Я довольно редко пишу подобные тексты. Тем не менее, если некий современный культурный продукт, будь то книга, фильм или видеоигра, оставляют меня под глубоким впечатлением, считаю целесообразным выразить о ней свои мысли. Причём в моём понимании, рецензия - это не столько обзор такого продукта, сколько размышления о его главном посыле, эдаком "нерве", с обоснованием позиции рецензента с опорой на сюжет.
Сегодняшняя рецензия посвящена игре Marvel's Spider-Man 2, вышедшей на прошлой неделе и разработанной студией Insomniac Games. Для людей, незнакомых с ней, вкратце расскажу сюжет. Главный герой, Питер Паркер (он же Человек-паук) после нескольких лет разлуки встречает своего лучшего друга Гарри Осборна, который рассказывает ему о том, как лечился от генетической болезни, от которой ранее умерла его мать. В честь воссоединения, Гарри, Питер и его девушка Мэри Джейн идут в парк аттракционов предаваться воспоминаниям, и парк атакуют люди Крейвена-охотника: один из разыскиваемых им суперзлодеев "в отставке" работает в этом самом парке. Нападение едва не заканчивается трагедией для мирных людей, но всё обходится благодаря Питеру, а также Гарри, который, как выяснилось, тоже стал обладателем сверхспособностей, вызванных чем-то наподобие экзоскелета под названием "симбиот", с помощью которого он и вылечился.
Позднее, Питер и Гарри совместными усилиями борются с подчинёнными Крейвена, однако во время атаки на одно из его главных убежищ Паркер получает от него смертельное ножевое ранение. Осборн, стоя возле умирающего друга, каким-то образом передаёт ему симбиота, и тот залечивает раны Питера. Понимая, что именно симбиот поддерживал жизнь Гарри, Питер хочет вернуть его другу, но как это сделать, он не знает. Подсказку может дать доктор Курт Коннорс, который и лечил Гарри, но из-за манипуляций Крейвена он превратился в Ящера, на которого тот устроил охоту. С помощью Майлза Моралеса (второй Человек-паук) Питеру удаётся вернуть Коннорсу человеческий облик, но за это время с ним происходит что-то странное. Паркер становится более несдержанным, жестоким, агрессивным и эгоистичным. Коннорс предполагает, что такие метаморфозы характера стали следствием воздействия симбиота, который, будучи пришельцем из космоса, до конца ещё не изучен.
В конечном итоге, Питеру удаётся избавиться от симбиота, но учёный предупреждает его, что пришельца надо бы уничтожить, с чем не соглашается Гарри, чьё состояние к тому времени существенно ухудшилось. Он разбивает контейнер с симбиотом и под его воздействием превращается в суперзлодея Венома, после чего убивает Крейвена и ввергает в хаос весь Нью-Йорк. В конечном итоге, обоим "паукам" сообща удаётся победить Венома и отделить Гарри от симбиота, однако Осборн впадает в кому, чем недоволен его отец, бывший мэр Нью-Йорка и влиятельный бизнесмен Норман Осборн.
Если вкратце, это основные сюжетные моменты. Их понимание потребуется для дальнейшего анализа, как и некоторых из тех, которые я не упомянул выше. Однако прежде чем я перейду к аналитической части, я бы хотел озвучить тезис, который прозвучит в некотором роде новаторским и который я и буду аргументировать на протяжении всего текста, опираясь на игровые события. Тезис заключается в том, что симбиот - неотъемлемый, но не самый главный фактор метаморфоз характера Питера Паркера и превращения Гарри Осборна в Венома. Главным же фактором является такая сильная эмоция, как ненависть.
Ещё до релиза разработчики говорили о том, что одной из центральных идей игры будет наличие "тёмной стороны" у каждого из основных персонажей. Сегодня можно констатировать, что именно ненависть, и прежде всего ненависть к себе за какие-то решения прошлого или настоящего, является основой этой самой "тёмной стороны". Питер, как показано в игре, ненавидел себя за смерть тёти Мэй, самого близкого для него человека. Также он испытывал ненависть к Крейвену, для которого Курт Коннорс в облике Ящера был всего лишь объектом охоты, в то время как для него - единственной (как он считал) надеждой спасти Гарри. Сам Осборн во второй половине игры тоже ненавидел себя за беспомощность, а Питера - за то, что отказался вернуть ему симбиота.
Аналогичное чувство было присуще и "второму пауку" Майлзу, считавшему себя недостойным своих родителей (главным образом покойного отца) и ревновавшему ставшего временным напарником по супергеройскому ремеслу Гарри к своему наставнику, и Мэри Джейн, корившей себя за свой образ жизни. "Я пишу то, во что не верю, для мужика, которого презираю", имея в виду скандального журналиста Джону Джеймсона - в этой фразе заключена квинтэссенция её ненависти к самой себе.
Для Питера и Гарри (а в одном игровом моменте и для Мэри Джейн) симбиот служил лишь вспомогательным инструментом в метаморфозе их характера. Можно констатировать, что его контроль над разумом невозможен в случае, если носитель сам не испытывает сильных негативных эмоций. Косвенным подтверждением является сам Гарри Осборн на начальном этапе игры, когда пришелец не овладевал его сознанием. Вместе с тем, сам Гарри использовал те способности, что он ему давал, на благо себе и другим, а также силой мысли передал симбиота Питеру, чтобы тот выжил после раны, нанесённой Крейвеном. Неоткуда было на том этапе взяться ненависти.
Более прямым доказательством моего тезиса является роль в этой истории такого персонажа, как Мартин Ли, он же Мистер Негатив. Его главная способность заключается в проникновении в подсознание других людей и обнаружении самых негативных его моментов. Однако если раньше он использовал эту способность во зло, то здесь - наоборот: Ли выступает эдаким психотерапевтом, который, показав обоим "паукам" самые тёмные уголки их подсознания, помог им справиться с чувством ненависти, прежде всего в отношении самих себя. В конечном итоге именно Мартин даёт Питеру Паркеру способность Антивенома, которая позволяет отделить Гарри от симбиота, не убив носителя, в то время как доктор Коннорс не знал, как это сделать. Данный факт является наглядной иллюстрацией того, что природа Венома как явления носит прежде всего психоэмоциональный, а уже потом биологический характер.
В итоге игра заканчивается тем, что все основные персонажи, включая самого Мартина Ли, ранее также ведомого ненавистью к отцу Гарри Норману Осборну за гибель родителей и бесчеловечные опыты, справились со своими внутренними демонами и преодолели ненависть к себе и к другим. Кроме одного - самого Нормана. На фоне того, что его сын впал в кому, Осборн возненавидел ещё больше, причём не столько "пауков", которых он считал ответственными за это, сколько... самого себя. Он уже потерял супругу от этой самой болезни, и считал себя виновным в этом, вследствие чего не мог себе позволить потерять ещё и сына, иначе у него просто не будет смысла жить. А смысл жизни при ненависти к себе может быть только один - месть. И похоже, именно она станет двигателем следующей игры серии, где со значительной долей вероятности бывший мэр Нью-Йорка предстанет в образе нового злодея - Зелёного гоблина.
Вместе с тем, сама игра не только повествует нам о том, как её герои преодолевали собственное чувство ненависти, но и даёт нам, живым людям, совет, как избежать такой эмоции. Ведь по факту, в нашем мире нет психотерапевтов, способных провести человеку экскурсию по его собственному подсознанию и залечить эмоциональные раны, находясь внутри него. Соответственно, для профилактики ненависти к себе и другим и смежных негативных эмоций нужна некая методика, и именно её в одном из воспоминаний Питера озвучивает тётя Мэй:
"Я хотела успеть везде, но не успевала нигде. И я сдала назад. Баланс - это путь. Не конечная цель".
Баланс - это и есть то самое лекарство от ненависти, принимать которое нужно в течение всей жизни. Когда люди не могут расставить приоритеты, они не успевают сделать многое из того, что хотели бы. Далее, они начинают упрекать себя за это, занижая свою самооценку и, в средне- и долгосрочной перспективе, взращивая презрение и ненависть к самим себе.
Между тем, умение грамотно сбалансировать работу и хобби, служебное и личное, а также другие сферы жизни становится залогом того, что становится легче жить. Не пытаться успеть везде, не распыляться, а делать то, что по-настоящему дорого и важно, - вот рецепт истинного счастья. Именно такой совет устами Мэй Паркер игра даёт не только главному герою, но и всем нам.
P.S. Материал открыт.
UPD: Забыл ещё об одном, также не менее важном посыле. Фонд, который учреждает Гарри Осборн и куда он приглашает Питера, имеет лозунг "Мы исцелим мир!", и его инициативы действительно направлены на благие цели (борьба с голодом, устойчивое развитие, энергетическая безопасность). Однако в конечном итоге, уже будучи в обличье Венома, Гарри будет понимать этот лозунг иначе: "исцеление" через заражение симбиотом. Данный сюжетный ход также в некотором роде показателен: прежде чем исцелять мир, надо сначала полностью исцелить себя. Не только в физическом, но и в психологическом плане.