logo
Мистер Нет
logo
Мистер Нет  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Проблема текущего состояния международной аналитики заключается в том, что в её рамках существуют два сегмента: условно «верхний», отличающийся качеством, но непонятный людям, не искушённым в теории и практике международных отношений, и «нижний», для которого характерна массовость с точки зрения доступа к СМИ и простота изложения, но который практически не блещет качественным анализом.
Данный проект предлагает золотую середину. С одной стороны, моя аналитика текущих международных событий и иных связанных с ними политических процессов опирается на профессиональные знания и не ангажирована. С другой стороны, в отличие от экспертов-международников, которые пишут сугубо для государственных органов или для себе подобных, мой проект ориентирован на простых людей, которые желают разобраться в актуальных событиях и процессах международной жизни. Новизна и некая уникальность моего проекта в том, что он предлагает качественную, профессиональную аналитику в области международных отношений и внешней политики России, при этом написанную понятным для простого человека языком.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Уровень 1 (Подписчик) 150₽ месяц 1 620₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Мистер Нет
Осталось 995 мест
Доступны сообщения

Имеет право читать статьи, которые автор пишет по собственной инициативе

Оформить подписку
Уровень 2 (Элитный подписчик) 500₽ месяц 4 800₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Мистер Нет
Осталось 981 место
Доступны сообщения

Имеет право доступа к ежемесячным аналитическим дайджестам (новое)

Оформить подписку
Уровень 3 (Заказчик) 1 200₽ месяц 10 800₽ год
(-25%)
При подписке на год для вас действует 25% скидка. 25% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Мистер Нет
Осталось 15 мест
Доступны сообщения

Обладает всеми правами подписчика, а также даёт тему для написания статей на заказ (1 статья в месяц)

Оформить подписку
Уровень 4 (Элитный заказчик) 2 000₽ месяц 18 000₽ год
(-25%)
При подписке на год для вас действует 25% скидка. 25% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Мистер Нет
Осталось 5 мест
Доступны сообщения

Обладает всеми правами подписчика, а также даёт тему написания статей на заказ (2 статьи в месяц)

Оформить подписку
Уровень 5 (Индивидуальный заказ) 8 000₽ месяц Осталось 5 мест
Доступны сообщения

Имеет право заказывать статьи по тематике, связанной с международными отношениями, лично для себя (не для публикации в блог)

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
россия 89 информационная война 57 сша 57 украина 45 спецоперация 38 итоги месяца 30 китай 22 псевдопатриоты 17 турция 10 великие державы 9 БРИКС 7 Израиль 6 Индия 6 Спутник V 6 ссср 6 Афганистан 5 евросоюз 5 иран 5 международное право 5 азербайджан 4 выборы 4 оон 4 Сирия 4 энергетика 4 ядерное оружие 4 Гюлен 3 донбасс 3 итоги года 3 международная система 3 мировая экономика 3 нато 3 Пакистан 3 псевдолевые 3 Саудовская Аравия 3 экономика 3 армения 2 Бабаков 2 Ближний Восток 2 британия 2 вакцинная война 2 германия 2 День Победы 2 Запорожская АЭС 2 зерно 2 казахстан 2 лимитрофы 2 МАГАТЭ 2 макиавелли 2 нефть 2 олимпийские игры 2 польша 2 природный газ 2 Путин 2 Пфайзер 2 рецензии 2 санкции 2 ЦБ 2 чехия 2 Швеция 2 экология 2 адаптация 1 Аргентина 1 Африка 1 байден 1 баязитова 1 борьба с наркотиками 1 британский эсминец 1 буркина-фасо 1 вакцина 1 вакцинация 1 Ватикан 1 военкоры 1 ВОЗ 1 восточная европа 1 вторая мировая война 1 ВЭФ 1 газ 1 газпром 1 гегемония 1 генерал милли 1 Гинер 1 глобальные процессы 1 госсовет 1 демократия 1 День России 1 Европа 1 европейская армия 1 Заренков 1 идеология 1 инсулин 1 Ирак 1 Исмаилов 1 калининград 1 канада 1 карабах 1 киссинджер 1 конфликт в карабахе 1 Кончаловский 1 коррупция 1 косово 1 крым 1 Курск 1 Лавров 1 Латинская Америка 1 литва 1 майдан 1 Малофеев 1 масонство 1 МВФ 1 меркель 1 Миршаймер 1 Модерна 1 молдавия 1 МХАТ 1 Мьянма 1 мэхэн 1 мягкая сила 1 Мятеж 1 Навальный 1 Национализм 1 Нигер 1 палестина 1 пелоси 1 ПМЭФ 1 подоляка 1 поправки 1 преподавание истории 1 Приштина 1 протесты в США 1 реализм 1 ревизионизм 1 референдум 1 россотрудничество 1 РПЦ 1 Румыния 1 Рябков 1 самозванцы 1 сбербанк 1 сербия 1 сергий 1 следствие вели 1 снг 1 собчак 1 спорт 1 средиземное море 1 строительный бизнес 1 Тайвань 1 татьяна доронина 1 терроризм 1 технологии 1 тимофеев 1 тихий океан 1 Токаев 1 уран 1 Фанар 1 финляндия 1 флот 1 Франция 1 Франчетти 1 хавамогильщики 1 харьковская область 1 Херсон 1 хинштейн 1 Хрущев 1 Хуснуллин 1 Центральная Азия 1 церковная дипломатия 1 ЦСКА 1 Чубайс 1 Шпигель 1 Больше тегов
Читать: 7+ мин
logo Мистер Нет

Мефистофель и Джон Милтон по-питерски: рецензия на сериал «Невский»

В ‎октябре‏ ‎на ‎телеканале ‎НТВ ‎состоялась ‎премьера‏ ‎седьмого ‎сезона‏ ‎сериала‏ ‎«Невский», ‎ставшего, ‎как‏ ‎и ‎многие‏ ‎предыдущие ‎сезоны, ‎настоящим ‎хитом,‏ ‎и‏ ‎вошедшего ‎в‏ ‎топ-3 ‎наиболее‏ ‎популярных ‎сериалов ‎страны. ‎По ‎некоторым‏ ‎данным,‏ ‎этот ‎сезон‏ ‎может ‎стать‏ ‎последним, ‎и ‎именно ‎данный ‎факт‏ ‎подтолкнул‏ ‎меня‏ ‎на ‎написание‏ ‎сегодняшнего ‎текста,‏ ‎тем ‎более‏ ‎что‏ ‎речь ‎идёт‏ ‎о ‎моём ‎любимом ‎сериале ‎(по‏ ‎крайней ‎мере,‏ ‎из‏ ‎российских ‎точно).

Итак, ‎для‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎вдруг ‎не ‎знает: ‎главным‏ ‎героем‏ ‎является ‎Павел‏ ‎Семёнов ‎—‏ ‎сотрудник ‎полиции ‎одного ‎из ‎спальных‏ ‎районов‏ ‎Санкт-Петербурга, ‎которого‏ ‎переводят ‎в‏ ‎Центральный ‎район ‎после ‎того, ‎как‏ ‎он‏ ‎спасает‏ ‎дочь ‎одного‏ ‎бизнесмена ‎и‏ ‎по ‎совместительству‏ ‎члена‏ ‎общественного ‎совета‏ ‎при ‎ГУ ‎МВД ‎по ‎городу‏ ‎и ‎области.‏ ‎На‏ ‎новом ‎рабочем ‎месте‏ ‎Семёнов ‎раскрывает‏ ‎различные ‎преступления, ‎но ‎главной‏ ‎его‏ ‎целью ‎становится‏ ‎поимка ‎киллера‏ ‎по ‎прозвищу ‎Архитектор ‎(а ‎как‏ ‎он‏ ‎выясняет ‎позже,‏ ‎это ‎целая‏ ‎группировка ‎наёмных ‎убийц, ‎корнями ‎уходящая‏ ‎в‏ ‎период‏ ‎войны ‎в‏ ‎Афганистане).

По ‎ходу‏ ‎всех ‎семи‏ ‎сезонов‏ ‎Павел ‎переживает‏ ‎множество ‎разных ‎событий: ‎его ‎увольняют‏ ‎и ‎восстанавливают,‏ ‎арестовывают‏ ‎и ‎освобождают. ‎Он‏ ‎разводится ‎с‏ ‎женой ‎Юлией, ‎которую ‎в‏ ‎конце‏ ‎5 ‎сезона‏ ‎убивают, ‎и‏ ‎женится ‎на ‎сотруднице ‎УСБ ‎Татьяне‏ ‎Беловой,‏ ‎оказывающей ‎ему‏ ‎неоценимую ‎помощь‏ ‎в ‎поимке ‎командира ‎банды ‎Архитекторов.‏ ‎Он‏ ‎оказывается‏ ‎втянут ‎в‏ ‎интриги ‎Евгения‏ ‎Арсеньева, ‎за‏ ‎7‏ ‎сезонов ‎проходящего‏ ‎путь ‎от ‎подполковника ‎полиции ‎до‏ ‎депутата ‎Госдумы‏ ‎и‏ ‎убитого ‎киллером, ‎которого‏ ‎тот ‎сам‏ ‎же ‎и ‎использовал. ‎Он‏ ‎помогает‏ ‎своему ‎другу‏ ‎детства, ‎криминальному‏ ‎авторитету ‎Алексею ‎Фомину ‎(а ‎в‏ ‎3‏ ‎сезоне ‎даже‏ ‎становится ‎главой‏ ‎его ‎службы ‎безопасности), ‎а ‎также‏ ‎честному‏ ‎и‏ ‎бескомпромиссному, ‎хотя‏ ‎на ‎первый‏ ‎взгляд ‎мягкому‏ ‎полковнику‏ ‎(позже ‎—‏ ‎генералу) ‎Геннадию ‎Любимову.

И ‎наконец, ‎в‏ ‎7 ‎сезоне‏ ‎он‏ ‎узнаёт, ‎кто ‎же‏ ‎такой ‎командир‏ ‎Архитекторов ‎— ‎группировки, ‎которая‏ ‎от‏ ‎спецподразделения, ‎где‏ ‎служил ‎и‏ ‎отец ‎Семёнова, ‎стала ‎синдикатом ‎наёмных‏ ‎убийц,‏ ‎у ‎которых,‏ ‎как ‎отметил‏ ‎один ‎из ‎них ‎(Сергей ‎Семенчук)‏ ‎стёрлась‏ ‎грань‏ ‎между ‎добром‏ ‎и ‎злом.‏ ‎Им ‎оказывается‏ ‎Георгий‏ ‎Мельников ‎—‏ ‎отставной ‎генерал ‎ФСБ ‎и ‎бывший‏ ‎начальник ‎управления‏ ‎ведомства‏ ‎по ‎Санкт-Петербургу ‎и‏ ‎Ленобласти. ‎Однако‏ ‎операция ‎по ‎его ‎поимке‏ ‎сразу‏ ‎же ‎идёт‏ ‎не ‎по‏ ‎плану: ‎сначала ‎Мельникова ‎предупреждают ‎о‏ ‎ней,‏ ‎а ‎потом‏ ‎он ‎переигрывает‏ ‎ситуацию ‎в ‎свою ‎пользу, ‎и‏ ‎Семёнов‏ ‎ничего‏ ‎не ‎может‏ ‎доказать. ‎Вместе‏ ‎с ‎тем,‏ ‎в‏ ‎финале ‎Павлу‏ ‎при ‎помощи ‎жены ‎удаётся ‎изобличить‏ ‎и ‎устранить‏ ‎Мельникова.

В‏ ‎самом ‎конце ‎27‏ ‎серии ‎есть‏ ‎очень ‎интересный ‎момент, ‎когда‏ ‎Мельников‏ ‎даёт ‎Семёнову‏ ‎пистолет, ‎заявляя:‏ ‎«Ты ‎не ‎сможешь ‎в ‎меня‏ ‎выстрелить,‏ ‎как ‎бы‏ ‎тебе ‎этого‏ ‎ни ‎хотелось». ‎По ‎одной ‎из‏ ‎версий,‏ ‎в‏ ‎изначальном ‎варианте‏ ‎сценария ‎планировалось,‏ ‎что ‎командир‏ ‎Архитекторов‏ ‎признается ‎Павлу,‏ ‎что ‎на ‎самом ‎деле ‎является‏ ‎его ‎отцом,‏ ‎который‏ ‎инсценировал ‎свою ‎смерть‏ ‎и ‎изменил‏ ‎имя. ‎Либо ‎же… ‎у‏ ‎него‏ ‎просто ‎много‏ ‎имён.

Как ‎и‏ ‎у ‎Джона ‎Милтона, ‎главного ‎антагониста‏ ‎известного‏ ‎фильма ‎«Адвокат‏ ‎дьявола» ‎в‏ ‎исполнении ‎Аль ‎Пачино. ‎Милтон ‎и‏ ‎Мельников‏ ‎видят‏ ‎в ‎своих‏ ‎подопечных, ‎Кевине‏ ‎Ломаксе ‎и‏ ‎Павле‏ ‎Семёнове ‎соответственно,‏ ‎своих ‎лучших ‎учеников, ‎которые ‎продолжат‏ ‎их ‎дело.‏ ‎Потому‏ ‎что ‎у ‎обоих‏ ‎«так ‎много‏ ‎детей ‎и ‎так ‎много‏ ‎разочарований»,‏ ‎хотя ‎оба‏ ‎готовят ‎высококлассных‏ ‎профессионалов: ‎Милтон ‎— ‎адвокатов, ‎а‏ ‎Мельников‏ ‎— ‎наёмных‏ ‎убийц, ‎но‏ ‎мало ‎кто ‎из ‎них ‎преуспевает‏ ‎в‏ ‎своём‏ ‎мастерстве ‎так,‏ ‎как ‎Кевин‏ ‎и ‎Павел.‏ ‎И‏ ‎хотя ‎командир‏ ‎Архитекторов ‎официально ‎не ‎является ‎отцом‏ ‎Семёнова ‎(в‏ ‎смысле‏ ‎биологическим), ‎его ‎можно‏ ‎считать ‎«отцом»‏ ‎в ‎смысле ‎наставничества.

В ‎Мельникове‏ ‎очень‏ ‎много ‎дьявольских‏ ‎черт. ‎Он‏ ‎знает ‎о ‎людях, ‎к ‎которым‏ ‎присматривается,‏ ‎всё, ‎и‏ ‎порой ‎кажется,‏ ‎что ‎больше, ‎чем ‎они ‎сами.‏ ‎Он‏ ‎способен‏ ‎вытащить ‎людей‏ ‎из ‎тяжёлых‏ ‎жизненных ‎обстоятельств,‏ ‎как‏ ‎Липу, ‎бывшую‏ ‎снайпершу ‎ФСБ ‎и ‎тренера ‎боксёрского‏ ‎клуба, ‎которая‏ ‎также‏ ‎является ‎вербовщицей. ‎Однако‏ ‎взамен ‎он‏ ‎требует ‎одно ‎— ‎душу.‏ ‎Даже‏ ‎Владимир ‎Шубин,‏ ‎ставший ‎новым‏ ‎Архитектором ‎после ‎того, ‎как ‎все‏ ‎«оригинальные»‏ ‎оказались ‎убиты,‏ ‎уже ‎не‏ ‎желая ‎работать ‎на ‎Мельникова, ‎звонит‏ ‎ему‏ ‎и‏ ‎говорит… ‎Нет,‏ ‎не ‎«я‏ ‎хочу ‎уйти».‏ ‎И‏ ‎не ‎«я‏ ‎больше ‎не ‎буду ‎на ‎вас‏ ‎работать».

Он ‎говорит‏ ‎«я‏ ‎хочу ‎вернуть ‎свою‏ ‎жизнь». ‎То‏ ‎есть ‎— ‎свою ‎душу,‏ ‎что‏ ‎находится ‎в‏ ‎залоге ‎у‏ ‎Мельникова. ‎И ‎тот ‎на ‎удивление‏ ‎соглашается,‏ ‎но ‎требует‏ ‎выполнить ‎последнее‏ ‎поручение: ‎избавиться ‎от ‎Семёнова, ‎заведомо‏ ‎зная,‏ ‎что‏ ‎Шубин ‎проиграет.‏ ‎Именно ‎поэтому‏ ‎на ‎место‏ ‎их‏ ‎боя ‎он‏ ‎отправляет ‎снайпера ‎(этот ‎момент ‎не‏ ‎уточняется, ‎но‏ ‎со‏ ‎значительной ‎долей ‎вероятности‏ ‎это ‎была‏ ‎Липа), ‎который ‎уже ‎и‏ ‎ликвидирует‏ ‎Шубина, ‎чтобы‏ ‎тот ‎не‏ ‎раскрыл ‎Павлу ‎имя ‎командира ‎Архитекторов.

Недаром‏ ‎у‏ ‎Мельникова ‎и‏ ‎позывной ‎Зомби:‏ ‎он ‎выглядит ‎как ‎живой ‎мертвец,‏ ‎которому‏ ‎сотни,‏ ‎а ‎может,‏ ‎и ‎тысячи‏ ‎лет. ‎В‏ ‎одной‏ ‎из ‎бесед‏ ‎с ‎женой ‎Павла ‎упоминает ‎про‏ ‎различные ‎способы‏ ‎убийств,‏ ‎которым ‎тоже ‎сотни‏ ‎лет, ‎и‏ ‎создаётся ‎ощущение, ‎что ‎он‏ ‎всё‏ ‎это ‎видел‏ ‎вживую. ‎И‏ ‎это ‎на ‎самом ‎деле ‎так,‏ ‎ведь‏ ‎дьявол ‎существует‏ ‎почти ‎столько,‏ ‎сколько ‎существует ‎этот ‎мир ‎и‏ ‎зло‏ ‎в‏ ‎нём.

Он ‎искушает‏ ‎тем, ‎что‏ ‎возвысит ‎над‏ ‎другими‏ ‎людьми: ‎в‏ ‎случае ‎Мельникова ‎— ‎тем, ‎что‏ ‎обучит ‎сотням‏ ‎различных‏ ‎способов ‎убивать ‎себе‏ ‎подобных. ‎Главное‏ ‎— ‎служить ‎ему ‎верой‏ ‎и‏ ‎правдой, ‎устранять‏ ‎тех, ‎на‏ ‎кого ‎тот ‎укажет, ‎не ‎задавать‏ ‎лишних‏ ‎вопросов ‎и‏ ‎не ‎проявлять‏ ‎сочувствия. ‎Дьявол ‎лишает ‎человека ‎самой‏ ‎его‏ ‎сути,‏ ‎неотъемлемой ‎частью‏ ‎которой ‎являются‏ ‎сострадание, ‎любовь‏ ‎и‏ ‎дружба. ‎И‏ ‎Мельников ‎полностью ‎подпадает ‎под ‎эти‏ ‎критерии.

Помимо ‎него,‏ ‎в‏ ‎«Невском» ‎есть ‎ещё‏ ‎один ‎персонаж,‏ ‎обладающий ‎сходными ‎чертами ‎—‏ ‎уже‏ ‎упомянутый ‎мною‏ ‎Евгений ‎Арсеньев‏ ‎в ‎исполнении ‎ныне ‎покойного ‎Александра‏ ‎Саюталина.‏ ‎Арсеньев ‎—‏ ‎жаждущий ‎власти‏ ‎интриган, ‎которому ‎нравится ‎использовать ‎других‏ ‎людей‏ ‎в‏ ‎своих ‎интересах:‏ ‎он ‎постоянно‏ ‎напоминает ‎таким,‏ ‎что‏ ‎они ‎ему‏ ‎чем-то ‎обязаны. ‎Благодаря ‎этому, ‎у‏ ‎него ‎весьма‏ ‎обширные‏ ‎связи ‎в ‎органах‏ ‎государственной ‎власти,‏ ‎силовых ‎структурах ‎и ‎криминальной‏ ‎среде.‏ ‎Он ‎холоден‏ ‎и ‎расчётлив,‏ ‎но ‎держит ‎своё ‎слово, ‎хотя‏ ‎порой‏ ‎делает ‎это‏ ‎весьма ‎своеобразно.‏ ‎И ‎несмотря ‎на ‎то, ‎что‏ ‎думает‏ ‎он‏ ‎прежде ‎всего‏ ‎о ‎себе,‏ ‎ему ‎не‏ ‎чужды‏ ‎добрые ‎дела…

«Я‏ ‎— ‎часть ‎той ‎силы, ‎что‏ ‎вечно ‎хочет‏ ‎зла‏ ‎и ‎вечно ‎совершает‏ ‎благо». ‎Эта‏ ‎фраза ‎принадлежит ‎Мефистофелю ‎из‏ ‎«Фауста»‏ ‎Гёте, ‎она‏ ‎же ‎является‏ ‎эпиграфом ‎к ‎«Мастеру ‎и ‎Маргарите»‏ ‎Булгакова.‏ ‎Вместе ‎с‏ ‎тем, ‎эту‏ ‎же ‎фразу ‎мог ‎бы ‎произнести‏ ‎и‏ ‎сам‏ ‎Арсеньев, ‎который,‏ ‎к ‎примеру,‏ ‎мог ‎бы‏ ‎запросто‏ ‎избавиться ‎от‏ ‎майора ‎Дениса ‎Сомова, ‎работавшего ‎на‏ ‎него ‎и‏ ‎страдавшего‏ ‎наркозависимостью, ‎и ‎найти‏ ‎себе ‎другого‏ ‎исполнителя. ‎Однако ‎вместо ‎этого‏ ‎он‏ ‎оплачивает ‎ему‏ ‎лечение ‎в‏ ‎реабилитационном ‎центре.

Арсеньев ‎делает ‎это ‎для‏ ‎личных‏ ‎целей? ‎Безусловно,‏ ‎но ‎даже‏ ‎таким ‎образом ‎он ‎подарил ‎Сомову‏ ‎второй‏ ‎шанс.‏ ‎С ‎другой‏ ‎стороны, ‎для‏ ‎Дениса ‎наркотики‏ ‎были‏ ‎чем-то ‎вроде‏ ‎утешения ‎от ‎осознания ‎того, ‎что‏ ‎его ‎душа‏ ‎также‏ ‎находится ‎в ‎залоге‏ ‎у ‎дьявола.

Другой‏ ‎пример ‎— ‎взаимодействие ‎Арсеньева‏ ‎с‏ ‎адвокатом ‎Марией‏ ‎Завьяловой, ‎когда‏ ‎та ‎по ‎его ‎просьбе ‎защищает‏ ‎прокурора‏ ‎Лаврентьева, ‎пронесшего‏ ‎в ‎колонию‏ ‎оружие, ‎и ‎даже ‎выставляет ‎его‏ ‎героем.‏ ‎Он‏ ‎очень ‎хвалит‏ ‎её ‎и‏ ‎говорит, ‎что‏ ‎между‏ ‎ними ‎есть‏ ‎одно ‎базовое ‎сходство: ‎обоим ‎нравится‏ ‎ощущение, ‎когда‏ ‎они‏ ‎могут ‎«нагнуть ‎весь‏ ‎мир» ‎без‏ ‎каких-либо ‎последствий ‎для ‎себя‏ ‎лично.‏ ‎«А ‎мораль,‏ ‎честность, ‎—‏ ‎оставь ‎это ‎для ‎тех, ‎кто‏ ‎не‏ ‎способен ‎на‏ ‎большее», ‎—‏ ‎заключает ‎Арсеньев. ‎Однако ‎что ‎же‏ ‎входит‏ ‎в‏ ‎понятие ‎«большее»?

Власть.‏ ‎Причём ‎речь‏ ‎идёт ‎не‏ ‎о‏ ‎той, ‎публичной‏ ‎власти, ‎что ‎подразумевает ‎под ‎собой‏ ‎ответственность. ‎Арсеньев‏ ‎говорит‏ ‎о ‎власти ‎над‏ ‎умами ‎и‏ ‎душами ‎как ‎форме ‎манипуляции‏ ‎людьми.‏ ‎И ‎он,‏ ‎обладая ‎этой‏ ‎способностью, ‎стремится ‎развивать ‎её ‎в‏ ‎тех,‏ ‎в ‎ком‏ ‎тоже ‎её‏ ‎видит. ‎Если, ‎конечно, ‎этот ‎человек‏ ‎окажется‏ ‎сильным‏ ‎и ‎не‏ ‎попадёт ‎в‏ ‎манипулятивные ‎сети‏ ‎самого‏ ‎дьявола ‎в‏ ‎погонах.

Таким ‎образом, ‎сериал ‎«Невский» ‎даёт‏ ‎великолепные ‎типажи‏ ‎манипуляторов‏ ‎и ‎интриганов, ‎отлично‏ ‎понимающих ‎слабости‏ ‎окружающих ‎их ‎людей ‎и‏ ‎знающих‏ ‎о ‎них‏ ‎даже ‎больше,‏ ‎чем ‎они ‎сами ‎о ‎себе.‏ ‎Этот‏ ‎факт ‎роднит‏ ‎их ‎с‏ ‎тем, ‎как ‎в ‎разное ‎время‏ ‎и‏ ‎в‏ ‎разных ‎культурах‏ ‎видели ‎того,‏ ‎кого ‎называют‏ ‎«отцом‏ ‎лжи» ‎и‏ ‎у ‎кого ‎много ‎имён. ‎Жажда‏ ‎власти ‎и‏ ‎искушение‏ ‎ею ‎— ‎вот‏ ‎что ‎лежит‏ ‎в ‎основе ‎подобных ‎манипуляций,‏ ‎и‏ ‎создателям ‎сериала‏ ‎удалось ‎передать‏ ‎носителей ‎этих ‎идей ‎во ‎всей‏ ‎своей‏ ‎красе. ‎И‏ ‎в ‎уродстве‏ ‎тоже.

Читать: 8+ мин
logo Мистер Нет

Баланс как лекарство от ненависти: рецензия на Marvel's Spider-Man 2

Я ‎довольно‏ ‎редко ‎пишу ‎подобные ‎тексты. ‎Тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎если‏ ‎некий ‎современный ‎культурный‏ ‎продукт, ‎будь‏ ‎то ‎книга, ‎фильм ‎или‏ ‎видеоигра,‏ ‎оставляют ‎меня‏ ‎под ‎глубоким‏ ‎впечатлением, ‎считаю ‎целесообразным ‎выразить ‎о‏ ‎ней‏ ‎свои ‎мысли.‏ ‎Причём ‎в‏ ‎моём ‎понимании, ‎рецензия ‎- ‎это‏ ‎не‏ ‎столько‏ ‎обзор ‎такого‏ ‎продукта, ‎сколько‏ ‎размышления ‎о‏ ‎его‏ ‎главном ‎посыле,‏ ‎эдаком ‎"нерве", ‎с ‎обоснованием ‎позиции‏ ‎рецензента ‎с‏ ‎опорой‏ ‎на ‎сюжет.

Сегодняшняя ‎рецензия‏ ‎посвящена ‎игре‏ ‎Marvel's ‎Spider-Man ‎2, ‎вышедшей‏ ‎на‏ ‎прошлой ‎неделе‏ ‎и ‎разработанной‏ ‎студией ‎Insomniac ‎Games. ‎Для ‎людей,‏ ‎незнакомых‏ ‎с ‎ней,‏ ‎вкратце ‎расскажу‏ ‎сюжет. ‎Главный ‎герой, ‎Питер ‎Паркер‏ ‎(он‏ ‎же‏ ‎Человек-паук) ‎после‏ ‎нескольких ‎лет‏ ‎разлуки ‎встречает‏ ‎своего‏ ‎лучшего ‎друга‏ ‎Гарри ‎Осборна, ‎который ‎рассказывает ‎ему‏ ‎о ‎том,‏ ‎как‏ ‎лечился ‎от ‎генетической‏ ‎болезни, ‎от‏ ‎которой ‎ранее ‎умерла ‎его‏ ‎мать.‏ ‎В ‎честь‏ ‎воссоединения, ‎Гарри,‏ ‎Питер ‎и ‎его ‎девушка ‎Мэри‏ ‎Джейн‏ ‎идут ‎в‏ ‎парк ‎аттракционов‏ ‎предаваться ‎воспоминаниям, ‎и ‎парк ‎атакуют‏ ‎люди‏ ‎Крейвена-охотника:‏ ‎один ‎из‏ ‎разыскиваемых ‎им‏ ‎суперзлодеев ‎"в‏ ‎отставке"‏ ‎работает ‎в‏ ‎этом ‎самом ‎парке. ‎Нападение ‎едва‏ ‎не ‎заканчивается‏ ‎трагедией‏ ‎для ‎мирных ‎людей,‏ ‎но ‎всё‏ ‎обходится ‎благодаря ‎Питеру, ‎а‏ ‎также‏ ‎Гарри, ‎который,‏ ‎как ‎выяснилось,‏ ‎тоже ‎стал ‎обладателем ‎сверхспособностей, ‎вызванных‏ ‎чем-то‏ ‎наподобие ‎экзоскелета‏ ‎под ‎названием‏ ‎"симбиот", ‎с ‎помощью ‎которого ‎он‏ ‎и‏ ‎вылечился.

Позднее,‏ ‎Питер ‎и‏ ‎Гарри ‎совместными‏ ‎усилиями ‎борются‏ ‎с‏ ‎подчинёнными ‎Крейвена,‏ ‎однако ‎во ‎время ‎атаки ‎на‏ ‎одно ‎из‏ ‎его‏ ‎главных ‎убежищ ‎Паркер‏ ‎получает ‎от‏ ‎него ‎смертельное ‎ножевое ‎ранение.‏ ‎Осборн,‏ ‎стоя ‎возле‏ ‎умирающего ‎друга,‏ ‎каким-то ‎образом ‎передаёт ‎ему ‎симбиота,‏ ‎и‏ ‎тот ‎залечивает‏ ‎раны ‎Питера.‏ ‎Понимая, ‎что ‎именно ‎симбиот ‎поддерживал‏ ‎жизнь‏ ‎Гарри,‏ ‎Питер ‎хочет‏ ‎вернуть ‎его‏ ‎другу, ‎но‏ ‎как‏ ‎это ‎сделать,‏ ‎он ‎не ‎знает. ‎Подсказку ‎может‏ ‎дать ‎доктор‏ ‎Курт‏ ‎Коннорс, ‎который ‎и‏ ‎лечил ‎Гарри,‏ ‎но ‎из-за ‎манипуляций ‎Крейвена‏ ‎он‏ ‎превратился ‎в‏ ‎Ящера, ‎на‏ ‎которого ‎тот ‎устроил ‎охоту. ‎С‏ ‎помощью‏ ‎Майлза ‎Моралеса‏ ‎(второй ‎Человек-паук)‏ ‎Питеру ‎удаётся ‎вернуть ‎Коннорсу ‎человеческий‏ ‎облик,‏ ‎но‏ ‎за ‎это‏ ‎время ‎с‏ ‎ним ‎происходит‏ ‎что-то‏ ‎странное. ‎Паркер‏ ‎становится ‎более ‎несдержанным, ‎жестоким, ‎агрессивным‏ ‎и ‎эгоистичным.‏ ‎Коннорс‏ ‎предполагает, ‎что ‎такие‏ ‎метаморфозы ‎характера‏ ‎стали ‎следствием ‎воздействия ‎симбиота,‏ ‎который,‏ ‎будучи ‎пришельцем‏ ‎из ‎космоса,‏ ‎до ‎конца ‎ещё ‎не ‎изучен.

В‏ ‎конечном‏ ‎итоге, ‎Питеру‏ ‎удаётся ‎избавиться‏ ‎от ‎симбиота, ‎но ‎учёный ‎предупреждает‏ ‎его,‏ ‎что‏ ‎пришельца ‎надо‏ ‎бы ‎уничтожить,‏ ‎с ‎чем‏ ‎не‏ ‎соглашается ‎Гарри,‏ ‎чьё ‎состояние ‎к ‎тому ‎времени‏ ‎существенно ‎ухудшилось.‏ ‎Он‏ ‎разбивает ‎контейнер ‎с‏ ‎симбиотом ‎и‏ ‎под ‎его ‎воздействием ‎превращается‏ ‎в‏ ‎суперзлодея ‎Венома,‏ ‎после ‎чего‏ ‎убивает ‎Крейвена ‎и ‎ввергает ‎в‏ ‎хаос‏ ‎весь ‎Нью-Йорк.‏ ‎В ‎конечном‏ ‎итоге, ‎обоим ‎"паукам" ‎сообща ‎удаётся‏ ‎победить‏ ‎Венома‏ ‎и ‎отделить‏ ‎Гарри ‎от‏ ‎симбиота, ‎однако‏ ‎Осборн‏ ‎впадает ‎в‏ ‎кому, ‎чем ‎недоволен ‎его ‎отец,‏ ‎бывший ‎мэр‏ ‎Нью-Йорка‏ ‎и ‎влиятельный ‎бизнесмен‏ ‎Норман ‎Осборн.

Если‏ ‎вкратце, ‎это ‎основные ‎сюжетные‏ ‎моменты.‏ ‎Их ‎понимание‏ ‎потребуется ‎для‏ ‎дальнейшего ‎анализа, ‎как ‎и ‎некоторых‏ ‎из‏ ‎тех, ‎которые‏ ‎я ‎не‏ ‎упомянул ‎выше. ‎Однако ‎прежде ‎чем‏ ‎я‏ ‎перейду‏ ‎к ‎аналитической‏ ‎части, ‎я‏ ‎бы ‎хотел‏ ‎озвучить‏ ‎тезис, ‎который‏ ‎прозвучит ‎в ‎некотором ‎роде ‎новаторским‏ ‎и ‎который‏ ‎я‏ ‎и ‎буду ‎аргументировать‏ ‎на ‎протяжении‏ ‎всего ‎текста, ‎опираясь ‎на‏ ‎игровые‏ ‎события. ‎Тезис‏ ‎заключается ‎в‏ ‎том, ‎что ‎симбиот ‎- ‎неотъемлемый,‏ ‎но‏ ‎не ‎самый‏ ‎главный ‎фактор‏ ‎метаморфоз ‎характера ‎Питера ‎Паркера ‎и‏ ‎превращения‏ ‎Гарри‏ ‎Осборна ‎в‏ ‎Венома. ‎Главным‏ ‎же ‎фактором‏ ‎является‏ ‎такая ‎сильная‏ ‎эмоция, ‎как ‎ненависть.

Ещё ‎до ‎релиза‏ ‎разработчики ‎говорили‏ ‎о‏ ‎том, ‎что ‎одной‏ ‎из ‎центральных‏ ‎идей ‎игры ‎будет ‎наличие‏ ‎"тёмной‏ ‎стороны" ‎у‏ ‎каждого ‎из‏ ‎основных ‎персонажей. ‎Сегодня ‎можно ‎констатировать,‏ ‎что‏ ‎именно ‎ненависть,‏ ‎и ‎прежде‏ ‎всего ‎ненависть ‎к ‎себе ‎за‏ ‎какие-то‏ ‎решения‏ ‎прошлого ‎или‏ ‎настоящего, ‎является‏ ‎основой ‎этой‏ ‎самой‏ ‎"тёмной ‎стороны".‏ ‎Питер, ‎как ‎показано ‎в ‎игре,‏ ‎ненавидел ‎себя‏ ‎за‏ ‎смерть ‎тёти ‎Мэй,‏ ‎самого ‎близкого‏ ‎для ‎него ‎человека. ‎Также‏ ‎он‏ ‎испытывал ‎ненависть‏ ‎к ‎Крейвену,‏ ‎для ‎которого ‎Курт ‎Коннорс ‎в‏ ‎облике‏ ‎Ящера ‎был‏ ‎всего ‎лишь‏ ‎объектом ‎охоты, ‎в ‎то ‎время‏ ‎как‏ ‎для‏ ‎него ‎-‏ ‎единственной ‎(как‏ ‎он ‎считал)‏ ‎надеждой‏ ‎спасти ‎Гарри.‏ ‎Сам ‎Осборн ‎во ‎второй ‎половине‏ ‎игры ‎тоже‏ ‎ненавидел‏ ‎себя ‎за ‎беспомощность,‏ ‎а ‎Питера‏ ‎- ‎за ‎то, ‎что‏ ‎отказался‏ ‎вернуть ‎ему‏ ‎симбиота. ‎

Аналогичное‏ ‎чувство ‎было ‎присуще ‎и ‎"второму‏ ‎пауку"‏ ‎Майлзу, ‎считавшему‏ ‎себя ‎недостойным‏ ‎своих ‎родителей ‎(главным ‎образом ‎покойного‏ ‎отца)‏ ‎и‏ ‎ревновавшему ‎ставшего‏ ‎временным ‎напарником‏ ‎по ‎супергеройскому‏ ‎ремеслу‏ ‎Гарри ‎к‏ ‎своему ‎наставнику, ‎и ‎Мэри ‎Джейн,‏ ‎корившей ‎себя‏ ‎за‏ ‎свой ‎образ ‎жизни.‏ ‎"Я ‎пишу‏ ‎то, ‎во ‎что ‎не‏ ‎верю,‏ ‎для ‎мужика,‏ ‎которого ‎презираю",‏ ‎имея ‎в ‎виду ‎скандального ‎журналиста‏ ‎Джону‏ ‎Джеймсона ‎-‏ ‎в ‎этой‏ ‎фразе ‎заключена ‎квинтэссенция ‎её ‎ненависти‏ ‎к‏ ‎самой‏ ‎себе.

Для ‎Питера‏ ‎и ‎Гарри‏ ‎(а ‎в‏ ‎одном‏ ‎игровом ‎моменте‏ ‎и ‎для ‎Мэри ‎Джейн) ‎симбиот‏ ‎служил ‎лишь‏ ‎вспомогательным‏ ‎инструментом ‎в ‎метаморфозе‏ ‎их ‎характера.‏ ‎Можно ‎констатировать, ‎что ‎его‏ ‎контроль‏ ‎над ‎разумом‏ ‎невозможен ‎в‏ ‎случае, ‎если ‎носитель ‎сам ‎не‏ ‎испытывает‏ ‎сильных ‎негативных‏ ‎эмоций. ‎Косвенным‏ ‎подтверждением ‎является ‎сам ‎Гарри ‎Осборн‏ ‎на‏ ‎начальном‏ ‎этапе ‎игры,‏ ‎когда ‎пришелец‏ ‎не ‎овладевал‏ ‎его‏ ‎сознанием. ‎Вместе‏ ‎с ‎тем, ‎сам ‎Гарри ‎использовал‏ ‎те ‎способности,‏ ‎что‏ ‎он ‎ему ‎давал,‏ ‎на ‎благо‏ ‎себе ‎и ‎другим, ‎а‏ ‎также‏ ‎силой ‎мысли‏ ‎передал ‎симбиота‏ ‎Питеру, ‎чтобы ‎тот ‎выжил ‎после‏ ‎раны,‏ ‎нанесённой ‎Крейвеном.‏ ‎Неоткуда ‎было‏ ‎на ‎том ‎этапе ‎взяться ‎ненависти.

Более‏ ‎прямым‏ ‎доказательством‏ ‎моего ‎тезиса‏ ‎является ‎роль‏ ‎в ‎этой‏ ‎истории‏ ‎такого ‎персонажа,‏ ‎как ‎Мартин ‎Ли, ‎он ‎же‏ ‎Мистер ‎Негатив.‏ ‎Его‏ ‎главная ‎способность ‎заключается‏ ‎в ‎проникновении‏ ‎в ‎подсознание ‎других ‎людей‏ ‎и‏ ‎обнаружении ‎самых‏ ‎негативных ‎его‏ ‎моментов. ‎Однако ‎если ‎раньше ‎он‏ ‎использовал‏ ‎эту ‎способность‏ ‎во ‎зло,‏ ‎то ‎здесь ‎- ‎наоборот: ‎Ли‏ ‎выступает‏ ‎эдаким‏ ‎психотерапевтом, ‎который,‏ ‎показав ‎обоим‏ ‎"паукам" ‎самые‏ ‎тёмные‏ ‎уголки ‎их‏ ‎подсознания, ‎помог ‎им ‎справиться ‎с‏ ‎чувством ‎ненависти,‏ ‎прежде‏ ‎всего ‎в ‎отношении‏ ‎самих ‎себя.‏ ‎В ‎конечном ‎итоге ‎именно‏ ‎Мартин‏ ‎даёт ‎Питеру‏ ‎Паркеру ‎способность‏ ‎Антивенома, ‎которая ‎позволяет ‎отделить ‎Гарри‏ ‎от‏ ‎симбиота, ‎не‏ ‎убив ‎носителя,‏ ‎в ‎то ‎время ‎как ‎доктор‏ ‎Коннорс‏ ‎не‏ ‎знал, ‎как‏ ‎это ‎сделать.‏ ‎Данный ‎факт‏ ‎является‏ ‎наглядной ‎иллюстрацией‏ ‎того, ‎что ‎природа ‎Венома ‎как‏ ‎явления ‎носит‏ ‎прежде‏ ‎всего ‎психоэмоциональный, ‎а‏ ‎уже ‎потом‏ ‎биологический ‎характер.

В ‎итоге ‎игра‏ ‎заканчивается‏ ‎тем, ‎что‏ ‎все ‎основные‏ ‎персонажи, ‎включая ‎самого ‎Мартина ‎Ли,‏ ‎ранее‏ ‎также ‎ведомого‏ ‎ненавистью ‎к‏ ‎отцу ‎Гарри ‎Норману ‎Осборну ‎за‏ ‎гибель‏ ‎родителей‏ ‎и ‎бесчеловечные‏ ‎опыты, ‎справились‏ ‎со ‎своими‏ ‎внутренними‏ ‎демонами ‎и‏ ‎преодолели ‎ненависть ‎к ‎себе ‎и‏ ‎к ‎другим.‏ ‎Кроме‏ ‎одного ‎- ‎самого‏ ‎Нормана. ‎На‏ ‎фоне ‎того, ‎что ‎его‏ ‎сын‏ ‎впал ‎в‏ ‎кому, ‎Осборн‏ ‎возненавидел ‎ещё ‎больше, ‎причём ‎не‏ ‎столько‏ ‎"пауков", ‎которых‏ ‎он ‎считал‏ ‎ответственными ‎за ‎это, ‎сколько... ‎самого‏ ‎себя.‏ ‎Он‏ ‎уже ‎потерял‏ ‎супругу ‎от‏ ‎этой ‎самой‏ ‎болезни,‏ ‎и ‎считал‏ ‎себя ‎виновным ‎в ‎этом, ‎вследствие‏ ‎чего ‎не‏ ‎мог‏ ‎себе ‎позволить ‎потерять‏ ‎ещё ‎и‏ ‎сына, ‎иначе ‎у ‎него‏ ‎просто‏ ‎не ‎будет‏ ‎смысла ‎жить.‏ ‎А ‎смысл ‎жизни ‎при ‎ненависти‏ ‎к‏ ‎себе ‎может‏ ‎быть ‎только‏ ‎один ‎- ‎месть. ‎И ‎похоже,‏ ‎именно‏ ‎она‏ ‎станет ‎двигателем‏ ‎следующей ‎игры‏ ‎серии, ‎где‏ ‎со‏ ‎значительной ‎долей‏ ‎вероятности ‎бывший ‎мэр ‎Нью-Йорка ‎предстанет‏ ‎в ‎образе‏ ‎нового‏ ‎злодея ‎- ‎Зелёного‏ ‎гоблина.

Вместе ‎с‏ ‎тем, ‎сама ‎игра ‎не‏ ‎только‏ ‎повествует ‎нам‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎её ‎герои ‎преодолевали ‎собственное‏ ‎чувство‏ ‎ненависти, ‎но‏ ‎и ‎даёт‏ ‎нам, ‎живым ‎людям, ‎совет, ‎как‏ ‎избежать‏ ‎такой‏ ‎эмоции. ‎Ведь‏ ‎по ‎факту,‏ ‎в ‎нашем‏ ‎мире‏ ‎нет ‎психотерапевтов,‏ ‎способных ‎провести ‎человеку ‎экскурсию ‎по‏ ‎его ‎собственному‏ ‎подсознанию‏ ‎и ‎залечить ‎эмоциональные‏ ‎раны, ‎находясь‏ ‎внутри ‎него. ‎Соответственно, ‎для‏ ‎профилактики‏ ‎ненависти ‎к‏ ‎себе ‎и‏ ‎другим ‎и ‎смежных ‎негативных ‎эмоций‏ ‎нужна‏ ‎некая ‎методика,‏ ‎и ‎именно‏ ‎её ‎в ‎одном ‎из ‎воспоминаний‏ ‎Питера‏ ‎озвучивает‏ ‎тётя ‎Мэй:

"Я‏ ‎хотела ‎успеть‏ ‎везде, ‎но‏ ‎не‏ ‎успевала ‎нигде.‏ ‎И ‎я ‎сдала ‎назад. ‎Баланс‏ ‎- ‎это‏ ‎путь.‏ ‎Не ‎конечная ‎цель".

Баланс‏ ‎- ‎это‏ ‎и ‎есть ‎то ‎самое‏ ‎лекарство‏ ‎от ‎ненависти,‏ ‎принимать ‎которое‏ ‎нужно ‎в ‎течение ‎всей ‎жизни.‏ ‎Когда‏ ‎люди ‎не‏ ‎могут ‎расставить‏ ‎приоритеты, ‎они ‎не ‎успевают ‎сделать‏ ‎многое‏ ‎из‏ ‎того, ‎что‏ ‎хотели ‎бы.‏ ‎Далее, ‎они‏ ‎начинают‏ ‎упрекать ‎себя‏ ‎за ‎это, ‎занижая ‎свою ‎самооценку‏ ‎и, ‎в‏ ‎средне-‏ ‎и ‎долгосрочной ‎перспективе,‏ ‎взращивая ‎презрение‏ ‎и ‎ненависть ‎к ‎самим‏ ‎себе.‏ ‎

Между ‎тем,‏ ‎умение ‎грамотно‏ ‎сбалансировать ‎работу ‎и ‎хобби, ‎служебное‏ ‎и‏ ‎личное, ‎а‏ ‎также ‎другие‏ ‎сферы ‎жизни ‎становится ‎залогом ‎того,‏ ‎что‏ ‎становится‏ ‎легче ‎жить.‏ ‎Не ‎пытаться‏ ‎успеть ‎везде,‏ ‎не‏ ‎распыляться, ‎а‏ ‎делать ‎то, ‎что ‎по-настоящему ‎дорого‏ ‎и ‎важно,‏ ‎-‏ ‎вот ‎рецепт ‎истинного‏ ‎счастья. ‎Именно‏ ‎такой ‎совет ‎устами ‎Мэй‏ ‎Паркер‏ ‎игра ‎даёт‏ ‎не ‎только‏ ‎главному ‎герою, ‎но ‎и ‎всем‏ ‎нам.

P.S.‏ ‎Материал ‎открыт.‏ ‎

UPD: ‎Забыл‏ ‎ещё ‎об ‎одном, ‎также ‎не‏ ‎менее‏ ‎важном‏ ‎посыле. ‎Фонд,‏ ‎который ‎учреждает‏ ‎Гарри ‎Осборн‏ ‎и‏ ‎куда ‎он‏ ‎приглашает ‎Питера, ‎имеет ‎лозунг ‎"Мы‏ ‎исцелим ‎мир!",‏ ‎и‏ ‎его ‎инициативы ‎действительно‏ ‎направлены ‎на‏ ‎благие ‎цели ‎(борьба ‎с‏ ‎голодом,‏ ‎устойчивое ‎развитие,‏ ‎энергетическая ‎безопасность).‏ ‎Однако ‎в ‎конечном ‎итоге, ‎уже‏ ‎будучи‏ ‎в ‎обличье‏ ‎Венома, ‎Гарри‏ ‎будет ‎понимать ‎этот ‎лозунг ‎иначе:‏ ‎"исцеление"‏ ‎через‏ ‎заражение ‎симбиотом.‏ ‎Данный ‎сюжетный‏ ‎ход ‎также‏ ‎в‏ ‎некотором ‎роде‏ ‎показателен: ‎прежде ‎чем ‎исцелять ‎мир,‏ ‎надо ‎сначала‏ ‎полностью‏ ‎исцелить ‎себя. ‎Не‏ ‎только ‎в‏ ‎физическом, ‎но ‎и ‎в‏ ‎психологическом‏ ‎плане. ‎

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Рецензия на книгу А.Банерджи и Э.Дюфло "Экономическая наука в тяжелые времена"

В ‎ленте‏ ‎наткнулся ‎то ‎ли ‎на ‎рекламу‏ ‎то ‎ли‏ ‎на‏ ‎рецензию ‎(см. ‎например тут и тут) книги‏ ‎А.Банерджи ‎и‏ ‎Э.Дюфло ‎«Экономическая ‎наука ‎в‏ ‎тяжёлые‏ ‎времена».

Ну ‎рецензии‏ ‎как ‎рецензии,‏ ‎ничего ‎особенного. ‎Как ‎говорил ‎русский‏ ‎поэт‏ ‎и ‎опытный‏ ‎редактор ‎Евгений‏ ‎Лесин: ‎
"если ‎тебе ‎некогда ‎читать‏ ‎книгу‏ ‎а‏ ‎обзор ‎выпускать‏ ‎надо, ‎напиши‏ ‎"я ‎не‏ ‎буду‏ ‎рассказывать ‎о‏ ‎чем ‎эта ‎книга" ‎и ‎выдери‏ ‎пару ‎абзацев‏ ‎из‏ ‎предисловия" ‎
Все ‎так‏ ‎и ‎сделали.

Но‏ ‎я ‎решил ‎заморочиться ‎и‏ ‎все-таки‏ ‎посмотреть ‎что‏ ‎там ‎за‏ ‎новое ‎слово ‎в ‎экономической ‎науке‏ ‎и‏ ‎хотя ‎бы‏ ‎это ‎дело‏ ‎пролистать. ‎

Делюсь ‎результатами. ‎книга ‎624‏ ‎страницы‏ ‎о‏ ‎9 ‎главах.

На‏ ‎картинке ‎скрин‏ ‎оглавления. ‎

Пройдемся‏ ‎по‏ ‎содержанию. ‎

❗️Первая‏ ‎глава ‎(20 ‎страниц) ‎представляет ‎собой‏ ‎пространные ‎рассуждения‏ ‎на‏ ‎тему ‎того, ‎отчего‏ ‎же ‎профессиональных‏ ‎экономистов ‎все ‎зовут ‎пидарасами,‏ ‎это‏ ‎крайне ‎несправедливо.‏ ‎Вывод ‎кстати‏ ‎верный: ‎значительная ‎часть ‎широкой ‎публики‏ ‎перестала‏ ‎слушать ‎мнение‏ ‎экономистов ‎об‏ ‎экономике.

❗️ Вторая ‎глава ‎(75 ‎страниц) ‎-‏ ‎о‏ ‎пользе‏ ‎миграции. ‎Имея‏ ‎в ‎виду,‏ ‎что ‎один‏ ‎автор‏ ‎этнический ‎индус,‏ ‎а ‎другой ‎видимо ‎придерживается ‎левых‏ ‎взглядов, ‎тезис‏ ‎они‏ ‎продвигают ‎соответствующий ‎"не‏ ‎существует ‎достоверных‏ ‎доказательств ‎того, ‎что ‎даже‏ ‎относительно‏ ‎большой ‎приток‏ ‎низкоквалифицированных ‎мигрантов‏ ‎наносит ‎ущерб ‎местному ‎населению". Все ‎дальнейшее‏ ‎посвящено‏ ‎"доказательству" ‎этого‏ ‎тезиса ‎(беру‏ ‎в ‎кавычки, ‎потому ‎что ‎аргументы‏ ‎подбирались‏ ‎под‏ ‎заранее ‎известный‏ ‎ответ). ‎

❗️ Третья‏ ‎глава ‎(83‏ ‎страницы)‏ ‎- ‎о‏ ‎пользе ‎свободы ‎торговли. ‎Пересказывается ‎теория‏ ‎сравнительных ‎преимуществ‏ ‎Рикардо.‏ ‎Когда ‎речь ‎зашла‏ ‎об ‎Индии‏ ‎авторы ‎ненадолго ‎включили ‎критический‏ ‎анализ‏ ‎(видимо ‎в‏ ‎Индии ‎была‏ ‎серьезная ‎дискуссия ‎и ‎мимо ‎пройти‏ ‎не‏ ‎получилось), ‎но‏ ‎потом ‎всё‏ ‎обратно ‎съезжает ‎на ‎либеральный ‎дискурс.‏ ‎Главный‏ ‎посыл‏ ‎- ‎не‏ ‎начинайте ‎эту‏ ‎торговую ‎войну‏ ‎(имеется‏ ‎в ‎виду‏ ‎война ‎США ‎и ‎Китая ‎начатая‏ ‎при ‎Трампе)

В‏ ‎целом‏ ‎тезис ‎2 ‎и‏ ‎3 ‎глав‏ ‎простой: ‎если ‎неоклассические ‎законы‏ ‎(что‏ ‎в ‎миграции‏ ‎что ‎в‏ ‎торговле) ‎не ‎работают, ‎в ‎этом‏ ‎виновато‏ ‎население, ‎которое‏ ‎инертно. ‎Кстати,‏ ‎это ‎правда, ‎но ‎в ‎экономической‏ ‎теории‏ ‎давно‏ ‎известный ‎факт‏ ‎и ‎называется‏ ‎социо-культурные ‎ограничения.

❗️ Четвертая‏ ‎глава‏ ‎(87 ‎страниц)‏ ‎- ‎критика ‎противодействия ‎актуальной ‎повестке.‏ ‎Авторы ‎обращают‏ ‎внимание‏ ‎на ‎коллективное ‎поведение,‏ ‎которое ‎формирует‏ ‎потребительские ‎предпочтения ‎(я ‎например‏ ‎талдычу‏ ‎об ‎этом‏ ‎с ‎1997‏ ‎года) ‎и ‎сетуют, ‎что ‎они‏ ‎стали‏ ‎мешать ‎продвижению‏ ‎"акуталочки". ‎Кстати‏ ‎по ‎этому ‎поводу ‎приводится ‎много‏ ‎интересной‏ ‎фактуры,‏ ‎вполне ‎в‏ ‎духе ‎институционализма,‏ ‎но ‎при‏ ‎общей‏ ‎либеральной ‎направленности‏ ‎это ‎все ‎несколько ‎теряется, ‎ибо‏ ‎выводы ‎выводятся‏ ‎однобокие.

❗️ Пятая‏ ‎глава ‎(36 ‎страниц)‏ ‎- ‎краткий‏ ‎курс ‎по ‎экономическому ‎росту.‏ ‎По‏ ‎мне ‎так‏ ‎очень ‎странный‏ ‎- ‎все ‎вроде ‎по ‎отдельности‏ ‎верно,‏ ‎но ‎целостной‏ ‎картины ‎не‏ ‎возникает. ‎Плюс ‎зачем ‎то ‎откопали‏ ‎стюардессу‏ ‎модель‏ ‎Солоу ‎1956‏ ‎года ‎и‏ ‎пытаются ‎получить‏ ‎удовольствие‏ ‎сравнивая ‎её‏ ‎с ‎моделью ‎Ромера, которой ‎тоже ‎уже‏ ‎лет ‎30‏ ‎и‏ ‎которая ‎нынешним ‎реалиям‏ ‎мало ‎адекватна.‏ ‎В ‎итоге ‎вывод ‎делается‏ ‎"Все‏ ‎были ‎правы‏ ‎и ‎все‏ ‎ошибались": ‎неоклассическая ‎концепция ‎тверда, ‎надо‏ ‎лучше‏ ‎прыгать ‎устранять‏ ‎неэффективности ‎и‏ ‎рост ‎будет ‎

❗️ Шестая ‎глава ‎(34‏ ‎страницы)‏ ‎-‏ ‎про ‎климатическую‏ ‎повестку. ‎стандартная‏ ‎шиза, ‎без‏ ‎которой‏ ‎видимо ‎обойтись‏ ‎было ‎нельзя

❗️ Седьмая ‎глава ‎(67 ‎страниц)‏ ‎- ‎про‏ ‎безлюдное‏ ‎производство ‎и ‎роботизацию.‏ ‎Приятно ‎что‏ ‎всуе ‎помянули ‎старика ‎Воннегута,‏ ‎но‏ ‎в ‎целом‏ ‎это ‎пересказ‏ ‎страшилок ‎которых ‎и ‎так ‎полно‏ ‎в‏ ‎СМИ. ‎Изложено‏ ‎толково ‎и‏ ‎обстоятельно, ‎но ‎... ‎магистр ‎Мараховский‏ ‎прав‏ ‎насчет‏ ‎роботизации ‎-‏ ‎самая ‎главная‏ ‎угроза ‎тут‏ ‎создание‏ ‎секс ‎роботов, но‏ ‎до ‎этого ‎еще ‎далеко

❗️ Восьмая ‎глава‏ ‎(27 ‎страниц)‏ ‎-‏ ‎обсуждение ‎роли ‎государства.‏ ‎если ‎вы‏ ‎читали ‎работу ‎Ленина ‎"Как‏ ‎нам‏ ‎реорганизовать ‎Рабкрин", то‏ ‎в ‎общем‏ ‎можно ‎пропустить ‎- ‎там ‎все‏ ‎про‏ ‎то ‎же‏ ‎и ‎с‏ ‎той ‎же ‎безысходностью ‎в ‎подоплеке,‏ ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎внешний ‎оптимизм.‏ ‎

❗️ Девятая ‎глава‏ ‎(89 ‎страниц)‏ ‎-‏ ‎про ‎социальную‏ ‎политику. ‎Полезная ‎вещь, ‎показывающая ‎что‏ ‎бардак ‎и‏ ‎злоупотребления‏ ‎с ‎соцобеспечением ‎примерно‏ ‎везде ‎одинаковы.‏ ‎"Наша ‎социальная ‎защита ‎все‏ ‎еще‏ ‎не ‎полностью‏ ‎избавилась ‎от‏ ‎викторианского ‎духа ‎и ‎слишком ‎многие‏ ‎политики‏ ‎не ‎пытаются‏ ‎скрыть ‎свое‏ ‎презрение ‎к ‎бедным ‎и ‎обездоленным".‏ ‎(это‏ ‎сказано‏ ‎про ‎Индию)

Если‏ ‎говорить ‎в‏ ‎целом ‎-‏ ‎это‏ ‎довольно ‎честная‏ ‎попытка ‎понять ‎что ‎происходит ‎и‏ ‎сформировать ‎идеи‏ ‎по‏ ‎преодолению ‎трудностей. ‎Но‏ ‎не ‎вышло,‏ ‎потому ‎что ‎у ‎авторов‏ ‎нет‏ ‎работоспособной ‎модели.‏ ‎Они ‎вынуждены‏ ‎идти ‎в ‎либеральном ‎мейнстриме, ‎а‏ ‎он‏ ‎давно ‎в‏ ‎тупике ‎и‏ ‎ничего ‎решить ‎в ‎принципе ‎не‏ ‎может.‏ ‎Фактура‏ ‎очень ‎полезна,‏ ‎идеологические ‎пассажи‏ ‎надо ‎пропускать.

Читать: 4+ мин
К
logo
Как промоутер промоутеру

Музыкальные медиа в России

Я ‎сначала‏ ‎сформулировал ‎тему ‎поста, ‎а ‎потом‏ ‎решил ‎ее‏ ‎проанализировать.‏ ‎И ‎понял, ‎что‏ ‎по ‎уму‏ ‎пост ‎под ‎таким ‎заголовком‏ ‎должен‏ ‎быть ‎предельно‏ ‎коротким. ‎Вот‏ ‎таким: ‎"Музыкальных ‎медиа ‎в ‎России‏ ‎нет".

В‏ ‎этой ‎фразе‏ ‎есть ‎конечно‏ ‎изрядная ‎доля ‎обобщения ‎и ‎допущения.‏ ‎Потому‏ ‎что,‏ ‎разумеется, ‎кое-какая‏ ‎информационная ‎жизнь‏ ‎по ‎этой‏ ‎части‏ ‎все-таки ‎присутствует.‏ ‎Другое ‎дело, ‎что ‎воплощена ‎она‏ ‎в ‎совсем‏ ‎непривычных‏ ‎для ‎ветеранов ‎меломанского‏ ‎движения ‎формах‏ ‎- ‎а ‎именно ‎в‏ ‎блогах‏ ‎телеграмма, ‎страницах‏ ‎ВК ‎и‏ ‎видеостримах ‎на ‎Ютьюбе.

Существует ‎некоторое ‎количество‏ ‎энтузиастов,‏ ‎иногда ‎достаточно‏ ‎успешно ‎сочетающих‏ ‎в ‎себе ‎навыки ‎копирайтеров ‎и‏ ‎маркетологов,‏ ‎и‏ ‎собирающие ‎под‏ ‎свои ‎ресурсы‏ ‎приличное ‎количество‏ ‎аудитории.‏ ‎Количество ‎это‏ ‎все ‎равно ‎не ‎сравнимо ‎с‏ ‎теми ‎миллионами‏ ‎подписчиков,‏ ‎которые ‎готовы ‎отдать‏ ‎все ‎свое‏ ‎свободное ‎время ‎на ‎просмотры,‏ ‎прослушивания‏ ‎и ‎пропитывания‏ ‎каких-нибудь ‎странных‏ ‎стримеров ‎и ‎блоггеров, ‎говорящих ‎о‏ ‎вещах,‏ ‎совсем ‎мне‏ ‎неведомых, ‎но‏ ‎суперпопсовых.

Все-таки ‎музыка, ‎хоть ‎является ‎и‏ ‎самым‏ ‎массовым‏ ‎сегментом ‎культурного‏ ‎направления, ‎все‏ ‎равно ‎остается‏ ‎продуктом‏ ‎нишевым. ‎Она‏ ‎по ‎определению ‎не ‎вызовет ‎столько‏ ‎же ‎внимания,‏ ‎сколько‏ ‎политические ‎новости, ‎мемы‏ ‎или ‎порнушка.


Казалось‏ ‎бы, ‎что ‎тут ‎волноваться,‏ ‎просто‏ ‎время ‎изменилось,‏ ‎и ‎функции‏ ‎газет, ‎журналов ‎и ‎даже ‎отдельных‏ ‎сайтов‏ ‎взяли ‎на‏ ‎себя ‎более‏ ‎динамичные, ‎близкие ‎к ‎народу, ‎юзерфрендли‏ ‎социальные‏ ‎сети.‏ ‎Те, ‎кому‏ ‎надо, ‎при‏ ‎желании ‎все‏ ‎равно‏ ‎почерпнут ‎из‏ ‎них ‎необходимую ‎информацию. ‎А ‎группы,‏ ‎которых ‎эти‏ ‎издания‏ ‎обошли ‎своим ‎вниманием,‏ ‎тоже ‎могут‏ ‎прекрасно ‎пользоваться ‎демократичным ‎функционалом‏ ‎интернета‏ ‎и ‎пиариться‏ ‎самостоятельно, ‎ровно‏ ‎настолько, ‎насколько ‎хватит ‎бюджета ‎и‏ ‎фантазии.


Так-то‏ ‎оно ‎так,‏ ‎но ‎интуитивно‏ ‎мне ‎все ‎равно ‎не ‎хватает‏ ‎какого-то‏ ‎ресурса,‏ ‎который ‎бы‏ ‎не ‎был‏ ‎частью ‎другой,‏ ‎глобальной‏ ‎платформы, ‎а‏ ‎был ‎самостоятельной ‎боевой ‎и ‎медийной‏ ‎единицей. ‎В‏ ‎нем‏ ‎бы ‎на ‎общее‏ ‎дело ‎работала‏ ‎не ‎только ‎информация, ‎но‏ ‎и‏ ‎имидж, ‎дизайн,‏ ‎миссия, ‎вынесенная‏ ‎на ‎главную ‎страницу, ‎правильный ‎и‏ ‎персонализированный‏ ‎авторский ‎коллектив‏ ‎и ‎так‏ ‎далее. ‎Парадоксально, ‎но ‎такое ‎издание,‏ ‎даже‏ ‎будучи‏ ‎расположенным ‎в‏ ‎интернете, ‎будет‏ ‎смотреться ‎в‏ ‎сравнении‏ ‎с ‎распределенными‏ ‎соцсетевыми ‎ресурсами, ‎более ‎аналогов ‎и,‏ ‎извините, ‎лампово.


В‏ ‎конце‏ ‎концов, ‎для ‎иностранной‏ ‎аудитории ‎и‏ ‎русской ‎публики, ‎нормально ‎читающей‏ ‎по-английски,‏ ‎существует, ‎например‏ ‎такой ‎ресурс,‏ ‎как ‎http://Pitchfork.com

Яркий, ‎кстати, ‎образец ‎того,‏ ‎как‏ ‎можно ‎было‏ ‎бы ‎сделать.‏ ‎Но, ‎увы, ‎русской ‎версии ‎или‏ ‎даже‏ ‎бледного‏ ‎подобия ‎"питчфорка"‏ ‎пока ‎не‏ ‎наблюдается. ‎Существуют‏ ‎отдельные‏ ‎робкие ‎попытки‏ ‎наших ‎больших ‎изданий ‎сделать ‎какие-то‏ ‎целевые ‎и‏ ‎нишевые‏ ‎сайты ‎на ‎этот‏ ‎счет. ‎Но‏ ‎все ‎как-то ‎без ‎рывка‏ ‎и‏ ‎без ‎искры.

Можно‏ ‎долго ‎обсуждать,‏ ‎почему ‎же ‎так ‎вышло. ‎Дойти‏ ‎даже‏ ‎до ‎вывода,‏ ‎что ‎мы‏ ‎в ‎нашей ‎стране ‎настолько ‎бедны‏ ‎на‏ ‎музыкальные‏ ‎события, ‎что‏ ‎изданиям ‎подобного‏ ‎рода ‎элементарно‏ ‎не‏ ‎хватит ‎фактуры‏ ‎- ‎того ‎самого ‎контента, ‎который,‏ ‎как ‎известно‏ ‎"бог".‏ ‎Но ‎я ‎поспешу‏ ‎оспорить ‎такой‏ ‎вывод, ‎как ‎весьма ‎поверхностный.‏ ‎Музыки‏ ‎и ‎околомузыкальных‏ ‎событий ‎у‏ ‎нас ‎на ‎самом ‎деле ‎предостаточно.‏ ‎Просто‏ ‎большинство ‎из‏ ‎них ‎проходит‏ ‎незамеченными, ‎именно ‎потому ‎что ‎у‏ ‎них‏ ‎нет‏ ‎рупора ‎-‏ ‎активного, ‎энергичного‏ ‎и ‎беспристрастного.‏ ‎Но‏ ‎со ‎своим‏ ‎отношением ‎и ‎интуитивным ‎умением ‎отличать‏ ‎говно ‎от‏ ‎бриллиантов.

Кажущаяся‏ ‎простота ‎и ‎доступность‏ ‎ресурсов ‎в‏ ‎социальных ‎сетях ‎обманчива ‎-‏ ‎таргетирование‏ ‎во ‎всех‏ ‎таких ‎проектах‏ ‎давно ‎уже ‎настроено ‎таким ‎образом,‏ ‎что‏ ‎прочитать ‎ты‏ ‎сможешь ‎там‏ ‎только ‎то, ‎что ‎скорее ‎всего‏ ‎и‏ ‎так‏ ‎хорошо ‎знаешь.

А‏ ‎вот ‎если‏ ‎бы ‎было‏ ‎одно‏ ‎(а ‎в‏ ‎идеале ‎несколько, ‎но ‎хотя ‎бы‏ ‎одно, ‎ага)‏ ‎название,‏ ‎один ‎ресурс, ‎который‏ ‎бы ‎знал‏ ‎наизусть ‎любой ‎меломан, ‎если‏ ‎бы‏ ‎этот ‎меломан‏ ‎завел ‎привычку‏ ‎заходить ‎на ‎страницу ‎такого ‎издания‏ ‎всякий‏ ‎раз, ‎когда‏ ‎хочется ‎узнать‏ ‎что-то ‎новое, ‎вот ‎тогда ‎бы‏ ‎тектонические‏ ‎плиты‏ ‎наконец ‎сдвинулись.‏ ‎И ‎дело‏ ‎бы ‎пошло.‏ ‎По‏ ‎крайней ‎мере,‏ ‎мне ‎очень ‎хочется ‎в ‎это‏ ‎верить.


Может, ‎попробуем?‏ ‎А?

Попробуем?

Обновления проекта

Метки

россия 89 информационная война 57 сша 57 украина 45 спецоперация 38 итоги месяца 30 китай 22 псевдопатриоты 17 турция 10 великие державы 9 БРИКС 7 Израиль 6 Индия 6 Спутник V 6 ссср 6 Афганистан 5 евросоюз 5 иран 5 международное право 5 азербайджан 4 выборы 4 оон 4 Сирия 4 энергетика 4 ядерное оружие 4 Гюлен 3 донбасс 3 итоги года 3 международная система 3 мировая экономика 3 нато 3 Пакистан 3 псевдолевые 3 Саудовская Аравия 3 экономика 3 армения 2 Бабаков 2 Ближний Восток 2 британия 2 вакцинная война 2 германия 2 День Победы 2 Запорожская АЭС 2 зерно 2 казахстан 2 лимитрофы 2 МАГАТЭ 2 макиавелли 2 нефть 2 олимпийские игры 2 польша 2 природный газ 2 Путин 2 Пфайзер 2 рецензии 2 санкции 2 ЦБ 2 чехия 2 Швеция 2 экология 2 адаптация 1 Аргентина 1 Африка 1 байден 1 баязитова 1 борьба с наркотиками 1 британский эсминец 1 буркина-фасо 1 вакцина 1 вакцинация 1 Ватикан 1 военкоры 1 ВОЗ 1 восточная европа 1 вторая мировая война 1 ВЭФ 1 газ 1 газпром 1 гегемония 1 генерал милли 1 Гинер 1 глобальные процессы 1 госсовет 1 демократия 1 День России 1 Европа 1 европейская армия 1 Заренков 1 идеология 1 инсулин 1 Ирак 1 Исмаилов 1 калининград 1 канада 1 карабах 1 киссинджер 1 конфликт в карабахе 1 Кончаловский 1 коррупция 1 косово 1 крым 1 Курск 1 Лавров 1 Латинская Америка 1 литва 1 майдан 1 Малофеев 1 масонство 1 МВФ 1 меркель 1 Миршаймер 1 Модерна 1 молдавия 1 МХАТ 1 Мьянма 1 мэхэн 1 мягкая сила 1 Мятеж 1 Навальный 1 Национализм 1 Нигер 1 палестина 1 пелоси 1 ПМЭФ 1 подоляка 1 поправки 1 преподавание истории 1 Приштина 1 протесты в США 1 реализм 1 ревизионизм 1 референдум 1 россотрудничество 1 РПЦ 1 Румыния 1 Рябков 1 самозванцы 1 сбербанк 1 сербия 1 сергий 1 следствие вели 1 снг 1 собчак 1 спорт 1 средиземное море 1 строительный бизнес 1 Тайвань 1 татьяна доронина 1 терроризм 1 технологии 1 тимофеев 1 тихий океан 1 Токаев 1 уран 1 Фанар 1 финляндия 1 флот 1 Франция 1 Франчетти 1 хавамогильщики 1 харьковская область 1 Херсон 1 хинштейн 1 Хрущев 1 Хуснуллин 1 Центральная Азия 1 церковная дипломатия 1 ЦСКА 1 Чубайс 1 Шпигель 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048