Загадка кавказских дворцов (№ 197)
Как вы, уважаемые друзья, наверняка знаете, в реальной жизни я человек довольно общительный, ни от кого не прячусь и достаточно легко нахожу общий язык с представителями самых разных течений, увлечений, религий и национальностей. Пару месяцев назад я побывал в гостях в одной хорошей чеченской семье, где мне открыли глаза на многие детали и моменты, которые остаются для нас, русских, скрытыми за пологом предрассудков, мифов и самостоятельного придуманного и тщательно пестуемого вранья.
Спустя некоторое время мне вновь довелось пообщаться за шашлыком и квасом с представителями кавказской диаспоры, уровень доверительности отношений с которыми позволяет задавать вопросы и получать на них правдивые ответы. В этот раз я попросил раскрыть один из секретов, которые вызывают жгучий афедронный бомбаж у русских патриотов, а также повсеместно используется различными шароварными недоумками и доморощенными имбецилами для выпячивания факта того, что Россия якобы «кормит» Кавказ, естественно, в ущерб собственным гражданам славянского происхождения. Вы наверняка и сами не раз сталкивались с данной темой и слышали от различных всепропальщиков рассуждения вроде «да ты заедь в любой кавказский аул, в Дагестане, Ингушетии, Чечне и посмотри, какие там дворцы стоят! Громадные домины и заборы повыше кремлёвской стены! А потом сравни с нашей деревней под Рязанью!». Я попросил своих друзей раскрыть секрет, как же на Кавказе даже в деревнях умудряются строить такие хоромы и в чём страшная тайна.
Всё написанное ниже — это мой вольный пересказ того, что мне рассказали сами кавказцы.
Горы, бабло и расследования
Начнём сразу с невероятной сенсации. Подавляющее большинство жителей кавказских республик живут ОЧЕНЬ бедно. Забудьте навсегда вбитые в голову ещё советские стереотипы о златозубых гвоздичных магнатах из Грузии и Азербайджана, не обращайте внимания на понты современных носатых нуворишей, которые показательно швыряют деньги налево и направо. Да, на Кавказе есть богатые люди, но процент их ничтожен. На двух показушных швырятелей купюр приходится девяносто восемь человек, которые живут крайне-крайне скромно. Средняя заплата в Чечне и Дагестане колеблется в районе 20-30 тысяч рублей, причём 30 — это уже очень хорошая зарплата и за такую работу держатся изо всех сил. Например, я из самых первых рук знаю, что максимальная зарплата учителя в Чечне составляет 17 тысяч рублей. Ещё раз — максимальная.
В республиках региона полно людей, которые не то, что ни разу не были на отдыхе в Турции, где-нибудь под Дербентом вы запросто встретите тех, кто никогда за всю свою жизнь не выезжал дальше райцентра. И это не потому, что они такие домоседы, нет. Это от бедности. Когда вы видите на приёмной комиссии московского вуза гордого, важного и очень дерзкого Алибека, в 9 случаях из 10 в кармане у него тысяч 40 рублей, которые ему несколько лет собирала вся семья с одной целью — чтобы сын поступил в институт. Именно поэтому в локальных республиканских вузах процветает, будем откровенны, чудовищная коррупция и каждая семья норовит пристроить своё чадо на бюджет. Это тоже от бедности, от того, что даже в складчину семья не может пять лет оплачивать обучение, тем более не факт, что чадо с поломанными ушами захочет и сможет дотянуть до заветного диплома.
Откуда дом, Расул?
Перейдём к основной теме. Как же, спросите вы, тогда в каждом ауле возникают, как грибы, огромные домины с заборами, как у султанского дворца в Аграбе и коваными воротами?
Сейчас расскажу.
Главный секрет в том, что дом строится годами. Его возведение в большинстве случаев растягивается на 5-7-10 лет. Мои собеседники рассказали, что дед и отец одного из них строили дом почти 20 (!) лет.
Происходит это по следующей схеме. Собирается вся большая семья, все братья, дяди, племянники, тёти и бабушки, на общем собрании принимается решение о том, что семья будет строить дом. И вот с этого момента начинается то, о чём даже не догадывается большинство тех, кто любит кивать на «жирующий Кавказ».
Вся семья, все родственники помогают деньгами. Не просто помогают, а отдают практически последнее. Пока строится дом, ВСЯ семья переходит на режим жесточайшей экономии, буквально на хлеб, воду и макароны, и такой формат может, как я уже писал, длиться годами. Никто не покупает дорогих вещей, не бухает по кабакам и не ездит на море в Геленджик.
Помимо денег родня по мере сил помогает в проведении всевозможных работ. Подавляющее большинство работ выполняются самостоятельно либо с привлечением условного соседа-электрика, которого просят помочь по-соседски, за что потом угостят жижиг-галнаш. Практика это повсеместная, сегодня ты помог, завтра — тебе, особенно распространено это в малых поселениях. Чтобы отблагодарить родню и всех добровольных помощников время от времени устраиваются широкие ужины.
В первый год, как правило, выгоняется только «коробка». Всё мужское население семьи приходит с основной работы, переодевается и не ложится на диван под пивас болеть за «Зенит», а идёт мешать вручную цемент или класть камень. Да, строят на Кавказе, по традиции в основном из кирпича, реже встречается шлакоблок и другие современные блочные стройматериалы. В районах, где наблюдается сейсмическая активность, до сих пор активно используется древний дедовский способ — простенки и даже внешние стены делают (либо «подпирают») из самана на базе деревянной рамы. При толчках «жёсткий» каменный дом трескается, а саманный «гуляет» и чаще всего остаётся невредимым.
Так, в общем труде и тотальном самоограничении, проходит первое лето. Как правило, успевают в этот период только понять «коробку», а с наступлением осени дом консервируют от дождя и влаги и уходят на перерыв. Всю последующую зиму семья продолжает копить деньги и стройматериалы. Тут, конечно, нужно упомянуть, что стройматериалы в Чечне, Дагестане и других республиках значительно дешевле, чем в московских строительных супермаркетах. Если там условный мешок цемента стоит условные 100 рублей, то на строительном рынке в Шали его цена составит 35 рублей. И так во всём. Обусловлено это, повторюсь, низким уровнем дохода и слабой покупательной способностью населения.
На второй год кроют крышу и по возможности начинают внутренние отделочные работы, но в целом к штукатурке, затирке стен и укладке полов могут приступить и через 2-3 года.
Когда дом всё-таки построен, его доводят изнутри, а потом на новоселье приглашается вся родня, которая и помогала при его возведении. Приглашённые одаривают хозяев, причём каждый в меру собственной зажиточности и никто ни на кого не обижается. Нормальной считается ситуация, когда кто-то дарит модный итальянский котёл, а следующий за ним комплект постельного белья. С миру по нитке, семье уважаемого Расула — дом полная чаша.
Время идёт, в семье рождаются дети, сыновья женятся и приводят в дом невесток, у них тоже появляются детки и тогда (почти гарантированно) дедушка Расул решает расширять дом. К основному зданию начинают пристраивать комнаты и флигели. Строятся они тоже неспешно и по мере финансовых сил. Иногда пристройки гармонично вплетаются в архитектурный ансамбль, иногда не очень, но тут уже главное, чтобы всем в большой семье было место и уголок.
Так год за годом и растёт семейное гнездо, лет через 15 разрастаясь до привычного нам «дворца», обнесённого Великой Кавказской стеной.
Уходящие традиции
К радости или к сожалению, но современный мир проникает даже в глубоко патриархальное кавказское общество. Многие традиции либо уходят в прошлое, либо видоизменяются под давлением реалий. Ещё лет 10-15 назад в той же Чечне широко практиковалось то, что на Украине называется «вечорницi». На разные работы привлекали молодых ребят и девушек. Кареглазые прелестницы, например, занимались покраской, а юный джигиты таскали раствор и камень. Бывало, что такие вечера устраивали и просто так, например, в пору сбора урожая. Под присмотром старших парни и девушки знакомились, и начинали общаться, что заканчивалось не одной шумной свадьбой. Увы, в настоящее время данная традиция практически умерла и не встречается даже в горных аулах. Жизнь кавказской молодёжи точно так же переехала в интернет, как и у их сверстников из Тулы и Смоленска.
На этом я, пожалуй, буду завершать свой рассказ. Подозреваю, что в репостах опять начнётся гопак и острые седалищные боли на тему того, что автор продался кавказцам и топит за чурок. Я же надеюсь, что рассказ был вам интересен и помог приоткрыть один из аспектов жизни и устройства кавказского общества. Уважайте друг друга, стройте дома, ходите друг к другу в гости.
Июнь 2019 года.