём крайне важно научиться владеть инициативой и самостоятельно формировать условия, необходимые для успешного проведения вашей атаки или контратаки. Это приходит с опытом: тактическое мастерство растёт пропорционально времени, проведённом именно в свободных, а не обусловленных поединках.
Вместо заключения
Описанное выше сможет дать хорошее начало эффективным тренировкам кумитэ для начинающих.
Помните, что важно гармонично совершенствовать технику, тактику и физическую подготовку. Уклон в какую-то сторону всегда порождает дисбаланс.
Свободный поединок — это не привилегия «чёрных поясов». По мере освоения приёмов важно сразу переходить к их применению на практике (с применением мер предосторожности). Например, изучив только гяку дзуки и защиту от него, можно вести вольный поединок с применением только этих ударов. Ограничение в технике может быть даже полезным, так как даёт волю тактике.
Учиться спарринговать лучше с легким контактом и с применением средств защиты: шлема, жилета, защиты голени, стопы, паха, перчаток. Это позволит избежать многих «комплексов», свойственных «бесконтактникам».
Автор: Александр Чичварин