Деяния 1—8 о раздаянии Духа
В наши дни существуют большие разногласия относительно работы, совершаемой Святым Духом. При такой путанице идей нам следует внимательно изучить начало работы Святого Духа, как это записано в Книге Деяний. Изучение жизни церкви в самом ее начале, еще до того, как в нее были допущены лжеучения, человеческие традиции и разногласия, поможет нам понять работу Святого Духа в первом столетии.
Как Новый Завет именует Святого Духа?
Чтобы понять библейское учение о Святом Духе, очень важно понимать разные слова и словосочетания, которыми Его называют. Вот несколько примеров из Нового Завета.
Дух
Лука пишет: “Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню” (Лк. 4:1). Очевидно, что Дух, который повел Его, был Святым Духом.
Говоря о хуле на Святого Духа, Марк в 3:29 пишет “Святой Дух”, а Матфей в 12:31 - “Дух”. (В Ветхом Завете во многих местах под “Духом” подразумевается “Святой Дух”, например: Чис. 11:17, 25-29; 27:18).
Дух Отца
Называя того, кто вдохновил апостолов, Матфей в 10:20 пишет “Дух Отца”, а Марк в 13:11 - “Святой Дух”. (Словосочетание “Дух Отца” в Ветхом Завете не употребляется).
Дух Божий
Рассказывая о сошествии Святого Духа на Иисуса при Его крещении, Матфей в 3:16 говорит “Дух Божий”, Марк в 1:10 и Иоанн в 1:32 пишут “Дух”, а Лука в 3:22 - “Дух Святой”. “Духом Божиим”, или “Духом Бога”, Святого Духа называют также и в других местах Нового Завета (Рим. 8:9, 14; 1 Кор. 2:11, 14; 3:16; 6:11; 7:40; 12:3; 2 Кор. 3:3; Еф. 4:30). (В Ветхом Завете фраза “Дух Божий” встречается довольно часто: Быт. 1:2; Исх. 31:3; 35:31; Чис. 24:2; 1 Цар. 11:6).
Утешитель
В Ин. 14:26 слова “Утешитель” и “Дух Святой” употребляются взаимозаменяемо: “Утешитель же, Дух Святой...”
Дух истины
В Ин. 14:16, 17 слова “Утешитель” и “Дух истины” также взаимозаменяемы. Это же относится и к Ин. 15:26: “Когда же придет Утешитель, которого пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне”.
Дух Господень
В Лк. 4:18 Иисус говорит: “Дух Господень на Мне...” В Деян. 5:9 также упоминается “Дух Господень” (в 5:3 называемый “Духом Святым”). Прочтите 2 Кор. 3:17. (В Ветхом Завете словосочетание “Дух Господень” употребляется много раз, например, в Суд. 6:34; 11:29; 13:25; 14:6).
Дух Иисуса, или Дух Христов
В Рим. 8:9 говорится “Дух Христов”, а в Гал. 4:6 - “Дух Сына Своего”. Прочтите также Фил. 1:19 и 1 Пет. 1:11. Сравнив 2 Пет. 1:20, 21 с 1 Пет. 1:11, мы можем сделать вывод, что Дух Христов и Святой Дух - одно и то же.
При изучении Святого Духа для нас важно понять, что Его называют по-разному. Нет нужды доказывать, что во всех местах Писаний под этими разными названиями всегда подразумевается Святой Дух. Мы можем быть уверены, что имеется в виду именно Он, если только контекст не требует иного толкования.
Работа Святого Духа в христианах
У Святого Духа есть своя роль в новом рождении грешника свыше. Хотя рождение от воды и Духа и предполагает сверхъестественную работу Духа в жизни человека, это, однако, не значит, что Святой Дух действует сегодня в нашей жизни чудесным образом. Пока Бог распространял и утверждал Свое вдохновенное небесное послание, чудодейственная работа Духа была необходимой и обычной.
Не грешите против Духа Святого
В нашем изучении Святого Духа мы уделим внимание одному из наиболее трудных для понимания отрывков во всей Библии. Наверное, не найдется такого проповедника, который хотя бы раз не беседовал с кем-то, кто был убежден, что совершил “непростительный грех”, или “грех против Духа Святого”.
Движение "третьей волны"
Этот урок о Святом Духе посвящен новому и наиболее значительному ответвлению харизматического движения. Следует высказать некоторые предостережения относительно данного направления. Это движение, которое, по всей видимости, возникло в 1980-х годах, известно как “Движение знамений и чудес”, или “Движение третьей волны Святого Духа”. Первой “волной” было пятидесятническое движение, второй - харизматическое...
Как обращает Святой Дух?
Вопрос о том, как Святой Дух работает в обращении грешника, очень часто неправильно понимают и окутывают тайной. Путаница в отношении работы Духа связана не с тем, есть ли вообще Святой Дух, и даже не с тем, работает Он или нет. Обычно по этим вопросам мнения сходятся. Спор не обязательно возникает вокруг того, что Он делает для грешника; мы сходимся в том, что Он убеждает, порождает веру и ведет.