Рисую серию иллюстраций "Moonlight "
Я рисую то, что в моей голове, даже когда картинка не полная. Ты просто начинаешь рисовать и дальше детали уже вытекает друг из друга.
КАК ПЕРЕЖИТЬ ЛУНУ - ИНСТРУКЦИЯ К ДЕЙСТВИЮ В ФАЗЫ ЛУНЫ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, КАК СЕБЯ В ЭТИ ДНИ ВЕСТИ?
ЕСЛИ (ДУМАЕТЕ ЧТО) ВЫ СПОКОЙНО ПЕРЕНОСИТЕ ЛУНУ, ВАМ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ЛИШНЕЙ. ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ К ЛУНЕ ЭТИ ПОЛЕЗНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ БУДУТ НЕЗАМЕНИМЫ.
Охотники на ведьм
Едва не погибнув от лап ужасной ведьмы, Гензель и Гретель стали только сильнее. Одержимые местью брат с сестрой ведут отчаянную борьбу со злом, даже не подозревая, что их поджидает нечто куда более опасное - собственное прошлое.
Аполлон 18.
По официальным данным «Аполлон 17» был последней лунной экспедицией с участием людей. Почему уже 35 лет никто не летает на Луну? Ходили слухи, что была ещё одна миссия, и с ней что-то случилось, но вся информация об этом засекречена. Не было никаких доказательств, пока не появились эти сенсационные материалы.
Жорж Мельес. Путешествие на Луну. 1902 год. Цвет, полная реставрация, субтитры.
«Путешествие на Луну» (фр. Le Voyage dans la Lune) — французский фантастический фильм 1902 года, режиссёра Жоржа Мельеса. Немая короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Поставлена Мельесом по собственному сценарию, на созданных им декорациях, на его частной студии и силами его актёрской группы. Считается первым научно-фантастическим фильмом в истории кино.
Фильм имел международный успех, особенно в Соединенных Штатах Америки. Его необычная продолжительность, нестандартные декорации, инновационные спецэффекты и акцент на повествовании оказали заметное влияние на других кинематографистов и, в конечном счете, на развитие повествовательного кино в целом. Ученые отметили широкое использование в фильме патафизической и антиимпериалистической сатиры, а также его широкое влияние на более поздних кинематографистов и его художественное значение в рамках французской театральной школы. После ухода Мельеса из киноиндустрии фильм был забыт, но в 1930-х годах вновь получил широкое обсуждение после того, как значение Мельеса в истории кинематографа начало признаваться поклонниками кино и критиками. Оригинальная раскрашенная вручную копия фильма была обнаружена в 1993 году и восстановлена в 2011 году.
Среди сотен фильмов, снятых Мельесом, «Путешествие на Луну» остаётся самым известным, и момент, когда снаряд прилуняется прямо в «глаз» Луне, остается одним из самых знаковых и часто упоминаемых кадров в истории кинематографа.
Сюжет
На заседании астрономического клуба его президент, профессор Барбенфуйлис, предлагает отправить экспедицию на Луну. Несогласие высказывает только один член клуба, пять других отважных астрономов — Нострадамус, Алькофрисбас, Омега, Микромегас, Парафарагарамус, соглашаются на экспедицию. Они строят космическую капсулу в форме пули и огромную пушку, чтобы стрелять из неё в космос. Астрономы торжественно садятся на корабль, капсулу с ними загоняют в пушку и выстреливают ими по направлению Луны. Луна, показанная в виде человеческого лица, наблюдает за приближением снаряда, который попадает ей прямо в глаз.
Благополучно приземлившись на Луну, астрономы выходят из капсулы и наблюдают за восходом Земли на горизонте. Утомлённые путешествием, они разворачивают одеяла прямо на поверхности Луны и засыпают. Пока они спят, мимо пролетает комета, появляется Большая Медведица с женскими лицами, выглядывающими из каждой звезды, старый Сатурн высовывается из окна на своей окольцованной планете, и появляется Феба (спутник Сатурна), сидящая в полумесяце. Феба вызывает снегопад, который будит астрономов, и они ищут убежище в пещере, где обнаруживают гигантские грибы. Один астроном открывает свой зонтик, который быстро пускает корни и сам превращается в гигантский гриб.
В этот момент появляется селенит (насекомообразный житель Луны, названный в честь одной из греческих лунных богинь Селены) и нападает на учёных, но его легко убивают зонтиком, селенит просто взрывается и превращается в пыль. Появляется всё больше селенитов, и астрономам становится все труднее отбиваться от них. Селениты захватывают астрономов и ведут их во дворец своего царя. Один астроном поднимает царя селенитов с трона и бросает его на землю, после чего тот тоже взрывается.
Астрономы бегут обратно к своей капсуле, продолжая бить преследующих их селенитов, и пятеро успевают запрыгнуть внутрь снаряда. А шестой астроном, сам Барбенфуйлис, использует веревку, чтобы столкнуть капсулу с края Луны, прямиком в космос. Селенит пытается захватить капсулу в последнюю минуту. Астроном, капсула и селенит падают с Луны в океан на Земле, где их спасает корабль и буксирует на берег. В заключительном эпизоде (отсутствующем в некоторых версиях фильма) изображён праздничный парад в честь возвращения путешественников, включая демонстрацию плененного селенита и открытие памятной статуи с девизом «Labor omnia vincit» (с лат. «труд всё побеждает»).
В ролях
Когда вышел фильм «Путешествие на Луну», имена актёров в фильмах не указывались. Указание списка актёров стало более поздней традицией в кино. Тем не менее на основе имеющейся информации имена некоторых актёров удалось установить:
Жорж Мельес — профессор Барбенфуйлис. Мельес — фокусник и в первую очередь пионер французского кинематографа, которого сейчас принято считать первым человеком, осознавшим потенциал игрового кино, уже добившийся значительного успеха в этом плане в своих экранизациях «Золушки» (1899) и «Жанны д’Арк» (1900). Его активное участие во всех своих фильмах в качестве режиссёра, продюсера, сценариста, художника, техника, публициста, редактора и часто актёра делает его одним из первых кинематографистов. Говоря о своей поздней работе, Мельес заметил: «величайшие трудности в реализации собственных идей заставляли меня иногда играть главную роль в своих фильмах… Я был звездой, сам того не зная, поскольку этого термина ещё не существовало.» В общей сложности Мельес сыграл главную роль как минимум в 300 своих фильмах.
Блёэтт Бернон — Феба, в эпизоде, где путешественники уснули на Луне. Мельес познакомился с Бернон в 1890-х годах в кабаре L’Enfer, где она выступала. Помимо «Путешествия на Луну» актриса снялась ещё в четырёх фильмах Мельеса.
Франсуа Лаллеман — офицер морской пехоты. Лаллемен был одним из наёмных операторов кинокомпании Star Film Company.
Анри Деланной — капитан ракеты.
Жюль-Эжен Легрис — руководитель парада. Легрис был фокусником, выступавшим в театре сценических иллюзий Мельеса, Робер-Уден в Париже.
Виктор Андре, Дельпьер, Фаро, Кельм и Брюннет — астрономы. Андре работал в театре Cluny, остальные пели во французских мюзик-холлах.
Балерины театра Châtelet в ролях Звёзд и массовки рядом с пушкой.
Акробаты театра Folies Bergère — Селениты.
Вдохновение
Когда в 1930 году Жоржа Мельеса спросили, что его вдохновило на создание фильма «Путешествие на Луну», то он ответил, что это были два романа Жюля Верна, «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Историки кино, в первую очередь французский писатель середины XX-го века Жорж Садуль, предполагали, что источником вдохновения также мог послужить роман Герберта Уэллса «Первые люди на Луне» (1901), французский перевод которого был опубликован за несколько месяцев до того, как Мельес снял свой фильм. Садуль утверждал, что первая половина фильма (вплоть до выстрела из пушки) была вдохновлена Верном, а вторая половина фильма с приключениями путешественников на Луне взята из романа Уэллса.
В дополнение к литературным источникам, некоторые киноведы высказывали предположение о том, что на Мельеса могли повлиять оперетта Жака Оффенбаха «Le voyage dans la lune», которая в свою очередь была нелегальной пародией на романы Верна, а также аттракцион под названием «Путешествие на Луну» на панамериканской выставке 1901 года в Буффало, штат Нью-Йорк. Французский историк кино Тьерри Лефевр выдвигает гипотезу о том, что Мельес опирался на обе эти работы, но по-разному: видимо, сама структура фильма — «путешествие на Луну, посадка на Луну, встреча со страшными инопланетянами, поход под землёй, встреча с человеком на Луне и жёсткое возвращение на Землю, в реальность» — взята прямо из аттракциона 1901 года, а множество других элементов сюжета (включая присутствие шести астрономов с псевдонаучными именами, телескопы, которые превращаются в табуреты, пушка, установленная над землёй, сцена, в которой кажется, что Луна приближается к зрителю, лунная метель, сцена восхода земли и путешественники с зонтиками), не говоря уже о пародийном тоне фильма взяты из оперетты Оффенбаха.
Съёмки
Как отмечает писатель Рон Миллер, «Путешествие на Луну» был одним из самых сложных фильмов, созданных Мельесом, в котором использовался «каждый трюк, который он выучил или изобрёл». Это был его самый длинный фильм в то время; и бюджет, и продолжительность съёмок были необычайно щедрыми. Стоимость съёмок составила десять тысяч франков, а на их завершение ушло три месяца. Операторами были Теофиль Мишо и Люсьен Тенги, которые ежедневно работали с Мельесом в качестве наемных работников в Star Film Company. Помимо основной работы, операторы Мельеса также помогали в разработке фильма и создании декораций, а другой наёмный оператор, Франсуа Лаллеман, сыграл роль морского офицера. В большинстве случаев Мельес старался на каждый фильм нанимать новых актёров, привлекая талантливых людей из парижского театрального мира, в котором у него было много связей. Им платили по одному луидору в день, что значительно превышало жалованье конкурентов, и в полдень они обедали с Мельесом совершенно бесплатно. Киностудия Жоржа Мельеса, которую он построил в Монтрёй в 1897 году, представляла собой здание, похожее на теплицу, со стеклянными стенами и потолком, чтобы пропускать как можно больше солнечного света. Данная концепция использовалась большинством фотостудий в 1860-х годах. Студия была построена с теми же размерами, что и собственный театр Мельеса Робер-Уден (13,5×6,6 м). На протяжении всей своей кинокарьеры Мельес работал по строгому графику, планируя фильмы по утрам, снимая сцены в самые светлые часы дня, ухаживая за кинолабораторией и театром Робер-Удена в конце дня и посещая спектакли в парижских театрах вечером.
По воспоминаниям Мельеса, большая часть завышенной стоимости «Путешествия на Луну» была связана с механическим управлением декорациями и в частности, костюмами Селенитов, которые были сшиты специально для фильма из холста и картона. Сам Мельес лепил прототипы для голов, ног и коленных чашечек из терракоты, а затем создавал для них гипсовые формы. Специалист по изготовлению масок использовал эти формы для изготовления картонных вариантов одежды для актёров. Один из фонов фильма, показывающий внутреннюю часть мастерской со стеклянной крышей, в которой производят капсулу для полета, специально был окрашен так, чтобы быть похожим на настоящую студию, в которой снимался фильм. Многие из спецэффектов в «Путешествии на Луну», как и во многих других фильмах Мельеса, были созданы с использованием техники «замещающий сплайс», при которой оператор прерывал съёмку на достаточное время, за которое в сцене успевали что-то убрать или добавить, после чего продолжал снимать, тем самым, например, создавая эффект превращения телескопов астрономов в табуретки или исчезновение взрывающихся Селенитов в клубах дыма. Другие эффекты создавались с помощью театральных средств, таких как сценическая техника и пиротехника. В фильме также есть переходные растворения, то есть постепенный переход от одного кадра к другому.
Псевдотрекинговая сцена, в котором камера приближается к Луне с человеческим лицом, была снята с использованием эффекта, изобретенного Мельесом годом ранее для фильма «Человек с резиновой головой». Вместо того чтобы двигать тяжелую камеру к актёру, Мельес закрепил камеру на месте. Актёр сел в специальное кресло, которое находилось на рампе с рельсами, и кресло начало двигаться в сторону камеры, тем самым создавая эффект приближения. Сам же актёр был полностью укрыт в чёрный бархат так, чтобы из него выглядывало только лицо. Подобный приём позволил режиссёру лучше контролировать перемещение лица в кадре, нежели это было бы сделано при движении самой камеры. Замещающий сплайс позволил модели капсулы внезапно появиться в глазу актёра, играющего Луну, завершая кадр. Другой примечательный эффект — это погружение капсулы в океан, сцена была получена путём многократной экспозиции: сначала капсула падала перед чёрным фоном, после была наложена на кадры океана. Далее следует сцена, в которой капсула падает на дно океана и всплывает на поверхность. Для этого отдельно был снят аквариум с головастиками и отдельно — движение картонной капсулы, далее при помощи наложения кадров друг на друга получился эффект того, что капсула и правда опускалась на дно океана. Спуск капсулы с Луны был запечатлён на четырёх кадрах, что заняло около двадцати секунд съемочного времени.
Колоризация
Как и по меньшей мере 4 % продукции Мельеса (включая основные фильмы, такие как «В царстве фей», «Невероятное путешествие» и «Севильский цирюльник»), некоторые плёнки «Путешествия на Луну» были индивидуально раскрашены вручную в колористической лаборатории Элизабет Тюилье в Париже. Тюилье, бывший колорист стекольных и целлулоидных изделий, руководила студией из двухсот человек, которые рисовали прямо на кинопленке кистями, в тех цветах, которые она выбрала и определила. Каждому работнику был назначен свой цвет, для одного фильма часто использовалось более двадцати отдельных цветов. В среднем лаборатория Тюилье произвела около шестидесяти раскрашенных вручную копий фильма.
Музыка
Несмотря на то, что фильмы Мельеса были немыми, они не предназначались для беззвучного просмотра; кинопрокатчики часто использовали специального рассказчика, который объяснял сюжет по ходу его развития на экране, его слова и сам фильм сопровождались звуковыми эффектами и живой музыкой. Мельес сам проявлял значительный интерес к музыкальному сопровождению своих фильмов и подготовил специальные партитуры для нескольких из них, включая «В царстве фей» и «Севильский цирюльник».
Незнайка на Луне
Незнайка находит на улице камень и считает, что этот камень упал с Луны. Он отдаёт его Знайке. На следующий день Знайка заметил, что при действии на камень магнитного поля камень создаёт невесомость. Знайка принял решение сделать ракету и полететь вместе с остальными коротышками на Луну, предварительно устроив спор с астрономом Стекляшкиным, о том, есть ли на Луне жизнь или нет. Перед полётом на Луну ...
ДЛЯ ЖЕНСКИХ ЭНЕРГИЙ
Мягкий комплекс для пробуждения женственности!
Месяц. Урок по рисованию гуашью
На этом уроке нарисуем ночной пейзаж с месяцем при помощи гуаши. Длительность урока - 21 минута.
👨🏻💻🇩🇪Комментарии немецких читателей к статье в 🗞(+)Die Welt «Ненормальная ситуация»: высадка России на Луну идёт не по плану»
Седьмой выпуск подкаста "Немного о космосе"
Короткометражка "СЕГОДНЯ" и как мы её озвучиваем. Ранний доступ.
Петля времени, токсичные отношение, домашнее насилие и высадка на Луну. Авторы новой короткометражки смогли объединить всё это в захватывающей и очень непростой картине.
Живые обсуждения в нашем канале на Дзене
Карта Луны: кратер Платон и Альпы
За неделю о самом главном. 21-27 июня ?
Новые лунные роверы, Европа летина Венеру, лучшие в мире фотографии Млечного пути и суборбитальная гонка! Ну и новости сообщества. Читайте;)
За неделю о самом главном 14-20 июня ?
Главная новость этой недели — это презентация российско-китайской лунной программы. Она прошла на космическом форуме GLEX в Санкт-Петербурге.
1. Кратко о плане стройки будущей Международной научной лунной станции (ILRS)
Сегодня в рамках Международной конференции по исследованию космического пространства GLEX-2021 состоялась совместная сессия Госкорпорации «Роскосмос» и Китайской национальной космической администрации, посвящённая презентации Дорожной карты по созданию Международной научной лунной станции на поверхности спутника Земли. Смотрите в посте красочное видео, как всё будет выглядеть, а также читайте немного об основных положениях доклада.
2. Могут ли космические амбиции Китая помочь в финансировании NASA?
Китайский космический аппарат Zhurong совершил успешную посадку на Марс и тем самым разрушил многолетнюю монополию NASA на исследования поверхности Красной планеты автоматическими роботами. Новый глава американского космического агентства не упустил шанс использовать успехи Китая для увеличения финансирования собственных программ. Что из этого получилось и смог ли он убедить сенаторов, читайте в нашем материале.
3. Virgin Galactic запустит в космос научного коммуникатора
Космическая гонка на частном рынке набирает обороты. Пока компании соревнуются в технических характеристиках своих космических кораблей, желающих попасть на борт становится всё больше и больше. И Келли Джерарди, научный коммуникатор и исследователь, не стала исключением. Ей выпала возможность совершить космический полёт на новом суборбитальном корабле Virgin Galactic Spaceship 3. Подробнее о том, зачем ей этот полёт и что она планирует сделать, читайте в нашем материале.
4. Юсаку Маэдзава начал свою подготовку к полёту в ЦПК
Во вторник он написал в своём твиттере: «Сегодня начинается обучение в русском Центре подготовки космонавтов. Я сделаю все возможное для полёта на МКС 8 декабря». Напомним, что это японский миллиардер, который сначала собрался облетать Луну на корабле SpaceX Starship. Но в мае сообщил, что сначала хочет полететь на МКС. 8 декабря на целых 12 суток он отправится в космос на российском космическом корабле вместе с ещё одним туристом и космонавтом Александром Мисуркиным.
В чём этот полёт будет крутым? Какие космические рекорды поставит Юсаку? И где следить за его по-настоящему космическими приключениями? А всё-таки на Луну полетит? Читайте наш майский текст, если пропустили его раньше.
5. NASA «следит» за Джеффом Безосом и другими миллиардерами-астронавтами и будет регулировать их полёты
Уже через месяц миллиардер Джефф Безос взлетит на своей собственной ракете Blue Origin вместе со своим братом Марком и таинственным пассажиром, который заплатил $28 млн. за то, чтобы тоже оказаться на борту. В NASA считают, что «Космос не должен быть диким западом для миллиардеров или кого-то ещё, кто хочет взлететь». Хотя неясно, что именно NASA будет делать для регулирования космических путешествий, очевидно, что какой-то вид надзора находится на рассмотрении. В Конгрессе законодатели также изучают роль Федерального управления гражданской авиацией США ( FAA) в будущем космических полётов. Читать подробнее
6. 12 лет назад в космос отправились зонды LRO и LCROSS. Они нашли на Луне воду
Поиск воды и следов людей на Луне, бомбардировка её поверхности и первый шаг по возобновлению пилотируемых полётов к ней — всё это про зонды LRO и LCROSS. Их запустили в космос 18 июня 2009 года с мыса Канаверал при помощи ракеты-носителя Atlas-V. Рассказываем, почему для учёных и энтузиастов космоса эти зонды оказались важны. Читать подробнее
Ну и напоследок посмотрите, какие мы нашли крутые фотографии солнечного затмения!
За неделю о самом главном. 7-13 июня ?
Самое красивое и интересное событие этой недели произошло 3 дня назад, 10 июня. Мир (и Россия чуть ли не больше всех) увидел солнечное кольцевое затмение. Больше всего Луна перекрыла Солнце в Якутии, а меньше всего на юге страны. Но в целом многие смогли увидеть это явление. Следующий раз нас ждёт в 2024 году.
1. Китай показал новые классные снимки Марса
11 июня мы получили новые фотографии от китайского марсохода. Это и панорамный вид посадочный площадки, и подробный вид рельефа Марса. А обложка новости — это великолепный групповой портрет посадочной платформы и ровера. Ну красиво же? И это снимки с другой планеты, вдумайтесь только! Впереди у Китая много марсианских исследований, и мы следим за программой. Смотреть фотографии
2. Презентация проекта Лунного микроспутника
5,5 лет назад группа российских инженеров и энтузиастов космонавтики объявила о начале проектирования Лунного микроспутника. Цель аппарата — съёмка мест посадок советских луноходов и американских лунных модулей. Несколько лет специалисты в инициативном порядке занимались проектированием спутника и теперь готовы представить результаты этой работы. Презентация тут
3. Канада хочет запустить свой луноход в ближайшие пять лет
Правительство Канады начинает готовить свою программу по исследованию Луны и инвестирует 3 миллиона долларов в Канадское космическое агентство на разработку передовых технологий и новых аппаратов. О том, что будут делать канадские аппараты на Луне, читайте в материале. Читать подробнее
4. Европа планирует «лунный старлинк»
Европейское космическое агентство планирует развернуть на окололунной орбите спутниковую группировку для обеспечения связи и навигации на поверхности Луны. Проект получил название Moonlight LCNS. Особенность идеи состоит в том, что агентство реализует коммерческое использование системы и предоставит доступ к ней всем желающим, в том числе частным компаниям. Читать подробнее
5. Частная компания Eta Space разрабатывает орбитальную заправочную станцию
Чтобы человеку летать на Луну и на Марс и доставлять туда грузы, потребуется в несколько раз больше ракетного топлива, чем для полёта на низкую околоземную орбиту. Поэтому нужна дозаправка космических кораблей в космосе. NASA заключило контракты с частными компаниями, которые должны протестировать возможности вывода топлива на околоземную орбиту, его хранения и заправки космических кораблей. Среди них ─ компания Eta Space. Читать подробнее
6. Неизвестный купил билет на суборбитальный полёт за 28 миллионов долларов
Частная космическая компания Джеффа Безоса Blue Origin продала билет на космический корабль New Shepard за $28 млн. в ходе аукциона. Именно столько придётся заплатить первому туристу, чтобы слетать в суборбитальный полёт. Покупатель отправится в космос 20 июля вместе с самим Безосом и его братом Марком, а также ещё одним пассажиром, имя которого пока также неизвестно. Пассажиры New Shepard начнут проходить подготовку к полёту за два дня до пуска. В ходе полёта они пересекут линию Кармана (100 км над уровнем моря). Читать подробнее
Ну и красивого напоследок. Фотография Ганимеда
Космический корабль Juno 7 июня подлетел к самому крупном спутнику Юпитера Ганимеду ближе, чем любой другой аппарат за последние два десятилетия. Благодаря этому мы увидели ледяной шар вблизи: фотография сделана с высоты примерно 1038 километров. Разрешение изображения составляет около 1 км на пиксель.
Поверхность показана в замечательных деталях, включая кратеры, чётко различимый тёмный и яркий рельеф, длинные структурные особенности, возможно, связанные с тектоническими разломами. Используя зелёный фильтр, камера JunoCam запечатлела почти всю освещённую Солнцем сторону спутника. Смотреть фотографию
Мы уже сегодня можем создать космический лифт (только его нужно будет свесить с Луны)
Космические лифты могут кардинально уменьшить стоимость выхода в космос, однако до сего момента они не были технически реализуемыми
Возможно, главнейшим препятствием на пути распространения человечества по солнечной системе служит запредельно высокая стоимость выхода из гравитационного колодца Земли. Так, по крайней мере, считают Зефир Пенуар из Кембриджского университета в Британии и Эмили Сэндфорд из Колумбийского университета в Нью-Йорке.
Проблема в том, что ракетные двигатели должны выбрасывать массу в одном направлении, чтобы получать тягу, двигающую космический корабль в другом. И для этого требуется огромное количество топлива, которое в итоге выбрасывают – но которое тоже нужно ускорять вместе с кораблём.
В итоге стоимость вывода на орбиту единственного килограмма полезного груза колеблется где-то в районе десятков тысяч долларов. Долететь до Луны и обратно будет ещё дороже. Поэтому все очень заинтересованы в поисках более дешёвого способа выйти на орбиту.
Одна из идей заключается в постройке космического лифта – кабеля, протянувшегося с Земли на орбиту, по которому можно было бы вскарабкаться в космос. Преимущество его в том, что процесс перемещения по кабелю можно будет питать солнечной энергией, поэтому топливо с собой тащить не потребуется.
Но и тут есть проблема. Подобный кабель должен быть чрезвычайно прочным. Потенциальным материалом для него могли бы стать углеродные нанотрубки, если бы их можно было сделать достаточно длинными. Но существующие сегодня варианты материалов пока ещё слишком непрочные.
И тут на сцену выходят Пенуар и Сэндфорд, подошедшие к идее с другой стороны. Они утверждают, что их вариант космического лифта, который они называют космическим тросом, можно сделать из материалов, доступных уже сегодня.
Сначала немного контекста. Обычно космический лифт представляют себе в виде кабеля, закреплённого на земле, и простирающегося за пределы геосинхронной орбиты, на высоту около 42 000 км.
Масса такого кабеля будет значительной. Поэтому его нужно сбалансировать, закрепив на другом конце соответствующую массу. В итоге лифт будет поддерживать центробежная сила.
Уже много лет физики, авторы фантастической литературы и мечтатели восторженно подсчитывали величины этих сил, только чтобы затем прийти в уныние от результатов. Нет ни одного достаточно прочного материала, способного противостоять им – ни паутина, ни кевлар, ни новомодные углепластики.
Поэтому Пенуар и Сэндфорд избрали другой подход. Вместо того, чтобы крепить кабель на Земле, они предлагают закрепить его на Луне и свесить в направлении Земли.
Космический лифт на космическом тросе
Разницу обуславливают центробежные силы. Обычный космический лифт должен совершать один оборот в день, в соответствии с вращением Земли. Однако лунный трос совершал бы один оборот всего раз в месяц – это гораздо меньшая скорость, и, соответственно, меньшие силы.
Более того, силы распределяются по-другому. Протянутый с Луны к Земле трос пройдёт через точку в пространстве, в которой притяжение Земли и Луны компенсируют друг друга.
Это т.н. точка Лагранжа, и она становится главной особенностью космического троса. Ниже её, т.е., ближе к Земле, гравитация притягивает трос к планете. Над ней, ближе к Луне, гравитация тянет трос ближе к лунной поверхности.
Пенуар и Сэндфорд быстро показывают, что если протянуть кабель от Луны до поверхности Земли, то воздействие, которое будет оказывать на него Земля, станет слишком большим для любых существующих сегодня материалов. Однако трос не обязательно тянуть до поверхности планеты для того, чтобы он стал приносить пользу.
Главный результат исследователей состоит в том, что они показали – прочные современные материалы, типа углепластика Zylon, могут выдержать силы, действующие на кабель, протянутый от Луны до геосинхронной орбиты. Далее они предполагают, что устройство, доказывающее принципиальную работоспособность проекта, можно сделать в виде кабеля толщиной в карандашный грифель, и свесить с Луны за несколько миллиардов долларов.
Цель амбициозная, однако, по сравнению с текущими космическими миссиями – не запредельная. “Протянув трос, закреплённый на Луне, в гравитационный колодец Земли, мы можем построить стабильный кабель, позволяющий передвигаться от точки, лежащей недалеко от Земли, к поверхности Луны”, – сказали Пенуар и Сэндфорд.
Экономия была бы грандиозной. “Проект уменьшил бы количество топлива, необходимого для достижения Луны, в три раза”, – говорят они.
А также открыл бы для изучения совершенно новый участок космоса – точку Лагранжа. Она интересна тем, что в ней и гравитация, и градиент гравитации равны нулю, благодаря чему в ней безопасно заниматься строительством. Градиент гравитации на низкой околоземной орбите делает эту орбиту гораздо менее стабильной.
“Если уронить с МКС инструмент, он будет с ускорением двигаться от вас, – пишут Пенуар и Сэндфорд. – В точке Лагранжа градиентом гравитации практически можно пренебречь. Выроненный инструмент останется рядом с рукой гораздо дольше”.
Также в этом регионе почти нет обломков. “Предыдущие миссии практически не затрагивали точку Лагранжа, а проходящие через неё орбиты хаотичны, что значительно уменьшает количество метеоритов”, – говорят они.
По этим причинам Пенуар и Сэндфорд утверждают, что обеспечение доступа к точке Лагранжа будет одним из главных преимуществ космического троса. “Мы считаем, что колония в точке Лагранжа станет важнейшим и самым влиятельным результатом для начала использования космического троса (и исследования космоса), – говорит они. – Такая база позволит создавать и поддерживать новое поколение космических экспериментов. Можно представить себе телескопы, ускорители частиц, детекторы гравитационных волн, виварии, электростанции и точки запуска миссий по всей Солнечной системе”.
Эта интересная работа обеспечивает новый взгляд на идею космического лифта. Недорогие путешествия к точке Лагранжа, Луне и другим местам могут стать значительно дешевле и доступнее.