Внешняя политика, международная идеология и имидж страны
Все части Стратегии по тегу #Стратегия
«Мы - народ победителей.
Мы защищаем суверенитет и идентичность, свободу выбора культурного, политического, экономического пути для всех стран.
Мы за свободу стран и народов против гегемонизма в политике и экономике и универсализма в культуре и идейной сфере.
Мы - народ интернационалист и другим, учитывая нашу историю, быть не можем. Нам глубоко чужд любой расизм.
Мы уважаем личный интимный выбор каждого человека. Но мы хотим, чтобы человечество развивалось, рождались дети, мы - против превращения людей в манкуртов, не помнящих своей истории, родства и пола.
Мы - за то, чтобы человек продолжал следовать своему высшему предназначению - служить своей семье, обществу, стране, миру, Богу, если он в него верит.
Мы - народ женственных и очень сильных женщин, не раз спасавших страну в ее тяжкой истории. И мы - народ сильных и отважных мужчин, готовых защищать слабых.
Нужно идти в новый мир, не отплевываясь от старого, тянущего назад, а предлагая себя Евразии и всем как лидера нормальных, национальных, суверенных, мирных. Прочитав это, многие скажут - мы еще не совсем такие. Но мы такие больше других и должны вести себя вперед, усиливая лучшее в себе, увлекая этим других.
С. Караганов, 26.11.2020 г.
Поскольку одним из важных элементов Стратегии являются экспорт проектов (т.е. партнерство с другими странами) и включение зарубежных государств в экономическую сферу РФ (в т.ч. в финансовую, производственную, образовательную и пр.) в рамках Стратегии для обеспечения поддержки данных действий со стороны населения и местных элит необходимо сформулировать международную идеологию РФ.
Кроме того, целесообразно сформулировать принципы внешней политики РФ, позволяющие задать контекст действий государства в рамках Стратегии.
Принципами внешней политики РФ должны стать:
а) отстаивание собственных политических и экономических интересов (в т.ч. продвижение интересов российских предприятий за рубежом)
б) участие в экономике других государств и усиление политического влияния за счет этого
в) выстраивание процесса лоббирования интересов государства и российских предприятий за рубежом (в т.ч. в странах-конкурентах)
г) выстраивание с другими государствами либо отношений подчинения (в сильной позиции), либо союзнических отношений с равной или большей выгодой
д) выстраивание взаимоотношений с зарубежными элитами и влияние на них
е) выстраивание процессов экономического взаимодействия с другими странами (в т.ч. экспорт проектов и включение других стран в финансовую систему РФ), в частности, для развития их экономик и повышения уровня жизни населения в них, формирование и реализация стратегий их социально-экономического развития
ж) совместная работа в военной сфере – создание военных баз, оснащение армий других государств вооружением, обучение и пр. (в т.ч. для защиты российских инвестиций и прочих интересов в другой стране, а также создания лояльных военных элит за рубежом)
з) защита (любыми доступными путями) российских граждан за рубежом.
Влияние идеологических парадигм на международные политические и экономические процессы, а также на взаимоотношения между народами и государствами сложно переоценить.
Международная идеология страны влияет на восприятие контекста ее действий элитами и населением других стран (через призму СМИ, социальных сетей и прочих инструментов формирования общественного мнения).
То есть, при формировании международной идеологии необходимо создавать конструктивный и благоприятный образ страны, давая объяснение, к каким позитивным результатам приведет экономическое, политическое и военное взаимодействие других государств (и их населения) с ней.
Исходя из этого, можно сформулировать основные принципы этой идеологии:
• Россия осуществляет построение передового социальноориентированного государства с рыночной экономикой;
• Принципы развития российской экономики и социальной сферы описаны в Стратегии страны, в которой одним из важнейших принципов является участие в социально-экономическом развитии других стран и включение данных стран в свою экономическую сферу;
• Взаимодействие с Россией позволит обеспечить быстрый рост благосостояния населения (создание «российской мечты» как конкурентного предложения «американской мечте»), в частности, всех типов элит, через развитие экономики и социальной сферы стран-партнеров;
Здесь поясню. Американская мечта хоть и потихоньку помирает, но не в головах. Но суть ее "переезжай в США и добейся". Мы же предлагаем сформулировать "российскую мечту" не как "переедь в Россию и добейся", хотя для притока мотивированных и квалифицированных кадров это стоит делать, а как более национально-ориентированную "построй свою страну, экономику и карьеру/бизнес в ней". Согласен, звучит как менее простое решение, чем переехать в США и зажить как человек, но ведь это обман.
• Сотрудничество других стран с Россией в военной сфере позволит обеспечить безопасность населения и экономики данных стран от внешнего влияния.
Обобщая указанные выше идеологические принципы (с учетом прочих положений Стратегии), всю их совокупность можно назвать комплексным термином «социально-ориентированная централизованная экономическая интеграция», что по смыслу подразумевает государственную политику, основанную на использовании экономической силы для внешнеполитической и экономической экспансии для установления политической и экономической интеграции вокруг единого экономического центра с другими странами с целью их экономического развития и роста экономического и социального благополучия их населения.
В контексте международных отношений и идеологии, при реализации Стратегии необходимо обратить внимание на процесс выстраивания международного имиджа страны.
Целью в этом процессе является выстраивание так называемой политики «мягкой силы», являющейся формой политической власти, предполагающей способность добиваться желаемых результатов (в т.ч. за счет продвижения языка, культуры и идеологии страны) на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.
Для этого, необходимо:
а) вести работу против дезинформации и негативных стереотипов в отношении России, искажения происходящих в России событий, а также искажения действий России за рубежом
б) создавать позитивный образ России, отмечая достоинства страны в целом, экономики, социальной сферы, вооруженных сил страны (подчеркивая в образе страны положительные черты, такие как справедливость, социальную ориентированность, мощь экономики и промышленности, красоту природы, гостеприимство, благородство, красоту и силу людей, многонациональность и пр.), а также создавать позитивный образ населения России.
Инструментами для продвижения идеологии и выстраивания международного имиджа государства, безусловно, являются СМИ и Интернет. В странах-партнерах (для которых создаются и реализовываются стратегии развития и в которые осуществляется экспорт проектов) и в целом в мире целесообразно создание или приобретение традиционных и интернет-СМИ, а также финансирование интернет-блогеров (лидеров общественного мнения) для осуществления продвижения интересов России, создания позитивного образа среди населения других стран и освещения действий в правильном контексте, реальных экономических успехов России и хода развития стран-партнеров России при реализации Стратегии.
Необходимо отдельно отметить важность продвижения российской культуры за рубежом для формирования культурных и общественных связей между странами с целью создания позитивного образа страны. Кроме того, активное продвижение российской культуры является необходимым условием для создания лояльных представителей культурных и творческих элит данных стран.
Я здесь не про хороводы и народные танцы. Нет, конечно, это тоже важно и нужно, но я, в основном, про современную культуру. Можно хоть заняться переводом кино и сериалов на суахили и амхарский. Главное правильное кино выбирать.
Основным инструментом для этого является проведение дипломатическими представительствами РФ культурных мероприятий в других странах и культурных обменов, создание образовательных программ (в областях музыки, кино, театрального и изобразительного искусства и пр.) для обучения представителей стран-партнеров в соответствующих учебных заведениях.
Русский язык
С точки зрения коммуникаций между представителями разных национальностей одной страны и международной коммуникации между представителями разных стран необходимым инструментом является единый язык общения.
При международной (в т.ч. деловой) коммуникации, владение одной из сторон языком в качестве носителя данного языка значительно ускоряет процесс коммуникации. Соответственно, коммуникация с использованием языка, являющегося иностранным для обоих сторон коммуникации, данный процесс замедляет.
Исходя из направленности Стратегии на развитие экспорта проектов за счет создания стратегий развития стран-партнеров при участии российских предприятий для ускорения и упрощения процесса международной коммуникации с данными странами целесообразно продвигать русский язык в качестве инструмента общения.
Для этого необходимо:
а) создавать школы русского языка в странах-партнерах и осуществлять программы образовательного обмена
б) включать в программы обучения иностранных специалистов для кадрового обеспечения создаваемых в рамках экспорта проектов предприятий изучение русского языка
в) включать русский язык в образовательные программы школ и ВУЗов стран-партнеров
Здесь надо заранее озаботиться подготовкой прямо-таки десятков тысяч предподавателей и учителей русского языка, причем из потенциальных стран-партнеров. Ну и тут у нас перед китайцами преимущество. Грамматика китайского элементарная (я пытался учить), но с тонами и иероглифами черт ногу сломит.
Кроме того, гипотеза лингвистической относительности предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы. Исходя из этого, повышение количества разговаривающих на русском языке иностранных граждан позволит увеличить количество схожих по мировосприятию и воззрению индивидов (как сейчас происходит с английским языком) и более активно продвигать международную идеологию России (что, опять же, активно используется в настоящее время США за счет знания английского языка около 1.5 млрд. чел. в мире), обеспечивая донесение до них неискаженной информации российскими международными- и интернет-СМИ на русском языке, погрузить их в российскую культуру, что также является неотъемлемой частью работы по продвижению международной идеологии.
Необходимо отметить, что в настоящее время, количество говорящих на русском языке насчитывает около 300 млн. человек (5-е место в мире), причем для 130 млн. человек из них русский язык является вторым языком.
В рамках реализации Стратегии необходимо в качестве цели установить максимизацию количества говорящих на русском языке в странах-партнерах и, что не менее важно, странах-конкурентах (также для продвижения в них международной идеологии).
Необходимо упомянуть, что в некоторых странах (в частности, в странах Африки) существует несколько различных языков, на которых разговаривает население и отсутствует, либо в недостаточной степени изучается, единый государственный язык. В этом случае, русский язык может стать языком общения между населением одной страны при должном уровне его изучения населением (которое, соответственно, необходимо обеспечить).
Причем, активное продвижение русского языка позволит также, за счет его использования в качестве инструмента международного общения, обеспечить дополнительные возможности по коммуникации между представителями разных стран (в т.ч. соседних).
Помимо обучения русскому языку иностранных граждан за рубежом и в процессе реализации экспорта проектов необходимо отдельно обратить внимание на обучение иностранных граждан, работающих на территории РФ. Для этого целесообразно создавать в РФ школы изучения русского языка для иностранных граждан и ставить знание русского языка на высоком уровне в качестве условия для возможности из работы на территории РФ.
Важно отметить, что сам факт владения иностранным гражданином таким инструментом как русский язык обеспечивает его профессиональную привязку к российской экономике, поскольку повышает его конкурентоспособность, а, следовательно, востребованность именно при взаимодействии с российскими предприятиями и специалистами.
Хотел бы в конце напомнить, что если вам нравится то, что я делаю и пишу и вы хотите меня поддержать, можете оформить подписку. Заодно сможете почитать мои экономические разборы и анализ российских публичных компаний. Если же вам хочется задать какой-то вопрос, что-то уточнить, прокомментировать или предложить какую-то тему или компанию для разбора - для этого есть золотая подписка, для которой открыты комментарии.