«Лучник» — стоическая модель эффективного действия в стремительно меняющемся мире (прикладная философия трудных времен)
Стоицизм — философия трудных времен.
Способ чтения книг «в глубину»
Как профессионально читать книги
Отрицательная рецензия на картину «Ловушка» Н. Шьямалана
А ведь трейлер к фильму был весьма «вкусным». Мир глазами «серийного» убийцы на которого устроили западню. Задумка, пусть и не блещущая оригинальностью (ранее был солидный — «Кто вы мистер Брукс» с К. Костнером), но достаточно интригующая.
Но вот с воплощением идеи у господина Шьямалана — не срослось. Режиссер: «Явления», «Шестого чувства», отличного «Неуязвимого» вдруг превратился в плохого подмастерье. Абсолютно нелогичные и неправдоподобные действия всех, без исключения персонажей.
Главный герой, по совместительству- неуловимый маньяк «Мясник» ведет себя как абсолютный идиот. Является на концерт (на котором полиция устраивает ему ловушку) со своей дочерью и в нашпигованном камерами, со специально проинструктированными полицейскими агентами «мьюзик холле» устраивает пару несчастных случаев. Не успокоившись, он берет в заложницы певицу (путем угрозы смертью человека которого она «знать не знает»)…на лимузине с ее личным водителем…направляется…к себе домой.
После такого «экзорцизма» что то там анализировать вообще смысла не имеет. Но как говорится, — у любого события есть некая «подоплека». Господин Шьямалан в роли певицы в «Ловушке» увидел…собственную дочь. Кроме того, решением семейного «шьямалановского» совета стало включение реального концерта доченьки, чтобы сие действо (поклонники, эмоции) выглядело как можно натуральнее. Это тоже не блещет оригинальностью, так как тот же Слай в картине «Изо всех сил», устроил реальный турнир по армрестлингу с реальными призами, вставки из которого вошли собственно в художественную картину. Но у Сталлоне получилась «атмосфера», а у режиссера «Ловушки» -нет. Вообще кроме логики, в картине не наблюдается даже зачатка «актерской игры». Станиславский бы «перевернулся в гробу» увидев такое. Эмоции певицы, напоминают эмоции «борцовского чучела» на котором намалевали помадой рот.
В общем, в общем — «минус 5» по десятибальной шкале. Но традиционно ТТХ картины «Trap» (Ловушка): страна Великобритания, Йомен, США; жанр -триллер; 2024 г. ; хронометраж -105 мин. Рейтинг на «Кинопоиск» — 6.5.
Хотите потратить 105 мин. своей жизни на просмотр такого? Удачи. Но как говорил покойный Жванецкий -"Лучше поспать».
На сне — не экономить!
Хитрый бросок из «шуйдзяо» «залом колена внутрь» (в личный арсенал)
Арсенал для личной самообороны, должен строиться не на зыбком фундаменте (каких-то изолированных прикладных движений), а на фундаментальной базе опыта противодействия умелым соперникам по правилам спортивных схваток, в любых спортивных единоборствах (ударных, борцовских или смешанных). Этот постулат сформулирован тремя « основателями системы САМБО : В.Ощепковым, В.Спиридоновым, А. Харлампиевым.
Ходжа Насреддин, Варлам Шаламов — тактика хитрого человека
Тактические принципы хитрого человека - "взять паузу"/"выиграть время"
Тренировочный принцип «лесенка»
«Южных нет на ней прихватов и купцов столичных, тут серьезные ребята без дурных привычек»
А. Розенбаум
Люблю простые вещи. Афонские святые говорили — " Где просто, там- ангелов сто».
Ребята тренирующиеся на улице на брусьях и турниках, знают «древний» способ набора нагрузки в этих упражнениях — «лесенка».
Для примера — отжимания на брусьях. Два человека, после общей разминки начинают отжиматься от этого снаряда. Первый делает — одно повторение, спускается со снаряда, второй, приняв исходное положение — тоже выполняет одно повторение. Первый, в следующем подходе к снаряду делает — два повторения и второй -два. Следующий подход 3-3. Пока один человек отжимается, партнер — отдыхает. Торопиться не нужно, спокойный темп. Так, постепенно доходят до предельного числа повторений в подходе. К примеру 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15. Это — «прямая лесенка», самый «мягкий» для психики — метод набора тренировочного объема.
Обратная лесенка. После общей суставной разминки и одного разминочного подхода, в количестве повторений (процентов 15-20 от максимального планового) в первом рабочем мы стартуем с 15 повторений и «опускаемся» вниз. Числовой ряд повторений -будет следующим — 15-14-13-12-11-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Этот метод требует более тщательной разминки и несколько тяжелее для «не разогнанной» психики.
Третий вариант — лесенка «туда-сюда». Забегаем и спускаемся. Самый мощный по объему вариант. Рекомендую значительно снизить число ступенек в одну сторону. 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
«Лесенка», у нормальных людей (не «мутантов») применяется в одном стержневом (локомотивном) упражнении на тренировке. Количество «ступенек» — зависит от тренированности, свободного времени, цели, характера движения. Не рекомендую тренироваться до полного отказа, лучше всегда оставлять — «запас» силы. Если в последнем повторении в подходе, скорость движения значительно упала и вес выжимается буквально по сантиметру, стоп- это последняя ступень «лесенки» сегодня.
Но, я предпочитаю применять «лесенку» для разнообразия, в компаундных упражнениях с «железом» в домашних тренировках. Желательно, в унилатеральных (одноруких) движениях.
Например, весь год для меня стержневым упражнением в домашних тренировках с гирями было — «швунг двух гирь по полтора пуда стоя с груди». Сейчас, летом — заменил его на (сопряженное движение)- жим одной рукой сидя полтора пудовой гири
Тренировка выглядит так — общая разминка, упражнения на ротаторную манжету плечевого пояса и на зубчатую мышцу.
Разминочный жим сидя — пудовой гирей.
Рабочий жим 24 килограммовой гири сидя по «лесенке». 1 жим- левой рукой (30 сек отдых, поменять руку) 1 жим -правой рукой (1.5 минуты отдых по таймеру между походами, на последних по 2 минуты и более), далее: 2-2, 3-3, 4-4, 5-5, 6-6, 7-7, 8-8, 9-9, 10-10, 11-11, 12-12, 13-13, 14-14, 15-15 — достаточно.
По сути, суммарно «ушел» за сотню повторений, а вот если бы я жал просто «десятками» или «пятнашками» — метод СТО (тоже неплохой, любыми цифрами в подходах набрать сотню повторов, но для психики не в пример -затратней), ЦНС бы очень рано начала включать свои «предохранители». «Лесенка» — позволяет очень плавно разгонятся.
Дополнительно сделал: наклоны с гирей -1 подход, подтянулся на турнике- пару подходов процентов в 60 от максимума, шею, пресс, кистевой эспандер. Поделал легонько «с тенью» (понабрасывал) раунд — двойка прямых, двойка боковых под одноименный и разноименный шаги и проход в две ноги (даб лег тейкдаун), вход с андерхука «подмышку» на боковой переворот, легкая заминка. Все, силовая физкультура закончена— тело и психика в тонусе, не утомлены.
Я не говорю, что- «лесенка» является «силвер буллет» — серебряной пулей, универсальным методом набора нагрузки. Например, тот же Петр Крылов (гиревик и борец) дореволюционных времен, любил в стержневых движениях с отягощениями выполнять — пять подходов по десять повторений с фиксированным весом, но как и все методы, пришедшие из «прикладной» практики, способ «лесенка» — прост, достаточно эффективен, позволяет разнообразить тренировки, набирая хороший объем в упражнении и не перегружая психику.
«Рокки» (Rocky) — «олдскульнейшая» спортивная драма 1976 г.
«Самая поганая вещь в боксе — это утро после поединка. После боя -ты одна сплошная рана. Хочется вызвать такси, чтобы до туалета добраться»
Рокки
Снова захотелось пересмотреть эту дейстивтельно «олдскульную» картину, сценарий для которой (по легенде) Сталлоне написал за 3 дня.
Много «воды утекло», когда я посмотрел Рокки впервые. На «виайчэс» кассете, в первом видеосалоне, небольшого провинциального городка. Конечно, тогда я был слишком молод, чтобы понять то, что спортивная составляющая этой картины — не главное. История про парня тридцати лет, боксера из третьесортного клуба, которому судьба дарит шанс стать участником боя с действующим чемпионом тяжеловесом. Вроде бы — сюжет не оригинален.
Но картина «Рокки», действительно — хороша. Она, как сейчас принято говорить -"ламповая», теплая и человечная. «Вкусные» короткие диалоги, которые можно растащить на цитаты.
» — Ты пойми, вот эта девушка, она все время болеет, врачи ей велели спортом заниматься, коньки самое оно, понял?
-Ну и чего тебе надо?
-Видишь какая она бледная, пусти ее покататься, а я в долгу не останусь?
-10 минут, 10 баксов!
-10 баксов? А может восемь?
-Да ты, что! Праздник ведь!»
Тридцатилетний боксер неудачник, живущий в одном из рабочих кварталов Америки, дерется за несколько десятков баксов в дешевых клубах. Это еще не бокс, как искусство, это — гладиаторский бой. Две черепахи, черно-белое фото легендарного итальянского тяжеловеса — Рокки Марчиано на стене, старый холодильник. Такая же обстановка в клубе, котором Рокки тренируется. Потные боксерские мешки, облезлые стены, шафчики для одежды, внутри которых — вырезки из журналов с красивыми женщинами и ребята -боксеры, тренирующиеся так, что на них жутко смотреть.
«-Сердце у меня есть, а вот шкафа нет»
Грязные улицы, мусор, слоняющаяся бесцельно «патлатая» молодежь. На честно заработанные кулаками «гроши» — не прожить. Приходится подрабатывать на мелкого гангстера, «выбивать» долги у таких же простых «работяг». Нервный друг -Полли и его сестра, застенчивая девушка, оказавшаяся той, с которой — «вместе до конца».
Конечно, режиссура поединков на ринге, по современным меркам -значительно устарела. Кроме того, Голливуд — не смог обойтись без этих пафосных фраз, озвученных устами главного героя
-Но дело не в том, насколько сильно ты бьешь; дело в том…сколько ты можешь выдержать и продолжать двигаться вперед. Вот как достигается победа.
Но, опять же, все это придает фильму определенный шарм и несет в себе мотивационный заряд. Но …детали, важны детали!
Полное погружение в историю и атомосферу того времени, тех мест.
Все персонажи, располагают к себе — естественностью. Сам Рокки — прост и ему не требуется стараться казаться, лучше чем он есть на самом деле.
Я смотрю эпизод, когда герой Сталлоне в четыре утра, «выдирает» себя из теплой постели и поеживаясь от утреннего холода, выпив залпом стакан сырых яиц, выходит на утреннюю пробежку, чтобы проделать боксерскую- «работу на дороге»…смотрю и …до «мурашек» на коже ощущаю, что он чувствует.
Правильный фильм. Как-то «выравнивающий». Корни…корни. То, чего, на мой взгляд, не хватает молодым людям. «Олдскульный» до сведения скул. Эту «ауру» фильма трудно описать, можно только почувствовать. Опять же смотреть его нужно не отвлекаясь, под соотвествующее «настроение».
ТТХ картины- 1976 г.; США, сценарий -Сильвестр Сталлоне; бюджет -1 млн. 100 тыс. долларов, мировые сборы в прокате — 117 млн. 235 тыс. долларов; рейтинг «Кинопоиск» — 8 баллов, хронометраж — 120 мин.
Дюна . Часть вторая (Dune: Part Two) - рецензия
О первой Дюне - было здесь.
ТТХ второй картины: (США, Канада, ОАЭ, Венгрия,Италия, Новая Зеландия, Иордания, Гамбия); бюджет 190 000 000 долларов; хронометраж 166 мин.; 8.5 баллов на "Кинопоиск" в текущем моменте
В моменте, фильм по сравнению с первой частью, показался несколько более затянутым и менее динамичным. Даже немного вздремнул во время просмотра, в уютном кресле кинозала, минут - 15. Как оказалось - ничего особенного не пропустил.
Хороши - схватки с охранниками гигантских машин по сбору специи (спайса), выпрыгивающие из песчанных ям/укрытий -фримены. Очень неплох барон, со своим сумашедшим племянником.
Но очень трудно, почти невозможно (и Вильневу, вместе со сценаристом - это абсолютно не удалось) - передать все политические и экономические взаимосвязи в Империи. Сложнейшая система взаимоотношений. Все это - выхолощено и не вошло в фильм. Тот же орден Бене Джесерит, сложнейшая тайная огранизация, развивающая таинственные психические навыки и самое главное - занимающаяся мифотворчеством для миров Галактики, во второй части -пара сморщенных старушек. Тот же -"Голос", показан эпизодический, не интересно. В книге же, или в серии книг, Херберт построил и описал очень сложный мир, политическую и экономическую системы.
Слабо, не смотря на современные технологии, получились эпизоды управления фрименами - песчанными червями. При приближении камеры, стойкое ощущение, что это не спина червя, а построенная для актера платформа.
Сардукары - лучшие солдаты в Империи, благодаря искусственному и естественному отбору, в фильме - вообще никакие. Не показаны силовые щиты у воинов.
В общем, вторая часть мне понравилась, значительно меньше первой и смотреть ее дома - не рекомендую. Лучше- на большом экране. И снова рекомендую, прежде чем смотреть фильм - прочитать первую книгу Херберта "Дюну", иначе - многое останется непонятным.
Метод простой мнемоники (ассоциации): запоминание числового ряда (телефон, дата); формирование - нового двигательного рефлекса. Личный опыт.
Мнемоника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), специальные способы и приемы, облегчающие запоминание нужной информации ассоциативным путем).
Обладая неплохой природной памятью "на лица"- легко узнаю человека, которого не видел, лет эдак ...цать, но при этом, плохо запоминаю числовой ряд (последовательность цифр).
Цирковые трюки с запоминаем числовых рядов, лично мне, не интересны, но попытки просто вызубрить - номер сотового/ ключевую дату, приводили к довольно большим временным затратам и требовали периодического повторения. В общем и целом, жить - это не мешало, но определенная "слабина" была.
Когда- то , в книге Дейла Карнеги про "ораторское искусство", я прочитал о простом мнемоническом приеме запоминания числовой последовательности. Но попытки применения его на практике - особого успеха не принесли. Однажды, перечитывая книгу нейробиолога Венди Сузуки "Девочка которая влюбилась в собственный мозг", я осознал корень ошибки. Соответственно, в способ запоминания была внесена корректировка и он "заработал".
База
Основой метода быстрого и устойчивого запоминая числового ряда ( да и не только числового ряда, а вообще некой информации) - это ассоциация и структура.
Можно вспомнить мнемонический пример из детства, когда ребенка учать запоминанию последовательности цветов радуги. "Каждый Охотник. Желает. Знать Где. Сидит. Фазан" (по первым буквам - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
С цифрами - тот же принцип.
Суть метода быстрого запоминания числового ряда
- 10 цифр (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9), которыми записывается любой числовой ряд (в нашем случае - номер телефона или дата)
- Каждой цифре присваивается - рифмованное слово. Хитрость, о которой я тогда не думал - механизм запоминания основан на ассоциативной памяти, соответственно слово может быть любым, но должно вызывать -яркий зрительный образ. Это увеличивает эффективность - "в разы".
Например, так
0- боль
1- гражданин
2- Москва
3- смотри
4- в тире
5- спать
6- есть
7- (с этой цифрой помучался, в подборе рифмы) - шлем
8- заморозим
9- лебедь
- Значения присвоены, запоминаем. Подводящее упражнение - сначала с закрытыми глазами «связываем» последовательно каждую цифру с соответствующим словом. Например, произносим/представляем -"ноль" , образ боли ( зубной нерв), 1 - представляем "помятого "гражданина. Шагаем последовательно, до цифры 9 .
- В обратную сторону ( от 9 к 0). Цифра - рифма и яркая ассоциация. Поиграли, не пернапрягаясь (мин. 10-15) и будет. Понятно, что изначально образы будут тусклыми и размытыми.
- Одно из главных правил тренировок любых "психотехник" или упражнений с "мозгом"/"нейробики"- нельзя переутомляться, не нужно делать «через силу», необходимо работать легко, в игровой манере.
- Стоит поработать в подводящем упражнениии, пару недель, по 5- 7 минут, через день. Необходимо добиться эффекта: при произношении/представлении- цифры, в памяти всплывает, связанное с ней ассоциативно, слово.
- Далее, уже практические тренировки заключаются в запоминании простых и коротких числовых рядов, дат. Пример: дата гибели атамана Ермака, согласно летописи (1585 г.). Ассоциация 1- гражданин , 5-спать, 8- заморозим, 5-спать. Картинка: Ермак (бородатый мужик в доспехах тонет в реке)+ на берегу реки спит гражданин в помятом костюме, мерзнет во сне (ежится), но спит. Странный образ запечатлен, странности запоминаются легче. Повторить 2-3 раза. Через пару дней вернуться- обновитьв памяти. Все, эту - дату ( дата гибели Ермака), можно легко и быстро вспомнить через много лет.
- Потренироваться на коротких датах (можно запоминать пинкоды к карточкам, если их несколько, буквально "влет". Получил карточку, посмотрел на бумажку - срифмовал, больше бумажка не нужна. Можно пробовать запоминать номера телефонов.
- Практика показывает, тренировки ассоциативной памяти, как это ни странно - улучшают как память обычную так и являются тренировками - концентрации внимания.
Более гибко
- Уяснив принцип ( структура и ассоциация), накопив собственный опыт, можно на практике запоминать более простым способом. Привязывая не конкретное слово к цифре, а просто запомнив -некое общее структурное правило.
Пример: на банковской карточке, которой человек расчитывается в магазине (пин -"4587"), для запоминания достаточно помнить не пин, а правило "+1". Последние цифры номера карты на лицевой стороне - "...3476", связав "в уме" правило -"+1" к последним четырем цифрам карточки, всегда можно восстановить свой пин в памяти, просто посмотрев на последние цифры банковской карточки и прибавив к ним "в уме" единицу.
- То же самое с паролем для ПК. Сложные системы безопасности заставляют ежемесячно менять пароль, который состоит из большого количества символов. Например - 9 символов. Простой вариант - яркое ассоциативное русское слово + несколько символов, но на латинице ( образ). Например - Муравей999 ( представили- муравья с четырьмя девятками на спинке). Набрали на латинице ( переключившись на английский, отжимая русские буквы), получился пароль - Vehfdtq((((, для кибербезопасности можно еще символ впереди , например $Vehfdtq((((. Все. Несколько раз - зашли/вышли под новым паролем, одновременно вызывая в памяти зрительную ассоциацию ( доллар, на нем муравей с четырьмя девятками на туловище). Еще пару дней повторили, но по прошествии некоторого времени , память становится механической, как говорится- "пальцы- помнят".
- Гибкий принцип, можно применять при разучивании иностранных слов, сложных текстов (выявить структуру, сформировать правило или понять и запомнить суть).
Формирование нового движения, перевод его в навык (рефлекс)
Еще интересный момент применения подобного принципа при разучивании новых движений, перевода движений в двигательные рефлексы.
Люблю и регулярно тренируюсь в бразильском джиу джитсу / БЖЖ (уровень- продвинутый физкультурник, но не соревнующийся спортсмен). Например, разучиваю новое движение. Необходимо- "вычленить" суть, не зацикливаясь на деталях, представить его визуально (очень короткой, яркой формулой) и при механической отработке с партнером/на снарядах , проговаривать "короткую формулу" -"про себя". Усвоение (перевод движения на рефлекторный уровень) - будет "в разы" быстрее, чем стандартная механическая отработка. Потому, что заучивая движение механически, мы подсознательно, все равно "рисуем" в нашем мозге "его образ".
Когда движение начнет "вылетать"\получаться не только в схватках по заданию, но и в вольных схватках (переведено на рефлекторный уровень), можно заострить внимание на каких -то технических нюансах и деталях. Мне так удобно.
Пример: простой базовый прием в стойке: сбивание проходом в 2 ноги/" дабл лег тейк даун" в БЖЖ , с колена. Вариантов проходов много, как и разницы в технических деталях ( положение головы, выдергивание ног в сторону /назад, движение туловищем, головой и т.д.), но для новичка, который разучивает движение впервые, есть самые важные моменты. 1. подбить руки противника (сделать "окно" для входа) 2. заходить на прием - не сгибая спину ( "накроют"/ отбросят ноги)- как самолет на взлете, самое устойчивое положение структуры (угол 45 градусов), прижиматься -плотно без зазоров, захватив - подколеные сгибы, подолжать движение до сваливания партнера, не замирать . Формируется простая формула, например - "Окно, самолет, плотно -на вынос", формула/образ "прокручивается в голове". При отработке приема с партнером, короткая формула проговаривается, пока движение не станет целостным и рефлекторным.
Еще такой, весьма полезный момент, для универсализации - движение нужно отрабатывать с разными по антропометрии и классу партнерами: худыми, тяжелыми, короткими, длинными, сильными и опытными, новичками и с разными "снарядами". Например: чучело, резина. Это позволяет сформировать - более гибкие нейронные связи. В вольной схватке, представить даже такую короткую формулу - не получится, да это и не требуется, просто будет всплывать визуальный образ.
Это тоже не мое изобретение. Как говорится в Екклесиате, - "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после".
В общем, на примере БЖЖ, описанна методика ассоциативного запоминания + идеомоторики (образ-движение) из трудов российского профессора психологии А.В. Алексеева. Профессионально работавшего с нашими олимпийцами: дзюдоистами, тяжелоатлетами, стрелками, прыгунами в воду и т.д. Автора книг- "Преодолей себя. Психическая подготовка в спорте" , "Система АГИМ" и т.д. Кому интересно - они есть в свободном доступе в интернете.
Но здесь нужно понимать: 1. это все не догма, не набор жестких аксиом, нужно понять принципы и гибко применять 2. работает то, что - "практикуется", знание принципов - ничто.
Нейробика
Можно считать, описанные выше способы запоминания, одним из прикладных упражнений для мозговых структур (сейчас модно слово-"нейробика") и прежде всего - комплексных механизмов, отвечающих за ассоциативную память.
Принцип прикладной физиологии - "что не используется, то утрачивается". Можно тренироваться - в любом месте ( цифры запоминать, формулы для движений - прокручивать визуально). Если дополнить, к примеру, регулярным - механическим разучиванием: стихов, молитв, иностранных слов и обучением в каких-то новых двигательных навыках, то голова станет - "светлой", тело -"умным и послушным", ум -"острым", а память -"цепкой". Цирковыми артистами оригинального жанра нам (аборигенам )-не стать, но в жизни пригодится.
Криминальная драма "Стенографист" 2023 г. ( ориг. " Walden") - малая рецензия
Начнем с ТТХ фильма: 2023 г.; USA, хронометраж -103 мин.; жанр -триллер ( по мне, точнее - криминальная драма); на текущий момент рейтинг на Кинопоиск " 5,8" ( что опять же, по мне - несправедливо).
Плавное течение фильма, спокойные разговоры, очень приятный внешний и внутренний облик главного героя. Маленький телом человек, со стальным характером. В картине присуствует "гротеск", который как бы разбавляет всю серьезность и драматичность сюжета. Что-то такое... неуловимое "коэновское" из "Фарго".
Конечно преводчики фильма перемудрили, ведь в оригинале фильм носит имя главного героя, а стенографист - это его: призвание, работа и хобби.
Хорошая криминальная драма, простая и легкая. Рекомендую.
Книга " День Шакала" Ф. Форсайта (малая рецензия)
На мой взгляд, "День шакала" - один из лучших криминальных романов, раскрывающий психологию "наемного убийцы"/ "серого человека". Перечитывал роман, наверно, с десяток раз, эффект погружения - полнейший. Вообще, качественные художественные книги - позволяют читателю "проживать" разные жизни. Нарратив- бесстрастно отсеченное повествовование, другими словами-"сухая суть произведения"- эмоционально и интеллектуально обогащает читателя, знакомит его с определенными поведенческими шаблонами в конкретных обстоятельствах.
Этот эффект тем более заметен, если читатель- не спешит, не пропускает абзацы. По возможности, после прочтения - резюмирует свои впечатления в виде короткой рецензии.
об авторе
Стоит немного коснуться и некоторых интересных деталей в биографии Форсайта. Это поможет приоткрыть и секрет успеха его произведения ("День Шакала" включен в список из 100 лучших детективных романов всех времен).
Фредерик родился в городе Эшфорд, графства Кент. С детства зачитывался приключенческими романами, имел склонность к овладению инстранными языками, увлекался мотоциклами. В 17 лет Фредерик Форсайт -пилот самолета истребителя в королевских ВВС. После службы - репортер. Форсайт из интервью " то была единственная работа, которая по моему мнению, могла обеспечить возможность писать, путешествовать и оставаться хозяином собственного времени, хотя бы в некоторых пределах" .
Во время одной из своих многочисленных международных командировок, Форсайту пришлось освещать историю военнизированной организации ветеранов OAS ( в романе, руководство этой организации нанимает наемного убийцу ) . "День Шакала"- первое художественное произведение Форсайта, до него писатель выпустил книгу - " История Биафры" ( документальные очерки о гражданской войне в Нигерии).
немного о книге "День Шакала"
О наемных убицах написаны "тонны" художественных произведений, хотя, киллер- далеко не публичная хм...профессия, но в чем же секрет успеха произведения Форсайта? А дело здесь, на мой взгляд, в детальной, беспристрастной достоверности, возможно излишней для художественного произведения. Как отметил сам Форсайт в статье для БиБиСи В 2003 г., отвечая на вопросы читателей,- "...Меня до сих пор поминают недобрым словом каждый раз когда кто-нибудь пытается использовать поддельный паспорт. С тех пор, как была опубликована книга, прошло уже 32 года, а эту прореху в законе до сих пор не заткнули. А что касается технических подробностей подготовки преступлений, то здесь главное - не сидеть в библиотеке, а разговаривать с живыми людьми.
Когда я писал "День Шакала", меня интересовало буквально все: как можно раздобыть поддельный паспорт, где киллеры покупают снайперские винтовки. И за ответами на эти вопросы я отправился к людям, которые как раз этим и зарабатывают на жизнь.
Я встречался со специалистом по изготовлению поддельных документов, в Париже за бокалом вина разговаривал с профессиональным убийцей - мы познакомились в Алжире, а потом я случайно узнал, что он во Франции, и специально отправился в Париж, чтобы побеседовать с ним. И кстати, когда книга вышла в печать, человек, который подделывает документы, был очень огорчен. Он мне прямо сказал: "Вы отобрали у меня мой кусок хлеба".
Я до сих пор стараюсь как можно чаще общаться с экспертами. Если мне нужно описать какой-то город, какое-то кафе, я отправляюсь туда сам. И потом, когда вы окажетесь в этом городе, вы сможете сказать: "Вот отсюда он стрелял, вот здесь стоял этот персонаж, здесь - тот".
Структурно книга представляет собой -описание подготовки физического устранения главы республики наемным убийцей , а в параллель - детали оперативных мероприятий по его поиску спец. службами. Согласно оглавлению "День Шакала" разбита на три больших раздела: "Технология заговора", "Технология облавы" и "Технология убийства".
мифотворчество вокруг романа и личности автора
Роман иногда называют -"алгоритмом или антологией политического убийства", он собрал вокруг себя множество мифов.
Например: 1. "День шакала" был запрещен для публикации в СССР (вполне может оказаться правдой), но был в списке литературы, обязательной для прочтения сотрудниками КГБ (похоже на миф). 2. У наемного убийцы из романа - был реальный прототип, а описание подготовки к убийству президента республики Франция, в общем и целом соответствовало реальности. (Это предположение - не верно. Хотя, в истории известно более десятка покушений на президента французской республики Шарля Де Голля, в том числе совершенных группой членов OAS , а персонаж Жан-Мари-Бастьен-Терри, описанный на страницах романа , реально существовал, но никакого наемного убийцы не было. В интервью БиБиСи, Форсайт упоминает о том, что перед написанием книги ему приходилось беседовать с реальными людьми из криминального мира. "Портреты" - Шакала, оружейника и специалиста по фальшивым документам со страниц книги - это собирательные образы. 3. Реальный террорист - Ильич Рамирес Санчес, был фанатом этой книги и поэтому получил кличку "Шакал" (Не верно, книжка была найдена у одной из его "подружек" при обыске и благодаря статье криминального репортера, в которой он упомянул этот факт, Санчес заработал такое прозвище ). 4. Нередко упоминается, что Форсайт был сотрудником британской внешней разведки МI-6, прямо как Джеймс Бонд. ( Форсайт затронул этот "момент" в интервью для БиБиСи в 2015 г. С его слов -он был внештатным сотрудником, не получал за это деньги).
Конечно, существую разные переводы этой книги на русский язык. Мне симпатичен перевод В.С. Муравьева и С.А. Сухарева. Обложка издания с этим переводом на фотографии в заметке.
Как говорил "знаток человеческих душ" Ф.М. Достоевский,- "Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное". Конечно роман - "День Шакала" - далеко не "Иллиада" Гомера и не "Братья Карамазовы", но, на мой взгляд, роман- очень хорошая, "плотная", качественная беллетристика в духе: "В августе 44" В. Богомолова или книги "Война в зазеркалье" Джона Ле Карре.
Фильм " В сердце моря" - голливудский "фастфуд"
"Море не знает милосердия. Не знает иной власти, кроме своей собственной"
Г. Мелвилл "Моби Дик, или Белый кит"
"Кому арбуз, а кому свинной хрящик" - говаривал М.Е. Салтыков-Щедрин. Смотрел я смотрел - "В сердце моря" и ... ничего не увидел. Ожидание было гораздо больше, ведь именно перед просмотром, я "домучил" книгу Мелвилла -"Моби Дик", а читать ее, скажу я вам -тот еще труд. Продираться, не теряя концентрации, через все эти описания: анатомии китов, оснастки китобойного судна. Свою картину Рон Ховард снял "по мотивам" книги Мелвилла, точнее - ну очень "по мотивам".
Самая главная претензия - получился типичный "Голливуд". Такой "пластик", если хотите - "фастфуд" для масс. Пасофосные речи, главный герой -"по пояс деревянный" и тусклые второстепенные персонажи. Как говорил товарищ Станиславский, - " Не верю".
На мой взгляд, в картине Рона Ховарда, все персонажи - это именно актеры играющие профессиональных моряков, но ими не являющиеся.
Вспомнил историю, которую рассказывали о Станиславском. Мэтр, попросил студентку разыграть небольшую сценку, с поиском потерянной иголки. Студентка,"заломив" руки, с истерическими нотками в голосе - «Ну где же ты?», начала метаться по сцене. Тогда Станиславский заметил,–«я прошу вас, не играть, как будто вы ищете иголку, а действительно искать». Получив указание, студентка сосредоточилась и начала поиски, не используя лишних жестов.
Если захочется посмотреть "атмосферный" фильм про выживание в северных условиях, могу рекомендовать "Затерянные во льдах" с Мадсом Миккельсоном. Другая эпоха, никакой героики и пафоса,просто - тяжелый, монотонный, повседневный труд. В "Затерянных", за весь хронометраж картины, главный герой произносит, буквально-"пару предложений".
Но вернемся к картине " В сердце моря". ТТХ: хронометраж -122 мин., 2015 г., США/Австралия/Испания, рейтинг Кинопоиск (7.2).
У исландского -"Затерянные во льдах", рейтинг ( 6.8).
Жизненная стратегия "малых шагов" - принцип домкрата, принцип борца бразильского джиу-джитсу, "минимизация побудительного порыва", пошаговый гибкий алгоритм
Любимое мной единоборство - бразильское джиу-джитсу (БЖЖ). Иногда в патовых ситуациях, когда противник за счет физической силы, жестко "контрит", ты начинаешь выбирать свободное пространство между вами, "выгрызать" буквально по миллиметру...Так и в жизни, поставил цель -разбил ее на подзадачи, стартовал с самой легкой, практически не требующей усилий...А после, миллиметр за миллиметром...
Джек Лондон "Мартин Иден" (нестареющая классика)
Давно я не обращался к творчеству Джека Лондона. Мощный писатель, по праву занявший свою нишу в мировой литературе. Что интересно - Лондон из писательской братии, книги которой отлично "заходят"- как в 16 лет, так и после сорока. В прошлые выходные, был в книжном магазине и не отказал себе в удовольствии, купить -"Мартин Иден". Читал по вечерам, закончил за три дня, к четвергу.
Есть множество авторов мирового масштаба, которых сложно читать, когда тебе только "шестнадцать". Просто не вопринимаются те заложенные в произведении - глубина и мощь. Конечно, школьная программа заставляет знакомиться с отдельными вещами у классиков и даже формулировать свои мысли в сочинении, но это все - "через силу", без удовольствия. Отсутствует жизненный опыт, нет багажа пережитого, человек еще "не созрел".
Из писателей, которых по настоящему "распробуешь" в зрелом возрасте, можно привести в качестве примера - Ф.М. Достоевского, описание внутренних конфликтов и противоречий его книжных героев- потрясает. Как пример, из менее известных - Леонид Андреев, вот уж где -"потемки души человеческой".
Как же так вышло, что в творчестве Джека Лондона, вне зависимости от собственного возраста, каждый из читателей может найти "свое"? На мой взгляд, благодаря трем основным факторам.
Первое - Джек Лондон ( настоящее имя - Джон Гриффит Чейни)- писатель "практик". Джек ходил на шхуне за"корраловыми" рифами, браконьерил, бродяжничал, участвовал в забастовках, пытал счастье на Аляске, во времена "Золотой лихорадки". В его произведениях то, что он - видел и пережил. Характеры персонажей, повстречавшиеся на жизненном пути, конечно, с определенной литературной обработкой.
Второе - безусловный писательский дар. Произведения Джека Лондона вызывают эффект "полного погружения". Это именно то, про что говорится - "читатель может прожить "тысячу" жизней, благодаря чтению хорошей литературы".
Третье - Джек писал о вечных вещах: об отваге, стойкости, силе духа, о чести и достоинстве , мужестве, жизни и смерти. Он писал о суровой природе, братьях наших меньших, о тяжелой работе, самопожертвовании и конечно о любви мужчины к женщине. О низменном и прекрасном в человеческой душе. Сложные обстоятельства - лишь лакмус, проявляющий в героях Лондона -худшие или лучшие черты характера. Казалось бы с каждым столетием изменяется окружающая среда, сумашедшие технические изобретения, но человек "внутри себя" остался прежним, прежним- с библейских времен.
"Мартин Иден" - не последняя книга писателя, но очень зрелая. Есть мнение, что она несколько "автобиографична", что подтверждается схожестью деталей из жизни главного героя и собственно событиями из официальной биографии писателя.
Есть - "Сердца трех", последнее из произведений Джека Лондона и "Мартин Иден" - опубликованный одинадцатью годами ранее. Первая- чистая беллетристика, одно из самых слабых произведений в биографии писателя. Можно сравнить с "Парижскими тайнами" Эжен Сю. "Мартин Иден" - напротив, одна из жемчужин творчества писателя. Я могу сравнить ее с произведением "Райский сад" Э. Хемингуэя, или скажем с трилогией желания (Финансист/Стоик/Титан) Т. Драйзера.
Молодым людям, наверняка будут импонировать: стойкость героя, его тяга к самообразованию и самосовершенствованию. Людям постарше- неприхотливость и жесткие этические правила, которых придерживался Мартин. Книгу можно посоветовать для обязательного чтения, как начинающим писателям так и просто молодым людям - "ищущим" себя в этом мире.
Но сейчас, когда перечитывал роман, я невольно отметил следующее: самообразование, какие-то приземленные цели ( благосостояние, любовь к женщине)- это не главное, не фундаментальное,- просто сопутствующие инструменты. У героя Джека Лондона - молодого моряка, драчуна и писателя, не оказалось хм...эдакого духовного вектора, некой-"высшей" цели, ради которой стоило жить. Казалось бы, достиг всего о чем мечтал, тяжким трудом, а в душе- сосущая "пустота". Эго. Но повторюсь- книга сильная, наводит на размышления и читается легко. Ставлю роману Лондона очень высокую оценку, обязательно перечитаю под настроение.
Фильм "Дочь болотного царя" ( ориг. "The Marsh King's Daughter)
Задалась -"пара часиков" свободного времени, заехал в кинотеатр и посмотрел эту картину. Ну, что ж ...Ожидал такую проходную" бэшечку", вроде картины- "Никто тебя не спасет", в которой девушка- интроверт мочит пришельцев, но нет. У авторов получился - мощный, плотный, медленно разворачивающийся криминальный триллер, с очень и очень короткими вспышками насилия. Скорее даже - криминальная драма.
Весьма...Актриса в роли главной героини - органична, как и актер, сыгравший отца "The Marsh King". На мой взгляд, есть некие нестыковочки, скорее - технического/тактического характера, но эффект погружения в картину- присутствует. Речь идет о психическом феномене, когда зритель, не просто наблюдает разворачивающееся действие, но как бы - находится внутри него. Такое бывает и с хорошей художественной книгой. "Дочь болотного царя"- понравится поклонникам фильма-"Ветренная река". Улавливается определенная симметричность - по темпоритму, этническим мотивам и по скупости экшен сцен. Эпизод, когда отец перевернулся в лодке, уходя от последующего выстрела -хорош.
Название фильма, как и ряд деталей в нем- отсылка к нарративу сказки Андерсона "Дочь болотного царя".
Достойно просмотра. ТТХ фильма: США( 2023 г.), 108 мин., криминальный триллер, текущий рейтинг на Кинопоиск- 6, 1 ( на мой взгляд, не отражает реальной "стоимости", я бы поставил 7-7.5 баллов)
Фильм "Жатва" ( The Reaping)
Иногда хочется посмотреть что-то попроще. "Жатва" -такая картина на грани"бэшечки", но неплохая.
Понятно, отсылки к библейским преданиям, прежде всего к книгам- "Пятикнижие Моисеево". фильм сделан по определенному "лекалу" и поэтому, довольно легко определить куда повернется сюжет, начиная, примерно с середины картины. Конечно, по настоящему, такой христианской борьбы с вечным злом здесь нет, ведь- молитва, внутренняя борьба, это же - так скучно.
Вообще, не смотря на все потуги главной героини, что-то решить, приходишь к однозначному выводу, который можно выразить строчкой из псалма - " Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж", так и в нашей обычной жизни. На мой взгляд, чуть поменьше откровенной прямолинейной мистики и картина бы получилась гораздо весомей.
ТТХ фильма: 2007 год; США; хронометраж - 99 мин.; текущий рейтинг на "Кинопоиск" -6.6.
С рейтингом согласен, второй раз картину смотреть не буду, но для поверхностного знакомства с мощными библейскими "архетипами" - пойдет.
"Почти серьезно" Ю. Никулин ( обзор книги -автобиографии)
"Светлая" книга, "светлого" клоуна. Ни капельки "звездности", обыкновенный человек, проживший достойную жизнь. Книга о жизни -"как она есть". Любимый сын у своих родителей, Юрий Владимирович Никулин всегда отвечал им тем же. К советам отца, будущий профессиональный клоун будет прислушиваться на протяжении всей своей карьеры.
"Почти серьезно", можно поделить на части: юность, война, мир цирка и мир кино. Все это щедро сдобрено: прибаутками, историями, анекдотами. Это сейчас, мы - пользователи всемирной "паутины" можем прочитать любой анекдот, не выходя из дома. Юрий Никулин, на протяжении всей своей жизни, записывал интересные и смешные- факты, истории, анекдоты в тетрадочку в кожанном переплете.
Двадцать процентов книги - воспоминания о юности, семья, армия и Великая Отечественая Война, а тяжелую армейскую лямку Юрий Никулин "тянул" от и до, включая оборону Сталинграда. Зарисовочки о армейском быте, со всеми его нелепицами. Процентов семьдесят текста- цирк и истории с ним связанные. Все -таки карьера клоуна у Юрия Никулина - судьба. Последняя часть - кино кино, куда в отличие от цирка Никулин попал совершенно случайно, но "влился" так органично, что истории режиссера Гайдая, зная наизусть, мы продолжаем смотреть спустя десятилетия. "Постой паровоз, не стучите колеса, кондуктор нажми на тормоза...".
На мой взгляд, книга получилась не только развлекательной, но весьма и поучительной. Между веселыми историями и анекдотами, часто скользит грустная нотка. Рассказ про династию акробатов - напоминает читателям о древней "максиме" - "дисциплина всегда бьет талант". С огромным уважением написана часть книги, посвященная клоуну- Карандашу, главными источниками востребованности и известности которого, были - дисциплина и трудолюбие, профессионализм, с которым Карандаш относился к своим репетициям.
Так уж повелось, что я для себя "отмечаю" - "буду" или "не буду" перечитывать когда-нибудь книгу. "Почти серьезно", помечена -"обязательно перечитать под настроение".
Калистеника. Движение для ОФП -медвежья походка/прогулка ( bear walk/crawl)
В продолжение темы, полезных упражнений из калистеники, которые нравятся мне - медвежья походка, прогулка - как угодно. Прямая и обратная.
Достаточно простое движение, применяющееся как разминочное в некоторых борцовских дисциплинах, иногда: у вольников, дзюдоистов. Очень часто в клубах - грепплинга, бразильского джиу джитсу и лута ливро. Нередкое для клубов - кроссфита, различных секций общефизической подготовки, вариантов силовой йоги - особенно на западе.
Понятно, для борцов, "медведь" без сопротивления - это хороший вариант разминочного упражнения подготоваливающее "разум" и связки к борьбе в "партере", особенно если оно чередуется со специальным защитным движением из борьбы -"высед" и переходами в походку "краба", тот же принцип, но зеркально ( таз вниз) .
С нагрузкой ( когда "медведь" преодолевает сопротивление резины, которая, либо, закреплена неподвижно, либо, ее держит партнер, который натягивает резину и перемещается за "медведем" этим упражнением, можно здорово и непривычно нагрузить все тело. Полезно ( исходное положение, вектор -сопротивления, тяговое усилие) - для тех, кто собирается тянуть авто на празднике. ))))
Хорошо работают крупные мышечные группы, преодолевая сопротивление резины, когда "медведь" двигается назад.
Для людей ( физкультурников) которые занимаются общефизической подготовкой, кроссфитом и т.п. дисциплинами, это хорошее разминочное упражнение, требующее - определенной кооординации, мобильности, слаженности движений, динамической гибкости. В режиме приодоления сопротивления ( например резины), хороший способ нагрузиться в формате силовой выносливости. Возрастным физкультурникам тоже будет очень полезно.
Оно же- без нагрузки, является своебразным тестом на то, что у человека со спиной (прострелы, протрузии), на текущий момент - все хорошо. Входит, как одно из обязательных, в западную гимнастику (анимал флоу -подражание животным, свободные движения), множество элементов которой, применяется во всех школах бразильского джиу джитсу, лута ливро.
В общем нужно пробовать, да и здорово сочетается с "ползающим крокодилом", о котором я писал ранее.
Несколько роликов.
Здоровья.
Силовое движение из калистеники "Ползающий крокодил"
"Ползающий крокодил", - движение из калистеники, отличная альтернатива - отжиманиям от пола. Познакомился с ним на тренировках по бразильскому джиу-джитсу (БЖЖ). В отличие от отжиманий, в "крокодиле" - кроме трицепсов и грудных мышц, мощно работает кор и мышечные волокна, проходящие вдоль позвоночного столба. Является не только силовым-для мышц, но и профилактическим движением для позвоночника.
Обновления проекта
Статистика
Контакты
Поделиться
Метки
Фильтры
Подарить подписку
RSS ссылка
Используйте ссылку в приложениях для аудио-подкастов или RSS-каналов, таких как Apple Podcasts, Castbox, Overcast, Feedly и другие.
Копировать ссылку