logo
Каратэ длиною в жизнь
logo
Каратэ длиною в жизнь  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Занимаюсь каратэ более 35 лет. Почти половину из этого времени я пишу статьи и снимаю видео на тему боевых искусств. Это мое главное хобби, знаниями и опытом о котором я и делюсь со своими читателями и зрителями. Моя цель изучение исторического опыта и наследия боевых искусств и его переосмысление в свете новых знаний и научных открытий. Популяризация здравого смысла и искоренение мифического и полурелигиозного трепета в боевых искусствах, который, не смотря на весь прогресс, расцветает, пышным цветом.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если вы хотите помочь развитию блога без подписки на регулярной основе, то можете перечислить любую комфортную для вас сумму прямо здесь.

Помочь проекту
Куро Оби (初段) 300₽ месяц 3 240₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Каратэ длиною в жизнь
Доступны сообщения

Наша гордость! На вас держится додзё! Вы получите доступ ко всем эксклюзивным статьям и видео, в том числе и тем, которые нельзя публиковать на ютубе из-за цензуры.

Также ваше имя будет упомянуто в конце каждого видео.

Оформить подписку
Учи-дэши (内弟子) 1 000₽ месяц 10 800₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Каратэ длиною в жизнь
Доступны сообщения

Уровень для солидных господ! Вы получите все бонусы предыдущего уровня и моё безграничное уважение!

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 11+ мин
logo Каратэ длиною в жизнь

Научись применять технику каратэ!

Во ‎многих‏ ‎школах ‎каратэ ‎большую ‎часть ‎тренировки‏ ‎составляют ‎базовые‏ ‎упражнения‏ ‎(одиночные ‎и ‎с‏ ‎партнёром), ‎а‏ ‎также ‎ката. ‎Можно ‎систематически‏ ‎заниматься‏ ‎в ‎такой‏ ‎школе ‎несколько‏ ‎лет ‎и ‎быть ‎неспособным ‎применить‏ ‎навыки‏ ‎в ‎драке.

Я‏ ‎не ‎претендую‏ ‎на ‎истину ‎и ‎заранее ‎знаю,‏ ‎что‏ ‎любители‏ ‎до ‎изнеможения‏ ‎наяривать ‎кихон‏ ‎и ‎крутить‏ ‎«ананко»‏ ‎(прим. ‎название‏ ‎ката) со ‎мной ‎не ‎согласятся.

Ваш ‎учитель‏ ‎часто ‎говорит,‏ ‎что‏ ‎надо ‎делать ‎по‏ ‎30 ‎«санчин»‏ ‎перед ‎завтраком, ‎тогда ‎через‏ ‎много‏ ‎лет ‎все‏ ‎будет ‎работать‏ ‎автоматически?

На ‎деле, ‎если ‎говорить ‎о‏ ‎самообороне,‏ ‎этот ‎«двигательный‏ ‎автомат» ‎должен‏ ‎безошибочно ‎срабатывать ‎на ‎определённое ‎действие‏ ‎соперника,‏ ‎а‏ ‎при ‎самостоятельной‏ ‎отработке ‎это‏ ‎невозможно!

Поединок ‎это‏ ‎не‏ ‎техника, ‎а‏ ‎тактика, ‎то ‎есть ‎применение ‎техники‏ ‎в ‎постоянно‏ ‎меняющейся‏ ‎системе, ‎и ‎для‏ ‎успеха ‎требуется‏ ‎практика ‎самого ‎поединка. ‎Как‏ ‎говорил‏ ‎один ‎мой‏ ‎товарищ, ‎невозможно‏ ‎научиться ‎кататься ‎на ‎велосипеде, ‎сидя‏ ‎на‏ ‎табурете ‎и‏ ‎воображая, ‎как‏ ‎держишь ‎руль ‎и ‎крутишь ‎педали.‏ ‎Даже‏ ‎если‏ ‎делаешь ‎это‏ ‎изящно ‎и‏ ‎быстро.

Мне ‎вспоминаются‏ ‎90-е‏ ‎годы, ‎когда‏ ‎из-за ‎переезда ‎в ‎другой ‎район‏ ‎Москвы ‎я‏ ‎поменял‏ ‎секцию. ‎В ‎первой‏ ‎из ‎них‏ ‎спарринги ‎были ‎чем-то ‎естественным‏ ‎и‏ ‎постоянным, ‎в‏ ‎другой ‎их‏ ‎не ‎было ‎в ‎программе ‎вообще:‏ ‎мы‏ ‎шлифовали ‎кихон,‏ ‎крутили ‎ката,‏ ‎отрабатывали ‎заранее ‎обусловленные ‎комбинации ‎с‏ ‎партнёром‏ ‎(якусоку‏ ‎кумитэ), ‎а‏ ‎спарринговали, ‎когда‏ ‎сэнсэя ‎не‏ ‎было‏ ‎в ‎зале.

Знаю,‏ ‎это ‎напоминает ‎историю ‎об ‎учениках‏ ‎Гичина ‎Фунакоси,‏ ‎но‏ ‎у ‎нас ‎было‏ ‎то ‎же‏ ‎самое!

Изредка ‎случались ‎поединки, ‎в‏ ‎которых‏ ‎тяжело ‎было‏ ‎узнать ‎грацию‏ ‎той ‎техники, ‎которую ‎мы ‎оттачивали‏ ‎в‏ ‎ката, ‎зато‏ ‎зачастую ‎такие‏ ‎встречи ‎заканчивалось ‎отбитыми ‎яйцами ‎или‏ ‎выбитыми‏ ‎зубами.

Помню,‏ ‎чем ‎реже‏ ‎мы ‎спарринговали,‏ ‎тем ‎менее‏ ‎комфортными‏ ‎становились ‎поединки.‏ ‎Меня ‎тогда ‎держали ‎в ‎форме‏ ‎тренировки ‎и‏ ‎соревнования‏ ‎по ‎греко-римке, ‎рукопашке‏ ‎и ‎кикбоксингу.

Для‏ ‎возобновления ‎спаррингов ‎пришлось ‎опять‏ ‎поменять‏ ‎секцию.

Зачем ‎в‏ ‎каратэ ‎нужны‏ ‎агэ-укэ, ‎сото-укэ ‎и ‎как ‎их‏ ‎применить?

Для‏ ‎начала ‎надо‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎защита ‎— ‎это ‎комплекс ‎мер,‏ ‎направленных‏ ‎на‏ ‎срыв ‎приёмов‏ ‎соперника, ‎а‏ ‎не ‎примитивные‏ ‎реакции‏ ‎«гэданбараями» ‎на‏ ‎летящие ‎«маэгэри».

В ‎технике ‎каратэ ‎приемы‏ ‎могут ‎отрабатываться‏ ‎с‏ ‎разными ‎амплитудами: ‎большой,‏ ‎средней ‎и‏ ‎малой. ‎Защиты ‎руками ‎не‏ ‎исключение.‏ ‎На ‎начальном‏ ‎этапе ‎подготовки‏ ‎защиты ‎выполняются ‎с ‎полной ‎амплитудой.‏ ‎Так‏ ‎же, ‎как‏ ‎и ‎подтягивания‏ ‎рекомендуется ‎выполнять ‎с ‎касанием ‎грудью‏ ‎перекладины.

Полноамплитудные‏ ‎отбивы,‏ ‎отводы ‎и‏ ‎блоки ‎работают‏ ‎только ‎в‏ ‎тех‏ ‎случаях, ‎когда‏ ‎у ‎вас ‎есть ‎уйма ‎времени‏ ‎на ‎них:‏ ‎например,‏ ‎если ‎ваш ‎соперник‏ ‎атакует ‎с‏ ‎большим ‎замахом ‎или ‎с‏ ‎дальней‏ ‎дистанции ‎(ои‏ ‎дзуки ‎или‏ ‎маваси ‎гэри ‎с ‎шагом).

Во ‎всех‏ ‎остальных‏ ‎случаях ‎защиты‏ ‎руками ‎выполняются‏ ‎с ‎меньшей ‎амплитудой ‎и ‎обычно‏ ‎комплексно‏ ‎с‏ ‎маневром. ‎Они‏ ‎должны ‎быть‏ ‎простыми ‎и‏ ‎надёжными.

Классические‏ ‎учи ‎укэ,‏ ‎гэдан ‎барай ‎и ‎др., ‎которые‏ ‎мы ‎отрабатываем‏ ‎в‏ ‎кихон ‎или ‎ката,‏ ‎по ‎сути‏ ‎являются ‎махами ‎руками ‎в‏ ‎разных‏ ‎направлениях ‎с‏ ‎предварительным ‎растяжением‏ ‎упругих ‎тканей, ‎то ‎есть ‎подготовительными‏ ‎упражнениями.


Почему‏ ‎вам ‎так‏ ‎некомфортно ‎двигаться‏ ‎в ‎поединке?

Занимаясь ‎кихон ‎или ‎ката,‏ ‎вы‏ ‎все‏ ‎время ‎перемещаетесь‏ ‎из ‎стойки‏ ‎в ‎стойку.‏ ‎Перенося‏ ‎эту ‎практику‏ ‎в ‎вольный ‎поединок, ‎вы ‎понимаете,‏ ‎что ‎это‏ ‎не‏ ‎работает.

В ‎поединках ‎не‏ ‎двигаются ‎в‏ ‎стойках.

Для ‎манёвров ‎используется ‎комфортная‏ ‎«дзию‏ ‎гамаэ», ‎позволяющая‏ ‎двигаться ‎любым‏ ‎способом ‎в ‎любом ‎направлении, ‎а‏ ‎в‏ ‎стойки ‎становятся‏ ‎на ‎мгновение‏ ‎при ‎проведении ‎приёмов: ‎например, ‎в‏ ‎дзэнкуцу‏ ‎дачи‏ ‎при ‎проведении‏ ‎гяку ‎дзуки‏ ‎или ‎в‏ ‎коса‏ ‎дачи ‎при‏ ‎подготовке ‎броска. ‎После ‎проведения ‎приёма‏ ‎опять ‎возвращаются‏ ‎в‏ ‎дзию ‎гамаэ.

Можно ‎ли‏ ‎отрывать ‎пятки‏ ‎в ‎стойках?

Нужно!

Перемещаться ‎нужно ‎так,‏ ‎чтобы‏ ‎ваши ‎ступни‏ ‎все ‎время‏ ‎упруго ‎работали, ‎как ‎работает ‎гимнастический‏ ‎мостик,‏ ‎когда ‎на‏ ‎него ‎запрыгиваешь‏ ‎перед ‎опорным ‎прыжком. ‎Причём ‎для‏ ‎манёвров‏ ‎нужно‏ ‎в ‎большей‏ ‎степени ‎пружинить‏ ‎(не ‎прыгать!)‏ ‎ступнями‏ ‎и ‎как‏ ‎можно ‎в ‎меньшей ‎степени ‎коленями‏ ‎и ‎тазобедренными‏ ‎суставами,‏ ‎иначе ‎спустя ‎минуту-две‏ ‎ноги ‎«умрут».

Зачем‏ ‎нужен ‎«хикитэ»?

Хватать ‎и ‎бить!

Мне‏ ‎часто‏ ‎приходится ‎слышать,‏ ‎что ‎действие‏ ‎реверсивной ‎руки ‎усиливает ‎удар ‎или‏ ‎блок.

Но‏ ‎давайте ‎подойдём‏ ‎к ‎этому‏ ‎вопросу ‎от ‎определения.

Хикитэ ‎— ‎переводится‏ ‎с‏ ‎японского‏ ‎как ‎«тянуть‏ ‎руку». ‎В‏ ‎дзюдо, ‎когда‏ ‎перед‏ ‎броском ‎вы‏ ‎захватили ‎соперника, ‎к ‎примеру, ‎за‏ ‎рукав ‎под‏ ‎локтем‏ ‎и ‎стали ‎тянуть‏ ‎на ‎себя,‏ ‎такое ‎действие ‎называют ‎«хикитэ».

Функция‏ ‎хикитэ‏ ‎в ‎каратэ‏ ‎не ‎отличается‏ ‎— ‎схватить ‎соперника, ‎резко ‎потянуть‏ ‎на‏ ‎себя ‎одной‏ ‎рукой, ‎а‏ ‎нанести ‎удар, ‎например, ‎другой. ‎Когда‏ ‎лишаешь‏ ‎соперника‏ ‎равновесия, ‎он‏ ‎автоматически ‎пытается‏ ‎его ‎удержать;‏ ‎в‏ ‎этот ‎момент‏ ‎формируются ‎благоприятные ‎условия ‎для ‎проведения‏ ‎удара, ‎так‏ ‎как‏ ‎сопернику ‎трудно ‎одновременно‏ ‎решать ‎две‏ ‎задачи: ‎и ‎удерживать ‎баланс,‏ ‎и‏ ‎выполнить ‎защиту‏ ‎от ‎удара.‏ ‎В ‎этом ‎весь ‎смысл ‎хикитэ!

Воин,‏ ‎выходя‏ ‎на ‎поле‏ ‎битвы, ‎был‏ ‎снаряжён ‎щитом ‎и ‎мечом. ‎В‏ ‎каратэ,‏ ‎в‏ ‎то ‎время‏ ‎как ‎одна‏ ‎наносит ‎удар,‏ ‎другая‏ ‎должна ‎выполнять‏ ‎функцию ‎по ‎крайней ‎мере ‎пассивной‏ ‎защиты, ‎прикрывая‏ ‎голову.‏ ‎Тянуть ‎руку ‎без‏ ‎захвата ‎к‏ ‎пояснице ‎равно ‎самоубийству!

Зачем ‎так‏ ‎много‏ ‎приёмов?

Разнообразие ‎защит‏ ‎и ‎ударов‏ ‎в ‎каратэ ‎не ‎для ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎занимающийся ‎оттачивал‏ ‎каждый ‎приём,‏ ‎а ‎для ‎того, ‎чтобы ‎он‏ ‎мог‏ ‎выбрать‏ ‎наиболее ‎подходящий‏ ‎для ‎себя.

Не‏ ‎идёт ‎урамаваси‏ ‎гэри,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎многократные ‎повторения? ‎Забудьте ‎о ‎нем‏ ‎и ‎отрабатывайте‏ ‎до‏ ‎автоматизма ‎то, ‎что‏ ‎хорошо ‎получается.

Например,‏ ‎из ‎ударов ‎ногами ‎маэ‏ ‎кэагэ,‏ ‎маваси ‎гэри,‏ ‎йоко ‎кэкоми,‏ ‎усиро ‎гэри, ‎урамаваси ‎гэри, ‎гэдан‏ ‎гэри,‏ ‎у ‎вас‏ ‎лучше ‎остальных‏ ‎получается ‎маэ ‎кэагэ. ‎Это ‎ваша‏ ‎любимая‏ ‎техника,‏ ‎токуи ‎вадза.

Выполняйте‏ ‎1000 ‎повторений‏ ‎маэ ‎кэагэ,‏ ‎и‏ ‎по ‎100‏ ‎повторений ‎остальные ‎удары ‎ногами.

То ‎же‏ ‎самое ‎касается‏ ‎ударов‏ ‎руками. ‎Любите ‎гяку‏ ‎дзуки? ‎Отдайте‏ ‎ему ‎основной ‎объём ‎повторений.

Не‏ ‎забывайте‏ ‎выполнять ‎приемы‏ ‎как ‎слева,‏ ‎так ‎и ‎справа, ‎чтобы ‎не‏ ‎нарушать‏ ‎осанку.

Отработка ‎любимых‏ ‎приёмов ‎на‏ ‎снарядах

Итак, ‎вы ‎знаете, ‎какие ‎приемы‏ ‎у‏ ‎вас‏ ‎получаются ‎лучше.‏ ‎Теперь ‎нужно‏ ‎начать ‎их‏ ‎отрабатывать‏ ‎по-новому. ‎Не‏ ‎стационарно ‎по ‎деревянной ‎макиваре ‎или‏ ‎в ‎привычном‏ ‎кихоне.‏ ‎Это ‎тоже ‎нужно‏ ‎делать, ‎но‏ ‎в ‎меру.

Ниже ‎приведён ‎минимальный‏ ‎список‏ ‎упражнений.

Манёвр ‎в‏ ‎боевой ‎позиции,‏ ‎последующее ‎проведение ‎любимого ‎приёма, ‎возврат‏ ‎в‏ ‎боевую ‎позицию.

Начинать‏ ‎следует ‎с‏ ‎простых ‎манёвров: ‎скольжения ‎вперёд, ‎назад,‏ ‎влево,‏ ‎вправо.‏ ‎Затем ‎манёвры‏ ‎усложняются. ‎Можно‏ ‎для ‎этого‏ ‎разметить‏ ‎пол ‎малярной‏ ‎лентой.

При ‎работе ‎на ‎снарядах ‎начните‏ ‎с ‎отработки‏ ‎мощности‏ ‎любимых ‎приёмов ‎на‏ ‎неподвижных ‎подушках,‏ ‎мешках. ‎Начинайте ‎и ‎заканчивайте‏ ‎приём‏ ‎в ‎боевой‏ ‎позиции.

Это ‎будет‏ ‎даваться ‎довольно ‎просто.

Далее ‎— ‎отработка‏ ‎акцента‏ ‎одиночных ‎приёмов‏ ‎по ‎движущимся‏ ‎мишеням.

Лапа ‎удаляется ‎— ‎догоняем, ‎поражаем‏ ‎мишень,‏ ‎лапа‏ ‎приближается ‎—‏ ‎бьем ‎навстречу‏ ‎или ‎уходим‏ ‎и‏ ‎затем ‎поражаем.‏ ‎Нанося ‎удары ‎по ‎лапам, ‎помните,‏ ‎что ‎здесь‏ ‎важно‏ ‎чувствовать ‎дистанцию, ‎трескать‏ ‎своевременно, ‎коротко‏ ‎(без ‎замаха), ‎отчетливо ‎и‏ ‎«сухо».‏ ‎Это ‎упражнение‏ ‎не ‎на‏ ‎мощность, ‎как ‎в ‎случае ‎с‏ ‎мешком‏ ‎или ‎подушкой.‏ ‎Амплитуду ‎в‏ ‎таких ‎ударах ‎надо ‎сократить ‎до‏ ‎средней,‏ ‎если‏ ‎сравнивать ‎с‏ ‎классическим ‎кихоном.

Следующий‏ ‎шаг ‎—‏ ‎ставить‏ ‎акцент ‎на‏ ‎лапах ‎после ‎собственного ‎манёвра: ‎манёвр‏ ‎— ‎поражение‏ ‎мишени‏ ‎— ‎боевая ‎позиция.

Важно‏ ‎развивать ‎глазомер‏ ‎и ‎адаптироваться ‎к ‎дистанции‏ ‎так,‏ ‎чтобы ‎бить‏ ‎без ‎проноса.

Обусловленный‏ ‎поединок ‎с ‎лапами ‎и ‎жилетами

На‏ ‎протяжении‏ ‎многих ‎лет‏ ‎в ‎учебных‏ ‎поединках ‎вам ‎говорили ‎«Не ‎бей!‏ ‎Контролируй!».‏ ‎Навык‏ ‎контролировать ‎усилие‏ ‎должен ‎формироваться‏ ‎только ‎после‏ ‎навыка‏ ‎прилагать ‎усилие.‏ ‎Сначала ‎надо ‎учиться ‎бить, ‎а‏ ‎уже ‎потом‏ ‎не‏ ‎бить!

Помните ‎те ‎упражнения,‏ ‎когда ‎в‏ ‎ответ ‎на ‎атаку ‎вы‏ ‎защищались,‏ ‎а ‎потом‏ ‎проводили ‎контратаку‏ ‎без ‎касания? ‎Теперь ‎нужно ‎на‏ ‎партнёра‏ ‎надеть ‎жилет‏ ‎и ‎дать‏ ‎ему ‎в ‎руку ‎тайский ‎пад‏ ‎или‏ ‎лапу.

Допустим,‏ ‎ваш ‎любимый‏ ‎приём ‎рукой‏ ‎— ‎гяку‏ ‎дзуки.‏ ‎Когда ‎ваш‏ ‎соперник ‎атакует, ‎вы ‎защищаетесь ‎и‏ ‎наносите ‎контрудар‏ ‎в‏ ‎полный ‎контакт ‎по‏ ‎жилету ‎или‏ ‎по ‎лапе, ‎которую ‎в‏ ‎нужный‏ ‎момент ‎подставляет‏ ‎партнёр. ‎Каждый‏ ‎раз ‎возвращайтесь ‎в ‎дзию ‎гамаэ‏ ‎на‏ ‎безопасной ‎дистанции.‏ ‎Такое ‎упражнение‏ ‎гораздо ‎эффективнее ‎ортодоксального ‎«кихон ‎кумитэ».

Применение‏ ‎в‏ ‎свободном‏ ‎поединке

Для ‎применения‏ ‎вашего ‎любимого‏ ‎приёма ‎в‏ ‎поединке‏ ‎на ‎начальном‏ ‎уровне ‎требуется ‎2 ‎вещи: ‎хорошая‏ ‎защита ‎и‏ ‎самодисциплина.‏ ‎О ‎самодисциплине ‎надо‏ ‎поговорить ‎отдельно.

Для‏ ‎успешного ‎ведения ‎поединка ‎надо‏ ‎как‏ ‎минимум ‎не‏ ‎допускать ‎грубых‏ ‎ошибок.

Ставьте ‎в ‎поединке ‎простые ‎задачи.‏ ‎Чем‏ ‎проще ‎задача,‏ ‎тем ‎меньше‏ ‎сумбура, ‎лишних ‎движений, ‎мыслей ‎и‏ ‎суеты.

Для‏ ‎начала‏ ‎решите, ‎каким‏ ‎приёмом ‎вы‏ ‎намерены ‎поразить‏ ‎соперника.‏ ‎Желательно, ‎чтобы‏ ‎это ‎был ‎любимый ‎приём. ‎Вы‏ ‎уже ‎знаете,‏ ‎какая‏ ‎должна ‎быть ‎оптимальная‏ ‎дистанция ‎для‏ ‎проведения ‎этого ‎приёма. ‎Так‏ ‎вот‏ ‎надо ‎терпеливо‏ ‎ждать ‎того‏ ‎момента, ‎когда ‎все ‎совпадёт: ‎дистанция,‏ ‎тайминг‏ ‎и ‎неготовность‏ ‎соперника ‎эффективно‏ ‎защищаться.

Такой ‎шанс ‎может ‎предоставляться ‎нечасто.‏ ‎Старайтесь‏ ‎каждый‏ ‎раз ‎реализовывать‏ ‎его, ‎а‏ ‎в ‎остальное‏ ‎время‏ ‎эффективно ‎защищаться.‏ ‎Например, ‎если ‎на ‎5 ‎минут‏ ‎3 ‎раза‏ ‎складываются‏ ‎условия ‎для ‎проведения‏ ‎приёма, ‎надо‏ ‎трижды ‎(не ‎более!) ‎постараться‏ ‎его‏ ‎провести. ‎Если‏ ‎какой-то ‎составляющей‏ ‎не ‎хватает, ‎надо ‎терпеливо ‎ждать‏ ‎наступления‏ ‎благоприятных ‎условий.

Если‏ ‎ваш ‎приём‏ ‎проводится ‎со ‎средней ‎дистанции, ‎ждите,‏ ‎пока‏ ‎вы‏ ‎не ‎окажетесь‏ ‎на ‎ней.‏ ‎Причём ‎крайне‏ ‎важно‏ ‎научиться ‎владеть‏ ‎инициативой ‎и ‎самостоятельно ‎формировать ‎условия,‏ ‎необходимые ‎для‏ ‎успешного‏ ‎проведения ‎вашей ‎атаки‏ ‎или ‎контратаки.‏ ‎Это ‎приходит ‎с ‎опытом:‏ ‎тактическое‏ ‎мастерство ‎растёт‏ ‎пропорционально ‎времени,‏ ‎проведённом ‎именно ‎в ‎свободных, ‎а‏ ‎не‏ ‎обусловленных ‎поединках.

Вместо‏ ‎заключения

Описанное ‎выше‏ ‎сможет ‎дать ‎хорошее ‎начало ‎эффективным‏ ‎тренировкам‏ ‎кумитэ‏ ‎для ‎начинающих.

Помните,‏ ‎что ‎важно‏ ‎гармонично ‎совершенствовать‏ ‎технику,‏ ‎тактику ‎и‏ ‎физическую ‎подготовку. ‎Уклон ‎в ‎какую-то‏ ‎сторону ‎всегда‏ ‎порождает‏ ‎дисбаланс.

Свободный ‎поединок ‎—‏ ‎это ‎не‏ ‎привилегия ‎«чёрных ‎поясов». ‎По‏ ‎мере‏ ‎освоения ‎приёмов‏ ‎важно ‎сразу‏ ‎переходить ‎к ‎их ‎применению ‎на‏ ‎практике‏ ‎(с ‎применением‏ ‎мер ‎предосторожности).‏ ‎Например, ‎изучив ‎только ‎гяку ‎дзуки‏ ‎и‏ ‎защиту‏ ‎от ‎него,‏ ‎можно ‎вести‏ ‎вольный ‎поединок‏ ‎с‏ ‎применением ‎только‏ ‎этих ‎ударов. ‎Ограничение ‎в ‎технике‏ ‎может ‎быть‏ ‎даже‏ ‎полезным, ‎так ‎как‏ ‎даёт ‎волю‏ ‎тактике.

Учиться ‎спарринговать ‎лучше ‎с‏ ‎легким‏ ‎контактом ‎и‏ ‎с ‎применением‏ ‎средств ‎защиты: ‎шлема, ‎жилета, ‎защиты‏ ‎голени,‏ ‎стопы, ‎паха,‏ ‎перчаток. ‎Это‏ ‎позволит ‎избежать ‎многих ‎«комплексов», ‎свойственных‏ ‎«бесконтактникам».

Автор:‏ ‎Александр‏ ‎Чичварин

Читать: 10+ мин
logo Каратэ длиною в жизнь

Почему так редко можно встретить взрослого каратиста со здоровыми коленями?

В ‎этой‏ ‎статье ‎я ‎разберу ‎основные ‎причины‏ ‎неударного ‎травмирования‏ ‎коленей‏ ‎в ‎единоборствах ‎в‏ ‎результате ‎резкого‏ ‎разгибания, ‎торможения ‎или ‎скручивания.

К‏ ‎сожалению,‏ ‎зачастую ‎к‏ ‎травме ‎приводит‏ ‎не ‎случайное ‎неловкое ‎движение, ‎а‏ ‎сам‏ ‎приём. ‎Например,‏ ‎во ‎время‏ ‎занятий ‎каратэ ‎сётокан ‎могут ‎сформироваться‏ ‎«вредные‏ ‎привычки»‏ ‎— ‎двигательные‏ ‎стереотипы, ‎которые‏ ‎неминуемо ‎ведут‏ ‎к‏ ‎травмам.

ПРИЧИНА ‎1.‏ ‎РЕЗКОЕ ‎РАЗГИБАНИЕ ‎В ‎КОЛЕННОМ ‎СУСТАВЕ‏ ‎ПРИ ‎УДАРАХ‏ ‎НОГАМИ‏ ‎БЕЗ ‎СОПРОТИВЛЕНИЯ

Каратисты ‎обожают‏ ‎кихон. ‎Часто‏ ‎мы ‎выполняем ‎сотни ‎повторений‏ ‎ударов‏ ‎ногами, ‎чтобы‏ ‎утомить ‎мышцы,‏ ‎и ‎в ‎результате ‎утомления ‎тело‏ ‎само‏ ‎нашло ‎оптимальную‏ ‎траекторию. ‎С‏ ‎этим ‎я ‎бы ‎не ‎стал‏ ‎спорить.‏ ‎Однако‏ ‎при ‎утомлении‏ ‎мышц ‎большую‏ ‎нагрузку ‎принимают‏ ‎на‏ ‎себя ‎соединительные‏ ‎ткани ‎— ‎связки, ‎сухожилия, ‎фасции.

Проблема‏ ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎связки ‎содержат ‎меньше‏ ‎рецепторов, ‎чем‏ ‎сухожилия, ‎поэтому ‎крайне ‎сложно‏ ‎вовремя‏ ‎понять, ‎что‏ ‎связки ‎испытывают‏ ‎предельную ‎нагрузку.

Когда ‎удар ‎ногой ‎наносится‏ ‎по‏ ‎снаряду ‎(например,‏ ‎лапе ‎или‏ ‎пэду), ‎тот ‎замедляет ‎разгибание ‎в‏ ‎колене.‏ ‎Если‏ ‎же ‎с‏ ‎акцентом ‎бить‏ ‎«по ‎воздуху»,‏ ‎да‏ ‎ещё ‎и‏ ‎так, ‎чтобы ‎каратэги ‎хлопало, ‎травмируются‏ ‎мениски ‎(их‏ ‎«заклинивает»‏ ‎между ‎мыщелками ‎бедренной‏ ‎и ‎большеберцовой‏ ‎костей, ‎что ‎приводит ‎к‏ ‎поперечным‏ ‎разрывам ‎и‏ ‎отрывам ‎рогов‏ ‎менисков).

Вывод ‎из ‎этого ‎можно ‎сделать‏ ‎простой:‏ ‎при ‎обработке‏ ‎ударов ‎ногами‏ ‎в ‎кихон ‎разгибать ‎колени ‎нужно‏ ‎без‏ ‎«щелчка»,‏ ‎а ‎резкое‏ ‎и ‎полное‏ ‎разгибание ‎допускать‏ ‎лишь‏ ‎при ‎наличии‏ ‎сопротивления ‎(резинового ‎амортизатора, ‎пэда, ‎других‏ ‎снарядов, ‎в‏ ‎воде).

ПРИЧИНА‏ ‎2. ‎РЕЗКОЕ ‎ТОРМОЖЕНИЕ‏ ‎ИЛИ ‎ПРИЗЕМЛЕНИИ,‏ ‎БЫСТРОЕ ‎ИЗМЕНЕНИЕ ‎НАПРАВЛЕНИЯ ‎ДВИЖЕНИЯ

Мне‏ ‎сразу‏ ‎вспомнились ‎несколько‏ ‎эпизодов ‎на‏ ‎одном ‎из ‎международных ‎турниров ‎и‏ ‎предшествующем‏ ‎ему ‎международном‏ ‎семинаре ‎легендарного‏ ‎японского ‎мастера.

На ‎семинаре ‎отрабатывали ‎«скользящий‏ ‎ои‏ ‎дзуки»,‏ ‎когда ‎после‏ ‎мощного ‎отталкивания,‏ ‎максимального ‎разгона‏ ‎и‏ ‎прыжка ‎приходилось‏ ‎резко ‎тормозить ‎выставленной ‎вперёд ‎стопой.

Не‏ ‎прошло ‎и‏ ‎часа,‏ ‎как ‎двое ‎моих‏ ‎друзей ‎получили‏ ‎травмы ‎коленей. ‎Один ‎из‏ ‎них‏ ‎— ‎действующий‏ ‎чемпион ‎в‏ ‎своей ‎возрастной ‎подгруппе ‎— ‎снялся‏ ‎с‏ ‎участия ‎в‏ ‎соревнованиях. ‎Другой‏ ‎— ‎мастер ‎спорта ‎СССР, ‎настоящий‏ ‎атлет‏ ‎—‏ ‎также ‎был‏ ‎вынужден ‎«сойти‏ ‎с ‎дистанции».

Прошло‏ ‎уже‏ ‎более ‎года:‏ ‎первый ‎восстановился, ‎а ‎второй ‎все‏ ‎ещё ‎испытывает‏ ‎боль‏ ‎при ‎нагрузке.

После ‎семинара‏ ‎на ‎соревнованиях‏ ‎по ‎ката ‎у ‎мужчин‏ ‎в‏ ‎финал ‎вышло‏ ‎8 ‎человек.‏ ‎Один ‎из ‎потенциальных ‎призеров, ‎исполняя‏ ‎годзюсихо‏ ‎сё, ‎после‏ ‎ускорения ‎с‏ ‎маэ ‎кэагэ ‎затормозил ‎в ‎коса‏ ‎дачи,‏ ‎получил‏ ‎травму ‎(было‏ ‎заметно), ‎и‏ ‎уже ‎в‏ ‎следующем‏ ‎эпизоде ‎при‏ ‎постановке ‎ноги ‎в ‎дзэнкуцу ‎дачи‏ ‎с ‎нукитэ‏ ‎упал,‏ ‎будто ‎невидимый ‎соперник‏ ‎подсёк ‎его.

В‏ ‎спринтерском ‎беге ‎атлеты ‎разгоняются,‏ ‎поддерживают‏ ‎скорость, ‎а‏ ‎затем ‎тормозят.‏ ‎Кинетическая ‎энергия ‎гасится ‎несколькими ‎шагами,‏ ‎что‏ ‎позволяет ‎сократить‏ ‎нагрузку ‎на‏ ‎опорно-двигательный ‎аппарат.

Сэнсэй ‎Тайдзи ‎Казэ ‎говорил,‏ ‎что‏ ‎каратэ‏ ‎напоминает ‎спринтерский‏ ‎бег ‎на‏ ‎1–2 ‎метра.‏ ‎В‏ ‎отличие ‎от‏ ‎легкоатлета ‎у ‎каратиста ‎нет ‎возможности‏ ‎тормозить ‎несколькими‏ ‎шагами‏ ‎— ‎он ‎останавливается‏ ‎рывком, ‎и‏ ‎в ‎первую ‎очередь ‎перегрузке‏ ‎подвержен‏ ‎коленный ‎сустав.

Наиболее‏ ‎опасными ‎для‏ ‎коленей ‎являются ‎движения, ‎когда ‎к‏ ‎горизонтальному‏ ‎замедлению ‎добавляется‏ ‎ещё ‎и‏ ‎вертикальное, ‎а ‎также ‎резкое ‎изменение‏ ‎направления‏ ‎движения:‏ ‎например, ‎первое‏ ‎движение ‎в‏ ‎бассай ‎дай,‏ ‎приземление‏ ‎после ‎прыжка‏ ‎в ‎хэйан ‎годан, ‎отоси ‎дзуки‏ ‎в ‎коса‏ ‎дачи‏ ‎и ‎последующий ‎разворот‏ ‎с ‎гэдан‏ ‎барай ‎в ‎энпи ‎и‏ ‎т.п.

Также‏ ‎нежелательно ‎торможение‏ ‎сильно ‎согнутой‏ ‎в ‎колене ‎ногой. ‎Например, ‎при‏ ‎шаге‏ ‎вперёд ‎или‏ ‎на ‎выпаде‏ ‎в ‎дзэнкуцу ‎дачи ‎важно ‎выставлять‏ ‎вперёд‏ ‎слегка‏ ‎согнутую ‎ногу‏ ‎и ‎останавливаться‏ ‎засчёт ‎работы‏ ‎мышц‏ ‎в ‎уступающем‏ ‎режиме. ‎Чем ‎более ‎согнуто ‎колено‏ ‎на ‎начальной‏ ‎фазе‏ ‎торможения, ‎тем ‎большую‏ ‎нагрузку ‎испытывает‏ ‎надколенное ‎сухожилие, ‎что ‎провоцирует‏ ‎микротравмы.

ПРИЧИНА‏ ‎3. ‎ОСЕВАЯ‏ ‎РОТАЦИЯ ‎ГОЛЕНИ

Наверное,‏ ‎осевая ‎ротация ‎— ‎самая ‎главная‏ ‎причина‏ ‎травм ‎в‏ ‎сётокан, ‎потому‏ ‎что ‎она ‎заключена ‎в ‎технику‏ ‎стиля.

В‏ ‎каратэ‏ ‎сётокан ‎все‏ ‎приёмы ‎выполняются‏ ‎«от ‎бедра»:‏ ‎будь‏ ‎то ‎защита‏ ‎или ‎атака.

Ротация ‎бёдер ‎приводит ‎в‏ ‎движение ‎таз‏ ‎с‏ ‎туловищем ‎и ‎—‏ ‎наоборот ‎—‏ ‎вращающиеся ‎таз ‎с ‎туловищем‏ ‎вызывают‏ ‎ротацию ‎бёдер.‏ ‎Все ‎бы‏ ‎ничего, ‎но ‎когда ‎мы ‎фиксируем‏ ‎колени‏ ‎и ‎ступни,‏ ‎бёдра ‎поворачиваются‏ ‎по ‎отношению ‎к ‎ним, ‎что‏ ‎приводит‏ ‎к‏ ‎скручиванию ‎в‏ ‎коленях.

В ‎зависимости‏ ‎от ‎угла‏ ‎сгибания‏ ‎колено ‎может‏ ‎иметь ‎одну ‎степень ‎свободы ‎(сгибание-разгибание)‏ ‎или ‎две‏ ‎(с‏ ‎дополнительной ‎осевой ‎ротацией).‏ ‎Осевая ‎ротация‏ ‎возможна ‎при ‎согнутом ‎колене;‏ ‎при‏ ‎разогнутом ‎колене‏ ‎бедро ‎и‏ ‎голень ‎представляют ‎собой ‎единое ‎целое.

Предел‏ ‎естественной‏ ‎наружной ‎ротации‏ ‎составляет ‎40‏ ‎градусов, ‎внутренней ‎— ‎30 ‎градусов.‏ ‎Дальнейшая‏ ‎ротация‏ ‎ограничивается ‎связками.

Когда‏ ‎случается ‎травма?‏ ‎Когда ‎мы‏ ‎выходим‏ ‎за ‎эти‏ ‎пределы, ‎и ‎нагрузку ‎на ‎себя‏ ‎принимают ‎мениски,‏ ‎коллатеральные‏ ‎связки, ‎крестообразные ‎связки.

В‏ ‎отличие ‎от‏ ‎сухожилий, ‎напичканных ‎проприоцепторами, ‎связки‏ ‎обладают‏ ‎меньшим ‎числом‏ ‎сенсорных ‎органов,‏ ‎ответственных ‎за ‎передачу ‎информации ‎о‏ ‎степени‏ ‎их ‎деформации.‏ ‎Именно ‎поэтому‏ ‎мы ‎можем ‎до ‎последнего ‎момента‏ ‎не‏ ‎знать‏ ‎о ‎надвигающейся‏ ‎«катастрофе».

До ‎определенного‏ ‎уровня ‎нагрузки‏ ‎связки‏ ‎ведут ‎себя‏ ‎упруго, ‎а ‎после ‎неё ‎принимают‏ ‎своё ‎исходное‏ ‎положение.‏ ‎Если ‎приложить ‎силу,‏ ‎превышающую ‎предел‏ ‎эластичности ‎связки, ‎то ‎связка‏ ‎не‏ ‎восстанавливает ‎свою‏ ‎исходную ‎длину.

Я‏ ‎много ‎раз ‎был ‎свидетелем ‎таких‏ ‎травм.‏ ‎Обычно ‎происходит‏ ‎так: ‎до‏ ‎определённого ‎момента ‎все ‎в ‎порядке,‏ ‎затем‏ ‎ощущается‏ ‎предел ‎подвижности,‏ ‎но ‎боли‏ ‎нет; ‎за‏ ‎этим‏ ‎следует ‎громкий‏ ‎щелчок, ‎резкая ‎боль ‎и ‎сустав‏ ‎начинает ‎стремительно‏ ‎опухать.‏ ‎Далее ‎травмпункт, ‎МРТ‏ ‎и ‎длительная‏ ‎реабилитация ‎(в ‎случае ‎травмы‏ ‎передней‏ ‎крестообразной ‎—‏ ‎от ‎6‏ ‎до ‎12 ‎месяцев).

ПРИ ‎КАКИХ ‎УСЛОВИЯХ‏ ‎ВОЗМОЖНЫ‏ ‎ТАКИЕ ‎ТРАВМЫ?

Первое.

При‏ ‎резком ‎амплитудном‏ ‎повороте ‎таза ‎вокруг ‎вертикальной ‎оси‏ ‎с‏ ‎фиксированными‏ ‎ступнями. ‎Такое‏ ‎упражнение ‎я‏ ‎недавно ‎увидел‏ ‎в‏ ‎обучающем ‎ролике‏ ‎одного ‎из ‎мастеров ‎сётокан ‎(не‏ ‎советую ‎повторять!):‏ ‎его‏ ‎ученик ‎из ‎сидзэнтай‏ ‎выполнял ‎чоку‏ ‎дзуки ‎фронтально, ‎потом ‎в‏ ‎стороны‏ ‎с ‎резким‏ ‎поворотом ‎системы‏ ‎туловище-таз ‎сначала ‎на ‎45 ‎(это‏ ‎ОК),‏ ‎а ‎затем‏ ‎и ‎на‏ ‎90 ‎градусов ‎(ступни ‎при ‎этом‏ ‎были‏ ‎неподвижны).‏ ‎Как ‎известно,‏ ‎тазобедренный ‎сустав‏ ‎берёт ‎на‏ ‎себя‏ ‎30 ‎градусов‏ ‎такой ‎(внутренней) ‎ротации, ‎а ‎оставшиеся‏ ‎градусы ‎приходятся‏ ‎на‏ ‎коленный ‎и ‎голеностопный‏ ‎суставы ‎(подвижности‏ ‎которых ‎в ‎сумме ‎не‏ ‎хватит,‏ ‎чтобы ‎покрыть‏ ‎60-градусную ‎дельту),‏ ‎а ‎также ‎на ‎позвоночник ‎(это‏ ‎тема‏ ‎отдельной ‎статьи).

Это‏ ‎именно ‎тот‏ ‎случай, ‎когда ‎кинетическая ‎энергия ‎вращения‏ ‎всего‏ ‎туловища‏ ‎гасится ‎упругостью‏ ‎опорно-двигательного ‎аппарата,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎связками ‎колена.‏ ‎Чем ‎больше ‎масса ‎туловища ‎и‏ ‎быстрота ‎её‏ ‎поворота,‏ ‎тем ‎больший ‎стресс‏ ‎испытывают ‎соединительные‏ ‎ткани ‎колена ‎(и ‎не‏ ‎только).‏ ‎По ‎своему‏ ‎разрушительному ‎воздействию‏ ‎и ‎механике ‎такое ‎упражнение ‎сопоставимо‏ ‎с‏ ‎одним ‎из‏ ‎опаснейших ‎болевых‏ ‎в ‎грепплинге ‎— ‎скручивание ‎пятки‏ ‎наружу.

Второе.

При‏ ‎разворотах‏ ‎на ‎загруженной‏ ‎ноге, ‎когда‏ ‎вращение ‎таза‏ ‎опережает‏ ‎вращение ‎колена‏ ‎и ‎стопы.

Факторы, ‎которые ‎повышают ‎травмоопасность:

  1. покрытие‏ ‎с ‎высоким‏ ‎коэффициентом‏ ‎трения, ‎которое ‎деформируется‏ ‎(сжимается, ‎сдвигается‏ ‎и ‎крутится) ‎при ‎упоре‏ ‎на‏ ‎него ‎(например,‏ ‎мягкие ‎татами);
  2. поворот‏ ‎с ‎упором ‎на ‎большую ‎площадь‏ ‎подошвы‏ ‎(чем ‎меньше‏ ‎площадь, ‎тем‏ ‎меньше ‎трение);
  3. расположение ‎центра ‎тяжести ‎не‏ ‎над‏ ‎осью‏ ‎вращения ‎(это‏ ‎увеличивает ‎рычаг‏ ‎воздействия ‎на‏ ‎колено);

Правила‏ ‎безопасного ‎выполнения‏ ‎разворотов ‎(от ‎обратного):

  • покрытие ‎должно ‎быть‏ ‎твёрдым ‎и‏ ‎гладким‏ ‎(вспомним, ‎что ‎японцы‏ ‎зачастую ‎отрабатывают‏ ‎кихон ‎и ‎ката ‎на‏ ‎деревянном‏ ‎полу, ‎а‏ ‎не ‎на‏ ‎татами);
  • поворот ‎лучше ‎осуществлять ‎вокруг ‎пятки‏ ‎или‏ ‎на ‎поперечном‏ ‎своде ‎стопы;
  • ОЦМ‏ ‎перед ‎вращением ‎желательно ‎располагать ‎над‏ ‎осью‏ ‎(например,‏ ‎воображаемую ‎точку‏ ‎между ‎двумя‏ ‎тазобедренными ‎суставами‏ ‎—‏ ‎над ‎пяткой),‏ ‎как ‎юлу ‎над ‎иглой.

А ‎теперь‏ ‎главное: ‎при‏ ‎таких‏ ‎разворотах ‎таз, ‎бедро,‏ ‎голень ‎и‏ ‎стопа ‎должны ‎быть ‎монолитными,‏ ‎то‏ ‎есть ‎поворачиваться‏ ‎как ‎единое‏ ‎целое!

ПРИЧИНА ‎4. ‎УПОР ‎НА ‎ВНУТРЕННИЙ‏ ‎СВОД‏ ‎СТОПЫ ‎В‏ ‎СТОЙКАХ

Часто ‎наблюдаю,‏ ‎как ‎каратисты ‎делают ‎упор ‎на‏ ‎медиальный‏ ‎(внутренний)‏ ‎свод ‎стопы.‏ ‎Это ‎«убивает»‏ ‎колени!

Одним ‎из‏ ‎индикаторов‏ ‎является ‎Х-образность‏ ‎стоек, ‎когда ‎колено ‎заваливается ‎внутрь.‏ ‎При ‎этом‏ ‎огромную‏ ‎нагрузку ‎испытывает ‎медиальная‏ ‎коллатеральная ‎связка.

Наибольшую‏ ‎опасность ‎представляет ‎комбинация ‎из‏ ‎упора‏ ‎на ‎внутренний‏ ‎свод ‎с‏ ‎внутренней ‎ротацией ‎бедра. ‎Это ‎возникает,‏ ‎например,‏ ‎при ‎отработке‏ ‎гяку ‎дзуки,‏ ‎когда ‎сзади ‎стоящая ‎стопа ‎в‏ ‎стойке‏ ‎сильно‏ ‎отведена ‎наружу‏ ‎(более ‎45‏ ‎градусов), ‎упор‏ ‎сделан‏ ‎на ‎внутренний‏ ‎свод ‎или ‎даже ‎на ‎внутреннее‏ ‎ребро, ‎при‏ ‎повороте‏ ‎таза ‎и ‎нанесении‏ ‎удара ‎гяку‏ ‎дзуки ‎бедро ‎сзади ‎стоящей‏ ‎ноги‏ ‎ротируется ‎внутрь,‏ ‎а ‎стопа‏ ‎остается ‎прижатой ‎к ‎полу. ‎Мне‏ ‎это‏ ‎напоминает ‎отжим‏ ‎мокрого ‎белья‏ ‎руками, ‎только ‎скручивается ‎не ‎ткань,‏ ‎а‏ ‎колено.‏ ‎Когда ‎я‏ ‎вижу ‎такое,‏ ‎то ‎начинаю‏ ‎испытывать‏ ‎боль ‎сам.

ПРИЧИНА‏ ‎5. ‎БЫСТРЫЙ ‎РОСТ ‎КОСТЕЙ ‎У‏ ‎ПОДРОСТКОВ

С ‎этим‏ ‎я‏ ‎столкнулся ‎в ‎12–15‏ ‎лет, ‎когда‏ ‎колени ‎ныли ‎при ‎любой‏ ‎нагрузке.‏ ‎Рост ‎костей‏ ‎опережал ‎рост‏ ‎окружающих ‎их ‎тканей, ‎существенно ‎упала‏ ‎гибкость.

Мышцы,‏ ‎сухожилия, ‎связки,‏ ‎фасции ‎были‏ ‎все ‎время ‎натянуты, ‎как ‎струны!

Чаще‏ ‎всего‏ ‎болит‏ ‎чуть ‎ниже‏ ‎коленной ‎чашечки:‏ ‎это ‎воспаление‏ ‎связки‏ ‎надколенника. ‎Происходит‏ ‎это ‎из-за ‎натяжения ‎системы: ‎четырёхглавая‏ ‎мышца ‎бедра,‏ ‎её‏ ‎сухожилие, ‎связка ‎надколенника.‏ ‎Чтобы ‎ослабить‏ ‎это ‎натяжение, ‎надо ‎тянуться.‏ ‎Известно,‏ ‎что ‎мышцы‏ ‎гораздо ‎в‏ ‎большей ‎степени ‎способны ‎удлиняться, ‎чем‏ ‎сухожилия‏ ‎и ‎связки.‏ ‎Поэтому, ‎чтобы‏ ‎ослабить ‎натяжение ‎всей ‎системы, ‎рекомендуется‏ ‎тянуть‏ ‎квадрицепс‏ ‎и ‎прокатывать‏ ‎массажным ‎роллом‏ ‎передневнутреннюю, ‎переднюю‏ ‎и‏ ‎переднебоковую ‎поверхности‏ ‎бедра.

И ‎напоследок. ‎Сухожилия ‎и ‎связки‏ ‎необходимо ‎укреплять!‏ ‎Сделать‏ ‎это ‎можно, ‎практикуя‏ ‎медленное ‎выполнение‏ ‎приемов ‎каратэ ‎в ‎классических‏ ‎стойках‏ ‎на ‎максимальной‏ ‎амплитуде, ‎упражнения‏ ‎в ‎уступающем ‎режиме, ‎а ‎также‏ ‎работа‏ ‎на ‎платформах‏ ‎для ‎баланса‏ ‎идеально ‎справляются ‎с ‎этой ‎задачей.‏ ‎Главное‏ ‎—‏ ‎правильно ‎подобрать‏ ‎нагрузку.

Надеюсь, ‎эта‏ ‎статья ‎поможет‏ ‎моим‏ ‎коллегам ‎и‏ ‎их ‎воспитанникам ‎избежать ‎травм ‎колен.

Если‏ ‎все ‎же‏ ‎травма‏ ‎случилась, ‎советую ‎сразу‏ ‎заниматься ‎восстановлением,‏ ‎иначе ‎нагрузка ‎будет ‎переходить‏ ‎на‏ ‎таз, ‎позвоночник‏ ‎и ‎так‏ ‎далее.

Осс!

Автор: ‎Александр ‎Чичварин

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048