Фильм "20/22": История о том, как современный Данила Багров идет на СВО. То, чего всегда боялись либералы и ждали патриоты, случилось: Данила вернется и подаст заявку на управленческую программу для новых элит "Время героев".
Для любимых подписчиков моего блога "БАЮН-МЕДИА" - воскресное чтение. Сделала разбор фильма "20/22", со всеми неудобными вопросами. От названия до сомнений в том, что командир "Азова" (запрещенная и признанная экстремистской в России организация) может хоть сколько-нибудь походить на человека. И, конечно, проанализируем, почему главного героя, нашего бойца зовут Даня. Так это же ДАНИЛА, только эпохи СВО!
Архетип против стереотипа. О том, как Баба Яга и Горыныч-змей победили креаклов в их же собственных головах
Редкий случай противоречий, которые приводят к гармонии. Мой друг публицист Роман Носиков посмотрел модный сериал, сделанный модными людьми для модной платформы и пришел к неожиданному выводу: иногда модно - не значит плохо. Баба Яга на этот раз не против. Вы спросите - а при чем тут Носиков, если это твой блог, Наташа? А Роман придумал такой жанр - текст-подарок, для моего маленького БАЮН-МЕДИА.
Сериал Легавый. 1-й сезон. 1-6 серии.
1948 год. Бывший разведчик Юрий Козырев, отсидевший три года за один день, проведенный в плену в самом конце войны, оправданный и восстановленный в звании и в правах, выходит на свободу и тут же становится свидетелем дерзкого ограбления склада. Обезвредив в одиночку целую банду, он отправляется в родной подмосковный город Петрово и по рекомендации своего нового знакомого - старшего оперуполномоченного МУРа Грунина - устраивается на работу в милицию. Первое задание не заставляет себя ждать: в доме у матери замечен некто Малёнкин - известный в городе вор и бывший полицай. Козырев и местный участковый Ефимов отправляются на захват...
Устроившись в милицию, Козырев сразу же включается в работу: осуществляет задержание Малёнкина, а также восстанавливает картину убийства милиционера, совершенного накануне при ограблении местного склада. Начальство узнает, что один из прежних друзей Козырева - Чалый - возглавляет местную преступную группировку, но смотрит на это сквозь пальцы. Между тем личная жизнь Козырева не устроена - в его квартире живут новые люди - доктор Гольдберг с семьей. Его бывшая невеста Лариса Слуцкая вышла замуж за Волынского - зама председателя местного райисполкома. Узнав о возвращении бывшего возлюбленного, Лариса пытается возобновить их отношения. Тем временем, Волынский начинает планировать налет на подведомственный МГБ склад с трофеями войны...
Замешанный в ограблении начальник склада Баев дает показания, изобличающие Козырева и банду Чалого. Местный отдел МГБ арестовывает Козырева, но он сбегает и по воле случая находит убежище в квартире известной в Петрово "девушки легкого поведения" Евгении Корзиной. С помощью Корзиной Козырев вовлекает в расследование Чалого и его банду. Начальник местного отдела МГБ Павливкер знает о причастности к ограблению Волынского, но он и сам в деле. Он пытается вытрясти информацию о Козыреве из арестованного МГБ Кошкина, но Витя отказывается сдать друга. Побег Козырева устраивает Павливкера, так как является косвенным свидетельством его вины. Тем временем Чалый и его банда соглашаются сотрудничать с Козыревым в поисках организаторов и исполнителей ограбления...
Под давлением Крюк открывает бандитам имя Волынского и сообщает, что со склада было похищено трофейное золото. Узнав от Слуцкой адрес любовницы ее мужа Оксаны, банда Чалого вместе с Козыревым отправляется в Москву к ней, рассчитывая задержать там Волынского. Захваченный Волынский вынужден показать им тайный московский склад, на котором хранится трофейное золото, валюта и другие похищенные под его руководством ценности. Чалый требует у Козырева отдать ему часть обнаруженного, и Козырев разрешает бандитам забрать все, кроме золота и валюты. Внезапное появление Павливкера с сотрудниками МГБ на складе чуть было не срывает план друзей! Но им удается дать особистам достойный отпор, и банда Чалого успешно скрывается со склада с частью похищенного. Понимая, что он все еще главный подозреваемый, Козырев находит поддержку в лице Грунина - старшего оперуполномоченного МУРа, который верит своему новому коллеге и дает Козыреву совет обратиться за поддержкой к самому Берии!..
Козырев перебирается жить на квартиру Корзиной, которая не верит своему счастью. Тем временем в Петрово происходит ЧП - совершен дерзкий налет на квартиру Лычкова - секретаря местного райкома. Лычков сообщает следствию заведомо ложные сведения о похищенном, явно преуменьшая его стоимость. Местный отдел МГБ проводит тотальные аресты, но банде Чалого удается ускользнуть. Павливкер уверен в причастности Козырева к произошедшему, и по его требованию Самсонов отстраняет Козырева от операции по зачистке криминальных районов города. Узнав о причинах зверств особистов, Чалый обращается за помощью к Козыреву. Он клянется другу в том, что его люди не причастны к ограблению, и предлагает совместно искать "залетных"...
Гуляя по городу, Жуков случайно встречает Корзину, с которой его до войны связывали романтические чувства. Корзина удивлена и обрадована встрече, но отвергает ухаживания Андрея, твердо решив сохранить верность Козыреву. На прощание Андрей дарит Корзиной купленный им у Марины кулон. Тем временем Козырев предлагает Корзиной оформить их брак. После встречи с Жуковым Корзина окончательно убеждается в правильности своего выбора и с радостью соглашается. Внезапно жена Лычкова втайне от мужа передает Козыреву полный список похищенного, в котором оказывается большое количество драгоценностей. В сердцах она просит Козырева найти и вернуть украденное за вознаграждение. Узнав о поступке жены, взбешенный Лычков спешит предпринять меры по закрытию дела об ограблении...
Дата выхода: 24 декабря 2012 года.
Жанр: детектив, приключения.
Страна: Россия.
Режиссёры: Рустам Уразаев, Сергей Артимович.
Музыка: Александр Пантыкин.
Игра престолов. Вопросы к сериалу (и частично к книге), на которые нет ответов.
Лайфхакер задаёт вопросы по Игре престолов. Отвечаю на некоторые из них.
Сегодня наткнулся на статью Лайфхакера "20 вопросов к «Игре престолов», ответы на которые мы так и не получили". Это натолкнуло меня на мысль подумать и попытаться дать ответ на некоторые вопросы.
1. Куда отправился Джон Сноу?
Вопрос не совсем корректен, так как ему ясно указали валить на Север. Но вместо того, чтобы снова уйти в Дозор, Джон с одичалыми идёт дальше. Авторы Лайфхакера полагают, что Дозор больше не нужен, так как с одичалыми заключён мир, потому Джон ти плюёт на приказы сверху. Но на самом деле Дозор нужен по прежнему. Да, создавался он, как защита от Белых ходоков, но в последствии сменил профессиональную ориентацию и стал барьером на пути у одичалых, которые, в отличии от Ходоков, ни куда не делись.
Мир с одичалыми заключён, но он не долговечен. Как только тормунду покажется, что у его народа мало ресурсов - он соберёт армию и двинется на Юг. Это - вопрос времени. А уж когда тормунда не станет...
2. Куда улетел Дрогон?
После смерти Дейнерис Дрогон улетел, прихватив с собой тело королевы. Бран обмолвился, что дракон отправился на восток. Если взглянуть на карту мира ПЛИО, то на самом дальнем востоке мы увидим, что там лежит край теней, где, по легендам, водятся драконы. И, кстати говоря, Дрогон едва ли станет последним из своего вида. Он хоть и мужского пола, но всё таки рептилия, а значит, чисто теоретически, способен менять пол или даже сам себя осеменить.
3. Бран может видеть будущее?
ИМХО: нет, Бран не может видеть будущее. Но, обладая способностью вселяться в разум других людей, а так же видеть сцены прошлого, у юноши есть не хилая возможность научиться просчитывать действия наперёд. Арья - ассасин? Отлично, на тебе кинжал, иди и убей Короля ночи. И когда он заявляет, что тащился через всю страну в Королевскую гавань, потому что знал, что ему предложат корону - да, в этом есть расчёт. на сколько я помню, в королевстве осталось не так уж много Великих домов: Аррен, Ланнистер, Дорн, Грейджой. Выбор одного из представителей домов автоматически означает его усиление, чего другие не допустят, так как не ладят друг с другом. А значит нужен тот, кто сам влияния не имеет и кто будет опираться на них всех, но в то же время будет регулятором и будет решать крупные споры. Бран из дома Старков коронных земель не имеет, а значит на эту роль подходит идеально. Это политика!
4. Куда отправились дотракийцы?
Тут у меня два варианта.
- дотракийцы сваливают домой, где, выбрав себе кхалла, займутся прежней деятельностью: кочевьем, выращиванием коней и грабежом.
- Займутся всем вышеперечисленным, но на Вестеросе. В дотракийском море есть кхаласары и посильнее, а тут - раздолье! Только найдут территории побогаче разрушенной королевской Гавани.
5. Почему Север так легко получил независимость?
А кто ему будет противостоять?
Королевская Гавань, как административный центр королевства, уничтожена. Налоги собирать некому. В узде народ держать некому. А в Гавани хранилось продовольствие для населения на время Зимы. А раз всё это уничтожено, то центру страны светит голод, который породит мародёрство, а значит и ещё больший голод. Королевская гавань, как политический, финансовый, а значит и военный центр угрозы не представляет.
Дом Ланнистер тоже теперь переживает не лучшие времена. Мы помним, что после взятия Утёса Кастерли Безупречными выяснилось, что Джейме ничерта там не оставил перед уходом. Да, на территории Дома есть золотоносные места, но пока там наладится торговля, жизнь, а значит и сбор налогов на найм и тренировку армии, пройдёт много времени.
Дом Аррен от войны пострадал мало, но много бойцов полегло от рук ходоков и мертвяков. на восстановление сил нужно время. да и дикари в горах никуда не делись.
Дом Грейджоев тоже переживает не лучшие времена. Грабить некого, а для торговли нужно что-то, что можно продать.
Меньше всех пострадал Дом Дорнов, но он далеко, так что не будем о нём.
На этом фоне Дом Старков выглядит не впечатляюще, но его малонаселённость пошла ему на пользу. Мертвяки прошли не такое уж большое расстояние перед поражением и население пострадало слабо. Полагаю, что Санса сделала ставку на то, что потоки беженцев от последствий Гражданской войны и вторжения Дейнерис устремятся в менее разорённые места, в том числе и на Север. И этим можно воспользоваться!
Остальные вопросы касаются либо отдельных персонажей (вроде вопросов про нимерию детей Ридов), либо я о них не имею ни каких мыслей (колдуны Кварта)
Сериал "Библиотекарь". Фантазия на тему эпохи или...
Недавно посмотрел отечественный сериал "Библиотекарь". Ощущения, честно говоря, двоякие. Но... Обо всём по порядку.
Сюжет сериала не блещет серьёзными нововведениями. Актёр-неудачник Алексей Вязинцев пытается не просто свести концы с концами, берясь за самую разную подработку, но и эмигрировать в США, где, по его мнению, его актёрская карьера сложится. Но для визы нужен депозит в несколько тысяч "зелёненьких президентов", которого у него нет. В это же время юношу навещает отец, который не был в семье более двадцати лет. Но попытка познакомиться с сыном заново терпит полное фиаско. Через некоторое время о тец умирает и Алексею остаётся наследство - папкина квартира где-то в глухомани. Складывается простой план - продать хату и свалить в закат.
Но реальность вносит в этот план свои коррективы - парня пытаются убить. Но не из-за квартиры, а из-за одной книги малоизвестного советского писателя. Их несколько и читать их надо не отрываясь и тогда прочитанная книга выдаст читателю порцию магии. Книг несколько: Книга Силы, Книга Ярости, Книга Радости, Книга Памяти, Книга Власти и ещё несколько. Не суть...
Рассказывать дальше сюжет не стану (почти), но отмечу некоторые положительные и отрицательные моменты.
Из плюсов:
1. Очень понравилась игра актёров. Особенно Никиты Ефремова и Андрея Мерзликина.
2. Классный сценарий. диалоги, истории персонажей, из взаимоотношение. Нет, правда.
3. И 90-е показаны круто! Со всей их нищетой, культом доллара, бандитами и проститутками.
Из минусов.
Собственно, оформленное мнение о недостатках у меня сложилось болько на счёт разборок между читальнями.
Спорные ситуации, зашедшие в тупик, решаются путём поединка с летальным исходом "стенка на стенку". Оружие используется только холодное. Мол, легче всё свалить на бытовуху. Но, простите, если у вас на районе два десятка трупов с колотыми или резанными ранами, то это уже не бытовое преступление, а массовое убийство, разве нет?
Так же экипировка и способ действия вызывают немалые вопросы.
Почему исключительно ББ (ближний бой)? Ладно, по сериалу, луки и арбалеты перестали использовать. Но самострел сварганить - много ума не надо. Многие, по любому, в детстве делали.
Почему вся драка распадается на одиночные поединки? Что, фильмов про Средние века обсмотрелись? Особенно в этом моменте -
Выставить строй из ростовых щитов ОМОНа, которые сделаны по типу римских ростовых, ощетиниться копьями, как швейцарские пикинёры, а потом всё это дело развалить, чтобы разбить дилетантов - это умудриться надо! А ведь там офицеры, прошедшие Афганистан. Ну раз вы взялись за средневековые войнушки, так ведите их, как надо. Кстати, римляне пользовались пилумами!
Итог развала строя и геройства их командира закономерен - командир, уверовавший в свою крутость, погиб.
А вот на этом моменте я, как сотрудник библиотеки, не мог сдержать смеха.
"Твой отец был нашим библиотекарем, а мы - его читальней!"
Сериал -"Черное зеркало" ( "Black Mirror"), 1 серия
Британский фантастический сериал, стартовавший в 2011 г. Добротная социальная фантастика, на тему -" человек и технологии/человеческие пороки и технологии". Каждая из серий - отдельная история. На Кинопоиске - высокий рейтинг ( 8,5). Сериал длился -шесть сезонов. Некоторые идеи - слабоваты, некоторые - маленький шедевр. Продолжительность одной серии, около - 50 мин
1 серия "Национальный гимн"
Идея "власти" над "толпой", использование "информационных технологий", "социальных сетей" - для управления людьми.
Весь сюжет пересказывать - грешно, но сцена, где подвергшийся жесточайшему психологическому "прессингу" опытный политик -"сломался", впечатляет.
-"Вам придется пойти на это...Опросы показывают - вы теряете рейтинг, вашей карьере грозит полный крах... От вас отвернутся все ...и кроме того...если вы это не сделаете...мы не сможем обеспечить безопасность вашей семьи..."
С практической точки зрения, у министра отняли - "внутреннею паузу"-время на обдумывание решения, поставив его в жесткий "цейтнот" ( шахматный термин). Да, это- так работает. Где-то внутри себя, опытный политик понимал, что даже если он выполнит данное унизительное действие, так или иначе, это- поставит "крест" на карьере. Совершить публично, значит- построить "невидимую" стену, между собой и коллегами.
Личная безопасность, страх смерти? Может ли все это заставить- взрослого, умного человека, пойти на такое?
Невозможность защитить жену и ребенка? Наверное, самый весомый аргумент из постулатов "психологического шантажа".
Но, если смотреть с "холодной головой", эти угрозы- абстракция, а публичный акт самоунижения, нужно совершить -"здесь и сейчас". Ситуация "или-или". Можно "мысленно" примерить "на себя", "проиграть" в уме.
Хорошая, сильная серия.
О сериале "Шаляпин"
Особенности биологии Джейка | Спекулятивная биология
«Последние цари»: кто, как и зачем дурит голову аудитории Netflix
«Последние цари»: мини-сериал, 1 сезон, 6 эпизодов, 4 часа 30 минут. Производство Netflix, 2019 г.
Скорее всего вы видели этот знаменитый кадр, облетевший весь интернет. На Красной площади гордо стоит мавзолей Ленина под заголовком «1905 год». Владимир Ильич в это время ещё конечно же жив, здоров и проводит время в Швейцарии, а посередине Красной площади возвышается памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Но об этом не догадываются исторические консультанты сериала «Последние цари».
Этот проект, вышедший на экраны в 2019 году, стал настоящим анти-рекордсменом по количеству как киноляпов, так и грубых подтасовок фактов. Вы без труда найдёте в интернете статьи с подборками самых идиотских ошибок авторов сериала, и мы не станем все их повторно разбирать. Однако нас заинтересовал вопрос: как же такое могло случиться? Почему с одной стороны кто-то произвёл настолько некачественный кинопродукт, а с другой стороны кто-то такой некачественный продукт принял и профинансировал? Ошибка ли это, халтура или хитрый умысел? Вот что действительно интересно проанализировать.
А ведь сериал для Netflix произвела американско-британская компания Nutopia, которая не первый год занимается съёмкой именно документального исторического кино. В качестве своей цели компания декларирует «поиск нового жанра телевидения — «megadoc», который сочетает в себе традиции эпического кинематографа и драматургии с первоклассной документалистикой». В кино-рубрикаторах «Последние цари» относят к понятию «докудрама» – современному популярному жанру игрового кино, делающему упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров. Важнейшим признаком докудрамы является то, что сюжет должен опираться на реальные исторические факты и документы, а не на выдумки сценаристов.
Но увы, громкие декларации и красивые слова «мегадок» и «докудрама» на поверку лишь сбивают зрителя с толку – историческая фактура исковеркана авторами «Последних царей» как в кривом зеркале. К чему нужны бесконечные костюмы, дворцы и сотни статистов, если всё это перечеркивается неопрятно лживым содержанием?
Хотя для многих посмотревших этот сериал именно он и окажется единственной «правдой». На основании такой «вымышленной правды» зрители и будут формировать свое представление о России, её истории и её правителях. В антиутопии Джорджа Оруэлла было сказано:
«И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой».
И ещё:
«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим».
Оруэлл пытался в своих антиутопиях изобразить ужасное тоталитарное коммунистическое общество будущего. Он сильно удивился бы, узнав насколько точно предсказал законы развития медиа-капитализма западного образца во главе с Netflix, Facebook и YouTube.
И вот, в угоду современной политической конъюнктуре, Российскую империю в сериале представляют абсолютной автократией. Зрителю показывают, что царь единолично контролирует всё государственное управление: от религии до рядовых экономических вопросов. Но ведь это невозможно даже просто с позиции логики – один человек физически не мог бы этого делать. В России существовал весьма разветвлённый управленческий аппарат. Высшим государственным учреждением страны был Государственный совет. Из десяти департаментов состоял Сенат. Делами православной церкви руководил Синод. Определяющую роль в управлении страной играли министерства, а координационным органом над ними был Совет министров. За годы правления Николая II появился также и избираемый парламент – Государственная Дума.
Авторы сериала каждой деталью желают подчеркнуть закрытость, изолированность далёкой холодной страны от всего мира (на самом деле нет). А значит и все привычные монархиям процедуры в России должны происходить, по мнению авторов, закрыто и неприветливо. Так, коронацию Николая II представляют камерным событием, происходящим за закрытыми дверями. Хотя так же, как и во всём мире, в России это был абсолютно публичный ритуал. Да не просто публичный – это была ни с чем не сопоставимая череда массовых мероприятий! Одной только охраны было задействовано 82 батальона, 36 эскадронов, 9 сотен и 28 батарей! На коронацию съехались тысячи именитых гостей: вся европейская элита; журналисты, фотографы и художники со всего мира; представители Востока, Ватикана, англиканской церкви, восточных патриархий.
«Пришлось принять целую армию свит наехавших принцев»,
– запишет Николай II в своём дневнике. Авторам сериала не мешало бы опираться не только на измышления странных «консультантов», но и на документы. А ведь на коронации императора Николая II была впервые в истории (!) осуществлена репортажная документальная съёмка, для чего на мероприятии присутствовал французский журналист и оператор Камилл Серф. Его репортаж продолжительностью около двух минут стал настоящим хитом кинопроката того времени; его и сейчас можно без труда найти в сети. Но в сериале Мария Федоровна надевает корону на голову Аликс и произносит бессмысленное «Ты одна из нас». Что невозможно себе представить ни при каких обстоятельствах, так как только сам царь, как носитель самодержавной власти, мог короновать свою супругу, царицу.
И так далее, и тому подобное. Проект «Последние цари» совсем не похож на правдоподобную документалистику – гораздо больше он напоминает авторское художественное произведение. Так кто же его авторы, которые вводят нас в заблуждение?
Начнём с режиссёров, ведь по сути для любого кинопроекта это основные творцы. Адриан МакДауэлл – снимал короткометражное авторское кино, детективные и подростковые сериалы, шоу о «Формуле-1» и даже музыкальный клип. То есть всё что угодно, кроме исторической документалистики. Второй режиссёр Гарет Танли – снял эпизод для документального сериала о паранормальных явлениях «True Horror», ужасы «Creeped Out» и «Cold Call», а также триллер «Упырь». Тоже отличный послужной список. То есть для съёмок якобы документального фильма о гибели могущественной европейской династии режиссёров выбирали как угодно, но точно не за знакомство с материалом.
Ладно; допустим, что Nutopia ограничила ответственность режиссёров лишь контролем за уровнем драматизма, соответствием сценарию и подбором актёров. И что за фактчекинг в сериале отвечают специально привлечённые консультанты. Так кто же они? На первый взгляд кажется, что уважаемые люди, учёные, знатоки русской истории… или нет? Давайте познакомимся с ними поближе.
Дуглас Смит — американский исследователь и писатель. Считается авторитетным специалистом по истории России, так как знает русский язык и написал шесть книг. Эксперт чего-то про русский национализм. Ближе к распаду СССР занимался культурными проектами в американской дипломатической миссии в Советском Союзе и работал аналитиком на «Радио Свобода» – то есть разваливал нашу страну идеологически. В принципе, на Брайтон Бич много таких же «экспертов», которые знают русский язык, пожили в СССР и недолюбливали его. Но ладно, у Дугласа Смита хотя бы есть работы про Распутина и русское дворянство.
Доктор Марина Александрова из Техасского университета. Родилась в России, в Саратове – что, увы, никак не обеспечило ей знания истории родной страны. Изучает Марина русские революционные движения, культуру эпохи модерна и авангард. Как написано на сайте университета, сейчас она ведет авторский курс «Цари и мистики», который «исследует неправославные духовные практики и необычных исповедников российских правителей от Ивана Грозного до Николая II». То есть, вроде как, и учёная степень имеется… но звучит всё это как анонс к новому сезону «Битвы Экстрасенсов».
Ещё один «эксперт» – Саймон Себаг-Монтефиоре вообще даже не историк, а просто писатель-энтузиаст какой-то. Стоит взглянуть на его библиографию и многое становится понятно. «Екатерина Великая и Потёмкин: имперская история любви» и «Сталин: двор красного монарха» – да это же простая популяризация исторических пасквилей! Например, Сталин охарактеризован им как «молодой террорист, грабитель банков, поэт и любовник» (кстати, за это автор сразу же получил британскую премию «Лучшая историческая книга 2004 года»). Что ж, участие такого «непредвзятого консультанта по России» многое происходящее в сериале объясняет.
Например, этот чудо-«эксперт» манипулирует эмоциональными понятиями и круглыми, взятыми из ниоткуда числами. Не моргнув глазом Себаг-Монтефиоре сообщает:
«При подавлении революции Николай проявляет себя как по-настоящему кровавый и безжалостный правитель. Погибает, по разным оценкам, до 15 000 человек!»
Минуточку, с каких это пор непредвзятый эксперт уполномочен развешивать субъективные ярлыки «кровавый» и «безжалостный»? Это же банальная манипуляция зрителем. Разве вы где-нибудь видели мирное подавление революций? Да и о количестве жертв тоже очень удобная оговорка: «по разным оценкам». То есть берём, например, официальную оценку в 10 000 человек, добавляем свою в 20 000, и получаем 15 000 «по разным оценкам». Тяп-ляп – и готово.
Кстати, сразу после этого комментария в сериале следуют документальные кадры якобы расправы над участниками революции 1905 года. На самом же деле на кадрах хроники запечатлен расстрел латышских коммунистов белогвардейцами в 1919 году. После кадров хроники зрителю ещё демонстрируют фотографию царских репрессий. И тут тоже «мимо тазика» – на самом деле на фото красноармейцы, повешенные белогвардейцами во время гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1921 гг. Интересно, подал ли в суд Себаг-Монтефиоре на авторов сериала за подтасовку исторической фактуры вслед за его комментарием? Мы думаем, что если не подал – значит, его всё устраивает.
Дальше – больше. В другом фрагменте господин Монтефиоре выдаёт желаемое за действительное:
«Ленинское видение власти рабочих предполагало физическое уничтожение царской семьи и самого императора-самодержца. Ленин согласен в случае подхода белых дать разрешение уральским боевикам на физическое уничтожение всех членов семьи».
И где же задокументировано такое ленинское видение? Владимир Ильич оставил нам в наследие десятки тысяч страниц текста, но нигде не расписывался в необходимости физического устранения царской семьи. Похоже, господин «эксперт» просто выдумал это утверждение о Ленине.
Крест на себе как на эксперте Себаг-Монтефиоре ставит утверждением: «Весьма удивительно, что у этой революции нет руководителей». Что это за революция, у которой нет руководителей? Прям цветная революция по-американски: недовольный народ поднялся и сам сверг ненавистный режим. Знаем-знаем как это делается. У любой революции есть интересант, который в меру возможностей реализует задуманный сценарий. То, что господину Монтефиоре руководители русской революции неизвестны – не означает, что их не было. А означает лишь, что мнение господина Монтефиоре стоит не дороже мнения любого посетителя Макдоналдса.
Далее идет доктор Филиппа Хетерингтон. Вот цитата с её страницы на сайте университета:
«Я преподаю современную евразийскую историю в Школе славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона, где я исследую и преподаю культурную, социальную и правовую историю императорской России и раннего Советского Союза в глобальном и транснациональном контексте. В более широком смысле моя работа исследует пересечения истории международного права с биополитикой и феминистской теорией, особенно в контексте империи и при социализме».
Биополитика и феминистская теория? Это вообще наука? За что она получила звание доктора? В «Википедии» есть описание термина «биополитика». Например, цитата: «В исследованиях политики на основе постструктурализма и постмодернизма биополитика используется для анализа и разоблачения власти». Почитайте, чем занимаются люди под видом научной деятельности, там прямо смешно.
Не удивительно, что при такой каше в голове госпожа Хетерингтон совершает, вероятно, самую грубую ошибку в сериале, называя Думу «избранным правительством». Более того, в 5 эпизоде мы слышим даже о каком-то «президенте Думы». Напомним, что в царской России Государственная Дума была органом законодательной власти с целым рядом ограничений, и то не сразу (сначала – всего лишь законосовещательным учреждением). И Думу возглавлял председатель, а никакой не президент.
В другом фрагменте доктор Хетерингтон называет Николая II «представителем Бога на земле». Такой пассаж, видимо, понятен западному зрителю (по аналогии с папой римским), но в корне искажает действительную роль русского самодержца. Во время церемонии венчания на царство свершалось второе в жизни вступающего на царство монарха таинство миропомазания. Оно символизировало его царскую миссию, уподобляя её по ответственности и сложности священству. Царь назывался «помазанником Божьим», то есть его дело было благословлено высшими силами. Называть русского царя «представителем Бога на земле» – это как называть отличника представителем учителя. Но вероятно с точки зрения биополитики и феминистской теории разницы нет.
Но, конечно, ключевой «эксперт» сериала – доктор Пабло де Ореллана. Преподает на кафедре военных исследований. В биографической справке описан как «междисциплинарный ученый, изучающий дипломатию, национализм и взаимосвязь между искусством и конфликтом». Никаких научных работ о России у него нет. Но вещает он как настоящий знаток русской истории.
Например, когда речь заходит про руководителя расстрела царской семьи Юровского. Что нам говорит де Ореллана об этом человеке?
«Доверие к царю в войсках окончательно рухнуло. Яков Юровский – один из военных, которому предстоит сыграть серьезную роль в истории семьи Романовых. Он санитар на передовой».
Это чистейшее враньё. Юровский ни дня не был на фронте и служил фельдшером по месту жительства. Он в своей автобиографии сам пишет, чёрным по белому : «Февральская революция застала меня в Екатеринбурге». Но для драматизма авторам необходимо показать, что Юровский не простой убийца, а часть переживающей трагедию армии.
Они же так хотят показать, что в русской армии всё плохо. Что ещё в 1915 году Николай II Первую мировую войну якобы проиграл с разгромным счетом. Что к началу 1916 года «целые батальоны уходят в тыл», солдаты не подчиняются командирам, армия требует мира… понятно, да? Ни одна другая армия мира не требует, а вот именно в России – потребовала? Чистейшая ложь. С момента вступления императора Николая II в должность верховного главнокомандующего в 1915 году ход войны резко изменился и никаких стратегических поражений наша армия больше не несла. Было остановлено наступление германских войск, установлено абсолютное господство русского флота на Чёрном море, разгромлены турецкие силы и взят Эрзерум, реализован Брусиловский прорыв и так далее. Бывший во время войны сперва Морским министром, а после и Военным министром Великобритании У. Черчилль, располагавший всеми агентурными данными, категорически утверждал, что Россия стояла у самого порога победы. С этой же точкой зрения впоследствии соглашался и Адольф Гитлер. Германия пала в 1918 году уже даже без участия России в войне, а при участии – пала бы много раньше. На весну 1917 года было намечено всеобщее наступление. Уже прорабатывались сценарии торжественных парадов в Берлине, Вене и Константинополе…
Но вернёмся к «дну в мире экспертов по истории», многоуважаемому господину де Ореллане. Когда он произносит «великий князь Николаша», это не вызывает ничего, кроме желания прикрыть лицо от стыда. Настолько же нелепо было бы называть Александра Македонского «Великим Саньком», и это уж точно никак не соответствует статусу документалистики. «Николашей» великого князя Николая Николаевича называли исключительно в семейных кругах, и такое семейное прозвище никак не могло упоминаться в сочетании с его официальным титулом.
Рассказывая о кровавом воскресенье, де Ореллана упоминает каких-то детей, сидящих на ветвях деревьев, по которым стреляют, и о последовавшей за этими событиями кровавой резне. Жуткая картина!, но рождена она исключительно больной фантазией де Орелланы – фактов, подтверждающих это, не существует. Но, пожалуй, самая дикая цитата де Ореллана:
«Это чудовищное злодеяние, люди видят изрешеченного пулями ребенка, висящего, как на кресте, на решетке Зимнего дворца!»
До такого кровавого фарса не додумались даже режиссёры фильма «Зомбиленд»!
Как подобные бредни могут соотноситься с «экспертизой» и «документалистикой»?! Кто все эти люди?? С какой стати именно они дают экспертные комментарии в сериале о русских царях??
Невежество сценаристов и псевдо-экспертов поражает на каждом шагу:
- Цитата: «Распутин источает электричество из кончиков пальцев» – это они в Мортал Комбате подсмотрели?
- Цусимское сражение в сериале укоротили до 40 минут – хотя на самом деле оно длилось двое суток;
- Николая II охраняют какие-то морские пехотинцы – хотя такого рода войск в Российской Империи в помине не было;
- Дверь Марии Фёдоровне открывает слуга-африканец – но негры никогда не служили в покоях русского императора;
- Александра Фёдоровна якобы употребляет кокаин – просто ещё одна безосновательная лживая выдумка в стремлении сделать сюжет «доступнее» современному западному зрителю;
- Реальность политической и общественной жизни России начала XX века в сериале упрощена до детского примитива. В фильме нет октябристов, кадетов или эсэров – есть лишь абстрактные революционеры, а огромную семью Романовых сериал обрезает до нескольких человек. Когда Николай II отрекается от престола в пользу младшего брата, показать в кадре некого – великий князь Михаил Александрович не фигурировал в сюжете до этого момента;
- «Монарх должен был посетить пострадавших», – с укоризной пеняют «эксперты» Николаю II на события ходынской трагедии. Но это лишь очередная манипуляция: ведь нам забывают добавить, что царь так и сделал! Николай и Александра уже на следующий день посетили госпиталь с пострадавшими и выделили на лечение из своих личных денег 80 тысяч рублей. А каждой осиротевшей семье повелел выдать по 1000 рублей и расходы на похороны принять на его счёт ;
- И так без конца, подобные ошибки и манипуляции – буквально в каждом эпизоде.
Но, к счастью, всё тайное рано или поздно становится явным. На сайте Лондонского королевского колледжа Пабло де Ореллана без всяких стеснений в одном из интервью объясняет, как он попал в «Последние цари»:
«Помимо того, что я заядлый любитель документальных фильмов, у меня также есть некоторые связи с этой индустрией через друзей. Мой друг был продюсером этого проекта и изначально пригласил меня дать комментарий о национализме. Но по ходу работы над сериалом я всё больше вовлекался как эксперт по истории в самом широком смысле».
И здесь же сам де Ореллана откровенно даёт объяснение примитивному уровню подачи информации в сериале:
«Последние цари… фокусируется на том, чтобы вести повествование в настолько доступном формате, насколько это только возможно. Это был основной приоритет, установленный Netflix-ом в ходе переговоров с Nutopia… Это объясняет многие производственные решения, от включения утрированных игровых эпизодов до изложения истории на уровне средней школы… Это история в изложении для школьников, донесённая до максимально широкой аудитории… Проект должен был стать максимально доступным, что не только делает излишней подробную аналитику, но и подталкивает к выбору в пользу упрощения, как при обучении детей».
Вот теперь всё понятно с «Последними царями». Никакая это не «докудрама» и не «мегадок» – это упрощённый до уровня школьного троечника пропагандистский комикс о плохих русских, их диких нравах и их глупых царях.
Воспринять этот материал за чистую монету может только очень недалёкий зритель. «Кинопоиск» зря в своей рецензии пишет, что «историки подробно разбирают действия самого Николая II и его министров и объясняют, к каким последствиям они привели». Нет в «Последних царях» ни историков, ни подробного разбора, ни причинно-следственных связей. Есть лишь желание взять и всё упростить. До уровня Шарикова.
Которому, в принципе, и мавзолей в 1905 году ничем не плох.
Вы можете посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый сериалу «Последние цари».
«Екатерина Великая»: псевдо-история о псевдо-России
«Екатерина Великая»: мини-сериал, 1 сезон, 4 эпизода, 3 часа 55 минут. Производство HBO, 2019 г .
На волне успеха чернушного сериала «Чернобыль» в 2019 году HBO вновь решил запустить свои лапы в закрома русской истории. На сей раз их выбор пал на Екатерину 2. В принципе-то понятно, фигура для западного мира знаковая: бывшая немка-лютеранка 34 года на престоле гигантской православной империи.
Однако хорошее историческое кино у HBO не получилось. Плохое историческое кино тоже не получилось: вышел неуклюжий псевдо-исторический пасквиль для тех, кто Россию от Малайзии на карте мира не отличит. Примечательно, что снимали русские пейзажи в Латвии, которая сегодня ничего русского на дух не переносит. Но при этом очень гордится своим архитектурным памятником – Руентальским дворцом, который построил придворный архитектор русского двора на русские же деньги. Именно в этом замке продакшн-студии HBO и снимали чернушную фальшивку о Российской Империи. Удивительный исторический цинизм.
Сериал имеет выдающийся кастинг. Авторам советского фильма про мушкетеров ставят в вину, что Д'Артаньян в исполнении Боярского уже зрелый мужчина, хотя должен быть наивным юнцом. Но это цветочки по сравнению с 73-летней Хелен Миррен, которая играет 33-летнюю Екатерину 2. На экране проходят десятилетия, а главная героиня как была старушкой, так и остаётся – никто ничего не заметил. Любопытно, что ничего не заметила и дирекция фестиваля «Золотой Глобус», номинировав Миррен за это возрастное перевоплощение на лучшую актрису мини-сериала или ТВ-фильма.
Напомним читателю, что Хелен Миррен – урождённая Елена Васильевна Миронова, русская по отцовской линии. Возможно, этим объясняется её такое жаркое стремление сыграть русскую императрицу даже не смотря на очевиднейший возрастной диссонанс. Ладно, можно принять во внимание, что Хелен Миррен ещё и продюсер картины – проб, очевидно, не проходила. Но вот Григория Потемкина, которому в хронологии сериала должно быть 26 лет, играет Джейсон Кларк, которому, на минуточку, 52 года (это, к слову, тот самый Джон Коннор из «Терминатора»). А Ричард Роксбург в свои 60 играет 30-летнего Григория Орлова. Такие решения по кастингу со всей очевидностью констатируют, что историческая достоверность авторов никоим образом не заботила.
Не заботит их и достоверность географическая. Единственное, что средний западный обыватель точно знает о России – то, что она огромная. Поэтому в титрах можно встретить, к примеру, «Северная Россия». Хотя мы не делимся на северные и южные части, как скажем США. Или другой пример места действия: «Санкт-Петербург. Шлиссельбургская крепость». Шлиссельбург и сейчас-то отдельный город в Ленинградской области. А в то время от Петербурга его отделял минимум день пути верхом.
Ещё пример: путешествие Екатерины в Крым показано как сплав вниз по течению Днепра в сторону моря. Сразу после выхода из устья реки процессия почему-то оказывается на Севастопольском рейде – географию, очевидно, учили по глобусу Украины. К тому же хорошо известно, что из Херсона в Перекоп и далее до Севастополя Екатерина передвигалась по суше. Было это в мае 1787 года, а вовсе не зимой, как показывает нам HBO.
Весь сериал плотно усеян подобными ляпами. Как и водится в исторических фильмах про Россию, консультантов позвать забыли. Или позвали каких-то проходимцев. Форма солдат, дамские наряды и в целом костюмы мало что имеют общего с реальной одеждой того времени. С менталитетом и нюансами быта – ещё хуже. К примеру, Екатерина в фильме обращается к президенту коллегии иностранных дел не иначе, как «министр Панин». В реальности было бы «граф Панин» или просто «Никита Иванович», никаких министерств в Российской Империи до Александра Первого не было. Однако для упрощения восприятия западным зрителем на Екатерининскую Россию калькой перенесены типичные западные манеры.
При встрече Екатерина почему-то называет Потёмкина лейтенантом, хотя звание такое существовало тогда исключительно на флоте и никак неприменимо к героям фильма.
Или вот: во время доклада Алексея Орлова все присутствующие в зале стучат по столу в знак одобрения. Эта выдумка авторов сериала призвана уподобить манеры в русском высшем обществе какому-то пиратскому сброду. Конечно же и в армии, и при дворе существовали правила поведения, которые строго соблюдались.
«Екатерина Великая от HBO так неангажированно показывает русскую историю, что сериалу прощаешь всю клюкву»,
пишет одно из онлайн-изданий. Нет уж, извините! – мы и клюкву простить не можем, и неангажированности совершенно не наблюдаем. Всё ровно наоборот: на лицо типичный предвзятый анти-русский подход к изображению нашей страны. Авторы западного сериала не забывают подчёркивать совершенную культурную несамодостаточность русских и глубокое заискивание перед «великой западной культурой». Чего стоит эпизод, когда Потёмкин, стоя на берегу Севастопольской бухты, говорит, что на улицах этого города будет звучать великий Моцарт. Ну да, вполне возможно, что к моменту, когда Потёмкин был в Крыму, про Моцарта он уже знал. Правда, немного в другом контексте. Русский посол в Австрии Андрей Разумовский писал Потёмкину о том, что в Вене есть молодой талантливый музыкант Моцарт, который находится в крайне тяжёлом финансовом положении, еле сводит концы с концами и готов переехать в Россию, если получит поддержку. Так что это ещё вопрос, кто перед кем заискивал в XVIII веке
Екатерина подаётся в сериале именно как светоч прогрессивной западной мысли, к несчастью попавший в дремучее русское болото. Самый яркий пример – что-де просвещённая, либеральных корней императрица изо всех сил хотела отменить, наконец уже, крепостное право в России. Хотела-хотела, но злые тёмные русские все как один этому очень нелиберально противились. А Екатерина с делами замоталась и как-то забыла отменить. Сложнейший национально-исторический процесс низведён в сериале до уровня голосования на Евровидении: это хочу, то не хочу. Ну так, чтоб попроще.
Здесь важно отметить, что именно в эпоху правления Екатерины 2 крепостное право в России достигает своего апогея несправедливости. Ранее, в Петровскую эпоху, «крепостными» были фактически вообще все люди в России, включая дворянство. Ведь дворяне обязаны были служить, а крестьяне служили дворянам для того, чтобы те могли спокойно выполнять свои функции. Но после того, как муж Екатерины 2 Пётр III издал свой «Манифест о вольности дворянской», крепостное право по сути лишилось своей моральной основы. Раз теперь дворянам служить уже было не обязательно, то возникает резонный вопрос: на каком основании они владеют крепостными крестьянами? Получился дисбаланс: ключевую обязанность дворянам отменили, а ключевое право – сохранили. А «Жалованная грамота дворянству», которая была дана Екатериной 2, ещё больше усугубила эту несправедливость. К тому же при Екатерине были массовые раздачи государственных крестьян в частную собственность, число крепостных крестьян очень сильно росло. По мере дробления дворянских имений между многочисленными отпрысками на каждого дворянина приходилось всё меньше и меньше крестьян. В то же время финансовые запросы европеизированного дворянства постоянно росли… Так что увы, не смотря на возвышенную переписку с гуманистом Вольтером, положение крепостных крестьян при Екатерине 2 сильно ухудшилось.
Теперь давайте посмотрим, кто окружает Екатерину в сериале. Ведь в жизни Екатерина собрала вокруг себя блистательную плеяду выдающихся политических деятелей, деятелей культуры и искусства. Ей была присуща способность находить достаточно одарённых во всех отношениях людей, особенно – на раннем этапе своего правления. Изначально это были молодые, амбициозные люди, у которых не было, как сейчас говорят, «глубокого бэкграунда». Многие из тех, кто участвовал в перевороте Екатерины 2, позже вошли в ближний круг императрицы. Понятно, что в таком деле, как дворцовый переворот, активное участие принимают действительно достаточно незаурядные, одарённые личности. Например, самый известный из фаворитов Екатерины Григорий Потёмкин – как-раз один из непосредственных участников переворота.
Но увы, вместо исторически правдоподобных персонажей в сериале мы видим сплошных экзальтированных героев комиксов. К примеру, заговорщик Василий Мирович. Хочет освободить из заточения свергнутого императора Иоанна Антоновича. В лучших традициях голливудского кино Мирович прямо среди бела дня вербует себе подельников среди офицеров и солдат. Но почему солдаты и офицеры не схватят его? И почему императрица ничего не делает, хотя и знает, что Мирович сеет смуту? Кстати, в реальной жизни нет никаких подтверждений тому, что Екатерина и Мирович вообще встречались. Скорее всего, императрица даже не знала, как Мирович выглядит, до момента суда над ним.
А в нашем «шедевре» от HBO далее Мирович штурмует крепость Шлиссельбург. Штурмует так эффектно, что любой полководец позавидует – стремительным броском с артиллерийской поддержкой. Однако на самом деле подпоручик Мирович служил в карауле Шлиссельбургской крепости. То есть должен был бы участвовать в отражении штурма, если бы таковой был. Разумеется, никакой битвы за крепость не было и в помине: Мирович, пользуясь своим офицерским званием, просто поодиночке вызывал солдат из своего караула и предлагал им принять участие в заговоре. Но в HBO решили, что для пламенного борца с русским самодержавием такая фактура мелковата.
Как же в сериале показан Григорий Потёмкин? Герой многих войн, патриот, высочайший государственный деятель. В сериале есть сцена, когда князь наблюдает за тем, как бунтовщик Пугачёв поносит по чём свет императрицу. И что же Потёмкин делает потом? – молча разворачивается и уезжает. Мы даже не о том, что Григорий Александрович Потёмкин вряд ли когда-либо встречался с Пугачёвым – ведь руководителем комиссий по расследованию пугачёвского бунта был не он, а его троюродный брат, Павел Сергеевич Потёмкин. Но просто подумайте – именно так должен был бы поступить офицер? К тому же и не просто офицер: к моменту восстания Пугачёва он уже генерал, своим положением во многом обязанный именно Екатерине. Ведь в начале своей карьеры светлейший князь Таврический служил всего лишь вахмистром конной гвардии. Потом императрица собственноручно произвела его в подпоручики. В сериале же граф Орлов напоминает Екатерине: «Помните этого юношу, лейтенанта Потемкина?» Юношу! Лейтенанта! Консультанты-проходимцы снова всё спутали с Д’Артаньяном, лейтенантом королевских мушкетёров. Пожалуй, это главное, что нужно понять об уровне компетентности авторов этого фильма.
«Сериал Екатерина Великая – для людей, которые интересуются культурой и историей».
Ни много, ни мало – именно так написано в одной из рецензий на IMDB. К великому сожалению, это совершенно не соответствует действительности. Ни настоящей русской культуры, ни настоящей русской истории в этом сериале не увидеть. Это просто очень плохое псевдо-исторические кино про псевдо-Россию. С глупостями, ошибками, откровенной ложью и развесистой клюквой в угоду сегодняшней конъюнктуре.
Вы можете посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый сериалу «Екатерина Великая».
Выпуск №1: «Последние цари»
Ещё Владимир Ильич Ленин называл важнейшим из искусств кино. Современный обыватель любит ходить на премьеры и по вечерам смотреть сериалы. Киноиндустрия научилась делать впечатляющие проекты. Но увы! — пока глаза наслаждаются картинкой, мозг не успевает анализировать смыслы.
Увидев что-либо в фильме, «снятом на основе реальных событий», мы начинаем считать это чистой правдой. Хотя чаще всего исторические факты нагло фальсифицируют. Иногда ради повышения драматизма, а иногда и в угоду политической повестке.
Случайно ли русских в западных фильмах показывают угрюмыми дураками? Случайно ли плохие ливийцы появились в кино во время правления Муаммара Каддафи? Случайно ли Netflix и HBO выделяют миллионы долларов на исторические проекты? Нет-нет, такие «случайности» — не случайны.
Мы запускаем видеоблог об исторических фейках в современных фильмах и сериалах!
Первый выпуск посвящён мини-сериалу «Последние цари» (The Last Czars, Netflix, 2019). Этот кино-проект представляет зрителю исковерканную трактовку истории России начала XX века. Революция и события Первой мировой войны, фигура императора Николая II, его отречение от престола и гибель династии Романовых — всё искажено до неузнаваемости. Сериал стал настоящим анти-рекордсменом по числу подтасовок фактов и откровенной лжи.
Кто и зачем сделал такую грубую работу? Ошибка ли это, халтура или хитрый умысел? Кто авторы фильма и кто его исторические (якобы) консультанты? Ответы вы найдёте в этом видео:
Смотреть выпуск «Последние цари» на YouTube, Смотреть выпуск «Последние цари» во ВКонтакте, Смотреть выпуск «Последние цари» на RuTube.
Страница выпуска «Последние цари» на нашем сайте: https://vizivayteistorika.ru/video-poslednie-tsari/
Как связаны Раст Коул, Ницше,Шопенгауэр и Ктулху?
Философия Ницше на примере "Во все тяжкие"
"Долина слез": Баллада об израильском солдате
С холма, где они затаились, обширная долина была как на ладони.
И на всем видимом пространстве, сколько хватало глаз, будто жирные черные насекомые ползли сотни танков. Вереницы, растянувшиеся до горизонта, целая армада танков. Засевшие на холме израильские солдаты ясно понимали, что остановить эту лавину не под силу не только им самим, но и вообще, кажется, никому. Особенно сегодня, когда в стране большой праздник и многие военные разъехались по домам.
Но точно так же понимали солдаты и то, что уйти они не могут. Придется вступить в бой, исход которого может быть только один - их гибель.
***
Израильский сериал "Долина слез" это вовсе не история о героизме. Тут не будет размахивания флагом, патетических речей и примеров возвышенного самопожертвования. Это история о войне, ставшая мощнейшим антивоенным высказыванием. Рассказ о том, что ни один человек не должен гибнуть во имя чего бы то ни было. О том, что смерть - это страшно и непоправимо, что ура-патриотическая трескотня - это удел тыловых бюрократов, а победа всегда оказывается горькой.
В известном смысле "Долина слез" для сегодняшней России даже актуальнее, чем для Израиля. Поэтому всем, кто читает мои публикации в России, я настоятельно рекомендую его посмотреть.
Сериал этот уникален по нескольким причинам.
Во-первых, как эти ни странно, до сих пор никто не пытался показать события Войны Судного дня с такой дотошной, почти документальной достоверностью. Фильмы об этой войне снимались и раньше (например, драма "Киппур" 2000 года), но они всегда были более-менее частными историями.
А на этот раз мы получаем очень подробную и масштабную картину событий, мы погружаемся в самый эпицентр гигантской мясорубки и, подобно героям, оказываемся дезориентированными и ошеломленными происходящим на наших глазах кошмаром.
Во-вторых, Израиль еще никогда не производил кино в таком жанре. Это подлинная киноэпопея, грандиозное полотно с массовкой, вертолетами, танками, пиротехникой.
Каждая серия стоила по миллиону долларов. Совершенно невиданное событие для киноиндустрии маленькой страны, где бюджеты всегда настолько ограничены, что позволяют снимать разве что разговорные сцены с редкими вкраплениями какого-то активного действия, тоже довольно скромного по масштабам.
Поэтому неудивительно, что сериал произвел фурор - как в самом Израиле, так и за его пределами.
Название Войны Судного дня часто путает людей, которые не особенно знакомы с иудейскими традициями. Тут имеется в виду вовсе не апокалипсис, обещанный нам Иоанном Богословом. Здесь совсем другой Судный день.
В еврейском календаре (подробно о котором я рассказывал вот здесь) есть особая дата под названием Йом Кипур. Строго говоря, это большой религиозный праздник. Но отмечают его не весельем, а тишиной и молитвами.
Иудеи верят, что каждый год в одно и то же время бог подводит итоги нашим поступкам (это и есть тот самый Судный день). Если мы вели себя, как подобает достойным иудеям, то в великую Книгу жизни будет сделана весьма благожелательная запись, которая в свое время непременно будет учтена. Если же мы грешили... Ну, на этот счет есть немало инструкций, которые мы обсудим как-нибудь в другой раз.
Сейчас важнее всего сказать вот что. Религиозные праздники в Израиле заметно отличаются друг от друга - как своим настроением, так и степенью строгости соблюдения традиций.
Йом Кипур - самый главный и самый строгий.
Даже в Тель-Авиве, где в шабат можно найти массу работающих заведений и магазинов, на Йом Кипур закрывается всё. Дороги пустеют. Если вам довелось увидеть движущуюся машину в этот день, значит за рулем либо араб, демонстративно наплевавший на иудейские запреты, либо турист, который не в курсе, отчего вокруг всё вымерло. Даже атеисты вроде меня с уважением относятся к требованию соблюдать тишину и прекратить любую деятельность.
Разумеется, в армии тоже стараются отпустить всех, кто свободен от дежурства, по домам, чтобы люди смогли провести праздник со своими семьями. В такой день Израиль совершенно не готов воевать, и в 1973 году противники отлично это знали.
Именно в Йом Кипур Сирия и Египет при поддержке Иордании, Ирака и Советского Союза вторглись в Израиль, надеясь молниеносным броском, при огромном численном преимуществе и используя фактор внезапности, захватить страну, которая явно не будет готова к серьезной обороне.
Вероятно, вы предполагаете, что я сейчас скажу, что нет, мол, расчет не оправдался и израильтяне играючи разнесли противника в пух и прах. И будь это типичный героический эпик, именно так бы и должен был развиваться сюжет.
Но нет, Израиль и правда оказался не готов к нападению. Хотя данные разведки недвусмысленно говорили, что силы, стягиваемые к границам страны, могут означать только одно - будет война.
И премьер Голда Меир вместе с министром обороны Моше Даяном всерьез обсуждали вариант упреждающего удара. Однако под давлением США отказались от этого плана.
Это, кстати, довольно отрезвляющая подробность для всех, кто заявляет, что Америка так надежно прикрывает Израиль, что евреям можно вообще не учиться воевать. Однако в реальности отношения этих двух стран гораздо сложнее, чем кажется диванным генералам. Штаты согласились поддержать Израиль в будущем конфликте военной техникой, но при одном условии - никаких упреждающих ударов. Правительство Голды Меир должно сделать все возможное, чтобы избежать войны или хотя бы максимально ее отсрочить.
Генри Киссинджер говорил, что если бы Израиль ударил первым, то не получил бы от Америки ни гвоздя.
Однако, даже зная о готовящемся нападении, израильское руководство оказалось совершенно не готовым к вторжению на Йом Кипур. Вообще после стремительной и успешной Шестидневной войны 1967 года в Израиле активно продвигалась идея о непобедимости еврейского государства.
На начальных титрах сериала собрана кинохроника, показывающая беззаботную мирную жизнь израильтян, которая, казалось, будет длиться вечно. Настоящая эйфория. Мы сильнее всех, мы непобедимы, никто больше не рискнет на нас нападать.
И этот просчет повлек за собой катастрофические потери.
В сериале этот момент показан на примере тщедушного армейского аналитика Авиноама, который, прослушивая переговоры сирийцев по рации, понимает, что вторжение вот-вот начнется. Но на военной базе этот парень был страшно непопулярен - зануда, чахлый очкарик, вечно одетый не по форме и достающий сослуживцев какими-то дурацкими фантазиями, значение которых всегда преувеличивает. Поэтому никто предостережения Авиноама не слушал до тех пор, пока вокруг не начали рваться снаряды.
И по мере того, как наступление сирийской армии на севере Израиля развивалось, просчеты руководства израильской армии становились все более очевидны. Ни подкрепления, ни снабжения боеприпасами немногочисленные солдаты, оставшиеся на своих боевых постах в первые часы вторжения так и не дождались. При этом по рации они бесконечно получали приказы явно растерянных командиров не отступать и удерживать рубежи любой ценой. А какой ценой? Если из трех танков, стоящих на пригорке против лавины сирийцев, один подбит, а два других расстреляли весь боезапас, как прикажете удерживать рубеж? Кулаком грозить?
"Долина слез" показывает нам самые первые дни войны.
Шок, неразбериха, хаос, ужас. Всё то, что любая война собой представляет. Персонажи чувствуют и ведут себя в точности, как чувствовали и действовали бы мы сами на их месте, - обычные люди, а не какие-то киношные супергерои.
Мы вместе с ними брошены на произвол судьбы. Возможно, где-то глубоко в тылу генералы и министры не спят ночами, придумывая, как им вызволить нас из этой ловушки. А может и нет. Не исключено, что какие-то армейские бюрократы уже вычеркнули нас из своих отчетов, списав на боевые потери.
Ужас в том, что когда радиосвязь пропадает, ты вообще не понимаешь, что происходит. Что если война уже проиграна и Иерусалим захвачен врагом? Ты не можешь быть уверен, что от армии, помимо тебя и твоих друзей, хоть что-то осталось.
Все эти мысли неотвязно пульсируют в голове где-то на периферии сознания, в то время, как глаза следят за наползающими на вас танками противника. И прямо сейчас, в эту самую секунду, нужно принять важнейшее решение в вашей жизни - бежать, поддавшись панике, сдаться или стрелять из всего, что у вас осталось.
При этом, если вы выбираете стрелять, это скорее всего тоже будет паника, а не героизм. Как в старом фильме "Баллада о солдате" герой признавался, что подбил два немецких танка не от смелости, а со страху. Это честно. И это неприукрашенная правда войны.
Когда я рассказывал о культовом сериале "Фауда" (читайте о нем вот здесь, если пропустили), я говорил, что израильское кино вообще тяготеет к реалистичности. Внимательный зритель без труда отметит и метафоры, и своеобразную поэзию повествования, но на первый план тут выведена жесткая, неприкрытая обыденность войны. Не только этой конкретной войны, а вообще - войны как явления.
Мысль авторов сериала выражена очень внятно: война - это ненормальное состояние человека. Тут ничто не может быть правильным или приемлемым. Добро, зло, тыл, фронт, ценность и смысл жизни - всё смазывается, теряет привычные понятные очертания. Вы в другом, сюрреалистическом измерении, будто Алиса в Зазеркалье, с той лишь разницей, что выйти из этого страшного сна живым представляется маловероятным.
А еще война - это неразбериха, путаница, ужасная координация действий. В кино нам часто врут, что возможно безупречно управлять армией, разбросанной на огромной территории, как если бы живые люди были шахматными фигурами на расчерченной аккуратными квадратиками доске.
Но если вы не побоитесь послушать реальные рассказы фронтовиков, прошедших через любую войну, вы непременно услышите страшные истории о том, как в пылу боя, не разобравшись, люди начинают стрелять по своим.
И "Долина слез" это тоже покажет. Поэтому вопрос, который не оставит вас в покое до конца просмотра, - можно ли остаться человеком, пережив такое?
Но интересно еще и то, что 1973 год, когда случилась эта война, был очень неспокойным временем в самом Израиле. Несколько героев сериала, марокканские евреи, сефарды, живущие в очень бедных условиях, винят во всем европейских евреев, ашкенази, которые, по их мнению, заправляют в стране всем, живут в богатстве и роскоши, обрекая своих братьев из северной Африки на нищету и положение людей второго сорта.
И это тоже война. Молодые сефарды сбиваются в радикальные группы по примеру американских чернокожих и заимствуют их название "Черные пантеры". Они выходят на марши протеста в Иерусалиме, дерутся в полицией, швыряют коктейли Молотова. Они считают это государство несправедливым и жестоким.
И когда один из этих радикалов сталкивается с офицером сирийской разведки, тот задает ему очень непростые вопросы. Ты вырос в Марокко, стране, где ислам господствующая религия. Ты знаешь арабский лучше, чем иврит. Мы с тобой любим одну кухню, слушаем одну музыку. Мы почти братья. А что тебя связывает с этими чистенькими ашкенази? Ты даже внешне похож на сирийца больше, чем на них. Так почему же ты воюешь на той стороне, а не на нашей?
После этого монолога мы понимаем, что каждый выходец из Африки в израильской армии, наблюдающий, как к нему приближаются вооруженные сирийцы, наверняка думает о чем-то подобном. Во всяком случае может думать, исключать этого нельзя. Тем более, что в тот самый момент, когда они рискуют жизнью на линии фронта, дома, в далеком тылу израильские полицейские приходят к их родным с вопросами и обысками.
Так кто тут свои, а кто чужие? Внезапно ответ на этот вопрос уже не кажется таким очевидным.
Весь этот период в истории страны до сих пор считается в Израиле не до конца осмысленным. Да, в Войне Судного дня еврейское государство одержало победу. Но победа эта досталась дорогой ценой. Около 10-и тысяч погибших - это огромные потери для крохотного Израиля.
"Это была наша тяжелейшая травма и главная катастрофа для страны", говорил Рон Лешем, один из авторов сценария, служивший в свое время в элитном разведывательном подразделении.
Ветераны той войны, увидев ее на экране, говорили, что вновь переживают пост-травматический синдром, о котором за давностью лет успели забыть. Настолько показанные события выглядели эмоционально точными и мучительными. И хотя временами можно слышать критику, что отдельные подробности в сериале изложены слишком вольно, для художественного фильма это все-таки не так критично. Потому что лучшее историческое кино рассказывает не столько о прошлом, сколько о настоящем. Важно то, какие уроки зрители извлекают из увиденного.
А уроки оказываются болезненными.
Израиль тут показан слабым, руководство страны некомпетентным. Это тяжело принять, но говорить об этом важно. Тем более, что, как это часто бывает с отечественными войнами, трагические события, наложившиеся на непростую политическую ситуацию в стране, не сломили людей, а заставили сплотиться даже тех, кто в мирное время оказывался по разные стороны баррикад.
В конце концов Израиль - это ведь не только премьер-министр, не только флаг, гимн или территория. Это в первую очередь вот эти люди, стоящие лицом к лицу с колоссальными силами противника, испытывающие понятный человеческий ужас, грязные, израненные, страдающие от зноя и жажды, теряющие друзей, но не отступающие, а прикрывающие до последнего таких же израильтян, с которыми еще вчера готовы были драться.
Как сказал Рон Лешем, "с первой сиреной воздушной тревоги прежний Израиль погиб и родился новый Израиль". В стране, которая половину своей истории провела во всевозможных конфликтах, победы нужно отмечать не фанфарами, а осознанием собственных травм, невосполнимости потерь и усилиями, направленными на то, чтобы этот опыт помог избежать подобного в будущем.
Лозунг "Можем повторить!" точно не для Израиля. Хотя наверняка повторить он может, но гордиться тут нечем. Это глупая бравада людей, не имеющих ни малейшего представления о том, что такое война на самом деле.
Самый взрослый персонаж "Долины слез", отец одного из солдат, сыгранный популярным актером и телеведущим, бывшим десантником Лиором Ашкенази, говорит с горечью, что прошел через четыре войны и был уверен, что пятой никогда не увидит. Но вот он снова на фронте, разыскивает своего сына и не знает, найдет ли его живым.
"Долина слез" рассказывает лишь о первых 6-и из 19-и дней войны и только о событиях на Голанских высотах. Кстати, снимали именно там, где все происходило. Более того, в какой-то момент съемки пришлось прервать из-за ракетного обстрела с территории Сирии. Так что обстановка была весьма реалистичной.
Сейчас создатели сериала поговаривают о продолжении. Второй сезон, если он действительно состоится, будет рассказывать о южном направлении, где шли бои с армией Египта.
Но даже сейчас, в формате мини-сериала, "Долина слез" смотрится как законченная, совершенно самодостаточная история, породившая целую волну интереса к теме Войны Судного дня. В соцсетях кипят дискуссии, к местам танковых сражений стремятся туристы, множество энтузиастов с увлечением рассматривают детали, показанные на экране, и спорят, в каком именно году появился шоколадный батончик, который был замечен в руках кого-то из персонажей.
Сериал довольно быстро стал заметным культурным явлением.
И я, откровенно говоря, завидую тому, как израильтяне разбираются со своим непростым прошлым. Не замалчивают, на прячут под ковер. А заставляют себя честно взглянуть на болезненную правду, не отворачиваясь. Я уже однажды рассказывал об этом, когда речь шла о еврейских террористических организациях в Палестине (читайте вот тут, это познавательно). Завидую, поскольку точно знаю, что в России такое невозможно в принципе. Да откровенно говоря, почти никогда и не было возможно.
Сколько вы вспомните по-настоящему честных фильмов о Великой отечественной? Таких, после просмотра которых понимаешь, что война это ужас и смерть, а не парады и салют. Они были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки (кстати, напишите в комментариях свои варианты).
А судя по тому, что сейчас происходит, уроки войны так и не были ни осмыслены, ни усвоены. То же самое касается локальных конфликтов, о некоторых из которых дискуссии не было вовсе.
И мне, как человеку, жизнь которого с Россией связана гораздо больше, чем с Израилем, хочется уметь относиться к своей истории так, как это умеют израильтяне.
Признавать свои ошибки, принимать свои травмы, оплакивать свои потери и - учиться на них, чтобы ни в коем случае не повторять.
В сериале есть эпизод, когда израильский солдат и его сирийский противник оказываются лицом к лицу. Оба безоружны. Оба напуганы. И вдруг они обнаруживают, что могут разговаривать. Не как враги, а как люди, которые совсем не понимают, почему они должны друг друга убивать. И это момент удивительной, ошеломляющей ясности. Угар войны отступает, и искаженный взгляд вновь обретает резкость. Будто некие злые чары, наделяющие человека яростью и отнимающие способность думать, перестают действовать.
И мы почти слышим немой вопрос: что если так можно?
И отвечаем на него каждый по-своему.
Постер, чтобы обозначить свой проект.
Мы смонтировали 17 минут для пилотной серии, для пилота нужно снять еще 13 минут. Туда войдет история Миши, брата Веро и их отношения с абьюзивной мамой, которая не хочет отпустить контроль над повзрослевшими детьми.
17 минут сериала уже есть!
Мы начали съёмки пилотной серии в конце сентября 2021-го, собрали 340 тысяч и сняли 4 смены, из которых получился полноценный эпизод свидания Веро и Вовы. Съёмки смонтировались в 17 минут фильма. На новогодних каникулах сделаем звук и цвет. Но надо продолжать.
Скоро старт сериальчика :)
Мы вовсю готовим к выпуску сериал "Евген из НН: Большой куш", создаваемый в содружестве с киностудией MindRec | Film Studio
Все любители фильмов Гая Ричи приятно удивятся увиденному. Да и все остальные тоже! Это будет опасно весело
А Вот вам для затравки кусочек заставки "Куша по-русски"!
Добро пожаловать!
Большое спасибо всем, кто готов нас поддержать! Очень скоро мы начнем выкладывать материалы, доступные по подписке, о жизни и творчестве артистов во время Блокады! Для тех, кто только присоединился - предлагаем посмотреть видео, в котором можно подробнее узнать о нашем проекте