logo
0
читателей
Сон на яву  Автор создаёт пространство для осмысления повседневных явлений и их влияния на человеческую природу. Культурные и социальные контексты реальности вдохновят читателей на размышления и новые открытия в их собственном восприятии мира.
Публикации Уровни подписки О проекте Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
О проекте
Этот проект есть сочетание литературы, истории и изобразительного искусства. Целевая аудитория проекта — молодые люди стремящиеся понять и принять литературное и историческое наследие своих предков.

Цели и задачи проекта:

  • Углубление знания литературы и истории среди молодежи.
  • Популяризация элементов культурного и исторического наследия.
  • Поддержка креативности и художественного самовыражения.
  • Содействие диалогу между культурами через литературу и историю.
  • Создание связного текста с историческими и социокультурными факторами.

Дискурс проекта

Диску́рс (от лат. discursus — рассуждение, довод, беседа), связный текст в совокупности с социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и в механизмах сознания. Дискурс — это «речь, погружённая в жизнь».
В социологии дискурс понимается как социально обусловленный способ общения людей и понимания ими социальной действительности. М. Фуко в учении об «археологии» и «генеалогии» знания и власти разработал наиболее широкое представление о дискурсе как некоей общей системе правил производства знания, объясняющей типичные для данного общества и эпохи вербальные и невербальные коммуникативные взаимодействия. «Археология» занимается эмпирическим анализом разнообразных исторических дискурсов, «генеалогия» — их критическим анализом во взаимосвязи с проблемой соотношения в них власти и научного знания. Немецкие авторы вслед за Ю. Хабермасом тяготеют к пониманию дискурса как формы коммуникации — демократической публичной процедуры достижения рационального согласия на признание общезначимости определённых суждений и форм социального поведения. В своей трактовке Хабермас подчёркивает роль культурных мета норм рациональной аргументации и демократического ведения публичных дискуссий потому, что считает этот тип рационального соглашения единственно возможной в современную эпоху формой нравственного согласия между свободными и равными индивидами.

Художественно-изобразительный дискурс проекта

Сопоставление визуальных и вербальных языков в искусстве является актуальной темой для обсуждения, особенно когда речь идет о взаимосвязях между художниками и писателями. В этом контексте можно вспомнить слова Велимира Хлебникова о том, что слово должно следовать за живописью. В современном искусствоведении стоит задаваться вопросом: как естественный язык формирует и обогащает язык изображения. Для понимания этой взаимосвязи необходимо исследовать природу художественной изобразительности и особенности её выражения через фигуры речи.
Исторический авангард служит прекрасным примером того, как слово и изображение взаимодействуют. Авангардные художники использовали риторические приемы, чтобы углубить смысл своих работ. К примеру, в искусстве XX века можно увидеть различные подходы к метафоре — figurative и abstract, где художники одновременно исследуют контексты, традиции и само изображение. Это позволяет нам говорить о визуальных метафорах, которые требуют более глубокого осмысления, чем простое перенесение языковых понятий на изобразительные формы.
Существуют определенные методологии для анализа связи между искусством и литературой, и важно отметить, что традиции, существующие в гуманитарных науках, постепенно проникают в искусствоведение. Применение семиотического метода позволяет взглянуть на изображение как на текст с внутренними связями, где риторические элементы влияют на восприятие картины. Например, художники, как Ван Гог и Шагал, используют метонимию и метафору, придавая своим работам многослойность и эмоциональную насыщенность.
Однако важно помнить о пределах аналогии между языком художественного произведения и вербальным языком. Не все аспекты визуального искусства можно напрямую переводить на язык риторики. Существует множество тонкостей, которые нужно учитывать. Например, в работе Шагала можно заметить, как элементы его картины метафорически передают ощущение любви и нежности, что не всегда можно выразить через традиционные языковые конструкции.
Таким образом, вопрос о соотношении изобразительного языка и естественного языка требует внимательного изучения. Визуальные изображения часто метонимичны по своей природе, но в зависимости от жанра могут проявлять предпочтения к различным тропам. Примеры изаров одной эпохи могут пересекаться, создавая сложные реляции, так как художники черпают вдохновение из литературы и наоборот. Необходимо акцентировать внимание на том, как применяемые тропы предполагают понимание произведения как целого, а не разрозненных элементов, что открывает новые горизонты для интерпретации и анализа.
Эти исследования показывают, что взаимовлияние искусства и литературы является неотъемлемой частью культурного контекста. Понимание того, как риторические приемы формируют визуальную поэтику, позволяет глубже осознать значимость искусства в обществе и его роль в передаче идей. Как следствие, дальнейшее изучение этих взаимосвязей может привести к новым открытиям и пониманию сложных зависимостей между словами и образами, что имеет огромное значение для изучения как изобразительного искусства, так и литературы.

 Элемент дискурса имя художника или фотографа на изображении

Проблема имени художника и его подписи открывает интересные перспективы для анализа взаимодействия визуальных и вербальных элементов в художественных произведениях. Эта тема охватывает широкий спектр вопросов, включая онтологический статус изображения, мифологизацию имени мастера и соотношение визуального и вербального. Таким образом, имя художника и его подпись не просто идентифицируют произведение, но и насыщают его культурным и символическим смыслом.
Изображение в своем ядре носит номинативный характер, то есть оно именует объекты, персоны или идеи, будь то в миметической или абстрактной форме. Имя художника, известное зрителям, становится мостом между его творением и зрителем, подтверждая авторство и уникальность произведения. Благодаря этому процессу происходит своего рода риторика, где имя художника становится знаковым указанием на его участие в процессе создания изображения. Подпись, являющаяся визуальной формой такого именования, усиливает этот смысл, связывая имя с индивидуальной творческой практикой.
Имя и подпись художника представляют собой культурный символ, ставший заметным с древних времен. Роль имени художника в искусстве также эволюционировала: в античности авторы чаще всего оставались безымянными, тогда как в новое время индивидуальное авторство стало важной частью обретения статуса и признания. Появление имени в сочетании с подписью стало обозначением права собственности, подтверждением, что произведение принадлежит определенному мастеру.
Стоит отметить, что имя художника имеет особое значение в контексте экспертизы. Подпись на произведении становится ключевым элементом в определении его подлинности. Каждая подпись уникальна, и ее достоверность подтверждается экспертами, что делает анализ идентификации художника не просто техническим процессом, а важной частью культурной и художественной дискуссии. Имя и подпись художника становятся не просто отметками, но и символами, которые устанавливают связь между произведением и его автором, входя в более широкий контекст культурного восприятия и оценивания искусства.
Имя художника на произведении может быть связано не только с индивидуальным стилем, но и с более широкими культурными и историческими контекстами. Подпись может быть графическим образом имени, которое запоминается и ассоциируется с определенным художественным стилем или эпохой. Например, подпись таких мастеров, как Пикассо или Матисс, становится символом их креативности и творческого подхода, ассоциируясь с определенными культурными явлениями.
Однако подпись также выполняет другие функции. Она может быть элементом композиции, взаимодействуя с другими словами или изображениями на полотне, создавая многослойность смысла. Это обращение к материалу и жесту художника, демонстрируя не только авторство, но и его уникальный подход к искусству. В этом контексте подпись становится неотъемлемой частью произведения, предлагая зрителям возможность глубже воспринимать созданное изображение.
В современном искусстве имя и подпись художника могут переливаться в разные формы, начиная от традиционных подписей и заканчивая более экспериментальными подходами, такими как графические лигатуры. В этом смысле подписи становятся не просто символами, а частью общей композиции, участвующей в формировании уникального художественного языка.
Таким образом, имя художника или фотографа и его подпись многофункциональны, они соединяют в себе аспекты авторства, идентификации и ритуальности, становясь важным инструментом понимания не только самого произведения искусства, но и культурных контекстов, в которых это искусство существует. Интерес к именам и подписям художников позволяет глубже понять динамику связи между творцом, его творением и зрителем, подчеркивая культурные и исторические значения, которые вложены в каждый художественный жест.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Творческие арабески 500 ₽ месяц 5 100 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Сон на яву
Доступны сообщения

Что получат подписчики уровня?

  • ранний доступ к публикации;
  • возможность повлиять на тему публикации;
  • общий чат с автором;
  • личные поздравления;
  • мерч в подарок.

Что входит в стоимость подписки?

  • доступ ко всем публикациям канала;
  • получение информации о новых публикациях;
  • личное общение с автором канала;
  • еженедельное анонсирование будущих публикаций;
  • Получение 4-х публикаций в неделю

Дополнительные преимущества у подписчиков уровня:

Sponsr не рекламирует подписчикам другие проекты и не делает рассылок с рекомендациями похожих проектов или интересных постов. Это выгодно выделяет на фоне RuTube и VK, которые подставляют рекламу автоматически.

Осуществляем взаимный пиар в соцсетях на дружественных каналах.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
литература 3 Аллюзия 2 вдохновение 2 Вечные истины 2 восприятие 2 время 2 интерпретация 2 Критическая точка зрения 2 Многозначность 2 текст 2 Улисс 2 эмоции 2 «серийность» текста 1 Авторство и читатель 1 Административная структура 1 акты милосердия 1 Альтернативные исходы 1 Басни 1 Борхес 1 Бронислав Виногродский 1 будущее 1 Вдохновение и размышления 1 Взгляд на жизнь 1 временная помета 1 выбор 1 Выбор и последствия 1 Вызовы 1 гуманитарные проекты 1 Джеймс Джойс 1 добро и зло 1 Древний город 1 Иван Крылов 1 идентичность 1 Иисус Христос 1 Иллюзия 1 индустрия 1 инновации 1 интервью 1 интертекстуальность 1 истории 1 Историческое наследие 1 культурное наследие 1 Культурные отсылки 1 Культурный обмен 1 Культуры и мифология 1 лабиринт 1 личный рост 1 любовь к ближнему 1 Марсель Пруст 1 Множественные реальности 1 модернизм 1 мораль 1 Мотивация 1 мышление 1 НАСЛЕДИЕ 1 Невозможные реальности 1 Нравственные дилеммы 1 Образы животных 1 общественное благо 1 общественное мнение 1 общинные инициативы 1 опыт 1 ответственность 1 память 1 Параллельные вселенные 1 перемены 1 Переплетение путей 1 перспективы 1 Писатели и издатели 1 Поиск смысла 1 Политические репрессии 1 помощь нуждающимся 1 поток сознания 1 православие 1 преобразование общества 1 проблемы 1 психологический контекст 1 Псковская земля 1 Путешествие 1 Развитие 1 Реальность и фантазия 1 ретроспекция 1 решение 1 решения 1 русская литература 1 Самоцензура 1 свобода воли 1 Свобода и ответственность 1 Свобода слова 1 символизм 1 служение другим 1 смысл жизни 1 советы 1 сострадание 1 социальная справедливость 1 Социальное сопротивление 1 Социальные явления 1 стойкость 1 судьба 1 творчество 1 Творчество Джойса 1 Творчество как приключение 1 Технологии и глобализация 1 тренды 1 Трудности 1 уроки 1 успех 1 Учения Иисуса 1 Федор Достоевский 1 философия 1 Философские размышления 1 христианские ценности 1 цели 1 цензура 1 Цифровая платформа 1 Человеческая природа 1 Человеческие пороки 1 Экспериментальный язык 1 эксперт 1 Больше тегов
Читать: 11+ мин
logo Сон на яву

Вымышленное интервью о вымышленных историях…

Приглашаю ‎читателей‏ ‎погрузиться ‎в ‎захватывающий ‎мир ‎мысли‏ ‎писателя ‎XX‏ ‎века‏ ‎— ‎Хорхе ‎Луиса‏ ‎Борхеса. ‎Борхес‏ ‎делится ‎своими ‎взглядами ‎на‏ ‎человеческую‏ ‎природу, ‎идентичность‏ ‎и ‎роль‏ ‎памяти, ‎раскрывая ‎тайны ‎своих ‎самых‏ ‎известных‏ ‎произведений. ‎Этот‏ ‎разговор ‎—‏ ‎не ‎просто ‎изучение ‎его ‎работ,‏ ‎но‏ ‎и‏ ‎глубокое ‎исследование‏ ‎философских ‎концепций,‏ ‎которые ‎формируют‏ ‎наш‏ ‎современный ‎мир.

Вымышленное‏ ‎интервью ‎о ‎вымышленных ‎историях ‎—‏ ‎это ‎словно‏ ‎войти‏ ‎в ‎мир ‎бесконечного‏ ‎лабиринта, ‎где‏ ‎реальность ‎и ‎фантазия ‎Хорхе‏ ‎Луиса‏ ‎Борхеса ‎переплетаются,‏ ‎создавая ‎уникальный‏ ‎опыт. ‎Он ‎славится ‎вымышленными ‎историями,‏ ‎которые‏ ‎значительно ‎углубляют‏ ‎наше ‎понимание‏ ‎человеческой ‎природы ‎и ‎концепций ‎времени,‏ ‎пространства‏ ‎и‏ ‎идентичности. ‎Позвольте‏ ‎мне ‎представить‏ ‎вам ‎это‏ ‎интервью.

Этого‏ ‎автора ‎открыл‏ ‎только ‎в ‎этом ‎году. ‎Чем‏ ‎он ‎заинтересовал‏ ‎моё‏ ‎внимание? ‎Во-первых, ‎писатель‏ ‎является ‎современником‏ ‎дедушки ‎Марка ‎Ефимовича ‎Тарлавина,‏ ‎он‏ ‎на ‎5‏ ‎лет ‎моложе‏ ‎дедушки. ‎Во-вторых, ‎писатель ‎и ‎мой‏ ‎современник,‏ ‎он ‎умер‏ ‎14 ‎июня‏ ‎1986 ‎года. ‎В ‎третьих ‎его‏ ‎вымышленные‏ ‎истории‏ ‎очень ‎созвучны‏ ‎моему ‎видению‏ ‎мира. ‎Вымышленное‏ ‎интервью‏ ‎о ‎вымышленных‏ ‎историях ‎составлено ‎мною ‎исходя ‎из‏ ‎текстов ‎рассказов‏ ‎автора.

Есть‏ ‎и ‎иная ‎особенность‏ ‎восприятия ‎текстов‏ ‎автора. ‎Впервые ‎за ‎50‏ ‎лет‏ ‎начал ‎читать‏ ‎тексты ‎в‏ ‎слух, ‎пересказывать ‎уже ‎прочитанное ‎на‏ ‎кануне‏ ‎и ‎делать‏ ‎пометки ‎в‏ ‎заинтересовавших ‎меня ‎местах. ‎Так ‎родилось‏ ‎вымышленное‏ ‎интервью‏ ‎о ‎вымышленных‏ ‎историях. ‎Да,‏ ‎такое ‎чтение‏ ‎очень‏ ‎медленно ‎идёт,‏ ‎но ‎зато ‎я ‎пережил ‎истории‏ ‎вместе ‎с‏ ‎автором.‏ ‎Более ‎того, ‎мне‏ ‎удалось ‎очутиться‏ ‎в ‎шкуре ‎тех ‎о‏ ‎ком‏ ‎рассказывал ‎автор.

Интервьюер: В‏ ‎вашем ‎творчестве‏ ‎есть ‎заметные ‎элементы ‎мифологии ‎и‏ ‎аллюзии‏ ‎на ‎различные‏ ‎культуры. ‎Как‏ ‎вы ‎выбираете, ‎какие ‎культурные ‎аспекты‏ ‎интегрировать‏ ‎в‏ ‎свои ‎работы?

Борхес: Я‏ ‎вливаюсь ‎в‏ ‎различные ‎культуры,‏ ‎пытаясь‏ ‎понять ‎их‏ ‎суть ‎и ‎философию. ‎Каждая ‎культура‏ ‎имеет ‎свои‏ ‎мифы,‏ ‎свои ‎идеи ‎о‏ ‎мире ‎и‏ ‎человеческой ‎природе. ‎Я ‎не‏ ‎просто‏ ‎заимствую ‎их;‏ ‎я ‎стараюсь‏ ‎переплести ‎эти ‎концепции ‎с ‎тем,‏ ‎что‏ ‎знакомо ‎мне.‏ ‎Это ‎своеобразный‏ ‎диалог ‎между ‎эпохами ‎и ‎народами.‏ ‎Например,‏ ‎я‏ ‎часто ‎обращаюсь‏ ‎к ‎индийской‏ ‎философии, ‎потому‏ ‎что‏ ‎она ‎добавляет‏ ‎многослойность ‎к ‎нашему ‎восприятию ‎времени.‏ ‎Я ‎исследую,‏ ‎как‏ ‎разные ‎культуры ‎подходят‏ ‎к ‎вопросам‏ ‎существования, ‎символики ‎и ‎истины.

Интервьюер: Ваша‏ ‎известная‏ ‎работа ‎«Сад‏ ‎разбитых ‎дорожек»‏ ‎впечатляет ‎своей ‎структурой, ‎которая ‎комбинирует‏ ‎множество‏ ‎возможных ‎исходов.‏ ‎Что ‎вы‏ ‎хотите ‎донести ‎до ‎читателя ‎через‏ ‎такой‏ ‎подход?

Борхес: Эта‏ ‎работа ‎—‏ ‎своеобразное ‎исследование‏ ‎выбора ‎и‏ ‎его‏ ‎последствий. ‎В‏ ‎жизни ‎нам ‎предоставляется ‎множество ‎вариантов,‏ ‎и ‎каждый‏ ‎из‏ ‎них ‎порождает ‎свои‏ ‎последствия ‎и‏ ‎возможности. ‎Я ‎стремлюсь ‎показать,‏ ‎что‏ ‎каждая ‎наша‏ ‎выборка ‎формирует‏ ‎не ‎только ‎нас, ‎но ‎и‏ ‎наше‏ ‎окружение, ‎создавая‏ ‎множество ‎реальностей.‏ ‎Сложность ‎и ‎абсурдность ‎человеческого ‎существования‏ ‎проявляются‏ ‎в‏ ‎этих ‎перекрестках,‏ ‎и ‎читатель‏ ‎может ‎осознать,‏ ‎что‏ ‎в ‎каждом‏ ‎решении ‎скрыта ‎сила ‎создания ‎нового‏ ‎мира.

Интервьюер: Как ‎вы‏ ‎относитесь‏ ‎к ‎концепции ‎авторства?‏ ‎Верите ‎ли‏ ‎вы, ‎что ‎автор ‎контролирует‏ ‎свое‏ ‎произведение?

Борхес: Я ‎считаю,‏ ‎что ‎текст‏ ‎обретает ‎жизнь ‎лишь ‎тогда, ‎когда‏ ‎его‏ ‎читает ‎кто-то‏ ‎другой. ‎Автор‏ ‎создает ‎мир, ‎но ‎каждый ‎читатель‏ ‎заполняет‏ ‎его‏ ‎своим ‎собственным‏ ‎опытом ‎и‏ ‎интерпретацией. ‎Я‏ ‎не‏ ‎верю ‎в‏ ‎абсолютный ‎контроль ‎над ‎своим ‎произведением;‏ ‎по ‎сути,‏ ‎произведение‏ ‎существует ‎в ‎бесконечном‏ ‎диалоге ‎с‏ ‎его ‎читателями. ‎Каждый ‎читатель‏ ‎—‏ ‎это ‎новый‏ ‎автор, ‎который‏ ‎приводит ‎текст ‎к ‎новой ‎интерпретации,‏ ‎вписывает‏ ‎его ‎в‏ ‎свою ‎реальность‏ ‎и ‎в ‎свою ‎жизнь.

Интервьюер: И ‎в‏ ‎заключение,‏ ‎что‏ ‎бы ‎вы‏ ‎посоветовали ‎начинающим‏ ‎писателям, ‎желающим‏ ‎следовать‏ ‎вашим ‎стопам?

Борхес: Я‏ ‎бы ‎посоветовал ‎не ‎бояться ‎искать‏ ‎и ‎прощупывать‏ ‎возможные‏ ‎глубины ‎человеческой ‎сущности.‏ ‎Каждый ‎писатель‏ ‎должен ‎быть ‎исследователем, ‎готовым‏ ‎к‏ ‎тому, ‎чтобы‏ ‎идти ‎в‏ ‎неизвестное. ‎Читайте ‎не ‎только ‎великих‏ ‎мастеров,‏ ‎но ‎и‏ ‎те ‎произведения,‏ ‎которые ‎вы ‎никогда ‎не ‎думали‏ ‎бы‏ ‎прочитать.‏ ‎Искренность ‎и‏ ‎смелость ‎в‏ ‎подходе ‎к‏ ‎созданию‏ ‎текста ‎—‏ ‎вот ‎ключ ‎к ‎открытию ‎настоящих‏ ‎горизонтов. ‎Используйте‏ ‎свою‏ ‎уникальную ‎перспективу, ‎и‏ ‎не ‎забывайте,‏ ‎что ‎творчество ‎— ‎это‏ ‎невероятное‏ ‎приключение, ‎полное‏ ‎трудностей ‎и‏ ‎удовлетворения.

Таким ‎образом, ‎Борхес ‎создает ‎мир,‏ ‎который‏ ‎служит ‎не‏ ‎только ‎интеллектуальным,‏ ‎но ‎и ‎эмоциональным ‎пространством ‎для‏ ‎своих‏ ‎читателей.‏ ‎Его ‎искусство‏ ‎продолжает ‎вдохновлять‏ ‎многих, ‎и‏ ‎его‏ ‎идеи ‎о‏ ‎бесконечности, ‎мифах ‎и ‎естестве ‎человеческого‏ ‎существования ‎остаются‏ ‎актуальными‏ ‎и ‎сегодня.

содержание ‎своего‏ ‎произведения, ‎или,‏ ‎возможно, ‎произведение ‎имеет ‎собственную‏ ‎жизнь,‏ ‎выходящую ‎за‏ ‎пределы ‎намерений‏ ‎автора?

Борхес: Это ‎глубокий ‎вопрос, ‎и ‎я,‏ ‎безусловно,‏ ‎считаю, ‎что‏ ‎произведение ‎искусства‏ ‎может ‎развиваться ‎независимо ‎от ‎того,‏ ‎каковы‏ ‎были‏ ‎первоначальные ‎намерения‏ ‎автора. ‎Как‏ ‎только ‎текст‏ ‎опубликован‏ ‎и ‎попадает‏ ‎в ‎руки ‎читателя, ‎он ‎начинает‏ ‎восприниматься ‎через‏ ‎призму‏ ‎личного ‎опыта ‎и‏ ‎восприятия ‎каждого‏ ‎отдельного ‎человека. ‎Читатель ‎действительно‏ ‎может‏ ‎вложить ‎в‏ ‎текст ‎собственные‏ ‎смыслы ‎и ‎ассоциации, ‎и ‎это‏ ‎обогащает‏ ‎произведение, ‎придавая‏ ‎ему ‎многослойность.

Я‏ ‎верю ‎в ‎концепцию ‎текста ‎как‏ ‎объекта,‏ ‎который‏ ‎живет ‎своей‏ ‎жизнью. ‎Автор‏ ‎может ‎задать‏ ‎определенные‏ ‎вопросы ‎и‏ ‎предложения, ‎но ‎в ‎конечном ‎итоге‏ ‎текст ‎становится‏ ‎полем‏ ‎интерпретации. ‎Это ‎можно‏ ‎сравнить ‎с‏ ‎музыкальным ‎произведением. ‎Даже ‎если‏ ‎композитор‏ ‎написал ‎ноты,‏ ‎каждая ‎интерпретация‏ ‎музыки ‎исполнителем ‎будет ‎уникальна. ‎Этот‏ ‎процесс‏ ‎интерпретации, ‎будь‏ ‎то ‎литература‏ ‎или ‎музыка, ‎подчеркивает, ‎что ‎творчество‏ ‎—‏ ‎это‏ ‎не ‎просто‏ ‎результат ‎индивидуального‏ ‎труда, ‎но‏ ‎и‏ ‎взаимодействие ‎между‏ ‎автором, ‎текстом ‎и ‎читателем.

Интервьюер: Таким ‎образом,‏ ‎можно ‎сказать,‏ ‎что‏ ‎вы ‎видите ‎читателя‏ ‎как ‎активного‏ ‎участника ‎в ‎создании ‎смыслов?

Борхес: Совершенно‏ ‎верно.‏ ‎Читатель ‎—‏ ‎не ‎просто‏ ‎пассивный ‎наблюдатель; ‎он ‎является ‎соавтором‏ ‎текста.‏ ‎В ‎этом‏ ‎взаимодействии ‎заключена‏ ‎суть ‎литературы. ‎Каждый ‎читатель ‎привносит‏ ‎в‏ ‎чтение‏ ‎свой ‎опыт,‏ ‎свои ‎впечатления‏ ‎и ‎свои‏ ‎интерпретации,‏ ‎что ‎создает‏ ‎уникальную ‎динамику. ‎Я ‎стремлюсь ‎писать‏ ‎тексты, ‎которые‏ ‎позволяют‏ ‎читателю ‎думать, ‎анализировать‏ ‎и ‎задавать‏ ‎вопросы. ‎Истинная ‎литература ‎побуждает‏ ‎к‏ ‎размышлениям, ‎оставляя‏ ‎пространство ‎для‏ ‎внутреннего ‎диалога.

Интервьюер: Это ‎ведет ‎нас ‎к‏ ‎вопросу‏ ‎о ‎памяти.‏ ‎Память, ‎как‏ ‎личная, ‎так ‎и ‎коллективная, ‎часто‏ ‎фигурирует‏ ‎в‏ ‎ваших ‎работах.‏ ‎Как ‎вы‏ ‎видите ‎роль‏ ‎памяти‏ ‎в ‎формировании‏ ‎идентичности ‎человека?

Борхес: Память ‎— ‎это ‎фундаментальная‏ ‎составляющая ‎нашей‏ ‎идентичности.‏ ‎Наша ‎личная ‎история,‏ ‎опыт, ‎наши‏ ‎воспоминания ‎формируют ‎наше ‎«я».‏ ‎Однако‏ ‎существует ‎и‏ ‎коллективная ‎память,‏ ‎которая ‎объединяет ‎людей ‎и ‎определяет‏ ‎культуру.‏ ‎Мы ‎все‏ ‎являемся ‎продуктами‏ ‎не ‎только ‎своего ‎прошлого, ‎но‏ ‎и‏ ‎прошлого‏ ‎общества, ‎к‏ ‎которому ‎принадлежим.‏ ‎Эта ‎взаимосвязь‏ ‎между‏ ‎личными ‎и‏ ‎коллективными ‎воспоминаниями ‎создает ‎порой ‎парадоксальную‏ ‎реальность, ‎когда‏ ‎личные‏ ‎переживания ‎переплетаются ‎с‏ ‎историями ‎всей‏ ‎нации ‎или ‎даже ‎человечества.

В‏ ‎своих‏ ‎работах ‎я‏ ‎пытаюсь ‎размыть‏ ‎границы ‎между ‎сном ‎и ‎явью,‏ ‎реальностью‏ ‎и ‎вымыслом,‏ ‎подчеркивая, ‎что‏ ‎память ‎может ‎быть ‎ненадежной. ‎Истории‏ ‎могут‏ ‎изменяться,‏ ‎подвергаться ‎интерпретации‏ ‎и ‎забвению,‏ ‎и ‎именно‏ ‎это‏ ‎делает ‎нас‏ ‎теми, ‎кто ‎мы ‎есть. ‎Мы‏ ‎живем ‎в‏ ‎сети‏ ‎взаимосвязанных ‎воспоминаний, ‎и,‏ ‎освобождая ‎их‏ ‎из ‎прошлого, ‎мы ‎можем‏ ‎создать‏ ‎совершенно ‎новые‏ ‎нарративы ‎в‏ ‎настоящем.

Интервьюер: Как ‎вы ‎видите ‎превращение ‎литературы‏ ‎в‏ ‎современную ‎эпоху,‏ ‎особенно ‎с‏ ‎учетом ‎технологий ‎и ‎глобализации?

Борхес: Мы ‎находимся‏ ‎в‏ ‎удивительном‏ ‎времени, ‎когда‏ ‎доступ ‎к‏ ‎литературе ‎стал‏ ‎более‏ ‎широким ‎благодаря‏ ‎технологиям. ‎Однако ‎с ‎этим ‎приходит‏ ‎и ‎определенная‏ ‎ответственность.‏ ‎Литература ‎теперь ‎может‏ ‎достигать ‎еще‏ ‎больших ‎масштабов, ‎освобождая ‎голоса,‏ ‎которые‏ ‎ранее ‎могли‏ ‎быть ‎игнорированы.‏ ‎Но, ‎с ‎другой ‎стороны, ‎выбор,‏ ‎который‏ ‎мы ‎делаем,‏ ‎становится ‎более‏ ‎сложным, ‎а ‎возможности ‎— ‎одновременно‏ ‎и‏ ‎обогащающими,‏ ‎и ‎подавляющими.

Глобализация‏ ‎привела ‎к‏ ‎смешению ‎культурных‏ ‎влияний,‏ ‎что ‎создает‏ ‎новые ‎формы ‎литературного ‎выражения, ‎но‏ ‎иногда ‎также‏ ‎может‏ ‎угрожать ‎уникальности ‎и‏ ‎самобытности ‎отдельных‏ ‎культур. ‎Как ‎писатели ‎и‏ ‎читатели,‏ ‎мы ‎должны‏ ‎учитывать ‎эти‏ ‎изменчивые ‎реалии ‎и ‎быть ‎внимательными‏ ‎к‏ ‎тому, ‎как‏ ‎мы ‎взаимодействуем‏ ‎с ‎текстами. ‎Мне ‎интересно ‎наблюдать,‏ ‎как‏ ‎новая‏ ‎среда ‎порождает‏ ‎новые ‎подходы,‏ ‎и ‎как‏ ‎технологии‏ ‎могут ‎помочь‏ ‎создать ‎новые ‎нарративы, ‎которые ‎затрагивают‏ ‎более ‎широкие‏ ‎темы‏ ‎и ‎служат ‎различным‏ ‎аудиториям.

Человечество ‎всегда‏ ‎искало ‎смыслы ‎и ‎связи‏ ‎через‏ ‎рассказанные ‎истории,‏ ‎и, ‎несмотря‏ ‎на ‎изменения, ‎это ‎основополагающее ‎стремление‏ ‎остается.‏ ‎В ‎будущем‏ ‎литература ‎будет‏ ‎продолжать ‎развиваться, ‎но ‎суть ‎останется‏ ‎прежней‏ ‎—‏ ‎это ‎будет‏ ‎продолжение ‎поиска‏ ‎человеческого ‎опыта‏ ‎и‏ ‎глубоких ‎истин,‏ ‎которые ‎формируют ‎людей ‎и ‎общества.

ть‏ ‎так, ‎чтобы‏ ‎мой‏ ‎текст ‎давал ‎возможность‏ ‎для ‎многообразной‏ ‎интерпретации. ‎Это ‎значит, ‎что‏ ‎я‏ ‎часто ‎использую‏ ‎символику, ‎образы‏ ‎и ‎идеи, ‎которые ‎могут ‎быть‏ ‎истолкованы‏ ‎по-разному, ‎в‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎восприятия ‎конкретного ‎читателя.

Это ‎также ‎приводит‏ ‎меня‏ ‎к‏ ‎мысли ‎о‏ ‎бесконечности ‎литературы.‏ ‎Каждое ‎чтение‏ ‎текста‏ ‎может ‎быть‏ ‎новым ‎опытом, ‎подобно ‎тому, ‎как‏ ‎каждый ‎раз,‏ ‎когда‏ ‎мы ‎слушаем ‎симфонию,‏ ‎мы ‎можем‏ ‎находить ‎новые ‎нюансы ‎и‏ ‎детали.‏ ‎Так, ‎ранее‏ ‎мной ‎написанные‏ ‎произведения ‎могут ‎восприниматься ‎совершенно ‎иначе‏ ‎в‏ ‎разное ‎время‏ ‎и ‎в‏ ‎разных ‎культурных ‎контекстах. ‎Это ‎взаимодействие‏ ‎между‏ ‎текстом‏ ‎и ‎читателем‏ ‎создает ‎бесконечное‏ ‎множество ‎значений‏ ‎и‏ ‎интерпретаций, ‎придавая‏ ‎произведению ‎уникальность.

Как ‎писатель, ‎я ‎всегда‏ ‎надеюсь, ‎что‏ ‎мои‏ ‎читатели, ‎погружаясь ‎в‏ ‎текст, ‎будут‏ ‎не ‎только ‎воспринимать ‎его‏ ‎смысл,‏ ‎но ‎и‏ ‎задавать ‎вопросы,‏ ‎искать ‎ответы ‎и, ‎в ‎конечном‏ ‎итоге,‏ ‎принимать ‎участие‏ ‎в ‎созидательном‏ ‎процессе. ‎Это ‎позволяет ‎литературе ‎быть‏ ‎живым‏ ‎организмом‏ ‎(в ‎определенном‏ ‎смысле), ‎постоянно‏ ‎развивающимся ‎и‏ ‎приспосабливающимся.‏ ‎Каждый ‎читатель‏ ‎становится ‎частью ‎этой ‎эволюции.

Следовательно, ‎в‏ ‎работах, ‎которые‏ ‎я‏ ‎создаю, ‎к ‎каждому‏ ‎элементу ‎стоит‏ ‎относиться ‎как ‎к ‎индикатору,‏ ‎направляющему‏ ‎читателя ‎к‏ ‎новым ‎размышлениям‏ ‎и ‎интерпретациям. ‎Это ‎одновременно ‎и‏ ‎дар,‏ ‎и ‎ответственность‏ ‎— ‎быть‏ ‎частью ‎такого ‎процесса, ‎где ‎каждый‏ ‎может‏ ‎вносить‏ ‎свой ‎вклад‏ ‎в ‎восприятие‏ ‎текста ‎и‏ ‎его‏ ‎значения. ‎Таким‏ ‎образом, ‎литература ‎становится ‎не ‎только‏ ‎отражением ‎человеческого‏ ‎опыта,‏ ‎но ‎и ‎активным‏ ‎пространством ‎для‏ ‎поиска ‎истины ‎и ‎самовыражения.

Из‏ ‎представленного‏ ‎текста ‎интервью‏ ‎могут ‎быть‏ ‎выделены ‎следующие ‎ключевые ‎слова ‎и‏ ‎фразы,‏ ‎отражающие ‎основные‏ ‎темы ‎и‏ ‎идеи:

  1. Борхес — основное ‎лицо ‎интервью, ‎выдающийся ‎писатель,‏ ‎чьи‏ ‎взгляды‏ ‎и ‎идеи‏ ‎обсуждаются.
  2. Лабиринт — метафора, ‎символизирующая‏ ‎сложность ‎и‏ ‎многослойность‏ ‎его ‎произведений.
  3. Реальность‏ ‎и ‎фантазия — основные ‎концепции, ‎переплетающиеся ‎в‏ ‎его ‎литературе.
  4. Человеческая‏ ‎природа — центральная‏ ‎тема ‎его ‎вымышленных‏ ‎историй, ‎которая‏ ‎углубляет ‎понимание ‎читателей.
  5. Культуры ‎и‏ ‎мифология — обсуждаются‏ ‎влияние ‎различных‏ ‎культур ‎и‏ ‎мифов ‎на ‎его ‎творчество.
  6. Идентичность — роль ‎памяти‏ ‎и‏ ‎культуры ‎в‏ ‎формировании ‎личной‏ ‎и ‎коллективной ‎идентичности.
  7. Выбор ‎и ‎последствия — концепция,‏ ‎исследуемая‏ ‎в‏ ‎работе ‎«Сад‏ ‎разбитых ‎дорожек»,‏ ‎где ‎каждый‏ ‎выбор‏ ‎формирует ‎реальность.
  8. Авторство‏ ‎и ‎читатель — обсуждение ‎активной ‎роли ‎читателя‏ ‎как ‎соавтора,‏ ‎который‏ ‎интерпретирует ‎текст.
  9. Память — как ‎индивидуальная,‏ ‎так ‎и‏ ‎коллективная, ‎играет ‎ключевую ‎роль‏ ‎в‏ ‎его ‎работах.
  10. Технологии‏ ‎и ‎глобализация — влияние‏ ‎современных ‎изменений ‎на ‎литературу ‎и‏ ‎ее‏ ‎развитие.
  11. Творчество ‎как‏ ‎приключение — совет ‎начинающим‏ ‎писателям ‎о ‎смелости ‎и ‎искренности‏ ‎в‏ ‎их‏ ‎подходе.

Эти ‎ключевые‏ ‎слова ‎и‏ ‎фразы ‎помогают‏ ‎ярче‏ ‎понять ‎основные‏ ‎идеи ‎и ‎концепции, ‎озвученные ‎в‏ ‎интервью ‎с‏ ‎Борхесом,‏ ‎а ‎также ‎его‏ ‎философские ‎взгляды‏ ‎на ‎литературу ‎и ‎человеческое‏ ‎существование.

Читать: 6+ мин
logo Идеи для Родителей

128. Русский бро отвергает моду, разработанную в глобальном минкультуры

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 220₽ в месяц

Минутка продолжений.
На исходе 2024 года писал о прямой спине, как основе любого имиджа, а сегодня речь пойдёт о заимствовании культурных образцов, которое нередко происходит без учёта уже имеющегося в наличии контекста. Источником таких образцов зачастую выступают иностранные организации, по которым Виктор Пелевин прошёлся в своём романе "Круть": Говорят, в Америке нет министерства культуры...

Читать: 5+ мин
logo Идеи для Родителей

127. Почтенное христианское учреждение обучает выстраиванию и сохранению авторитета

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 220₽ в месяц

К вопросу об Институте репутации.
В череде историй, повествующих об иностранцах, которые решили переехать на ПМЖ в Россию или же перейти в православие (это может предшествовать переезду, но пока что не обязательно), попадаются настоящие жемчужины подвида, запечатлённого на скриншоте выше: Основатель и фронтмен культовой дет-металл группы Sepultura Макс Кавалера пишет новую песню под репродукцией...

Читать: 9+ мин
logo Идеология и смыслы

Кто такие русские или про русскую идентичность глазами иностранца

Есть ‎такой‏ ‎миф, ‎что ‎жители ‎Спарты ‎не‏ ‎писали ‎сами‏ ‎что-то‏ ‎про ‎себя, ‎поэтому‏ ‎мы ‎знаем‏ ‎о ‎спартанцах ‎только ‎то,‏ ‎что‏ ‎про ‎них‏ ‎говорили ‎и‏ ‎писали ‎соседи, ‎а ‎точнее ‎—‏ ‎противники.‏ ‎Потому ‎что‏ ‎в ‎те‏ ‎времена ‎в ‎Греции ‎все ‎воевали‏ ‎со‏ ‎всеми‏ ‎периодически. ‎Представьте‏ ‎себе, ‎насколько‏ ‎уважительным ‎отношением‏ ‎может‏ ‎похвастаться ‎Спарта,‏ ‎что ‎даже ‎их ‎откровенные ‎враги‏ ‎оставили ‎о‏ ‎них‏ ‎лишь ‎несколько ‎устрашающих‏ ‎историй ‎о‏ ‎«скале ‎и ‎выброшенных ‎детях»,‏ ‎а‏ ‎все ‎остальное‏ ‎в ‎человеческой‏ ‎памяти ‎о ‎Спарте ‎сквозит ‎суровостью,‏ ‎мужеством,‏ ‎железной ‎дисциплиной‏ ‎и ‎волей.

В‏ ‎России ‎всегда ‎была ‎определенная ‎сложность‏ ‎со‏ ‎взглядом‏ ‎на ‎себя.‏ ‎Мы ‎довольно‏ ‎долго ‎колебались‏ ‎вокруг‏ ‎тех ‎или‏ ‎иных ‎западных ‎точек ‎отсчета, ‎то‏ ‎отрицая ‎Запад‏ ‎(славянофилы,‏ ‎евразийцы), ‎то ‎жаждая‏ ‎его ‎одобрения‏ ‎(западники, ‎местные ‎«либералы»). ‎Не‏ ‎находя‏ ‎однозначного ‎подтверждения‏ ‎ни ‎в‏ ‎одной ‎из ‎крайностей, ‎иногда ‎пытаясь‏ ‎играть‏ ‎в ‎«мост‏ ‎между ‎Западом‏ ‎и ‎Востоком», ‎мы ‎так ‎и‏ ‎не‏ ‎завели‏ ‎собственных ‎критериев‏ ‎оценки ‎себя.‏ ‎И, ‎судя‏ ‎по‏ ‎последним ‎годам,‏ ‎сейчас ‎только ‎пытаемся ‎(в ‎очередной‏ ‎раз) ‎завести‏ ‎такие‏ ‎критерии.

В ‎этой ‎связи‏ ‎хочется ‎посмотреть‏ ‎на ‎Россию ‎глазами ‎иностранца,‏ ‎раз‏ ‎уж ‎своих‏ ‎лекал ‎пока‏ ‎не ‎создали. ‎Но ‎с ‎одним‏ ‎важным‏ ‎уточнением. ‎Человек‏ ‎— ‎деятельное‏ ‎существо, ‎отягощенное ‎или ‎облагороженное ‎сознанием,‏ ‎воображением‏ ‎и‏ ‎желанием ‎воплощать‏ ‎что-то ‎из‏ ‎собственных ‎мыслей.‏ ‎Поэтому‏ ‎часто ‎и‏ ‎в ‎нашей, ‎и ‎в ‎почти‏ ‎любой ‎другой‏ ‎культуре‏ ‎можно ‎встретить ‎мысль,‏ ‎что ‎«судить‏ ‎стоит ‎не ‎по ‎словам,‏ ‎а‏ ‎по ‎делам».‏ ‎В ‎более‏ ‎высоком ‎штиле ‎— ‎по ‎поступкам,‏ ‎т.‏ ‎е. ‎по‏ ‎делам ‎с‏ ‎большой ‎буквы ‎«Д».

Здесь ‎сразу ‎требуется‏ ‎пара‏ ‎оговорок.‏ ‎Во-первых, ‎текст‏ ‎не ‎претендует‏ ‎на ‎объективность‏ ‎и‏ ‎пишется ‎автором,‏ ‎выросшим ‎в ‎русской ‎культуре, ‎что,‏ ‎конечно, ‎накладывает‏ ‎определенные‏ ‎ограничения. ‎Но ‎всегда‏ ‎ли ‎нужна‏ ‎объективность? ‎Если ‎вам ‎тоже‏ ‎кажется,‏ ‎что ‎не‏ ‎всегда ‎и‏ ‎не ‎везде, ‎то ‎предлагаем ‎поразмышлять‏ ‎на‏ ‎заданную ‎тему.‏ ‎Во-вторых, ‎понятие‏ ‎«русский» ‎упоминается ‎в ‎данном ‎тексте‏ ‎в‏ ‎культурном‏ ‎и ‎в‏ ‎политическом ‎смысле,‏ ‎а ‎не‏ ‎в‏ ‎этническом. ‎Для‏ ‎этого ‎и ‎нужен ‎«иностранный ‎взгляд»,‏ ‎чтобы ‎именно‏ ‎из‏ ‎него ‎определить ‎«russians».‏ ‎В-третьих, ‎из‏ ‎него ‎специально ‎вынут ‎весь‏ ‎образ‏ ‎«злого ‎медведя»,‏ ‎который ‎активно‏ ‎используется ‎в ‎западных ‎медиа ‎и‏ ‎не‏ ‎является ‎мнением‏ ‎именно ‎столкнувшихся‏ ‎с ‎русскими ‎воочию.

Проведем ‎мысленный ‎эксперимент,‏ ‎пытаясь‏ ‎попасть‏ ‎в ‎типичный‏ ‎ответ. ‎Итак,‏ ‎что ‎же‏ ‎можно‏ ‎сказать ‎о‏ ‎русских, ‎если ‎смотреть ‎глазами ‎иностранца,‏ ‎который, ‎что‏ ‎важно,‏ ‎представляет ‎ту ‎же‏ ‎профессиональную ‎сферу,‏ ‎о ‎которой ‎идет ‎речь?

Кто‏ ‎такой‏ ‎русский ‎спортсмен?‏ ‎

Существенная ‎часть‏ ‎видов ‎спорта ‎тут ‎отпадет ‎просто‏ ‎географически‏ ‎и ‎исторически.‏ ‎О ‎русских‏ ‎коллегах ‎в ‎мире ‎мало ‎что-то‏ ‎знают‏ ‎баскетболисты,‏ ‎бегуны, ‎пловцы‏ ‎или ‎дайверы,‏ ‎хотя ‎такая‏ ‎вероятность‏ ‎существует. ‎Немного‏ ‎будет ‎данных ‎про ‎футболистов ‎(но‏ ‎они ‎есть),‏ ‎об‏ ‎игроках ‎в ‎волейбол‏ ‎или ‎кёрлинг,‏ ‎про ‎культуристов ‎и ‎т.‏ ‎д.

Но‏ ‎вот ‎ответ‏ ‎хоккеистов, ‎художественных‏ ‎гимнастов, ‎фигуристов ‎представить ‎себе ‎или‏ ‎найти‏ ‎в ‎интервью‏ ‎очень ‎легко.‏ ‎Тоже ‎самое ‎касается ‎синхронного ‎плавания,‏ ‎почти‏ ‎всех‏ ‎видов ‎единоборств,‏ ‎бокса ‎всех‏ ‎весовых ‎категорий,‏ ‎биатлона‏ ‎и, ‎как‏ ‎ни ‎странно, ‎пляжного ‎футбола ‎(поищите,‏ ‎если ‎интересно).

Для‏ ‎всех‏ ‎указанных ‎во ‎втором‏ ‎списке ‎спортсменов‏ ‎русский ‎коллега ‎— ‎принципиальный‏ ‎и‏ ‎волевой ‎соперник.‏ ‎Вечный ‎участник‏ ‎топ-10, ‎а ‎часто ‎и ‎топ-3‏ ‎соревнований,‏ ‎профессионал ‎своего‏ ‎дела. ‎Вместе‏ ‎с ‎тем, ‎очень ‎часто ‎о‏ ‎наших‏ ‎спортсменах‏ ‎отзываются ‎как‏ ‎о ‎душевных‏ ‎и ‎открытых‏ ‎людях,‏ ‎искренних ‎и‏ ‎добрых, ‎простых ‎в ‎желаниях, ‎но‏ ‎интересных ‎собеседниках.‏ ‎Список‏ ‎выдающихся ‎русских ‎по‏ ‎каждому ‎топовому‏ ‎виду ‎спорта ‎состоял ‎бы,‏ ‎конечно,‏ ‎из ‎советских‏ ‎и ‎уже‏ ‎российских ‎граждан, ‎которых, ‎что ‎симптоматично,‏ ‎в‏ ‎глазах ‎иностранцев‏ ‎всегда ‎объединяли‏ ‎в ‎«русских», ‎не ‎смотря ‎на‏ ‎наш‏ ‎разнообразный‏ ‎этнический ‎состав.

Кто‏ ‎такой ‎русский‏ ‎деятель ‎искусства?

Здесь,‏ ‎чтобы‏ ‎претендовать ‎хоть‏ ‎на ‎какую-то ‎долю ‎объективности, ‎надо‏ ‎сразу ‎отсечь‏ ‎сферу‏ ‎кино. ‎К ‎сожалению‏ ‎или ‎к‏ ‎счастью, ‎наших ‎актеров ‎кино‏ ‎в‏ ‎мире ‎сейчас‏ ‎мало ‎кто‏ ‎знает. ‎Поэтому ‎поговорим, ‎например, ‎о‏ ‎балете,‏ ‎о ‎классической‏ ‎музыке ‎и‏ ‎об ‎опере. ‎И ‎тут ‎любой‏ ‎серьезный‏ ‎специалист‏ ‎что ‎западного,‏ ‎что ‎восточного‏ ‎полушария ‎скажет‏ ‎вам,‏ ‎что ‎русский‏ ‎деятель ‎искусства ‎это ‎самоотверженный ‎высокий‏ ‎профессионал ‎своего‏ ‎дела.‏ ‎В ‎прошлом ‎—‏ ‎новатор ‎и‏ ‎законодатель ‎мод, ‎а ‎ныне‏ ‎классик.‏ ‎Это ‎высота,‏ ‎к ‎которой‏ ‎стремятся ‎десятки ‎и ‎сотни ‎тысяч‏ ‎учеников‏ ‎всего ‎мира,‏ ‎мечтающих ‎выступить‏ ‎на ‎сцене ‎Большого ‎театра ‎в‏ ‎Москве‏ ‎или‏ ‎Мариинского ‎в‏ ‎Санкт-Петербурге. ‎Приезд‏ ‎русской ‎труппы‏ ‎с‏ ‎выступлением ‎на‏ ‎заграничные ‎площадки ‎— ‎всегда ‎событие‏ ‎в ‎местном‏ ‎профессиональном‏ ‎сообществе. ‎Русских ‎ценят‏ ‎за ‎их‏ ‎мастерство, ‎точность ‎исполнения, ‎высокую‏ ‎планку,‏ ‎которую ‎мы‏ ‎держим ‎в‏ ‎каждом ‎своем ‎выступлении.

Кто ‎такой ‎русский‏ ‎писатель?

В‏ ‎данном ‎случае‏ ‎требуется ‎оговориться,‏ ‎добавив ‎«классический», ‎ибо ‎современных, ‎будем‏ ‎честны,‏ ‎знают‏ ‎не ‎так‏ ‎широко. ‎Русский‏ ‎классический ‎писатель‏ ‎—‏ ‎одна ‎из‏ ‎основ ‎мировой ‎литературы. ‎Для ‎любого‏ ‎иностранного ‎писателя,‏ ‎философа,‏ ‎мыслителя ‎не ‎знать‏ ‎русских ‎—‏ ‎профнепригодность ‎в ‎прямом ‎смысле,‏ ‎и‏ ‎это ‎не‏ ‎преувеличение. ‎Русский‏ ‎писатель, ‎по ‎их ‎словам, ‎это‏ ‎всегда‏ ‎глубокий, ‎рефлектирующий‏ ‎и ‎живой‏ ‎ум, ‎поднимающий, ‎как ‎теперь ‎понятно,‏ ‎«вечные‏ ‎темы»,‏ ‎взывающий ‎к‏ ‎совести, ‎чести,‏ ‎прямо ‎говорящий‏ ‎о‏ ‎душе ‎и‏ ‎Боге. ‎Заметьте, ‎что ‎и ‎здесь‏ ‎речь ‎идет‏ ‎о‏ ‎человеке, ‎буквально ‎горящем‏ ‎на ‎своем‏ ‎месте, ‎ориентире ‎(во ‎многом‏ ‎—‏ ‎моральном), ‎но‏ ‎говорится ‎уже‏ ‎про ‎что-то ‎внутреннее, ‎даже ‎интимное.‏ ‎Это‏ ‎редкий ‎для‏ ‎нынешних ‎времен‏ ‎пример, ‎когда ‎речь ‎идет ‎именно‏ ‎о‏ ‎русской‏ ‎мысли ‎и,‏ ‎как ‎бы‏ ‎сейчас ‎выразились,‏ ‎о‏ ‎«мягкой ‎силе».‏ ‎Об ‎идеях, ‎сформулированных ‎русскими, ‎которые‏ ‎влияют ‎на‏ ‎мир.‏ ‎В ‎эту ‎же‏ ‎когорту, ‎как‏ ‎ни ‎странно, ‎можно ‎смело‏ ‎отнести‏ ‎и ‎В.‏ ‎Ленина, ‎которого‏ ‎продолжают ‎читать, ‎изучать ‎и ‎цитировать,‏ ‎но‏ ‎это ‎уже‏ ‎больше ‎о‏ ‎политике, ‎а ‎не ‎о ‎душе.

Кто‏ ‎такой‏ ‎русский‏ ‎ученый?

В ‎большинстве‏ ‎отзывов ‎коллег-ученых‏ ‎это, ‎как‏ ‎бы‏ ‎странно ‎не‏ ‎показалось ‎на ‎фоне ‎мифа ‎о‏ ‎нашей ‎коллективности,‏ ‎выдающийся‏ ‎оригинал. ‎Человек ‎с‏ ‎незаурядным ‎мышлением,‏ ‎которое ‎отличается ‎от ‎типично‏ ‎западного‏ ‎или ‎восточного.‏ ‎Во ‎многом‏ ‎— ‎нарушающего ‎правила ‎текущей ‎науки,‏ ‎чтобы‏ ‎изобрести ‎свои,‏ ‎которые ‎впоследствии‏ ‎и ‎станут ‎всеобщими. ‎В ‎этом‏ ‎тексте‏ ‎специально‏ ‎не ‎приводится‏ ‎список ‎фамилий,‏ ‎чтобы ‎не‏ ‎превращать‏ ‎его ‎в‏ ‎простое ‎перечисление ‎представителей ‎разных ‎сфер.‏ ‎Но ‎любой‏ ‎серьезный‏ ‎мировой ‎ученый ‎навскидку‏ ‎легко ‎назовет‏ ‎русского ‎химика, ‎физика ‎и‏ ‎математика.‏ ‎А ‎те‏ ‎современники, ‎кому‏ ‎довелось ‎работать ‎с ‎русскими, ‎как‏ ‎правило,‏ ‎будут ‎указывать‏ ‎черты, ‎что‏ ‎написаны ‎выше.

Кто ‎такой ‎русский ‎военный?

Наконец,‏ ‎в‏ ‎связи‏ ‎с ‎понятными‏ ‎событиями, ‎нельзя‏ ‎не ‎упомянуть‏ ‎про‏ ‎войну. ‎Россия‏ ‎в ‎своей ‎истории ‎многократно ‎сталкивалась‏ ‎в ‎конфликтах‏ ‎с‏ ‎армиями ‎десятков ‎стран,‏ ‎некоторые ‎из‏ ‎которых ‎уже ‎перестали ‎существовать,‏ ‎а‏ ‎другие ‎изменили‏ ‎названия, ‎как‏ ‎и ‎наша ‎страна, ‎впрочем. ‎Почитайте‏ ‎на‏ ‎досуге, ‎если‏ ‎будет ‎такое‏ ‎желание, ‎что ‎о ‎русских ‎военных‏ ‎писали‏ ‎все,‏ ‎кто ‎хотел‏ ‎или ‎был‏ ‎вынужден ‎воевать‏ ‎против‏ ‎России. ‎Мужество,‏ ‎смелость ‎и ‎стойкость ‎— ‎самые‏ ‎частые ‎слова‏ ‎про‏ ‎русского ‎солдата, ‎которые‏ ‎можно ‎встретить‏ ‎в ‎мемуарах ‎выживших ‎противников‏ ‎на‏ ‎тех ‎войнах.‏ ‎Здесь ‎важно‏ ‎указать, ‎что ‎замечаем ‎и ‎выделяем‏ ‎мы‏ ‎то, ‎что‏ ‎сильно ‎отличается‏ ‎от ‎прошлого ‎опыта. ‎Условно ‎—‏ ‎глаз‏ ‎не‏ ‎цепляется ‎за‏ ‎однообразие, ‎скорее,‏ ‎мы ‎замечаем‏ ‎«белое‏ ‎пятно» ‎—‏ ‎нетипичное ‎и ‎непривычное ‎в ‎море‏ ‎обыденного. ‎Не‏ ‎отрицая‏ ‎храбрости ‎в ‎солдатах‏ ‎иных ‎народов,‏ ‎как-то ‎так ‎получалось, ‎что‏ ‎именно‏ ‎по ‎отношению‏ ‎к ‎русским‏ ‎выше ‎названные ‎эпитеты ‎применялись ‎массово,‏ ‎последовательно‏ ‎и ‎не‏ ‎избирательно, ‎а‏ ‎обобщая.

Превентивный ‎ответ ‎критикам

Обладая ‎определенным ‎опытом‏ ‎научной‏ ‎работы,‏ ‎понимаем ‎ограничения‏ ‎приведенного ‎размышления.‏ ‎Во-первых, ‎кроме‏ ‎примера‏ ‎про ‎солдат,‏ ‎во ‎всех ‎остальных ‎были ‎лучшие‏ ‎из ‎лучших‏ ‎русских,‏ ‎а ‎это ‎уже‏ ‎тянет ‎на‏ ‎«ошибку ‎выжившего», ‎мол, ‎не‏ ‎все‏ ‎же ‎русские‏ ‎такие. ‎Но‏ ‎для ‎этого, ‎с ‎одной ‎стороны,‏ ‎и‏ ‎были ‎приведены‏ ‎примеры ‎из‏ ‎разных ‎сфер; ‎а ‎с ‎другой,‏ ‎на‏ ‎кого,‏ ‎если ‎не‏ ‎на ‎лучших,‏ ‎воображаемый ‎критик‏ ‎предлагает‏ ‎ориентироваться? ‎Обычно‏ ‎народы ‎и ‎страны ‎соревнуются ‎именно‏ ‎что ‎лучшими‏ ‎людьми,‏ ‎и ‎речь ‎идет‏ ‎не ‎только‏ ‎про ‎спорт.

Во-вторых, ‎многие ‎виды‏ ‎деятельности‏ ‎в ‎этом‏ ‎списке ‎отсутствуют‏ ‎напрочь: ‎будь ‎то ‎инженер, ‎бизнесмен‏ ‎или‏ ‎политик. ‎В‏ ‎этой ‎связи,‏ ‎перечень, ‎конечно, ‎не ‎может ‎претендовать‏ ‎на‏ ‎полноту‏ ‎и ‎(тем‏ ‎более) ‎на‏ ‎репрезентативность. ‎Здесь‏ ‎есть‏ ‎два ‎базовых‏ ‎объяснения ‎и ‎одно ‎замечание. ‎Объяснения‏ ‎первое ‎—‏ ‎задачи‏ ‎охватить ‎все ‎сферы‏ ‎не ‎ставилось,‏ ‎это ‎невозможно ‎ни ‎в‏ ‎рамках‏ ‎поста, ‎ни‏ ‎в ‎небольшом‏ ‎исследовании. ‎Объяснение ‎второе ‎— ‎в‏ ‎сферах,‏ ‎где ‎у‏ ‎русских ‎нет‏ ‎настолько ‎выпуклых ‎и ‎массовых ‎примеров,‏ ‎видимо,‏ ‎действуют‏ ‎культурные ‎и/или‏ ‎исторические ‎ограничения.‏ ‎А ‎замечание,‏ ‎увы,‏ ‎печальное ‎—‏ ‎про ‎русский ‎бизнес ‎пока ‎существует‏ ‎только ‎образ‏ ‎«русского‏ ‎олигарха».

Итог

Ситуацию, ‎при ‎которой‏ ‎некий ‎общий‏ ‎внешний ‎портрет ‎русских ‎почти‏ ‎сложился,‏ ‎а ‎внутренняя‏ ‎оценка ‎находится‏ ‎«в ‎стадии ‎разработки», ‎нельзя ‎назвать‏ ‎здоровой.‏ ‎И ‎даже‏ ‎нелогично ‎отнести‏ ‎это ‎к ‎нашим ‎сложным ‎отношениям‏ ‎с‏ ‎Западом,‏ ‎достаточно ‎вспомнить,‏ ‎какие ‎у‏ ‎нас ‎были‏ ‎отношения‏ ‎с ‎Ордой,‏ ‎были ‎и ‎есть ‎с ‎Турцией,‏ ‎да ‎и‏ ‎с‏ ‎Японией, ‎к ‎примеру.‏ ‎Сейчас, ‎в‏ ‎связи ‎с ‎очередным ‎военным‏ ‎противостоянием,‏ ‎часто ‎можно‏ ‎прочитать ‎и‏ ‎услышать ‎мысль, ‎что ‎Россия ‎«проснулась»,‏ ‎«очнулась»,‏ ‎«сосредоточена» ‎или‏ ‎даже ‎«вернулась».‏ ‎Надеемся, ‎что ‎в ‎социо-гуманитарном ‎и‏ ‎философском‏ ‎смысле‏ ‎она ‎тоже‏ ‎достаточно ‎сосредоточиться,‏ ‎чтобы ‎наконец‏ ‎ответить‏ ‎на ‎вопрос‏ ‎«Кто ‎мы?», ‎желательно ‎хотя ‎бы‏ ‎на ‎пару-тройку‏ ‎столетий‏ ‎вперед.

Возвращаясь ‎к ‎теме‏ ‎внешнего ‎образа,‏ ‎можно ‎заметить ‎из ‎текста‏ ‎выше,‏ ‎что ‎в‏ ‎сложных ‎и‏ ‎достаточно ‎разных ‎сферах ‎у ‎русских‏ ‎сложились‏ ‎некие ‎общие‏ ‎черты:

— почти ‎всегда‏ ‎это ‎способность ‎к ‎преодолению ‎себя‏ ‎и‏ ‎обстоятельств;

— творческое‏ ‎и, ‎как‏ ‎сейчас ‎говорят,‏ ‎креативное ‎начало;

— душевность‏ ‎и‏ ‎искренность;

— не ‎всегда‏ ‎уважительное ‎отношение ‎к ‎правилам.

Во ‎многом,‏ ‎описанный ‎персонаж,‏ ‎конечно,‏ ‎является ‎собирательным ‎образом.‏ ‎В ‎каждом‏ ‎конкретном ‎русском ‎будет ‎ярче‏ ‎выражена‏ ‎какая-то ‎одна‏ ‎черта, ‎а‏ ‎другие ‎— ‎тускнее.

В ‎сумме ‎же‏ ‎это‏ ‎портрет ‎волевого‏ ‎и ‎храброго,‏ ‎но ‎творческого ‎и ‎искреннего ‎человека.‏ ‎Он‏ ‎штурмует‏ ‎новые ‎высоты‏ ‎для ‎всего‏ ‎человечества ‎и‏ ‎по‏ ‎немыслимому ‎совпадению‏ ‎очень ‎похож ‎на ‎Юрия ‎Гагарина.‏ ‎Того ‎русского,‏ ‎которым‏ ‎действительно ‎хочется ‎быть,‏ ‎надеемся, ‎всем‏ ‎нам.

Читать: 3+ мин
logo Билингвальная культурология

Как детская литература формирует мировоззрение

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Образы, как визуальные, так и словесные, запечатлённые в нашем сознании с детства - остаются с нами навсегда. Посмотрим на примере двух книг современного британского автора, какой образ первой и второй мировых войн складывается в сознании читателя.

Читать: 6+ мин
logo Билингвальная культурология

Отражение лингво-социо-культурных особенностей современного российского общества на примере ромфана

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Ромфан - чтиво для тупых? А что, если прочитав ромфан вы сможете увидеть срез современного общества, не менее точный, чем описан в "Герое нашего времени" или в "Войне и мире". Главное ведь знать, что искать и куда смотреть. Уж точно не в декольте и не в пасть дракона. И не нужно закатывать василичьи глаза!

Читать: 3+ мин
logo Билингвальная культурология

Практика работы с социальной нормой

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Бороться с любой системой - бесполезно. Но абсолютно любую систему можно обхитрить. Это важно помнить при работе над билингвизмом и учитывать при планировании программы. Предлагаю вам ряд упражнений по работе с социальной нормой.

Читать: 5+ мин
logo Билингвальная культурология

Билингвизм и социальная норма

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Избежать социальной нормы мы не сможем никогда. Даже если вы с ней боретесь, вы признаете, что норма есть (иначе с чем бы вы боролись?).
Тема не проста, но заслуживает нашего внимания. Не простая она еще и потому, что я постараюсь перевернуть ваше представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо (с точки зрения билингвизма, конечно)

Читать: 5+ мин
logo Идеи для Родителей

114. Достоинство человека предостерегает от возвращения на четвереньки

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 220₽ в месяц

К вопросу о лепке фигуры в Поле.
Если рассматривать новое модное увлечение особо упоротой молодёжи - квадроберство, то есть имитацию внешнего вида и повадок животных - через призму вопроса о самоуважении, то становится видно, что такая молодёжь банально отказывается от главного, что есть у любого человека - достоинства. Которое, собственно, и является привычным нам речевым обозначением фигуры в Поле.

Читать: 5+ мин
logo Билингвальная культурология

Чтение и его влияние на процесс формирования билингвизма

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

О важности чтения для развития речевых навыков говорить не приходится. Но важно не только уметь читать, но и нечто большее. Разбираемся в новом материале

Читать: 2+ мин
logo Билингвальная культурология

Дерево как способ адаптации

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Если ни плавильный котел, ни миска с салатом не могут решить проблему адаптации, что что поможет? Мой ответ - дерево

Читать: 1+ мин
logo Билингвальная культурология

Миска с салатом как способ адаптации

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Когда стало понятно, что плавильный котел не справляется со своими задачами и адаптация не происходит или происходит не так, не то и не там как хотелось бы, появилась теория миски с салатом

Читать: 2+ мин
logo Билингвальная культурология

Плавильный котел как способ адаптации

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Один из способов формирования национальной идентичности, который был "приватизирован" США и разлетелся вдребезги там же

Читать: 1+ мин
logo Билингвальная культурология

О языках, культурах и всем, что между ними


Проект ‎«Билингвальная‏ ‎культурология» ‎появился ‎как ‎естественный ‎результат‏ ‎моей ‎научной‏ ‎работы‏ ‎— ‎изучение ‎влияния‏ ‎культурной ‎идентичности‏ ‎на ‎формирование ‎билингвизма ‎взрослых,‏ ‎а‏ ‎также ‎практической‏ ‎деятельности ‎—‏ ‎консультативной ‎помощи ‎в ‎формировании ‎билингвизма‏ ‎детей‏ ‎и ‎подростков‏ ‎и ‎активная‏ ‎работа ‎над ‎формированием ‎билингвизма ‎взрослых

Моя‏ ‎деятельность‏ ‎начиналась‏ ‎строго ‎в‏ ‎рамках ‎преподавания‏ ‎английского ‎языка‏ ‎студентам‏ ‎лингвистического ‎университета,‏ ‎а ‎сейчас ‎мы ‎с ‎моими‏ ‎студентами ‎работаем‏ ‎исключительно‏ ‎над ‎идентичностью, ‎используя‏ ‎язык ‎только‏ ‎как ‎инструмент ‎ее ‎проявления.

В‏ ‎рамках‏ ‎этого ‎проекта‏ ‎я ‎планирую‏ ‎делиться ‎с ‎вами ‎своими ‎заметками,‏ ‎идеями‏ ‎и ‎практическими‏ ‎наработками

Обращаю ‎ваше‏ ‎внимание, ‎что ‎все ‎материалы ‎этого‏ ‎канала‏ ‎—‏ ‎авторские. ‎Это‏ ‎означает, ‎что‏ ‎любое ‎цитирование‏ ‎без‏ ‎ссылки ‎на‏ ‎автора ‎— ‎запрещено. ‎Кроме ‎того,‏ ‎это ‎означает,‏ ‎что‏ ‎перед ‎вами ‎не‏ ‎аксиома, ‎а‏ ‎результат ‎размышлений.

Эти ‎материалы ‎—‏ ‎итог‏ ‎моих ‎знаний‏ ‎и ‎опыта‏ ‎на ‎данный ‎момент ‎времени.

Читать: 6+ мин
logo Идеи для Родителей

92. Обладатели страха Божьего показывают наследникам шпангоуты корабля "Россия"

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 220₽ в месяц

День Светлого Христова Воскресения - подходящая дата для продолжения темы сознательного формирования идентичности.
Судя по попадающимся на глаза новостям из отечественных регионов, наши сограждане понимают важности этой темы, иначе не поступали бы, как жители Череповца: В Череповце 70% родителей выбрали для детей уроки по основам православия...

Читать: 5+ мин
logo Идеи для Родителей

82. Сознательные родоки продают детям участие в "Корпорации Отечество"

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 220₽ в месяц

В продолжение темы формирования идентичности.
Ровно 2 года назад Россия начала специальную военную операцию на территории бывшей УССР с целью как защиты этнически русского населения Донбасса, так и устранения бандеровской угрозы своим коренным регионам. Сейчас, спустя названный период, есть все основания утверждать, что старт СВО был необходим не только для демилитаризации и денацификации...

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Псков. Неожиданное открытие на берегу Великой

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Псков. Неожиданное открытие на берегу Великой

Читать: 4+ мин
logo Идеи для Родителей

50. Флэш-рояль пороков обновляет мозговую прошивку

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 220₽ в месяц

Продолжая тему насаждения дегенеративного "гламура", обращу внимание коллег-родителей на механизм, посредством коего в сознание ребёнка внедряют семечко флэш-рояля грядущих пороков.
Ключевой элемент этого механизма...

Читать: 6 мин
logo Идеи для Родителей

49. Ответственные родоки воспитывают не только своих детей

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 220₽ в месяц

В продолжение темы инструкций, раздаваемых родителями детям.
Поскольку трансляция примеров для подражания окружающим нас детям идёт непрерывно всё время, пока мы бодрствуем, то зрителями такой трансляции неизбежно оказываются не только наши мелкие, но и чужие. Причём слово "чужой" в данном контексте включает не только детей, чужих в биологическом смысле, но и тех, кто в придачу к этому чужд нам...

Читать: 4+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП. Приложение к гл. XIX. Сибирский экспресс "Как русский ест!" (Дж. Ф. Фрейзер, 1901)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Приложение к гл. XIX. Сибирский экспресс "Как русский ест!" (Дж. Ф. Фрейзер, 1901)

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

Метки

литература 3 Аллюзия 2 вдохновение 2 Вечные истины 2 восприятие 2 время 2 интерпретация 2 Критическая точка зрения 2 Многозначность 2 текст 2 Улисс 2 эмоции 2 «серийность» текста 1 Авторство и читатель 1 Административная структура 1 акты милосердия 1 Альтернативные исходы 1 Басни 1 Борхес 1 Бронислав Виногродский 1 будущее 1 Вдохновение и размышления 1 Взгляд на жизнь 1 временная помета 1 выбор 1 Выбор и последствия 1 Вызовы 1 гуманитарные проекты 1 Джеймс Джойс 1 добро и зло 1 Древний город 1 Иван Крылов 1 идентичность 1 Иисус Христос 1 Иллюзия 1 индустрия 1 инновации 1 интервью 1 интертекстуальность 1 истории 1 Историческое наследие 1 культурное наследие 1 Культурные отсылки 1 Культурный обмен 1 Культуры и мифология 1 лабиринт 1 личный рост 1 любовь к ближнему 1 Марсель Пруст 1 Множественные реальности 1 модернизм 1 мораль 1 Мотивация 1 мышление 1 НАСЛЕДИЕ 1 Невозможные реальности 1 Нравственные дилеммы 1 Образы животных 1 общественное благо 1 общественное мнение 1 общинные инициативы 1 опыт 1 ответственность 1 память 1 Параллельные вселенные 1 перемены 1 Переплетение путей 1 перспективы 1 Писатели и издатели 1 Поиск смысла 1 Политические репрессии 1 помощь нуждающимся 1 поток сознания 1 православие 1 преобразование общества 1 проблемы 1 психологический контекст 1 Псковская земля 1 Путешествие 1 Развитие 1 Реальность и фантазия 1 ретроспекция 1 решение 1 решения 1 русская литература 1 Самоцензура 1 свобода воли 1 Свобода и ответственность 1 Свобода слова 1 символизм 1 служение другим 1 смысл жизни 1 советы 1 сострадание 1 социальная справедливость 1 Социальное сопротивление 1 Социальные явления 1 стойкость 1 судьба 1 творчество 1 Творчество Джойса 1 Творчество как приключение 1 Технологии и глобализация 1 тренды 1 Трудности 1 уроки 1 успех 1 Учения Иисуса 1 Федор Достоевский 1 философия 1 Философские размышления 1 христианские ценности 1 цели 1 цензура 1 Цифровая платформа 1 Человеческая природа 1 Человеческие пороки 1 Экспериментальный язык 1 эксперт 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048