«ТЫ ДАР» каллиграфия для детей 6+
Ознакомительный фрагмент по таблицам книги «Алфавит Майорис» — «Liber Artificiosus Alphabeti Maioris»
«Liber Artificiosus Alphabeti Maioris»
(1782-1785) рисунки Иоганна Меркена, гравировка Генриха Кентгена
Первое и единственное издание этой редкой прекрасно выгравированной книги. Продолговатый фолиант один из самых восхитительных сборников алфавитов 18 века в стиле высокого рококо по каллиграфии, включал пятьдесят шесть гравированных табличек. Помимо сложных алфавитов, здесь представлены примеры стилей письма, портреты, силуэты, монограммы, календари, фантастические геометрические и архитектурные фигуры, эмблемы, генеалогические таблицы и орнаментальные буквы. Текст, напечатанный печатным способом, включал рецепты приготовления различных чернил.
Все остальные таблицы будут опубликованы в трёх постах, но они будут доступны только подписчикам. На этом пока всё. Искренне Ваш, Николай Ворончихин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки и тем более, подписывается. Более трёхсот публикаций ожидают зрителей — ценителей прекрасного.
Графическая стилизация, образцы её применения
Стилизация представляет собой процесс формообразования, основанный на творческой переработке, видоизменении объектов и явлений окружающей действительности при наибольшем художественном обобщении. В основе стилизации как творческого метода лежит такое понятие как «обобщение». Обобщение включает в себя различные формы отражения окружающей действительности в процессе изобразительной деятельности путем упразднения деталей и выявления наиболее характерного в объектах и явлениях окружающей действительности для создания выразительного художественного образа.
Создавая графическое декоративное произведение искусства, используют еще один тип творческого метода - метод интерпретации. Сущность метода заключается в том, что художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».
Этот метод не имеет конкретного автора, но он был хорошо известен уже несколько веков назад. Вот что говорилось о методе интерпретации в одном из российских учебных пособий для художников 18 века: «Простой подражатель природы не может никогда произвести ничего великого, не может никогда возвысить и распространить воображение и тронуть сердце зрителя. Он должен стараться усовершенствовать их величием своих понятий. Все художества получают своё совершенство от красоты творчески воображаемой художником, преимущественной над тою, какую можно обрести в природе каждой вещи особенно».
В этом наставлении художнику предлагается творчески переосмысливать реально существующие объекты природы, в том числе и самые прекрасные. Поэтому интерпретацию любого явления или объекта окружающего мира, в частности, природы и природных форм, следует рассматривать не в качестве одного из оригинальных художественных приёмов и средств выражения, а считать основным творческим методом и основным выразительным средством декоративно - прикладного искусства.
Цель творческих методов в изобразительном искусстве - это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира. Теоретической основой для творческого метода нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового - это создание того, чего напрямую нет в природе, нет в окружающем мире, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить всё та же природа, всё тот же окружающий мир.
Этот пост для свободного публичного просмотра и он знакомит с различными видами интерпретаций: под каллиграфию, линейную графику, стимпанк, декоративно - орнаментальное заполнение плоскостей формы объекта, шрифтовая трактовка, знаковая, линейно - геометрическое, под кельтские мотивы и т.д. Под все эти виды, будут отдельные посты с подборками под каждый вид интерпретации, а картинки из этого поста будут тизерами этих закрытых постов по подписке, чтобы легче было узнать что демонстрируется в закрытом посте.
Довольно большой пост по решению формообразования средствами каллиграфии - вход на статью.
Редкие приёмы графики также являются средством интерпретации, в подборке, при создании графических работ использовались линия и пятно, как технический приём, эти статьи доступны только по подписке.
Каллиграфический инициальный шрифт
Красивый инициальный шрифт, предпочитаю рассматривать, когда каждая буква в отдельном файле и её есть возможность внимательно рассмотреть и тем более, когда шрифт ещё и каллиграфический. Поэтому, если есть время, каждую букву вырезаю отдельно и располагаю в файл, в данном случае сделал инверсию и в файле два варианта - чёрная на светлом фоне и белая на чёрном фоне.
Продолжение знакомства с одной из самых красивых и драгоценных рукописных книг европейского Ренессанса - "Mira calligraphiae monumenta / Образцовая книга каллиграфии"
На основе книги "Mira calligraphiae monumenta" были выпущены три небольшого формата книги – The Art of the Pen, Nature Illuminated и An Abecedarium, которые воспроизводят страницы одной из самых красивых и драгоценных рукописных книг европейского Ренессанса - Mira calligraphiae monumenta.
В предыдущем посте было знакомство с книгой The Art of the Pen. Вторая книга из этой серии сделала акцент на иллюстрациях флоры и фауны. Император Рудольф был большим любителем ботаники и собирал всякие странности и чудеса природы в свою кунсткамеру. Поэтому Хофнагель по его заказу заполнил страницы реалистичными миниатюрами цветов, фруктов, насекомых и мелких животных. Многие цветы и фрукты, изображенные им, были новыми для Европы и воспринимались как диковины на страницах книги. Его рисунки практически не связаны с текстом на странице по смыслу, они взаимодействуют с образцами текста только эстетически, дополняя и заполняя пространство страницы.
Если предыдущий пост был заполнен иллюстрациями, скрины для которых делал сам из электронной книги "The Art of the Pen ", то иллюстрации для второй собирал из разных мест и не гарантирую, что она в полном комплекте.
Даю отдельный фрагмент стрекозы, стень разрешения довольно неплохая.
Книга создавалась в два этапа, и была закончена в самом конце XVI века. Создали ее два автора, никогда друг с другом не встречавшихся. Знаменитый каллиграф George Bocskay и миниатюрист по имени Joris Hoefnagel. Сначала George Bocskay, бывший имперским секретарем при императоре Священной Римской Империи Фердинанде I, создал том, который он назвал «Образцовая книга каллиграфии», а через пятнадцать лет после смерти каллиграфа правящий внук Фердинанда I, император Рудольф II заказал последнему великому европейскому миниатюристу украсить том рисунками.
Знакомство с книгой Виллу Тоотс "Современный шрифт"
Ещё одна книга изданная Виллу Тоотс, но на этот раз книга на русском языке и с довольно большим объёмом текста и текста очень интересного, с которым советую внимательно ознакомиться. Книга вышла, когда я учился на втором курсе худграфа, и естественно, что в свободной продаже её не было, пришлось перефотографировать и иметь в негативе.
Пересъёмку делал, когда уже работал в бюро художественного конструирования и имел возможность снять профессионально на плёнку микрат 300 и с этих негативов печатал на рефлексной фото бумаге шрифты для работы над раскладками в типографию.
Перехожу непосредственно к книге, вначале предисловие автора, а уж затем иллюстрации, которые выбрал, чтобы вы могли составить впечатление о книге.
Предисловие
В настоящей книге автор исходит из следующих положений: основу шрифта составляет писание; характер каждого рисунка шрифта зависит от инструмента, при помощи которого он выполняется; каждая техника исполнения более всего соответствует какому-либо определенному стилю шрифта. Нельзя, например, шрифт ширококонечного пера употреблять при вытесывании на камне, так же как рисованием нельзя добиться характера шрифта, вырезанного из линолеума. Если мы пишем кисточкой, ширококонечной или акварельной, то получаем особую специфическую линию, которую не имеет смысла имитировать другим орудием.
Виртуозное умение мастеров Ренессанса писать птичьим или тростниковым пером вымерло уже к прошлому столетию. Начиная с этого времени шрифт только рисовали, часто очень тонко и интересно, временами украшали его богато и затейливо. Но это лишь деформировало основные его формы, поскольку отсутствовала логическая и здоровая основа ширококонечного пера. Именно ширококонечное перо было в далеком прошлом орудием, заложившим пропорции букв и определившим соотношения в толщине буквенных линий.
Восстановление старых традиций на грани XIX и XX столетий дало искусству шрифта более верное направление. Англичанин Эдвард Джонстон, который считается зачинателем современного шрифтового искусства в Западной Европе и Америке, по существу, только раскрыл нам заново умение старых мастеров письма. В результате его работы, работы его учеников и их последователей, искусство шрифта снова заняло подобающее ему место в ряду других видов искусств. Основы своего метода Джонстон изложил в издании «Писание, раскрашивание и рисование шрифта» (1906).
Читатель познакомится с его методом в главе, посвященной рукописным шрифтам. Помимо этого в настоящей книге изложены также и взгляды других выдающихся художников. И наконец, автор делится собственным опытом, приобретенным в процессе практической работы, длительного преподавания шрифта и подготовки к выпуску в свет предыдущих изданий.
На русском языке книга подобного рода выпускается впервые. До сих пор применялся в основном рисованный шрифт, и все выпущенные ранее издания были посвящены рисованию шрифта. Хочу надеяться, что последующие страницы послужат пропаганде искусства писания шрифта ширококонечным пером. При этом мы не имеем права забывать, что у русского искусства шрифта — достойное уважения прошлое. Древний русский писец своим тростниковым пером мог от руки создавать превосходные книги и документы, и задача советских художников состоит в том, чтобы поднять искусство рукописного шрифта на уровень современных требований. Различие в структуре между русскими и латинскими буквами не должно служить препятствием к использованию ширококонечного пера.
Мы не представляем себе современную культуру без шрифта, и чем обширнее и разнообразнее становятся способы употребления шрифта, тем больше внимания мы обязаны уделять его качеству. Широкий размах и темп нашей жизни требуют от искусства шрифта богатства и разнообразия. Художник шрифта должен в совершенстве владеть циркулем и рейсфедером. Но если он владеет только этими инструментами, не умея создавать скорописного шрифта пером или кистью, тогда он художник только наполовину, ремесленник. У него нет самого главного — творческого начала.
В книге уделяется внимание как писанию шрифта, так и его рисованию. Большое значение придается и типографским шрифтам. По существу, они представляют собой не что иное, как продукт и писания и рисования. Именно в типографских шрифтах закрепляется все лучшее, что создали великие мастера прошлого и настоящего. Кроме того, типографские шрифты создаются более основательно и в течение более продолжительного времени, чем шрифты, изготовляемые для однократного употребления.
Как и в любом другом предмете, изучение шрифта должно вестись методически правильно, так как переучиваться гораздо труднее. Было бы ошибкой считать, что достаточно будет найти в книге понравившийся алфавит или образец и следовать ему. Нет, книгу надо проработать (не только прочитать) от начала и до конца. Шрифт требует длительного изучения, тренировки и опыта. Чем больше и постояннее тренироваться, тем лучше будут результаты. Шрифт можно изучать и самостоятельно, но, повторяем, это нужно делать, руководствуясь правильными методами и лучшими пособиями.
В процессе изучения шрифта необходимо ознакомиться с его историей. Прошлое представляет собой неиссякаемую сокровищницу, откуда мы черпаем все лучшее, развивая его далее в своей творческой работе. Не зная истории шрифта, невозможно вникнуть в сущность его искусства и ответить на многие практические вопросы. Человек, знакомый с закономерностями развития шрифта на классической основе, никогда не впадет в дилетантство и не начнет раньше времени неумело сочинять свои собственные буквы.
Настоящая книга является не только учебником, но и сборником образцов, своего рода альбомом искусства шрифта. Автор имеет возможность познакомить с работами многих известных художников как советских, так и зарубежных. Это даст читателю возможность составить определенное представление о международном уровне этого вида искусства.
В книге представлены как алфавиты шрифтов, предназначенных для разнообразных целей, так и различные композиции. Значительная часть содержания книги посвящена проблемам книжного искусства. Это вполне понятно, так как книге больше всего необходимы красивые и ясные шрифты. Шрифт, как и вся книга в целом, эстетически воспитывает читателя, поэтому и сам художник шрифта должен обладать тонким, развитым вкусом, видеть прекрасное и в пропорциях букв, и в цвете, и в композиции. Рука его должна быть умелой, чувствительной и дисциплинированной.
Настоящая книга предназначается в первую очередь художникам, начинающим работать в области книжной и прикладной графики, работникам издательств и полиграфистам. Необходимое для себя в ней могут найти и преподаватели средних школ и работники клубов. Автор надеется также, что книга принесет пользу студентам художественных институтов, особенно полиграфических — будущему нашего шрифта и книги.
Таллин — 1964 г. Виллу Тоотс
Как и обещал даю ссылку на книгу "Современный шрифт" возможно кого то она сподвигнет заняться освоением каллиграфии или леттеринга, успехов на данном поприще.
Знакомство с книгой Виллу Тоотс "300 шрифтов"
В посте в качестве тизера использовал часть разворотного титула книги, в которой мастер каллиграфии Виллу Тоотс воспроизвел различными техниками 300 шрифтов, показав высшее мастерство, вдохновившее плеяду отечественных каллиграфов. В итоге получился яркий, запоминающийся альбом с развернутым предисловием автора, которое он посвятил всем, кто интересуется шрифтами, каллиграфией и типографикой. Это развёрнутое предисловие размещу в посте после иллюстративного материала, как и у автора в книге.
Данная книга была великолепным пособием для всех художников - оформителей, но её тираж 14000 экземляров это мизер для страны, тем более, что книги по искусству шрифта издавались очень редко. По тем временам, а это шестидесятые годы прошлого столетия, была единственная техника размножения, фотография. Когда работал в бюро художественного конструирования, данную книгу для себя перефотографировал.
Для знакомства с книгой выбрал более интересные страницы, но это с моей точки зрения, в завершении публикации будет ссылка на книгу.
Предисловие
Настоящее издание предназначено для учителей рисования, учеников средних школ и техникумов и без сомнения, сможет оказать помощь художникам, занимающимся выполнением надписей в декоративном, рекламном и прикладном искусствах, оформителям книг и журналов. Этот сборник представляет интерес и для полиграфистов.
В книге собраны лучшие образцы шрифтов нашего времени, а также исторические шрифты, употребляемые в настоящее время. Наряду с рисованными шрифтами в книге приведены и шрифты, написанные от руки, а также печатные шрифты. Кроме шрифтов, созданных в Европе, показал шрифты, созданные художниками Соединенных Штатов Америки.
Многие шрифты в данном сборнике оформлены его автором так как, несмотря на собранный для дайной книги богатый материал, в интересах получения целостной общей картины, пришлось дополнить некоторые пробелы. Для облегчения пользования книгой приведены образцы практического исполнения большей части шрифтов и, кроме того, показаны способы конструирования наиболее важных шрифтов.
В основном книга предназначается для художников, пользующихся латинскими шрифтами. Но так как художникам очень часто приходится выполнять работы с русскими шрифтами, то в книгу включены различные образцы русских шрифтов. Ко многим общеизвестным печатным шрифтам добавлены рисованные русские буквы. Более детальный обзор русских шрифтов является задачей самостоятельной книги.
Должен извиниться перед некоторыми коллегами за самовольное изменение композиции их алфавитов. Этого потребовал формат книги.
Считаю своим приятным долгом выразить признательность коллегам, оказавшим мне ценную помощь при составлении книги: Кру Саудепсу из Брюгге (Бельгия), Альфреду Фейрбанку из Суссекса (Англия). Альберту Капру из Лейпцига (Германия), Вадиму Лозеремскому и Саломону Телингартеру из Москвы, Максимилиану Фоксу из Парижа (Франция), Герману Цапфу из Франкфурта-на-Майне (Германия).
Письмо — один из важнейших факторов истории культуры — является результатом тысячелетних творческих изысканий. Зарождение письменности уводит нас в далекое прошлое, в первобытное общество. Старейшим видом письма был рисунок, при его помощи человек пытался выразить свои мысли и чувства. С течением времени из рисунка развилось так называемое картинное письмо. Ярчайшим примером такого картинного письма являются египетские иероглифы, которые считаются предшественниками нашего письма. Постепенно иероглифы упростились и превратились в знаки. Длинную и сложную дорогу прошли письменные знаки. Все более совершенствуясь и видоизменяясь, они при посредничестве финикийцев дошли до греков. В надписях на монументах, ознаменовавших расцвет греческой культуры, мы находим уже буквы, формы которых имеют сходство с прописными буквами латинского и русского письма.
В этих простых геометрических формах — круг, квадрат, треугольник — отразилось тонкое художественное чутье, математическое и ритмическое чувство греков.
В своих странствиях письмо доходит до Древнего Рима, и примерно к началу нашей эры получает свою окончательную отделку. Эти прописные буквы, известные под названием римского капитального шрифта, остались в употреблении до наших дней и определили направление развития последующих стилей.
Для повседневных надобностей (переписка и т. д.) из прописных букв — маюскулов или версалов постепенно развился самостоятельный вид письма строчными буквами — минускула, названный курсивным. Монументальность римских букв заменилась здесь простотой, удобством и беглостъю письма.
С употреблением ширококонечного пера из капитального шрифта постепенно развился новый вид письма, называемый квадратным капиталом. Примерно в то же время образовалась новая форма письма — рустика, узкое письмо с тонкими вертикальными и толстыми горизонтальными штрихами.
Когда в конце I века н. э. в римскую архитектуру стал проникать ориентальный стиль круглых сводов, тогда тот же принцип округления стал проникать и в письмо. Новый стиль письма, полностью развившийся к IV веку, называется унциалом. Из пего, в свою очередь, под сильным воздействием курсивного письма возникло полу- унциальное письмо, в котором некоторые буквы имеют верхние и нижние удлинения. Из полуунциала в разных странах в силу различных обстоятельств развились особые виды письма.
В конце VIII века распространился вид письма, названный каролингским минускулом, в котором мы уже находим большинство строчных букв, употребляемых до настоящего времени.
К XI веку из букв капитального и унциального письма развились так называемые ломбардские версалы. Этот декоративный шрифт употребляется и в наши дни в качестве инициалов и при написании коротких заглавий.
В дальнейшем характер минускулов начинает основательно изменяться. Округлые части букв надламываются, буквы становятся более узкими и высокими, картина письма — уплотненнее и темнее, Начался XIII век, а вместе с ним п готическая эпоха. И опять мы наблюдаем, как стиль шрифта шагает рука об руку с архитектурным стилем. С течением времени развились различные стили готического письма — текстура, круглоготическое письмо, или ротунда. швабское письмо, фрактура, канулей и т.д. Лишь в эпоху Ренессанса разные виды готического письма теряют свое значение.
Гуманисты снова ввели в употребление каролингский минускул и стали пользоваться им наряду с римскими капитальными буквами. Так образовался вид шрифта, в настоящее время известный под названием антиква, По своим признакам этот шрифт делится ил несколько самостоятельных стилей. Самый старший из них — старинная антиква. Отличительными особенностями этого шрифта являются малая контрастность между толстыми и тонкими штрихами, округлые засечки, наклонные нажимы в округлых формах (т. е. округлые формы с левым наклоном стержня) и покатые верхние части (начало) строчных букв.
Важнейшими печатными шрифтами этого стиля являются: Гарамонт, антиква Вейсса, Траянус и Палатина.
Постепенно характер названного шрифта начинает изменяться. Контрастность толщины штрихов увеличивается. Наклонные нажимы в округлых формах начинают заменяться отвесными (т. е. вертикальный стержень), верхние части (начало) строчных букв становятся менее покатыми. Так как этот шрифт является переходной формой к следующему стилю, то он и называется переходной антиквой. Важнейшими печатными шрифтами этого стиля можно назвать шрифты, созданные Янсоном, Фурнье. Кэслоном, Баскервилем и Флейшманом.
Новый вид антиквы — классическая антиква — возникает в связи с возрастающим во второй половине XV1I1 века распространением гравюры на меди. Его признаки — сильная «контрастность между толстыми к тонкими штрихами. засечки в виде тонких линий и строгое геометрическое построение. Лучшие печатные шрифты этого стиля созданы Бодони, Вилъбаум. Лидо.
Наряду с антиквой развилась и ее наклонная форма — курсив антиква, для каждого отдельного стиля антиквы выработался и соответствующий ему курсив.
К названным видам шрифтов в начале XIX века прибавляется новый вид — египетский (брусковый). Признаком этого шрифта является одинаковая толщина всех линий и засечек в буквах. Наряду с чистым видом египетского пгрифта часто употребляются смешанные формы, в которых можно заметить большее или меньшее различие в толщине основных и дополнительных линий. Важнейшие печатные шрифты этого типа: Мемфис, Кларендон, Итальянский и другие.
Немного позже начинают пользоваться шрифтом гротеск (рубленый). И в этом шрифте все линии букв имеют одинаковую толщину, но основное отличие гротеска от других шрифтов — это совершенное отсутствие засечек. Важнейшие печатные шрифты этого стиля: Футура, Жиль гротеск, Акцидент-гротеск и другие.
Ленточная антиква является позднейшей модификацией антиквы, она вошла в употребление в наше время. Под этим названием известен шрифт, развившийся из антиквы. При его выполнении используются толстые и тонкие линии, но засечки отсутствуют. Лучшие типографские шрифты этого вида: Оптима, Турэн, Меридиан и другие.
Виды письма, образовавшиеся на основе антиквы и готического письма, именуются бастардными. Различными видами бастардного письма в средние века пользовались переписчики книг.
Кроме названных, в употреблении были и другие виды шрифтов. возникшие па основе видоизменения антиквы. В книге приводятся многие виды рисованных. рукописных и печатных шрифтов этого типа.
Нужно отметить, что по ГОСТу 3489*52 в Советском Союзе введена классификация печатных шрифтов. На основании этого ГОСТа шрифты делятся на пять основных групп. Эти группы отличаются не пo названиям, а по номерам. В настоящем издании эта классификация не приводится. Для облегчения пользования книгой, приведенные в ней шрифты разделены на 16 групп.
Наше рукописное письмо, чистейшая форма которого называется каллиграфическим письмом, развилось в XVII веке из курсивного письма. Наиболее совершенная форма каллиграфического письма была достигнута в Англии.
Алфавиты, ставшие основой славянского письма, называются глаголицей и кириллицей. Более старой формой считается глаголица.
Древнейшая форма кириллицы называется уставом. Как глаголица, так и устав — виды письма, еще полностью прописного. Большая часть букв угловатая, имеет широкие, тяжеловесные формы. Исключениями являются узкие, миндалевидные, округлые буквы. Начиная с XIV веха, наряду с уставом развивается второй вид письма — полуустав, впоследствии вытеснивший устав. Этот вид письма мельче и округлее; его буквы более размашисты, чем в уставе, с верхними и нижними удлинениями. В XV веке вошел в употребление новый упрощенный и более удобный вид письма — скоропись, примерно соответствующим понятию лапшнеского курсива. В то же время возникает вязь, для нее характерны затейливое, монограммо образное соединение букв п большая декоративность.
В 1710 году по распоряжению Петра I была проведена реформа русского шрифта. На основе шотландской антиквы и устава в конце XVII века был создан новый алфавит, получивший название гражданский шрифт. В последующие годы русский шрифт претерпел ряд изменений. Последняя реформа (устранение из употребления бесполезных алфавитных знаков) была проведена после Великой Октябрьской социалистической революции.
Каждый продуманный и тщательно выполненный шрифт представляет собою по стилю единое целое Поэтому построение шрифта должно быть основано на твердых началах. Конструкция всех букв алфавита должна подчиняться единому принципу. Достаточно малейшей неправильности в конструкции букв, чтобы от этого сразу же пострадал стиль шрифта. Чтобы разъяснить начинающему художнику пропорции и конструкцию букв, прибегают к помощи сетки.
Хотя хороший мастер шрифта должен уметь рисовать буквы, всё же главным критерием оценки его .мастерства является умение писать ширококонечным пером. Это основа, на которой строится искусство шрифта. Если художник полностью не владеет ширококонечным пером, то он будет не в состоянии вникнуть в суть художественного выполнения письма и понять: что к чему? Всегда нужно помнить, что рисованный шрифт во всем своем многообразии построен па основе письма ширококонечным пером
Несколько слов о средствах работы
Отсутствие в продаже высококачественных тонких металлических ширококонечных перьев до сих пор является одной из серьезнейших причин, тормозящих развитие рукописных шрифтов. Однако в продаже имеются комплекты плакатных перьев, ими можно выполнять крупные, простейшего вида письмена, которые обычно пишутся ширококонечным пером. Д.ля выполнения письма простым крупным шрифтом, перо можно сделать из дерева. Гораздо больше сноровки требует изготовление тростникового и гусиного перьев. К ним можно прикрепить тушедержателъ обыкновенного круглоконечного пера. Гусиное перо не является паллиативным средством. Искусная рука при помощи гусиного пера может написать текст, обладающий высокими художественными достоинствами. Гусиное перо намного эластичнее, чем стальные перья. К тому же не следует забывать, что многие дошедшие до пас исторические памятники письменности, имеющие высокие художественные достоинства, выполнены гусиным пером.
Для писания шрифтов употребляется главным образом черная тушь. Обыкновенная водостойкие разновидности туши часто бывают слишком густыми, т. к. в них содержится много клеевых веществ: они быстро высыхают, поэтому их нужно разводить дистиллированной, кипяченой или дождевой водой. Очень удобно работать гуашевыми красками. Приятный теплый тон написанному тексту придают разные темнокоричневые краски.
Начинающим художникам лучше пользоваться гладкой, но не глянцевитой бумагой. Различные сорта бумаги с шероховатой поверхностью для упражнений не пригодны.
Некоторые указания для работы над выполнением письма
Начинающий художник должен помнить. что перо всегда нужно держать под одинаковым наклоном, как только при проведении какого либо штриха наклон пера изменяется. то нарушается логичность движения пера и соотношение толщины штрихов.
Одна из наиболее часто встречающихся ошибок — неправильное взаимное расположение букв. Большей частью это зависит от механической разметки межбуквенных промежутков. В шрифте, размеченном таким образом, видим, что некоторые буквы стоят слишком близко друг к другу, а между другими находятся ничем не обоснованные большие интервалы (т. н. прорехи). Во избежание этого нужно при писании или рисовании каждой отдельной буквы считаться с общей оптической картиной шрифта, т. е. с оптическим воздействием букв. Правильную оптическую картину шрифта можно получить только на глаз. Это значит, что буквы нужно расставлять па глаз, так как и читатель воспринимает их таким же образом.
Нужно строго следить за тем. чтобы вертикальные штрихи (в наклонном шрифте — наклонные) шли ровно находясь параллельно. В противном случае шрифт будет казаться шатающимся, утратит ритмичность.
Нельзя допускать, чтобы пропорции букв страдали из-за употреблении пера со слишком широким концом. Тесно сжатое письмо производит более декоративное впечатление. чем обычное, но так как оно менее удобочитаемо, к нему следует относиться с осторожностью. То же самое откосится и к письму, выполненному со слишком узкими межстрочными промежутками.
Начинающему не советуется сразу же после выполнения поверхностных упражнений приступать к выполнению сложных букв или, что еще хуже; самому комбинировать шрифты. Такая поспешность малоопытного художника непременно приведет его иа не правнльный путь. Освоение художественного выполнения шрифтов требует длительной и упорной тренировки.
Для оптического равнения шрифта часто приходится верхнюю и нижнюю части остроконечных букв (Л, V и др.) немного выволить вверх или вниз за действительную линию строки. То же самое делается и с округлыми частями букв (О, С и др.). Этим устраняется кажущаяся неровность букв в строке.
Оптический обман можно произвести и при помощи двух штрихов ОДНОЙ ТОЛЩИНЫ, если один из них провести вертикально, а другой горизонтально. Чтобы горизонтальная линия не казалась шире, нужно провести ее немножко тоньше вертикальной (например, в гротеске у букв Е, Т и др.).
Плоская кисть, при помощи которой пишут шрифты. соответствует ширококонечному перу, и принципы выполнения письма те же, что и при работе шпрококонечным пером. Различие состоит только r том, что эластичность кисти позволяет делать более сильные нажимы, чем перо.
В последние десятилетия все большее применение находят акварельные кисточки с острыми, полуострыми или тупыми концами. Бухвы, выполненные акварельной кисточкой, кажутся более размашистыми. Они применяются для писания реклам и в газетной печати. Начинающий художник при работе кисточкой не может сразу достичь удовлетворительных результатов. Кисточка требует опытной руки. Число разных вариантов письма, получаемых при помощи акварельной кисточки, очень велико. Но что почти совершенно невозможно выводить буквы, похожие друг на друга. При выполнении письма нужно особенно внимательно следить за его удудобочитаемостью. Выполнение письма при помощи кисточки имеет большие традиции. У многих восточных народов она являлась единственным средством письма, и сейчас художники этих стран совершенно виртуозно владеют кисточкой. Многие выдающиеся художники- шрифтовики, подражая росчерку кисточки китайского писца, создали интересные размашистые типографские шрифты, например: Сальто, Слоган. Базар и др.
•
Мы знаем, что письмо в обыденной жизни является не только средством практического назначения, но может иметь и большую художественную выразительность. На всем долгом протяжении развития письма наблюдается стремление объединить эти два компонента. К этому стремился египетский писец в своих папирусных свитках. римский каменотес, средневековый монах-переписчик, к этому же стремится и современный художник-шрифтовик. В некоторые эпохи художественная выразительность письма приходила в упадок, сменявшаяся затем эпохами еще большего расцвета. Напомним, что в прошлом столетии искусство письма ширококоиечиым пером было предано забвению, но англичанин Эдвард Джонстон — настоящий реформатор — возродил этот вид искусства письма. Благодаря деятельности Джонстона и других мастеров оно сейчас опять достигло высокого уровня.
В настоящее время искусство художественного шрифта наиболее развито в Германии и Англии, кроме того — в Чехословакии, Голландии, Швейцарии и др. Среди известнейших мастеров шрифта нашего времена о первую очередь следует назвать дважды лауреата национальной премии Олдржиха Менхарта из Чехословакии и немца Германа Цапфа. Советские мастера шрифта со своей стороны прилагают все усилия, чтобы в нашей стране искусство художественною шрифта непрерывно совершенствовалось.
Таллин, 1958—1959 Виллу Тоотс
В завершение данной публикации, как и обещал даю ссылку на книгу Качество конечно не ахти какое, хоть и весит 54 мб., но похоже выбора нет так как в сети путешествует один и тот же экземпляр.
Подборка иллюстраций в технике каллиграфии
Знакомство с книгой "Ornamente", Philipp Luidl, Helmut Huber, серия novum press
Информацию о данной серии книг почерпнул из журнала «Gebrauchsgraphik», а затем увидел в книжном магазине в Москве, в серии, книг было много, но привлекла только одна, и стоили они довольно недёшево по нашим советским временам, а при переводе в нынешние рубли, по котировке 2021 года, перевалило бы за десять тысяч каждая.
Когда мой знакомый из западной Германии в письме спросил, что меня интересует такое, чем он мог бы меня порадовать, естественно написал именно об этой книге, которую очень хотелось иметь, и вот буквально месяца через четыре получил на почте бандероль с этой книгой, это произошло в 1988 году. А теперь обложка и страницы из книги:
в завершение поста даю ссылку на саму книгу, но главное иметь ввиду, что ссылка даётся для ознакомления с книгой, но не для коммерческого использования.
Если вы скопируете данный файл,
Вы должны незамедлительно удалить его сразу после ознакомления с содержанием.
Копируя и сохраняя его Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему международному законодательству.
Все авторские права на данный файл сохраняются за правообладателем.
Любое коммерческое и иное использование кроме предварительного ознакомления запрещено.