logo
17
читателей
Инвестпрактика  Практика инвестирования в акции и облигации с Александром Доржиевым
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Приветствую! Меня зовут Александр Доржиев, мне 49 лет, инвестирую на фондовом рынке с 2001 года. Более чем двадцатилетний собственный опыт инвестирования в акции и облигации, 14 лет во главе инвестиционного блока коммерческого банка и 6 лет успешной просветительской деятельности в соцсетях позволяют мне создать новый аналитический проект, в котором я пишу о том, как с помощью фондового рынка наращивать сбережения, как грамотно вести личные финансы, разбираться как в базовых, так и продвинутых понятиях мира инвестиций, решать не только экономические, но и философские, исторические и социальные вопросы в жизни. Ну или, короче говоря, как не быть лохом. Добро пожаловать!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
База 500₽ месяц 5 100₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Инвестпрактика

Регулярная продвинутая аналитика наиболее привлекательных эмитентов акций и выпусков облигаций, макроэкономические обзоры, анализ рисков, рекомендации по распределению классов активов в портфеле

Оформить подписку
Оптимум 800₽ месяц 8 160₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Инвестпрактика
Осталось 48 мест

В дополнение к "Базе" бесплатные ежеквартальные вебинары и ответы на вопросы

Оформить подписку
Платина 1 500₽ месяц 15 300₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Инвестпрактика
Осталось 8 мест
Доступны сообщения

В дополнение к "Оптимуму" любые безлимитные консультации

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
17 подписчиков
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
Читать: 3+ мин
logo Инвестпрактика

Чем может быть полезен проект для вас?

Будучи ‎профессиональным‏ ‎финансистом, ‎я ‎обладаю ‎рядом ‎сверхценных‏ ‎в ‎нашем‏ ‎меркантильном‏ ‎обществе ‎навыков, ‎большинство‏ ‎из ‎которых‏ ‎мои ‎коллеги ‎по ‎инвестиционному‏ ‎бизнесу‏ ‎применяют ‎только‏ ‎на ‎работе,‏ ‎абсолютно ‎не ‎умея ‎пользоваться ‎ими‏ ‎в‏ ‎личной ‎жизни.‏ ‎В ‎отличие‏ ‎от ‎них, ‎мне ‎удалось ‎создать‏ ‎достаточный‏ ‎семейный‏ ‎капитал, ‎который‏ ‎позволил ‎в‏ ‎40 ‎лет‏ ‎уйти‏ ‎из ‎банка‏ ‎и ‎стать ‎самостоятельным ‎пенсионером.

Отдохнув ‎3‏ ‎года, ‎я‏ ‎заскучал‏ ‎и ‎в ‎качестве‏ ‎хобби ‎занялся‏ ‎просветительской ‎деятельностью ‎в ‎соцсетях.‏ ‎Мое‏ ‎первое ‎высшее‏ ‎филологическое ‎образование‏ ‎(финансы ‎и ‎кредит ‎— ‎второе)‏ ‎дает‏ ‎огромное ‎преимущество‏ ‎перед ‎чистыми‏ ‎экономистами ‎в ‎организации ‎текста ‎и‏ ‎речи.‏ ‎Интерес‏ ‎аудитории ‎был‏ ‎настолько ‎огромен,‏ ‎что ‎хобби‏ ‎постепенно‏ ‎переросло ‎в‏ ‎предпринимательскую ‎деятельность: ‎я ‎разработал ‎и‏ ‎веду ‎уже‏ ‎более‏ ‎5 ‎лет ‎курсы‏ ‎по ‎организации‏ ‎личных ‎финансов ‎и ‎долгосрочному‏ ‎инвестированию‏ ‎в ‎акции‏ ‎и ‎облигации,‏ ‎провожу ‎индивидуальные ‎консультации ‎по ‎любым‏ ‎денежным‏ ‎вопросам. ‎Отзывы‏ ‎учеников ‎и‏ ‎клиентов ‎можно ‎прочитать ‎здесь. Также ‎целый‏ ‎сайт‏ ‎вам‏ ‎в ‎помошь. Все‏ ‎контакты ‎тут.

Однако‏ ‎в ‎силу‏ ‎того,‏ ‎что ‎в‏ ‎данной ‎деятельности ‎я ‎имею ‎роскошь‏ ‎руководствоваться ‎не‏ ‎только‏ ‎материальной ‎выгодой, ‎но‏ ‎и ‎любопытством,‏ ‎смешанным ‎со ‎стремлением ‎к‏ ‎саморазвитию,‏ ‎надолго ‎застревать‏ ‎в ‎обучении‏ ‎азам ‎финансовой ‎грамотности ‎и ‎инвестирования,‏ ‎а‏ ‎также ‎консультировании‏ ‎по ‎элементарным‏ ‎вопросам ‎ведения ‎бюджета, ‎распределения ‎кредитной‏ ‎нагрузки‏ ‎и‏ ‎составления ‎инвестиционного‏ ‎портфеля, ‎мне‏ ‎не ‎по‏ ‎душе.‏ ‎Всем ‎вышеперечисленным‏ ‎я ‎продолжаю ‎заниматься, ‎но ‎все‏ ‎реже.

Поэтому ‎в‏ ‎феврале‏ ‎2021 ‎г. ‎я‏ ‎создал ‎и‏ ‎до ‎сих ‎пор ‎продолжаю‏ ‎вести‏ ‎Премиум-клуб ‎—‏ ‎группу ‎в‏ ‎телеграме ‎с ‎регулярной ‎аналитикой ‎фондового‏ ‎рынка,‏ ‎где ‎выкладываю‏ ‎собственные ‎рабочие‏ ‎материалы-исследования ‎в ‎области ‎фундаментального ‎анализа‏ ‎акций‏ ‎и‏ ‎облигаций. ‎Получается‏ ‎неплохо. ‎В‏ ‎течение ‎2022‏ ‎г.‏ ‎члены ‎клубы‏ ‎со ‎мной ‎не ‎паниковали, ‎а‏ ‎уверенно ‎закупались‏ ‎акциями‏ ‎крупнейших ‎российских ‎эмитентов‏ ‎по ‎ценам‏ ‎ниже ‎плинтуса, ‎практически ‎не‏ ‎пострадав‏ ‎от ‎всяческих‏ ‎блокировок ‎иностранных‏ ‎акций ‎и ‎паев ‎(так ‎как‏ ‎их‏ ‎не ‎было‏ ‎в ‎портфелях).‏ ‎В ‎клубе ‎на ‎постоянной ‎основе‏ ‎анализируются‏ ‎более‏ ‎50 ‎эмитентов.‏ ‎Все ‎их‏ ‎плюсы ‎и‏ ‎минусы‏ ‎в ‎результате‏ ‎длительного ‎и ‎вдумчивого ‎наблюдения ‎видны‏ ‎как ‎на‏ ‎ладони.

Именно‏ ‎такой ‎формат ‎продвинутой‏ ‎аналитики ‎наиболее‏ ‎интересен ‎мне ‎как ‎действующему‏ ‎инвестору‏ ‎с ‎восьмизначным‏ ‎капиталом. ‎Ведь‏ ‎сапожник ‎должен ‎быть ‎с ‎сапогами,‏ ‎не‏ ‎правда ‎ли?‏ ‎В ‎общем,‏ ‎клуб ‎доказал ‎свою ‎эффективность ‎и‏ ‎требует‏ ‎дальнейшего‏ ‎развития.

Представляю ‎вам‏ ‎новый ‎проект‏ ‎«Практика ‎инвестирования‏ ‎в‏ ‎акции ‎и‏ ‎облигации» ‎на ‎сайте ‎sponsr.ru. ‎Здесь‏ ‎я ‎публикую‏ ‎актуальную‏ ‎аналитику ‎для ‎тех‏ ‎инвесторов, ‎которым‏ ‎не ‎нужны ‎круглосуточные ‎волнения‏ ‎перед‏ ‎биржевыми ‎терминалами,‏ ‎для ‎тех,‏ ‎кто ‎не ‎читает ‎новости ‎на‏ ‎ежеминутной‏ ‎основе, ‎для‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎обладает ‎базовыми ‎навыками ‎критического ‎мышления‏ ‎и,‏ ‎что‏ ‎самое ‎главное,‏ ‎здравомыслия. ‎Спекулянтам‏ ‎на ‎фьючерсах,‏ ‎опционах‏ ‎и ‎крипте,‏ ‎интрадейщикам ‎и ‎адреналинщикам, ‎конспирологам ‎и‏ ‎искателям ‎кукловодов‏ ‎здесь‏ ‎делать ‎будет ‎нечего.‏ ‎Пишу ‎о‏ ‎том, ‎что ‎интересно ‎именно‏ ‎мне,‏ ‎так ‎как‏ ‎бегать ‎на‏ ‎поводу ‎у ‎публики ‎смысла ‎не‏ ‎вижу.‏ ‎Тем ‎не‏ ‎менее, ‎даже‏ ‎скромная ‎материальная ‎отдача ‎от ‎деятельности‏ ‎необходима‏ ‎как‏ ‎понятный ‎стимул‏ ‎для ‎продолжения.

Если‏ ‎вам ‎со‏ ‎мной‏ ‎по ‎пути,‏ ‎подключайтесь ‎на ‎любой ‎из ‎уровней‏ ‎подписки: ‎«База»,‏ ‎«Оптимум»‏ ‎или ‎«Платина». ‎Количество‏ ‎подписчиков ‎в‏ ‎последних ‎двух ‎ограничено. ‎Цены‏ ‎пока‏ ‎самые ‎демократичные,‏ ‎но ‎это‏ ‎только ‎для ‎начала. ‎Разборы ‎будут‏ ‎выходить‏ ‎на ‎постоянной‏ ‎основе, ‎несколько‏ ‎раз ‎в ‎неделю. ‎Замечательных ‎возможностей‏ ‎на‏ ‎рынке‏ ‎всегда ‎достаточно,‏ ‎поверьте. ‎Если‏ ‎есть ‎вопросы,‏ ‎задавайте‏ ‎их ‎в‏ ‎комментариях. ‎Добро ‎пожаловать!
Читать: 1+ мин
logo Инвестпрактика

Предлагаемый модельный портфель на 22.11.2024

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Инвестпрактика

Ренессанс Страхование. Пружина разожмется или сломается?

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Бедные люди покупают страховку, а богатые им ее продают. Оправдан ли страх инвесторов перед вложениями в страховой бизнес? Или лучше держаться от него подальше? А вот и поглядим.

Читать: 5+ мин
logo Инвестпрактика

Принципы распределения средств в портфеле по классам активов

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Согласно современным легендам, лемминги (полярные хомяки) стаями прыгают с утесов в море, совершая массовое самоубийство. Поведение людей на бирже до боли напоминает этих леммингов. Как бежать вместе со всеми и не утонуть? Надеть спасательный круг, как тот предусмотрительный товарищ на картинке. Подробности в статье.

Читать: 1+ мин
logo Инвестпрактика

Приоритет в инвестировании

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

К сожалению, реальность слишком часто оказывается значительно хуже наших ожиданий от фондового рынка в тот момент, когда мы впервые открываем брокерский счет и вносим на него деньги. В этой короткой заметке я описал суть стратегии долгосрочного инвестирования, которая позволит вам сформировать адекватные ожидания так, чтобы они были достаточно близки к действительности.

Читать: 2+ мин
logo Инвестпрактика

Наконец-то акции Транснефти может купить любой инвестор! А надо ли?

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

На фото башня "Эволюция" в Москва-Сити. Здесь располагается центральный офис компании "Транснефть", которая купила башню за 300 млн долларов. В данной статье мы будем изучать не офисы, а привлекательность бизнеса монополиста в трубопроводной транспортировке российской нефти. Привлекательность для нас, простых рядовых миноритарных акционеров.

Читать: 8+ мин
logo Инвестпрактика

Куда Греф заведет Сбербанк? Внимательно изучаем отчет МСФО за 9 месяцев 2024 г.

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Когда-то и у меня была сберкнижка, которую я получал в сберкассе, отстояв огромную очередь с бабушками. С тех пор много воды утекло. В 2007 году Сбербанк возглавил Герман Греф. Он пообещал доказать, что «слоны умеют танцевать", создав «гибкую, реагирующую на рыночные сигналы, дружелюбную к вкладчикам, надежную структуру». Спустя 17 лет посмотрим, что у него получилось.

Читать: 4+ мин
logo Инвестпрактика

Геймификация инвестирования

В ‎2019‏ ‎году ‎фонд ‎«Навстречу ‎переменам» ‎(Tele2)‏ ‎проводил ‎среди‏ ‎социальных‏ ‎предпринимателей ‎конкурс ‎на‏ ‎получение ‎грантов.‏ ‎Я ‎принял ‎участие ‎в‏ ‎конкурсе‏ ‎с ‎проектом‏ ‎обучения ‎детей‏ ‎финансовой ‎грамотности, ‎выиграл ‎региональный ‎этап‏ ‎и‏ ‎поехал ‎на‏ ‎учебу ‎по‏ ‎доработке ‎проекта ‎в ‎Москву. ‎Там‏ ‎собрались‏ ‎около‏ ‎20 ‎невероятно‏ ‎крутых ‎людей‏ ‎со ‎всей‏ ‎России‏ ‎с ‎прекрасными‏ ‎проектами ‎помощи ‎детям ‎с ‎ОВЗ,‏ ‎организации ‎детского‏ ‎досуга‏ ‎в ‎селах ‎и‏ ‎так ‎далее.‏ ‎Мне ‎даже ‎показалось, ‎что‏ ‎мой‏ ‎проект ‎никчемный‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с ‎ними, ‎и ‎лучше ‎уступить‏ ‎свое‏ ‎место ‎им,‏ ‎однако ‎коллеги‏ ‎убедили, ‎что ‎я ‎в ‎силах‏ ‎помочь‏ ‎большему‏ ‎числу ‎детей,‏ ‎у ‎которых‏ ‎меньше ‎видимых‏ ‎проблем,‏ ‎но ‎которым‏ ‎очень ‎пригодятся ‎такие ‎знания.

Однако ‎на‏ ‎защите ‎проекта‏ ‎столкнулся‏ ‎с ‎совершенно ‎привычным‏ ‎в ‎нашем‏ ‎обществе ‎представлением ‎об ‎инвестировании.‏ ‎Конкретный‏ ‎вопрос ‎конкурсной‏ ‎комиссии ‎звучал‏ ‎так: ‎«Значит, ‎вы ‎собираетесь ‎учить‏ ‎детей‏ ‎спекулировать ‎на‏ ‎бирже?» Конечно, ‎за‏ ‎словом ‎в ‎карман ‎не ‎полез,‏ ‎контраргументов‏ ‎хватает,‏ ‎но ‎формат‏ ‎интервью ‎не‏ ‎предполагал ‎долгих‏ ‎дебатов,‏ ‎так ‎что‏ ‎стену ‎непонимания ‎я ‎пробил.

Что ‎ж,‏ ‎я ‎продолжил‏ ‎работать‏ ‎с ‎детьми ‎и‏ ‎молодежью ‎в‏ ‎школах, ‎ВУЗах ‎и ‎ССУЗах‏ ‎Улан-Удэ‏ ‎дальше, ‎самостоятельно,‏ ‎без ‎грантов,‏ ‎то ‎есть ‎бесплатно. ‎Благо ‎учителя‏ ‎и‏ ‎родители ‎мне‏ ‎доверяли ‎и‏ ‎постоянно ‎приглашали ‎проводить ‎занятия. ‎Однако‏ ‎после‏ ‎переезда‏ ‎в ‎Москву‏ ‎заниматься ‎этим‏ ‎делом ‎перестал,‏ ‎так‏ ‎как ‎здесь‏ ‎надо ‎с ‎нуля ‎строить ‎кредит‏ ‎доверия, ‎да‏ ‎еще‏ ‎с ‎возрастом ‎и‏ ‎опытом ‎понял,‏ ‎что ‎постоянная ‎публичность ‎меня‏ ‎тяготит.

Теперь‏ ‎к ‎делу.‏ ‎Я ‎последовательно‏ ‎борюсь ‎против ‎стандартного, ‎общепринятого ‎в‏ ‎России‏ ‎отношения ‎к‏ ‎инвестированию ‎как‏ ‎к ‎азартной ‎игре. ‎Оно ‎сидит‏ ‎у‏ ‎народа‏ ‎в ‎подкорке:‏ ‎любые ‎ассоциации‏ ‎с ‎понятиями‏ ‎«биржа»,‏ ‎«фондовый ‎рынок»,‏ ‎«инвестиции» ‎— ‎это ‎игра, ‎казино,‏ ‎удача, ‎шанс,‏ ‎везение‏ ‎и ‎т. ‎п.‏ ‎Люди ‎здесь‏ ‎играют, ‎разгоняют ‎и ‎сливают‏ ‎депозиты,‏ ‎испытывают ‎удачу.‏ ‎В ‎общем,‏ ‎делают ‎на ‎бирже ‎все, ‎кроме‏ ‎инвестиций‏ ‎в ‎истинном‏ ‎их ‎понимании.

Причин‏ ‎две:

  1. Человеческое ‎поведение. Человеку ‎в ‎наш ‎век‏ ‎переизбытка‏ ‎информации‏ ‎и ‎низкой‏ ‎способности ‎к‏ ‎концентрации ‎внимания‏ ‎скучно,‏ ‎его ‎надо‏ ‎развлекать. ‎В ‎том ‎же ‎2019‏ ‎году ‎на‏ ‎форуме‏ ‎«Мой ‎бизнес» ‎в‏ ‎Улан-Удэ ‎Василий‏ ‎Смольный ‎делился ‎успехами ‎своего‏ ‎проекта‏ ‎«Бешеная ‎сушка».‏ ‎Представляете, ‎людям‏ ‎не ‎хватало ‎собственной ‎силы ‎воли‏ ‎заниматься‏ ‎спортом ‎для‏ ‎похудения, ‎и‏ ‎им ‎предлагалась ‎увлекательная ‎игра ‎в‏ ‎виде‏ ‎долгоиграющего‏ ‎квеста ‎с‏ ‎начислением ‎очков‏ ‎за ‎выполненные‏ ‎задания.‏ ‎Проект ‎стал‏ ‎мегапопулярным. ‎Тогда ‎я ‎был ‎очень‏ ‎удивлен ‎такому‏ ‎странному‏ ‎поведению ‎его ‎участников.‏ ‎Сейчас, ‎получив‏ ‎большой ‎практический ‎опыт ‎преподавания‏ ‎и‏ ‎изучив ‎основы‏ ‎психологии, ‎понимаю,‏ ‎что ‎геймификация, ‎то ‎есть ‎превращение‏ ‎скучного‏ ‎процесса ‎в‏ ‎увлекательную ‎игру,‏ ‎— ‎это ‎«золотой ‎ключик» ‎к‏ ‎умам‏ ‎и‏ ‎сердцам ‎клиентов,‏ ‎а ‎значит‏ ‎и ‎их‏ ‎кошелькам.‏ ‎В ‎обучении‏ ‎игры ‎чрезвычайно ‎полезны, ‎они ‎вносят‏ ‎разнообразие ‎и‏ ‎улучшают‏ ‎восприятие ‎информации, ‎причем‏ ‎их ‎польза‏ ‎для ‎детей ‎и ‎взрослых‏ ‎одинакова.‏ ‎Однако ‎учеба‏ ‎сменяется ‎практикой,‏ ‎где ‎игры ‎могут ‎быть ‎бесполезны‏ ‎или‏ ‎вредны, ‎как,‏ ‎например, ‎в‏ ‎инвестировании. ‎Но ‎патологических ‎игроков ‎в‏ ‎обществе‏ ‎—‏ ‎около ‎10-15%.‏ ‎В ‎тяжелые‏ ‎экономические ‎времена‏ ‎им‏ ‎играть ‎особо‏ ‎не ‎на ‎что, ‎а ‎нынче‏ ‎им ‎раздолье.
  2. Низкая‏ ‎финансовая‏ ‎грамотность. Кто-то ‎может ‎и‏ ‎был ‎бы‏ ‎рад ‎научиться ‎разумно ‎управлять‏ ‎накоплениями,‏ ‎но, ‎когда‏ ‎все ‎вокруг‏ ‎повально ‎делают ‎глупости ‎со ‎своими‏ ‎деньгами,‏ ‎шансов ‎пойти‏ ‎в ‎ином‏ ‎направлении ‎у ‎простого ‎человека ‎немного.‏ ‎Он‏ ‎даже‏ ‎не ‎сомневается‏ ‎в ‎выборе‏ ‎финансовых ‎инструментов‏ ‎и‏ ‎способов ‎обращения‏ ‎с ‎ними, ‎если ‎большинство ‎окружающих‏ ‎вкладываются ‎во‏ ‎что‏ ‎попало, ‎да ‎еще‏ ‎и ‎кидаются‏ ‎в ‎безумные ‎спекуляции. ‎Меня‏ ‎радует,‏ ‎что ‎на‏ ‎эту ‎причину‏ ‎я ‎могу ‎повлиять, ‎ведь ‎людей,‏ ‎не‏ ‎склонных ‎к‏ ‎азартным ‎играм,‏ ‎гораздо ‎больше, ‎— ‎85-90%.

Что ‎же‏ ‎делать?‏ ‎Приведу‏ ‎слова ‎недавно‏ ‎скончавшегося ‎Чарли‏ ‎Мангера, ‎партнера‏ ‎Уоррена‏ ‎Баффета: ‎«Учить‏ ‎молодежь ‎активно ‎торговать ‎акциями ‎—‏ ‎все ‎равно‏ ‎что‏ ‎подсаживать ‎их ‎на‏ ‎героин». Совершенно ‎согласен‏ ‎с ‎легендарным ‎инвестором. ‎Миллионы‏ ‎людей‏ ‎превращаются ‎в‏ ‎лудоманов, ‎часами‏ ‎напролет ‎пялясь ‎в ‎торговые ‎приложения‏ ‎без‏ ‎всякой ‎пользы,‏ ‎сжигая ‎время‏ ‎и ‎нервы, ‎вместо ‎того, ‎чтобы‏ ‎заниматься‏ ‎продуктивным‏ ‎трудом, ‎активным‏ ‎отдыхом ‎и‏ ‎общением ‎с‏ ‎близкими.

Я‏ ‎бесконечно ‎далек‏ ‎от ‎любого ‎рода ‎геймификации ‎в‏ ‎инвестировании. ‎Это‏ ‎скучный‏ ‎и ‎длительный ‎процесс,‏ ‎который ‎может‏ ‎быть ‎увлекательным ‎на ‎этапе‏ ‎обучения‏ ‎и ‎знакомства,‏ ‎но ‎в‏ ‎дальнейшем ‎должен ‎напоминать ‎наблюдение ‎за‏ ‎ростом‏ ‎деревьев, ‎где‏ ‎практически ‎никакого‏ ‎активного ‎вмешательства ‎на ‎регулярной ‎основе‏ ‎со‏ ‎стороны‏ ‎человека ‎не‏ ‎требуется.

Читать: 5+ мин
logo Инвестпрактика

Мясо дорожает! Ищем спасение от инфляции в агросекторе. Черкизово.

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

В народе бытует мнение, что производители продуктов питания безбожно наживаются на бедных несчастных потребителях. Несправедливо! В данном обзоре группы Черкизово, крупнейшего производителя мяса в России, мы внимательно изучим, так ли это на самом деле. И выгодно ли стать совладельцем лидера отрасли.

Читать: 1+ мин
logo Инвестпрактика

Аттракцион невиданной щедрости на рынке акций. Что делать?

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Караул! Ставка 21% убьет российскую экономику! Пора уносить ноги с фондового рынка! Вам уже страшно? А вот мне нет. Давайте это обсудим.

Читать: 4+ мин
logo Инвестпрактика

Удастся ли разбогатеть на «нищемаркетах»? Анализируем X5.

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

В 1995 г. владельцы «Альфа-Групп» во главе с Михаилом Фридманом открыли первый супермаркет «Перекресток» в Москве. Сейчас сеть X5 из 26 тысяч магазинов является крупнейшей на российском продовольственном розничном рынке по годовой выручке с долей 14,6%. Почти 80% выручки сети формируют «Пятерочки», которые некоторые свежеиспеченные богатенькие буратины презрительно называют «магазинами для бедных».

Читать: 6+ мин
logo Инвестпрактика

Как инвестору заработать в электрогенерации?

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Какие бизнесы оценены рынком дорого, а какие - дешево? Как влияют санкции и гособоронзаказ? Перспективна ли зеленая энергетика? Рассматриваем последнюю из трех подотраслей электроэнергетики России - производство.

Читать: 4+ мин
logo Инвестпрактика

ДПМ. Что за зверь и с чем его едят?

Проблемой ‎российской‏ ‎энергетики ‎является ‎возраст ‎и ‎износ‏ ‎электростанций, ‎большинство‏ ‎из‏ ‎которых ‎построены ‎в‏ ‎30–60-е ‎годы‏ ‎прошлого ‎века. ‎Из-за ‎низких‏ ‎тарифов‏ ‎на ‎электроэнергию‏ ‎компаниям-производителям ‎невыгодно‏ ‎вкладываться ‎в ‎обновление ‎и ‎модернизацию‏ ‎генерирующих‏ ‎мощностей. ‎Государство‏ ‎решило ‎стимулировать‏ ‎капитальные ‎вложения ‎в ‎отрасли ‎с‏ ‎помощью‏ ‎программы‏ ‎Договоров ‎предоставления‏ ‎мощности ‎(ДПМ).‏ ‎Суть ‎ее‏ ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎компании ‎за ‎свой ‎счет ‎строят‏ ‎новые ‎электростанции,‏ ‎а‏ ‎покупатели ‎оплачивают ‎энергию‏ ‎по ‎повышенным‏ ‎тарифам, ‎компенсирующим ‎затраты ‎на‏ ‎строительство.‏ ‎Более ‎того,‏ ‎эти ‎тарифы‏ ‎не ‎только ‎окупают ‎расходы, ‎но‏ ‎и‏ ‎обеспечивают ‎доходность‏ ‎от ‎инвестиций‏ ‎в ‎новые ‎мощности. ‎То ‎есть‏ ‎энергетики‏ ‎вкладываются‏ ‎в ‎стройку‏ ‎и ‎получают‏ ‎деньги ‎обратно‏ ‎от‏ ‎потребителей ‎постепенно‏ ‎и ‎в ‎большем ‎объеме, ‎чем‏ ‎вложили.

Насколько ‎привлекателен‏ ‎стимул?‏ ‎Программа ‎ДПМ-1 ‎действовала‏ ‎в ‎2010–2020‏ ‎гг. ‎За ‎10 ‎лет‏ ‎компании‏ ‎ввели ‎в‏ ‎эксплуатацию ‎новые‏ ‎станции ‎суммарной ‎мощностью ‎30 ‎ГВт.‏ ‎Больше‏ ‎всех ‎построили‏ ‎Интер ‎РАО‏ ‎и ‎ОГК-2. ‎Заметьте, ‎это ‎государственные‏ ‎компании.

Формула‏ ‎тарифов‏ ‎предусматривала ‎базовый‏ ‎уровень ‎доходности‏ ‎14% ‎при‏ ‎ставке‏ ‎по ‎длинным‏ ‎ОФЗ ‎8,5%. ‎То ‎есть ‎примерно‏ ‎на ‎5,5%‏ ‎выше‏ ‎ОФЗ. ‎Неплохо, ‎да?‏ ‎Если ‎доходность‏ ‎ОФЗ ‎падала, ‎то ‎на‏ ‎следующий‏ ‎год ‎падала‏ ‎доходность ‎платежей‏ ‎по ‎ДПМ. ‎И ‎наоборот. ‎Разумно,‏ ‎что‏ ‎повышенные ‎тарифы‏ ‎были ‎не‏ ‎вечными: ‎платежи ‎за ‎новые ‎мощности‏ ‎растягивались‏ ‎на‏ ‎10 ‎лет‏ ‎для ‎теплоэлектростанций‏ ‎и ‎20‏ ‎лет‏ ‎для ‎ГЭС.‏ ‎Параллельно ‎с ‎основной ‎программой ‎с‏ ‎2013 ‎г.‏ ‎действует‏ ‎ДПМ ‎ВИЭ ‎—‏ ‎для ‎возобновляемых‏ ‎источников ‎энергии, ‎в ‎рамках‏ ‎которой‏ ‎в ‎2014–2024‏ ‎годах ‎планируется‏ ‎ввести ‎5,5 ‎ГВт.

За ‎10 ‎лет‏ ‎действия‏ ‎программы ‎ДПМ‏ ‎суммарная ‎установленная‏ ‎мощность ‎электростанций ‎России ‎увеличилась ‎на‏ ‎16%.‏ ‎Однако‏ ‎выработка ‎и‏ ‎потребление ‎по‏ ‎причине ‎низкого‏ ‎роста‏ ‎спроса ‎выросли‏ ‎лишь ‎на ‎7%. ‎Возник ‎переизбыток‏ ‎мощности, ‎в‏ ‎результате‏ ‎чего ‎максимум ‎потребления‏ ‎с ‎71%‏ ‎от ‎общей ‎установленной ‎мощности‏ ‎(ОУМ)‏ ‎упал ‎до‏ ‎62%. ‎Зато‏ ‎компании ‎выводят ‎из ‎эксплуатации ‎старое‏ ‎и‏ ‎неэффективное ‎оборудование‏ ‎— ‎18‏ ‎ГВт ‎за ‎10 ‎лет.

Однако ‎проблема‏ ‎устаревшего‏ ‎оборудования‏ ‎осталась. ‎Около‏ ‎половины ‎всей‏ ‎генерации ‎старше‏ ‎40‏ ‎лет, ‎25%‏ ‎— ‎старше ‎50 ‎лет, ‎а‏ ‎средний ‎возраст‏ ‎составляет‏ ‎34 ‎года. ‎Поэтому‏ ‎с ‎2022‏ ‎по ‎2032 ‎годы ‎правительство‏ ‎проводит‏ ‎новую ‎программу‏ ‎ДПМ-2 ‎(КОММОД),‏ ‎которая ‎отличается ‎от ‎первой ‎ДПМ‏ ‎тем,‏ ‎что ‎теперь‏ ‎будет ‎не‏ ‎строительство ‎новых ‎станций, ‎а ‎модернизация‏ ‎старых.

Основные‏ ‎параметры:‏ ‎локализация ‎используемого‏ ‎оборудования ‎—‏ ‎не ‎менее‏ ‎90%‏ ‎(для ‎поддержки‏ ‎отечественных ‎производителей ‎и ‎энергетической ‎безопасности‏ ‎страны, ‎на‏ ‎ДПМ-1‏ ‎неплохо ‎заработали ‎иностранцы),‏ ‎срок ‎платежей‏ ‎— ‎15 ‎лет, ‎формула‏ ‎доходности‏ ‎прежняя ‎—‏ ‎около ‎14%‏ ‎с ‎привязкой ‎к ‎ставкам ‎по‏ ‎ОФЗ.

Уже‏ ‎прошли ‎конкурсы‏ ‎с ‎отбором‏ ‎заявок ‎на ‎2022–2029 ‎гг. ‎Снова‏ ‎лидирует‏ ‎Интер‏ ‎РАО ‎с‏ ‎10,4 ‎ГВт,‏ ‎на ‎втором‏ ‎месте‏ ‎Юнипро ‎с‏ ‎4,2 ‎ГВт. ‎Всего ‎в ‎результате‏ ‎программы ‎ДПМ-2‏ ‎будет‏ ‎модернизировано ‎41 ‎ГВт‏ ‎(17% ‎ОУМ‏ ‎России). ‎Инвестиции ‎составят ‎около‏ ‎2‏ ‎трлн ‎руб.

Зачем‏ ‎инвестору ‎знать‏ ‎про ‎все ‎эти ‎ДПМ? ‎Смотрите‏ ‎веселые‏ ‎картинки.

Как ‎видите,‏ ‎платежи ‎по‏ ‎ДПМ-1 ‎у ‎ОГК-2 ‎падают ‎с‏ ‎2020‏ ‎года,‏ ‎а ‎в‏ ‎2025 ‎году‏ ‎вообще ‎почти‏ ‎обнуляются.‏ ‎Что ‎это‏ ‎значит ‎для ‎компании? ‎Из ‎базовой‏ ‎годовой ‎чистой‏ ‎прибыли‏ ‎20 ‎млрд ‎руб‏ ‎(результат ‎2022‏ ‎г. ‎12,1 ‎млрд ‎непоказателен‏ ‎из-за‏ ‎разовой ‎переоценки‏ ‎9,5 ‎млрд)‏ ‎уйдут ‎около ‎20 ‎млрд ‎только‏ ‎выплат‏ ‎по ‎ДПМ.‏ ‎Все ‎ли‏ ‎инвесторы ‎понимают ‎сей ‎факт?

Причем ‎ОГК-2‏ ‎не‏ ‎стоит‏ ‎особняком, ‎на‏ ‎2018–2020 ‎гг.‏ ‎пришелся ‎пик‏ ‎доходов‏ ‎у ‎всех‏ ‎участников ‎программы ‎ДПМ-1. ‎А ‎новая‏ ‎программа ‎только‏ ‎началась,‏ ‎причем ‎с ‎задержками‏ ‎по ‎вполне‏ ‎понятным ‎всем ‎причинам, ‎да‏ ‎и‏ ‎по ‎размеру‏ ‎она ‎гораздо‏ ‎меньше ‎предыдущей. ‎Пожалуй, ‎лишь ‎Интер‏ ‎РАО‏ ‎и ‎Юнипро‏ ‎делают ‎на‏ ‎нее ‎серьезную ‎ставку.

Так ‎что ‎понимать‏ ‎смысл‏ ‎и‏ ‎влияние ‎программ‏ ‎ДПМ ‎для‏ ‎инвесторов ‎в‏ ‎российскую‏ ‎электрогенерацию ‎жизненно‏ ‎необходимо, ‎если ‎они, ‎конечно, ‎не‏ ‎хотят ‎оказаться‏ ‎«индюшками‏ ‎Талеба».

Статья ‎написана ‎в‏ ‎апреле ‎2023‏ ‎г., ‎полтора ‎года ‎спустя‏ ‎актуальности‏ ‎не ‎потеряла.

Читать: 5+ мин
logo Инвестпрактика

Есть ли жизнь в энергосбыте?

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Если цены поднимают - значит - это кому-нибудь нужно? Какие бизнесы получают больше выгод от подорожания электроэнергии? Сканируем энергосбытовой сектор на предмет потенциально привлекательных инвестиционных идей.

Читать: 7+ мин
logo Инвестпрактика

Алмазы в электросетях

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Чубайс в 2008 году завершил реформу РАО ЕЭС России, в результате которой электроэнергетика разделилась на генерацию, распределение и сбыт. Эмитентов стало много, не все из них качественные, но встречаются и "алмазы". О них и поговорим.

Читать: 8+ мин
logo Инвестпрактика

Топ-3 идеи на рынке. Почему вы не видите их в упор

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Большинство инвесторов предпочитают не замечать очевидного. А зря. В этой статье вы узнаете, в каких эмитентах сконцентрирована половина моего портфеля, и почему я выбрал именно их.

Читать: 9+ мин
logo Инвестпрактика

Сила нарратива: как истории управляют людьми

В ‎«Смешариках»‏ ‎друзья ‎подарили ‎Барашу ‎новый ‎«замечательный»‏ ‎зонтик ‎взамен‏ ‎сломанного,‏ ‎а ‎тот ‎никак‏ ‎не ‎мог‏ ‎расстаться ‎со ‎старым, ‎ведь‏ ‎с‏ ‎ним ‎было‏ ‎связано ‎столько‏ ‎воспоминаний. ‎Наверняка ‎и ‎у ‎вас‏ ‎в‏ ‎жизни ‎случались‏ ‎ситуации ‎при‏ ‎продаже ‎автомобиля ‎или ‎недвижимости, ‎когда‏ ‎их‏ ‎ценность‏ ‎в ‎ваших‏ ‎глазах ‎не‏ ‎совпадает ‎с‏ ‎ценностью‏ ‎в ‎глазах‏ ‎покупателя. ‎Собственно, ‎и ‎на ‎фондовом‏ ‎рынке ‎происходит‏ ‎то‏ ‎же ‎самое. ‎Инвесторы-новички‏ ‎время ‎от‏ ‎времени ‎впадают ‎в ‎истерику‏ ‎по‏ ‎поводу ‎скорейшего‏ ‎банкротства ‎Газпрома‏ ‎или ‎Норникеля. ‎Причина ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎у ‎них‏ ‎нет ‎нарратива‏ ‎— ‎истории ‎бизнеса. ‎Почему ‎это‏ ‎важно?‏ ‎Читайте‏ ‎в ‎статье‏ ‎(источник ‎здесь):

В‏ ‎2009 ‎г.‏ ‎американские‏ ‎журналисты ‎Роб‏ ‎Уокер ‎и ‎Джошуа ‎Гленн ‎провели‏ ‎эксперимент. ‎Купив‏ ‎на‏ ‎блошиных ‎рынках, ‎гаражных‏ ‎распродажах ‎и‏ ‎в ‎комиссионных ‎магазинах ‎сотню‏ ‎дешевых‏ ‎безвкусных ‎безделушек,‏ ‎они ‎попросили‏ ‎профессиональных ‎писателей ‎придумать ‎про ‎каждую‏ ‎какую-нибудь‏ ‎историю. ‎А‏ ‎потом ‎выставили‏ ‎эти ‎безделушки ‎на ‎eBay, ‎сопроводив‏ ‎их‏ ‎авторскими‏ ‎рассказами ‎или‏ ‎стихами. ‎Согласно‏ ‎гипотезе ‎Уокера‏ ‎и‏ ‎Гленна, ‎нарративы‏ ‎(истории, ‎повествования) ‎должны ‎были ‎наделить‏ ‎предметы ‎новым‏ ‎—‏ ‎эмоциональным ‎— ‎смыслом,‏ ‎превратив ‎их‏ ‎в ‎значимые ‎объекты. ‎И‏ ‎тем‏ ‎самым ‎придать‏ ‎им ‎дополнительную‏ ‎субъективную ‎ценность, ‎которую ‎возможно ‎измерить‏ ‎вполне‏ ‎объективно.

Гипотеза ‎эксперимента‏ ‎полностью ‎подтвердилась:‏ ‎потратив ‎на ‎покупки ‎около ‎$129,‏ ‎экспериментаторы‏ ‎выручили‏ ‎на ‎последующей‏ ‎продаже ‎более‏ ‎$3600, ‎то‏ ‎есть‏ ‎в ‎28‏ ‎раз ‎больше. ‎Вещи ‎продавались ‎в‏ ‎десятки ‎раз‏ ‎дороже‏ ‎изначальной ‎цены: ‎например,‏ ‎пепельница, ‎купленная‏ ‎за ‎$2,99, ‎о ‎которой‏ ‎написал‏ ‎рассказ ‎«отец‏ ‎киберпанка» ‎Уильям‏ ‎Гибсон, ‎была ‎продана ‎за ‎$101.

Разница‏ ‎между‏ ‎обычным ‎предметом‏ ‎и ‎ценным‏ ‎сокровищем ‎заключается ‎в ‎хорошей ‎истории.‏ ‎Она‏ ‎наполняет‏ ‎предмет ‎«душой»,‏ ‎делая ‎его‏ ‎эмоционально ‎значимым‏ ‎и‏ ‎потому ‎—‏ ‎более ‎ценным.

Именно ‎история, ‎стоящая ‎за‏ ‎предметом, ‎может‏ ‎объяснить‏ ‎кажущиеся ‎неадекватными ‎суммы,‏ ‎которые ‎покупатели‏ ‎выкладывают ‎за ‎вещи, ‎когда-то‏ ‎принадлежавшие‏ ‎знаменитостям, ‎будь‏ ‎то ‎бумажная‏ ‎салфетка, ‎использованная ‎в ‎качестве ‎носового‏ ‎платка‏ ‎Скарлетт ‎Йоханссон‏ ‎и ‎проданная‏ ‎за ‎$5300, ‎или ‎коллекция ‎драгоценностей‏ ‎Лиз‏ ‎Тейлор,‏ ‎ушедшая ‎на‏ ‎аукционе ‎за‏ ‎рекордные ‎$116‏ ‎млн,‏ ‎в ‎несколько‏ ‎раз ‎выше ‎оценочной ‎стоимости. ‎Истории‏ ‎обуславливают ‎восхищение‏ ‎и‏ ‎увлеченность ‎предметами ‎старины,‏ ‎например ‎винтажной‏ ‎одеждой, ‎и ‎привязанность ‎детей‏ ‎к‏ ‎своим ‎любимым‏ ‎игрушкам, ‎из-за‏ ‎которой ‎они ‎отказываются ‎от ‎идентичных‏ ‎копий.

История‏ ‎предмета ‎может‏ ‎формироваться ‎естественным‏ ‎образом, ‎«накапливаясь» ‎с ‎течением ‎времени‏ ‎(как‏ ‎в‏ ‎случае ‎с‏ ‎памятными ‎личными‏ ‎вещами ‎или‏ ‎антиквариатом),‏ ‎— ‎или‏ ‎создаваться ‎с ‎помощью ‎нарратива.

Человек ‎нарративный

Люди‏ ‎по ‎своей‏ ‎сути‏ ‎— ‎рассказчики ‎историй‏ ‎и ‎создатели‏ ‎символов, ‎так ‎что ‎человека,‏ ‎помимо‏ ‎многих ‎других‏ ‎определений ‎(homo‏ ‎sapiens, ‎homo ‎economicus ‎и ‎т.‏ ‎д.)‏ ‎можно ‎обозначить‏ ‎как ‎homo‏ ‎narrans ‎— ‎«человека ‎нарративного», ‎или‏ ‎«человека-рассказчика»,‏ ‎писал‏ ‎в ‎1984‏ ‎г. ‎Уолтер‏ ‎Фишер, ‎профессор‏ ‎Университета‏ ‎Южной ‎Калифорнии,‏ ‎специализирующийся ‎на ‎коммуникациях. ‎Он ‎описал‏ ‎две ‎парадигмы,‏ ‎которыми‏ ‎руководствуются ‎люди ‎в‏ ‎своих ‎действиях‏ ‎и ‎общении ‎в ‎той‏ ‎или‏ ‎иной ‎ситуации‏ ‎и ‎которые‏ ‎можно ‎рассматривать ‎как ‎две ‎коммуникационные‏ ‎модели:‏ ‎парадигма ‎рационального‏ ‎мира ‎и‏ ‎нарративная ‎парадигма.

 Нарративная ‎парадигма, ‎в ‎отличие‏ ‎от‏ ‎парадигмы‏ ‎рационального ‎мира,‏ ‎предполагает ‎следующее:

  1. Люди‏ ‎по ‎своей‏ ‎природе‏ ‎— ‎рассказчики‏ ‎историй, ‎а ‎не ‎исключительно ‎рациональные‏ ‎существа.
  2. Решения ‎принимаются‏ ‎людьми‏ ‎на ‎основе ‎«веских‏ ‎причин», ‎а‏ ‎не ‎четко ‎структурированных ‎аргументов;‏ ‎«веские‏ ‎причины» ‎варьируются‏ ‎в ‎зависимости‏ ‎от ‎ситуаций ‎и ‎средств ‎общения.
  3. «Веские‏ ‎причины»‏ ‎основываются ‎на‏ ‎истории, ‎биографии,‏ ‎культуре ‎и ‎характере ‎человека, ‎тогда‏ ‎как‏ ‎рациональные‏ ‎аргументы ‎диктуются‏ ‎определенными ‎правилами‏ ‎и ‎рамками‏ ‎(правовыми,‏ ‎юридическими, ‎научными‏ ‎и ‎т. ‎д.).
  4. Рациональность ‎нарратива ‎основана‏ ‎на ‎осознании‏ ‎людьми‏ ‎внутренней ‎непротиворечивости ‎истории‏ ‎и ‎ее‏ ‎схожести ‎с ‎другими, ‎в‏ ‎правдоподобии‏ ‎которых ‎человек‏ ‎уже ‎убежден;‏ ‎в ‎парадигме ‎рационального ‎мира ‎рациональность‏ ‎основана‏ ‎на ‎знаниях‏ ‎человека, ‎качестве‏ ‎доказательств ‎и ‎формальном ‎процессе ‎рассуждений.
  5. В‏ ‎нарративной‏ ‎парадигме‏ ‎мир ‎состоит‏ ‎из ‎историй,‏ ‎среди ‎которых‏ ‎человек‏ ‎выбирает ‎те,‏ ‎которые ‎ему ‎представляются ‎непротиворечивыми ‎и‏ ‎правдоподобными; ‎в‏ ‎рациональной‏ ‎парадигме ‎мир ‎представлен‏ ‎как ‎ряд‏ ‎логических ‎взаимоотношений, ‎которые ‎человек‏ ‎раскрывает‏ ‎посредством ‎рассуждений‏ ‎и ‎анализа.

Как‏ ‎считал ‎Фишер, ‎нарративная ‎парадигма ‎заслуживает‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎быть‏ ‎принятой ‎наравне‏ ‎с ‎парадигмой ‎рационального ‎мира. ‎Он‏ ‎полагал,‏ ‎что‏ ‎нарратив ‎—‏ ‎основа ‎любой‏ ‎коммуникации, ‎поскольку‏ ‎люди‏ ‎не ‎полностью‏ ‎рациональны, ‎даже ‎если ‎утверждают ‎обратное.

Теория‏ ‎Фишера ‎помогает‏ ‎объяснить,‏ ‎почему ‎люди, ‎по-видимому,‏ ‎обладают ‎врожденной‏ ‎способностью ‎и ‎предрасположенностью ‎использовать‏ ‎нарративы.‏ ‎Рассказывание ‎историй‏ ‎— ‎одна‏ ‎из ‎самых ‎древних ‎форм ‎человеческой‏ ‎коммуникации,‏ ‎встречающаяся ‎во‏ ‎всех ‎культурах;‏ ‎и ‎один ‎из ‎первых ‎языковых‏ ‎навыков,‏ ‎которые‏ ‎осваивают ‎и‏ ‎развивают ‎все‏ ‎дети. ‎Аргументация‏ ‎же‏ ‎— ‎приобретенный‏ ‎навык, ‎полученный ‎в ‎результате ‎образования,‏ ‎и, ‎даже‏ ‎изучив‏ ‎аргументацию, ‎люди ‎ей‏ ‎сопротивляются.

Предпочтение, ‎которое‏ ‎люди ‎отдают ‎историям, ‎неудивительно:‏ ‎если‏ ‎парадигма ‎рационального‏ ‎мира ‎присутствует‏ ‎в ‎сознании ‎человека ‎в ‎силу‏ ‎того,‏ ‎что ‎его‏ ‎в ‎этой‏ ‎парадигме ‎обучали, ‎то ‎импульс ‎повествования,‏ ‎рассказывания‏ ‎историй‏ ‎является ‎частью‏ ‎самого ‎человеческого‏ ‎существа, ‎потому‏ ‎что‏ ‎люди ‎приобретают‏ ‎нарративность ‎в ‎естественном ‎процессе ‎социализации.

Нарративы‏ ‎и ‎мозг

Истории‏ ‎—‏ ‎неотъемлемая ‎часть ‎человеческого‏ ‎общения, ‎помогающая‏ ‎передаче ‎сообщений ‎и ‎обмену‏ ‎накопленными‏ ‎знаниями ‎и‏ ‎мудростью, ‎чтобы‏ ‎помочь ‎человеку ‎ориентироваться ‎в ‎окружающем‏ ‎мире‏ ‎и ‎объяснять‏ ‎его. ‎На‏ ‎заре ‎цивилизации ‎истории ‎были ‎главным‏ ‎способом‏ ‎такого‏ ‎обмена, ‎но‏ ‎и ‎для‏ ‎современного ‎человека,‏ ‎как‏ ‎свидетельствуют ‎исследования,‏ ‎истории ‎гораздо ‎более ‎убедительны, ‎чем‏ ‎просто ‎констатация‏ ‎фактов.

Так,‏ ‎студенты, ‎плохо ‎успевающие‏ ‎по ‎естественным‏ ‎наукам, ‎смогли ‎улучшить ‎свои‏ ‎оценки‏ ‎после ‎того,‏ ‎как ‎прочли‏ ‎небольшие ‎истории ‎о ‎выдающихся ‎ученых‏ ‎(Альберте‏ ‎Эйнштейне, ‎Марии‏ ‎Кюри ‎и‏ ‎Майкле ‎Фарадее), ‎которые ‎тоже ‎сталкивались‏ ‎с‏ ‎трудностями‏ ‎и ‎преодолевали‏ ‎их ‎—‏ ‎делали ‎ошибки‏ ‎во‏ ‎время ‎своих‏ ‎исследований, ‎страдали ‎от ‎бедности ‎или‏ ‎отсутствия ‎поддержки‏ ‎родителей.

Пациенты,‏ ‎которые ‎смотрели ‎видеоролики‏ ‎с ‎историями‏ ‎о ‎том, ‎как ‎контролировать‏ ‎артериальное‏ ‎давление ‎с‏ ‎помощью ‎диеты‏ ‎и ‎соблюдения ‎режима ‎лечения, ‎чаще‏ ‎следовали‏ ‎рекомендациям ‎и‏ ‎соответствующим ‎образом‏ ‎меняли ‎свое ‎поведение, ‎чем ‎пациенты,‏ ‎которым‏ ‎было‏ ‎назначено ‎обычное‏ ‎лечение, ‎без‏ ‎сопровождающих ‎историй.

Истории‏ ‎отличаются‏ ‎более ‎насыщенным‏ ‎контекстом ‎и ‎вызывают ‎больше ‎эмоций,‏ ‎в ‎результате‏ ‎чего‏ ‎запоминаются ‎в ‎22‏ ‎раза ‎чаще,‏ ‎чем ‎голые ‎факты. ‎задействование,‏ ‎наряду‏ ‎с ‎фактами,‏ ‎историй ‎притягивает‏ ‎аудиторию ‎как ‎интеллектуально, ‎так ‎и‏ ‎эмоционально.‏ ‎Истории ‎могут‏ ‎быть ‎и‏ ‎короткими, ‎как ‎твит ‎в ‎140‏ ‎знаков,‏ ‎и‏ ‎длинными, ‎как‏ ‎книга, ‎—‏ ‎все ‎они‏ ‎важны‏ ‎по ‎трем‏ ‎причинам: ‎«Первое: ‎истории ‎формируют ‎то,‏ ‎как ‎другие‏ ‎видят‏ ‎вас. ‎Второе: ‎истории‏ ‎— ‎это‏ ‎инструмент ‎власти. ‎Третье: ‎истории‏ ‎убеждают».

Бизнес,‏ ‎экономика ‎и‏ ‎нарративы

О ‎ценности‏ ‎историй ‎давно ‎знают ‎маркетологи, ‎понимающие‏ ‎необходимость‏ ‎создания ‎эмоциональной‏ ‎связи ‎между‏ ‎потребителем ‎и ‎брендом, ‎чтобы ‎завоевать‏ ‎доверие‏ ‎потребителей‏ ‎и ‎увеличить‏ ‎продажи. ‎Например,‏ ‎как ‎показало‏ ‎одно‏ ‎из ‎исследований,‏ ‎покупатели ‎были ‎готовы ‎заплатить ‎на‏ ‎5% ‎больше‏ ‎за‏ ‎гостиничный ‎номер, ‎если‏ ‎предложение ‎сопровождалось‏ ‎рассказом ‎о ‎ком-то, ‎кто‏ ‎в‏ ‎нем ‎останавливался,‏ ‎и ‎на‏ ‎11% ‎больше ‎— ‎за ‎картину,‏ ‎если‏ ‎ее ‎описание‏ ‎включало ‎рассказ‏ ‎о ‎художнике.

Другое ‎исследование ‎показало, ‎что‏ ‎истории‏ ‎влияют‏ ‎даже ‎на‏ ‎сенсорные ‎ощущения:‏ ‎вино ‎из‏ ‎одной‏ ‎и ‎той‏ ‎же ‎бутылки ‎покажется ‎вкуснее, ‎если‏ ‎сообщить, ‎что‏ ‎оно‏ ‎из ‎региона, ‎где‏ ‎делают ‎хорошие‏ ‎вина, ‎и ‎менее ‎вкусным‏ ‎—‏ ‎если ‎оно‏ ‎«окажется» ‎из‏ ‎региона, ‎который ‎не ‎может ‎похвастаться‏ ‎хорошей‏ ‎винодельческой ‎репутацией.

Поэтому‏ ‎сторителлинг ‎—‏ ‎рассказывание ‎историй ‎— ‎вполне ‎можно‏ ‎назвать‏ ‎стратегическим‏ ‎бизнес-инструментом. ‎Американский‏ ‎колумнист ‎Харрисон‏ ‎Монарт ‎отмечает:‏ ‎«Жизнь‏ ‎происходит ‎в‏ ‎повествованиях, ‎которые ‎мы ‎рассказываем ‎друг‏ ‎другу. ‎История‏ ‎может‏ ‎пройти ‎туда, ‎куда‏ ‎количественный ‎анализ‏ ‎лишен ‎доступа: ‎в ‎наши‏ ‎сердца.‏ ‎Данные ‎могут‏ ‎убеждать ‎людей,‏ ‎но ‎не ‎вдохновляют ‎их ‎на‏ ‎действия;‏ ‎для ‎этого‏ ‎нужно ‎воплотить‏ ‎свое ‎видение ‎в ‎историю, ‎которая‏ ‎разжигает‏ ‎воображение‏ ‎и ‎волнует‏ ‎душу».

Истории ‎играют‏ ‎важную ‎роль‏ ‎в‏ ‎экономике. ‎Как‏ ‎показал ‎нобелевский ‎лауреат ‎Роберт ‎Шиллер,‏ ‎автор ‎книги‏ ‎«Нарративная‏ ‎экономика», ‎экономические ‎нарративы‏ ‎способны, ‎подобно‏ ‎вирусу, ‎передаваться ‎от ‎одних‏ ‎людей‏ ‎к ‎другим‏ ‎и ‎влиять‏ ‎на ‎экономическое ‎поведение, ‎превращаясь ‎в‏ ‎одну‏ ‎из ‎главных‏ ‎движущих ‎сил‏ ‎на ‎рынках. ‎Человеческий ‎мозг ‎«построен»‏ ‎вокруг‏ ‎нарративов‏ ‎и ‎создан‏ ‎для ‎историй,‏ ‎особенно ‎о‏ ‎других‏ ‎людях, ‎и‏ ‎для ‎того, ‎чтобы ‎понять ‎людей‏ ‎и ‎их‏ ‎действия,‏ ‎нужно ‎взять ‎экономику‏ ‎и ‎добавить‏ ‎к ‎ней ‎изучение ‎нарративов.

Экономика‏ ‎вообще‏ ‎насыщена ‎нарративами‏ ‎и ‎представляет‏ ‎собой ‎нечто ‎вроде ‎социальной ‎истории,‏ ‎а‏ ‎экономисты ‎—‏ ‎рассказчики ‎историй.‏ ‎Экономистам-теоретикам ‎постоянно ‎приходится ‎создавать ‎«притчи»,‏ ‎а‏ ‎восприятие‏ ‎читателем ‎экономических‏ ‎моделей ‎похоже‏ ‎на ‎восприятие‏ ‎художественной‏ ‎литературы: ‎и‏ ‎в ‎том ‎и ‎в ‎другом‏ ‎случае ‎приходится‏ ‎иметь‏ ‎дело ‎с ‎моделью‏ ‎реальности. ‎Автор‏ ‎же ‎прикладных ‎работ ‎по‏ ‎экономике‏ ‎может ‎рассматриваться‏ ‎как ‎романист-реалист.

Нарративы‏ ‎и ‎риторика ‎крайне ‎важны ‎для‏ ‎эффективной‏ ‎передачи ‎экономических‏ ‎идей. ‎Джон‏ ‎Кохрейн ‎из ‎Стэнфорда ‎утверждает: ‎«Многие‏ ‎экономисты‏ ‎ошибочно‏ ‎полагают, ‎что‏ ‎они ‎прежде‏ ‎всего ‎ученые,‏ ‎которые‏ ‎лишь ‎„записывают“‏ ‎результаты ‎исследований. ‎Это ‎не ‎так,‏ ‎в ‎первую‏ ‎очередь‏ ‎мы ‎писатели. ‎Работы‏ ‎по ‎экономике‏ ‎и ‎финансам ‎— ‎это‏ ‎эссе».

Читать: 1+ мин
logo Инвестпрактика

Вебинар «Девять с половиной идей». 06.10.2024

Доступно подписчикам уровня
«Оптимум»
Подписаться за 800₽ в месяц

Что ждет финансовые рынки России в условиях перегрева? Запись вебинара

Читать: 3+ мин
logo Инвестпрактика

Покупать уже поздно? Анализ отчетности Татнефти за 1 полугодие 2024 г.

Доступно подписчикам уровня
«База»
Подписаться за 500₽ в месяц

Если вы купили в 2022 году по 300 - вы молодец! Если не успели, читайте статью.

Читать: 1+ мин
logo Инвестпрактика

Миллион для сына

С ‎декабря‏ ‎2019 ‎года ‎мы ‎с ‎супругой‏ ‎ведем ‎долгосрочный‏ ‎проект‏ ‎#миллиондлядетей. ‎Детей ‎у‏ ‎нас ‎двое:‏ ‎сын ‎и ‎дочь. ‎Открыли‏ ‎брокерские‏ ‎счета ‎для‏ ‎детей ‎в‏ ‎Сбербанке ‎на ‎свое ‎имя, ‎так‏ ‎как‏ ‎до ‎18‏ ‎лет ‎они‏ ‎ограниченно ‎дееспособны. ‎Пополняем ‎счета ‎ежемесячно‏ ‎на‏ ‎5000‏ ‎рублей ‎и‏ ‎покупаем ‎акции.

Цель‏ ‎проекта: ‎на‏ ‎реальном‏ ‎примере ‎научить‏ ‎детей ‎привычке ‎откладывать ‎деньги ‎и‏ ‎грамотно ‎их‏ ‎инвестировать,‏ ‎а ‎заодно ‎и‏ ‎накопить ‎для‏ ‎них ‎капитал ‎в ‎размере‏ ‎миллиона‏ ‎рублей ‎или‏ ‎больше. ‎По‏ ‎ходу ‎проекта ‎объясняем ‎детям, ‎что‏ ‎инвестирование‏ ‎— ‎это‏ ‎не ‎увлекательное‏ ‎и ‎азартное ‎казино, ‎а ‎вложения‏ ‎в‏ ‎устойчивый‏ ‎и ‎прибыльный‏ ‎бизнес.

Срок ‎проекта:‏ ‎с ‎9-12‏ ‎летнего‏ ‎возраста ‎детей‏ ‎до ‎окончания ‎учебы, ‎то ‎есть‏ ‎около ‎10‏ ‎лет.

Стратегия‏ ‎заключается ‎в ‎регулярной‏ ‎покупке ‎акций,‏ ‎отсутствии ‎продаж ‎(по ‎возможности),‏ ‎получении‏ ‎и ‎реинвестировании‏ ‎дивидендов.

Ежемесячные ‎отчеты‏ ‎проекта ‎#миллиондлясына:

58. Сентябрь-2024.

57. Август-2024.

56. Июль-2024.

55. Июнь-2024.

54. Май-2024.

53. Апрель-2024.

52. Март-2024.

51. Февраль-2024.

50. Январь-2024.

49. Декабрь-2023.

48. Ноябрь-2023.

47. Октябрь-2023.

46. Сентябрь-2023.

45. Август-2023.

44. Июль-2023.

43. Июнь-2023.

42. Май-2023.

41. Апрель-2023.

40. Март-2023.

39. Февраль-2023.

38. Январь-2023.

37. Декабрь-2022.

36. Ноябрь-2022.

35. Октябрь-2022.

34. Сентябрь-2022.

33. Август-2022.

32. Июль-2022.

31. Июнь-2022.

30. Май-2022.

29. Апрель-2022.

28. Март-2022.

27. Февраль-2022.

26. Январь-2022.

25. Декабрь-2021.

24. Ноябрь-2021.

23. Октябрь-2021.

22. Сентябрь-2021.

21. Август-2021.

20. Июль-2021.

19. Июнь-2021.

18. Май-2021.

17. Апрель-2021.

16. Март-2021.

15. Февраль-2021.

14. Январь-2021.

13. Декабрь-2020.

12. Ноябрь-2020.

11. Октябрь-2020. ‎отчет ‎#миллиондлядочери

10. Сентябрь-2020.

9. Август-2020.

8. Июль-2020.

7. Июнь-2020.

6. Май-2020.

5. Апрель-2020.

4. Март-2020.

3. Февраль-2020.

2. Январь-2020.

  1. Декабрь-2019.

P. ‎S.‏ ‎Примечание‏ ‎для ‎новеньких:‏ ‎проект, ‎несмотря‏ ‎на ‎свою ‎публичность, ‎не ‎является‏ ‎демо-версией.‏ ‎Деньги‏ ‎в ‎нем,‏ ‎хотя ‎и‏ ‎несопоставимы ‎по‏ ‎размеру‏ ‎с ‎основным‏ ‎портфелем, ‎вполне ‎реальны.

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048