Вера или дела: противоречит ли Иаков Павлу?
В нескольких своих письмах (как в Еф. 2) Павел подчёркивает, что мы спасаемся благодатью, а не делами (см., например, Рим. 3:28; Гал. 2:15–21).
А в Иак. 2 мы находим такие слова: «Видите, что человек оправдывается делами, а не верой только» (ст. 24); «Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (ст. 26). Исходя из этого, некоторые делают вывод, что Иаков и Павел по этому вопросу излагают совершенно разные учения — что, мол, Иаков учит, что человек спасается делами, а Павел — что спасение приходит только через веру.
На самом деле, Павел и Иаков обсуждают две разные темы. Павел отвечает на вопрос, необходимо ли для спасения соблюдать дела иудейского закона (в дополнение к вере в Христа). Иаков же пишет, какая вера спасает. Он утверждает, что спасти может только активная вера (подтверждённая делами веры), а иначе вера мертва. Ясно, что представление Иакова о природе спасающей веры не отличается от представления Павла, стоит нам с достаточным вниманием отнестись к заявлению Павла о послушании как о необходимом аспекте веры. В Рим. 2:6–11 Павел пишет:
«[Бог] воздаст каждому по делам его; тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и эллина! Напротив, слава, и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога».
Многие люди в дни Павла (как и многие теперь) не понимали его учения о спасении благодатью и верой, думая, что он утверждал, будто для спасения людям вообще ничего не нужно делать. А некоторые злоупотребляют его учением о благодати, говоря, что можно спастись как раз той самой «мёртвой верой», о которой пишет Иаков, и что наши грехи побуждают Бога быть ещё милостивее. Павел вовсе не это хотел сказать — что и поясняет в Рим. 2:5–8; 6:1, 2.
Иаков, возможно, реагировал на искажение учения Павла, подчёркивая необходимость дел как часть веры. Как бы там ни было, оба автора однозначно считали, что вера — это активный, действенный ответ Богу, а не просто интеллектуальное согласие или внутреннее доверие.
0 комментариев