logo
Bulat Latif
logo
0
читателей
Bulat Latif  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Данный проект является авторским пониманием и изложением интересующих тем и концепций.
• Рассмотрение современных процессов через призму религиоведения;
• Анализ этнических и этно-конфессиональных отношений;
• Демифологизация и рационализация ислама;
• Этнологический и антропологический обзор.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Милостыня дервишу 150₽ месяц
Доступны сообщения

На данном уровне уважаемый подписчик, ты получишь доступ к основному контенту, который будет включать в себя общие обзоры, анализы и категории.

Оформить подписку
Шакирду на турецкий кофе 500₽ месяц
Доступны сообщения

На данном уровне мой уважаемый подписчик, ты получишь доступ к более широкому пласту контента, который есть у меня на канале.

Оформить подписку
Подаяние алиму 1 000₽ месяц
Доступны сообщения

На данном уровне уважаемый подписчик, ты получишь доступ к контенту более труднодоступного и эксклюзивного характера, над которым мне пришлось заморочиться ни один день прибегая к эмпирическим методам.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 5+ мин
logo Bulat Latif

Разбор различий мусульман суннитов и мусульман шиитов.

Терминология ‎и‏ ‎контекс

Для ‎начала ‎нужно ‎обозначить ‎кто‏ ‎такие ‎сунниты‏ ‎и‏ ‎шииты, ‎пожалуй ‎начнём‏ ‎с ‎самого‏ ‎многочисленного ‎ответвления ‎исламской ‎традиции.

Сунниты-‏ ‎последователи‏ ‎наиболее ‎многочисленного‏ ‎направления ‎в‏ ‎исламе. ‎Внутри ‎течения ‎существуют ‎значительные‏ ‎различия‏ ‎в ‎принципах‏ ‎юридических ‎решений,‏ ‎в ‎характере ‎праздников, ‎в ‎отношении‏ ‎к‏ ‎иноверцам,‏ ‎в ‎деталях‏ ‎молитв ‎и‏ ‎др. ‎По‏ ‎численности‏ ‎сунниты ‎составляют‏ ‎более ‎одного ‎миллиарда ‎человек ‎—‏ ‎более ‎90‏ ‎%‏ ‎всех ‎исповедующих ‎ислам.

Основными‏ ‎признаками ‎принадлежности‏ ‎к ‎суннизму ‎считается ‎признание:

  • достоверности‏ ‎шести‏ ‎крупнейших ‎сводов‏ ‎хадисов, ‎составленных‏ ‎аль-Бухари, ‎Муслимом, ‎ат-Тирмизи, ‎Абу-Даудом, ‎ан-Насаи‏ ‎и‏ ‎Ибн ‎Маджа‏ ‎(это ‎особенно‏ ‎свойственно ‎для ‎асхаб ‎аль-хадис);
  • четырех ‎суннитских‏ ‎мазхабов‏ ‎фикха‏ ‎(ханафитского, ‎маликитского,‏ ‎шафи‘итского ‎и‏ ‎ханбалитского);
  • двух ‎суннитских‏ ‎мазхабов‏ ‎‘акыды ‎(матуридитского‏ ‎и ‎аш‘аритского);
  • законности ‎правления ‎первых ‎четырех‏ ‎(«праведных») ‎халифов‏ ‎—‏ ‎Абу-Бакра, ‎‘Умара, ‎‘Усмана‏ ‎и ‎‘Али‏ ‎(шииты ‎признают ‎только ‎‘Али).

Шииты‏ ‎-‏ ‎если ‎переводить‏ ‎с ‎арабского‏ ‎то ‎мы ‎получаем ‎смысловое ‎значение‏ ‎слова‏ ‎как: ‎приверженцы‏ ‎либо ‎фракция.‏ ‎Второе ‎по ‎числу ‎приверженцев ‎направление‏ ‎ислама,‏ ‎хотя‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с ‎суннитами‏ ‎они ‎составляют‏ ‎явное‏ ‎меньшинство.

"Всё ‎началось‏ ‎когда ‎умер ‎пророк ‎и ‎основатель‏ ‎ислама ‎Мухаммед"

(Мухаммед‏ ‎является‏ ‎самым ‎почитаемым ‎из‏ ‎пророков ‎в‏ ‎исламе)

Когда ‎Мухаммед ‎умер ‎в‏ ‎632‏ ‎году ‎нашей‏ ‎эры, ‎возник‏ ‎большой ‎спор ‎о ‎том, ‎кто‏ ‎будет‏ ‎претендовать ‎на‏ ‎его ‎положение‏ ‎в ‎качестве ‎лидера ‎новой ‎религии.‏ ‎Ислам‏ ‎был‏ ‎больше, ‎чем‏ ‎частная ‎религия‏ ‎- ‎он‏ ‎диктовал‏ ‎социальные ‎и‏ ‎политические ‎события. ‎Преемник ‎Мухаммеда ‎будет‏ ‎иметь ‎сильное‏ ‎влияние‏ ‎на ‎общество, ‎правительство‏ ‎и ‎торговлю.

Некоторые‏ ‎люди ‎думали, ‎что ‎любой‏ ‎человек,‏ ‎обладающий ‎квалификацией,‏ ‎может ‎взять‏ ‎на ‎себя ‎ответственность. ‎Это ‎были‏ ‎последователи‏ ‎«пути» ‎(‏ ‎сунны ‎)‏ ‎Мухаммеда, ‎и ‎они ‎стали ‎известны‏ ‎как‏ ‎мусульмане-сунниты.‏ ‎Они ‎настояли‏ ‎на ‎том,‏ ‎чтобы ‎тесть‏ ‎и‏ ‎друг ‎Мухаммеда‏ ‎Абу ‎Бакр ‎взял ‎на ‎себя‏ ‎управление.

Другие ‎считали,‏ ‎что‏ ‎только ‎кто-то ‎из‏ ‎семьи ‎Мухаммеда‏ ‎будет ‎законным ‎лидером. ‎Этот‏ ‎лагерь‏ ‎отдавал ‎предпочтение‏ ‎двоюродному ‎брату‏ ‎и ‎зятю ‎Мухаммеда, ‎Али ‎ибн‏ ‎Аби‏ ‎Талибу, ‎и‏ ‎они ‎стали‏ ‎известны ‎как ‎шиату ‎Али ‎(«партия‏ ‎Али»),‏ ‎или‏ ‎мусульмане-шииты.

В ‎конце‏ ‎концов, ‎большинство‏ ‎суннитов ‎добилось‏ ‎своего,‏ ‎и ‎Абу‏ ‎Бакр ‎стал ‎первым ‎официальным ‎преемником,‏ ‎или ‎халифом‏ ‎,‏ ‎пророка ‎Мухаммеда. ‎Несмотря‏ ‎на ‎это,‏ ‎шииты ‎не ‎признали ‎Абу‏ ‎Бакра‏ ‎законным ‎и‏ ‎твердо ‎придерживались‏ ‎своих ‎убеждений ‎в ‎своей ‎верности‏ ‎потомкам‏ ‎Мухаммеда, ‎которых‏ ‎они ‎называли‏ ‎Уль ‎аль-Байт, ‎«семьей ‎дома».

У ‎любимца‏ ‎шиитов‏ ‎Али‏ ‎было ‎два‏ ‎сына ‎по‏ ‎имени ‎Хасан‏ ‎и‏ ‎Хусейн. ‎После‏ ‎смерти ‎Али ‎и ‎его ‎сына‏ ‎Хасана ‎Хусейн‏ ‎стал‏ ‎духовным ‎лидером ‎шиитского‏ ‎ислама ‎до‏ ‎680 ‎г. ‎н.э., ‎когда‏ ‎он‏ ‎был ‎убит‏ ‎мусульманами-суннитами ‎во‏ ‎время ‎битвы ‎в ‎Кербеле, ‎Ирак.‏ ‎Эта‏ ‎битва ‎и‏ ‎смерть ‎Хусейна‏ ‎- ‎горькое ‎воспоминание ‎для ‎мусульман-шиитов.‏ ‎Даже‏ ‎спустя‏ ‎столетия ‎это‏ ‎мученичество ‎и‏ ‎вопрос ‎о‏ ‎законном‏ ‎руководстве ‎исламом‏ ‎по-прежнему ‎является ‎сердцем ‎суннитско-шиитского ‎раскола.


"Плач‏ ‎небес ‎по‏ ‎внукам‏ ‎пророка ‎Мухаммеда" ‎(Хасану‏ ‎и ‎Хусейну)

"Вопросы‏ ‎поклонения ‎и ‎вероубеждения"

  1. Обе ‎группы‏ ‎придерживаются‏ ‎основополагающих ‎верований‏ ‎и ‎практик‏ ‎ислама. ‎Они ‎поддерживают ‎Куръан ‎как‏ ‎откровение‏ ‎Аллаhа ‎и‏ ‎придерживаются ‎пяти‏ ‎столпов ‎ислама: ‎милостыня, ‎пост ‎в‏ ‎течение‏ ‎месяца‏ ‎Рамазан, ‎выполнение‏ ‎ежедневных ‎ритуальных‏ ‎молитв, ‎паломничество‏ ‎в‏ ‎Мекку, ‎и‏ ‎признание ‎того, ‎что ‎нет ‎Бога‏ ‎кроме ‎Аллаhа‏ ‎и‏ ‎Мухаммеда ‎- ‎его‏ ‎пророка.
  2. Мусульмане-шииты ‎выполняют‏ ‎все ‎пять ‎ежедневных ‎ритуальных‏ ‎молитв,‏ ‎но ‎ужимают‏ ‎их ‎в‏ ‎три ‎сеанса ‎вместо ‎пяти. ‎Для‏ ‎мусульман-шиитов‏ ‎почитание ‎«семьи‏ ‎дома» ‎приближает‏ ‎вас ‎к ‎Богу. ‎Шииты ‎также‏ ‎придерживаются‏ ‎десяти‏ ‎обязательных ‎действий‏ ‎помимо ‎основных‏ ‎пяти ‎столпов.‏ ‎И‏ ‎во ‎время‏ ‎молитвы ‎ставят ‎камни ‎либо ‎таблички‏ ‎на ‎которые‏ ‎упираются‏ ‎лбами.
  3. Утрата ‎Хусейна ‎и‏ ‎руководства ‎семьей‏ ‎Мухаммеда ‎навлекла ‎на ‎мусульман-шиитов‏ ‎непреходящий‏ ‎оттенок ‎печали.‏ ‎Они ‎живут‏ ‎в ‎трауре, ‎большую ‎часть ‎года‏ ‎носят‏ ‎черное. ‎Один‏ ‎из ‎самых‏ ‎больших ‎шиитских ‎праздников ‎- ‎годовщина‏ ‎смерти‏ ‎Хусейна‏ ‎в ‎праздник‏ ‎Ашура ‎,‏ ‎десятый ‎день‏ ‎исламского‏ ‎месяца ‎Мухаррам.‏ ‎В ‎этот ‎день ‎мусульмане-шииты ‎на‏ ‎Ближнем ‎Востоке‏ ‎и‏ ‎в ‎Азии ‎проходят‏ ‎маршем ‎по‏ ‎улицам, ‎скандируя ‎причитания ‎по‏ ‎поводу‏ ‎смерти ‎Хусейна,‏ ‎громко ‎рыдая‏ ‎и ‎избивая ‎себя. ‎Некоторые ‎даже‏ ‎цепляются‏ ‎за ‎себя‏ ‎и ‎рубят‏ ‎себе ‎головы ‎мечами.
  4. Мусульмане-сунниты ‎считают ‎одержимость‏ ‎шиитов‏ ‎домом‏ ‎Мухаммеда ‎ложным‏ ‎исламом, ‎который‏ ‎чрезмерно ‎почитает‏ ‎семью‏ ‎пророка. ‎Точно‏ ‎так ‎же ‎мусульмане-шииты ‎считают, ‎что‏ ‎сунниты ‎не‏ ‎являются‏ ‎истинными ‎мусульманами. ‎Их‏ ‎резкие ‎разногласия,‏ ‎не ‎примиряемые ‎веками, ‎приводят‏ ‎к‏ ‎расколу ‎Ближнего‏ ‎Востока ‎и‏ ‎постоянно ‎неурегулированной ‎напряженности.

География ‎шиитского ‎ислама

В‏ ‎настоящее‏ ‎время ‎последователи‏ ‎различных ‎шиитских‏ ‎общин ‎существуют ‎практически ‎во ‎всех‏ ‎мусульманских,‏ ‎европейских‏ ‎и ‎американских‏ ‎странах. ‎Шиитского‏ ‎вероучения ‎придерживается‏ ‎подавляющее‏ ‎большинство ‎населения‏ ‎Ирана ‎и ‎Азербайджана, ‎около ‎двух‏ ‎третей ‎населения‏ ‎Бахрейна,‏ ‎треть ‎населения ‎Ирака,‏ ‎значительная ‎часть‏ ‎населения ‎Ливана ‎и ‎Йемена,‏ ‎в‏ ‎Афганистане ‎—‏ ‎фарсиваны ‎на‏ ‎западе ‎страны ‎и ‎хазарейцы. ‎К‏ ‎исма‘илитской‏ ‎ветви ‎шиизма‏ ‎принадлежит ‎большинство‏ ‎жителей ‎Горно-Бадахшанской ‎области ‎Таджикистана ‎—‏ ‎памирские‏ ‎народы.‏ ‎Численность ‎шиитов‏ ‎в ‎России‏ ‎незначительна. ‎К‏ ‎этому‏ ‎направлению ‎ислама‏ ‎принадлежат ‎проживающие ‎в ‎Дагестанской ‎республике‏ ‎таты, ‎лезгины‏ ‎селения‏ ‎Мискинджа, ‎а ‎также‏ ‎азербайджанские ‎общины‏ ‎Дербента, ‎говорящие ‎на ‎местном‏ ‎диалекте‏ ‎азербайджанского ‎языка.‏ ‎Кроме ‎того,‏ ‎шиитами ‎является ‎большая ‎часть ‎проживающих‏ ‎в‏ ‎России ‎азербайджанцев‏ ‎(в ‎самом‏ ‎Азербайджане ‎шииты ‎составляют ‎по ‎разным‏ ‎подсчетам‏ ‎до‏ ‎65 ‎процентов‏ ‎населения).

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

Колесо Сансары и трансдисциплинарность

Продолжим ‎начатый‏ ‎предыдущем ‎посте ‎разговор ‎о ‎религии‏ ‎и ‎реинкарнации,‏ ‎но‏ ‎теперь ‎обратимся ‎к‏ ‎механике ‎процесса.

Базовой‏ ‎схемой, ‎описывающей ‎процесс, ‎является‏ ‎колесо‏ ‎Сансары

Вот ‎его‏ ‎традиционное ‎представление.‏ ‎Описание ‎см. ‎по ‎ссылке. Индуистские, ‎джайнистские‏ ‎и‏ ‎буддийские ‎описания‏ ‎могут ‎отличатся‏ ‎в ‎трактовках, ‎но ‎как ‎правило‏ ‎общую‏ ‎схему‏ ‎все ‎описывают‏ ‎одинаково.

Также ‎я‏ ‎специально ‎нашел‏ ‎картинку‏ ‎без ‎красивостей,‏ ‎но ‎со ‎стрелочками. ‎Согласно ‎базовой‏ ‎модели, ‎реинкарнация‏ ‎происходить‏ ‎множество ‎раз, ‎пока‏ ‎душа ‎либо‏ ‎не ‎сольется ‎с ‎Абсолютом‏ ‎либо‏ ‎не ‎прекратит‏ ‎своё ‎существование.

В‏ ‎графическом ‎виде ‎переход ‎Абсолюту ‎(Брахме‏ ‎в‏ ‎индуизме, ‎Нирване‏ ‎в ‎буддизме)‏ ‎рисуют ‎обычно ‎так

Если ‎это ‎представить‏ ‎на‏ ‎структурной‏ ‎матрице, ‎то‏ ‎все ‎эти‏ ‎картинки ‎можно‏ ‎обобщить‏ ‎следующим ‎образом.

Колесо‏ ‎Сансары ‎с ‎выходом ‎в ‎Абсолют‏ ‎(Брахму, ‎Нирвану)

Колесо‏ ‎Сансары‏ ‎с ‎удалением ‎от‏ ‎абсолюта ‎и‏ ‎прекращением ‎существования.

Земная ‎жизнь ‎в‏ ‎данной‏ ‎концепции ‎происходит‏ ‎только ‎в‏ ‎левой ‎верхней ‎четверти ‎матрицы.

Собственно, ‎если‏ ‎проанализировать‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎структурной‏ ‎матрицы ‎авраамические ‎и ‎политеистические ‎религии,‏ ‎то‏ ‎окажется,‏ ‎что ‎земная‏ ‎жизнь ‎там‏ ‎располагается ‎примерно‏ ‎там‏ ‎же.

Колеса ‎Сансары‏ ‎как ‎будто ‎нет, ‎но ‎элементы‏ ‎механизма ‎все‏ ‎на‏ ‎своих ‎местах.

А ‎если‏ ‎еще ‎добавить‏ ‎одну ‎из ‎моих ‎любимых‏ ‎цитат‏ ‎из ‎Милорада‏ ‎Павича

Слушайте ‎теперь‏ ‎то, ‎чего ‎вы ‎не ‎знаете.‏ ‎Три‏ ‎реки ‎античного‏ ‎мира ‎мёртвых‏ ‎— ‎Ахеронт, ‎Пирифлегетон ‎и ‎Коцит‏ ‎—‏ ‎принадлежат‏ ‎сейчас ‎преисподним‏ ‎ислама, ‎иудаизма‏ ‎и ‎христианства;‏ ‎их‏ ‎русла ‎разделяют‏ ‎три ‎ада ‎— ‎геену, ‎ад‏ ‎и ‎ледяную‏ ‎преисподнюю‏ ‎магометан ‎— ‎под‏ ‎территорией ‎бывшей‏ ‎страны ‎хазар. ‎Здесь ‎как‏ ‎раз‏ ‎и ‎сходятся‏ ‎границы ‎трёх‏ ‎загробных ‎миров: ‎огненное ‎государство ‎Сатаны‏ ‎с‏ ‎девятью ‎кругами‏ ‎христианского ‎ада,‏ ‎с ‎троном ‎Люцифера ‎и ‎знамёнами‏ ‎владыки‏ ‎тьмы;‏ ‎исламский ‎ад‏ ‎с ‎царством‏ ‎ледяных ‎мук‏ ‎Иблиса‏ ‎и ‎область‏ ‎Гевары ‎с ‎левой ‎стороны ‎от‏ ‎Храма, ‎где‏ ‎сидят‏ ‎еврейские ‎боги ‎зла,‏ ‎вожделения ‎и‏ ‎голода, ‎геена ‎во ‎власти‏ ‎Асмодея.‏ ‎Эти ‎три‏ ‎ада ‎существуют‏ ‎отдельно, ‎граница ‎между ‎ними ‎пропахана‏ ‎железным‏ ‎плугом, ‎и‏ ‎никому ‎не‏ ‎позволено ‎её ‎переходить.
Правда, ‎вы ‎эти‏ ‎три‏ ‎ада‏ ‎представляете ‎себе‏ ‎неправильно, ‎потому‏ ‎что ‎у‏ ‎вас‏ ‎нет ‎опыта.‏ ‎В ‎еврейском ‎аду ‎в ‎державе‏ ‎ангела ‎тьмы‏ ‎и‏ ‎греха ‎Велиала, ‎корчатся‏ ‎в ‎огне‏ ‎вовсе ‎не ‎евреи, ‎как‏ ‎вы‏ ‎думаете. ‎Там‏ ‎горят ‎одни‏ ‎лишь ‎арабы ‎и ‎христиане. ‎Точно‏ ‎так‏ ‎же ‎и‏ ‎в ‎христианском‏ ‎пекле ‎нет ‎христиан ‎— ‎в‏ ‎огонь‏ ‎там‏ ‎попадают ‎магометане‏ ‎или ‎сыны‏ ‎и ‎дочери‏ ‎Давида;‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎как ‎в ‎магометанском ‎аду‏ ‎страдают ‎только‏ ‎христиане‏ ‎и ‎евреи, ‎ни‏ ‎одного ‎турка‏ ‎или ‎араба ‎там ‎нет.‏ ‎(М,‏ ‎Павич. ‎«Хазарский‏ ‎словарь»)

То ‎выяснится,‏ ‎что ‎правый ‎квадратик ‎можно ‎разделить‏ ‎на‏ ‎три ‎части‏ ‎(ориентация ‎и‏ ‎порядок ‎расположения ‎взяты ‎условно, ‎пока‏ ‎над‏ ‎этим‏ ‎глубоко ‎не‏ ‎думал)

Соответственно ‎цветом‏ ‎помечены ‎этапы‏ ‎развития‏ ‎религиозного ‎сознания:‏ ‎от ‎простейших ‎представлений ‎(трехчастный ‎мир‏ ‎шаманизма ‎и‏ ‎родноверия)‏ ‎до ‎системы ‎«мировых»‏ ‎авраамических ‎религий.‏ ‎Представления ‎усложняются, ‎расширяются ‎и‏ ‎того‏ ‎гляди ‎через‏ ‎50-100 ‎лет‏ ‎по ‎крайней ‎меер ‎в ‎христианстве‏ ‎дойдет‏ ‎до ‎колеса‏ ‎Сансары ‎и‏ ‎признания ‎реинкарнации.

Хотя ‎например ‎христианство ‎при‏ ‎зарождении‏ ‎и‏ ‎в ‎первые‏ ‎века ‎своего‏ ‎существования ‎вполне‏ ‎допускало‏ ‎реинкарнацию, но ‎потом‏ ‎с ‎этим ‎быстро ‎покончили, ‎после‏ ‎того, ‎как‏ ‎религия‏ ‎стала ‎официальной ‎в‏ ‎Римской ‎империи

Если‏ ‎же ‎говорить ‎непосредственно ‎о‏ ‎концепции‏ ‎реинкарнации, ‎то‏ ‎рис. ‎4‏ ‎и ‎5 ‎дают ‎нам ‎существенную‏ ‎корректировку:‏ ‎для ‎достижения‏ ‎Абсолюта ‎душа‏ ‎должна ‎увеличивать ‎испытания ‎— ‎поскольку‏ ‎размах‏ ‎спирали‏ ‎возрастает.

И ‎чем‏ ‎более ‎упорядочено‏ ‎ваше ‎земное‏ ‎существование,‏ ‎тем ‎более‏ ‎беспокойным ‎и ‎хаотичным ‎будет ‎посмертное.

Читать: 1+ мин
logo Когда запели пушки

Ирак


Сторонник ‎лидера‏ ‎радикальных ‎шиитских ‎иракских ‎мусульман ‎Муктады‏ ‎ас-Садра ‎показывает‏ ‎бейджик‏ ‎с ‎фотографиями ‎командира‏ ‎и ‎пояс‏ ‎с ‎гранатами. ‎Район ‎Садра,‏ ‎Багдад,‏ ‎Ирак. ‎7‏ ‎апреля ‎2004‏ ‎года.

Читать: 6+ мин
logo Товарищ майор

Чёрное золото предательства

Доступно подписчикам уровня
«Тыл»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Очередное палестино-израильское обострение перешло в фазу затяжного конфликта с вязкими боями внутри развалин некогда плотной городской застройки...

Читать: 20+ мин
r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Идеальные мотивы для творческих целей из справочника Грэхем Лесли Маккэлэм "4000 мотивов: цветы и растения" часть вторая

Доступно подписчикам уровня
«Поддержка»
Подписаться за 200₽ в месяц

Как пишет автор книги в своём вступлении - Будь вы художник, дизайнер или просто любитель искусства, мастер-профессионал или человек, занимающийся им в качестве хобби, - эта книга создавалась именно для вас. Людям творческим постоянно требуется тот или иной «идеальный мотив» - они всегда погружены в поиск совершенной формы, подстегивающей их воображение и обещающей придать их творениям большую масштабность.

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Принцип сменяемости структур и исторический процесс. ч.3. религиозный вопрос

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Идеи и социум. ч.5. "Проектный" анализ или что не так с существующими глобальными проектами.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 16+ мин
logo Prox Blog

Знаниевый реактор.Сумма Стратегий.Мезолитический баланс «вождь-шаман-мастер».

 

3. Управленческая ‎пиктограмма

 Бинарные‏ ‎противоречия ‎по ‎ТРИЗовским ‎законам ‎через‏ ‎конфликт ‎и‏ ‎его‏ ‎разрешение ‎переходят ‎в‏ ‎следующие ‎противоречия‏ ‎того ‎же ‎ранга. ‎Диалектика‏ ‎по‏ ‎спирали ‎ведет‏ ‎нас ‎вверх,‏ ‎на ‎новый ‎уровень ‎борьбы ‎за‏ ‎то‏ ‎же ‎самое,‏ ‎но ‎названное‏ ‎по-другому. ‎Равные ‎позиции ‎преобразуются ‎в‏ ‎равные,‏ ‎а‏ ‎от ‎конверсии‏ ‎мир ‎развивается,‏ ‎рождая ‎новое,‏ ‎но‏ ‎не ‎иное.‏ ‎Это ‎– ‎привычное ‎для ‎западной‏ ‎цивилизации ‎непрерывное‏ ‎действо.‏ ‎Останова ‎не ‎происходит.‏ ‎Рефлексия ‎запаздывает.‏ ‎Идет ‎борьба.

Бывают ‎счастливые ‎случаи,‏ ‎которые‏ ‎регистрируются ‎людьми‏ ‎как ‎триалектический‏ ‎баланс. ‎Это ‎– ‎совсем ‎другая‏ ‎история,‏ ‎здесь ‎нет‏ ‎войны ‎как‏ ‎конфликта, ‎предполагающего ‎разрушение ‎одной ‎из‏ ‎сторон,‏ ‎а‏ ‎есть ‎накопление‏ ‎энергии. ‎Чтобы‏ ‎возник ‎скачок‏ ‎в‏ ‎Будущее, ‎а‏ ‎не ‎простая ‎эволюционная ‎динамика, ‎нужны‏ ‎именно ‎балансы.

Руководствуясь‏ ‎тем,‏ ‎что ‎в ‎Будущее‏ ‎мы ‎попадаем‏ ‎через ‎спонтанный ‎скачок, ‎неплохо‏ ‎бы‏ ‎найти ‎энергию‏ ‎для ‎этого‏ ‎скачка ‎– ‎из ‎баланса. ‎Сдвиг‏ ‎в‏ ‎развитии ‎цивилизации‏ ‎часто ‎связывают‏ ‎с ‎человеком, ‎его ‎Путем ‎и‏ ‎самореализацией.‏ ‎По‏ ‎крайней ‎мере,‏ ‎так ‎модно‏ ‎говорить ‎в‏ ‎эпоху‏ ‎гуманизма.

Один ‎в‏ ‎поле, ‎как ‎известно ‎из ‎мифов,‏ ‎не ‎воин,‏ ‎и‏ ‎сюда ‎же ‎в‏ ‎противоречие ‎к‏ ‎этому ‎ложится ‎представление, ‎что‏ ‎по‏ ‎жизни ‎человек‏ ‎идет ‎один.‏ ‎Так ‎мы ‎готовы ‎впрыгнуть ‎в‏ ‎диалектику‏ ‎и ‎бороться‏ ‎дальше.

Но ‎нет!‏ ‎Бывают ‎еще ‎сообщества, ‎не ‎пары,‏ ‎а‏ ‎группы‏ ‎из ‎трех‏ ‎и ‎более‏ ‎участников, ‎равных‏ ‎по‏ ‎важности ‎участников,‏ ‎которые ‎не ‎борются ‎друг ‎с‏ ‎другом, ‎стараются‏ ‎не‏ ‎за ‎себя, ‎а‏ ‎за ‎целое.

 Это‏ ‎группы, ‎которые ‎строят ‎иное‏ ‎Будущее.‏ ‎Будущее, ‎в‏ ‎котором ‎хочется‏ ‎жить, ‎любить ‎и ‎творить, ‎а‏ ‎не‏ ‎в ‎котором‏ ‎тебе ‎вменяют‏ ‎прогрессивные ‎технологии ‎от ‎кутюр.

Мезолитический ‎баланс‏ ‎«вождь-шаман-мастер»

 Первую‏ ‎такую‏ ‎группу, ‎первый‏ ‎человеческий ‎управленческий‏ ‎баланс ‎условно‏ ‎назовем‏ ‎известными ‎ролевыми‏ ‎позициями: ‎Вождь, ‎Шаман ‎и ‎Мастер.‏ ‎Функционал ‎Вождя,‏ ‎или‏ ‎Кшатрия, понятен ‎и ‎сейчас,‏ ‎и ‎в‏ ‎мезолите. ‎Это ‎– ‎принятие‏ ‎решения,‏ ‎реализация ‎намерения,‏ ‎проявление ‎воли,‏ ‎приказ ‎и, ‎кстати, ‎для ‎сегодняшнего‏ ‎дня‏ ‎– ‎останов‏ ‎обсуждения.

Посмотрите ‎на‏ ‎любую ‎конференцию с ‎безвольным ведущим, ‎и ‎вы‏ ‎увидите,‏ ‎что‏ ‎на ‎нее‏ ‎напрасно ‎потрачены‏ ‎силы, ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎интересных ‎участников.‏ ‎Она, ‎эта ‎конференция, ‎«не ‎происходит».‏ ‎В ‎ней‏ ‎нет‏ ‎энергии ‎хотя ‎бы‏ ‎на ‎обозначение‏ ‎себя ‎как ‎факта.

Позиция ‎Шамана известна,‏ ‎скорее,‏ ‎как ‎противоречащая‏ ‎научной ‎парадигме:‏ ‎шаман, ‎угадывающий ‎будущее, ‎противопоставляется ‎ученому,‏ ‎работающему‏ ‎с ‎аналитикой‏ ‎и ‎трендами.‏ ‎Многие ‎сегодня ‎поняли, ‎что ‎в‏ ‎прогнозировании‏ ‎XIX‏ ‎века ‎вся‏ ‎работа ‎с‏ ‎трендами ‎предсказывает‏ ‎«вчерашний‏ ‎день» ‎(редко‏ ‎сегодняшний), ‎и ‎люди ‎потихоньку ‎начинают‏ ‎ценить неаналитичные ‎озарения о‏ ‎том,‏ ‎что ‎будет ‎важно‏ ‎в ‎следующем‏ ‎мире. ‎Шаманы ‎появляются.

Из ‎индийских‏ ‎систем‏ ‎мышления ‎в‏ ‎европейскую ‎проникает‏ ‎и ‎занимает ‎в ‎ней ‎место‏ ‎позиция‏ ‎Брахмана: ‎человека‏ ‎или ‎группы,‏ ‎которые формируют некоторую ‎ситуацию ‎в ‎будущем, выполняя ‎только‏ ‎им‏ ‎известные‏ ‎ритуалы ‎в‏ ‎настоящем. ‎Это‏ ‎– ‎тоже‏ ‎некое‏ ‎шаманство ‎на‏ ‎языке ‎обывателя. ‎И ‎несчастный ‎житель‏ ‎Ойкумены, ‎устав‏ ‎от‏ ‎противоречий, ‎считает: ‎работает‏ ‎и ‎ладно.‏ ‎И ‎тем ‎признает ‎Брахмана,‏ ‎Шамана‏ ‎или ‎шутовские‏ ‎группы.

Позиция ‎Мастера всем‏ ‎понятна, ‎потому ‎что ‎она ‎сейчас‏ ‎находится‏ ‎в ‎кризисе.‏ ‎Управленцев ‎полно,‏ ‎прогностиков ‎– ‎тоже, ‎а ‎вот с‏ ‎инженерами‏ ‎–‏ ‎слабовато. Они ‎есть,‏ ‎но ‎не‏ ‎работают ‎в‏ ‎активных‏ ‎группах, ‎не‏ ‎продвигают ‎деятельность ‎открытиями, ‎не ‎архивируют‏ ‎полезное ‎прошлое.‏ ‎Они‏ ‎уходят ‎и ‎уносят‏ ‎с ‎собой‏ ‎инженерные практики, потому ‎что ‎состарились, ‎а‏ ‎Будущее‏ ‎все ‎не‏ ‎приходит. ‎Они‏ ‎не ‎знают, ‎зачем ‎они ‎здесь.‏ ‎Их‏ ‎не ‎обусловливает‏ ‎Шаман ‎и‏ ‎им ‎не ‎ставит ‎задачи ‎Вождь.

В‏ ‎обществе‏ ‎еще‏ ‎не ‎прижилось‏ ‎убеждение, ‎что‏ ‎управлять ‎надо‏ ‎втроем,‏ ‎и ‎эти‏ ‎трое ‎должны ‎в ‎идеале ‎уметь‏ ‎держать ‎все‏ ‎три‏ ‎позиции, ‎тогда ‎это‏ ‎будет ‎управление‏ ‎изменениями, ‎а ‎не ‎«раскачивание‏ ‎вагона»‏ ‎надежно ‎стоящего‏ ‎поезда.

В ‎идеальной‏ ‎модели ‎мезолита ‎Вождь, ‎Шаман ‎и‏ ‎Мастер‏ ‎были ‎абсолютной‏ ‎управленческой ‎«тройкой»,‏ ‎регулирующей ‎все ‎процессы ‎жизни ‎племени‏ ‎или‏ ‎поселения.‏ ‎Почему? ‎Да‏ ‎потому ‎что‏ ‎три ‎процесса:‏ ‎жизнеобеспечение,‏ ‎изготовление ‎орудий‏ ‎труда ‎и ‎удача ‎в ‎жизни‏ ‎и ‎работе‏ ‎напрямую‏ ‎зависели ‎от ‎того,‏ ‎как ‎работает‏ ‎такая ‎«тройка». ‎

Без ‎Шамана – неудачная‏ ‎охота,‏ ‎мор, ‎невозможность‏ ‎предвидеть, ‎неготовность‏ ‎зимовать. ‎
Без ‎Вождя – распад ‎племени ‎или‏ ‎военное‏ ‎поражение. ‎
Без‏ ‎Мастера ‎останавливается‏ ‎социосистемный ‎процесс ‎производства ‎и ‎наступает‏ ‎гибель‏ ‎от‏ ‎нехватки ‎ресурсов,‏ ‎особенно ‎при‏ ‎изменении ‎внешних‏ ‎условий.

И‏ ‎без ‎любого‏ ‎из ‎них ‎– ‎остановка ‎развития.

Мастер‏ ‎придумывает ‎и‏ ‎делает‏ ‎орудия ‎труда, ‎он‏ ‎мыслит ‎руками‏ ‎и ‎помогает ‎им ‎головой.‏ ‎В‏ ‎простых ‎временах‏ ‎мастерское ‎искусство,‏ ‎инженерное ‎озарение ‎могло ‎быть ‎развито,‏ ‎и‏ ‎тогда ‎это‏ ‎племя ‎делало‏ ‎технологический ‎скачок: ‎его ‎основная ‎деятельность‏ ‎становилась‏ ‎качественнее,‏ ‎эффективнее. ‎В‏ ‎СССР ‎это‏ ‎было ‎общее‏ ‎убеждение:‏ ‎нет ‎воды‏ ‎и ‎дорог, ‎зато ‎мы ‎космос‏ ‎полетели! ‎Мастера‏ ‎постепенно‏ ‎повышают ‎уровень ‎жизни,‏ ‎но ‎про‏ ‎качество ‎ее ‎так ‎сказать‏ ‎нельзя.

Мастер,‏ ‎соединенный ‎с‏ ‎Шаманом, ‎дает‏ ‎взрыв ‎позитивистской ‎науки. ‎Пятьсот ‎лет‏ ‎назад‏ ‎в ‎одном‏ ‎исследователе ‎сочеталось‏ ‎величайшее ‎инженерное ‎умение ‎и ‎мощное‏ ‎мыслительное‏ ‎озарение.‏ ‎Вожди ‎решали‏ ‎что-то ‎свое.‏ ‎В ‎основном‏ ‎убивали‏ ‎врагов ‎по‏ ‎«неправильной» ‎вере. ‎Баланс ‎был ‎нарушен‏ ‎и ‎с‏ ‎тех‏ ‎пор ‎не ‎восстановлен.

Скоро‏ ‎из ‎«двойки»‏ ‎ученый-инженер ‎ушел ‎Шаман, ‎выродившийся‏ ‎в‏ ‎наше ‎время‏ ‎в ‎прогностика-одиночку‏ ‎или ‎эзотерика. ‎Сегодня ‎есть ‎какая-то‏ ‎мифологическая‏ ‎попытка ‎соединить‏ ‎инженера ‎с‏ ‎мистиком, ‎появились ‎сотни ‎людей, ‎называющих‏ ‎себя‏ ‎прогнозистами.‏ ‎Но ‎Вожди‏ ‎услужливо ‎подсовывают‏ ‎инженеру ‎менеджера‏ ‎–‏ ‎представителя ‎Вождя,‏ ‎и ‎инженер ‎от ‎такого ‎«друга»‏ ‎выбирает ‎–‏ ‎сойти‏ ‎со ‎сцены, ‎уйти‏ ‎в ‎гараж,‏ ‎в ‎маргиналы, ‎в ‎программисты-хакеры.

Мир‏ ‎распался.‏ ‎Энергия ‎не‏ ‎запасается давно. ‎И‏ ‎даже ‎противоречия ‎схлопнулись ‎в ‎точку.‏ ‎Все‏ ‎три ‎фигуры‏ ‎стоят ‎по‏ ‎углам. ‎Коммуникации, ‎понимания, ‎уважения ‎к‏ ‎работе‏ ‎друг‏ ‎друга ‎во‏ ‎имя ‎целого‏ ‎нет.

Долгое ‎время‏ ‎в‏ ‎русской ‎военной‏ ‎традиции ‎«тройка» ‎работала. ‎Роль ‎Шамана‏ ‎прекрасно ‎выполнял‏ ‎Господь‏ ‎Бог. Заметьте! ‎Умнейший ‎Кутузов,‏ ‎справившись ‎в‏ ‎штабе ‎с ‎Мастерами, ‎истово‏ ‎молится‏ ‎перед ‎Бородинской‏ ‎битвой. ‎Сегодня‏ ‎активное ‎нежелание ‎предварить ‎свои ‎действия‏ ‎любым‏ ‎брахманством ‎–‏ ‎это ‎упрощение‏ ‎мышления ‎и ‎жизни.

Молить ‎Бога ‎или‏ ‎плясать‏ ‎перед‏ ‎Богом ‎–‏ ‎важная ‎часть‏ ‎скачка ‎в‏ ‎будущее.‏ ‎Современные ‎Шаманы‏ ‎– ‎это ‎те, ‎кто ‎не‏ ‎забывает ‎предложить‏ ‎этот‏ ‎ритуал ‎«двойке» ‎Вождь-Мастер,‏ ‎если ‎она‏ ‎вдруг ‎сформировалась. ‎В ‎военной‏ ‎системе‏ ‎понимание ‎и‏ ‎уважение ‎командующего‏ ‎и ‎начальника ‎его ‎штаба ‎это‏ ‎большой‏ ‎вклад ‎в‏ ‎победу, ‎но‏ ‎штабы ‎не ‎справляются ‎сегодня ‎без‏ ‎условных‏ ‎миротворцев,‏ ‎каких-то ‎странных‏ ‎людей ‎в‏ ‎штатском, ‎которые‏ ‎предчувствуют‏ ‎ситуационные ‎«бомбы»‏ ‎и ‎их ‎предотвращают ‎или ‎хотя‏ ‎бы ‎указывают‏ ‎на‏ ‎них. ‎К ‎ним‏ ‎нет ‎доверия.‏ ‎Их ‎зовут, ‎когда ‎все‏ ‎уже‏ ‎случилось. ‎МЧС‏ ‎реагирует ‎на‏ ‎произошедшее, ‎там ‎грамотные ‎командиры ‎и‏ ‎великолепные‏ ‎мастера ‎и‏ ‎штабной ‎логистики,‏ ‎и ‎оперативного ‎исполнения. ‎Но ‎прогнозов‏ ‎никто‏ ‎не‏ ‎слушает. ‎Да‏ ‎и ‎Шаманы‏ ‎поопускали ‎руки,‏ ‎не‏ ‎бьются ‎за‏ ‎принятие ‎своих ‎прогнозов, ‎а ‎злорадствуют: я‏ ‎ж ‎вам‏ ‎говорил!‏ ‎Это ‎снова ‎–‏ ‎не ‎баланс,‏ ‎а ‎противостояние.

Сейчас ‎в ‎стране‏ ‎разведется‏ ‎куча ‎новоявленных‏ ‎Шаманов, ‎которые‏ ‎напредсказывают ‎сапоги ‎всмятку. ‎Разобраться, ‎кто‏ ‎прав,‏ ‎кто ‎виноват,‏ ‎будет ‎нельзя,‏ ‎и ‎они ‎разве ‎что ‎реализуют‏ ‎месть‏ ‎тех,‏ ‎кто ‎был‏ ‎не ‎замечен‏ ‎и ‎не‏ ‎обласкан‏ ‎властями. ‎Почему?‏ ‎Потому ‎что ‎на ‎них ‎всех‏ ‎не ‎хватит‏ ‎инженеров‏ ‎и ‎вождей.

Технологический ‎рай‏ ‎рисует ‎сегодня‏ ‎Singularity, ‎величайший ‎американский ‎проект‏ ‎о‏ ‎слиянии ‎трендов.[1] Тапки‏ ‎всех ‎настоящих Шаманов‏ ‎смеются ‎от ‎такого ‎прогнозирования. ‎Приближать‏ ‎точку‏ ‎сингулярности ‎это‏ ‎все ‎равно‏ ‎что ‎выращивать ‎одну ‎ногу ‎пуще‏ ‎другой‏ ‎на‏ ‎пару ‎метров.‏ ‎Балансом ‎тут‏ ‎и ‎не‏ ‎пахнет,‏ ‎но ‎все‏ ‎Вожди ‎и ‎Мастера ‎– ‎парочками‏ ‎и ‎группками‏ ‎там.‏ ‎Ой, ‎что ‎будет!

 В‏ ‎бизнесе, ‎который‏ ‎рефлектирует ‎себя ‎и ‎который‏ ‎озабочен‏ ‎не ‎только‏ ‎прибылью, ‎но‏ ‎и ‎преобразованием ‎территории, ‎города, ‎страны,‏ ‎в‏ ‎идеале ‎имеется‏ ‎управляющая ‎«тройка»‏ ‎из ‎Шефа, ‎Умника ‎и ‎Секретарши‏ ‎или‏ ‎Шефа,‏ ‎Секретарши ‎и‏ ‎Юродивого. ‎При‏ ‎этом ‎Секретарша‏ ‎может‏ ‎быть ‎начальником‏ ‎штаба: ‎главным ‎логистиком ‎всех ‎переговоров‏ ‎и ‎регистратором‏ ‎решений‏ ‎начальника. ‎А ‎может‏ ‎быть ‎и‏ ‎Шаманом ‎– ‎ситуационным ‎прогностиком,‏ ‎предлагающим‏ ‎иное ‎видение‏ ‎ситуации ‎перед‏ ‎принятием ‎решения. ‎Так ‎настолько ‎часто‏ ‎бывает,‏ ‎что ‎возникла‏ ‎даже ‎поговорка‏ ‎– ‎«мужчины ‎мыслят ‎женщинами». ‎Все‏ ‎компании,‏ ‎включая‏ ‎государственные, ‎которые‏ ‎пошли ‎по‏ ‎пути ‎создания‏ ‎различного‏ ‎типа ‎экспертных‏ ‎советов, ‎никуда ‎не ‎продвинутся ‎ни‏ ‎в ‎стратегии,‏ ‎ни‏ ‎в ‎накоплении ‎ресурсов‏ ‎для ‎прыжка‏ ‎в ‎будущее. Все ‎такого ‎рода‏ ‎отделы‏ ‎неминуемо ‎валятся‏ ‎в ‎бинарные‏ ‎противоречия ‎и ‎воюют ‎друг ‎с‏ ‎другом,‏ ‎истончая ‎ресурсы компании.‏ ‎Эти ‎войны‏ ‎занимают ‎90% ‎времени ‎начальника, ‎потому‏ ‎что‏ ‎это‏ ‎он ‎каждый‏ ‎раз ‎должен‏ ‎решать, ‎кто‏ ‎прав.

Идентичность,‏ ‎индивидуальность ‎в‏ ‎современном ‎мире ‎почему-то ‎понимается ‎главным‏ ‎признаком ‎свободы.‏ ‎Перемена‏ ‎ролей ‎идет ‎со‏ ‎скрипом ‎и‏ ‎часто ‎это ‎– ‎обман‏ ‎из‏ ‎желания ‎угодить‏ ‎начальнику. ‎Некое‏ ‎присоединение ‎к ‎неприсоединяемому. ‎Война ‎как‏ ‎простая‏ ‎форма ‎управления,‏ ‎имеющая ‎начало‏ ‎и ‎конец ‎и ‎выражающаяся ‎в‏ ‎тактических‏ ‎решениях,‏ ‎часто ‎спонтанно‏ ‎рисует ‎«треугольники‏ ‎быстрого ‎реагирования».‏ ‎Здесь‏ ‎не ‎до‏ ‎идентичности, ‎нужно ‎выигрывать ‎за ‎большое.‏ ‎Потом ‎разберемся,‏ ‎кто‏ ‎прав. ‎Стратегия ‎войны,‏ ‎как ‎правило,‏ ‎видна ‎после ‎победы.

Но ‎и‏ ‎к‏ ‎военным ‎операциям‏ ‎и ‎планам‏ ‎Шаману ‎сегодня ‎путь ‎закрыт. ‎Армии,‏ ‎по‏ ‎крайней ‎мере‏ ‎российская, ‎готовятся‏ ‎к ‎предпредыдущей ‎войне ‎или ‎изучают‏ ‎тренды‏ ‎технологических‏ ‎совершенств ‎оружия. Здесь‏ ‎нет ‎понятия,‏ ‎например, ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎война‏ ‎может ‎быть ‎за ‎другое. Не ‎за‏ ‎территории ‎и‏ ‎рынки‏ ‎и ‎не ‎за‏ ‎образ ‎жизни,‏ ‎что ‎по ‎существу ‎то‏ ‎же‏ ‎самое. ‎Здесь‏ ‎нужен ‎Шаман,‏ ‎который ‎видит, ‎понимает ‎и ‎говорит‏ ‎об‏ ‎этом ‎технологам‏ ‎и ‎Вождям.‏ ‎А ‎они ‎слышат ‎и ‎сверяют‏ ‎с‏ ‎этим‏ ‎свои ‎планы‏ ‎и ‎действия.‏ ‎А ‎сам‏ ‎шаман‏ ‎пытается ‎перевести‏ ‎свой ‎прогноз ‎на ‎язык ‎технологии‏ ‎и ‎власти,‏ ‎силясь‏ ‎достичь ‎понимания ‎всей‏ ‎«тройки». ‎Так‏ ‎работают ‎Вождь, ‎Шаман ‎и‏ ‎Мастер:‏ ‎не ‎конкурируя,‏ ‎а ‎сотворчествуя‏ ‎в ‎подготовке ‎прыжка. При ‎этом ‎они‏ ‎жертвуют‏ ‎своей ‎идентичностью‏ ‎и ‎индивидуальностью‏ ‎во ‎имя ‎персональной ‎ситуации, ‎единичной‏ ‎в‏ ‎своей‏ ‎ответственности ‎и‏ ‎воплощении, ‎брахманстве‏ ‎и ‎ритуале‏ ‎этого‏ ‎брахманства. ‎Следующий‏ ‎мир ‎– ‎это ‎мир ‎разнообразий‏ ‎образов ‎жизни,‏ ‎мысли‏ ‎и ‎деятельности. ‎Чтобы‏ ‎такое ‎разнообразие‏ ‎возникло ‎и ‎выжило, ‎нужна‏ ‎энергия‏ ‎– ‎вертикально-замкнутый‏ ‎цикл ‎поднебесного,‏ ‎земного ‎и ‎подземного ‎по ‎веществу.

Особенно‏ ‎нелепо‏ ‎в ‎текущей‏ ‎ситуации ‎смотрится‏ ‎система ‎«стяжек ‎и ‎противовесов». ‎Эти‏ ‎паразитные‏ ‎нити‏ ‎не ‎дают‏ ‎сообществу ‎подняться‏ ‎до ‎баланса,‏ ‎и‏ ‎получается, ‎что‏ ‎войны ‎не ‎будет, ‎но ‎будет‏ ‎стагнация.

Причем ‎плохи‏ ‎все‏ ‎пары ‎и ‎все‏ ‎единицы ‎в‏ ‎управлении. ‎Плох ‎Шаман ‎вкупе‏ ‎с‏ ‎Мастером: ‎они‏ ‎оба ‎опасливы‏ ‎и ‎не ‎могут ‎взять ‎ответственности‏ ‎за‏ ‎решение ‎или‏ ‎остановку ‎коммуникации‏ ‎хотя ‎бы. ‎Они ‎хороши, ‎если‏ ‎рефлективно‏ ‎эмитируют‏ ‎Вождя ‎попеременно,‏ ‎и ‎уважают‏ ‎другого ‎за‏ ‎то,‏ ‎что ‎принял‏ ‎решение ‎как ‎смог. ‎Плох ‎Вождь‏ ‎с ‎Шаманом‏ ‎–‏ ‎они ‎в ‎разрыве‏ ‎с ‎топической‏ ‎логикой ‎и ‎технологиями. ‎Если‏ ‎они‏ ‎имитируют ‎Мастера,‏ ‎то ‎это‏ ‎– ‎нахватанный ‎фантазер, ‎озабоченный ‎глобальным‏ ‎потеплением‏ ‎или ‎теорией‏ ‎Фоменко.

Если ‎Шамана‏ ‎в ‎России ‎только ‎ленивый ‎не‏ ‎имитирует, то‏ ‎с‏ ‎Мастером ‎сложнее.‏ ‎На ‎его‏ ‎место ‎может‏ ‎прыгнуть‏ ‎менеджер, ‎нахватавший‏ ‎по ‎верхам ‎фактов ‎продажи, ‎а‏ ‎не ‎сложных‏ ‎технических‏ ‎решений.

Плоха ‎и ‎пара‏ ‎Вождь ‎с‏ ‎Мастером. ‎Приговор ‎себе ‎и‏ ‎своей‏ ‎компании могут ‎они‏ ‎прочесть ‎на‏ ‎лице ‎бродящего ‎вокруг Шамана, ‎лопочущего ‎на‏ ‎незнакомом‏ ‎и ‎не‏ ‎принятом ‎в‏ ‎обществе ‎языке.

Совсем ‎беда ‎у ‎отдельно‏ ‎стоящих‏ ‎Вождей,‏ ‎Шаманов ‎и‏ ‎Мастеров, ‎которые‏ ‎формируют ‎вокруг‏ ‎себя‏ ‎«хору», ‎а‏ ‎получается ‎дурной ‎хор ‎из ‎подпевал по‏ ‎одной ‎из‏ ‎трех‏ ‎базисных ‎функций: ‎руководить,‏ ‎предсказывать, ‎делать.‏ ‎Простые ‎системы ‎управления ‎давно‏ ‎уже‏ ‎не ‎работают.‏ ‎Мир ‎ускорился.‏ ‎Люди ‎напридумывали ‎индивидуальностей ‎и формируют ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎из ‎осколков‏ ‎хорошего ‎советского‏ ‎образования. Принятие ‎решений ‎требует ‎соотношения ‎с‏ ‎небом,‏ ‎людьми‏ ‎и ‎разумом.‏ ‎Все ‎эти‏ ‎три ‎соотношения‏ ‎не‏ ‎развиты, ‎потому‏ ‎что ‎старые ‎парадигмы ‎не ‎работают.

Сегодня‏ ‎люди ‎в‏ ‎большинстве‏ ‎своем ‎ориентированы ‎на‏ ‎личность, ‎а‏ ‎вслед ‎за ‎ней ‎услужливо‏ ‎подкидывается‏ ‎им ‎харассмент,‏ ‎борьба ‎за‏ ‎права ‎меньшинств ‎и ‎большинств ‎и‏ ‎прочая‏ ‎демократия. ‎В‏ ‎таком ‎мире‏ ‎про ‎людей ‎ничего ‎нет, есть ‎про‏ ‎население,‏ ‎граждан,‏ ‎но ‎не‏ ‎про ‎живых,‏ ‎а ‎про‏ ‎среднестатистических.‏ ‎Здесь, ‎при‏ ‎демократии, ‎идет ‎речь ‎не ‎о‏ ‎счастье, ‎творчестве‏ ‎и‏ ‎персональности, ‎а ‎о‏ ‎стоящих ‎в‏ ‎разных ‎рядах ‎носителях ‎разных‏ ‎прав.‏ ‎Так ‎что,‏ ‎сколько ‎не‏ ‎кричи ‎Шаман о ‎взрыве социальности ‎в ‎одной‏ ‎отдельно‏ ‎взятой ‎точке,‏ ‎его ‎или‏ ‎не ‎услышат, ‎или ‎на ‎всякий‏ ‎случай‏ ‎пошлют‏ ‎группу ‎захвата…

Что‏ ‎касается ‎неба,‏ ‎то ‎оно‏ ‎все‏ ‎выше, ‎Господь‏ ‎все ‎дальше ‎от ‎нас, ‎и‏ ‎кощунственное ‎«Бог‏ ‎устал‏ ‎нас ‎любить!» ‎звучит‏ ‎все ‎четче.‏ ‎Нет ‎выхода ‎и ‎на‏ ‎иные‏ ‎высшие ‎смыслы,‏ ‎наводняется ‎нездоровая‏ ‎практичность, ‎разрушается ‎собеседование ‎о ‎важном‏ ‎и‏ ‎пока ‎не‏ ‎уловимом. ‎Нет‏ ‎мыслей о ‎тайне, ‎жертве ‎во ‎имя,‏ ‎смерти. «Иного‏ ‎Неба»[2] не‏ ‎предвидится. ‎В‏ ‎мышление ‎пришла‏ ‎стандартизация. ‎Кто-то‏ ‎выпустил‏ ‎ее ‎из‏ ‎технологий, ‎и ‎она ‎проникла ‎в‏ ‎познание ‎и‏ ‎образование.

Совсем‏ ‎ушел ‎из ‎управления‏ ‎здравый ‎смысл,‏ ‎даже ‎в ‎той ‎его‏ ‎части,‏ ‎которая ‎полагает,‏ ‎что, ‎не‏ ‎зная ‎последствий, ‎лучше ‎не ‎делать‏ ‎ничего. Мастера,‏ ‎которые ‎держат‏ ‎все ‎поле‏ ‎и ‎понимают, ‎где ‎границы ‎применения‏ ‎технологий,‏ ‎остаются‏ ‎впечатанными ‎памятниками‏ ‎в ‎техносферу,‏ ‎которая ‎составляет‏ ‎омертвленное‏ ‎подземное ‎царство,‏ ‎готовое ‎схоронить ‎человечество ‎в ‎своих‏ ‎подвалах.

В ‎этой‏ ‎классификации‏ ‎за ‎небо ‎отвечает‏ ‎Вождь, ‎за‏ ‎людей ‎Шаман, ‎а ‎за‏ ‎техносферу,‏ ‎послушную ‎разуму,‏ ‎– ‎Мастер.

Иногда‏ ‎случайно ‎или ‎чудом ‎формируются ‎группы,‏ ‎в‏ ‎которых ‎есть‏ ‎три ‎зоны‏ ‎ответственности ‎за ‎«прокол ‎сути» ‎Вождем‏ ‎и‏ ‎за‏ ‎непопулярные ‎решения‏ ‎для ‎многих,‏ ‎за ‎прогноз‏ ‎Шамана‏ ‎и ‎начертание‏ ‎границ ‎возможного ‎среди ‎людей, ‎за‏ ‎технологии ‎Мастера.‏ ‎Если‏ ‎такой ‎штаб ‎существует,‏ ‎то ‎условного‏ ‎врага ‎есть ‎чем ‎побеждать‏ ‎–‏ ‎скоростью.

Но ‎скорость‏ ‎– ‎не‏ ‎вся ‎правда ‎сегодняшнего ‎мира, ‎есть‏ ‎еще‏ ‎и ‎темп – скорость‏ ‎опережения ‎всеобщего‏ ‎торможения ‎за ‎счет ‎информационной ‎сверхпроводимости.‏ ‎Частью‏ ‎выигрыша‏ ‎темпа ‎является‏ ‎решение ‎«тройки»‏ ‎примерно ‎следующего‏ ‎содержания:

 

– А‏ ‎южнее ‎границы?
- Южнее‏ ‎границы ‎уже ‎некого ‎спасать!

 Провисшие ‎фланги‏ ‎– ‎особенность‏ ‎наступления‏ ‎XXI ‎века ‎во‏ ‎всех ‎типах‏ ‎войн. ‎Корабли ‎конвоя, ‎сопровождения‏ ‎и‏ ‎отвлечения ‎перестали‏ ‎жить ‎в‏ ‎этом ‎мире, ‎и ‎мы ‎наступаем,‏ ‎активируя‏ ‎разум, ‎чувство‏ ‎и ‎волю, распределенно‏ ‎доверяя ‎второму ‎и ‎третьему ‎то,‏ ‎что‏ ‎у‏ ‎них ‎вроде‏ ‎бы ‎получается‏ ‎лучше. ‎Так‏ ‎мы‏ ‎танцуем ‎перед‏ ‎Богом ‎и ‎вряд ‎ли ‎ему‏ ‎нравится ‎этот‏ ‎танец.

Скоро‏ ‎темпа ‎будет ‎недостаточно‏ ‎и ‎наступит‏ ‎время ‎синхронов, ‎то ‎есть‏ ‎признаваться‏ ‎победными ‎будут‏ ‎только ‎расцветшие‏ ‎во ‎всех ‎уголках ‎планеты ‎события‏ ‎одного‏ ‎смысла. Очень ‎обидно‏ ‎выиграть ‎темповую‏ ‎игру, ‎потратив ‎много ‎ресурсов ‎и‏ ‎изрядную‏ ‎стратегию,‏ ‎и ‎получить‏ ‎в ‎ответ‏ ‎синхронное ‎развертывание‏ ‎совсем‏ ‎другого ‎смыслового‏ ‎поля, ‎другого ‎будущего ‎и ‎иных‏ ‎принципов.

Есть ‎управленцы,‏ ‎которые‏ ‎считают, ‎что ‎у‏ ‎них ‎есть‏ ‎баланс ‎и ‎они, ‎как‏ ‎на‏ ‎батуте, ‎подпрыгнут‏ ‎на ‎нем‏ ‎в ‎кризис ‎и ‎плавно ‎спружинят‏ ‎о‏ ‎наращенные ‎активы‏ ‎и ‎стяжки‏ ‎интересов. ‎Это ‎– ‎те ‎веселые‏ ‎«могикане»,‏ ‎которые‏ ‎считают, ‎что‏ ‎экстремальный ‎спорт‏ ‎и ‎туризм‏ ‎надолго‏ ‎утилизируют ‎энергию‏ ‎молодых ‎или ‎взрослых ‎адреналиновых ‎наркоманов.‏ ‎Там ‎дальше‏ ‎нет‏ ‎следующего ‎шага. ‎И‏ ‎этот ‎рынок‏ ‎всего ‎на ‎десять ‎лет.‏ ‎С‏ ‎какого-то ‎момента‏ ‎частые ‎смерти‏ ‎и ‎увечья ‎приведут ‎к ‎маятниковому‏ ‎откату‏ ‎назад ‎или‏ ‎ускоренной ‎киборгизации.‏ ‎Последнее ‎– ‎это ‎другой ‎рынок,‏ ‎другое‏ ‎будущее‏ ‎и ‎еще‏ ‎один ‎способ‏ ‎убежать ‎от‏ ‎взросления‏ ‎и ‎осмысления‏ ‎своего ‎Пути ‎на ‎земле.

К ‎«тройке»‏ ‎Вождь, ‎Шаман‏ ‎и‏ ‎Мастер, ‎как ‎к‏ ‎единице ‎управления, есть‏ ‎необходимые ‎и ‎достаточные ‎требования:

1. Достаточно,‏ ‎чтобы‏ ‎группа ‎из‏ ‎трех ‎удерживала‏ ‎по ‎два ‎функционала, ‎лучше ‎–‏ ‎три.
2. Необходимо,‏ ‎чтобы ‎в‏ ‎группе ‎была‏ ‎инсталлирована ‎рефлексия ‎ошибок ‎коммуникации, ‎хорошо‏ ‎бы‏ ‎еще‏ ‎и ‎рефлексия‏ ‎методов ‎и‏ ‎рефлексия ‎картин‏ ‎мира.
3. Следует‏ ‎помнить, ‎что‏ ‎«тройка» ‎названа ‎по ‎действованию, а ‎не‏ ‎по ‎позиции.‏ ‎Для‏ ‎того ‎чтобы ‎у‏ ‎группы ‎был‏ ‎шанс ‎управлять ‎будущим, ‎она‏ ‎должна‏ ‎включать ‎в‏ ‎себя ‎онтологические‏ ‎позиции ‎Хранителей, ‎Странников, ‎Наблюдателей ‎и‏ ‎Основателей.
Пока‏ ‎у ‎нас‏ ‎нет ‎хороших‏ ‎практик, ‎как ‎договориться ‎людям ‎с‏ ‎такими‏ ‎позициями,‏ ‎где ‎
Странник‏ ‎ищет
иное, ‎
Хранитель‏ ‎архивирует ‎
необходимое,‏ ‎
Наблюдатель‏ ‎регистрирует
реальность, ‎а‏ ‎
Основатель ‎созидает
будущее.


[1] Концепция ‎технологической ‎сингулярности, ‎популяризированная‏ ‎писателем-фантастом ‎В.‏ ‎Винджем‏ ‎в ‎1996 ‎году‏ ‎и ‎изобретателем‏ ‎Р. ‎Курцвейлом ‎в ‎2009.‏ ‎Предполагает,‏ ‎что ‎непрерывно‏ ‎ускоряющийся ‎рост‏ ‎научного ‎знания, ‎числа ‎открытий ‎и‏ ‎появления‏ ‎новых ‎технологий‏ ‎примерно ‎к‏ ‎2030 ‎году ‎приведет ‎к ‎глобальному‏ ‎скачкообразному‏ ‎изменению‏ ‎облика ‎мира‏ ‎(http://singularityu.org).

 

[2] Лазарчук ‎А.‏ ‎Иное ‎небо.‏ ‎/‏ ‎в ‎кн.‏ ‎А. ‎Лазарчук ‎«Священный ‎месяц ‎Ринь»,‏ ‎СПб.: ‎Terra‏ ‎Fantastica,‏ ‎1993.

 

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048