Мефистофель и Джон Милтон по-питерски: рецензия на сериал «Невский»
В октябре на телеканале НТВ состоялась премьера седьмого сезона сериала «Невский», ставшего, как и многие предыдущие сезоны, настоящим хитом, и вошедшего в топ-3 наиболее популярных сериалов страны. По некоторым данным, этот сезон может стать последним, и именно данный факт подтолкнул меня на написание сегодняшнего текста, тем более что речь идёт о моём любимом сериале (по крайней мере, из российских точно).
Итак, для тех, кто вдруг не знает: главным героем является Павел Семёнов — сотрудник полиции одного из спальных районов Санкт-Петербурга, которого переводят в Центральный район после того, как он спасает дочь одного бизнесмена и по совместительству члена общественного совета при ГУ МВД по городу и области. На новом рабочем месте Семёнов раскрывает различные преступления, но главной его целью становится поимка киллера по прозвищу Архитектор (а как он выясняет позже, это целая группировка наёмных убийц, корнями уходящая в период войны в Афганистане).
По ходу всех семи сезонов Павел переживает множество разных событий: его увольняют и восстанавливают, арестовывают и освобождают. Он разводится с женой Юлией, которую в конце 5 сезона убивают, и женится на сотруднице УСБ Татьяне Беловой, оказывающей ему неоценимую помощь в поимке командира банды Архитекторов. Он оказывается втянут в интриги Евгения Арсеньева, за 7 сезонов проходящего путь от подполковника полиции до депутата Госдумы и убитого киллером, которого тот сам же и использовал. Он помогает своему другу детства, криминальному авторитету Алексею Фомину (а в 3 сезоне даже становится главой его службы безопасности), а также честному и бескомпромиссному, хотя на первый взгляд мягкому полковнику (позже — генералу) Геннадию Любимову.
И наконец, в 7 сезоне он узнаёт, кто же такой командир Архитекторов — группировки, которая от спецподразделения, где служил и отец Семёнова, стала синдикатом наёмных убийц, у которых, как отметил один из них (Сергей Семенчук) стёрлась грань между добром и злом. Им оказывается Георгий Мельников — отставной генерал ФСБ и бывший начальник управления ведомства по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Однако операция по его поимке сразу же идёт не по плану: сначала Мельникова предупреждают о ней, а потом он переигрывает ситуацию в свою пользу, и Семёнов ничего не может доказать. Вместе с тем, в финале Павлу при помощи жены удаётся изобличить и устранить Мельникова.
В самом конце 27 серии есть очень интересный момент, когда Мельников даёт Семёнову пистолет, заявляя: «Ты не сможешь в меня выстрелить, как бы тебе этого ни хотелось». По одной из версий, в изначальном варианте сценария планировалось, что командир Архитекторов признается Павлу, что на самом деле является его отцом, который инсценировал свою смерть и изменил имя. Либо же… у него просто много имён.
Как и у Джона Милтона, главного антагониста известного фильма «Адвокат дьявола» в исполнении Аль Пачино. Милтон и Мельников видят в своих подопечных, Кевине Ломаксе и Павле Семёнове соответственно, своих лучших учеников, которые продолжат их дело. Потому что у обоих «так много детей и так много разочарований», хотя оба готовят высококлассных профессионалов: Милтон — адвокатов, а Мельников — наёмных убийц, но мало кто из них преуспевает в своём мастерстве так, как Кевин и Павел. И хотя командир Архитекторов официально не является отцом Семёнова (в смысле биологическим), его можно считать «отцом» в смысле наставничества.
В Мельникове очень много дьявольских черт. Он знает о людях, к которым присматривается, всё, и порой кажется, что больше, чем они сами. Он способен вытащить людей из тяжёлых жизненных обстоятельств, как Липу, бывшую снайпершу ФСБ и тренера боксёрского клуба, которая также является вербовщицей. Однако взамен он требует одно — душу. Даже Владимир Шубин, ставший новым Архитектором после того, как все «оригинальные» оказались убиты, уже не желая работать на Мельникова, звонит ему и говорит… Нет, не «я хочу уйти». И не «я больше не буду на вас работать».
Он говорит «я хочу вернуть свою жизнь». То есть — свою душу, что находится в залоге у Мельникова. И тот на удивление соглашается, но требует выполнить последнее поручение: избавиться от Семёнова, заведомо зная, что Шубин проиграет. Именно поэтому на место их боя он отправляет снайпера (этот момент не уточняется, но со значительной долей вероятности это была Липа), который уже и ликвидирует Шубина, чтобы тот не раскрыл Павлу имя командира Архитекторов.
Недаром у Мельникова и позывной Зомби: он выглядит как живой мертвец, которому сотни, а может, и тысячи лет. В одной из бесед с женой Павла упоминает про различные способы убийств, которым тоже сотни лет, и создаётся ощущение, что он всё это видел вживую. И это на самом деле так, ведь дьявол существует почти столько, сколько существует этот мир и зло в нём.
Он искушает тем, что возвысит над другими людьми: в случае Мельникова — тем, что обучит сотням различных способов убивать себе подобных. Главное — служить ему верой и правдой, устранять тех, на кого тот укажет, не задавать лишних вопросов и не проявлять сочувствия. Дьявол лишает человека самой его сути, неотъемлемой частью которой являются сострадание, любовь и дружба. И Мельников полностью подпадает под эти критерии.
Помимо него, в «Невском» есть ещё один персонаж, обладающий сходными чертами — уже упомянутый мною Евгений Арсеньев в исполнении ныне покойного Александра Саюталина. Арсеньев — жаждущий власти интриган, которому нравится использовать других людей в своих интересах: он постоянно напоминает таким, что они ему чем-то обязаны. Благодаря этому, у него весьма обширные связи в органах государственной власти, силовых структурах и криминальной среде. Он холоден и расчётлив, но держит своё слово, хотя порой делает это весьма своеобразно. И несмотря на то, что думает он прежде всего о себе, ему не чужды добрые дела…
«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эта фраза принадлежит Мефистофелю из «Фауста» Гёте, она же является эпиграфом к «Мастеру и Маргарите» Булгакова. Вместе с тем, эту же фразу мог бы произнести и сам Арсеньев, который, к примеру, мог бы запросто избавиться от майора Дениса Сомова, работавшего на него и страдавшего наркозависимостью, и найти себе другого исполнителя. Однако вместо этого он оплачивает ему лечение в реабилитационном центре.
Арсеньев делает это для личных целей? Безусловно, но даже таким образом он подарил Сомову второй шанс. С другой стороны, для Дениса наркотики были чем-то вроде утешения от осознания того, что его душа также находится в залоге у дьявола.
Другой пример — взаимодействие Арсеньева с адвокатом Марией Завьяловой, когда та по его просьбе защищает прокурора Лаврентьева, пронесшего в колонию оружие, и даже выставляет его героем. Он очень хвалит её и говорит, что между ними есть одно базовое сходство: обоим нравится ощущение, когда они могут «нагнуть весь мир» без каких-либо последствий для себя лично. «А мораль, честность, — оставь это для тех, кто не способен на большее», — заключает Арсеньев. Однако что же входит в понятие «большее»?
Власть. Причём речь идёт не о той, публичной власти, что подразумевает под собой ответственность. Арсеньев говорит о власти над умами и душами как форме манипуляции людьми. И он, обладая этой способностью, стремится развивать её в тех, в ком тоже её видит. Если, конечно, этот человек окажется сильным и не попадёт в манипулятивные сети самого дьявола в погонах.
Таким образом, сериал «Невский» даёт великолепные типажи манипуляторов и интриганов, отлично понимающих слабости окружающих их людей и знающих о них даже больше, чем они сами о себе. Этот факт роднит их с тем, как в разное время и в разных культурах видели того, кого называют «отцом лжи» и у кого много имён. Жажда власти и искушение ею — вот что лежит в основе подобных манипуляций, и создателям сериала удалось передать носителей этих идей во всей своей красе. И в уродстве тоже.