Валдайская речь Путина как ответ на вопрос, что Россия предлагает миру
Дискуссии о будущем мира обнажают козыревщину беглых украинцев и их лоббистов
Правда состоит в том, что Европа сама упустила собственный шанс на суверенитет. В 90-х Западная Европа могла создать конфедерацию, своего рода "Соединённые Штаты Европы", что укрепило бы её стратегическую автономию и международный вес. Тем не менее, "тот уникальный шанс так и не был использован – напротив, Западная Европа поддалась соблазну расшириться практически до границ России".
Споры об имперскости и украинский вопрос заставляют оценить полезность активов и вспомнить однофамильца экс-президента США
На днях два уважаемых мною телеграм-канала, авторов которых я называть не буду, поспорили между собой о будущем Украины, причём не в первый раз. Началось всё с того, что один из них выложил видео из Одессы, где несколько хабалок почтенного возраста набросились в автобусе на пожилого мужчину, заявившего, что Украина продана американцам. Автор задался вопросом к тем, кто выступает за полное присоединение Украины к России и продвигает нарратив "тамженашилюди": как и зачем подобных людей, коих там не просто много, а близко к большинству, интегрировать в российское общество?
Далее поднятая достаточно справедливо проблема ушла куда-то на второй план, а на смену ей пришли другие: что делать с Одессой (откуда и было выложено то самое видео) и что же из себя представляет великая держава с глобальными интересами? Именно вокруг этих двух вопросов и пошёл спор тех самых двух телеграм-каналов, причём позиции выглядели так:
1) Одессу нужно присоединить, как и всю Украину, потому что именно так и ведёт себя великая держава с глобальными амбициями;
2) Одессу, как и всю остальную Украину, присоединять не нужно, потому что это головная боль для России, которая в том числе подорвёт её потенциал как великой державы.
Думаю, что те, кому известна моя позиция по украинскому вопросу и теме великодержавности, прекрасно знают, какая из этих двух позиций мне ближе. Вместе с тем, всё-таки поставить крест на любом статусе Украины как приморского государства необходимо в силу прежде всего перекрытия морской торговли, которая продолжает подпитывать некое подобие её экономики. Даже в целях той самой "лечебной денацификации", о которой ваш покорный слуга писал ранее: низведение уровня жизни на территории ОЧУ (оставшаяся часть Украины) до примитивного квазиаграрного уровня, без промышленности и технологий. Блокада ОЧУ с моря, безусловно, будет способствовать её превращению в один большой хутор.
Каким именно способом это будет сделано, обсуждать считаю не совсем целесообразным. В любом случае, финальное решение о судьбе Николаевской и Одесской областей примет наше высшее политическое руководство, оценив в совокупности все представленные на его суд факторы, - географическое положение, скрытая социология и т.д. Сочтёт нужным присоединять - присоединит, не сочтёт - отработает другие способы, ведущие к цели блокады ОЧУ с моря (например, непрерывные бомбардировки инфраструктуры). Здесь даже спорить как-то особо не о чем.
Вместе с тем, помимо частностей, имела место и другая дискуссия, связанная со статусом России как великой державы с глобальными интересами. Одна из сторон данных дебатов утверждала, что поскольку мы являемся великой державой (а это никем не подвергается сомнению), то нам обязательно нужно присоединить и Украину, и Прибалтику, потому что, во-первых, только так мы сможем себя обезопасить, а во-вторых, потому что это "наша сила и наша ответственность"... простите, не удержался.
При этом аргументы оппонирующей стороны на тему того, что содержание этих территорий, неизбежное в случае их принятия в состав России, отвлечёт наши ресурсы от более полезных задач, в т.ч. геополитического характера, трактовались как "местечковость", а также отождествлялись с якобы нежеланием того, чтобы Москва участвовала в глобальной политике (Сирия, БРИКС, ОПЕК+ и т.п.) в духе классического "соломенного чучела".
Логика здесь хромает, ибо нельзя считать, что всякий актив объективно полезен. Сирия позволяет контролировать Восточное Средиземноморье и держать на прицеле Суэцкий канал, а также активно участвовать в делах региона, богатого таким стратегическим ресурсом, как нефть. Государства Сахеля богаты важным для атомной энергетики ураном, Боливия - литием, также критически значимым для энергетики, отношения с Азербайджаном и Ираном важны для стабильности в прикаспийском регионе, являющемся неотъемлемой частью коридора Север - Юг от Санкт-Петербурга до Мумбаи, военное сотрудничество со странами ЮВА (в частности, с Мьянмой) позволяет держать в поле зрения Малаккский пролив, не менее значимый для мировой торговли, чем Суэцкий канал.
Это были примеры полезных активов, обладание которыми действительно позволяет России приумножать свой статус как великой державы. Между тем, в контексте объективного упадка Европы и низведения её на уровень периферии мировой политики и экономики, а также смещения центра глобальных процессов на Восток, в чём ценность Украины и тем более Прибалтики? Её просто нет. Это тупики, причём не только транспортно-логистические, но и цивилизационные, и владение этими тупиками может осуществляться только ради владения, пожирая колоссальные ресурсы и не давая ничего взамен.
Взять другой пример - освоение Арктики и Северный Морской путь (СМП). Если раньше, более 10 лет назад, эти аспекты рассматривались в контексте взаимодействия с другими арктическими государствами, то на сегодняшний день, когда они консолидировались на антироссийской почве, СМП важен в контексте взаимодействия, например, с Китаем и Индией (отсюда его продолжения до Харбина и Ченнаи соответственно). И в целом Арктика богата бескрайними ресурсами, что существенно повышает её ценность.
Ни Украина, ни тем более Прибалтика, присоединять которые предлагают подобные комментаторы, ресурсной ценностью не обладают. Равно как не имеют ценности логистической (Усть-Лугу строили не для того, чтобы снова порты Риги и Клайпеды возрождать) и индустриальной (украинские заводы бомбят не для того, чтобы их снова восстанавливать и ждать десятки лет, пока они выйдут на самоокупаемость).
Наконец, важно помнить, что ресурсы любой державы, в том числе и великой, имеют предел, и их нерациональное расходование может привести к тому, что американский историк Пол Кеннеди называл имперским перенапряжением (imperial overstretch): ситуации, когда великая держава берёт на себя слишком много обременительных обязательств, под тяжестью которых теряет свой статус либо и вовсе прекращает своё существование. Имперское перенапряжение стало одной из комплекса причин развала СССР, а сейчас это же явление всё активнее сопутствует внешней политике США.
Современная Россия же, в отличие от них, проводит прагматичную внешнюю политику, руководствуясь прежде всего соображениями своей выгоды, сотрудничая с теми, кто готов это делать на равноправной основе, и в этом контексте обременение себя содержанием на своём балансе и принятием на себя долгов (в соответствии с основанной на пришедшем из гражданского права международно-правовом обычае Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении долга) убыточных лимитрофов как-то не вписывается в данную стратегию. Напротив, нашим геополитическим противникам было бы очень выгодно, чтобы мы перенапряглись раньше, чем это сделают они.
P.S. Текст открыт по принципиальным соображениям.
Любовь и страх как грани одного комплекса неполноценности, или Ещё раз о великодержавности
Поскольку российское высшее политическое руководство комплексом неполноценности перед США не страдает и не собирается делать что-то "назло" Западу и при этом в ущерб своим национальным интересам, то оно не мило ни неолибералам, ни псевдопатриотам, учитывая, что и те, и другие являются реципиентами американского, а не российского подхода к великодержавности.
Ядерная безответственность как залог глобального проигрыша
В последнее время, особенно на волне разговоров о новых поставках вооружений Украине, в публичном поле развернулась риторика, которую я назвал бы "ядерной истерией": и по масштабу, и по тематике. Смысл её сводится к тому, что нам чуть ли не кровь из носу нужно по кому-нибудь "бахнуть", а иначе проиграем. Причём несут эту ахинею те, кто никогда не имел к ядерному оружию ни политического, ни военного, ни даже научно-аналитического отношения. Особенно эти истерики слышны из соловьёвского пула: извечный защитничек соросёнка Пашиняна Карнаухов и вовсе договорился до того, что "дайте ядерную кнопку мне, я возьму на себя ответственность". Недавно в этой же кампании отметился и Даниил Безсонов, бывший пресс-секретарь главы МВД ДНР и по совместительству наркобарона Алексея Дикого:
Конечно, посыл данного персонажа чуть более умеренный, чем у "жахателей", однако абсолютно неверный с точки зрения дипломатии и истории ядерного нераспространения, которую Безсонов, конечно же, не знает. Но обо всём по порядку.
Для начала стоит отметить, что Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний (далее - ДВЗЯИ) на данный момент не вступил в силу. Для того, чтобы он стал действующим международным документом, нужно, чтобы его подписали и ратифицировали ядерные, пороговые и имеющие ядерные реакторы государства (всего их на момент открытия договора к подписанию было 44). На сегодня договор подписан 41 государством из этого перечня (кроме Индии, Пакистана и КНДР), а ратифицирован 36 (из ядерных держав этого не сделали США, Китай и Израиль). Может быть, что именно этим и пытаются руководствоваться подобные "призыватели", если они, конечно, знают об этом договоре что-то? Вполне возможно, но в данном случае этот факт представляется полуправдой.
Правда же озвучена на сайте МИД России: "Несмотря на то, что ДВЗЯИ так и не вступил в силу, почти все ядерные государства (будь то признанные таковыми в соответствии с ДНЯО или же входящие в клуб "неофициальных" ядерных держав) ввели добровольные односторонние моратории на ядерные испытания. Россия и США ввели такой мораторий в 1992 году. Последняя страна, объявившая о моратории, - КНДР (2018 г.). Единственное из государств, обладающих ядерным оружием и официально не объявившее о таком моратории, - Израиль, поскольку Тель-Авив до сих пор официально не признаёт наличие у него данного вида ОМУ".
То есть, не желая по тем или иным причинам участвовать в ДВЗЯИ, почти все ядерные державы отказались от ядерных испытаний. И Израиль, в силу того, что не признаёт у себя наличия ЯО, по понятным причинам их не проводит (единственный раз это было в 1979 году), несмотря на отсутствие моратория. Ниже представлена инфографика по ядерным державам, когда они провели первое и последнее ядерное испытание:
Почему же все ядерные державы повели себя именно так? У этого вопроса есть две стороны: политическая и техническая. Политическая состоит в имиджевом аспекте, в трепетном обращении и с ЯО и осознании его роли как крайнего средства, когда все остальные уже исчерпаны. Техническая же сторона заключается в появлении более совершенных технологий, которые позволяют рассчитать последствия ядерного взрыва, не прибегая к непосредственным испытаниям (к примеру, технология компьютерного моделирования), которые сейчас есть у всех или почти всех ядерных держав.
По сути, ситуация в текущих условиях выглядит так: тот, кто возобновит проведение ядерных испытаний, покажет себя недоговороспособным сумасбродом, репутация которого в остальном мире пошатнётся очень сильно без каких бы то ни было гарантий её восстановления. Именно по этой причине США, несмотря на угрожающие бравады Трампа возобновить ядерные испытания, не пошли на это: слишком чувствительная тема, чтобы ею так просто угрожать и тем более предпринимать какие-то практические шаги. Другие ядерные державы и большая часть мира, охваченная безъядерными зонами, воспринимали бы Вашингтон как прокажённых и стремились бы от них дистанцироваться.
Россия же в своей внешней и оборонной политике всегда позиционировала себя и по факту была ответственной ядерной державой. Более того, Москва была и является посредником в разрешении спорных и конфликтных ситуаций, куда вовлечены другие, незападные ядерные державы (индо-пакистанский конфликт, пограничные споры Индии и Китая, ядерная программа КНДР). В текущих условиях консолидации глобального не-Запада её дипломатические позиции на этих треках становятся только сильнее. Наконец, отстаивая полицентричный международный порядок, Россия в том числе ориентируется на мнение новых центров силы, прежде всего Китая и Индии, которые бы вряд ли хотели нового витка ядерной конфронтации, подкреплённого к тому же практическими действиями.
Разбалансировка существующей системы ядерного равновесия, осуществлённая по инициативе России, является голубой мечтой вашингтонских стратегов. В этом случае у США появится возможность сыграть на контрасте, обвинив Москву в ядерной безответственности, однако такое обвинение будет справедливым. Они же на нашем фоне будут выглядеть как раз ответственной ядерной державой, и получат таким образом новый и очень чувствительный для всего мира повод для "крестового похода" против нас. И все усилия российской дипломатии, нацеленные на выстраивание незападной коалиции, пойдут прахом в один момент. Так на кого вы работаете, не смыслящие в ядерной теме примерно ничего "жахатели"?
P.S. Статья открыта по принципиальным соображениям.