Как вольно дышится в углу на коврике (№ 191)
У доски и в поле (№190)
Где-то с год назад я по мере сил помогал одной хорошей девушке выехать из Украины. Барышня оказалась на 101% русской и находиться вна Украине текущего формата более не имела сил. Ситуацию осложняло то, что своей русскостью она заразила детей, всех четверых, что осложняло жизнь уже семье в целом, ибо папа там был убандеренный на всю кастрюлю, плюс в самой «европейской» стране даже за нейтральное отношение к России можно присесть в тюрьму благо писать доносы безвизовые граждане наблатыкались на отлично.
Короче, мама с четырьмя детками сбежала в Россию и благодаря приветливым и добросердечным родственникам осела в Москве. Родственники оплачивали квартиру, а всё остальное пришлось добывать в ежедневном бою.
Суть рассказа в том, что старший ребёнок, который НИКОГДА не учил русский язык и вообще учился по «европейской» программе, попав сразу в 11 класс московской школы вначале охренел от реалий, а потом засучил рукава, клацнул зубами и бросился на гранитный массив. В процессе ребёнок умудрился сдать русский и химию лучше всех одноклассников, что вызвало нешуточный прилив ревности у классного руководителя, которая долго отказывалась выдать ребёнку соответствующий сертификат. Как же так, ишь, понаехали. Это то, о чём я многократно говорил – изрядный процент школьных педагогов нельзя подпускать к детям на три пушечных выстрела, потому что эти прекрасные люди не поддерживают хрупких и ломких в силу возраста детей, а топчутся на них, почёсывая свои сраные комплексы и обиды.
Ну да мы не про то. В итоге ребёнок поступил сразу в два медицинских вуза и в оба прошёл на бюджет, чем натурально спас маму от продажи самой себя в рабство, ибо на следующий год поступать второму, а два кредита на обучение вряд ли покроет даже проданная почка. Меня, конечно, больше всего интересовали впечатления ребенка от новой школы, программы обучения, процесса подготовки к ЕГЭ, проведения олимпиад и так далее.
Если совсем просто, то между украинской и российской школьной программой, по словам новоявленного студента, БЕЗДНА. В том плане, что российская намного более современная, комплексная и СЛОЖНАЯ. Прямо вот сложнее на порядки, впрочем, когда я узнал, что вна Украине в школах уже давно отменены сочинения, а дети в качестве контрольного упражнения пишут только диктанты, всё встало на свои места. В общем плане украинских школьников учат азам математики и других точных наук, но именно что на уровне понимания общих процессов и не более. Впервые взяв в руки российские учебники, респондент, скажем так, испытал изрядное удивление пополам с приступом паники.
Про гуманитарные науки вна Украине можно вообще не говорить, тут всё понятно по умолчанию, особенно с историей. Это объясняет тот факт, что украинские школьники и студенты практически не появляются в отчётах международных олимпиад. Считать до ста умеет, крестик под банковским кредитным договором поставить может, ну и хватит. Для нео-европейца в самый раз.
Теперь, когда вы испытали гордость за страну, поговорим о проблемах. Особенно о тех, о которых не принято упоминать в победоносных реляциях и красочных докладах нашего Минпросвета.
В прошлом году мы с моим большим другом выпускали класс, где была девочка-медалистка. Честности ради скажу, что в целом на медаль она не тянула, но была единственным светлым пятном в классе конкретных дебилоидов, была милым и крайне трудолюбивым ребёнком, а потому учительский коллектив, не сговариваясь и в кои-то веки не споря между собой, помогал ей по велению души и сердца.
Ребёнок перевелся в нашу школу из Иркутска, где она училась в лицее №1, который, по её же словам, считается самым лучшим и сильным в городе и, соответственно, регионе.
Проблема заключается в том, что, попав в по сути обычную московскую школу, сразу стало ясно, что девчонка НЕ ТЯНЕТ и причина заключается в том уровне знаний и преподавания, который был в Иркутске. Прошу понять меня правильно – тут нет ни единой буквы надменности и уничижения школьных педагогов из регионов. Я исключительно передаю слова самой отличницы. А их общий посыл в том, что даже при условно (подчеркну, условно) унифицированной программе обучения уровень даваемых знаний в регионах и в двух столичных городах очень разный. Естественно, с положительным отличием во вторую сторону.
Сама девчонка по моей просьбе вот так обозначила основные и ключевые различия:
- в регионах педсостав в школах это преимущественно люди старше среднего или предпенсионного возраста
- очень мало молодых педагогов, которые и «в струе» с учениками
- (конечно же, не все, но) значительная часть учителей в регионах это очень уставшие люди, которым ничего не нужно и на работу они ходят автоматически, чтобы автоматически же начитывать зазубренные параграфы учебников. Именно отсюда, кстати, растёт пресловутый учительский вой про ненавистный ЕГЭ, «который постоянно меняют и надо постоянно доучиваться и подстраиваться»
- региональный менталитет, усиленный подростковыми гормонами, по которому быть умным и отличником взападло. Это вообще уникальное явление, когда во всём мире люди из кожи вон лезут, чтобы получить образование, а у нас культура и культ успешной учёбы отсутствует, как явление. Наследие 90-ых и узкий круг местных возможностей, увы, не способствуют их возникновению, а наоборот еще сильнее накладывают на умы родителей, должных стимулировать, а иногда и кнутом понукать своих отпрысков к успеваемости, шаблон «да зачем оно всё надо, пойдешь вон на автомеханика учиться».
Очередная грань проблемы – это оценка успешности работы школьного образования в целом. Сегодня основным показателем является не средний уровень знаний и умений, а количество баллов, полученных учениками по итогам ОГЭ и ЕГЭ. Система эта крайне пагубная, но школа тут лишь одна из виновниц. В данном случае система образования лишь реагирует на социальный запрос со стороны общества в лице пап-мам и дедушек-бабушек, для которых абсолютным мерилом является поступление чада в университет. Ведь наша Машенька ради этого и мучается с уроками 11 лет! Школа слышит, трясёт гривой, кроит учебную программу (неофициально, ибо по бумагам все проводится в строжайшем соответствии) и сосредотачивает все усилия на натаскивании учебных горизонталей на конкретный результат.
В нашем давнем очерке «Буквари и берцы» здесь мы уже рассматривали базовую задачу армии и школы, как социального института МАССОВОГО обучения. Но если в реалиях современной армии все дебилы отсеиваются в инвалидные кресла или под деревянные кресты, то школа продолжает носить в себе всё те же болячки без малейшего шанса на их даже очаговое лечение.
Но вернемся к основной проблеме – кадрам.
Они, как утверждал товарищ Сталин, решают всё, а уже дед за успешность понимал, как никто другой.
Ещё раз подчеркнём, что мы не мажем черным негативом всех учителей из регионов разом, мы лишь обозначаем пунктиром границы трагедии. Сегодня в России, как бы ни было приятно сравнение с Украиной, учительский корпус испытывает колоссальную нехватку молодых, энергичных и умных людей. Происходит это по причине, которую мне пару лет назад сами школьные коллеги обрисовали, как «двойной отрицательный отбор».
Суть его заключается в том, что до работы у доски доходят лишь ЕДИНИЦЫ действительно грамотных, фанатично влюблённых и желающих сворачивать горы людей. Конечно, в государственном учительском корпусе хватает профи и фанатов, но людей таких мало и тем сильнее они выделяются на общем фоне, незаметно мигрируя в лучшие условия, т.е. в Москву и Питер.
Первое негативное сито – это набор в педагогические вузы. Идут сюда в абсолютной своей массе те, кто не смог поступить «на другую нормальную специальность». Это не мои слова, это цитата выпускников. Понимаю общее возмущение, но сие факт, который подтверждается:
- суммой баллов, которые необходимы для поступления (она ничтожна)
- количеством бюджетных мест (оно огромно)
То есть государство прекрасно понимает, что учиться в пед молодежь не рвётся, а потому молчаливо понижает входную планку. Соответственно, студенческий контингент уже с первых дней представляет собой очень средний и слабо мотивированный социум, где, как известно, всё определяет та самая средняя температура по больнице. Проще говоря, изначально учиться на учителя приходят не самые лучшие и заряженные молодые люди. С исключениями, конечно, которые ещё больше подчеркивают общее правило.
Те, кто дожил до выпускных экзаменов, формируют второе негативное сито или отрицательный отбор.
После выпуска в специальность работать идут считанные единицы и это не фигура речи. Моя жена в свое время оканчивала педагогический университет им. Н.К. Крупской и на сегодняшний день со всего потока только ОДИН человек посвятил свою жизнь обучению детей. Все прочие занимаются чем угодно: работают в полиции, адвокатами, арбитражниками, кое-кто даже проектирует промышленные системы освещения. То есть люди с дипломом педвуза осознанно разбежались, кто куда, лишь бы только не в школу. И даже если допустить, что единственный оставшийся это гений и абсолютный псих, то в целом это не решает вопроса, как массово дать детям знания и практические умения. Один и в поле, и у доски – не воин.
В нашем конкретном сравнении средней школы в Москве и лучшего лицея Иркутска всё описанное выше отражено во всей полноте красок. Благодаря столичным надбавкам даже в среднестатистических ГБОУ столицы достаточно больше количество молодых учителей и мужчин, что отдельная головная боль и трагедия российской школы, где безраздельно правит бабское, да простится мне такое определение, начало.
Московский уровень зарплаты учителя фантастичен для регионов, в рамках самой столицы я бы охарактеризовал его, как средне-конкурентный. То есть имеется изрядная текучка кадров, но она не критична и не приводит к смерти мозга и двигательно-мотивационного аппарата. В средней московской школе есть и молодые преподы, и мужчины, и педагогический состав в массе своей заряжен на работу и получение ожидаемого результата. Мы говорили, что результат этот спорен, но сейчас речь о другом.
В условном Иркутске ситуация ровно обратная.
Даже в самой сильной школе средняя планка учительской заинтересованности и компетентности очень ниже среднего. Из-за также упомянутого двойного отрицательного отбора, когда все умные и энергичные ушли, как минимум, в частное преподавание, или, по завету Дмитрия Медведева, в бизнес деньги зарабатывать. Винить их нельзя, пафосными словами и мантрами про призвание семью не накормишь и автокредит не погасишь.
Соответственно, общий СРЕДНИЙ уровень знаний и умений в регионах значительно НИЖЕ, а точечные вкрапления разрывателей международных олимпиад это не результат успешной работы системы школьного образования в целом, а успех узкопрофильных учебных заведений, вроде полузакрытых школ физики и химии в Казани.
В качестве итога, пожалуй, скажу, что радоваться образовательному днищу у хохлов очень так себе занятие.
Во-первых, мы не эти самые хохлы, вся суть жизненной парадигмы которых сводится к «абы у москаля хуже было». Во-вторых, образование это такой же спорт высоких достижений, как легкая атлетика или бокс, где для восхождения на пьедестал нужно соревноваться и равняться на лучших, типа Сергея Бубки или Сауля Альвареса. Если радоваться, что ты обогнал всех колченогих алкашей и переколотил всех дистрофанов на районе, то реальную мировую планку тебе никогда не взять. Понятное дело, что на мировой уровень выходят единицы, но чтобы эти единицы допрыгнули наверх, они должны отталкиваться от изначально ВЫСОКОГО СРЕДНЕГО УРОВНЯ. В данном случае знаний.
К сожалению, этот текст прочитает сотня подписчиков этой страницы, а наверх отнесут очередной сияющий доклад о головокружительных успехах Минпросвета, где отдельно будет написано, что учителя просят их даже не кормить, чтобы они не отвлекались от своего любимого призвания.
Наруто, Винни Пух и два дымящихся Кольта (№178)
Вернёмся к нашим школьно-воспитательным баранам, только в роли последних выступают не школьники, а дяди и тёти, вознамерившиеся их спасти и облагодетельствовать
Александр Родионович и проблемы ножевого боя в призме педагогики (№ 173)
Все уже, наверно, видели новость о том, как в Химках школьница порезала ножом одноклассницу. Итак.
Речь идёт не о колумбайне, не о террористах, а о пятиклассницах по 11 лет от роду. Вчера, когда пошла данная новость, в школу слетелись всевозможные говноеды типа Mash и Shot, которые нависали на охранников, требуя деталей и обвиняя их в том, что они «делают вид, что ничего не произошло». В современной «журналистике» работают такие дауны, что им даже в голову не приходит, что есть такие понятия, как следствие, его тайна, личные данные и всё в этом роде. Ну да ладно, это вы и так знаете.
Первое.
Засекайте, сейчас по сети понесётся вой пролаткиновых мамашек и просто шизоидов, требующих установить на входе в каждую школу бетонный ДОТ с огнемётами, для охраны каждой школьной двери снять с фронта дивизию разведки Росгвардии, а допуск в школу осуществлять только после шмона каждого школяра силами спецназа ГУФСИН.
На самом деле все эти вопли ничего общего с реальным поддержанием безопасности не имеют. Текущая система турникетов и привлечения ЧОПов не идеальна, но достаточна и обоснована. Работает это следующим образом.
На входе в школу устанавливается усиленная стеклоблочная входная группа, где ключевым элементом является возможность БЛОКИРОВКИ дверей. Они открываются нажатием кнопки с пульта охраны. То есть ни войти, ни выйти без контроля со стороны сотрудников ЧОП практически нереально. И дети, и все сотрудники образовательного учреждения входят и выходят по электронным пропускам, все прочие СТРОГО по предварительной заявке, которую в письменной форме подает один из тех же сотрудников школы. У всех посетителей переписывают паспортные данные и не пускают просто бродить по коридорам, а физически «сдают на руки» тому, кто их пригласил. К этому прилагается система видеонаблюдения во всех местах общего пользования внутри здания (классы не входят).
Что касается входа школьников.
Шмонать их, во-первых, запрещено законом, так как углубленная проверка является личным досмотром, на что нужны особые основания, в случае с несовершеннолетними дебилами требуется еще и разрешение родителей или опекунов.
Во-вторых, на практике это просто невозможно. Основной приток школотронов происходит в последние 10 минут перед звонком на первый урок, то есть где-то в 8:20–8:30. За эти десять минут в здание попадает (приблизительно) процентов 70 всех учеников. Условно говоря, если у вас в здании учится тысяча балбесов, семьсот из них будут толпой прорываться сквозь турникеты именно в этом промежутке. Степень давки, с учетом даже двух-трех работающих дверей можете прикинуть сами. Тот, кто расскажет, как охране провести осмотр всех сумок, пакетов, портфелей и карманов может смело претендовать на должность начальника МВД и президентскую премию.
Вторая волна, то есть оставшиеся условные триста человек будут заходить уже после звонка, то есть роняя в галопе кал и сменку.
Нужно понимать, что в этом же потоке идут и учителя, а также разные другие люди, вроде доставщиков воды, тянульщиков оптоволокна, носильщиков мебели и произвольного количества других людей произвольных обеспечивающих профессий. Их нужно проверить, записать и запустить. А буквально еще полгода назад КАЖДОГО входящего нужно было проверить сканером-термометром. Пандемия, если кто забыл. Карантинные меры в школах сняли только в конце прошлого учебного года.
Ну и на закуску, но не последнее. 11-летняя идиотка протащила самый обычный кухонный нож не самого большого размера. Спрятать его можно тысячей способов, хоть в рюкзаке в подростковой свалке всякой рухляди, хоть в кармане. И не нужно кричать «пусть ставят рамки металлоискателей!». Они стоят, только звук на них отключен, так как звенит каждый входящий, увешанный цепями, пряжками и прочей фигней, на которую вы даже внимания не обращаете обычно.
Второе.
Если посмотреть, кто же вопит громче всех, то вы не увидите ни одного учителя. Просто потому, что они и так знают всё, что описано выше. Визжат и топают ножками у нас либо яжемамки, либо яжебабки, либо просто яростные пирожки-шизоиды. Все они требуют воевать со следствием, и никто не хочет работать с ПРИЧИНАМИ. Потому что в этом случае расследование, как в том анекдоте, неудержимо выводит на самих себя.
Говорил, повторю вновь и вновь. Школа не воспитывает, она лишь дает определенный набор знаний, умений и навыков (см. ниже очерк «Буквари и берцы»). Воспитательная функция целиком и полностью лежит на семье и близких родственниках. Семья первична и является базой при формировании личности.
Школа в лице классного руководителя, директора и дворника Михалыча просто не могла предугадать, что 11-летняя ссыкуха внезапно решить взять дома нож, которым мама час назад телапию разделывала, и пойдет разделывать в туалете уже свою одноклассницу, с которой, по некоторым сведениям, вполне мирно приятельствовала до этого.
В настоящий момент есть две версии произошедшего, обе никем не подтвержденные. Вначале вбросили, что поножовщина случилась из-за мальчика (в 11 лет?), затем, что из-за компьютерной игры. Якобы пострадавшая обнулила на общем игровом аккаунте какие-то накопления, вроде баллов или скидок.
Как бы то ни было, предугадать, что девочка возьмет нож и пойдет насмерть резать соседку по парте школа не могла никак. Классная руководительница Мариванна, конечно, шестирукий восьмих%й, но про выдачу способности чтения мыслей наряду с дипломом педвуза я пока не слышал. Осознайте, пожалуйста, даже самый старательный сумасшедший классный руководитель, даже отказавшийся от личной жизни и здоровья, целиком посвящающий свою жизнь вверенному классу — он (а) не может упредить такие события. Разве что только случайно, если малолетний дебил будет где-то очень громко хвастаться будущим преступлением. Учителю поручены 20-30-40 детей разного возраста, разного характера, уровня знаний, из разных социальных слоев, разных семейных психологических атмосфер. Если он (а) в промежутках между ведением уроков, методической подготовкой, составлением и проверкой ДЗ, педсоветами, курсами и прочим умудряется сделать так, что в классе никто не ломает позвоночник, не прыгает в окно, не курит в классе — такой учитель уже нереальный красавчик, достойный восхищения и отдельной серии во вселенной Marvel.
В средней российской семье детей 1-2, ладно, пусть три. То есть они на виду, родители их знают с первого вздоха и могут по перепадам настроения понять, что у дочери, простите, месячные или просто плохое настроение. А у пацана пубертат или его во дворе чморят. И понять текущий процесс если не сходу, то после небольшого семейного разговора. То есть в целом КРАТНО повысить вероятность заблаговременного обнаружения проблемы и намерения. Понятно, что семья тоже не полиграф последней инстанции, но всё же здесь нужно оперировать вероятностями и их величиной.
Самое печальное во всей этой ситуации уже выразил кто-то в комментариях на моей странице ВК. Человек написал: сейчас виноватыми сделают учителей. И это чистая, как кристалл нетронутого кварца, жизненная правда.
За свою крайне короткую учительскую жизнь я пару раз был живым свидетелем, как классного руководителя по умолчанию и без вариантов назначают виновным. Ребенок на каникулах поехал в Турцию и сломал ногу? Виноват учитель. На выходных выпил пива и грохнулся со скейта, развалив себе полчерепа? Собирайтесь, пройдемте. После ссоры с родителями пошел нажрался таблеток и отъехал по «скорой»? Сушите сухари всеми шестью руками, дорогая Мариванна.
По факту нанесения тяжких телесных повреждений в химкинской школе возбуждено два уголовных дела. Первое по факту, второе — против педагогов.
Софистика стыда на фронте гибридной войны (№165)
Ангелы плачут черными чернилами (№159)
Прецедент универсальной отмычки (№154)
Вдумчивое вскрытие чуда под названием "девочка-вундеркинд Алиса Теплякова"
Палки, галки, сломанные судьбы (№153)
Что бы вы сделали с директором школы, где зарезали ученика?
Буквари и берцы (№ 152)
Здравствуйте, уважаемые коллеги, скучали? Потому что я очень. Первая школьная четверть перевалила свой экватор и уже 29 октября ваши тугосери на законных основаниях будут сутками напролет шпилить в приставку и до выпадения глазных яблок смотреть аниме. А потому сегодня вновь о наболевшем.
Военкомат.
В августе прошлого года в подольской чайхоне состоялся очередной банно-самогонный курултай. В тот момент уже было понятно, что других предложений по работе у меня не предвидится, собственно, именно тогда и состоялся разговор, который эхом отразился сегодня и стал началом наших сегодняшних литературных посиделок.
Гости провожались домой и по пути на станцию замечательный человек Кирилл, к тому моменту уже «отмотавший» в школе 10 лет, сердобольно обратился ко мне.
— Серёга, школа это, мммм, уникальное место. Там свой мир, который тебя, вероятно, слегка шокирует. Но поскольку ты человек военный, есть простой рецепт выхода из коматоза и депрессии, вызванных неумеренным введением школьной реальности себе в мозг. Просто представь, что тебя перевели в новую часть, а ТАМ ВСЕ ДОЛБОЁБЫ.
Тогда я недоуменно хмыкнул, а теперь могу сказать: спасибо тебе, Кирилл, твоя сентенция не раз и не два удержала мою крышу на месте гвоздями аллегории.
Учебка.
В той же самой компании в закрытом чатике на днях развернулась глобальная битва, когда один из наших товарищей по горло завалил нас, троих учителей, липкими комками обжигающей правды как, например, на иллюстрации ниже.
Все доводы действующих школьных педагогов о том, что тётя просто ебобо и путает кислое с полосатым действия не возымели. Школа — плохо и ужас, система себя изжила, она устаревшая, не инклюзивная и не развивает индивидуумность каждой человеческой заготовки, а «обтёсывает их по общему квадратному шаблону».
И тут меня как молний пронзило — ведь тоже самое я годами слушал про армию и сегодня, как живущий в двух реальностях сразу (школьной и армейской), могу сравнить.
Казарма.
Самое страшное в нашем с вами возрасте это даже не понимание, сколько же вокруг нас роится невидимых долбоёбов, а то, что взрослые люди уже сами отягощенные детьми, не умеют делать выводов из личного жизненного опыта и изливают на окружающих собственную кислую желчь, образовавшуюся из-за контакта реальности и их фантазий-хотелок. Ну, как тётя выше.
Так вот, граждане. И школа, и армия очень похожи между собой по своей базовой задаче. Заключается она в МАССОВОМ обучении юных отроков и дев, кои хотят не скучной науки, а желают пива и коитусов, фундаментальным знаниям и навыкам. Я специально выделил слово «массовый» потому что это краеугольный камень реальности и физических возможностей.
Задача школы — научить многосотенное стадо плохоуправляемых и прикрытых броней сюсюкающих родителей деточек основам науки. Научить их вычислять площадь основания конуса, отличать Реформацию от мастурбации, Гомера от фанеры и хотя бы к концу 11 класса вдолбить в особо крепкие черепа, что после повелительного глагола must нельзя ставить частицу to.
В армии, в свою очередь, речь идет об умении не сжечь радиостанцию станции управления, выработке рефлекса, что оружие даже разряженное нельзя направлять на людей и что бруствер окопа это не тяжкое наказание лопатотерапией, а гарантия, что в твой пустой жбан не прилетит что-то железное, вроде осколка мины или снайперского привета.
Работа с ширнармассами в принципе исключает индивидуальность. Задача научить всех, скопом и чтобы никто не ушел таким же тупым рукожопом, как на входе.
Чтобы солдат позднее выжил в бою и его автомат не заклинило, его учат не индивидуальности, а вбитому в десятилетия практики порядку сборки-разборки и обслуживания личного стрелкового вооружения. И вот когда он даже в обморочном состоянии усталости или контузии будет свой «калаш» в дождь держать вниз стволом и рефлекторно смазывать камору хотя бы очень грязной ветошью — вот тогда в бою он и сможет проявить личный ум, смекалку и фантазию. Потому что в него кривыми хирургическими иглами прописали базовые навыки, общие для всех. И автомат не подвел.
Чтобы ваш ненаглядный сыночек однажды написал прекрасное сочинение и выразил в нём нестандартное самоличное мнение, он должен годами рвать двойные листочки и скрипеть ручкой по заведенным шаблонам. Нравится это ему и его задержавшимся в развитии родителям или нет.
Григорий Перельман начал с изучения арифметики, перейдя к алгебре и тригонометрии, а лишь много позже доказал теорему Пуанкаре. И никогда бы не смог этого, если бы не знал основ, не отталкивался от бетона школьного и университетского фундамента.
Герой России Вячеслав Бочаров смог выжить в хлещущем свинцом и сталью аду беслановской школы только потому, что много-много лет повторял одни и те же упражнения. Как автомат, как робот, начав с передергивания затвора левой рукой и кувырков-перекатов, постепенно наращивая сложность и оттачивая уже свои собственные умения.
Спецназ.
И в школе, и в армии всегда есть отличники по биологии или стрельбе. Но количество их всегда невелико. Причина тому проста — далеко не все люди одарены и готовы променять собственный комфорт и удовольствия на непонятные дивиденды. В школе это победители всевозможных предметных олимпиад, в армии это ребята, способные пробежать в бронике 20-километровый марш-бросок, после чего выдержать штурмовую полосу и три раунда по 3 минуты со свежими и не ведающими пощады инструкторами рукопашного боя.
И первые, и вторые достигают результатов, отталкиваясь от общедоступной базы, помножив её на дополнительный многократно более тяжелый труд. И только так. Никаких лазеек, шпаргалок и коротких путей к ступеньке выше общей массы массово же обученных нет.
Более того, сейчас я скажу крамольную с точки зрения выслуги вещь. В выполнении своих задач школа справляется ЛУЧШЕ армии. Потому что учителя скованны тысячами запретов, ограничений и страхов. Школьников нельзя не то что бить, сейчас на них нельзя даже кричать, нельзя отобрать мобильник, нельзя поставить «два» за поведение и срыв урока. Нельзя, нельзя, нельзя. При этом каждый год вы видите в своей ленте российских школьников, которые взяли на абордаж очередную международную олимпиаду, после чего ушли на новый этап научной работы в университеты и лаборатории.
Понятно, что в это же время где-то в Ингушетии или Сирии ребята в масках цвета хаки вежливо стучатся в очередной душманский шалман при помощи «Шмеля», но тут уже слегка другое. Школа, как не крути, это обязаловка, где ты можешь спокойным овощем мирно дрейфовать к первой законной пьянке на выпускном. В армейский и прочие спецназы идут осознанно люди постарше, как правило, уже битые жизнью и сержантами, то есть это их осознанный выбор.
Дембель.
У всех у нас всё будет очень хорошо, когда мы начнем жить не собственными хотелками в полной уверенности в том, что наша истина самая последняя, а осознавая реальность во всем многообразии ее проявлений. Ребенок вначале учится ходить, потом начинает агукать, потом ему развивают мелкую моторику пальчиков и только спустя три серии он садится и пишет гениальный, ни на кого не похожий, роман.
Говорящие да обрящут (№146)
Время бежит с какой-то просто угрожающей скоростью. Буквально вчера я в лекционном зале нашей школы на пальцах и на доске пояснял десятиклассникам, почему им действительно не следует ходить на демонстрации в поддержку пана Навального, а вот поди ж ты, уже почти год прошел. Ну, ладно, девять месяцев, но все равно молниеносно.
А вспомнил я эти события вот почему.
https://ria.ru/20210819/dzhumaev-1746444449.html
Вчера московский суд вынес приговор одному из самых ярко мелькнувших на телеэкранах персонажей той зимы. Речь идёт о младом чеченце Саид-Мухамад Джумаеве. Вы наверняка видели видео, где молодой и бесстрашный кавказец умело и, презрев ответные удары, молотит «космонавтов» Росгвардии. Полиция бьет в ответ, Джумаев падает, и его шустро затягивают в толпу, отсекая от нависающих наручников.
На Саида мгновенно обрушилась сетевая слава, поэты желтой резины посвящали ему стихи, девочки вздыхали и меняли мокрые платки, глядя на черноглазого и широкоплечего джигита, а где-то в прокуренной тишине дата-центров деловито гудели сервера, в кремниевой памяти которых бесцеремонно ковырялись Face-ID приложения. Личность кавказского берсеркера установили буквально за сутки, и вот тут началось самое интересное.
Как считает широкая российская общественность, чеченские диаспоры и тейпы пользуются в России исключительной привилегированностью. Сферический Рамзан в вакууме, по мнению ширнармасс, способен на любые чудеса с государственным бюджетом, уголовным кодексом и трекингом по IP. Я никогда не был в самой Чечне и допускаю, что там возможно разное волшебство, а местами, возможно, даже кивает одуванчиковой головой милое средневековье, при этом есть очевидный факт, оспорить который невозможно. Во всём, что касается межэтнических, социальных и прочих отношений «наружу», Грозный и его аналогичный лидер занимают принципиальную позицию равности. То бишь есть закон, он один для всех и пусть от прокурора никто не уйдет обиженным.
Да-да, несомненно, кулуарно есть не один случай решалова, отмазываний и всего прочего, но скажите мне, мои дорогие патриоты ивушек и ватрушек, что, других у нас не отмазывают?
Чечня республика небольшая, а учитывая общую численность в полтора миллиона душ, ортодоксальность и всё ещё крепкую клановость, новость о причастности юного боевитого дарования к беспорядкам в столице долетела, куда надо, быстрее, чем Саша Сотник до пивной в субботу утром.
Власти республики вышли на родственников Джумаева и сделали официальное заявление – если Саид самостоятельно придет с повинной, Грозный окажет ему всемерную помощь. На русском с юридическим акцентом это звучит как «спишем на молодость, тупость, а потом за сотрудничество со следствием порешаем условку». Так бы практически гарантированно и вышло, но пламенный борец за всё хорошее решил, что он умнее итум-калинского муллы и ударился в бега. Не помогли ни увещевания земляков, ни просьбы родных.
Джумаева выловили пограничники в лесах под Псковом, когда он, аки хрестоматийный большевик, угнетаемый царизмом, пытался свалить в Латвию. Здесь мы передаем пламенный привет всем любителям сахарного забвения, никогда не ставящих галочки в формах «разрешаю сбор информации» и верующих в приватность современного мира. Вычислили его максимально просто – запеленговали по ОТКЛЮЧЕННОМУ мобильному телефону, а дальше в дело вступили карацупы и джульбарсы.
Показательно, что ни Кадыров, ни землячества за Джумаева так и не вписались. Одни списывают это на яростный «стук» других задержанных, которые дали против чеченца шесть тонн показаний, я же склонен считать, что в Грозном решили не портить отношения с центром ради одного глухого ишака.
Кстати, обратите внимание, как менялось настроение арестованного. На фото №1 он на первом судебном заседании – весел, показательно бравурен, на фото №2 он же в момент оглашения приговора – побрит налысо, без бороды, взгляд печальный смотрит в пол.
Весьма вероятно я преувеличиваю, что один парень с проблемами слуха очень сильно подкузьмил не только себе, но и своим ближайшим родственникам. Потому что с судимостью по такой статье самому Саиду теперь ни за что не видать работы в любых органах или мало-мальски государственных предприятиях, более того, с трудоустройством будут проблемы и у братьев-сестер. Допускаю, что внутри республики на это смотрят сквозь пальцы, но в любом случае факт остаётся фактом – политтехнологи не состоявшейся революции Джумаева кинули, и теперь последствия своей дебильной бравады хлебать ситечком будет лично он и его семья.
И здесь мы перешагнём на ступеньку главной темы, уж простите за столь пространные вступления. Отвык-с, понимаете ли.
Я вновь (без всякого выпрашивания комплиментов) повторюсь, что не считаю себя ни педагогом, ни психологом. В школе я очутился случайно, как женщина с низкой ответственностью на воскресной службе. Но. Именно поэтому я сохраняю свежесть восприятия всего происходящего внутри и около школьных стен.
Перефразируя классика, отметим, что «Саида опыт – другим наука». В первую очередь… родителям. Если бы Джумаев прислушался к настойчивым просьбам, жизнь его пошла бы по совсем другим рельсам. Я охотно допускаю, что он действительно неплохой парень, в конце концов, кто из нас в молодости не бурлил кровью, не мечтал сломать старый и построить новый (единственно справедливый) мир? Да все, все.
Я в очередной раз повторю своё глубокое убеждение – современная молодежь не плохая, она точно такая же, какими были мы, и те, кто встряли во временной промежуток между 2 Unlimited и Тейлор Свифт. Главная опасность для шагающих нам на смену заключается в том, что с ними мало говорят. Не Навальный, не дегенерат Митя Милохин и прочий биомусор из Youtube, а те, к кому они прислушиваются рефлекторно. Даже если всячески демонстрируют обратное.
Нам – уставшим загнанным взрослым – гораздо проще навесить на сына и его календарную компанию ярлык тупых дебилов, чем приучить его и себя к диалогу. Подчеркну, не к ситуативному, а к постоянному. Для того чтобы подросток вас слышал у него должна быть к этому ПРИВЫЧКА. А она, как известно, вырабатывается со временем. Даже алкашами становятся не сразу, вначале долго и упорно блюют маме в клумбу на даче.
Дети, будь то мокропопые агукалки или привозящие бабушке внуков седобородые викинги, всегда остаются почемучками. До выхода из отчего гнезда мы (если родители позволяют) заваливаем их миллионами «почему». От «почему нельзя пить уксус» и до «почему папа лежит, стонет и просит Барсика топать потише». И того, насколько спокойный, взвешенный и понятный ответ мы получаем, зависит формирование нашего мировоззрения, системы ценностей и предпочтений. Хотя, конечно, мамина лекция о вреде курения лучше всего приживается, дополненная батиным принуждением выкурить сразу пачку.
Мы, взрослые, компенсируем своё почемучество общением, на работе, в спортзале, в пивной и так далее, нагромождая полученные знания на уже устоявшийся фундамент. У молодежи его просто нет. И потому если вы – о, мои железные стоики – не выработали в себе и в отпрыске привычку говорить друг с другом, скорее всего, формовать кирпичи личности вашего сына или дочери будут другие люди. И с высокой долей вероятности вовсе не для того чтобы помочь ему (ей) сделать свою жизнь счастливее.
С подростками трудно, они строптивы, вредны, тупороги и инертность восприятия морали в них невообразимым образом сочетается с реактивностью действий. Но всякий раз, когда вам хочется влупить демонстративно буксующему чаду «бегущего оленя», вспомните себя в его (её) возрасте. Вы стали такими замечательными, умными, ироничными и мудрыми потому, что мама, тяжко вздохнув и посчитав про себя до двадцати, всё таки убедила вас, что не надо идти с Людкой на дискач в ДК, и что «Ром-кола» таки редчайшая дрянь.
А потом пришел батя и для закрепления пробил «оленя».
Репетиция эст матер студиозус (часть 3), №138
Всеразрушающая вселюбовь
Груши и ду́ши
Лещ судьбы или йога ретроградов
Магия медленных слов
Немного о проблемах отцов, детей и магии
Манифест и правила клуба
Ознакомьтесь с правилами и манифестом клуба.
Событие. Завершение памятника в Лидице
Вопрос. Что делать с подростками-убийцами
Прогноз. Уменьшение количества подвигов
Весна на Заречной улице
«Весна́ на Заре́чной у́лице» — советский художественный фильм, снятый в 1956 году режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Мартыновичем Хуциевым. Один из самых популярных фильмов 1950-х годов, в кинопрокате СССР собрал 30,12 млн зрителей.
В город, где расположен крупный металлургический комбинат, приезжает выпускница пединститута Татьяна Сергеевна Левченко. В городском отделе образования она получает направление в вечернюю школу, где учатся молодые рабочие комбината и среди них — сталевар, ударник труда Александр Савченко. История его непростых чувств к молодой учительнице является основой сюжета картины.
Оканчивается фильм эпизодом, в котором Савченко отвечает на вопрос экзаменационного билета, что такое многоточие: «Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое ещё осталось впереди…» В заключительном кадре после слова «Конец» стоит многоточие, из чего следует, что сюжет фильма получит продолжение.
В фильме «Лёгкая жизнь» (1964 г.) в эпизоде встречи выпускников (плакат перед аудиторией гласит: «Здесь собираются филологи образца 1956 г.») преподаватель вызывает Таню Левченко, на что она отвечает: «А я не Левченко, я теперь Савченко», из чего можно предположить, что Татьяна Сергеевна с Александром в конце концов поженились, хотя фильмы напрямую друг с другом не связаны.
Песни и музыка
Лейтмотивом фильма является песня «Когда весна придёт, не знаю» (стихи Алексея Фатьянова, музыка Бориса Мокроусова), которую исполняет Николай Рыбников.
Музыка к песне первоначально была использована в спектакле театра имени Вахтангова «Макар Дубрава» (пьеса о шахтёрах Александра Корнейчука). Спектакль был снят с репертуара, и прекрасная мелодия осталась бесхозной. Позднее она была использована в фильме, где соло на гитаре исполняет Пётр Тодоровский, работавший оператором на картине. После выхода фильма песня приобрела большую известность, став одной из самых широко известных советских песен из кинофильмов. Песня стала популярной в исполнении в домашнем кругу, застолье; выступает символом малой родины, любви к родному очагу и дому, своему краю, своей профессии.
Песню «Школьный вальс» (композитор Исаак Дунаевский, автор слов Михаил Матусовский) исполняет Владимир Бунчиков.
«Песню Юры» («У меня идёт всё в жизни гладко», стихи Алексея Фатьянова, музыка Бориса Мокроусова) исполняет Владимир Гуляев.
Кроме того, в фильме звучит фокстрот Артура Полонского «Цветущий май» и 2-й фортепианный концерт Рахманинова (его слушает по радио главная героиня).
История создания
Окончив в 1952 году институт кинематографии, Марлен Хуциев становится режиссёром на Одесской киностудии. Работая помощником режиссёра в различных киногруппах, он пишет сценарий для своей первой большой художественной картины. Начальный вариант сценария не был принят к постановке и Хуциеву пришлось дорабатывать его вместе с Феликсом Миронером, соавтором по дипломному фильму. В послевоенное время Одесская киностудия стала базой, куда приезжали снимать фильмы многие. Директор киностудии Александр Горский пригласил на студию и Хуциева с Миронером. Одним из условий Горского была работа в паре. Снимать фильм начали с 1953 года, а премьера фильма состоялась 26 ноября 1956 года. Этим фильмом Хуциев открыл дорогу новому поколению актёров: в картине дебютировали выпускники ВГИКа Юрий Белов, Николай Рыбников, Геннадий Юхтин. Роль учительницы Татьяны Сергеевны сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова.
Бо́льшая часть киносъёмок прошла в Запорожье. Некоторые сцены снимались в Одессе (например, в парке «Победа»). В Запорожье съёмки проводились на заводах «Запорожсталь», «Днепроспецсталь». Кроме заводских сцен съёмочная группа работала также в 47-й и в 4-й средних школах рабочей молодёжи на Павло-Кичкасе, в парке «Дубовая роща», райвоенкомате, Дворце культуры алюминиевого комбината (в советское время — Дворец культуры им. С. М. Кирова).
Николаю Рыбникову помогал вживаться в образ 23-летний Григорий Пометун, впоследствии — Герой Социалистического Труда и заслуженный сталевар Украины.
Хуциев вспоминал:
"Феликс не скрывал, что идею ему подсказал фильм по сценарию Владимира Маяковского "Барышня и хулиган". Правда, были проблемы с утверждением Коли Рыбникова на главную роль, но нам удалось его отстоять. "Весну..." я вспоминаю с теплотой, это моя чудесная молодость. Операторами у нас на картине работали институтские друзья Петр Тодоровский и Радомир Василевский. Многие актеры также были из ВГИКа. Помню свое удивление после первого просмотра: неужели нам удалось это сделать?.."
Критика
Критика отметила высокий уровень режиссуры фильма. Внимание привлекли и съёмки оператора Петра Тодоровского, умело чередовавшего общие и индивидуальные планы. Зрителями была особенно отмечена песня из кинофильма («Когда весна придёт, не знаю»).
Кинокритик Людмила Погожева заметила «обилие жизненных наблюдений и очень личных лирических раздумий, буквально переполнявших фильм». «Именно наблюдения и раздумья, — писала она, — сделали содержание фильма намного богаче, сложнее, значительнее, чем то диктовалось его нехитрой фабулой».
Отмечалось, что «созидательный труд воспет здесь без ложного пафоса, цветистых фраз — через восхищение человека, впервые осознавшего его красоту и мощь». При этом «авторы показывают необыкновенное в обыкновенном, всматриваясь в жизнь свежим, острым, заинтересованным, хозяйским взглядом, отбрасывая штампы, готовые решения». Советский киновед Иван Корниенко так оценил значение фильма: «Это был важный, принципиальный шаг вперёд, и критика сразу отметила новаторство фильма и его значение в разработке современной темы и в развитии самого киноискусства».
Критик Любовь Герасимова в журнале «Искусство кино» анализировала гендерные проблемы и чувственные переживания персонажей. Кинокритик Сергей Кудрявцев писал, что «Весна на Заречной улице» интересна тем, что «прежде всего, в ней есть живой человек».
Сергей Кудрявцев считал, что «можно рассматривать „Весну на Заречной улице“ как историю между двумя рабочими сменами: герой погружается в быт, частную жизнь, где, как металл, проверяется на прочность». Он писал: «Зритель оказывается в положении Тани Левченко, знающей о нём, как о передовом сталеваре, только понаслышке, и может кое-что не разглядеть в его характере, будто разделённом на две ипостаси. Вышедший с завода Савченко — уже не тот, кто стоял у доменной печи. Первый — Саша, каким он себе кажется, второй — кто есть на самом деле. И лишь в финале обретает цельность, будто сняв, наконец, маску со своего лица».
Кинокритик Нонна Капельгородская писала: «„Весна на Заречной улице“ поражала свежестью видения мира, тонким подходом к человеческой психологии и внимательным переносом её нюансов на экран, реалистичным, на первый взгляд, воспроизведением атмосферы, в которой живут, работают, учатся и любят герои. В ней не выходили на первый план надоевшие штампы, типичные для тогдашних фильмов на рабочую тематику».
Киновед Д. Янгблад констатировал: «…этот фильм часто повторяется по российскому телевидению и пользуется популярностью у всех возрастов. До сих пор это как глоток свежего воздуха».
Картина означала иной поворот в традиционной для советского кинематографа рабочей теме и имела «огромный, повсеместный и устойчивый успех», стала этапным произведением советского кинематографа. В конце 1956 года фильм стал лидером проката и собрал более 30 миллионов зрителей.