Погибший блокпост. Шатой, декабрь 1995
Погибший блокпост. Шатой, декабрь 1995
1995, русские входят в Черноречье…
…оно же Алды
Противопожарный истребительный танк
1991 год был богат на военные события. Распадался Советский Союз, в Афганистане вовсю шла гражданская война. Ну, а в Персидском Заливе США вели «образцово-показательную» войну против иракских войск Саддама Хусейна.
Операция «Буря в пустыне» вышла необычайно эффектной. Однако в ходе нее коалиция столкнулась с совершенно неожиданным явлением.
Отступая из оккупированного Кувейта, войска Саддама Хусейна начали взрывать нефтяные скважины. Масштаб катастрофы стал очевиден быстро: на территории размером с Ивановскую область полыхало более семисот гигантских факелов. Кувейт располагает колоссальными для такой маленькой страны запасами нефти, и, кроме того, нефть в этих местах находится под давлением — классический стереотип «в пустыню воткнули палку и оттуда забил нефтяной фонтан» для этих краев не совсем гипербола. Теперь все это полыхало.
Каждые сутки сгорали миллионы баррелей, а загрязненные дожди и снега выпадали даже в Иране. Столбы пламени рвались из-под земли с ужасающим ревом. Приблизиться вплотную к этому костру было нереально даже в защитном снаряжении. Мало того — часть нефти не успевала загореться, растекалась жуткими озерами вокруг горящих вышек и застывала твердой коркой, которая все еще могла вспыхнуть.
Теоретически гореть этот пожар мог еще лет сорок.
Тушение этого инферно представляло собой, как легко догадаться, совершенно особенную проблему. Обычные средства были полностью бесполезны — все равно, что затыкать пальцем прорыв плотины. Требовалось найти какой-то способ решить проблему радикально… И он нашелся.
Это был один из самых странных международных проектов. Компания MB Drilling была частью оманского конгломерата, но идея вызрела в недрах ее венгерского подразделения. А вот само решение, как утверждалось, имело советское происхождение. В СССР действительно экспериментировали с пожарными танками для ликвидации пожаров в особенно трудных условиях — например, на складах боеприпасов. Существовала даже «пожарная система „Град“ — машина „Импульс-2М“ на танковом шасси, которая в высоком темпе метала распылительные заряды с 20-30 кг огнетушащих средств в каждом.
Отталкиваясь от этих разработок, «арабские венгры» придумали нечто удивительное по любым меркам. В Венгрии остались огромные запасы техники и вооружения после распада советского блока. Новая пожарная машина основывалась на сочетании шасси танка Т-34 и двигателя истребителя МиГ-21. Башню с танка снимали, на корпус устанавливали реактивные двигатели. К ним присоединяли шланги. Благодаря мощи двигателей, машина могла выдавать безумное количество воды. Вода образовывала газоводяную смесь в реактивной струе двигателя.
Разумеется, запас воды такой агрегат с собой не возил, для этого ее бы потребовалось невероятное количество. Вода доставлялась по трубопроводам из Персидского залива в резервуары, из которых ее уже выкачивали шлангами. Называлось это чудо техники Big Wind — «Сильный ветер».
Эта машина перемещалась со скоростью пешехода, а во время работы вызывала ужас у тех, кто находился неподалеку устрашающим ревом двигателей. К тому же, вопросы вызывала надежность самой конструкции.
Однако эффект от «Ветра» получился преизрядный. Поток газоводяной взвеси «срубал» горящие фонтаны. В итоге фонтан, собственно, никуда не девался, но вот гореть переставал, и дальше могли работать уже нефтяники.
В итоге противопожарный монстр оказался очень полезным. Машина «сдувала» пожары и успела затушить немало скважин в короткий срок. Многие другие потушили более традиционным способом — взрывами. Но работа «Ветра» оказалась очень эффектной — и весьма эффективной. К тому же, «Ветер» сдувал не только пламя, но и продукты горения вокруг: машина могла сама облегчать себе работу.
Правда, будущее у нее оказалось не то чтобы поразительным. Все же кувейтский нефтяной фонтан был очень своеобразным объектом для тушения. Тушить обычные здания при помощи «Сильного ветра» было просто страшно: струя такой смеси на околозвуковой скорости была страшнее, чем сам пожар. Big Wind модернизировали, в частности, установили двигатели на шасси более современного танка Т-55, но другой вопрос, что работы им все равно не находилось. Впрочем, и к счастью.
Маленькая победоносная. Южная Осетия, война августа 2008
Маленькая победоносная. Южная Осетия, война августа 2008
Выжить в горах. Осада Ткварчели, 1992-1993
Выжить в горах. Осада Ткварчели, 1992-1993
Танк и Фича
В Осиеке (городок на 108 тысяч человек на востоке Хорватии) стоит очаровательный памятник.
В 1991 году началась война в Югославии, и 27 июня в Осиек ввели югославские танки. Местные хорваты (на тот момент в Осиеке их было 70%) начали закидывать танки стульями, камнями и всем что под руку попалось.
В это время Бранко Брешкич стоял на заправке — заливал бензин в бак своей «Заставы 750», она же «Фича».
Услышав, что в городе танки, Брешкич двинул в центр — посмотреть и попротестовать заодно.
В центре было весело — какую-то машину уже раздраконили, вокруг народ тусил. Бранко добрался до перекрестка улиц Вуковарской и Клайновы. Сейчас там стоит высотка — единственная, наверное, высотка в Осиеке, указатель любезно сообщает вам, что в 300 метрах находится «Макдональдс».
В 1991 году макдака в Осиеке еще не было, зато были танки и БМП. Сербская колонна ехала с востока, по идущей через полгорода Вуковарской. Машины перли не то чтоб на полной скорости, но довольно шустро — никому не хотелось подставляться под коктейли Молотова. Какие-то отчаянные психи на автомобилях еще и встраивались в эту колонну и ехали с ней. Тут могу только шайкачу снять: по-моему, ехать по своим делам между танком и БМП, которые еще и всякой фигней закидывают — это слабоумие и отвага как есть
В одном из танков мехводом ехал Йосип Илич, этнический хорват, срочник Югославской народной армии. Потом он рассказывал, что ему, мол, командир пистолетом в спину тыкал, но по-моему, это больше уже выдумки, чтоб дорогие соотечественники не наезжали. И вот, в какой-то прекрасный момент он увидел, как на дорогу вырулила красная «Фича», из которой вылез тощий мужик в черной футболке и светлых шортиках. Мужик бросил машину на дороге, а сам отошел чуть в сторонку.
Дальше случилось то, что обычно бывает, когда танк сталкивается с легковушкой. Танк Илича зацепил «Фичу», проволок сколько-то метров, а затем разминулся бортами с автобусом. «Фичу» приложило об автобус и зажевало под гусеницы танка. Тот уехал дальше по своим танковым делам, а на дороге осталась «Фича» в форме блина, из которой владелец с мрачной физиономией выковыривал уцелевшие запчасти. Все это снимал оператор Жарко Плевник.
Дальше началась война, мехвод Илич дезертировал и вступил в хорватскую армию. Брешкич в ней же отвоевал войну. Через несколько лет оба встретились на съемках документального фильма про эту историю. Брешкичу к тому моменту уже подарил новую машину мэр Осиека, так что он особо в претензии не был.
Оба, правда, прожили потом недолго, всего лет по десять. Брешкич разбился в автокатастрофе, а Илич помер от болезни в 37. Остался памятник, сооруженный в 2011 году на месте события. Танк предоставил местный музей, а машин таких по Югославии было полно. На памятнике все, понятно, наоборот — на нем «Фича» танк давит.
Там теперь и стоит.
Заложники на Новой Земле
Заложники на Новой Земле
Зелимхан Яндарбиев. Архитектор Чеченской войны
Зелимхан Яндарбиев. Архитектор Чеченской войны
Падение черного ястреба. Рейнджеры в Могадишо, 1993 год
Падение черного ястреба. Рейнджеры в Могадишо, 1993 год
Партия Исламского Возрождения Таджикистана. Путь исламистов
Партия Исламского Возрождения Таджикистана в 90-е потрясла Среднюю Азию. Ей удалось стать крупнейшим исламистским движением региона.