Дети мороза. Российская Империя и чукчи
Для нынешних поколений россиян чукчи ассоциируются в основном с героем анекдотов, глуповатым, забавным и в целом безобидным. Однако если бы у нас нашелся свой Джек Лондон, способный и готовый подробно описать историю присоединения к России ее дальней северо-восточной провинции, охотников шутить в стиле «тундра ходим – зверя ловим» заметно бы поубавилось.
Ледяной поход. Как Российская империя приобрела Финляндию. Часть II
Тем временем на русской стороне фронта произошла очередная кадровая перестановка. Раевского в должности командующего отрядом у побережья заменил молодой Каменский. Этот военачальник был исключительно инициативным и агрессивным командиром.
Наполеоника у Полярного круга. Как Российская империя приобрела Финляндию. Часть I
Колонна снабжения застряла перед завалами на лесной дороге. Финские снайперы били из засад. Положение делалось критическим. Главные силы полка находились неподалеку, однако не могли ничем помочь: авангард также был атакован финнами. До переговоров с Маннергеймом многие из сражавшихся на дороге в тот день так и не дожили.
Осел с золотом штурмует шведскую крепость
В 1808 году Россия начала одну из самых малоизвестных своих войн. Для Российской империи постоянную головную боль составляло расположение Санкт-Петербурга. Крупнейший порт страны, столица — и город, находящийся в опасной близости от границы c Финляндией, которая в те времена принадлежала Швеции.
Маузер Папанина и Михаил Веллер: разбор байки
Автор текста Андрей Уланов. Публикуется с ведома и разрешения автора. ЖЖ автора ЗДЕСЬ
Одна из самых популярных баек о пистолете Mauser C-96 — легенда о маузере начальника первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» Ивана Папанина. Кто именно придумал эту историю, сейчас уже не узнать, а в «литературную форму» её облек Михаил Веллер в сборнике «Легенды Невского проспекта».
Мы не будем пересказывать эту байку полностью, тем более, что первую часть веллеровского сочинения давным-давно разобрали другие — как полностью противоречащую дневникам участников экспедиции и их дальнейшему жизненному пути, на протяжении которого все они сохраняли очень дружеские отношения. Остановимся только на фрагменте, когда уже в ходе возвращения домой жаждущий мести Кренкель подкидывает Папанину лишнюю детальку.
«Зайдя к Папанину в его обязательное оружейное время, перед сном, он (Кренкель) с ним заговорил, отвлекая внимание, — и украдкой подбросил на тряпочку крохотный шлифованный уголок, взятый у ребят в слесарке ледокола. И смылся от греха. Оставшиеся пять суток до Ленинграда Папанин был невменяем. Представьте себе его неприятное изумление, когда, собрав маузер, он обнаружил деталь, которую не вставил на место. Он разобрал его вновь, собрал с повышенным тщанием — но деталь всё равно оставалась лишней! Ночь Папанин провёл за сборкой-разборкой маузера, медленно сходя с ума. Необъяснимая головоломка сокрушала его сознание».
Сложно представить, что написать такое мог кто-то, кроме советского гуманитария, испорченного, в лучшем случае, сборкой автомата Калашникова на уроках НВП.
Хотя «девяносто шестой», на первый взгляд, и выглядит как нечто очень сложное, деталей в нём не так уж много, как может показаться.
В зависимости от модели, схемы разборки дают от 29 до 36, включая даже мелочи вроде винтиков, держащих щёчки рукояти. Для сравнения — у известного символа простоты конструкции — «Глока» — деталей 33.
Но что ещё более важно — детали в «маузере», как и в любом другом пистолете, это не просто «груда железяк», которая будучи собрана в кучку, таинственным образом делает пиф-паф. Все эти детальки имеют отдельные названия, функционал и узнаваемый внешний вид. Возможно, Папанин и не знал в точности как каждая из них именуется. Но владея «маузером» ещё с Гражданской, наверняка успел запомнить каждую из них «в лицо», даже самую мелкую. Экстрактор, пружина магазина, спусковой крючок, курок… и так далее.
В отличие от современных пистолетов, компоновка «маузера», «люгера» и прочих моделей характерна как раз плотностью и тщательной подгонкой. Как в хорошем пазле.
А теперь представьте, что вы собираете пазл из 30-35 деталек каждый вечер несколько лет подряд. Думаю, самое позднее, к середине первого года вы уже будете с первого взгляда узнавать: вот этот кусочек с солнышком — четвёртый сверху, вот этот цветок в травке — третий во втором снизу ряду, и так далее. И, разумеется, не с первого, но со второго взгляда увидите, что в кучке появился какой-то новый фрагмент. Особенно, если вся картинка сойдётся, а именно он останется. С наибольшей вероятностью, такой фрагмент будет воспринят, как случайно попавший на стол кусочек мусора, и отправлен туда, куда следует отправлять весь мусор. Конец гипотетической истории. Ну и напоследок заметим, что практически единственное фото из той экспедиции, на котором видно короткоствольное оружие, — это как раз Кренкель, перед которым лежит «наган».
Вот вам и легенда.
Лос-Анджелес под ударом. Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в Беверли Хиллс
Центр Лос-Анджелеса разгромлен, на улицах действуют снайперы, идут бои с тысячами участников… Звучит как синопсис боевика. Однако в 1992 году на зависть всякому Голливуду мятежные толпы действительно устроили в Лос-Анджелесе грандиозный фейерверк.
Михаил Гермашев и его пейзажный свет
Художник Михаил Гермашев писал в основном такие спокойные пейзажи. Жил на рубеже XIX и ХХ веков. Родился в Волчанске, учился в Москве. «Снег выпал» — первая здесь картина — понравилась Третьякову, он ее купил, и дальше Гермашев жил, скорее, благополучно. Правда, когда в 20-е он эмигрировал во Францию, какое-то время было трудненько, но не голодал. Отличный автор, по-моему.
Деды поджигали. Огнеметание для чайников
Автор Михаил Лапиков, текст публикуется с его ведома и благословения
Все знают из фильмов и компьютерных игр, что огнемёт вселяет ужас в противника на поле боя. Но как в реальности зажигали огнемётчики на полях сражений Великой Отечественной?
Имеет аналоги, но…
Огнеметы РККА с истинно металлическим названием «РОКС» имели сразу несколько достоинств, в основе которых лежали заранее учтённые недостатки. Пользоваться огнемётом предстояло наскоро обученному бойцу в скверную погоду, с плохим тыловым снабжением.
Как результат — никаких сложных ацетиленовых, водородных или тем более электрических запалов оружие не получило.
Только холостые патроны в револьверном барабане, причём с двойным запасом, только хардкор!
Такой сработает хоть зимой, хоть летом. Даже если барабан забит грязью или примёрз, для нового пуска его можно было провернуть с помощью рук и такой-то матери.
Смесь выбрасывал обычный сжатый воздух, который при острой нужде закачивался в стальной баллон ёмкостью чуть больше литра хоть ручной помпой. Занятие это очень долгое и утомительное, но с ним могли справиться даже бестолковые новобранцы.
Ну и, наконец, маскировка. Огнеметчики по определению привлекали на себя град пуль, но оружие расчёта выглядело максимально похожим на винтовку. У некоторых моделей даже штык в комплект штатно входил. Не для того чтобы враг больней обстрадался (палить из огнемёта в упор — занятие для самоубийц), а чтобы на сближении боец с такой пушкой минимально отличался от обычных стрелков.
ТТХ
Дальность огня густой смесью — до 35 метров. Типичная рабочая — около 20. Фактический боекомплект — шесть-восемь коротких пусков, в зависимости от квалификации огнемётчика. Вес полного огнемёта — 23,2 килограмма.
Десять литров смеси при давлении в 15-17 атмосфер могли покинуть огнемёт в один пуск за три-четыре секунды — в зависимости от состава смеси. Очень интересного состава!
Занимательная алхимия
Названия «зелёное масло», «тяжёлый сольвент» и «бензольная головка» звучат для неподготовленного уха как загадочные алхимические жидкости. У химиков даже свой волшебный порошок есть — ОП‑2.
Искусство смешать состав в нужных пропорциях в зависимости от времени года учитывало всё кроме фазы Луны и положения Меркурия в четвёртом доме зодиака.
Если снабжение отрезано, годилась и смесь бензина, керосина и дизеля, пусть и с некоторыми потерями качества. Подготовить её нужно было заранее — летом смесь настаивалась около трёх суток, зимой — больше десяти. И разумеется, без права на ошибку: вязкость огнесмеси должна составлять 10-20 секунд зимой, 25-50 секунд летом. И попробуй только перепутай, алхимик! С каждой ошибкой струя огнемёта теряет драгоценные метры дальности. А их у носимого огнемёта и так довольно мало.
Странная цифра вязкости порождена методом её определения в поле без сложных инструментов. Это время, за которое металлический шарик на суровой нитке тонет в полном ведре загущённой смеси на глубину 25 сантиметров.
Огнемёт жжёт
Плохо загущённая лёгкая струя выглядела как факел пламени шириной до трёх метров с температурой чуть меньше тысячи градусов. Такой только зрителей в кино пугать.
У хорошо загущённой тяжёлый выстрел — длинный тугой огненный бич, которому позавидует даже средиземский Балрог. Летел он прямо, вид на цель не закрывал. Попадать им было легко, температура заметно превышала тысячу градусов, а горела огнесмесь на цели не одну-две секунды, а многие десятки секунд — этого вполне достаточно, чтобы превратить любого здорового противника в беспомощного паникующего инвалида. Или вообще убить — как повезёт.
С огнемётом на танк
Достаточно опытный и хладнокровный огнемётчик вполне мог лишить противника бронетехники. Правда, требовалось изрядно постараться. Тяжёлые фракции на броне попросту гасли. Требовалось закинуть горячий комсомольский привет туда, где хватало грязи и потёков масла, чтобы танк загорелся.
С другой стороны, любая самоходка противника с открытой рубкой (вне зависимости от реальной модели в РККА их под конец войны традиционно обзывали «Фердинандами») при встрече с огнемётчиком на тесной улице рисковала красиво сгореть.
Недостатки конструкции
Пробитие бака огнемёта зачастую означало гибель расчёта. Раненый боец путался в ремнях и сгорал вместе с оружием. С помощью товарищей шансы оставались, но строго при условии, что стрелки достаточно смелы и дисциплинированы, чтобы постоянно находиться рядом с настолько взрывоопасным спутником.
Недостатки огнемётчика
Далеко не все бойцы обладали достаточной силой, храбростью и умом, чтобы ходить в бой с тяжёлым, неповоротливым и капризным огнемётом.
Слабый боец попросту отставал в гонке за стрелками. Плохо обученный запросто мог проглядеть какую-то из многочисленных поломок и выйти к цели с бесполезным куском железа вместо оружия.
А слишком умные вообще порывались бросить всё и уйти обратно в пулемётчики, миномётчики — или откуда их там ещё наскоро призвали.
Командирам приходилось изрядно потрудиться, чтобы сохранить и приумножить боеспособность подчинённых.
Опыт и расчёт
Взаимное прикрытие и дублирование легло в основу эффективного огнеметания. Вооруженная огнеметами штурмовая группа РККА на зачистке польских, венгерских и немецких городов состояла из двух огнемётчиков, двух сапёров, четырёх вооружённых ручными пулемётами стрелков прикрытия и одного дымопостановщика. Все они запросто могли идти на штурм в стальных нагрудниках, достаточно стойких к огню противника.
В городской застройке этот адский комбайн смерти давил пулемётным огнём стрелковые амбразуры, пока скрытые дымами огнемётчики ползли на дистанцию пуска. А потом остальные закидывали цель гранатами и резали пулемётным огнём разбегающийся из огромной духовки гарнизон.
Как это выглядело на практике, можно прочесть, к примеру, в документах советской 6-й армии, штурмовавшей Бреслау весной 1945 года. Первого апреля огнемётчик по фамилии Вепренцов «под бешеную стрельбу противника» (так в документе) подполз к подвалу, откуда велся огонь, и метнул струю внутрь. Согласно документу, «оттуда послышались неимоверные крики и прекратился огонь». В подвале нашли восемь обгоревших трупов немецких солдат.
Итоги войны
К окончанию войны стало ясно, что улучшить огнемёт может лишь радикальная смена его конструкции.
Современные термобарические боеприпасы с оружием тех времён имеют довольно мало общего — их капсулы летят на многие сотни метров и выжигают с гарантией десятки квадратных метров. Но даже с теми несовершенными топливными огнемётами бойцы РККА за годы войны успешно вскрыли несколько тысяч долговременных огневых точек противника в поле и в городах — и уничтожили их гарнизоны.
Черные бушлаты. Десант в Евпатории, 1942
Зимой 1942 года Красная армия вела первое большое контрнаступление против сил вермахта. Оно не ограничивалось атаками под Москвой. С тем или иным успехом атаки шли по всему фронту.
Анри Ривьер и его ояпоненная Франция
Анри Ривьер жил и работал во второй половине XIX века и первой половине ХХ. Он занимался литографиями, гравюрами, ну, и акварели должное отдавал. На его стиль серьезно повлияло японское искусство, в частности Хокусай, и одна из серий его работ называется «36 видов Эйфелевой башни» (прозрачный намек на «36 видов Фудзи»). А вообще, сейчас многие его работы похожи на кадры из мультфильмов. В частности, Миядзаки, хех.
Еврейский самоходный автоматический камнемет
В 80-е израильтяне столкнулись с интифадой — городской герильей в Палестине. Одной из основных черт этого действа было массовое метание камней арабами в евреев. Военным потребовалась какая-то штука, которая могла бы нелетально, но надежно разгонять мятежных магометан. Штука в том, что у армии водометов на вооружении не состояло, а ей какие-то средства, которые делают больно, но насмерть толпами не убивают, требовались.Человек, который создал инструмент для противодействия палестинскому камнеметанию, явно был серьезно обижен на эти булыжники. Поэтому он создал «Хацацит» — устройство, которое позволяло кидать камни в ответ с настоящим размахом.
«Хацацит» — это, буквально, «Щебнеметалка». Значит, берется короб с щебнем, и этот щебень подается на крыльчатку (этакий здоровенный могучий вентилятор), которая и мечет гордый ответ еврейского народа. На супостата сыплется настоящий поток щебенки. Особенно если смонтировать щебнемет на тяжелый грузовик или БТР, где можно разместить большой боекомплект. Приехал еврей, похожий на солдата, и выстрелил камнем не в какую нибудь бутылку с сюрпризом, а в живого человека. Нужны ли тут слова?
Идея был классная. Но нет. Оказалось, что на дистанции метров в сто щебень резко теряет ударную силу, зато в упор валит с переломами. Те, в кого попали издалека, убегать не хотели, а те, кому прилетало в упор — уже не могли. В итоге «Хацацит» был довольно быстро заброшен, а пытливая конструкторская мысль переключилась на варианты с ультразвуком, мерзкими запахами и даже суперклеем.
Зато ЦАХАЛ — это теперь единственная армия, у которой был самоходный автоматический камнемет.
Помни пятое ноября! Как террорист-неудачник стал культурным героем
Гай Фокс – заговорщик неудачливый. Сам он был простым орудием чужих планов, а главное дело в жизни провалил. Но вот культурным героем он стал просто на зависть всем, причем образ зажил своей жизнью, и быстро отвязался от реального угрюмого подрывника.
Первые торпеды в истории. (еще не) Адмирал Макаров на Черном море
Степан Осипович Макаров – просто-таки парадоксальный флотоводец. Будучи военным моряком, адмиралом, он обессмертил свое имя в первую очередь как ученый и новатор. А вот с победами над врагом все было не так ярко – в период его службы Россия мало воевала в море, а на войне с Японией он по трагической случайности быстро погиб.
История на Хеллоуин: маньяк-оборотень XVI века
В наше время считается само собой разумеющимся, что оборотней, ведьм, вампиров и тому подобных персонажей не существует. Однако люди прежних эпох опасались чудовищ не совсем уж на ровном месте. Часто они объясняли с помощью своего понятийного аппарата совершенно реальные чудовищные вещи, свидетелями которых становились.
СТРОГО 18+, подробности истории, гм, не застольные.
Стальные могилы. Осень 2014, битва на Бахмутке
Осенью 2014 года самым раскрученным в медиа местом Донбасса был аэропорт Донецка. Однако при всей драматичности происходивших там событий, бои шли не только в развалинах терминалов. В октябре 2014 года развернулось первое в серии небольших, но упорных сражений на линии «номерных блокпостов» по Бахмутской трассе.
Барк «Памир»: жестокий реквием эпохе паруса
Автор Алексей Костенков; текст выкладывается с его ведома и одобрения.
Настоящим реквиемом великой эпохе парусных судов стала трагедия 1957 года. Немецкий барк «Памир», пройдя многие войны, после полувека службы сгинул в атлантическом урагане почти со всей командой — из-за человеческой глупости.
Последний шанс паруса: стальные «выжиматели ветра»
В начале ХХ века грузовые парусники капитулировали перед пароходами. В 1907 году португальцы торжественно, с морским парадом в присутствии королевы, затопили торпедой чайный клипер «Фермопилы», когда-то обошедший знаменитую «Катти Сарк».
К тому моменту «Фермопилы» уже довольно давно продали Португалии в качестве учебного корабля. И с того момента этот клипер назывался «Педро Нунеш».
Пароходы были надёжны, но медлительны. Они требовали частой бункеровки — погрузки угля. Для переходов по пустынным океанским просторам под Южным крестом это не годилось.
Так родились последние грузовые парусники: винджаммеры, «выжиматели ветра». Узкий корпус с гидродинамическими обводами и прочный рангоут — всё из стали. Водоизмещение былых линейных кораблей и длина более сотни метров. Всё ради того, чтобы ловить парусами на стальных мачтах бури, губительные для деревянных судов прошлого. И в обход мыса Горн везти в Европу австралийское зерно и чилийскую селитру, нужную для удобрений и производства пороха.
Даже появление экономичных и быстрых теплоходов в течение какого-то времени не влияло на «королевское» положение парусников на океанских маршрутах крайнего юга. Чтобы не ходить «туда» вхолостую, винджаммеры захватывали в Старом Свете груз угля… и пианино с роялями. Плавный ход не вредил инструментам так, как вибрация машин пароходов.
Летающие П-лайнеры
Гамбургская компания F. Laeisz нуждалась в судах для перевозки селитры. Её владельцы превыше всего ставили скорость. Специалисты по гидродинамике Гёттингенского университета разработали для них идеальные обводы корпусов.
По традиции их суда по сей день носят названия на букву «П». Карл Лайеш, основатель компании, прозвал жену за любовь к характерным причёскам «Пуделем» — и так окрестил своё первое судно, заложив традицию.
Одними из первых F. Laeisz перешли от деревянных клиперов к стальным винджаммерам. Английские моряки оценили стремительность и надёжность «ветровыжимателей» Лайешей. Они называли их Flying P-Liner, «летающие П-лайнеры». Было за что: в 1904 году пятимачтовый «Потоси» доставил груз селитры из Чили в Англию за рекордные 57 суток.
Винджаммеры ради скорости шли сквозь вечные шторма «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широт. Немецкое качество справлялось. «Памир» оказался единственным П-лайнером, погибшим в бурю. И для этого, скажем честно, пришлось постараться.
Дефицит желающих возиться с парусами в бури компенсировался романтиками и курсантами мореходных школ, обязанными проходить практику на парусниках. Кроме того, моряков с опытом таких походов судовладельцы и капитаны отрывали с руками за хорошие деньги.
В 1905 году с гамбургских стапелей Blohm & Voss сошёл герой нашего рассказа — четырёхмачтовый стальной барк «Памир». Он стал третьей из «восьмерых сестёр» — четырёхмачтовых барков F. Laeisz.
Смена флагов
Ходить под германским флагом «Памиру» пришлось недолго. Возвращение из девятого рейса выпало на начало Первой мировой. Понимая, что до Германии не дойти, капитан привёл судно на Канары. Под защитой нейтральной Испании «Памиру» пришлось задержаться здесь на шесть лет.
В порядке репараций немецкий винджаммер отдали итальянцам — но после доставки на буксире в порт Неаполя оказалось, что экипажа на такой парусник у них нет. F. Laeisz в 1924 году выкупили и вернули на чилийскую линию стоявший без дела «Памир» и другие «П-лайнеры».
Развитие синтеза аммиака и великая депрессия поставили крест на выгодах чилийской торговли. Немецкая компания стала избавляться от парусного флота. В 1931 году «Памир» продали финскому бизнесмену Густаву Эриксону.
Финны умудрялись держаться на рынке парусных перевозок за счёт жесточайшей экономии и эксплуатации романтических чувств. Эриксон установил для своих судов «зерновые регаты»: соревнования по скоростной доставке австралийского зерна, которые часто выигрывал «Памир». А с добровольцев он умудрялся ещё и брать деньги за возможность ходить на парусниках.
Японец, который не стрелял
Третьего августа 1941 года в порту новозеландского Веллингтона «Памир» реквизировали. Британская империя ещё не объявила войну Финляндии, однако конфисковала финские суда. Над «Памиром» поднялся флаг Новой Зеландии. Команда стала смешанной, пополнившись новозеландскими моряками и курсантами. Возивший в годы войны шерсть и бараний жир в Сан-Франциско барк стал любимым судном новозеландцев и «маскотом» новозеландского флота.
Двенадцатого ноября 1944 года на пути из Пёрл-Харбора в Сан-Франциско экипаж «Памира» заметил идущую параллельным курсом подлодку. Экипаж стал готовиться к худшему и готовить спасательные лодки. Капитан подумывал таранить японца — помирать, так с музыкой. Однако подлодка отвернула в сторону и исчезла в море.
Почему? Барк с грузом был законной добычей. «Памир» встретил I-12, японскую тяжёлую подлодку дальнего радиуса действия, с ангаром для гидросамолёта и 140-мм орудием.
Прагматичная версия полагает, что сильное волнение мешало стрелять из пушки — а тратить торпеду на парусник японцы сочли излишеством.
Романтичная версия предполагает, что у капитана Канэо Кудо не поднялась рука на «Памир». Он сам ходил на паруснике курсантом. Если так, дело не в гуманизме.
«Жестокие люди сентиментальны».
Перед этим Кудо пустил на дно транспорт «Джон Джонсон» и расстрелял из пулемётов спасательные шлюпки и моряков.
Тайну своего решения японец унёс на дно. I-12 то ли была потоплена на следующий день близ Гавайев, то ли погибла в марте 1945-го у Сан-Франциско.
Последний парусник у мыса Горн и великая война с крысами
После войны «Памир» три года ходил под новозеландским флагом, после чего его отдали финнам. Чтобы не возвращаться вхолостую, он взял на борт 60 тысяч мешков австралийского ячменя по заказу шотландских производителей виски.
Наперегонки с прибывшим из Швеции систершипом «Пассат» «Памир» двинулся в Европу — сквозь «неистовые пятидесятые» в финальную «зерновую регату». Одиннадцатого июля 1949 года отставший от коллеги «Памир» стал последним грузовым парусником, прошедшим мимо мыса Горн.
В октябре «Памир» пришёл в Британию — и по требованию британского министерства сельского хозяйства полгода стоял как баржа в валлийском порту, в качестве продовольственного резерва.
Королевство голодало, было не до виски.
Бюрократический маразм привёл к последствиям, достойным «Монти Пайтона». После бесконечных согласований, обсуждений и проволочек трюмы открыли только в апреле 1950 года. Оттуда хлынул неудержимый поток крыс.
Разгрузка того, что ещё можно было спасти, превратилась в битву. Нужно было предотвратить проникновение затаившихся в мешках диверсантов в зернохранилища. Грызунов истребляли рабочие и волонтёры посредством лопат, собак и подручных предметов — но их число казалось бесконечным.
Убитые подсчитывались с британской пунктуальностью. К окончанию выгрузки спустя три недели подтверждённые потери крысиного воинства составили 4501 единицу. Однако барк продолжал кишеть грызунами.
В ход пошло оружие массового поражения. Барк обработали синильной кислотой. После этого на борту насчитали ещё 3395 крысиных трупов.
В Аргентину, герр капитан!
В «Густаве Эриксоне» решили, что парусники им больше не нужны. «Памир» с «Пассатом» продали бельгийцам на лом.
Однако несколько немецких судовладельцев презрели послевоенную экономию. Они решили, что парусники должны стать символом возрождающегося торгового флота Германии — и заодно школой для курсантов.
При поддержке минтранспорта ФРГ «Памир» и «Пассат» выкупили, подлатали, поставили вспомогательные движки и радиостанции — и пустили в Атлантику.
В первом плавании у «Памира» отвалился винт — но экипаж и курсанты сочли, что так романтичнее.
Барк отвёз в Бразилию груз цемента и вернулся с трюмами, полными руды.
С коммерческой выгодой было туго, о конкуренции с теплоходами речи уже не шло. Оба барка работали в минус, доведя владельцев до банкротства. Правительство и другие судовладельцы спасли последние «летающие П-лайнеры» как национальную гордость. За мыс Горн они не ходили, ограничиваясь преимущественно Аргентиной. Там хватало немцев и немецких интересов.
Путь к трагедии, или О вреде склочности и экономности
О последнем походе барка написано много, в том числе в Рунете. И даже снят фильм («Трагедия „Памира“», 2006), хотя его ругают за перевирание фактов. Увы, почти все подробности катастрофы мы знаем со слов шести выживших, среди которых не оказалось ни одного офицера или опытного моряка.
Из-за болезни штатного капитана в тот рейс на капитанский мостик встал опытный специалист по парусным походам Йоханнес Дибич. В годы войны он ходил на рейдере «Корморан», пережил его гибель и попал в плен.
Одна беда: он водил учебные парусники и не слишком разбирался в поведении сыпучих грузов.
В поход ушли 86 человек, включая 52 курсантов возрастом 16-18 лет, впервые всерьёз вышедших в море. Атмосфера не задалась. Капитан и офицеры грызлись между собой, матросов и курсантов прессовали. Судно успело заработать немало повреждений, но на ремонт денег не хватало.
В Буэнос-Айресе бастовали докеры, а компания требовала выхода в море. Ячмень загрузили своими силами, спустя рукава и неумело, оставив ему возможность ссыпаться к бортам. Часть зерна засыпали в балластные танки, хотя это нарушало нормы безопасности.
Парусники часто ходят с креном. Даже правильно размещённые в трюме сыпучие грузы могут от него ссыпаться и скапливаться на одном из бортов, что «решается» коррекцией курса и крена. Дибич, не обращая на это внимания, вёл «Памир» с креном на левый борт. Зерно ссыпалось.
Особенно в балластных танках. К утру трагического дня 21 сентября 1957 года судно, шедшее к юго-западу от Азорских островов, имело постоянный крен. По разным оценкам, от 15 до 30 градусов.
Катастрофа ещё могла не состояться — но Дибич отправил радиста заниматься инвентаризацией. «Памир» понятия не имел, что идёт в ураган «Кэрри», — хотя об этом звенели на всех частотах.
Последняя парусная жертва океану
Дибич не испугался, увидев шторм прямо по курсу. Он попытался прорваться напрямик через бурю. Винджаммеры и были созданы, чтобы ловить штормовые ветра в стальной рангоут. Вот только к безалаберности при погрузке сыпучих грузов и к забиванию балластных баков их не готовили даже инженеры Blohm & Voss.
«Кэрри» оказалась свирепее штормов «неистовых пятидесятых». Удары четырнадцатиметровых волн стали повреждать переборки в трюме, усиливая осыпание. Порывы ветра скоростью 36 м/с в рвущиеся паруса, убранные только на две трети, раскачивали судно и усугубляли проблему.
В 10:36 «Памир» начал передавать SOS и запрашивать помощи. К 11 часам все паруса исчезли, крен достиг 37 градусов и нарастал.
Капитан совершил последнюю ошибку. Он не решился заполнить водой балластные танки по правому борту. Ведь это повредит зерно! По некоторым свидетельствам, на борту до последнего были уверены, что винджаммер непотопляем. Остались открытыми палубные люки и двери, в них лилась вода.
Вместо того, чтобы их закрыть, некоторые фотографировались на фоне шторма.
Лишь в 11:54 капитан Дибич сообразил, что всё очень плохо и приказал радисту передать, что судно находится под угрозой гибели. Последний сигнал SOS «Памир» отправил в 12:03. Затем он лёг на левый борт, перевернулся и спустя два-три десятка минут ушёл на дно.
Гигантские волны мешали оказавшимся в воде людям залезть в шлюпки, из которых смыло запасы воды, пищи и сигнальные пистолеты. Спасжилеты неудачной конструкции не поддерживали головы выбившихся из сил над водой.
Затем ураган ушёл, но пришли акулы и жажда.
На поиски выживших 13 стран бросили 78 кораблей и судов и 11 самолётов. Спасателям удалось найти три шлюпки. В одной были пятеро истощённых, сходящих с ума курсантов. Во второй остался единственный выживший. В третьей людей не оказалось.
Вокруг плавали спасательные жилеты. Некоторые — с фрагментами тел, сожранных акулами.
Германия погрузилась в траур. Любекский морской суд постановил, что причиной трагедии стали человеческие ошибки.
Подробности и причины гибели «Памира» до сих пор вызывают среди ценителей столько же споров, сколько в России — перевал Дятлова.
По мрачной иронии, систершип «Памира» «Пассат» спустя полтора месяца тоже влетел в шторм. И едва не погиб ровно по той же причине — его чуть не опрокинул сместившийся на борт ячмень.
К счастью, члены его команды оказались профессиональнее: они заполнили водой балластные танки, выровняли крен и уцелели вместе с судном. Но больше с океанскими грузовыми перевозками рисковать никто не хотел.
От греха подальше «Пассат» списали и поставили на вечную стоянку в Любеке — где он и стоит по сей день в качестве музея и молодёжного хостела. Он — не последний из «летучих П-лайнеров». В финском Мариехамне на Аландских островах стоит «Померания», в Нью-Йорке — «Пекин».
А «Падуя», «восьмая сестра», ставшая «Крузенштерном», под российским флагом продолжает бороздить моря и океаны.
Летчик Ли Си Цын в Корее. МиГи Кожедуба против «Крепостей»
Известная песня о советском «летчике Ли Си Цыне», подбивающем американские «Фантомы», посвящена войне во Вьетнаме. Однако в действительности массовое участие советских истребителей относится совершенно к другому вооруженному конфликту – Корейской войне.
«Щит-2». Советская боевая ракета «космос-космос»
Автор Алексей Широ, текст публикуется с его ведома, ЖЖ автора ЗДЕСЬ. Фото, за исключением отдельно отмеченных — скриншоты телеканала «Звезда».
Каждый, интересующийся военной космонавтикой, знает о существовании в СССР программы военных космических станций «Алмаз».
Предназначенные для фото- и радиотехнической разведки, пять станций были запущены с 1973 по 1991 год, три в пилотируемом и три в беспилотном варианте. Одна станция (летевшая как «Салют-3») потеряла управление и сошла с орбиты вскоре после старта, на двух других побывали три экипажа.
Поскольку станции серии «Алмаз» представляли собой военные аппараты, вопрос их защиты от возможного инспектирования, повреждения или даже похищения (в 1980-х на полном серьезе рассматривалась возможность, что космический корабль «Спейс Шаттл» может «украсть» станцию в промежутке между ее посещением экипажами), они имели оборонительное вооружение: 23-мм автоматическую пушку Нудельмана-Рихтера НР-23
Этот комплекс получил название «Щит-1». Однако, было очевидно, что такая «артиллерийская» система может защитить только от подошедшего совсем близко противника, и не в состоянии, например, остановить вражеский спутник-перехватчик.
На смену «артиллерийской» системе, разрабатывалась ракетная «Щит-2», но ее развертывание так и не состоялось. Долгое время, об этой системе практически ничего не было известно.
Ракета «Щит-2» была самонаводящимся управляемым снарядом «космос-космос», оснащенным осколочной боевой частью и предназначенным для поражения угрожающих станции-носителю космических аппаратов. Длина ее составляла около полуметра, диаметр — порядка 30 сантиметров. Она хранилась в контейнере-«саркофаге», вероятно, заполненном азотом, на наружной обшивке станции. Перед запуском, контейнер открывался и ракета «выталкивалась» в Космос.
УСКОРИТЕЛЬ (блок 11B92-C0102) — основной импульс для движения в сторону цели, ракета получала от твердотопливного ускорителя в кормовой части. По виду, это была довольно-таки обычная «бутылка» а-ля JATO, вполне вероятно, заимствованная напрямую из авиации. После отгорания, ускоритель, скорее всего, сбрасывался.
Ряд источников предполагает, что блок 11B92-РБП1-С0102 тоже может быть ракетой — второй ступенью ускорителя — но я считаю это маловероятным. По форме, он слишком короткий Скорее всего, этот блок являлся системой управления двигателями и стабилизацией ракеты.
СТАБИЛИЗАЦИЯ РАКЕТЫ — осуществлялась вращением вокруг продольной оси. Неясно, вращалась ли при этом вся ракета в одном направлении, или одна часть — в одном, а другая — в противоположном.
Для создания гироскопического момента использовался массивный маховик с лопастной крыльчаткой, размещенный на корпусе ускорителя. Раскрутка крыльчатки осуществлялась струей сжатого газа из баллона, расположенного в контейнере хранения ракеты.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ БОЕГОЛОВКА — пожалуй, наиболее интересная часть аппарата. И нет, это не опечатка: боеголовка и двигательная установка действительно представляли собой единый блок в центре корпуса ракеты. Такое решение позволяло существенно сэкономить вес, используя одно и то же твердое топливо и для маневрирования, и для подрыва.
В основе системы лежал этакий «ежик» из 96 небольших твердотопливных зарядов, торчащих во все стороны от центральной каморы. Любой из этих зарядов мог быть в любой момент активирован системой управления. Раскаленные газы сработавшего заряда выбрасывались в центральную камору, откуда подавались в расположенные на ее торцах сопла. Таким образом осуществлялось управление ракетой, смещение ее по осям и маневрирование на траектории.
Когда же ракета оказывалась в радиусе поражения цели, все оставшиеся заряды подрывались одновременно. Сверхдавление газов разрывало камору, разрушая ракету, и разбрасывая ее обломки — и пустые корпуса зарядов — во все стороны, как шрапнель.
СИСТЕМА НАВЕДЕНИЯ (блок 11B92-ТО) — в передней части ракеты располагался блок управления и сенсор системы наведения. Некоторые источники упоминают (вероятно, ошибочно) радиолокатор, но судя по виду сенсора — длинная, сравнительно узкая металлическая труба с аппертурой на конце — для отслеживания цели, «Щит-2» использовала инфракрасный телескоп. В этом случае, аббревиатуру «ТО» на блоке можно истолковать как «Тепловое Обнаружение». Захват цели, скорее всего, выполнялся сразу же после открытия контейнера.
Какой именно алгоритм наведения использовался для вывода ракеты к цели — неизвестно. Судя по отсутствию на ракете развитых антенн, она не имела командного управления и была полностью автономным, самонаводящимся снарядом. Учитывая что ракеты «Щит-2» предназначались и для защиты беспилотных станций, такое решение было вполне обоснованным.
Скорее всего, ракета не была приспособлена к длительному орбитальному маневрированию. Небольшие габариты, ограниченный запас характеристической скорости (в 96 твердотопливных зарядов просто невозможно впихнуть достаточное количество дельта-V для межорбитальных переходов) и отсутствие системы терморегуляции позволяют предположить, что она создавалась как строго оборонительное оружие — для стрельбы на тех дистанциях, на которых вопросами орбитальной динамики можно в целом пренебречь. Дальность действия называется в 100 километров, что можно признать достаточно логичным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Ракета «Щит-2» является, пожалуй, первым оружием «космос-космос», конструкция которого была детально проработана по крайней мере до изготовления макета, а возможно, и опытных образцов (трудно сказать, чем именно является представленная в экспозиции НПО Машиностроения ракета). В истории управляемых вооружений, это важная веха — первая система, созданная для поражения одного космического аппарата с борта другого. Примененные в ее конструкции решения чрезвычайно оригинальны и прекрасно демонстрируют изобретательность и талант советских инженеров: они сумели великолепным образом совместить функциональность таких принципиально различных частей как боеголовка и система маневрирования.
Дар аль-Харб. Теракт на Дубровке, 2002
Вечер 23 октября 2002 года Александра Королева провела в дурном настроении. В Московском театре на Дубровке шел мюзикл «Норд-Ост», поставленный по приключенческому роману советской эпохи. Женщине пришлось уйти после первого акта. В фойе было полно народу, атмосфера была расслабленно-праздничной, а на улице лил мерзкий осенний дождь. Александра пришла домой продрогшая. Она налила себе чаю, включила радио и узнала, что минут на десять разминулась с собственной смертью. Театр был захвачен вооруженными до зубов террористами.
В 2002 году Россия вела мучительную контртеррористическую операцию в Чечне. Войска, несмотря на все проблемы, типичные для советской, а затем и российской армии, разгромили неприятеля в открытых боях, но теперь втянулись в тягучие, казавшиеся бесконечными контрпартизанские операции в покрытой горами и лесами республике.
Засады, подрывы и налеты следовали один за другим в бесконечной карусели. В России постоянно гремели взрывы — кустарные бомбы в людных местах уносили жизни иногда десятков людей за раз. К тому же, исламисты освоили «технологию» обработки смертников. Кавказское террористическое подполье быстро переняло у собратьев с Ближнего Востока хорошо работающий прием, развило и усовершенствовало тактику использования террористов-камикадзе.
В Чечне на смерть посылали в основном девушек. Кандидатку обрабатывали так, как это обычно делают в тоталитарных религиозных сектах: девушке внушали, что она избранная и вскоре вознесется на небеса, чтобы там обрести блаженство в обществе мужчин, погибших во имя веры.
Удостоверение личности Зуры Бициевой. Эта девушка полностью соответствовала типичному портрету смертницы. Из неудачливой семьи (отец погиб в пьяной драке, когда она была маленькой), очень религиозная, очень послушная. Отправляясь на Дубровку, она рассчитывала вернуться домой и даже имела обратный билет из Москвы. Билет ей не понадобился.
Обрабатывали чаще всего конформных плохо образованных девушек из горных сел, выросших в жестко патриархальном обществе, часто — имеющих серьезные проблемы с психическим здоровьем. Кроме того, таких девушек пичкали транквилизаторами. Иной раз подготовка смертницы включала сексуальное насилие, после чего по жестким понятиям горского общества в этой жизни у женщины не было будущего, и обрести его можно было только на том свете. Ситуации, когда смертница, единожды попав в эту систему, оставалась в живых, были крайне редкими, и их можно посчитать по пальцам.
Для организации терактов, в частности силами смертниц, наиболее авторитетный и одиозный лидер боевиков Шамиль Басаев создал специальную группу «Риядус Салихийн». Ее постоянный состав был небольшим, а вот рядовые участники стремительно «проматывались», исчезая в пламени взрывов.
Несмотря на весь этот разгул жестокого креатива, положение террористов было тяжелым. Партизанская война постепенно проигрывалась ими. Отряды сокращались, мелкие — полностью распадались. Выиграть войну террористы могли только одним способом: совершить какой-то террористический акт, после которого Москва психологически сломается и согласится на переговоры с лидерами боевиков. В рамках плана новой кампании ключевую роль играли два человека. Басаев был признанным лидером террористов, организовавшим крупнейший и самый успешный для чеченских боевиков массовый захват заложников в Буденновске в 1995 году.
Тогда Россия пошла на выполнение требований боевиков, что позволило им спасти свое движение от коллапса. Теперь злобный гений Басаева требовался для планирования еще более грандиозного теракта.
Другой важнейшей фигурой в этой комбинации был Аслан Масхадов. Масхадов считался умеренным командиром, он пришел к власти в Чечне путем выборов и в наибольшей степени отвечал понятию политика в западном смысле. Масхадов требовался в комбинации Басаева для того, чтобы России было, перед кем складывать оружие и вести переговоры. Басаев без Масхадова превращался просто в кровавого бессмысленного головореза, Масхадов же без Басаева становился бессильным королем без королевства, неспособным навязывать Москве переговоры.
Для нового теракта Басаев организовал многочисленный отряд. В него вошли 44 человека, включая 22 смертницы. Басаев отлично понимал, что с высочайшим шансом никто из них не останется в живых, поэтому в основном составил группу из тех террористов, которых ему было не жалко.
Группу возглавил Мовсар Бараев, племянник Арби Бараева, крупного полевого командира и патологического садиста, который вместе с Басаевым организовал в Чечне подготовку смертниц и использовал в качестве первой такой террористки собственную родственницу Хаву. Арби был уже убит российскими солдатами во время спецоперации, и теперь его племянник планировал превзойти дядюшку. Однако Мовсар Бараев имел амбиции, а не харизму или интеллект — он намеревался выйти из супертеракта авторитетным командиром, но Басаев поставил его во главе отряда именно как юнца, которого не жаль потерять.
Примерно из таких же людей состоял весь остальной отряд. Половину его составляли женщины-смертницы, а большинство мужчин были молодыми людьми 20-23 лет. Самой младшей смертнице Хадчат Ганиевой вообще не было 18. Настоящими фанатиками, знающими, что они идут на смерть и готовыми умереть, были лишь несколько человек, в первую очередь Руслан Эльмурзаев, который должен был присматривать за Мовсаром.
Вооружение составляли в основном автоматы Калашникова и гранаты, главным оружием смертниц были закрепленные на них бомбы, а также пистолеты.
Крупный театр был хорошей целью для террористов. Закрытое помещение без окон, в котором собираются сотни людей, с точки зрения захватчиков было идеальным объектом. Агенты Басаева в Москве осмотрели несколько зданий. Планировали захватить Большой театр, но он все же неплохо охранялся, и его отвергли. А вот Театральный центр на Дубровке им понравился. Там в октябре шел мюзикл «Норд-Ост» — представление стало событием для Москвы, и народу на спектаклях всегда было много.
Боевики небольшими группами приезжали в Москву и расселялись по конспиративным квартирам. Оружие доставлялось отдельно. Главари несколько раз ходили на сеансы — изучали здание, оценивали охрану (почти отсутствующую).
23 октября вечером микроавтобусы с террористами подъехали к театру. В зале как раз начинался второй акт.
Поначалу зрители приняли людей в камуфляже за элемент шоу, но затем актеров сбросили со сцены, а в потолок дали несколько очередей, истошно вопя «Это захват!» Непонятливых зрителей били прикладами автоматов. Охрану — несколько человек с газовыми пистолетами — нейтрализовали легко. В заложниках оказалось 916 человек.
Террористы действовали четко и слаженно. 22 женщины-террористки расселись по залу в шахматном порядке. На каждой был пояс со взрывчаткой — пластит и металлический мусор (гвозди, шурупы, шарики от подшипников) в качестве поражающих элементов. Пояса активировались вручную — для этого в пояс нужно было вставить батарейку и сомкнуть клеммы. В зале разместили два фугаса на основе мощных армейских артиллерийских снарядов — один установили в центре зала, другой — на балконе. Также по залу расставили несколько более мелких бомб. Зона поражения разных взрывных устройств перекрывалась так, чтобы при одномоментном подрыве поразить всех, кто был в зале, а также с большой высоты обрушить внутрь потолок.
В первые минуты после захвата многие зрители успели позвонить домой. Один человек оказался сотрудником ФСБ — он сумел сохранить телефон и еще довольно долго ухитрялся посылать смс товарищам. Позднее он погиб. Другая зрительница вспоминала, как позвонила мужу и едва смогла объяснить, что происходит — все вокруг казалось невероятно абсурдным. Происходящее было само по себе ужасно, но истинно леденящий страх захват вызвал у находившейся в зале чеченки: больше всего она боялась, что ее опознают как соплеменницу и убьют за «предательство» — поход в один театр с русскими.
Театр на Дубровке — это очень крупное здание с довольно сложной внутренней архитектурой. Поэтому пока террористы ходили по коридорам, довольно много людей смогло сбежать. Несколько работников ДК во внутренних помещениях добрались до окна, связали одежду и спустились по ней как по веревке, один упал и сломал ногу, но остался жив. Семеро техников заперлись в монтажной. Приехавшие на вызов спасатели МЧС рискуя жизнью, смогли незаметно и быстро перепилить оконную решетку, после чего все сбежали. Еще несколько человек даже успели спустить по лестнице, которую притащили к задней части здания и дотянули до второго этажа. Одна из работниц вообще нашла маленькую комнатку для хозяйственных нужд, закрылась там, выключила свет и ближайшие три дня сидела внутри тише воды ниже травы — можно только представить, что она пережила за это время.
Первые часы хаоса, пока террористы не успели взять здание под контроль, а снаружи — не успели выставить оцепление, позволили многим сбежать, но тогда же произошли первые трагедии этих дней. В зал один за другим снаружи пришли два человека. Полковник Константин Васильев своей волей пошел в здание. Он счел, что его звание позволит ему спасти хотя бы кого-то, если он предложит себя в качестве ценного заложника взамен нескольких женщин и детей. Однако террористы просто его расстреляли. Девушка по имени Ольга Романова продемонстрировала такой же благородный порыв, который кончился так же трагически — узнав о захвате, она отправилась в театр… и начала публично стыдить Бараева и его боевиков. Подобные искренние порывы хорошо смотрятся в романах, но террористы просто убили девушку.
Один из заложников, как ни странно, оказался в зале ко всеобщему счастью. Георгий Васильев был одним из авторов мюзикла. Он имел возможность бежать, но, чувствуя личную ответственность за происходящее, не стал этого делать. Это оказалось действительно важно.
Позднее Васильев вспоминал:
«Проблемы начались почти сразу же. К примеру, они вдруг обнаружили, что из тех больших тяжелых штук, которыми они забаррикадировали двери сцены, повалил густой дым, и они не знают, что это такое. А это были машины для сценического дыма. Террористы были вынуждены обратиться в зал: кто, мол, тут знает, что с этим делать? К счастью, я был, я знал, и вообще, мне кажется, мое присутствие помогло избежать многих опасностей. И уже следующий эпизод показал, что из них можно было вытягивать какие-то уступки.
Начали дымиться и гореть светофильтры. Световой компьютер завис в режиме ожидания, а фильтры не рассчитаны на такое долгое воздействие мощных ламп. Пошел запах горелого, люди перепугались. Террористы сначала храбрились, но я им описал, как это страшно, когда горит театр, и что они даже не успеют выдвинуть свои политические требования и бессмысленно погибнут вместе со всеми за несколько минут.
Под таким прессингом удалось выбить из них рации, у меня появилась связь с нашими людьми внутри театра, я даже смог на некоторое время связаться с людьми, находившимися вне здания. В частности, с нашим техническим директором Андреем Яловичем, который был за пределами театра и очень много сделал для нашего освобождения. О таких эпизодах можно рассказывать бесконечно — все трое суток состояли из них».
Тем временем Бараев начал кровавое шоу совместно с сообщниками за пределами театра. Так, идеолог террористов Мовлади Удугов сразу же дал интервью BBC, рассказывая о добрых намерениях террористов, которые хотят остановить войну. Террористы прекрасно понимали важность работы с прессой. Они тут же начали устраивать контролируемые звонки заложников наружу, пытались дотянуться до журналистов, организовать снаружи демонстрации в поддержку своих требований — остановки боевых действий и вывода войск из Чечни.
Террористы просили в качестве переговорщика политика Бориса Немцова, но тот не согласился идти. Так что первым на переговоры пошел поп-певец Иосиф Кобзон — к тому моменту он занимался уже не столько сценическими выступлениями, сколько политической карьерой в качестве депутата Государственной Думы. Вместе с ним в здание вошел корреспондент Sunday Times Марк Франкетти.
Бараев сообщил, что если его требования не выполнят в течение недели, он взорвет здание вместе с заложниками. Кобзон переговорил с лидерами террористов и, в частности, сумел выговорить первую уступку. Певец вывел женщину, двух ее детей и третьего малыша, которого дама, обманув террористов, объявила своим.
Использование в качестве главаря самого молодого и никчемного из своих командиров несколько повредило лидерам террористов. Во время беседы с журналистами Бараев простодушно брякнул, что захват театра — совместная акция Басаева и Масхадова. Причем позднее террористы еще раз подчеркнули этот факт — развернуто, не оставляя пространства для двусмысленностей. Для «умеренного лидера», которым изображали Масхадова для западной публики, такое признание было не слишком приятно, но за другими событиями эта оговорка быстро затерлась.
«Мы действуем по приказу верховного военного эмира, — заявил Бараев— Военный эмир там у нас Шамиль Басаев, вы его все хорошо знаете. Масхадов, он наш президент… Хотя мы неоднократно слышали, что Масхадов никому не подчиняется, с ним никто не считается, это я не знаю, как сказать по-вашему, это, как говорится, ложь и клевета. Мы очень даже подчиняемся и очень даже мы с ним считаемся. И наши переговоры с Масхадовым — наверное, моя задача приехать сюда. То, что мы хотели с помощью Аллаха, мы это сделали».
Надо отметить, что власти постарались подключить к переговорам максимальное число вип-персон. Помимо Кобзона в зал в разное время входило несколько политиков, в том числе оппозиционных, детский врач Леонид Рошаль и доктор из Иордании Анвар Эль-Саид. С Рошалем во время диалога чуть не случилась беда. Две девушки отпросились в туалет и убежали через окно. Завязалась короткая перестрелка: майор подразделения «Альфа» вышел из укрытия и вызвал огонь на себя — он был ранен, и сам ранил одного из боевиков, прикрывая бегство. Взбешенный Бараев грозил расстрелять доктора, но когда тот перебинтовал раненого террориста, потеплел и позволил помочь уже заложникам. Очень вовремя — многие уже находились в скверном состоянии из-за обострений хронических болезней.
Вообще, положение заложников с самого начала было очень плохим. Террористы не позволили как следует кормить людей, а главное — очень ограниченно позволяли их поить. Люди были обезвожены. Каждый получил за трое суток не более 400 мл жидкости.
Кроме того, очень долгое сидение на одном стуле без возможности встать с места тяжело сказывалось на организме. Наконец, одной из самых инфернальных идей стало использование оркестровой ямы — ее вскоре после захвата сделали единственным доступным туалетом. Эта процедура была очевидно невероятно унизительной — особенно для женщин, вынужденных делать все под взглядами мужчин-террористов — но поскольку в зале сидела без малого тысяча человек, оркестровая яма быстро превратилась в чудовищную клоаку, отравлявшую миазмами воздух в закрытом помещении.
Именно с этой ямой была связана еще одна жуткая история, когда в зале опять чуть не начался пожар. Для подсветки — чтобы люди могли просто видеть, куда идут и не утонуть в фекалиях — уже упомянутый Георгий Васильев протянул лампы на оркестровых пультах. Один из удлинителей закоротило, и огонь перекинулся на листы партитуры и провода. Всех спас начальник осветительного цеха Александр Федякин, также бывший в заложниках — он сориентировался и вовремя сорвал со стены огнетушитель.
Тем временем террористы продолжали нагнетать атмосферу кровавого сюрреализма — они устраивали намазы на сцене, включали религиозные песнопения на магнитофонах и постреливали в воздух.
Одна из заложниц потом вспоминала, что песни на арабском и чеченском лучше воспринимались, чем на русском — когда пленники понимали, о чем поется в песне, призывающей, к примеру, очистить от неверных Иерусалим — ощущение абсурда происходящего накрывало с головой.
Тем временем, в оперативном штабе снаружи готовили штурм. Переговоры зашли в тупик, а продолжение осады грозило гибелью заложников от обезвоживания и общего истощения. К тому же, в ФСБ опасались, что у террористов сдадут нервы — тянущиеся дни осады выматывали и их. Главную роль в атаке должны были сыграть спецгруппы «Альфа» и «Вымпел» — контртеррористические подразделения, сформированные еще в СССР. Офицеры ФСБ нашли театр аналогичного проекта, так что бойцы смогли отрепетировать атаку. Позиции террористов по периметру здания удалось неплохо разведать. Кроме того, московских диггеров привлекли к разведке подземных коммуникаций.
Одной из последних на переговоры с террористами пошла журналистка «Новой газеты» Анна Политковская. Ее отношения с силовиками сводились к искренней и взаимной ненависти, однако облегчить жизнь заложников она старалась совершенно искренне. Ей разрешили передать воду, но не более того.
Заложники находились в последней степени истощения. К тому моменту они получили всего около 400 миллилитров на каждого за три дня, а клоака в оркестровой яме вызывала тяжелейшие физические мучения даже за десяток рядов от нее.
В ночь на 26 октября у одного из мужчин произошел нервный срыв. Он побежал по залу. По нему открыли огонь, один из заложников погиб. В этот момент офицеры «Альфы» и «Вымпела» уже выдвигались к залу. В атаке участвовали 180 офицеров. Террористы не могли контролировать весь периметр: здание было довольно крупным, женщины-смертницы почти безвылазно сидели в зале, а оставшихся 22 мужчин было не так много, чтобы плотно держать под контролем периметр. Так что атакующие отряды смогли подобраться незаметно.
Вплотную к зданию театра располагался гей-бар, через который внутрь проникла первая группа альфовцев. Фактически, исходные позиции для штурма занимали уже внутри. Еще одна группа при помощи диггеров проделала лаз в подвал и проникла в здание снизу. В это время другие люди начали реализацию самого спорного пункта в плане штурма.
Схема минирования зала фактически исключала благополучный штурм. Поэтому было решено использовать усыпляющий газ на основе фентанила. Это решение резко снижало вероятность того, что террористы успеют взорвать здание. Однако оно же означало фактически приговор для части заложников. Газ действует по-разному на разных людей, а заложники были психически и морально истощены. С точки зрения планировщиков штурма, альтернативы не было: если не усыпить или ослабить хотя бы часть террористов, здание взлетит на воздух и погибнут все.
Газ закачивали через вентиляцию. У фасада целенаправленно обнаружила себя одна из штурмовых групп. Дальше события развивались стремительно.
Террористы-мужчины бросились к фасаду и отвлеклись от зала. В зал через подвал прорвалась штурмовая группа, задача которой была наиболее рискованной. Террористки-смертницы частично заснули, частично были дезориентированы газом, как и большинство заложников. Сориентироваться требовалось мгновенно — смертницы сидели в том же зале, что и заложники.
Для активации бомб самоубийцам требовалось вставить в свои пояса смертников батарейки и сомкнуть провода — и батарейки некоторые из них успели вставить. Однако альфовцы вели огонь очень быстро и точно: в зрительном зале никто не успел ни начать стрельбу, ни подорвать бомбы. Позднее многие упрекали спецназ в том, что никого из террористов не захватили живьем, однако транспортировать эти живые бомбы было бы смертельно опасно, так что дострелили в том числе уснувших боевичек.
В это время шел краткий, но жестокий бой за пределами зала. Террористы, бросившиеся к фасаду, где шла демонстративная атака, были тут же застрелены снайперами. Отряды, ворвавшиеся в здание, прошлись по нему огнем и мечом, сметая сопротивление. Мовсар Бараев пытался отстреливаться из помещения, где красовался перед видеокамерами, и был убит брошенной внутрь ручной гранатой.
К великому горю людей и страны, спасательная операция оказалась проведена куда хуже военной.
Впоследствии много писали о том, что медики якобы не получили данных о том, что за газ используется, и от чего, собственно, нужно спасать заложников. В действительности ситуация была сложнее. Отработка взаимодействия спецназа, спасателей и врачей была проведена плохо, поэтому случился короткий момент хаоса и перемешивания при эвакуации. В результате одним заложникам не вкалывали антидот, но были несчастные, которым ввели две дозы, что могло привести к смерти. К тому же, на фоне сильного обезвоживания и всех предшествующих мучений многие умирали даже при правильном оказании помощи. Машины скорой помощи подходили поздно. По опыту Буденновска власти знали, что переговоры по радио могут предупредить террористов о готовящемся штурме, поэтому теперь медики получили приказ выдвигаться к зданию на Дубровке в последний момент.
В результате, если при штурме не погибло ни одного человека, то уже после спасения умерло множество. Всего, с учетом убитых террористами ранее, погибли 130 заложников, почти все — от действия газа на фоне стресса, обезвоживания, обострения хронических болезней и нескольких дней физических мучений.
При лучшей организации взаимодействия и более отлаженной эвакуации многие остались бы живы. Об этом заговорили почти сразу, причем с самого верха. Речь Путина по итогам теракта содержала многозначительную ремарку: «Мы не смогли спасти всех. Простите нас».
Полковник Сергей Шаврин из отряда «Вымпел» позднее дал комментарий, который звучит откровенно жутко:
«Поймите, на уровне штаба прогнозировалось: будут потери, убитые и раненые, будет стрельба, будет подрыв, будет много человеческих жертв. А тут что произошло: штурм прошел, взрыва нет, и восемьсот с лишним человек надо выводить из этого состояния. К этому оказались не готовы.Если бы был подрыв, в живых осталось бы меньше 10 процентов. Но все осознавали, что мог быть такой вариант: террористы пустят спецназ в зал, а потом кто-то снаружи с помощью радиосигнала подорвет зал. Тогда был бы конец».
По следам трагедии российское общество узнало неожиданно много о себе самом.
По поводу качества спасательной операции было много вопросов и не льстящих ответов. Если бы она была организована лучше, погибших было бы значительно меньше. Взаимодействие ведомств было организовано откровенно неоптимально.
Однако видели и другое. Банда террористов была полностью уничтожена. Самого страшного развития событий удалось избежать, причем со всеобщей гибелью удалось разминуться буквально на секунды. Общество показало и мужество, и стойкость, и взаимовыручку. Работники театра, никогда не готовившиеся в герои, оказали просто неоценимую помощь заложникам. Почти все политики и общественные деятели, которым выпало идти на переговоры, вели себя образцово — хотя это были люди разных, зачастую принципиально разных взглядов. Конечно, не все оказались на высоте, и позднее многие бранили журналистов, которые в самом начале штурма ухитрились дать в прямой эфир штурмовой отряд «Альфы» — террористы могли бы увидеть то же самое прямое включение. Однако другие журналисты и ходили на переговоры, и помогали кормить и поить заложников. И сами заточенные поддерживали друг друга и старались помочь другим выдержать тот ад, в котором они оказались на три дня.
Никаких переговоров с террористами на Кавказе после теракта не началось.
Захват заложников на Дубровке показал обществу многие слабости страны и стал огромной трагедией. Но и государство, и общество проявили тогда храбрость и взаимовыручку, которой сами от себя не ожидали.