В 2019 году фонд «Навстречу переменам» (Tele2) проводил среди социальных предпринимателей конкурс на получение грантов. Я принял участие в конкурсе с проектом обучения детей финансовой грамотности, выиграл региональный этап и поехал на учебу по доработке проекта в Москву. Там собрались около 20 невероятно крутых людей со всей России с прекрасными проектами помощи детям с ОВЗ, организации детского досуга в селах и так далее. Мне даже показалось, что мой проект никчемный по сравнению с ними, и лучше уступить свое место им, однако коллеги убедили, что я в силах помочь большему числу детей, у которых меньше видимых проблем, но которым очень пригодятся такие знания.
Однако на защите проекта столкнулся с совершенно привычным в нашем обществе представлением об инвестировании. Конкретный вопрос конкурсной комиссии звучал так: «Значит, вы собираетесь учить детей спекулировать на бирже?» Конечно, за словом в карман не полез, контраргументов хватает, но формат интервью не предполагал долгих дебатов, так что стену непонимания я пробил.
Что ж, я продолжил работать с детьми и молодежью в школах, ВУЗах и ССУЗах Улан-Удэ дальше, самостоятельно, без грантов, то есть бесплатно. Благо учителя и родители мне доверяли и постоянно приглашали проводить занятия. Однако после переезда в Москву заниматься этим делом перестал, так как здесь надо с нуля строить кредит доверия, да еще с возрастом и опытом понял, что постоянная публичность меня тяготит.
Теперь к делу. Я последовательно борюсь против стандартного, общепринятого в России отношения к инвестированию как к азартной игре. Оно сидит у народа в подкорке: любые ассоциации с понятиями «биржа», «фондовый рынок», «инвестиции» — это игра, казино, удача, шанс, везение и т. п. Люди здесь играют, разгоняют и сливают депозиты, испытывают удачу. В общем, делают на бирже все, кроме инвестиций в истинном их понимании.
Причин две:
- Человеческое поведение. Человеку в наш век переизбытка информации и низкой способности к концентрации внимания скучно, его надо развлекать. В том же 2019 году на форуме «Мой бизнес» в Улан-Удэ Василий Смольный делился успехами своего проекта «Бешеная сушка». Представляете, людям не хватало собственной силы воли заниматься спортом для похудения, и им предлагалась увлекательная игра в виде долгоиграющего квеста с начислением очков за выполненные задания. Проект стал мегапопулярным. Тогда я был очень удивлен такому странному поведению его участников. Сейчас, получив большой практический опыт преподавания и изучив основы психологии, понимаю, что геймификация, то есть превращение скучного процесса в увлекательную игру, — это «золотой ключик» к умам и сердцам клиентов, а значит и их кошелькам. В обучении игры чрезвычайно полезны, они вносят разнообразие и улучшают восприятие информации, причем их польза для детей и взрослых одинакова. Однако учеба сменяется практикой, где игры могут быть бесполезны или вредны, как, например, в инвестировании. Но патологических игроков в обществе — около 10-15%. В тяжелые экономические времена им играть особо не на что, а нынче им раздолье.
- Низкая финансовая грамотность. Кто-то может и был бы рад научиться разумно управлять накоплениями, но, когда все вокруг повально делают глупости со своими деньгами, шансов пойти в ином направлении у простого человека немного. Он даже не сомневается в выборе финансовых инструментов и способов обращения с ними, если большинство окружающих вкладываются во что попало, да еще и кидаются в безумные спекуляции. Меня радует, что на эту причину я могу повлиять, ведь людей, не склонных к азартным играм, гораздо больше, — 85-90%.
Что же делать? Приведу слова недавно скончавшегося Чарли Мангера, партнера Уоррена Баффета: «Учить молодежь активно торговать акциями — все равно что подсаживать их на героин». Совершенно согласен с легендарным инвестором. Миллионы людей превращаются в лудоманов, часами напролет пялясь в торговые приложения без всякой пользы, сжигая время и нервы, вместо того, чтобы заниматься продуктивным трудом, активным отдыхом и общением с близкими.
Я бесконечно далек от любого рода геймификации в инвестировании. Это скучный и длительный процесс, который может быть увлекательным на этапе обучения и знакомства, но в дальнейшем должен напоминать наблюдение за ростом деревьев, где практически никакого активного вмешательства на регулярной основе со стороны человека не требуется.