Беспощадная экономика Древней Руси в свете археологии, нумизматики и новых документов
Почему лук считается главной приправой на Руси
В течение многих веков лук занимал особое место в русской кухне и культуре. Он считался практически незаменимой приправой, без которой не обходилось ни одно блюдо. Давайте рассмотрим, почему лук приобрел такое важное значение на Руси.
Климатические условия на большей части территории Руси, а именно суровые зимы и короткое лето, существенно ограничивали разнообразие доступных овощей и пряностей. В этих условиях лук стал одним из немногих продуктов, который мог расти и храниться длительное время. Он был практически единственным источником витаминов и минералов в зимний период.
Неприхотливость лука в выращивании и длительные сроки хранения позволяли использовать его повсеместно. Лук можно было добавлять практически в любые блюда — от простых щей и каш до праздничных пирогов и мясных закусок. Он придавал пище пикантный, но в то же время не слишком резкий вкус, что позволяло удачно сочетать его с другими ингредиентами.
Кроме того, лук обладал отличными целебными свойствами, что было особенно важно в эпоху, когда медицина была развита слабо. Его использовали для лечения многих заболеваний — от простуды до ран и болезней суставов. Поэтому лук ценили не только за кулинарные, но и за лечебные качества.
Лук прочно вошел в культурные традиции Руси. Он присутствовал в ритуалах жизненного цикла человека — свадьбах, похоронах, крещении. Также им часто украшали праздничные блюда и трапезы. Таким образом, лук приобрел глубокое сакральное значение в славянской культуре.
Особое отношение к луку подкреплялось и его природными свойствами — способностью сохраняться в течение долгого времени и переносить самые суровые условия. Это отражалось в фольклоре, пословицах и поговорках, где лук символизировал выносливость, стойкость и жизнестойкость.
Таким образом, лук стал неотъемлемой частью русской кухни и культуры благодаря своей распространенности, универсальности применения, целебным свойствам и глубокому сакральному значению. Он воплощал в себе ключевые ценности и традиции народа, прочно закрепившись в повседневной жизни и праздничных ритуалах Древней Руси.
Почему на Руси детям до 7 лет не стригли волосы
На Руси существовала традиция не стричь волосы детям до 7 лет. Это было связано с глубокими культурными и религиозными представлениями наших предков. Давайте подробнее разберемся в истоках этой традиции.
Для древних славян волосы имели огромное символическое значение. Они рассматривались как вместилище жизненной силы, души человека. Считалось, что через волосы осуществляется связь человека с высшими силами и природой. Поэтому к волосам относились с особым трепетом и почитанием.
Особенно почитались детские волосы, которые воспринимались как священное достояние ребенка. Считалось, что младенец приходит в этот мир с «небесным покровом» — волосами, данными ему свыше. Поэтому стричь их до 7 лет было категорически запрещено, так как это могло повредить ребенку, «лишив» его частички божественной благодати.
Число 7 у славян имело сакральное значение и символизировало собой переход человека в новое жизненное состояние. Именно в этом возрасте ребенок считался достаточно окрепшим физически и духовно, чтобы пережить «обряд пострижения». После этого волосы стригли, что символизировало утрату «небесного покрова» и переход в новый жизненный этап.
Кроме того, нераспущенные волосы ребенка рассматривались как мощный оберег, защищающий его от злых духов и сглаза. Считалось, что длинные волосы «притягивают» к себе положительную энергию и не позволяют ей покинуть тело младенца.
Таким образом, традиция не стричь детям волосы до 7 лет имеет глубокие корни в славянской культуре. Она была связана с представлениями о сакральной ценности детских волос, их способности оберегать ребенка и обеспечивать связь с высшими силами. Достижение 7-летнего возраста было важным рубежом, после которого ребенок мог «расстаться» со своим «небесным покровом».
Экономика Киевской Руси: От крестьянских полей до международных торговых путей
Несколько слов об экономике Киевской Руси.
Тайны зарождения Руси: битва теорий
На первый взгляд, история Киевской Руси кажется простой, но в действительности она полна загадок. Скандинавы, славяне, политические интриги и династические союзы – все это создало сложную многослойную структуру первого восточнославянского государства.
Русь изначальная
Действие картины происходит в Древней Руси - в те времена, когда славянам, объединившимся в войско под предводительством Ратибора, сына Всеслава, удалось одержать первые победы над племенами кочевников.
Происхождение славян: туман войны и белые пятна
Большой текст о происхождении славян
Подборка иллюстраций в технике каллиграфии
Обзор таблиц из двухтомника "Орнамент всех времён и стилей"
Обзор двухтомного издания "Орнамент всех времён и стилей".
Основой для данного альбома - книги, явилось издание "L`Ornement Polychome",которое было выпущено в Париже в 1888 году под редакцией Огюста Расино, здесь же в этом обзоре представлен и обзор книги "Орнамент всех времён и стилей", том 2
Представлены иллюстрации из второго тома, естественно что они и ссылка на электронный вариант книги даны в ознакомительных целях, не для коммерческого использования.
"Кухня" археолога: сложный путь артефакта, вынутого из земли
Что происходит с археологической находкой, вынутой из земли? Какую информацию можно из нее извлечь? Как сделать, чтобы она не "обратилась в пыль"? И как она превращается в музейный экспонат?
Этот мастер-класс был записан специально к форуму "Ученые против мифов. Пробуждение Пингвохотепа". Для съемок мы отправились в Центр археологических исследований кафедры истории России и археологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
Участвуют:
- Торопов Сергей Евгеньевич - директор Центра археологических исследований кафедры истории России и археологии НовГУ
- Торопова Елена Владимировна - завкафедрой истории России и археологии НовГУ, начальник Старорусской археологической экспедиции
- Самойлов Кирилл Глебович - научный сотрудник Центра археологических исследований кафедры истории России и археологии НовГУ
- Гринев Андрей Михайлович - старший преподаватель кафедры истории России и археологии НовГУ
- Борисевич Екатерина Алексеевна - младший научный сотрудник Центра археологических исследований кафедры истории России и археологии НовГУ
Съемка, монтаж: Виталий Краусс, Ксения Аблез
Обзор книжного издания "Орнамент всех времён и стилей" в четырёх книгах
Как и в двухтомнике, основой для четырёхкнижия послужило издание «L`Ornement polychromt», которое было выпущено в Париже в 1888 году под редакцией Огюста Расинэ, проведшего огромную работу по исследованию первоисточников и итог этого колоссального труда воплотился в хорошо продуманных таблицах со строгой систематизацией.
Альбом отличает удачный выбор сюжетов, почерпнутых из первоисточников, искусная группировка этих многочисленных сюжетов в гармоничные и хорошо продуманные композиционные построения таблиц, точность рисунка и верный цвет, а также строгая систематизация.
Воспроизведенные в альбоме оригинальные цветные таблицы, впервые опубликованные в конце прошлого века А. Ш. А. Расине, в необычайно емкой форме объединяют образцы орнаментов близких хронологических периодов и регионов, а также различных областей применения в прикладном искусстве (ткани, керамика, металл, ювелирные изделия) и архитектуре (роспись, резьба, рельеф).
"Осовремененные" аннотации к таблицам помогают читателю ориентироваться в бесконечном многообразии орнаментального творчества, родившегося в глубокой древности и продолжающего свое развитие в наше время. Чуть ниже ссылки на книги издания
Книга первая, книга вторая, книга третья, книга четвёртая