Применимо ли обещание в Мал. 3:8-10 к христианам сегодня?
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:8-10).
Некоторые проповедники, проповедующие то, что называется «евангелием здоровья и богатства», связывают Мал. 3:8-10 непосредственно с христианами настоящего времени. Главный акцент они делают на том, что, если христиане будут отдавать все десятины (или давать щедро), то Бог благословит их обильно. Еще они могут говорить: «Чем больше даете, тем больше получите». Они призывают своих слушателей: «Испытать Господа». «Давайте щедро и посмотрите, не откроет ли Он отверстия небесные и не изольет ли на вас благословения до избытка». Правы ли они в том, что так трактуют этот отрывок из Писания?
Этот отрывок можно использовать для иллюстрации важности пожертвований, и Новый Завет требует, чтобы мы жертвовали. Однако он не применим напрямую к христианам сегодня, так как мы живем не по старому завету. Заповедь о десятине была частью закона Моисеева, и тот Закон был упразднен. Ни в одном месте Нового Завета от христиан не требуется давать десятину. Тем не менее, некоторые проповедники утверждают, что этот принцип по-прежнему действует. Они говорят, что как иудеи получали материальные благословения, если жертвовали так, как следовало, так и мы получим материальные благословения, если будем жертвовать, как следует.
Тут необходимо отметить три истины:
1. Обещание материальных благословений в Ветхом Завете (включая Мал. 3:10) относится ко всему народу Израиля в целом, а не к отдельным гражданам. Среди израильтян были праведные люди, которые были бедными, и нечестивые люди, которые преуспевали. Сам факт того, что Божьи вестники обсуждали проблему успеха нечестивых и страдания праведных, доказывает, что праведность (включая постоянное приношение десятины) не всегда обеспечивала индивидуальное процветание отдельным лицам.
2. Ветхозаветное обещание материальных благословений не повторяется в Новом Завете. Новый Завет даже утверждает, что Бог посылает дождь на праведных и неправедных и что христианам следует ожидать преследований, а не процветания. Если материальные благословения обещались в обмен на щедрые пожертвования и/или на благочестивое житие, то как объяснить тот факт, что христиане из Македонии давали щедро, пребывая в «глубокой нищете» (2 Кор. 8:2), и тот факт, что многие христиане в новозаветные времена были бедными?
3. В свете того, чему учит Новый Завет в целом, все отрывки из Писания, которые обещают благословения христианам, если они будут жертвовать щедро (например, Лк. 6:38), следует толковать как обещание духовных, а не обязательно материальных благословений.
Христиане, которые жертвуют щедро, будут благословлены — вероятно даже более того, чем мы можем себе представить! Однако нам не обещаны материальные богатства за щедрые пожертвования.