Трансдисциплинарное понимание божественного. ч.3: Людвиг Фейербах, Василий Розанов и теория систем
Трансдисциплинарное понимание божественного. ч.2: Павел Щелин и политическая философия.
Трансдисциплинарное понимание божественного. ч.1: Курт Гёдель и математика.
Повторный «застой» или завершение «Большого застоя»
Колесо Сансары и трансдисциплинарность (окончание)
Прикладное элитоведение. ч.14. О проблеме «младореформаторов» в США
Китайские штудии ч.2: Ся, Шань и Чжоу
Эрозия символического капитала. ч.1. Литература
Колесо Сансары и трансдисциплинарность
Продолжим начатый предыдущем посте разговор о религии и реинкарнации, но теперь обратимся к механике процесса.
Базовой схемой, описывающей процесс, является колесо Сансары
Вот его традиционное представление. Описание см. по ссылке. Индуистские, джайнистские и буддийские описания могут отличатся в трактовках, но как правило общую схему все описывают одинаково.
Также я специально нашел картинку без красивостей, но со стрелочками. Согласно базовой модели, реинкарнация происходить множество раз, пока душа либо не сольется с Абсолютом либо не прекратит своё существование.
В графическом виде переход Абсолюту (Брахме в индуизме, Нирване в буддизме) рисуют обычно так
Если это представить на структурной матрице, то все эти картинки можно обобщить следующим образом.
Колесо Сансары с выходом в Абсолют (Брахму, Нирвану)
Колесо Сансары с удалением от абсолюта и прекращением существования.
Земная жизнь в данной концепции происходит только в левой верхней четверти матрицы.
Собственно, если проанализировать с точки зрения структурной матрицы авраамические и политеистические религии, то окажется, что земная жизнь там располагается примерно там же.
Колеса Сансары как будто нет, но элементы механизма все на своих местах.
А если еще добавить одну из моих любимых цитат из Милорада Павича
Слушайте теперь то, чего вы не знаете. Три реки античного мира мёртвых — Ахеронт, Пирифлегетон и Коцит — принадлежат сейчас преисподним ислама, иудаизма и христианства; их русла разделяют три ада — геену, ад и ледяную преисподнюю магометан — под территорией бывшей страны хазар. Здесь как раз и сходятся границы трёх загробных миров: огненное государство Сатаны с девятью кругами христианского ада, с троном Люцифера и знамёнами владыки тьмы; исламский ад с царством ледяных мук Иблиса и область Гевары с левой стороны от Храма, где сидят еврейские боги зла, вожделения и голода, геена во власти Асмодея. Эти три ада существуют отдельно, граница между ними пропахана железным плугом, и никому не позволено её переходить.
Правда, вы эти три ада представляете себе неправильно, потому что у вас нет опыта. В еврейском аду в державе ангела тьмы и греха Велиала, корчатся в огне вовсе не евреи, как вы думаете. Там горят одни лишь арабы и христиане. Точно так же и в христианском пекле нет христиан — в огонь там попадают магометане или сыны и дочери Давида; в то время как в магометанском аду страдают только христиане и евреи, ни одного турка или араба там нет. (М, Павич. «Хазарский словарь»)
То выяснится, что правый квадратик можно разделить на три части (ориентация и порядок расположения взяты условно, пока над этим глубоко не думал)
Соответственно цветом помечены этапы развития религиозного сознания: от простейших представлений (трехчастный мир шаманизма и родноверия) до системы «мировых» авраамических религий. Представления усложняются, расширяются и того гляди через 50-100 лет по крайней меер в христианстве дойдет до колеса Сансары и признания реинкарнации.
Хотя например христианство при зарождении и в первые века своего существования вполне допускало реинкарнацию, но потом с этим быстро покончили, после того, как религия стала официальной в Римской империи
Если же говорить непосредственно о концепции реинкарнации, то рис. 4 и 5 дают нам существенную корректировку: для достижения Абсолюта душа должна увеличивать испытания — поскольку размах спирали возрастает.
И чем более упорядочено ваше земное существование, тем более беспокойным и хаотичным будет посмертное.
Китайские штудии. ч.1: «богопотери» и еще немного «ранней» цивилизации
Взаимная миграция факторов производства
Прикладное элитоведение ч.13. Символический капитал и общественные катаклизмы
Переосмысление античности как «древний красивый обычай»
Коллеги из «Эллинистики» выпустили лонгрид, с критическим разбором очередного научпопа от «Арзамаса» (на сей раз древнегреческого) и попросили его порекомендовать читателям везде где это возможно. За нами не заржавеет, но в развитие темы хотелось бы поговорить о феномене античности в современной культуре.
Античности на самом деле существует две: одна реальная историческая эпоха, о которой мы на самом деле не так и много знаем (скажем из 12 «Политий» Аристотеля сохранилась только Афинская), хотя об Ахеменидах и хеттах мы знаем ещё меньше. И вторая — символическая и мифологическая, которая сформирована на базе древнегреческого взгляда на окружающий мир и которую унаследовали и отчасти присвоили сначала римляне, а потом и Европа.
И если первая остается более или менее равной себе, пополняясь по мере новых археологических открытий, то вторая живет в унисон с актуальной социально-политической жизнью и регулярно переосмысляется и переписывается.
Крупных трансформаций можно выделить как минимум три.
Первая случилась, по всей видимости, в последнее столетие существования державы Ахеменидов, когда греки, глядя на почти непрерывную 75-детнюю внутри персидскую смуту (длилась примерно с 404 по 331 гг. до н. э.), тактично переписали собственную историю, представив поражения победами и дав совершенно другие оценки многим ключевым её событиям, включая поход Ксеркса 480-479 годов до н. э. и взятие Афин. Мы получили миф о победе греков над персами (хотя глядя на мирный договор, там скорее было все наоборот), о трехстах спартанцах и много ещё чего такого, что сегодня воспринимается как базис на котором строится западная культура. В римское время, к слову, это всё пришлось очень кстати, потому что бесконечные и не особенно удачные войны с Парфией и затем державой Сасанидов требовали поддерживать моральный дух общества на высоком уровне.
Вторая произошла в 529 году, когда император Юстиниан отказал язычникам в праве занимать публичные здания, а значит, иметь школы и преподавать. Это считается «концом античной философии», которая на самом деле никуда не делась, а была инкорпорирована в христианство (сначала восточное, а потом и западное). Обнаженную Венеру и Вакха временно запретили, но Аристотель остался.
Третья трансформация — конечно, началась в эпоху Возрождения. Тут комментировать особо нечего — открываете любое пособие по истории искусства, науки философии, культуры и читаете восторженный гимн титанам Возрождения вернувших Европе античность. И, замечу, попутно «запомоивших» высокое Средневековье. Но завершилась она скорее всего в середине 19 века, когда с внедрением всеобщего образования в Европе античность если не вошла в каждый дом, то уж точно приобрела огромную популярность и дала толчок к развитию культуры. Собственно говоря, сам факт того, что еврей Осип Мандельштам написал такие строки:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
говорит о том, что со времен греко-еврейского соперничества и Иудейский войн утекло настолько много воды, насколько это вообще возможно.
Надо отметить, что античность окончательно стала мифом именно в части Древней Греции — почти весь 19-й и половину 20 века Древний Рим котировался не в пример ниже Эллады, тут уже дало себя знать давнее греко-римское соперничество (см. подробнее тут)
Сегодня назревает очередная, четвертая, трансформация. И я бы изменил себе, если бы не попытался натянуть сову на глобус и не привязать указанные события к стадиям глобального социально-экономического цикла.
Итак,
- первая трансформация очевидно связана со стадией «кризиса» в цикле Иран II (см по ссылке стр. 314) и началом подъема в античном (греко-римском) цикле. Старая империя разваливается, новая присваивает её символический капитал.
- вторая трансформация зеркально завершает античный цикл (там же, стр. 303) — античный символический капитал уже не может продуктивно использоваться и его инкорпорируют в христианство.
- третья трансформация (пусть и сильно растянутая во времени) — это стадии «Переходного общества» и Подъема» современного (индустриального) цикла
- и наконец четвертая трансформация опять связана с «кризисом», но уже индустриального цикла.
Иными словами, античность как образ и миф востребована на этапе когда общество готовится к преобразованиям и теряет привлекательность, когда оно входит в кризис, реорганизацию и переходит к стадии «традиционного общества». Что мы сегодня и наблюдаем. Слабнут государства, при возглавившие себя «новой Римской империей» и усиливается Иран, которые тоже давно не Ахеменидский, но руки то помнят. Да и кроме того историческая справедливость требует более точно расставить акценты. Так что полагаю, что переосмысление античности будет с ярко выраженным негативным оттенком — Древнюю Грецию будут так или иначе принижать и где возможно ниспровергать с пьедестала.
Прикладное элитоведение ч.12. «Кружок ревнителей благочестия» против москитной тактики постмодерна
Рецензия на книгу «Кристалл роста»
Подписчики просили дать рецензию на книгу «Кристалл роста» — с некоторым опозданием это делаю. Сама книга доступна по ссылке.
Читая экономическую литературу, на мой взгляд, рецензенту надобно прежде всего овтетить на два основных вопроса: (а) наука ли это, используется ли в работе научный метод и (б) если это наука, насколько корректны полученные выводы и построенная модель.
Надо отметить, что книга написана достаточно сухо, местами напоминает тезисы или конспект: пояснения и аргументация в ряде случаев опущена или не приводится. Также почти нет никаких отсылок к дискуссионным вопросам, коих в сфере экономической динамики и механизмов управления ею предостаточно.
Таким образом перед нами скорее не научное исследование, а некий набор тезисов то ли для экономической программы, то ли для формирвоания философской концепции.
Концептуальное ядро книги сформулирвоано в разделе 8.2. (стр. 194)
Таким образом, целенаправленно организована экономическая система — кристаллизован «экономический бриллиант» с высокими полезными свой ствами — с высоким ростом экономики. То есть в природе это похоже на процесс кристаллизации алмаза из графита, который идет при сообщении большого количества энергии — при высоких давлении и температуре. Температура вещества обусловлена высокой кинетической энергией атомов. В этом случае рыхлый и темный графит преобразуется в прочный и сияющий алмаз.
Дальнейшее изложение строится исходя из данной препосылки и делается вывод, что эталонным в ХХ веке в развитии страны был период 1929–1955 годов, который и предлагается повторить, изменив сисистему управления экономикой.
Что можно сказать?
Первое — это точно не имеет отношения к науке. Это можно назвать памфлетом, программой, визионерством, может быть даже идеологией (хотя и в неявном виде), но не средством поиска истины или её доказательства.
Второе — в построенной логической конструкции допущено две ошибки. Первая — это уверенность, что период высоких темпов роста 1929–1955 годов можно повторить и вторая — что это можно сделать путем перестройки организационной модели. Ни то ни другое не является самоочевидным и потому требует доказательств, а значит — более глубокого анализа, который не просто не представлен, а, судя по всему, не проводился. Я сужу об этом по следующим косвенным признакам:
- не описан и почти не упоминается общемировой контекст — никакая национальная экономика не развивается в вакууме, она всегда так или иначе является частью мировой экономической системы.
- почти ничего не сказано о факторах производства, которые, собственно, и позволяют, реализоваться экономичесокму росту, либо же препятствуют ему.
- периодизация развития национальной экономики РИ/СССР/РФ дано очень странное: по «моделям», но не по экономическим циклам (Кондратьев, Шумпетер) или по стадиям экономического роста (Ростоу, Тоффлер).
- при описании отдельных «моделей» практически не упоминаются важные внешние и внутренние ограничения, которые влияли на принятие тех или иных решений. В частности, не упомянуты «золотая блокада» 1926 года, проблемы двух первых пятилеток связанные с ошибками планирования, проблемы перестройки экономики в середине 1950-х годов в связи с переходом с военных на мирные рельсы, размежевание с КНР и сложности с переходом к стадии «массового потребления» в середине 1960-х годов, наконец вопросы глобализации, остро вставшие в конце 1970-х годов после китайско-вьетнамской войны 1978 года и заключения стратегичекого соглашения между США и КНР.
В целом сталинский период предлагаеся принять за эталон, но при этом когда мы переходим к выводам и предложениям (стр. 267) выясняется что кроме «цифрового Госпроекта» ничего даже отдаленно сталинского в общем-то нет: все остальные предложения выглядят как обычные документы правительства — услить углубить, непрерывно внедрять улучшения и пр. Правильные слова без конкретного содержания. Как получить «из рыхлого графита сияющий алмаз» — не очень понятно. Ну еще предлагается создать «наднациональный евразийский рубль» (в 2021 году это была модная тема), но это вроде бы тоже не к сталинизму, скорее уже рубль как валюта СЭВ при Хрущеве и Брежневе установилась.
В общем, перед нами синкретический псевдо сталинизм, за который товарищ Сталин бы по головке не погладил.
Для памфлета неплохо, но сшито неаккуратно, затянуто, для серьезной науки интереса не представляет.