Каков библейский взгляд на предопределение?
Бог нелицеприятен (беспристрастен; Деян. 10:34, 35; см. Рим. 2:11), и каждому придется отчитаться за себя (Рим. 14:12). Поэтому библейское предопределение должно основываться на характеристике личности, а не на самом индивидууме.
Откроем Рим. 9. В стихе 6 говорится, что истинные израильтяне — это не иудеи по плоти (Мф. 3:9), а люди, имеющие праведные сердца (Рим. 2:29) и исполняющие Божью волю (см. Рим. 2:13; Иак. 1:22). В стихах 7-9 Павел пишет, что истинное семя Авраамово — это те, кто ходит "по следам веры" (Рим. 4:12), как делал Исаак, но не делал Измаил. В стихе 11 мы находим, что Бог не предопределил характер Иакова и Исава, но знал наперед, что они собой будут представлять. Они сами сформировали свои внутренние качества, и Бог (опираясь на Свое предведение) каждому спланировал его место в жизни.
Из стиха 13 совершенно не следует, что Бог кого-то ненавидит (см. Ин. 3:16). Слово "возненавидеть" в нем употреблено в том смысле, что человек потерял расположение Божье в результате своих собственных действий. Бог знает наперед всех, кто будет сосудами для почетного употребления. Но Бог не решает, кому быть такими сосудами; каждый определяет это сам для себя. “Итак, кто будет чист от этого, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело" (2 Тим. 2:21). Когда человек предпочитает быть эгоистичным и непокорным Богу, Бог знает наперед, к чему это приведет, и у Него есть место, где и как такому послужить, как в случае с нечестивым фараоном, который также послужил Божьей цели (см. ст. 17).
Спасение зиждется на познании человеком Христа (Ин. 6:44, 45; Рим. 10:1, 2), а не на Божьем предопределении. Как бы ни старался нечестивый идти против рожна (см. Деян. 26:14), он все равно не может изменить Божьих предвечных установлений. Бог проявит милость к тем, кто повинуется Ему, и накажет непокорных (Пс. 102:17, 18; Рим. 2:4-11). Тот, кто хочет угодить Богу, должен желать (Отк. 22:17) и бежать (1 Кор. 9:24-26) в соответствии с Его планом.
В Еф. 1:4 показано, что Бог еще прежде бытия мира решил, что те, кого Он признает во Христе, будут святы, непорочны и исполнены любви. Он предопределил, что эти свойства будут отличительными признаками Его народа, но стать ли святым (1 Пет. 1:16), непорочным (Фил. 2:14, 15) и любящим (1 Фес. 4:9, 10), каждый решает сам для себя.
Бог предопределил, что принимающих Христа Он усыновит и сделает Своими детьми (Еф. 1:5). Те, кто во Христе, став святыми, непорочными и любящими, и получив усыновление, сделаются наследниками (Еф. 1:11). Однако это наследие условно, ибо те же эфесяне, которые получили такое обещание, позднее получили и грозное предупреждение, что будут лишены его (Отк. 2:5), если не покаются в своих грехах и не обратятся к своим прежним богоугодным делам.