Чёрное золото предательства
Очередное палестино-израильское обострение перешло в фазу затяжного конфликта с вязкими боями внутри развалин некогда плотной городской застройки...
Колесо Сансары и трансдисциплинарность
Продолжим начатый предыдущем посте разговор о религии и реинкарнации, но теперь обратимся к механике процесса.
Базовой схемой, описывающей процесс, является колесо Сансары
Вот его традиционное представление. Описание см. по ссылке. Индуистские, джайнистские и буддийские описания могут отличатся в трактовках, но как правило общую схему все описывают одинаково.
Также я специально нашел картинку без красивостей, но со стрелочками. Согласно базовой модели, реинкарнация происходить множество раз, пока душа либо не сольется с Абсолютом либо не прекратит своё существование.
В графическом виде переход Абсолюту (Брахме в индуизме, Нирване в буддизме) рисуют обычно так
Если это представить на структурной матрице, то все эти картинки можно обобщить следующим образом.
Колесо Сансары с выходом в Абсолют (Брахму, Нирвану)
Колесо Сансары с удалением от абсолюта и прекращением существования.
Земная жизнь в данной концепции происходит только в левой верхней четверти матрицы.
Собственно, если проанализировать с точки зрения структурной матрицы авраамические и политеистические религии, то окажется, что земная жизнь там располагается примерно там же.
Колеса Сансары как будто нет, но элементы механизма все на своих местах.
А если еще добавить одну из моих любимых цитат из Милорада Павича
Слушайте теперь то, чего вы не знаете. Три реки античного мира мёртвых — Ахеронт, Пирифлегетон и Коцит — принадлежат сейчас преисподним ислама, иудаизма и христианства; их русла разделяют три ада — геену, ад и ледяную преисподнюю магометан — под территорией бывшей страны хазар. Здесь как раз и сходятся границы трёх загробных миров: огненное государство Сатаны с девятью кругами христианского ада, с троном Люцифера и знамёнами владыки тьмы; исламский ад с царством ледяных мук Иблиса и область Гевары с левой стороны от Храма, где сидят еврейские боги зла, вожделения и голода, геена во власти Асмодея. Эти три ада существуют отдельно, граница между ними пропахана железным плугом, и никому не позволено её переходить.
Правда, вы эти три ада представляете себе неправильно, потому что у вас нет опыта. В еврейском аду в державе ангела тьмы и греха Велиала, корчатся в огне вовсе не евреи, как вы думаете. Там горят одни лишь арабы и христиане. Точно так же и в христианском пекле нет христиан — в огонь там попадают магометане или сыны и дочери Давида; в то время как в магометанском аду страдают только христиане и евреи, ни одного турка или араба там нет. (М, Павич. «Хазарский словарь»)
То выяснится, что правый квадратик можно разделить на три части (ориентация и порядок расположения взяты условно, пока над этим глубоко не думал)
Соответственно цветом помечены этапы развития религиозного сознания: от простейших представлений (трехчастный мир шаманизма и родноверия) до системы «мировых» авраамических религий. Представления усложняются, расширяются и того гляди через 50-100 лет по крайней меер в христианстве дойдет до колеса Сансары и признания реинкарнации.
Хотя например христианство при зарождении и в первые века своего существования вполне допускало реинкарнацию, но потом с этим быстро покончили, после того, как религия стала официальной в Римской империи
Если же говорить непосредственно о концепции реинкарнации, то рис. 4 и 5 дают нам существенную корректировку: для достижения Абсолюта душа должна увеличивать испытания — поскольку размах спирали возрастает.
И чем более упорядочено ваше земное существование, тем более беспокойным и хаотичным будет посмертное.
Ирак
Сторонник лидера радикальных шиитских иракских мусульман Муктады ас-Садра показывает бейджик с фотографиями командира и пояс с гранатами. Район Садра, Багдад, Ирак. 7 апреля 2004 года.
Идеальные мотивы для творческих целей из справочника Грэхем Лесли Маккэлэм "4000 мотивов: цветы и растения" часть вторая
Как пишет автор книги в своём вступлении - Будь вы художник, дизайнер или просто любитель искусства, мастер-профессионал или человек, занимающийся им в качестве хобби, - эта книга создавалась именно для вас. Людям творческим постоянно требуется тот или иной «идеальный мотив» - они всегда погружены в поиск совершенной формы, подстегивающей их воображение и обещающей придать их творениям большую масштабность.
Принцип сменяемости структур и исторический процесс. ч.3. религиозный вопрос
Идеи и социум. ч.5. "Проектный" анализ или что не так с существующими глобальными проектами.
Разбор различий мусульман суннитов и мусульман шиитов.
Терминология и контекс
Для начала нужно обозначить кто такие сунниты и шииты, пожалуй начнём с самого многочисленного ответвления исламской традиции.
Сунниты- последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Внутри течения существуют значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др. По численности сунниты составляют более одного миллиарда человек — более 90 % всех исповедующих ислам.
Основными признаками принадлежности к суннизму считается признание:
- достоверности шести крупнейших сводов хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу-Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджа (это особенно свойственно для асхаб аль-хадис);
- четырех суннитских мазхабов фикха (ханафитского, маликитского, шафи‘итского и ханбалитского);
- двух суннитских мазхабов ‘акыды (матуридитского и аш‘аритского);
- законности правления первых четырех («праведных») халифов — Абу-Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али (шииты признают только ‘Али).
Шииты - если переводить с арабского то мы получаем смысловое значение слова как: приверженцы либо фракция. Второе по числу приверженцев направление ислама, хотя по сравнению с суннитами они составляют явное меньшинство.
"Всё началось когда умер пророк и основатель ислама Мухаммед"
(Мухаммед является самым почитаемым из пророков в исламе)
Когда Мухаммед умер в 632 году нашей эры, возник большой спор о том, кто будет претендовать на его положение в качестве лидера новой религии. Ислам был больше, чем частная религия - он диктовал социальные и политические события. Преемник Мухаммеда будет иметь сильное влияние на общество, правительство и торговлю.
Некоторые люди думали, что любой человек, обладающий квалификацией, может взять на себя ответственность. Это были последователи «пути» ( сунны ) Мухаммеда, и они стали известны как мусульмане-сунниты. Они настояли на том, чтобы тесть и друг Мухаммеда Абу Бакр взял на себя управление.
Другие считали, что только кто-то из семьи Мухаммеда будет законным лидером. Этот лагерь отдавал предпочтение двоюродному брату и зятю Мухаммеда, Али ибн Аби Талибу, и они стали известны как шиату Али («партия Али»), или мусульмане-шииты.
В конце концов, большинство суннитов добилось своего, и Абу Бакр стал первым официальным преемником, или халифом , пророка Мухаммеда. Несмотря на это, шииты не признали Абу Бакра законным и твердо придерживались своих убеждений в своей верности потомкам Мухаммеда, которых они называли Уль аль-Байт, «семьей дома».
У любимца шиитов Али было два сына по имени Хасан и Хусейн. После смерти Али и его сына Хасана Хусейн стал духовным лидером шиитского ислама до 680 г. н.э., когда он был убит мусульманами-суннитами во время битвы в Кербеле, Ирак. Эта битва и смерть Хусейна - горькое воспоминание для мусульман-шиитов. Даже спустя столетия это мученичество и вопрос о законном руководстве исламом по-прежнему является сердцем суннитско-шиитского раскола.
"Плач небес по внукам пророка Мухаммеда" (Хасану и Хусейну)
"Вопросы поклонения и вероубеждения"
- Обе группы придерживаются основополагающих верований и практик ислама. Они поддерживают Куръан как откровение Аллаhа и придерживаются пяти столпов ислама: милостыня, пост в течение месяца Рамазан, выполнение ежедневных ритуальных молитв, паломничество в Мекку, и признание того, что нет Бога кроме Аллаhа и Мухаммеда - его пророка.
- Мусульмане-шииты выполняют все пять ежедневных ритуальных молитв, но ужимают их в три сеанса вместо пяти. Для мусульман-шиитов почитание «семьи дома» приближает вас к Богу. Шииты также придерживаются десяти обязательных действий помимо основных пяти столпов. И во время молитвы ставят камни либо таблички на которые упираются лбами.
- Утрата Хусейна и руководства семьей Мухаммеда навлекла на мусульман-шиитов непреходящий оттенок печали. Они живут в трауре, большую часть года носят черное. Один из самых больших шиитских праздников - годовщина смерти Хусейна в праздник Ашура , десятый день исламского месяца Мухаррам. В этот день мусульмане-шииты на Ближнем Востоке и в Азии проходят маршем по улицам, скандируя причитания по поводу смерти Хусейна, громко рыдая и избивая себя. Некоторые даже цепляются за себя и рубят себе головы мечами.
- Мусульмане-сунниты считают одержимость шиитов домом Мухаммеда ложным исламом, который чрезмерно почитает семью пророка. Точно так же мусульмане-шииты считают, что сунниты не являются истинными мусульманами. Их резкие разногласия, не примиряемые веками, приводят к расколу Ближнего Востока и постоянно неурегулированной напряженности.
География шиитского ислама
В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена, в Афганистане — фарсиваны на западе страны и хазарейцы. К исма‘илитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана — памирские народы. Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Дагестанской республике таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того, шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 65 процентов населения).
Знаниевый реактор.Сумма Стратегий.Мезолитический баланс «вождь-шаман-мастер».
3. Управленческая пиктограмма
Бинарные противоречия по ТРИЗовским законам через конфликт и его разрешение переходят в следующие противоречия того же ранга. Диалектика по спирали ведет нас вверх, на новый уровень борьбы за то же самое, но названное по-другому. Равные позиции преобразуются в равные, а от конверсии мир развивается, рождая новое, но не иное. Это – привычное для западной цивилизации непрерывное действо. Останова не происходит. Рефлексия запаздывает. Идет борьба.
Бывают счастливые случаи, которые регистрируются людьми как триалектический баланс. Это – совсем другая история, здесь нет войны как конфликта, предполагающего разрушение одной из сторон, а есть накопление энергии. Чтобы возник скачок в Будущее, а не простая эволюционная динамика, нужны именно балансы.
Руководствуясь тем, что в Будущее мы попадаем через спонтанный скачок, неплохо бы найти энергию для этого скачка – из баланса. Сдвиг в развитии цивилизации часто связывают с человеком, его Путем и самореализацией. По крайней мере, так модно говорить в эпоху гуманизма.
Один в поле, как известно из мифов, не воин, и сюда же в противоречие к этому ложится представление, что по жизни человек идет один. Так мы готовы впрыгнуть в диалектику и бороться дальше.
Но нет! Бывают еще сообщества, не пары, а группы из трех и более участников, равных по важности участников, которые не борются друг с другом, стараются не за себя, а за целое.
Это группы, которые строят иное Будущее. Будущее, в котором хочется жить, любить и творить, а не в котором тебе вменяют прогрессивные технологии от кутюр.
Мезолитический баланс «вождь-шаман-мастер»
Первую такую группу, первый человеческий управленческий баланс условно назовем известными ролевыми позициями: Вождь, Шаман и Мастер. Функционал Вождя, или Кшатрия, понятен и сейчас, и в мезолите. Это – принятие решения, реализация намерения, проявление воли, приказ и, кстати, для сегодняшнего дня – останов обсуждения.
Посмотрите на любую конференцию с безвольным ведущим, и вы увидите, что на нее напрасно потрачены силы, несмотря на интересных участников. Она, эта конференция, «не происходит». В ней нет энергии хотя бы на обозначение себя как факта.
Позиция Шамана известна, скорее, как противоречащая научной парадигме: шаман, угадывающий будущее, противопоставляется ученому, работающему с аналитикой и трендами. Многие сегодня поняли, что в прогнозировании XIX века вся работа с трендами предсказывает «вчерашний день» (редко сегодняшний), и люди потихоньку начинают ценить неаналитичные озарения о том, что будет важно в следующем мире. Шаманы появляются.
Из индийских систем мышления в европейскую проникает и занимает в ней место позиция Брахмана: человека или группы, которые формируют некоторую ситуацию в будущем, выполняя только им известные ритуалы в настоящем. Это – тоже некое шаманство на языке обывателя. И несчастный житель Ойкумены, устав от противоречий, считает: работает и ладно. И тем признает Брахмана, Шамана или шутовские группы.
Позиция Мастера всем понятна, потому что она сейчас находится в кризисе. Управленцев полно, прогностиков – тоже, а вот с инженерами – слабовато. Они есть, но не работают в активных группах, не продвигают деятельность открытиями, не архивируют полезное прошлое. Они уходят и уносят с собой инженерные практики, потому что состарились, а Будущее все не приходит. Они не знают, зачем они здесь. Их не обусловливает Шаман и им не ставит задачи Вождь.
В обществе еще не прижилось убеждение, что управлять надо втроем, и эти трое должны в идеале уметь держать все три позиции, тогда это будет управление изменениями, а не «раскачивание вагона» надежно стоящего поезда.
В идеальной модели мезолита Вождь, Шаман и Мастер были абсолютной управленческой «тройкой», регулирующей все процессы жизни племени или поселения. Почему? Да потому что три процесса: жизнеобеспечение, изготовление орудий труда и удача в жизни и работе напрямую зависели от того, как работает такая «тройка».
Без Шамана – неудачная охота, мор, невозможность предвидеть, неготовность зимовать.
Без Вождя – распад племени или военное поражение.
Без Мастера останавливается социосистемный процесс производства и наступает гибель от нехватки ресурсов, особенно при изменении внешних условий.
И без любого из них – остановка развития.
Мастер придумывает и делает орудия труда, он мыслит руками и помогает им головой. В простых временах мастерское искусство, инженерное озарение могло быть развито, и тогда это племя делало технологический скачок: его основная деятельность становилась качественнее, эффективнее. В СССР это было общее убеждение: нет воды и дорог, зато мы космос полетели! Мастера постепенно повышают уровень жизни, но про качество ее так сказать нельзя.
Мастер, соединенный с Шаманом, дает взрыв позитивистской науки. Пятьсот лет назад в одном исследователе сочеталось величайшее инженерное умение и мощное мыслительное озарение. Вожди решали что-то свое. В основном убивали врагов по «неправильной» вере. Баланс был нарушен и с тех пор не восстановлен.
Скоро из «двойки» ученый-инженер ушел Шаман, выродившийся в наше время в прогностика-одиночку или эзотерика. Сегодня есть какая-то мифологическая попытка соединить инженера с мистиком, появились сотни людей, называющих себя прогнозистами. Но Вожди услужливо подсовывают инженеру менеджера – представителя Вождя, и инженер от такого «друга» выбирает – сойти со сцены, уйти в гараж, в маргиналы, в программисты-хакеры.
Мир распался. Энергия не запасается давно. И даже противоречия схлопнулись в точку. Все три фигуры стоят по углам. Коммуникации, понимания, уважения к работе друг друга во имя целого нет.
Долгое время в русской военной традиции «тройка» работала. Роль Шамана прекрасно выполнял Господь Бог. Заметьте! Умнейший Кутузов, справившись в штабе с Мастерами, истово молится перед Бородинской битвой. Сегодня активное нежелание предварить свои действия любым брахманством – это упрощение мышления и жизни.
Молить Бога или плясать перед Богом – важная часть скачка в будущее. Современные Шаманы – это те, кто не забывает предложить этот ритуал «двойке» Вождь-Мастер, если она вдруг сформировалась. В военной системе понимание и уважение командующего и начальника его штаба это большой вклад в победу, но штабы не справляются сегодня без условных миротворцев, каких-то странных людей в штатском, которые предчувствуют ситуационные «бомбы» и их предотвращают или хотя бы указывают на них. К ним нет доверия. Их зовут, когда все уже случилось. МЧС реагирует на произошедшее, там грамотные командиры и великолепные мастера и штабной логистики, и оперативного исполнения. Но прогнозов никто не слушает. Да и Шаманы поопускали руки, не бьются за принятие своих прогнозов, а злорадствуют: я ж вам говорил! Это снова – не баланс, а противостояние.
Сейчас в стране разведется куча новоявленных Шаманов, которые напредсказывают сапоги всмятку. Разобраться, кто прав, кто виноват, будет нельзя, и они разве что реализуют месть тех, кто был не замечен и не обласкан властями. Почему? Потому что на них всех не хватит инженеров и вождей.
Технологический рай рисует сегодня Singularity, величайший американский проект о слиянии трендов.[1] Тапки всех настоящих Шаманов смеются от такого прогнозирования. Приближать точку сингулярности это все равно что выращивать одну ногу пуще другой на пару метров. Балансом тут и не пахнет, но все Вожди и Мастера – парочками и группками там. Ой, что будет!
В бизнесе, который рефлектирует себя и который озабочен не только прибылью, но и преобразованием территории, города, страны, в идеале имеется управляющая «тройка» из Шефа, Умника и Секретарши или Шефа, Секретарши и Юродивого. При этом Секретарша может быть начальником штаба: главным логистиком всех переговоров и регистратором решений начальника. А может быть и Шаманом – ситуационным прогностиком, предлагающим иное видение ситуации перед принятием решения. Так настолько часто бывает, что возникла даже поговорка – «мужчины мыслят женщинами». Все компании, включая государственные, которые пошли по пути создания различного типа экспертных советов, никуда не продвинутся ни в стратегии, ни в накоплении ресурсов для прыжка в будущее. Все такого рода отделы неминуемо валятся в бинарные противоречия и воюют друг с другом, истончая ресурсы компании. Эти войны занимают 90% времени начальника, потому что это он каждый раз должен решать, кто прав.
Идентичность, индивидуальность в современном мире почему-то понимается главным признаком свободы. Перемена ролей идет со скрипом и часто это – обман из желания угодить начальнику. Некое присоединение к неприсоединяемому. Война как простая форма управления, имеющая начало и конец и выражающаяся в тактических решениях, часто спонтанно рисует «треугольники быстрого реагирования». Здесь не до идентичности, нужно выигрывать за большое. Потом разберемся, кто прав. Стратегия войны, как правило, видна после победы.
Но и к военным операциям и планам Шаману сегодня путь закрыт. Армии, по крайней мере российская, готовятся к предпредыдущей войне или изучают тренды технологических совершенств оружия. Здесь нет понятия, например, о том, что война может быть за другое. Не за территории и рынки и не за образ жизни, что по существу то же самое. Здесь нужен Шаман, который видит, понимает и говорит об этом технологам и Вождям. А они слышат и сверяют с этим свои планы и действия. А сам шаман пытается перевести свой прогноз на язык технологии и власти, силясь достичь понимания всей «тройки». Так работают Вождь, Шаман и Мастер: не конкурируя, а сотворчествуя в подготовке прыжка. При этом они жертвуют своей идентичностью и индивидуальностью во имя персональной ситуации, единичной в своей ответственности и воплощении, брахманстве и ритуале этого брахманства. Следующий мир – это мир разнообразий образов жизни, мысли и деятельности. Чтобы такое разнообразие возникло и выжило, нужна энергия – вертикально-замкнутый цикл поднебесного, земного и подземного по веществу.
Особенно нелепо в текущей ситуации смотрится система «стяжек и противовесов». Эти паразитные нити не дают сообществу подняться до баланса, и получается, что войны не будет, но будет стагнация.
Причем плохи все пары и все единицы в управлении. Плох Шаман вкупе с Мастером: они оба опасливы и не могут взять ответственности за решение или остановку коммуникации хотя бы. Они хороши, если рефлективно эмитируют Вождя попеременно, и уважают другого за то, что принял решение как смог. Плох Вождь с Шаманом – они в разрыве с топической логикой и технологиями. Если они имитируют Мастера, то это – нахватанный фантазер, озабоченный глобальным потеплением или теорией Фоменко.
Если Шамана в России только ленивый не имитирует, то с Мастером сложнее. На его место может прыгнуть менеджер, нахватавший по верхам фактов продажи, а не сложных технических решений.
Плоха и пара Вождь с Мастером. Приговор себе и своей компании могут они прочесть на лице бродящего вокруг Шамана, лопочущего на незнакомом и не принятом в обществе языке.
Совсем беда у отдельно стоящих Вождей, Шаманов и Мастеров, которые формируют вокруг себя «хору», а получается дурной хор из подпевал по одной из трех базисных функций: руководить, предсказывать, делать. Простые системы управления давно уже не работают. Мир ускорился. Люди напридумывали индивидуальностей и формируют точки зрения из осколков хорошего советского образования. Принятие решений требует соотношения с небом, людьми и разумом. Все эти три соотношения не развиты, потому что старые парадигмы не работают.
Сегодня люди в большинстве своем ориентированы на личность, а вслед за ней услужливо подкидывается им харассмент, борьба за права меньшинств и большинств и прочая демократия. В таком мире про людей ничего нет, есть про население, граждан, но не про живых, а про среднестатистических. Здесь, при демократии, идет речь не о счастье, творчестве и персональности, а о стоящих в разных рядах носителях разных прав. Так что, сколько не кричи Шаман о взрыве социальности в одной отдельно взятой точке, его или не услышат, или на всякий случай пошлют группу захвата…
Что касается неба, то оно все выше, Господь все дальше от нас, и кощунственное «Бог устал нас любить!» звучит все четче. Нет выхода и на иные высшие смыслы, наводняется нездоровая практичность, разрушается собеседование о важном и пока не уловимом. Нет мыслей о тайне, жертве во имя, смерти. «Иного Неба»[2] не предвидится. В мышление пришла стандартизация. Кто-то выпустил ее из технологий, и она проникла в познание и образование.
Совсем ушел из управления здравый смысл, даже в той его части, которая полагает, что, не зная последствий, лучше не делать ничего. Мастера, которые держат все поле и понимают, где границы применения технологий, остаются впечатанными памятниками в техносферу, которая составляет омертвленное подземное царство, готовое схоронить человечество в своих подвалах.
В этой классификации за небо отвечает Вождь, за людей Шаман, а за техносферу, послушную разуму, – Мастер.
Иногда случайно или чудом формируются группы, в которых есть три зоны ответственности за «прокол сути» Вождем и за непопулярные решения для многих, за прогноз Шамана и начертание границ возможного среди людей, за технологии Мастера. Если такой штаб существует, то условного врага есть чем побеждать – скоростью.
Но скорость – не вся правда сегодняшнего мира, есть еще и темп – скорость опережения всеобщего торможения за счет информационной сверхпроводимости. Частью выигрыша темпа является решение «тройки» примерно следующего содержания:
– А южнее границы?
- Южнее границы уже некого спасать!
Провисшие фланги – особенность наступления XXI века во всех типах войн. Корабли конвоя, сопровождения и отвлечения перестали жить в этом мире, и мы наступаем, активируя разум, чувство и волю, распределенно доверяя второму и третьему то, что у них вроде бы получается лучше. Так мы танцуем перед Богом и вряд ли ему нравится этот танец.
Скоро темпа будет недостаточно и наступит время синхронов, то есть признаваться победными будут только расцветшие во всех уголках планеты события одного смысла. Очень обидно выиграть темповую игру, потратив много ресурсов и изрядную стратегию, и получить в ответ синхронное развертывание совсем другого смыслового поля, другого будущего и иных принципов.
Есть управленцы, которые считают, что у них есть баланс и они, как на батуте, подпрыгнут на нем в кризис и плавно спружинят о наращенные активы и стяжки интересов. Это – те веселые «могикане», которые считают, что экстремальный спорт и туризм надолго утилизируют энергию молодых или взрослых адреналиновых наркоманов. Там дальше нет следующего шага. И этот рынок всего на десять лет. С какого-то момента частые смерти и увечья приведут к маятниковому откату назад или ускоренной киборгизации. Последнее – это другой рынок, другое будущее и еще один способ убежать от взросления и осмысления своего Пути на земле.
К «тройке» Вождь, Шаман и Мастер, как к единице управления, есть необходимые и достаточные требования:
1. Достаточно, чтобы группа из трех удерживала по два функционала, лучше – три.
2. Необходимо, чтобы в группе была инсталлирована рефлексия ошибок коммуникации, хорошо бы еще и рефлексия методов и рефлексия картин мира.
3. Следует помнить, что «тройка» названа по действованию, а не по позиции. Для того чтобы у группы был шанс управлять будущим, она должна включать в себя онтологические позиции Хранителей, Странников, Наблюдателей и Основателей.
Пока у нас нет хороших практик, как договориться людям с такими позициями, где
Странник ищет
иное,
Хранитель архивирует
необходимое,
Наблюдатель регистрирует
реальность, а
Основатель созидает
будущее.
[1] Концепция технологической сингулярности, популяризированная писателем-фантастом В. Винджем в 1996 году и изобретателем Р. Курцвейлом в 2009. Предполагает, что непрерывно ускоряющийся рост научного знания, числа открытий и появления новых технологий примерно к 2030 году приведет к глобальному скачкообразному изменению облика мира (http://singularityu.org).
[2] Лазарчук А. Иное небо. / в кн. А. Лазарчук «Священный месяц Ринь», СПб.: Terra Fantastica, 1993.